• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Бубекина Н. «Все начинается с читателя, и все возвращается к нему» (некоторые аспекты библиотечного обслуживания) / Н. Бубекина // Школьная библиотека. – 2003. – № 8. – С. 28-34.

Бубекина Н. «Все начинается с читателя, и все возвращается к нему» (некоторые аспекты библиотечного обслуживания) / Н. Бубекина // Школьная библиотека. – 2003. – № 8. – С. 28-34.

Всем хорошо известно, что библиотеки опираются на четырехугольный фунда­мент: фонды, читатели, материальная база, библиотекарь. Без какой-либо одной со­ставляющей нет нормально работающей библи­отеки.

Однако главным, основным «несу­щим» в этой конструкции был и остается именно читатель. Хотим мы этого или нет, но библиотеки относятся к сфере обслуживания, то есть предоставления услуг. Что такое библи­отечная услуга? Есть разные определения. Ос­тановимся на одном из них: «Библиотечная ус­луга — это результат библиотечной деятель­ности (полезный эффект библиотечного труда) по удовлетворению информацион­ных потребностей пользователей библиоте­ки». (9; с. 143). Добавим, что не только инфор­мационных, но и образовательных, культурных, досуговых, хотя для библиотеки прежде всего важно помочь читателю найти необходимую ему информацию, тот или иной документ. Именно в этом отличие библиотеки от других учреждений культуры или образования. Какие же услуги пре­доставляет библиотека своим пользователям? Однозначная классификация их не совсем оформлена, но большинство библиотековедов выделяют следующие виды: обязательные библиотечные услуги, дополнительные (сервисные) и околобиблиотечные услуги.

В соответствии со статьей 7 Федерально­го закона «О библиотечном деле» к обяза­тельным бесплатным библиотечным услу­гам относятся:

  • получение информации о наличии в библиоте­ке конкретного документа, о составе библио­течного фонда через систему каталогов и кар­тотек; другие виды информации;
  • консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
  • организация в библиотеке выставок, открытых просмотров литературы;
  • получение во временное пользование доку­ментов из библиотечных фондов на абоне­менте или в читальных залах в порядке, пре­дусмотренном Правилами пользования каж­дой конкретной библиотекой.

Эти услуги и составляют основу деятельнос­ти любой библиотеки, в том числе и учебной, по­скольку в законах об образовании и о вузовском и послевузовском образовании есть норма о бесплатности пользования библиотеками сту­дентами и преподавательским составом.

Дополнительные и околобиблиотечные услу­ги, которые чаще всего бывают платными, тре­буют особого разговора, поэтому в данной ста­тье рассматриваться не будут.

Можно сказать, что все библиотечное обслу­живание является суммой предоставляемых чи­тателю услуг, однако имеются более строгие оп­ределения. «Библиотечное обслуживание — это деятельность библиотеки по обеспечению до­ступа читателей к документам и другой библио­течной информации с целью удовлетворения и развития их информационных и духовных по­требностей» (5; с. 220). Это определение 1996 года, а вот более позднее, учитывающее реалии сегодняшнего дня: «Библиотечно-библиогра­фическое обслуживание (сейчас более рас­пространен термин — библиотечно-информа­ционное обслуживание — Н.Б.) — это деятель­ность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиогра­фическую и фактографическую информа­цию, сами документы или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, образователь­ных и других потребностей» (9; с. 135). Дан­ное определение более полно отражает сово­купность всех операций по обслуживанию чита­телей в библиотеке. Конечно, объем этой дея­тельности зависит от типа библиотеки, ее функ­ций и задач, но цели сходные. Прежде всего, это наиболее полное удовлетворение информаци­онных и духовных потребностей пользователей.

Библиотечно-информационное обслужива­ние только тогда будет эффективным, когда оно будет строиться в соответствии с научными принципами, которые сформулировали дав­ным-давно как теоретики, так и практики.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

  1. Принцип систематичности в библиотеч­но-информационном обслуживании предпола­гает, что вся библиотечная работа выстраивает­ся в четкую систему в зависимости от перспек­тивных и ближних (на один год) целей библиотеки. Система — это «целое, составлен­ное из частей. Множество элементов, находя­щихся в отношениях и связях друг с другом, об­разующих определенную целостность, единст­во» (Российский энциклопедический словарь. Кн. 2. — М., 2001. — С. 1441). Библиотечная дея­тельность должна быть направлена на воспита­ние потребности в чтении как инструменте полу­чения знаний и приобщения к духовной культу­ре, информационной культуры в целом и культуры чтения, в частности; на помощь поль­зователю в использовании всего арсенала ин­формационных средств в образовании и само­воспитании. Эффективность системы зависит от правильного и четкого определения целей работы библиотеки.

К сожалению, постоянное следование этому принципу, как показывает практика, — самое сложное для библиотекаря. Мы не умеем четко ставить и обосновывать цели свой работы, увя­заем в текучке, забываем о том, что все в нашей деятельности должно быть подчинено продви­жению чтения, книги, информационных средств к читателю. Во многом в последнее время биб­лиотекарю помогает программно-целевое пла­нирование деятельности, но и при таком спосо­бе крайне редко можно найти библиотекаря, ко­торый ставит перед собой не общие цели (например, содействие нравственному воспи­танию детей), а конкретную цель — познакомить читателя-ребенка с конкретными книгами и дру­гими материалами на эту тему.

  1. Принцип дифференцированного под­хода к пользователям библиотеки на осно­ве их изучения. Это основополагающий прин­цип в работе любой библиотеки. Знаменитый принцип: «Каждому читателю — нужную книгу в нужный момент», особенно актуальный в рабо­те с детьми, предполагает хорошее знание кни­ги, другого информационного материала и пре­красное знание читателя, особенностей его развития, личности. Это знание не приходит без специального изучения читателей. Инстру­менты его известны: анализ реального чтения по формулярам, анкетирование, беседы с чита­телями. Возможно изучение предпочтений чи­тателей и при проведении массовых мероприя­тий.

Дифференциация предполагает выделение групп читателей, объединенных по каким-либо признакам: социально-демографическим (пол, возраст, профессия, уровень образования и т.п.), интересам, уровню подготовки к чтению и восприятию текста и т.д.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, по­скольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный про­цесс. В то же время она выполняет и функции специальной библиотеки, обслуживая педаго­гический коллектив школы, и публичной, пре­доставляя учащимся внепрограммные материа­лы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом, в отличие от публичной и спе­циальной, школьная библиотека не самостоя­тельна, а является структурным подразделени­ем школы. Следовательно, она работает по пла­ну школы и в соответствии с Уставом школы. Школьная библиотека создает неформальные отношения со своими читателями, чем вы­годно отличается от более формальных свя­зей учителя и ученика. Вот почему именно школьная библиотека имеет многие преимуще­ства в библиотечном обслуживании. Во-первых, школьный библиотекарь хорошо знает как учи­телей, так и учащихся школы, что позволяет ему более эффективно, чем в публичных библиоте­ках, осуществлять и индивидуальную, и массо­вую работу. Дифференциация читателей в школьной библиотеке предопределена на сво­ем первичном уровне тем, что она обслуживает и учителей, служащих школы, и учащихся. Поло­возрастные характеристики, уровень образова­ния, специальность — все это признаки выделе­ния читательских групп в школьной библиотеке. Но, работая с детьми, библиотекарь прежде всего должен помнить о том, что ребенок, под­росток находится в развитии, в формировании своих потребностей, особенностей личности, и он требует особого подхода, учета личностных качеств. Поэтому внутри читательских групп де­тей должны выделяться группы по интересам, по уровню подготовки и готовности читать и воспринимать текст.

С этими особенностями читательского кон­тингента школьных библиотек связан еще один принцип организации библиотечного обслужи­вания:

  1. Принцип диалогичности.

Реализация этого принципа связана с созда­нием в библиотеке атмосферы дружелюбия, до­верия, диалога между читателем и библиотека­рем. Та самая неформальность, которая прису­ща школьной библиотеке, позволяет читателю раскрепоститься в библиотеке, снять с себя те ярлыки, которые, может быть, прикреплены к нему в классе. Многие библиотекари знают, что иногда лучшими читателями и помощниками становятся отнюдь не отличники и прилежные в поведении ребята, а те, кому не очень уютно в классных комнатах. Учителя также зачастую ви­дят в библиотеке не только пункт выдачи доку­мента или информации, но и место, где можно передохнуть, поговорить с умным собеседником-библиотекарем. Совершенно права С.Г. Матлина, говоря: «Пребывание в «книжном доме», даже обусловленное деловыми запросами, должно включать элементы релаксации (6, с. 43). Кроме того, очень важно уметь общаться со своими читателями и на общие, интересующие их темы, и, главное, на темы, связанные с чтени­ем. К сожалению, это очень трудное искусство — общение. Как показывают исследования, биб­лиотекари чаще всего работают на уровне выбо­ра читателем книг, учителя и родители также вы­ступают чаще всего как рекомендатели, а вот беседы по поводу прочитанного на уровне диа­лога ведут единицы библиотечных работников, хотя сами учащиеся нередко отмечают дефицит именно такого общения.

  1. Принцип плюрализма в библиотечном обслуживании. Он означает, что библиотекарь обязан своим читателям предоставить условия свободного доступа к информации, раскрыть самые разные точки зрения на интересующие читателя темы. Это очень важно для воспитания истинного Читателя. Недаром известный мето­дист по преподаванию литературы М.А. Гуковский в свое время писал, что задача учителя ли­тературы не только научить читать и понимать изучаемые тексты, но и научить критически от­носиться к читаемому так, чтобы читатель мог потом, самостоятельно, оценивать любые кни­ги. Это и задача библиотекаря. Ему важно пока­зать ученику, что за пределами программного чтения безбрежное море интересных книг, раз­ных толкований и мнений. Принцип плюрализма своей конечной целью имеет воспитание терпимости и уважения к другим взглядам, подходам, мнениям.

Воспитать уважение в других невозможно без должного уважения к личности со стороны самого воспитателя. Принцип плюрализма дол­жен быть положен в основу взаимоотношений библиотекаря и читателя. Здесь кстати упомя­нуть об очень спорном с точки зрения школьно­го библиотекаря положении Закона «О библио­течном деле», запрещающем разглашение лич­ной карты чтения пользователя библиотеки. Библиотекари, как школьные, так и детские, всегда достаточно вольно обращались с данны­ми из формуляров читателей. Доводили их со­держание до учителей, классных руководите­лей, родителей, не спрашивая самих читателей- детей, не интересуясь последствиями такого ознакомления. Закон четко гласит, что чтение является внутренним делом читателя, и данные о нем могут использоваться только для улучше­ния библиотечного обслуживания, проведения исследований. Результаты их могут обобщаться и доводиться до небиблиотечных специалистов или родителей только в форме тенденций чте­ния. Все наши любимые «защиты читатель­ских формуляров», выявление лучших чита­телей могут проводиться только с согласия самих читателей, независимо от того, сколько им лет.

5. Принцип наглядности в библиотечном обслуживании хорошо знаком всем библиоте­карям. Книгу надо уметь раскрыть, показать так, чтобы читателю захотелось ее прочитать, — вот в чем суть данного принципа. Открытый до­ступ к фонду, организованный грамотно и про­думанно, книжные выставки, обзоры, библио­графические списки и т.д. — основные методы реализации этого принципа. Оформление биб­лиотеки, уют и комфорт в ней также способст­вуют раскрытию возможностей библиотеки, положительному отношению к ней. (См.: 6, с.42).

Таковы основные принципы организации библиотечного обслуживания. Более подробно о них можно прочитать в «Справочнике библио­текаря» (СПб., 2000) и «Кратком справочнике школьного библиотекаря» (СПб., 2001).

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«Структура обслуживания в ...библиотеке — это совокупность функциональных подраз­делений и пунктов обслуживания, обеспечи­вающая предоставление читателям обяза­тельных ... и сверхнормативных услуг» (5, с. 220). Количество таких функциональных под­разделений определяется ресурсными возмож­ностями библиотеки: наличием помещений, штатов, техники, оборудования. В небольших библиотеках, к которым относится большинство школьных, как правило, два подразделения: абонемент и читальный зал.

Абонемент — форма обслуживания, обеспечивающая выдачу документов для использования вне библиотеки (5, с.220). Читальный зал — форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая выдачу документов в специально оборудованном помещении для работы в стенах библио­теки.

Читальный зал — гарант обеспечения права пользователей на свободный доступ к информа­ции и, главное, документам. Фонд читального зала формируется в основном из литературы и иных документов, которые не могут быть выда­ны на длительный срок за пределы библиотеки. Это — редкие и ценные издания, справочная ли­тература, энциклопедии, документы, поступаю­щие в библиотеку в единственном экземпляре. В условиях недостаточного финансирования значение читальных залов сильно возросло, хо­тя и библиотекари, и читатели в какой-то степе­ни утратили культуру пользования этой формой обслуживания. Да и условия существования чи­тальных залов многих школьных библиотек не всегда позволяют полностью использовать чи­тальные залы по их прямому назначению. Одна­ко читальным залам принадлежит огромная роль в приобщении школьников и педагогов к пользованию фондами библиотек, и настала по­ра ломать стереотипы пренебрежительного от­ношения к этой форме обслуживания (3, с. 46- 51).

Наличие абонемента в библиотеке можно рассматривать как удобную для пользователей услугу, которая в обязательном порядке предо­ставляется основным читательским группам библиотеки бесплатно. В фондах абонемента собирается литература, имеющаяся в достаточ­ном количестве для того, чтобы она могла быть выдана на дом на длительный срок, который оп­ределяется правилами пользования библиоте­кой.

В крупных учебных библиотеках организуют­ся несколько абонементов: учебной литературы, художественной, отраслевой.

Техника библиотечного обслуживания на абонементе и в читальном зале практически одинакова. Библиотекарь должен правильно организовать фонд документов. Как правило, ор­ганизуется открытый доступ к части фонда. Эта прогрессивная форма внедрена очень давно. Она позволяет создать благоприятные условия для читателей, наиболее полно раскрыть фонд, как самой расстановкой, так и системой внутри- полочных выставок. В последнее время не­сколько ослабли ранее очень жесткие правила расстановки фонда в соответствии с таблицами ББК. Сейчас позволяется тематическая расста­новка, сближение родственных отделов фонда. Это важно именно для школьных библиотек, позволяет раскрывать фонд в соответствии с учебно-тематическими комплексами, школьны­ми программами.

Организация открытого доступа требует от библиотекаря большого внимания и системати­ческой работы. Учащиеся, да и учителя зачастую не обладают достаточной культурой поиска не­обходимых им документов, и библиотекарь дол­жен организовать четкую систему ориентиров, понятных читателям, и, конечно, быть постоян­ным советчиком и помощником.

Работа на абонементе и в читальном зале должна строиться дифференцированно. Как правило, это группы учащихся по классам, учи­теля, служащие школы. Основным документом учета работы является читательский формуляр, в котором содержатся как сведения о читателе, так и картина его чтения. Запись в формулярах осуществляется в соответствии с библиотечны­ми правилами, изложенными в различных реко­мендациях. (См.: «Технология работы школьной библиотеки». — М.,1993.). Технике работы на абонементе и в читальном зале всегда уделяли большое внимание. Так, А.В. Кленов в «Технике школьной библиотеки» (М., 1938) подробней­шим образом описывает не только правила за­полнения читательского формуляра, но и поря­док расположения мебели в читальном зале и на абонементе, порядок расстановки книг, органи­зацию общения библиотекаря и читателя во время выдачи. Подобным же образом построе­ны и любые другие учебные пособия по органи­зации библиотечного обслуживания. Все это тот элементарный минимум, без которого невоз­можна работа библиотеки.

Более сложной деятельностью является ор­ганизация основных направлений библио­течного обслуживания. Это индивидуаль­ное, групповое и фронтальное библиотечно-­библиографическое обслуживание.

Индивидуальное библиотечно-библио­графическое обслуживание — процесс, обес­печивающий прямое или косвенное общение библиотекаря с одним или несколькими читателями одновременно, учитывающий личностные особенности каждого (9, с. 146). Считается, что основным методом индивидуальной работы яв­ляется беседа с читателем (читателями). Разли­чают беседы при записи в библиотеку, когда библиотекарь, знакомя с правилами пользова­ния библиотекой, рассказывая о ее возможнос­тях, в то же время получает сведения о читателе, необходимые ему для дальнейшей работы. Беседы при выдаче документов позволяют осуществлять рекомендацию книги в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Причем вести их нужно очень тактично, так, что­бы читателю захотелось взять именно то, что ре­комендует библиотекарь. Беседа о прочитан­ном ставит перед библиотекарем задачу выяс­нения отношения читателя к книге, степень ее понимания. Как правило, тактично проведенная беседа позволяет библиотекарю выработать дальнейшую стратегию рекомендации книг дан­ному читателю, стимулирует его к дальнейшему чтению. Необходимо отметить, что еще Платон считал беседу одним из самых трудных ис­кусств, поэтому вступать в разговор с чита­телем можно только тогда, когда он сам на­строен на него, когда сложилась благопри­ятная обстановка. Другим методом индивидуальной работы считается подготовка индивидуальных списков чтения, учитывающих степень читательской подготовленности особенностей личности, интересов и т.п.

Об индивидуальной работе можно и нужно говорить более подробно, поскольку это самая трудоемкая, но и самая благодарная часть дея­тельности библиотекаря, но это уже тема другой статьи, которая еще появится на страницах жур­нала «Школьная библиотека».

То же самое можно сказать и о групповом и массовом обслуживании читателей. Массовая работа занимает во многих библиотеках, наряду с выдачей и приемом книг, львиную долю времени, иногда в ущерб невидной, но очень значимой индивидуальной. В рамках данной статьи приведу только определения и основные формы без раскрытия конкретного опыта.

Массовое обслуживание — «путь удовлетворения библиотекой культурно-информационных (и образовательных — Н.Б.) потребностей, характерных для большинства читателей; (9, с.232). Групповое обслуживание — это совокупность форм и методов, направленных н< удовлетворение культурно-информационных и образовательных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами (там же). Как видим, разница в этих двух видах только в количестве читателей.

Основными формами массовой и групповой работы в библиотеке являются: книжные вы­ставки, дни информации, дни специалиста, от­крытые просмотры новой литературы, библио­течные плакаты, альбомы, тематические папки, обсуждения книг, обзоры, вечера, утренники, читательские конференции, диспуты, устные журналы, театрализованные представления книг, громкие комментированные чтения, пре­мьеры книг и т.п. Библиотекари накопили ог­ромный опыт в применении этих форм, посто­янно ищут, объединяют хорошо известное в но­вое качество. Профессиональные издания переполнены творчеством библиотекарей. На­до только помнить принцип: лучше меньше, да лучше. Подготовка и проведение качественного массового мероприятия требует очень много сил, времени и даже материальных затрат. Главная его цель — привлечение внимания к библиотеке, приобщение к чтению, продвиже­нию лучших книг и других материалов в чита­тельские массы.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

Организация библиотечного обслуживания невозможна без определения порядка исполь­зования библиотеки читателями, отношений между библиотекарем и читателем. Правила пользования являются по своей сути дого­вором между библиотекой и ее пользова­телем. В Гражданском кодексе Российской Федерации есть даже специальный термин для такого рода договоров. Это договор присое­динения. Главное его требование — не навя­зывать другой стороне (в нашем случае читате­лю) те условия, которые он не может выпол­нить. Как любой договор, правила пользования должны содержать права и обязанности двух сторон, то есть библиотеки и читателей. В слу­чае нарушения договоренностей каждая из сторон имеет право на возмещение нанесен­ного ущерба.

Министерство образования Российской Федерации утвердило Правила пользования библиотекой общеобразовательного учрежде­ния (5, с.60-66). Документ носит рекоменда­тельный характер. Это значит, что на его основе каждой библиотеке нужно разработать собст­венные правила, отвечающие особенностям конкретной школы. Утверждает Правила поль­зования директор школы. После утверждения правила пользования становятся основным юридическим документом библиотечного об­служивания.

ЛИЧНОСТЬ БИБЛИОТЕКАРЯ – ГЛАВНОЕ В БИБЛИОТЕЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Можно сколько угодно говорить о том, как правильно строить систему библиотечного об­служивания, можно хорошо знать его принципы, формы и методы, но ничего не выйдет, если биб­лиотекарь, ежедневно соприкасающийся с чи­тателем, не любит людей. К сожалению, многие, выбирающие профессию библиотекаря или пе­дагога, имеют главные интересы в области фи­лологии, других наук, не представляя себе, что основное-то в этих профессиях — общение с другим человеком. Очень рекомендую прочи­тать интереснейшую книжку Г.П. Фонотова «Та­ков он, библиотекарь» (М., 1997). Вот одна из его мыслей: «...на общение с читателями нужно ставить самых квалифицированных, эрудиро­ванных сотрудников, опытных, разбирающихся и в книжном мире, и в человеческих душах, под­линных интеллектуалов» (10, С. 72). И далее: «Он, читатель, судит обо всех нас, библиотека­рях, по тем конкретным лицам, с которыми встречается на «выдаче», по тому средоточию сложных библиотечных хитросплетений, зани­маясь которыми надо обладать и общительнос­тью, и начитанностью, и способностью прони­кать в читательскую психологию, и опытом тоже. Не имея таких качеств и ввязавшись в беседу, прогоришь...» (там же, С. 71). Библиотечным со­обществом разработана «Этика библиотекаря», которая содержит свод правил поведения со­трудника библиотеки, работающего с читателем (см. также «Кодекс этики школьного библиоте­каря», «ШБ», 2001, № 1, с. 3). Вот некоторые ре­комендации:

  • Во время выдачи книг библиотекарь находит­ся целиком в распоряжении читателя и стре­мится продемонстрировать ему это.
  • Следует стремиться создать первое благо­приятное впечатление.
  • Работать надо спокойно, с максимальным уси­лием.
  • Если читатель несимпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают. Со всеми посетителями необходимо быть ров­ным в общении, вежливым и доброжелатель­ным. Трудные читатели не должны быть нео­жиданностью для библиотекаря.
  • Читатель может ждать, только если библиоте­карь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внут­ренней работой, какой бы срочной она ни яв­лялась.
  • Не бывает глупых читательских запросов. Если читатель просит совета, библиотекарь пыта­ется его понять, постоянно проявляя готов­ность дать справку и совет. Библиотекарь де­лает это осторожно и ненавязчиво.
  • Библиотекарь должен без стеснения признать свою некомпетентность, но только в сфере деятельности читателя в плане понимания его запроса, а не в собственной сфере (знания фонда, справочно-библиографического ап­парата).
  • Когда посетитель нарушает правила, надо по­казать ему, что этим он нарушает права дру­гих читателей или мешает им, но не библио­текарю.
  • Следует следить, чтобы запрещающие слова звучали мягко, как просьба, а не как требова­ния.
  • Библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку глазами читателя. (9, с. 142-143).

Внедрение новых информационных техно­логий в библиотеки значительно меняет и тре­бования к современному библиотекарю. Как пишет М.Я Дворкина, «характерная особен­ность сегодняшнего дня — библиотекарь дол­жен постоянно учиться, чтобы успеть за изме­нениями» (1, с. 39), и при этом оставаться Лич­ностью, к которой будут тянуться наши читатели. Без этого говорить об эффективной системе библиотечного обслуживания просто невозможно.

В данной статье удалось рассмотреть толь­ко часть вопросов, составляющих суть библи­отечно-информационного обслуживания чи­тателей. За рамками остались такие важные темы, как: «Справочно-информационное об­служивание», «Методы изучения читателей», «Современные информационные технологии и обслуживание». Требуют детального рас­смотрения формы и методы осуществления самой главной функции любой библиотеки — обслуживание читателей и продвижение чте­ния. Обо всем этом можно прочитать в книгах, периодике. Было бы желание.

Вопросы и задания

  1. Что такое библиотечно-библиографическое (информационное) обслуживание?
  2. Что такое библиотечная услуга? Какие услуги всегда должны быть бесплатными?
  3. Есть ли в Вашей библиотеке платные услуги? Какие?
  4. Какие принципы лежат в основе библиотечно- библиотеке принцип дифференцированного обслуживания читателей? В чем он выражает­ся?
  5. Какова структура библиотечного обслужива­ния? Какие подразделения существуют в Ва­шей библиотеке?
  6. Расскажите, как Вы строите свои взаимоотно­шения с читателями? Какие трудности испы­тываете?
  7. Какую массовую работу Вы осуществляете? Какие трудности испытываете?
  8. Каким, на Ваш взгляд, должен быть современ­ный школьный библиотекарь?
  9. Есть ли в Вашей библиотеке Правила пользо­вания? Чем они отличаются от Примерных правил пользования, рекомендованных Ми­нистерством образования Российской Феде­рации?

ЛИТЕРАТУРА

Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: Лекции. — М.: Изд-во МГУКИ ИПО «Профиздат», 2000. — 41 с.

Езова С. А. Грани библиотечного общения: Учеб.-ме­тод. пособие. — М.: ИПО Профиздат, 2002. — 157 с.

Зуева Е. Время ломать стереотипы, или К вопросу об организации читальных залов //Школьная библиоте­ка. — 2000. — № 5. — С. 46-51.

Кленов А.В. Техника школьной библиотеки. — М„ 1938. — 167 с.

Краткий справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общ. ред. Г.И. Поздняковой. — СПб: «Профессия», 2001. — 352 с. — (Серия «Библиоте­ка»).

Матлина С.Г. Благоприятный имидж библиотеки // Школьная библиотека. — 2003. — № 6. — С.42-44.

Моргенштерн И.Г., Уткин Б.Т. Занимательная библи­ография. — М.: «Книжная палата», 1987. — 255 с.

Руководство чтением детей и юношества в библи­отеке / Под ред. Т.Д. Полозовой. — М.: Изд-во МГИК, 1992. — 231 с.

Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. — СПб: Изд-во «Профессия», 2000.

— 423 с.

Фонотов Г.П. Таков он, библиотекарь. — М.: Либерея, 1997. — 176 с.

 

Н.В. БУБЕКИНА, заведующая научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки, г. Москва