Бубекина Н. Патриотическое воспитание в детских библиотеках / Н. Бубекина // Школьная библиотека. – 2003. – № 4. – С. 34-40.
B течение последних десяти лет в нашей стране практически не говорилось о патриотизме, а если это слово и использовалось, то только в отрицательном плане. Два, а то и три поколения выросли в атмосфере уничижения страны, атмосфере ориентации на западный образ жизни без учета ментальности народа. Даже само слово "воспитание" было исключено из лексикона ученых, педагогов.
Только с 1999 года Министерство образования Российской Федерации вернуло в школьный обиход понятия воспитания и патриотизма. “Программа развития воспитания и образования подрастающего поколения России на 1999-2001 годы”, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574, ориентировала педагогов на усиление роли воспитания в образовательном процессе. В феврале 2001 года Постановлением правительства Российской Федерации утверждена “Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2002-2005 гг.” (№122) . Министерство образования Российской Федерации, реализуя положения этой государственной программы, приняло Подпрограмму патриотического воспитания на 2001-2005 гг. В развитие этой Программы 5 марта 2002 года состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству по теме “Культура и дети: проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения”, а 25 июня 2002 года Министерствами Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, образования и культуры была проведена коллегия “О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения” и утвержден Межведомственный комплексный план мероприятий по формированию духовного мира подрастающего поколения” (см. журнал “Школьная библиотека”, № 1, 2003). Приказом Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 2002 г. № 2207 создан “Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи”. Он создан в целях развития общественно-государственной системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Российской Федерации, способной на основе формирования гражданско-патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.
Основными задачами центра являются:
- формирование сознания детей и молодежи России на основе культурно-исторических, духовных ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов страны;
- развитие многовековых духовных традиций Отечества, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, сохранение и приумножение национального культурного, духовного наследия;
- реализация положений Национальной доктрины образования, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, и концепции государственной безопасности по формированию системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан;
- формирование комплекса нормативного правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
- содействие федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественным объединениям в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи России в духе преданности и любви к своему Отечеству и своему народу и т.д. (см.: Вестник образования – 2002. – № 15.- С. 20-24).
Подобный центр мог бы стать координатором действий всех социальных институтов. К сожалению, во всех этих программах и организациях никак не просматривается роль библиотек как мощных институтов патриотического воспитания, хотя все вышеперечисленные цели актуальны и для детских, и для школьных библиотек.
Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек, даже в те годы, когда это понятие широко не употреблялось.
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: “Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями” (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482).
“Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины” (Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы”// Российская газета. – 2001. – 12 марта).
Сущность любви к Родине определил когда- то очень хорошо М.Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить...”.
Из этого очень верного высказывания вытекает мысль о необходимости объединения в работе библиотек по патриотическому воспитанию интеллектуального и эмоционального начала, привлечение всего спектра художественной, научно-познавательной литературы, имеющихся аудио- и видеоматериалов, электронных продуктов.
Многообразная деятельность детских и школьных библиотек вся неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны, Родины. Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причем именно детской, школьной библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова “родина” и “мать” часто употребляют как синонимы. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.
Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотеки ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача – помочь взрослеющему человеку. Сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей, в развитии общественно-политической и нравственной защищенности от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребенка, в организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной (а, значит, и патриотичной – Н.Б.) личности, (см.: Каменкова Л. Как воспитать патриота// Народное образование. – 1999. – № 5. – С. 249).
Воспитание патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.
Что же включает в себя патриотическое воспитание? Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы” выделяет следующие наиболее актуальные направления:
формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
воспитание активной гражданской позиции личности;
военно-патриотическое воспитание;
патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;
формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.
Анализ опыта работы детских библиотек России показывает, что библиотеки практически уже давно работают по данным направлениям, используя весь арсенал форм и методов библиотечной деятельности, но особенно эта работа активизировалась с 2001 года. Библиотека как социальный институт в полной мере должна входить в систему патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Многие библиотеки включились в региональные программы патриотического воспитания, разрабатывают собственные программы.
Как формулируют они свои цели и задачи патриотического воспитания?
Библиотеки отмечают важность патриотического воспитания, особенно сегодня, когда становится все заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания (Липецкая ОДБ). Концепция работы по программе патриотического воспитания – понимание патриотизма как одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, духовного достояния личности. Патриотизм – любовь к своему Отечеству, чувство связи с его историей, культурой – составляющими духовнонравственную основу личности. Администрация района Липецкой области заинтересована в воспитании патриотизма и поддерживает работу библиотек в этом направлении.
Библиотеки отмечают тесную связь патриотического воспитания с нравственным, с воспитанием в молодом человеке уважения к тому, кто рядом, и самому себе.
Формирование у читателей-детей любви к Отечеству, своей истории, личной ответственности за происходящее вокруг – одно из приоритетных направлений работы библиотек Хакасии.
Составной частью всей массовой работы с книгами в Ярославской ОДБ является формирование патриотического сознания, любви и уважения к истории Родины и Ярославского края. Основа патриотизма в первую очередь – знание истории своей Родины. Задача библиотек не только сохранить, но и передать молодому поколению россиян то богатство, которое определяется словами “историческое наследие”, научить дорожить им.
Тамбовская ОДБ в работе в помощь героико-патриотическому воспитанию ставит целью формирование четкой гражданской позиции.
Екатеринбургская ОБДиЮ рассматривает патриотическое воспитание с позиций историко-военно-краеведческой тематики.
Основным направлением в работе отдела истории и краеведения Саратовской ОДБ является историко-патриотическое и нравственное воспитание.
Ростовская ОДБ несколько лет, помимо краеведения, духовно-нравственного и экологического воспитания, разрабатывает тему воспитания толерантности, умения услышать друг друга.(Программа “Книжный ковчег мира” и др.).
Это только некоторые примеры работы детских библиотек. Практически все детские библиотеки работают в этом направлении, ставя задачи через книгу, чтение, раскрытие своих фондов приобщить детей к пониманию патриотизма. Анализ деятельности детских библиотек позволяет вычленить следующие направления патриотического воспитания:
- воспитание любви к Родине, к “малой” Родине. Как правило, это делается в рамках краеведческой деятельности библиотек, которая столь обширна, что анализу этой деятельности мы посвящаем отдельный выпуск “Краеведческая деятельность детских библиотек России” (М.: РГДБ, 2002. – 53 с.);
- воспитание любви и интереса к истории России, в том числе военно-патриотический аспект деятельности библиотек;
- правовое просвещение детей в условиях детской библиотеки;
- эколого-патриотическое воспитание;
- воспитание любви к родному слову, родному языку, литературе и культуре.
Рассмотрим более подробно опыт работы детских библиотек России по этим направлениям. В последнее время в библиотеках широкое распространение получил программно-целевой метод деятельности. Библиотеки активно участвуют в Федеральной целевой программе “Патриотическое воспитание граждан”, многие проекты детских библиотек связаны с разработкой информации по символике российского государства (см., например, программу Рязанской ОДБ). Кроме того, создаются собственные программы патриотического воспитания. Перечислим некоторые из них:
Башкортостан. ДФНБ. Целевая творческая программа “Земля моя – Башкортостан” (формирование у читателей чувства патриотизма, любви к родному краю, народным обычаям, традициям, прошлому Башкирии).
Хакасия. РДБ. Программа “В дружбе и согласии” (воспитание любви к родному краю и культуры межнациональных отношений).
Чувашия. РБДиЮ. Целевая программа “Память в наследство”.
Алтайская КДБ. В 2002 году внедряется “Программа краеведческой информационной деятельности с подростками 12-14 лет”.
Волгоградская ОДБ. Программа “Память” (Патриотическое воспитание детей и подростков) (1999 – 2005 гг.).
Воронежская ОДБ. Участие в подпрограмме МК РФ “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.” – “Эхо войны на карте Воронежской области”.
Кировская ОДБ. Литературно-краеведческая программа “Мы – вятские”.
Курская ОДБ. Программа “Память России”.
Липецкая ОДБ. Программа патриотического воспитания имеет несколько направлений: “Военная слава России”; “Честь имею”; “Они сражались за Родину”.
Магаданская ОДБ. Программа “Любовью к Родине дыша”.
Московская область. Районные библиотеки области работают по программам: “Отчий дом” (ЦДБ Жуковского, знакомство с литературой о духовном, историческом пути Родины, ее культуре, природе); “Великая победа под Москвой” (ЦДБ Ступино).
Мурманская область. “Уголок России – отчий дом – воспитание патриотов своей Родины” (Снежногорск); “Память России” (Североморск), три блока программы освещают темы: “Листая страницы истории”; “Мой край Заполярным зовется”; “Есть такая профессия – Родину защищать”.
Нижегородская ОДБ. Разработана областная комплексная программа “Обретение Родины: историко-патриотическое воспитание детей и подростков на материалах о родном крае”.
Рязанская ОДБ. Программа “Путешествие во времени” (знакомство с литературой по истории Родины).
Тамбовская ОДБ. Авторская программа “Горжусь, что я – россиянин”
Тюменская ОНДБ. Разработана областная программа на 2001-2005 гг. “Книга в патриотическом воспитании юного поколения”.
Ульяновская ОДБ. Программа “О подвигах, о доблести, о славе”.
Читинская ОДБ. В областной программе “Сохранение, поддержка и развитие культуры и искусства Читинской области (2001-2003 гг.)” выделено направление “Патриотическое воспитание и пропаганда национальной культуры”.
Ярославская область. Патриотическая программа “Во славу края и Отечества” (ЦДБ Ростова).
Выполнение этих программ предусматривает целый комплекс мероприятий как для детей, так и для самих библиотекарей. Наиболее распространенными формами работы являются массовые мероприятия, направленные на раскрытие фонда документов детских библиотек. Сильная сторона этих программ – стремление к координации усилий разных социальных институтов, общественных организаций, различных Советов, фондов и пр.
Рассмотрим, например, программу Ростовской ОДБ “Книжный ковчег мира”, получившую грант Института Открытого Общества (фонда Сороса). Цель проекта – объединение детских библиотек Северо-Кавказского региона в содружестве по развитию диалога между культурами, создания единого диалогового пространства, наполненного миром и согласием. В рамках этой программы состоялись творческие уроки “Ступени”, в основе которых проходило интерактивное общение с детьми на материале классической литературы. Дети также знакомились с традициями, связанными с историей книги и библиотеки как объединяющего начала разных народов во все времена, в том числе – с традициями взаимопонимания и гостеприимства у различных национальностей. “Гостевая горница” клуба “Богатый колодезь” раскрывала двери для встреч с детьми разных национальностей. В рамках “Книжного ковчега мира” дети из всех республик и областей Северного Кавказа выполняли творческие проекты, обменивались ими, вели через библиотеки переписку. Библиотеки работали совместно с краеведческими музеями, активами национальных диаспор, отделениями Союза писателей России, школами.
Завершилась программа двумя крупными мероприятиями: фестивалем читателей детских библиотек региона “Книги строят мосты” и региональной конференцией детских библиотекарей “Святая наука – услышать друг друга”. Фестиваль читателей-детей проходил как театрализованная игра-путешествие на Книжном ковчеге, где дети вступали в диалог, рассказывая о культуре своего народа, демонстрируя творческие работы (рисунки, альбомы, поделки). Книги помогали услышать и понять друг друга, построить мосты дружбы, вместе попутешествовать во времени и пространстве, исследовать, прожить и реализовать лучшие традиции из опыта человечества и разных народов. В фестивале приняли участие более 100 детей из разных республик, областей и районов Северного Кавказа, победивших в региональных творческих конкурсах “Книжного ковчега”.
Вторым важным мероприятиям в рамках программы Ростовской ОДБ стало проведение конференции детских библиотекарей Северного Кавказа, Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области “Святая наука – услышать друг друга”. С библиотекарями на конференции сотрудничали ученые Ростовского государственного университета, государственного университета, государственного педагогического университета, училища культуры, средства массовой информации, общественные организации. Мы так подробно остановились на опыте Ростовской ОДБ потому, что считаем: воспитание патриотизма невозможно без воспитания толерантности[2], терпимости к людям других национальностей, верований, культур. Иначе патриотизм может выродиться в национализм и фашизм.
Детские библиотеки активно участвуют в различных общерегиональных акциях по патриотическому воспитанию граждан, и главную роль здесь играют крупные детские библиотеки регионов. Приведем несколько примеров.
Краснодарская КДБ. В 2002 г. организована литературно-творческая экспедиция “Край мой, земля кубанская”.
Хабаровская КДБ. На 2002-2003 гг. запланирован конкурс детских библиотек и библиотек семейного чтения на лучшую работу по патриотическому воспитанию (во исполнение Постановления Правительства Хабаровского края от 16.10.01 г. “О плане мероприятий по вопросам патриотического воспитания граждан Хабаровского края на 2001-2005 гг.”).
Костромская ОДБ. Сытинские областные чтения.
Курганская ОДБ. Областной конкурс “Детство мое”.
Мурманская ОДЮБ. Смотр-конкурс учреждений культуры по нравственному и патриотическому воспитанию детей и юношества на 20012003 гг. В помощь организации смотра ОДЮБ разработана программа семинара, консультации, осуществляются выезды по заявкам ЦБС. О ходе смотра проходят заслушивания на коллегии областного комитета по культуре и искусству.
Нижегородская ОДБ. Участие в региональном конкурсе “Возрождение национальной культуры”.
Смоленская ОДБ. Областная историко-литературная экспедиция “Война в судьбе моей семьи”.
Тамбовская ОДБ. Областная литературно-поисковая экспедиция “Земля отцов – земля детей”.
Челябинская ОДБ. Областной конкурс “Здесь Родины моей начало”, по итогам которого издан сборник “Здесь Родины моей начало. Пишут дети Южного Урала”.
Читинская ОДБ. Областной литературно-творческий конкурс “Мое Забайкалье – моя Чита” и др.
Подготовка таких акций требует много времени и сил, но участие в них дает возможность библиотекам громко заявить о себе и найти свою нишу в складывающейся системе патриотического воспитания, о которой так много говорится в Федеральной программе. Анализ материалов, присланных детскими библиотеками в РГДБ, позволяет сделать вывод о том, что лучше планировать меньше массовых мероприятий, но зато более крупных и качественных, чем размазывать усилия на невероятно большое их количество, не составляющее определенную систему.
Важным и наиболее разработанным после краеведения направлением патриотического воспитания в детских библиотеках является историко-героико-патриотическое воспитание. В последние годы усилилась работа по продвижению к читателям-детям литературы о Великой Отечественной войне, о героях современных войн. Среди форм работы – книжно-иллюстративные выставки, выставки-портреты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы детских рисунков, литературные вечера, встречи с ветеранами, викторины, исторические диалоги, спор-часы, диспуты, конференции по книгам фронтовиков и т.д. Практически во всех детских библиотеках России, так или иначе, были затронуты эти темы. Сейчас библиотеки планируют циклы мероприятий, посвященные 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (май 2005 года), 60-летию Сталинградской, Курской и других славных сражений в годы войны. И таких материалов очень много. Немало сил уделяют детские библиотеки и для возрождения славы русской армии, для создания у подростков положительного ее образа, что достаточно трудно сделать при отсутствии хорошей литературы и массы негативных публикаций в печати и в средствах массовой информации. Так, в детских библиотеках Московской области были проведены часы истории “С русским воином через века”, “Выдающиеся воины России”, беседа “Вам повестка из военкомата”. В центральной библиотеке г. Переславля Ярославской области несколько лет действует военно-патриотический клуб “Переславская дружина”, налажены хорошие контакты с военкоматом, воинской частью, гарнизонным офицерским клубом, кадетским корпусом. Все без исключения детские библиотеки стараются с выдумкой и интересно отметить День защитников Отечества. Например, в Рязанской ОДБ 23 февраля читальный зал был превращен в “Армейский магазин”, в котором проводился развлекательный конкурс для мальчишек. Они демонстрировали свои познания в истории и современном развитии армии, отвагу, доблесть, а приглашенные курсанты института ВДВ создавали соответствующую атмосферу, внесли задор и армейский дух. В Саратовской ОБДиЮ ко Дню защитника Отечества интересно прошла литературно-историческая игра “О доблести, о подвигах, о славе”, включавшая в себя конкурсы и викторины.
Много и плодотворно работают библиотеки в плане правового просвещения читателей-детей. Так же, как и краеведение, это направление стало одним из ведущих в деятельности библиотек, поэтому мы посвятим этой проблеме отдельный выпуск в серии “Что? [де? Как?”. Правовое просвещение детей имеет свои специфические особенности: детям мало знать свои права и обязанности, они должны их понять, прожить в игровой деятельности, на что и нацелены детские библиотеки. С правовым просвещением тесно связано воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности и личного достоинства. К сожалению, материалов детских библиотек, присланных в РГДБ по этой теме, очень мало, так же как и по работе библиотек в помощь привитию любви к русскому языку. А это ведь приоритетные направления деятельности детских библиотек, в том числе по патриотическому воспитанию.
Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан в качестве приоритета назвала нормативно-правовое и методическое обеспечение всей системы патриотического воспитания. Республиканские, краевые и областные детские библиотеки как методические центры регионов по библиотечному обслуживанию детей и детскому чтению не могли в своей исследовательской, методической деятельности пройти мимо этой темы.
Некоторые библиотеки провели социологические исследования по теме. Так, Нижегородская ОДБ исследовала особенности восприятия историко-патриотической литературы современными детьми и подростками. Цель исследования – выявить уровень знаний и интереса к истории России и родного края, мотивы обращения к исторической литературе, источники информации, уровень познавательной активности и т.д. По итогам опроса учащихся 6-9-х классов (250 чел.), выборочного анализа формуляров детских библиотек области подготовлены рекомендации по формированию “ядра” книжного фонда “Золотая полка”, организации информационно-библиотечного обслуживания историко-патриотической литературой; по организации совместной деятельности детской библиотеки и школы; по оптимальным методам и формам работы с историко-патриотической литературой. В настоящее время исследование продолжается по отдельным тематическим направлениям: “Российской истории – 1000 лет” (анкетирование); “Я желаю родному городу” (блиц-опрос) и др.
Многие библиотеки проводят мини-исследования по различным направлениям патриотического воспитания. Например, Липецкая ОДБ проводила анкетирование школьников у выставок-размышлений “Судьба и Родина едины” и “С чего начинается Родина?”. Можно отметить исследовательскую деятельность Ивановской ОБДиЮ, Мурманской ОБДиЮ, Краснодарской и Ставропольской КДБ, Самарской ОДБ и многих других библиотек. Результаты этих исследований представляют собой большую ценность для развития информационно-библиотечного обслуживания детей по самым разным направлениям деятельности детских библиотек, в том числе и по патриотическому воспитанию. РГДБ начала создание электронной базы данных исследований детских библиотек России и намерена доводить до сведения всех заинтересованных лиц результаты проведенной работы.
Методическая деятельность детских библиотек по обеспечению патриотического воспитания складывалась из типичных для библиотек направлений работы: издательская деятельность и повышение квалификации. Практически все республиканские, краевые и областные детские библиотеки в 2001-2002 годах уделяли большое внимание освещению рассматриваемой проблемы на курсах повышения квалификации детских библиотекарей, семинарах, совещаниях. Приведем некоторые примеры. Московская ОДБ провела областные курсы повышения квалификации для заведующих детскими филиалами по теме “Роль детских библиотек в духовном и патриотическом воспитании детей и подростков”, Омская ОДБ – семинар- совещание директоров и зам. директоров ЦБС “Возможности детских библиотек в патриотическом воспитании читателей”, Белгородская ОДБ организовала научно-практическую конференцию “Духовно-нравственное и патриотическое воспитание населения на основе православных культурно-бытовых традиций”, в Краснодарском крае проведена творческая лаборатория “Воспитание патриотических чувств и развитие творческой активности детей”, в работе которой участвовали многие библиотеки России. В Нижнем Новгороде была организована методическая панорама для библиотекарей области “Формирование патриотического сознания подрастающего поколения”.
Богата и разнообразна издательская деятельность детских библиотек – методических центров. Судя по отчетам, ни одна библиотека не обошлась в 2000-2001 годах без издания какого-либо вида методических рекомендаций по рассматриваемой теме. Приведем примеры некоторых изданий, поступивших в РГДБ:
- Если будет Россия, значит, буду и я (Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России): Методико-библиографический материал (Орловская ОДБ);
- Забвению не подлежит: Сборник методических материалов в помощь героико-патриотическому воспитанию (Ставропольская КДБ);
- С чего начинается Родина: Методико-библиографические рекомендации в помощь патриотическому воспитанию детей и подростков (Тульская ОДБ);
- "Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу...”: Обобщение опыта работы по авторской программе (Липецкая ОДБ);
♦ “... Отчизне посвятим души прекрасные порывы...” (Патриотизм как главная черта русского человека): Методические рекомендации в помощь работе с учащимися старшего школьного возраста с исторической литературой и др.
Многие библиотеки имеют целые серии методических рекомендаций по патриотическому воспитанию детей. Это, например, Ярославская ОДБ (серия дайджестов), Самарская ОДБ “О подвигах, о доблести, о славе” и т.д. Среди присланных материалов много списков литературы по теме, листовок, рекомендательных библиографических указателей. К сожалению, не все материалы детских библиотек присылаются в фонд РГДБ, поэтому трудно представить всю палитру методических изданий. Активнее стали использовать детские библиотекари и возможность публикаций в профессиональной прессе. Особенно много публикаций в журнале “Детская библиотека”, издаваемом Ассоциацией детских библиотекарей России и Нижегородской ОДБ. Детские библиотекари Татарстана, Перми, Хабаровска, Ставрополья также имеют свои периодические издания, которые выпускают крупные детские библиотеки этих регионов.
Таким образом, можно говорить о сложившейся системе патриотического воспитания в детских библиотеках России. Библиотеки накопили большой опыт в использовании самых разных форм и методов раскрытия своих фондов, приобщения детей к чтению литературы, способствующей формированию патриотизма. Однако надо отметить, что в России в последнее время очень мало качественной детской литературы, особенно научно-познавательной.
Н.В. БУБЕКИНА, заведующая научно-методическим отделом Республиканской государственной детской библиотеки, г. Москва.
[2] См. Приложение “Декларация принципов толерантности”, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года