Бубекина Н. Патриотическое воспитание в детских библиотеках / Н. Бубекина // Школьная библиотека. – 2003. – № 4. – С. 34-40.

B течение последних десяти лет в нашей стране практически не говорилось о пат­риотизме, а если это слово и использовалось, то только в отрицательном плане. Два, а то и три поколения выросли в атмосфере уничижения страны, атмосфере ориентации на западный образ жизни без учета ментальности народа. Даже само слово "воспитание" было исключено из лексикона ученых, педагогов.

Только с 1999 года Минис­терство образования Рос­сийской Федерации вер­нуло в школьный обиход понятия воспитания и патриотизма. “Про­грамма развития воспитания и образования подрастающего по­коления России на 1999-2001 го­ды”, утвержденная приказом Ми­нистерства образования Россий­ской Федерации от 18.10.99 № 574, ориентировала педагогов на усиление роли воспитания в об­разовательном процессе. В фев­рале 2001 года Постановлени­ем правительства Российской Федерации утверждена “Госу­дарственная программа “Пат­риотическое воспитание граж­дан Российской Федерации на 2002-2005 гг.” (№122) . Министерство образования Российской Федерации, реализуя положе­ния этой государственной программы, при­няло Подпрограмму патриотического вос­питания на 2001-2005 гг. В развитие этой Программы 5 марта 2002 года состоялось заседание Совета при Президенте Россий­ской Федерации по культуре и искусству по теме “Культура и дети: проблемы форми­рования духовного мира подрастающего поколения”, а 25 июня 2002 го­да Министерствами Россий­ской Федерации по делам пе­чати, телерадиовещания и средств массовых коммуни­каций, образования и культу­ры была проведена коллегия “О проблемах формирования духовного мира подрастаю­щего поколения” и утвержден Межведомственный ком­плексный план мероприятий по формированию духовного мира подрастающего поколе­ния” (см. журнал “Школьная библиотека”, № 1, 2003). Приказом Министерства об­разования Российской Феде­рации от 13 июня 2002 г. № 2207 создан “Российский центр граждан­ского и патриотического воспитания де­тей и молодежи”. Он создан в целях разви­тия общественно-государственной системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Российской Федерации, способной на основе формиро­вания гражданско-патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по кон­солидации общества, поддержанию общест­венной и экономической стабильности, упро­чению единства и дружбы народов Россий­ской Федерации.

Основными задачами центра являются:

  • формирование сознания детей и молоде­жи России на основе культурно-историчес­ких, духовных ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувст­ва гордости за свою страну;
  • формирование у молодежи активной жиз­ненной позиции, гражданских и нравствен­ных качеств, готовности к участию в общест­венно полезной деятельности и защите госу­дарственных интересов страны;
  • развитие многовековых духовных тради­ций Отечества, утверждение в обществе иде­алов высокой нравственности и гуманизма, сохранение и приумножение национального культурного, духовного наследия;
  • реализация положений Национальной доктрины образования, одобренной поста­новлением Правительства Российской Фе­дерации от 4 октября 2000 г. № 751, и концеп­ции государственной безопасности по фор­мированию системы мер действенной социальной профилактики и воспитания за­конопослушных граждан;
  • формирование комплекса нормативного правового и организационно-методичес­кого обеспечения функционирования си­стемы гражданского и патриотического воспитания;
  • содействие федеральным органам испол­нительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об­щественным объединениям в гражданско-па­триотическом воспитании детей и молодежи России в духе преданности и любви к своему Отечеству и своему народу и т.д. (см.: Вестник образования – 2002. – № 15.- С. 20-24).

Подобный центр мог бы стать координато­ром действий всех социальных институтов. К сожалению, во всех этих программах и ор­ганизациях никак не просматривается роль библиотек как мощных институтов патрио­тического воспитания, хотя все вышепере­численные цели актуальны и для детских, и для школьных библиотек.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек, даже в те го­ды, когда это понятие широко не употребля­лось.

Что такое патриотизм? Словарное опреде­ление гласит: “Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глу­боких чувств, закрепленных веками и тыся­челетиями” (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482).

“Патриотическое воспитание – это система­тическая и целенаправленная деятельность ор­ганов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотиче­ского сознания, чувства верности своему Оте­честву, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по за­щите интересов Родины” (Государственная про­грамма “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы”// Российская газета. – 2001. – 12 марта).

Сущность любви к Родине определил когда- то очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не мо­жешь для себя отчетливо определить, но ко­торого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организ­мом неразрывной пуповиной. Он, этот таин­ственный организм, был свидетелем и ис­точником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обо­грел и приютил тебя, словом сказать – сде­лал из тебя существо, способное жить...”.

Из этого очень верного высказывания выте­кает мысль о необходимости объединения в ра­боте библиотек по патриотическому воспита­нию интеллектуального и эмоционального нача­ла, привлечение всего спектра художественной, научно-познавательной литературы, имеющих­ся аудио- и видеоматериалов, электронных про­дуктов.

Многообразная деятельность детских и школьных библиотек вся неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патрио­тическим воспитанием. Что бы ни делала биб­лиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и совре­менной жизни страны, Родины. Патриотиз­му нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причем именно детской, школьной библиотеки, учитывающей психологичес­кие и индивидуальные различия детей раз­ных возрастных групп. Чувство патриотиз­ма сродни чувству любви к матери: неда­ром слова “родина” и “мать” часто употребляют как синонимы. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом полу­чают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны ха­рактера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного чело­века. Нечто подобное происходит и с разви­тием чувства патриотизма.

Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотеки ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача – помочь взросле­ющему человеку. Сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, по­мочь в осмыслении высших человеческих цен­ностей и идей, в развитии общественно-полити­ческой и нравственной защищенности от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребенка, в организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравст­венно ориентированной (а, значит, и патриотич­ной – Н.Б.) личности, (см.: Каменкова Л. Как воспитать патриота// Народное образование. – 1999. – № 5. – С. 249).

Воспитание патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

Что же включает в себя патриотическое вос­питание? Государственная программа “Пат­риотическое воспитание граждан Россий­ской Федерации на 2001 – 2005 годы” выде­ляет следующие наиболее актуальные направления:

формирование у граждан высокого патри­отического сознания, чувства верности свое­му Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обя­занностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

воспитание активной гражданской пози­ции личности;

военно-патриотическое воспитание;

патриотическое воспитание и националь­ный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных нацио­нальностей, рас, конфессиональной принад­лежности и т.д.;

формирование и развитие социально зна­чимых ценностей общества и личности и др.

Анализ опыта работы детских библиотек России показывает, что библиотеки практичес­ки уже давно работают по данным направлени­ям, используя весь арсенал форм и методов библиотечной деятельности, но особенно эта работа активизировалась с 2001 года. Библио­тека как социальный институт в полной мере должна входить в систему патриотического вос­питания граждан Российской Федерации. Мно­гие библиотеки включились в региональные программы патриотического воспитания, раз­рабатывают собственные программы.

Как формулируют они свои цели и задачи па­триотического воспитания?

Библиотеки отмечают важность патриотиче­ского воспитания, особенно сегодня, когда ста­новится все заметней постепенная утрата на­шим обществом традиционно патриотического сознания (Липецкая ОДБ). Концепция работы по программе патриотического воспитания – понимание патриотизма как одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, духовного достояния личности. Патриотизм – любовь к своему Отечеству, чувство связи с его историей, культурой – составляющими духовно­нравственную основу личности. Администрация района Липецкой области заинтересована в воспитании патриотизма и поддерживает рабо­ту библиотек в этом направлении.

Библиотеки отмечают тесную связь патрио­тического воспитания с нравственным, с воспи­танием в молодом человеке уважения к тому, кто рядом, и самому себе.

Формирование у читателей-детей любви к Отечеству, своей истории, личной ответственно­сти за происходящее вокруг – одно из приори­тетных направлений работы библиотек Хакасии.

Составной частью всей массовой работы с книгами в Ярославской ОДБ является форми­рование патриотического сознания, любви и уважения к истории Родины и Ярославского края. Основа патриотизма в первую очередь – знание истории своей Родины. Задача библио­тек не только сохранить, но и передать молодо­му поколению россиян то богатство, которое определяется словами “историческое насле­дие”, научить дорожить им.

Тамбовская ОДБ в работе в помощь герои­ко-патриотическому воспитанию ставит целью формирование четкой гражданской позиции.

Екатеринбургская ОБДиЮ рассматривает патриотическое воспитание с позиций истори­ко-военно-краеведческой тематики.

Основным направлением в работе отдела ис­тории и краеведения Саратовской ОДБ явля­ется историко-патриотическое и нравственное воспитание.

Ростовская ОДБ несколько лет, помимо кра­еведения, духовно-нравственного и экологиче­ского воспитания, разрабатывает тему воспита­ния толерантности, умения услышать друг дру­га.(Программа “Книжный ковчег мира” и др.).

Это только некоторые примеры работы дет­ских библиотек. Практически все детские биб­лиотеки работают в этом направлении, ставя за­дачи через книгу, чтение, раскрытие своих фон­дов приобщить детей к пониманию патриотизма. Анализ деятельности детских библиотек позволяет вычленить следующие на­правления патриотического воспитания:

  • воспитание любви к Родине, к “малой” Ро­дине. Как правило, это делается в рамках краеведческой деятельности библиотек, ко­торая столь обширна, что анализу этой дея­тельности мы посвящаем отдельный выпуск “Краеведческая деятельность детских биб­лиотек России” (М.: РГДБ, 2002. – 53 с.);
  • воспитание любви и интереса к истории России, в том числе военно-патриотический аспект деятельности библиотек;
  • правовое просвещение детей в условиях детской библиотеки;
  • эколого-патриотическое воспитание;
  • воспитание любви к родному слову, родно­му языку, литературе и культуре.

Рассмотрим более подробно опыт работы детских библиотек России по этим направлени­ям. В последнее время в библиотеках широкое распространение получил программно-целевой метод деятельности. Библиотеки активно участ­вуют в Федеральной целевой программе “Пат­риотическое воспитание граждан”, многие про­екты детских библиотек связаны с разработкой информации по символике российского госу­дарства (см., например, программу Рязанской ОДБ). Кроме того, создаются собственные про­граммы патриотического воспитания. Перечис­лим некоторые из них:

Башкортостан. ДФНБ. Целевая творческая программа “Земля моя – Башкортостан” (фор­мирование у читателей чувства патриотизма, любви к родному краю, народным обычаям, тра­дициям, прошлому Башкирии).

Хакасия. РДБ. Программа “В дружбе и со­гласии” (воспитание любви к родному краю и культуры межнациональных отношений).

Чувашия. РБДиЮ. Целевая программа “Па­мять в наследство”.

Алтайская КДБ. В 2002 году внедряется “Программа краеведческой информационной деятельности с подростками 12-14 лет”.

Волгоградская ОДБ. Программа “Память” (Патриотическое воспитание детей и подрост­ков) (1999 – 2005 гг.).

Воронежская ОДБ. Участие в подпрограм­ме МК РФ “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.” – “Эхо войны на карте Во­ронежской области”.

Кировская ОДБ. Литературно-краеведчес­кая программа “Мы – вятские”.

Курская ОДБ. Программа “Память России”.

Липецкая ОДБ. Программа патриотическо­го воспитания имеет несколько направлений: “Военная слава России”; “Честь имею”; “Они сражались за Родину”.

Магаданская ОДБ. Программа “Любовью к Родине дыша”.

Московская область. Районные библиотеки области работают по программам: “Отчий дом” (ЦДБ Жуковского, знакомство с литературой о духовном, историческом пути Родины, ее куль­туре, природе); “Великая победа под Москвой” (ЦДБ Ступино).

Мурманская область. “Уголок России – от­чий дом – воспитание патриотов своей Родины” (Снежногорск); “Память России” (Северо­морск), три блока программы освещают темы: “Листая страницы истории”; “Мой край Запо­лярным зовется”; “Есть такая профессия – Ро­дину защищать”.

Нижегородская ОДБ. Разработана област­ная комплексная программа “Обретение Роди­ны: историко-патриотическое воспитание детей и подростков на материалах о родном крае”.

Рязанская ОДБ. Программа “Путешествие во времени” (знакомство с литературой по исто­рии Родины).

Тамбовская ОДБ. Авторская программа “Горжусь, что я – россиянин”

Тюменская ОНДБ. Разработана областная программа на 2001-2005 гг. “Книга в патриоти­ческом воспитании юного поколения”.

Ульяновская ОДБ. Программа “О подвигах, о доблести, о славе”.

Читинская ОДБ. В областной программе “Сохранение, поддержка и развитие культуры и искусства Читинской области (2001-2003 гг.)” выделено направление “Патриотическое воспи­тание и пропаганда национальной культуры”.

Ярославская область. Патриотическая про­грамма “Во славу края и Отечества” (ЦДБ Рос­това).

Выполнение этих программ предусматрива­ет целый комплекс мероприятий как для детей, так и для самих библиотекарей. Наиболее рас­пространенными формами работы являются массовые мероприятия, направленные на рас­крытие фонда документов детских библиотек. Сильная сторона этих программ – стремление к координации усилий разных социальных институтов, общественных организаций, различных Советов, фондов и пр.

Рассмотрим, например, программу Ростов­ской ОДБ “Книжный ковчег мира”, получившую грант Института Открытого Общества (фонда Сороса). Цель проекта – объединение детских библиотек Северо-Кавказского региона в со­дружестве по развитию диалога между культу­рами, создания единого диалогового простран­ства, наполненного миром и согласием. В рам­ках этой программы состоялись творческие уроки “Ступени”, в основе которых проходило интерактивное общение с детьми на материале классической литературы. Дети также знакоми­лись с традициями, связанными с историей кни­ги и библиотеки как объединяющего начала раз­ных народов во все времена, в том числе – с традициями взаимопонимания и гостеприимст­ва у различных национальностей. “Гостевая гор­ница” клуба “Богатый колодезь” раскрывала двери для встреч с детьми разных национально­стей. В рамках “Книжного ковчега мира” дети из всех республик и областей Северного Кавказа выполняли творческие проекты, обменивались ими, вели через библиотеки переписку. Библио­теки работали совместно с краеведческими му­зеями, активами национальных диаспор, отде­лениями Союза писателей России, школами.

Завершилась программа двумя крупными мероприятиями: фестивалем читателей детских библиотек региона “Книги строят мосты” и реги­ональной конференцией детских библиотека­рей “Святая наука – услышать друг друга”. Фес­тиваль читателей-детей проходил как театрали­зованная игра-путешествие на Книжном ковчеге, где дети вступали в диалог, рассказы­вая о культуре своего народа, демонстрируя творческие работы (рисунки, альбомы, подел­ки). Книги помогали услышать и понять друг друга, построить мосты дружбы, вместе попуте­шествовать во времени и пространстве, иссле­довать, прожить и реализовать лучшие тради­ции из опыта человечества и разных народов. В фестивале приняли участие более 100 детей из разных республик, областей и районов Север­ного Кавказа, победивших в региональных твор­ческих конкурсах “Книжного ковчега”.

Вторым важным мероприятиям в рамках программы Ростовской ОДБ стало проведение конференции детских библиотекарей Северно­го Кавказа, Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области “Святая наука – ус­лышать друг друга”. С библиотекарями на кон­ференции сотрудничали ученые Ростовского го­сударственного университета, государственного университета, государственного педагогического университета, училища культуры, средства массовой информации, об­щественные организации. Мы так подробно ос­тановились на опыте Ростовской ОДБ потому, что считаем: воспитание патриотизма невоз­можно без воспитания толерантности[2], тер­пимости к людям других национальностей, верований, культур. Иначе патриотизм мо­жет выродиться в национализм и фашизм.

Детские библиотеки активно участвуют в различных общерегиональных акциях по патри­отическому воспитанию граждан, и главную роль здесь играют крупные детские библиотеки регионов. Приведем несколько примеров.

Краснодарская КДБ. В 2002 г. организована литературно-творческая экспедиция “Край мой, земля кубанская”.

Хабаровская КДБ. На 2002-2003 гг. запла­нирован конкурс детских библиотек и библиотек семейного чтения на лучшую работу по патрио­тическому воспитанию (во исполнение Поста­новления Правительства Хабаровского края от 16.10.01 г. “О плане мероприятий по вопросам патриотического воспитания граждан Хабаров­ского края на 2001-2005 гг.”).

Костромская ОДБ. Сытинские областные чтения.

Курганская ОДБ. Областной конкурс “Дет­ство мое”.

Мурманская ОДЮБ. Смотр-конкурс учреж­дений культуры по нравственному и патриотиче­скому воспитанию детей и юношества на 2001­2003 гг. В помощь организации смотра ОДЮБ разработана программа семинара, консульта­ции, осуществляются выезды по заявкам ЦБС. О ходе смотра проходят заслушивания на коллегии областного комитета по культуре и искусству.

Нижегородская ОДБ. Участие в региональ­ном конкурсе “Возрождение национальной культуры”.

Смоленская ОДБ. Областная историко-ли­тературная экспедиция “Война в судьбе моей семьи”.

Тамбовская ОДБ. Областная литературно­-поисковая экспедиция “Земля отцов – земля де­тей”.

Челябинская ОДБ. Областной конкурс “Здесь Родины моей начало”, по итогам которо­го издан сборник “Здесь Родины моей начало. Пишут дети Южного Урала”.

Читинская ОДБ. Областной литературно­-творческий конкурс “Мое Забайкалье – моя Чи­та” и др.

Подготовка таких акций требует много времени и сил, но участие в них дает возможность библиотекам громко заявить о себе и найти свою нишу в складывающейся системе патрио­тического воспитания, о которой так много го­ворится в Федеральной программе. Анализ ма­териалов, присланных детскими библиотеками в РГДБ, позволяет сделать вывод о том, что луч­ше планировать меньше массовых мероприя­тий, но зато более крупных и качественных, чем размазывать усилия на невероятно большое их количество, не составляющее определенную систему.

Важным и наиболее разработанным после краеведения направлением патриотического воспитания в детских библиотеках является ис­торико-героико-патриотическое воспитание. В последние годы усилилась работа по продвиже­нию к читателям-детям литературы о Великой Отечественной войне, о героях современных войн. Среди форм работы – книжно-иллюстра­тивные выставки, выставки-портреты, литера­турно-музыкальные композиции, конкурсы дет­ских рисунков, литературные вечера, встречи с ветеранами, викторины, исторические диалоги, спор-часы, диспуты, конференции по книгам фронтовиков и т.д. Практически во всех детских библиотеках России, так или иначе, были затро­нуты эти темы. Сейчас библиотеки планируют циклы мероприятий, посвященные 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (май 2005 года), 60-летию Сталинградской, Курской и других славных сражений в годы войны. И та­ких материалов очень много. Немало сил уделя­ют детские библиотеки и для возрождения сла­вы русской армии, для создания у подростков положительного ее образа, что достаточно трудно сделать при отсутствии хорошей литера­туры и массы негативных публикаций в печати и в средствах массовой информации. Так, в дет­ских библиотеках Московской области были проведены часы истории “С русским воином че­рез века”, “Выдающиеся воины России”, беседа “Вам повестка из военкомата”. В центральной библиотеке г. Переславля Ярославской области несколько лет действует военно-патриотичес­кий клуб “Переславская дружина”, налажены хо­рошие контакты с военкоматом, воинской час­тью, гарнизонным офицерским клубом, кадет­ским корпусом. Все без исключения детские библиотеки стараются с выдумкой и интересно отметить День защитников Отечества. Напри­мер, в Рязанской ОДБ 23 февраля читальный зал был превращен в “Армейский магазин”, в котором проводился развлекательный конкурс для мальчишек. Они демонстрировали свои по­знания в истории и современном развитии ар­мии, отвагу, доблесть, а приглашенные курсан­ты института ВДВ создавали соответствующую атмосферу, внесли задор и армейский дух. В Саратовской ОБДиЮ ко Дню защитника Отече­ства интересно прошла литературно-историче­ская игра “О доблести, о подвигах, о славе”, включавшая в себя конкурсы и викторины.

Много и плодотворно работают библиотеки в плане правового просвещения читателей-де­тей. Так же, как и краеведение, это направление стало одним из ведущих в деятельности библи­отек, поэтому мы посвятим этой проблеме от­дельный выпуск в серии “Что? [де? Как?”. Пра­вовое просвещение детей имеет свои специфи­ческие особенности: детям мало знать свои права и обязанности, они должны их понять, прожить в игровой деятельности, на что и наце­лены детские библиотеки. С правовым просве­щением тесно связано воспитание у подрастаю­щего поколения чувства ответственности и лич­ного достоинства. К сожалению, материалов детских библиотек, присланных в РГДБ по этой теме, очень мало, так же как и по работе библи­отек в помощь привитию любви к русскому язы­ку. А это ведь приоритетные направления дея­тельности детских библиотек, в том числе по па­триотическому воспитанию.

Государственная программа по патриотичес­кому воспитанию граждан в качестве приорите­та назвала нормативно-правовое и методичес­кое обеспечение всей системы патриотического воспитания. Республиканские, краевые и обла­стные детские библиотеки как методические центры регионов по библиотечному обслужива­нию детей и детскому чтению не могли в своей исследовательской, методической деятельнос­ти пройти мимо этой темы.

Некоторые библиотеки провели социологи­ческие исследования по теме. Так, Нижего­родская ОДБ исследовала особенности вос­приятия историко-патриотической литературы современными детьми и подростками. Цель ис­следования – выявить уровень знаний и интере­са к истории России и родного края, мотивы об­ращения к исторической литературе, источники информации, уровень познавательной активно­сти и т.д. По итогам опроса учащихся 6-9-х клас­сов (250 чел.), выборочного анализа формуля­ров детских библиотек области подготовлены рекомендации по формированию “ядра” книж­ного фонда “Золотая полка”, организации ин­формационно-библиотечного обслуживания ис­торико-патриотической литературой; по орга­низации совместной деятельности детской библиотеки и школы; по оптимальным методам и формам работы с историко-патриотической литературой. В настоящее время исследование продолжается по отдельным тематическим на­правлениям: “Российской истории – 1000 лет” (анкетирование); “Я желаю родному городу” (блиц-опрос) и др.

Многие библиотеки проводят мини-исследо­вания по различным направлениям патриотичес­кого воспитания. Например, Липецкая ОДБ про­водила анкетирование школьников у выставок-размышлений “Судьба и Родина едины” и “С чего начинается Родина?”. Можно отметить исследо­вательскую деятельность Ивановской ОБДиЮ, Мурманской ОБДиЮ, Краснодарской и Став­ропольской КДБ, Самарской ОДБ и многих других библиотек. Результаты этих исследований представляют собой большую ценность для раз­вития информационно-библиотечного обслужи­вания детей по самым разным направлениям де­ятельности детских библиотек, в том числе и по патриотическому воспитанию. РГДБ начала со­здание электронной базы данных исследова­ний детских библиотек России и намерена доводить до сведения всех заинтересован­ных лиц результаты проведенной работы.

Методическая деятельность детских биб­лиотек по обеспечению патриотического воспи­тания складывалась из типичных для библиотек направлений работы: издательская деятель­ность и повышение квалификации. Практически все республиканские, краевые и областные дет­ские библиотеки в 2001-2002 годах уделяли большое внимание освещению рассматривае­мой проблемы на курсах повышения квалифика­ции детских библиотекарей, семинарах, сове­щаниях. Приведем некоторые примеры. Мос­ковская ОДБ провела областные курсы повышения квалификации для заведующих дет­скими филиалами по теме “Роль детских библи­отек в духовном и патриотическом воспитании детей и подростков”, Омская ОДБ – семинар- совещание директоров и зам. директоров ЦБС “Возможности детских библиотек в патриоти­ческом воспитании читателей”, Белгородская ОДБ организовала научно-практическую кон­ференцию “Духовно-нравственное и патриоти­ческое воспитание населения на основе право­славных культурно-бытовых традиций”, в Крас­нодарском крае проведена творческая лаборатория “Воспитание патриотических чувств и развитие творческой активности де­тей”, в работе которой участвовали многие биб­лиотеки России. В Нижнем Новгороде была организована методическая панорама для биб­лиотекарей области “Формирование патриоти­ческого сознания подрастающего поколения”.

Богата и разнообразна издательская деятельность детских библиотек – методических центров. Судя по отчетам, ни одна библиотека не обошлась в 2000-2001 годах без издания ка­кого-либо вида методических рекомендаций по рассматриваемой теме. Приведем примеры не­которых изданий, поступивших в РГДБ:

  • Если будет Россия, значит, буду и я (Патриоти­ческое воспитание подрастающего поколе­ния новой России): Методико-библиографи­ческий материал (Орловская ОДБ);
  • Забвению не подлежит: Сборник методичес­ких материалов в помощь героико-патриоти­ческому воспитанию (Ставропольская КДБ);
  • С чего начинается Родина: Методико-библио­графические рекомендации в помощь патри­отическому воспитанию детей и подростков (Тульская ОДБ);
  • "Да ведают потомки православных земли род­ной минувшую судьбу...”: Обобщение опыта ра­боты по авторской программе (Липецкая ОДБ);

♦ “... Отчизне посвятим души прекрасные по­рывы...” (Патриотизм как главная черта русско­го человека): Методические рекомендации в по­мощь работе с учащимися старшего школьного возраста с исторической литературой и др.

Многие библиотеки имеют целые серии ме­тодических рекомендаций по патриотическому воспитанию детей. Это, например, Ярослав­ская ОДБ (серия дайджестов), Самарская ОДБ “О подвигах, о доблести, о славе” и т.д. Среди присланных материалов много списков литера­туры по теме, листовок, рекомендательных биб­лиографических указателей. К сожалению, не все материалы детских библиотек присылаются в фонд РГДБ, поэтому трудно представить всю палитру методических изданий. Активнее стали использовать детские библиотекари и возмож­ность публикаций в профессиональной прессе. Особенно много публикаций в журнале “Детская библиотека”, издаваемом Ассоциацией детских библиотекарей России и Нижегородской ОДБ. Детские библиотекари Татарстана, Перми, Ха­баровска, Ставрополья также имеют свои пе­риодические издания, которые выпускают круп­ные детские библиотеки этих регионов.

Таким образом, можно говорить о сложив­шейся системе патриотического воспитания в детских библиотеках России. Библиотеки нако­пили большой опыт в использовании самых раз­ных форм и методов раскрытия своих фондов, приобщения детей к чтению литературы, спо­собствующей формированию патриотизма. Од­нако надо отметить, что в России в последнее время очень мало качественной детской литературы, особенно научно-познавательной.

Н.В. БУБЕКИНА, заведующая научно-методическим отделом Республиканской государственной детской библиотеки, г. Москва.

 

[2] См. Приложение “Декларация принципов толерант­ности”, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года