Матлина С. Публика требовала «Автора, автора, автора…» / С. Матлина // Библиополе. – 2006. – № 6. – С. 17-23.
Этими словами нередко заканчиваются описания знаменитых премьерных спектаклей российского и зарубежного театра. Личность автора, который придумал, сочинил фабулу пьесы, определил характеры и место каждого из ее участников в сложной конструкции, именуемой ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ, всегда вызывала живой интерес зрителей.
Это не случайно. За публично разыгранным сочинением стоят жизненный опыт и эрудиция Автора, знание конкретного вопроса, способность угадать его актуальность для публики, наконец, творческое воображение, фантазия. А ведь все эти свойства также присущи создателям иных спектаклей — библиотечных выставок, которые в изначальном смысле слова являются ВЫ-СТАВЛЕНИЕМ, ПРЕД-СТАВЛЕНИЕМ.
Речь идет именно о выставках-спектаклях: динамичных, ярких, образных... Задумаемся о причинах происходящего на наших глазах бума выставочной работы: в музеях, картинных галереях, литературных клубах, на праздниках и ярмарках... Повсеместный интерес к этой работе, выходящий за привычные пределы художественной сферы — один из признаков современной культуры, ориентированной на публичность, сенсацию, открытие и выявление нового, неповторимого.
Выставочный бум, по мнению ученых, находится в одном смысловом ряду с повышением роли рекламы, выступающей мощным средством коммуникации. Выставка дает возможность привлечь внимание к проблеме, событию, факту. В основе ее как культурного явления лежат принципы новизны, зрелищности (публичной демонстрации) и программности. Последнее особенно важно — экспозиция становится частью комплексной программы. Если раньше она воспринималась как отдельный сюжет, то сегодня ее отличает связь с другими демонстрируемыми явлениями, презентациями, концертами, фуршетами[1].
Та же тенденция наблюдается и в библиотеках. Сегодня они позиционируют себя как многопрофильный полистилистический социально-культурный институт. Население должно понять, что это учреждение — отнюдь не «место, где выдают книжки»: в его повседневные задачи входит просветительская и информационная работа, и, что особенно важно, формирование системы коммуникаций между различными слоями общества, ветвями местной власти, социальными партнерами. Выставки как раз и выступают тем как будто бы традиционным, всем хорошо знакомым каналом коммуникации, который становится культурным артефактом, придающим жизни города, района, села иную событийность.
Правда, происходит это только в том случае, когда их рассматривают не как «галочные мероприятия», которые можно доверить любому исполнителю. Персонификация, получившая статус важного принципа библиотечного обслуживания, находит воплощение в экспозиционной деятельности, одном из самых творческих процессов в нашей профессии. Напомним, что культурную инноватику современные ученые идентифицируют как творчество[2].
Авторской, а значит инновационной, выставка становится тогда, когда концептуально продумана, «прочувствована», возникает как подспудно вызревающий замысел, фантазия, образ, из которых рождается целостный ПРОЕКТ. В нем наряду с автором первоначального замысла участвуют другие сотрудники, например, хорошо знающие фонд коллеги из отдела обслуживания. Библиограф и художник-дизайнер. Вошедшее в наш профессиональный лексикон понятие «дизайнер», упоминаемое рядом с профессией художника — не дань моде. Данный специалист не только оформляет выставку, но и размещает ее в пространстве, выбирает оптимальное место с учетом различных требований: комфортности использования пользователями и библиотекарем, сохранности изданий, интенсивности читательского потока и др.
К организации авторских экспозиций нередко привлекают другие библиотеки, местные музеи, читателей-владельцев личных книжных и других коллекций. Функционально они приближаются к музейным, где книга выступает одним из компонентов выставки: ее дополняют архивные документы (или чаще всего их копии), иллюстративный, а также предметно-вещный ряд, композиции из цветов, злаков, иногда специально подобранный декор.
С освоением новых информационных технологий в библиотеках появились и другие экспозиции универсального характера, где взаимодействие документов происходит уже по другому признаку. Имеются в виду так называемые интерактивные выставки. Они сочетают печатные документы и предметы с мультимедийными компонентами.
Будучи частью комплексной программы — литературно-музыкального вечера, Недели детской книги, Дня знаний или города и т. п., — концептуальные книжные презентации обеспечивают более действенное, чем в обычной ситуации, сочетание визуальной и вербальной рекомендаций. Это позволяет реализовать достаточно глубокое приобщение человека, выступающего одновременно в разных ролях — читателя, зрителя, слушателя, — к культурным ценностям. Наиболее известный пример — ежегодно проводимые в столичном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Декабрьские вечера. Книжно-иллюстративная выставка с вещно-предметной составляющей выступает на равных с представленными здесь произведениями изобразительного искусства и музыкальными концертами.
Рассмотрим особенности авторских выставок последних лет. Выбор темы может быть продиктован различными обстоятельствами. Безусловно, это экспозиции, связанные с памятными датами, юбилеями известного деятеля или крупным историческим событием. Библиотекари иронично называют их «датскими». Но если оценивать такие выставки с точки зрения выявления «авторского» начала, то нередко круглая дата — это отличная возможность привлечь внимание публики к интересной личности, событию, явлению.
Помимо учета вкусов и предпочтений посетителей, просветительских и воспитательных задач — тематической или персональной (посвященной конкретному лицу), — библиотекарь передает свое личностное отношение к проблеме, событию, исторической фигуре. Поэтому композиция таких экспозиций отличается от общепринятых принципов «линейного» характера: историко-хронологического, жанрового, от общего к частному и др.
Например, выставку-персоналию конструируют, используя метод ассоциаций. Допустим, раскрывают работы конкретного поэта, плюс творчество близких ему по художественному методу, стилю, жанру композитора, художника, артиста. Это также могут быть публикации о мастерах культуры, связанных совместной деятельностью. Приведем примеры таких ассоциативных «цепочек»: В. В. Маяковский — В. Э. Мейерхольд — Д. Д. Шостакович — А. М. Родченко; А. С. Пушкин — М. П. Мусоргский — Ф. И. Шаляпин (исполнитель роли Б. Годунова).
Такую выставку оснащают богатым иллюстративным материалом, а в оптимальном варианте — мультимедийными средствами — музыкальным и видеорядом, где названные темы представлены достаточно полно. Экспозиция не только способна удивить аудиторию, что само по себе важно для реализации коммуникативных задач. Она выполняет познавательную роль, погружая посетителя, читателя в глубокий культурный контекст.
Тематические выставки могут строиться с использованием метода диалога. Имеется в виду диалог библиотекаря и читателя, читателей друг с другом и диалог различных (иногда противоположных) взглядов, представлений, подходов, отраженных в документах и, соответственно, в содержании экспозиции.
Наиболее выразителен в этом смысле прием контраста, что, как показывает опыт, повышает внимание посетителей. Композиционно такую выставку конструируют как дискуссию: одна ее половина представляет позитивные отклики о книге, событии, явлении, другая — негативные. На ее дискуссионный характер указывает прежде всего формулировка ее заглавия. Допустим, «Школьная реформа: pro et contra» или «Кто прав в оценке книги?» Контраст, противопоставление могут быть усилены за счет специальных приемов-акцентов.
Приведем один из ярких примеров такой выставки-дискуссии под названием «Белые» и «красные». Ее разработали талантливые сотрудники Ивановской областной библиотеки для детей и юношества[3].
Книги о гражданской войне были представлены не на традиционных стеллажах, а на стульях, покрытых материей белого цвета — с одной стороны, и красного — с другой. Стулья стояли на небольшом возвышении под острым углом друг к другу, который подчеркивал резкий идейный конфликт разных лагерей. В центре был представлен стенд с цитатами. Одна из них — из Апокалипсиса: «И не покаялись они в убийствах своих...» Другая — стихотворный афоризм И. Губермана: «Пути добра с путями зла так перепутались веками // Что и чистейшие дела творим грязнейшими руками». Выделялась символика двух движений: герба России с двуглавым орлом и герба пролетарской республики с серпом и молотом.
Дискутировали между собой и экспонируемые книги. На каждой стороне были представлены издания, как в осуждение, так и в защиту белого и красного движений. При этом использовалась игра объемами, линиями, цветом.
Приведенной экспозиции семантически близка выставка-сравнение, рекомендованная Пермской областной универсальной научной библиотекой. Называется она «Литературные родственники и однофамильцы»[4]. В данном случае сравнивается творчество известных деятелей русской культуры — представителей разных эпох и носивших фамилии: Толстой, Некрасов, Ерофеев, Алешковский и др. На выставках экспонируются произведения писателей, портреты, иллюстрации; приводятся тексты с элементами сравнительного анализа творчества.
Назовем еще одну разновидность авторской экспозиции диалогового характера, обусловленной обращением читателя к библиотекарю. Ее условное название — выставка-вопрос (варианты: «Спрашивай — отвечаем», «Почему так бывает?», «Знаешь ли ты свои права?») Иногда библиотекарь с этой целью собирает вопросы детей. В других ситуациях, исходя из читательских интересов и содержания имеющихся в фонде научно-популярных книг и журналов, он сам формулирует вопросы. Такого рода выставка, помимо других эффектов, значима и тем, что по-своему приучает детей самостоятельно пользоваться информационными источниками. Достаточно при ответе на каверзный вопрос дать лишь отсылку к словарю, справочнику или энциклопедии, а также сайту в Интернете.
К выставке-вопросу содержательно примыкает выставка-словарь, цель которой — объяснить детям, как правило, малышам, новые понятия. Здесь также важен не столько факт объяснения, сколько возможность приучить детей самостоятельно использовать справочные издания. Наиболее популярные из них представляются с закладками на соответствующих страницах.
Усложненным вариантом выставки-вопроса становится получившая в последние годы широкое распространение в детских, юношеских и школьных библиотеках выставка-кроссворд (викторина). Правда, в этом случае вопросы задает уже не читатель библиотекарю, а наоборот, библиотекарь — читателю.
Строят такие выставки по-разному. Чаще всего одна из частей представляет собой стенд. Его площадь занимает схема разработанного библиотекарем кроссворда с перечнем вопросов. Стенд занимает левую сторону. С него начинается ознакомление с заданием, а, как известно, сточки зрения законов восприятия, взгляд человека на любой объект обычно происходит слева направо. Правая часть — это собственно книжно-иллюстративная выставка с изданиями и иллюстрациями. Обращение к ним помогает ребятам найти ответы.
Вопросы могут быть разными, библиографическими и фактографическими, но все они нацелены на выявление и развитие интеллектуального потенциала детей. Например, в кроссворде «Читаем классику» можно встретить вопросы «Какому поэту принадлежат афористичные строки...?»; «Какой известный английский писатель, приняв участие в кругосветном плавании, написал книгу «Записки натуралиста» или «Назовите пять произведений А. П. Чехова, экранизированных отечественными режиссерами» и др. Можно также попросить назвать автора той или иной картины (по ее репродукции); лица, изображенного на фотографии; обозначить стиль, направление в искусстве, к которому принадлежит создатель конкретной скульптуры или архитектурного шедевра.
Всем вопросам присвоены порядковые номера, которые соответствуют приведенным на схеме. Если выставка-кроссворд является частью конкурса эрудитов или другого состязания, рядом с вопросами указывается количество баллов, начисляемых за правильный ответ.
Школьный библиотекарь из Частинского района Пермской области[5] предлагает дополнить этот ряд аудио/видеоматериалами. Например, вопрос может быть сформулирован так: «Какая птица поет?» Ребенку достаточно нажать кнопку видеомагнитофона и увидеть, а также услышать ту или иную представительницу пернатых.
Мотивация авторских экспозиций бывает разной и нередко связана с субъективными факторами. Так возникает, например, выставка-настроение. Сложность ее не только в том, чтобы выразить визуальными средствами субъективное настроение автора-библиотекаря.
Важно, чтобы оно совпало с неосознаваемыми ожиданиями посетителей, вызвало у них соответствующий эмоциональный отклик. Библиотекарь в этом случае становится своего рода соавтором художника-пейзажиста.
Характерна в этом смысле экспозиция цветных фотографий «Архитектура осени», подсмотренная нами в одной из библиотек Белгородской области. В ней было ярко выражено личностное начало спроектировавшего ее автора-библиотекаря; при этом превалировала эмоциональная составляющая. Выставку сопровождали поздние цветы в напольных керамических вазах, ветки красной рябины и желтого клена, которые гармонично взаимодействовали с фотоиллюстрациями. Рядом библиотекари разместили книжный просмотр «Русской осени очарованье...» На последнем представили стихотворения русских поэтов о времени года, которое с легкой руки А. С. Пушкина признано побудителем литературного творчества.
Основой авторской выставки может стать проект, центральным звеном которого выступает оригинальное дизайнерское решение. Например, у сотрудников отдела «Отрочество. Юность» Ивановской областной библиотеки для детей и юношества однажды возникла идея создать необычную, привлекающую внимание выставку ко Дню смеха — 1 апреля[6].
Ее читательский адрес — дети старшего возраста, юношество — требовал необычного, остроумного или, как говорят ребята, «прикольного» решения. Оно было найдено. Выставка под заголовком «Первоапрельский кутюр» представляла собой своеобразный подиум, образовавшийся из положенного на пол книжного стеллажа. Покрытый материей, он в одно и то же тоже время демонстрировал свое традиционное предназначение и одновременно новый «вариант использования». Издания на перевернутом стеллаже (вспомним игру в перевертыши), стояли не чинно в ряд, как на обычной полке, но в виде стопок книг. Одна из них напоминала по форме винтовую лестницу, другая — построенный из книг домик. Журналы — с закладками «по месту прописки» интересных литературных произведений, а также статей и вовсе были беспорядочно разбросаны по подиуму.
Визуальным центром выставки стал портрет «грустного клоуна» с серьезным усталым лицом — Юрия Никулина. Рядом стояли аксессуары из фильмов с его участием: разноцветный женский зонтик, шарфик, пустая бутылка. Библиотекари — творцы выставки — рассматривали их как «приманку», направленную на привлечение непроизвольного внимания.
Несомненно, беспорядок, как и вроде бы случайный отбор книг по одинаковому формату, были кажущимися. Поскольку грустное и веселое всегда соседствуют в жизни, в экспозиции «участвовали» книги разных отраслей и тем, объединенные не столько жанром — юмористической литературой, книгами об искусстве комедии и пр., сколько другим признаком: их незаслуженно редко спрашивали читатели. Описанная выставка представляла собой книжно-журнальный развал, который, по данным исследований еще 1970—1980-х гг., особенно любят молодые читатели. Поскольку развалы по-своему противостоят привычной и нередко наводящей скуку «упорядоченности» традиционных форм библиотечной рекомендации.
Неординарный подход к оформлению развала в день 1 апреля, самоиронию библиотекарей, которые «покусились на святое», не побоялись нарушить устоявшийся порядок и даже перевернуть стеллаж и книги вверх тормашками, подростки оценили адекватно. Развал пользовался громадным успехом, и возведенные библиотекарем книжные пирамиды рушились и исчезали на глазах создателей. Сотрудники не уставали подкладывать заранее подготовленные «резервные» издания.
Данный пример хорошо иллюстрирует довод о самодостаточной роли оформления. В авторских выставках оно является частью их содержательно-смысловой основы. Детей, растущих у экранов (телевизоров, видеоплееров, компьютеров), нелегко убедить в необходимости взять ту или иную книгу, если она напрямую не связана с процессом обучения. Их надо заинтересовать, более того — УДИВИТЬ. Не случайно ивановские библиотекари причислили свою первоапрельскую шутку к разряду выставок-сюрпризов.
«Замешанные» на веселой фантазии, эти выставки, пользуясь фразеологией их создателей, можно причислить и к так называемым «фигурным», в основе которых находится игра объемами. Последние ориентированы на необычную форму представления. Вот, например, как можно из обычной выставки новых поступлений для дошкольников создать «фигурную». Выставку «К нам новая книга пришла» размещают на любимом детьми подиуме «лесенкой»: от нижних ступенек — сказок и рассказов для самых маленьких — до верхней, где представлены энциклопедии для дошкольников. По замыслу авторов, такое расположение книг по-своему отражает ступени читательского роста.
Игра объемами в детской библиотеке нередко сочетается с игрой цветом. Например, необычно выглядит выставка «Зеркало женской души». Разработанная талантливыми библиотекарями из Кировской областной детской библиотеки имени А. С. Грина, она была адресована девочкам-подросткам[7]. Читательницы могли увидеть на столе задрапированные белыми и черными шелковыми шторами коробки разной величины с книгами русских поэтесс разных эпох.
Попеременно чередовавшийся белый и черный цвета позволяли визуально подчеркнуть различия поколений поэтесс и одновременно преемственность их творчества. Данный прием также подчеркивал неоднозначный, часто трагический жизненный путь женщин-поэтов. Сделанные тушью на белом ватмане цитаты, рисунки, виньетки хорошо смотрелись на фоне «черного ящика». На белой драпировке соседнего раздела аналогичный изобразительный ряд был представлен белыми буквами на черном листе.
Данная выставка отражала и игру линий, которые выступали своеобразным знаком эпохи. Например, портретам поэтесс XIX в. соответствовали виньетки. Серебряный век был представлен черными женскими головками-профилями на белом листе. Наши современницы — черно-белыми фотографиями. Книжный ряд был также проиллюстрирован с помощью игры знаками. В качестве последних выступали «старинный» подсвечник, цветок в бокале, перчатки, шкатулка и другие аксессуары, создающие романтичный женский образ.
К сожалению, авторы выставки обошли вниманием выигрышное изобразительное решение, которое позволяло уточнить смыслы ее заглавия. Мы имеем в виду зеркало: при оформлении такого рода экспозиций им умело «играют» профессиональные дизайнеры. Семиотика свидетельствует, что зеркало «отсылает вперед» и одновременно замыкает пространство, воплощая его интимный характер[8].
Желание отступить от стандарта, помочь читателям развить воображение, творческую фантазию приводит к появлению таких игровых по своей природе книжно-иллюстративных экспозиций, как «выставка-ситуация». Ее методику также описывает частинский библиотекарь. Организуемая для подростков, она моделирует необычную, и иногда даже фантастическую ситуацию, о которой мечтают тинэйджеры:
«Эту книгу я возьму с собой... на необитаемый остров; в космическое путешествие; в дальний и рискованный поход и т. п.»[9].
Выставка-путешествие строится в форме экскурса по родному краю или стране. Левая ее часть — стенд со стилизованной картой своего края или, допустим, Англии, Франции. Флажками на ней отмечают места предстоящих очных или заочных путешествий ребят. Учитывается наличие книг, более полно раскрывающих сведения о той или иной достопримечательности.
Правая часть — это печатные издания краеведческой направленности, а также художественная литература, отражающая культуру конкретной страны. В качестве обязательного элемента выставка включает иллюстративный материал, начиная с гербов страны, отдельных ее областей (земель и графств) и кончая портретами известных представителей ее науки и культуры.
Иногда библиотеки сопровождают путешествия или прогулки аудио/видеоматериалами. Видеофильмы, музыкальное сопровождение и слайды, помимо получения ценной информации, помогают создать эмоционально окрашенный образ города, местности, страны.
Фантазия библиотекарей сегодня во многом направлена на привлечение детей к чтению. Важнейший его элемент всегда составляла работа с лидерами чтения, способными «заразить» понравившейся книгой сверстников. Так появляются неожиданные выставки, одну из которых довелось увидеть в Нижегородской области. Она обращала на себя внимание заголовком-метафорой — «Угощаю интересной книгой». Необычен был и ее дизайн: размещенная на столе выставка была оформлена как некое пиршество. На белой скатерти разложены пластиковые тарелки: в них на держателях-подставках стояли заинтересовавшие ребят издания. Закладки информировали, кто является инициатором того или иного угощения.
Интересный опыт соавторства библиотекаря и читателя накоплен в одной из школьных библиотек Нижнего Новгорода[10]. Рядом с выставкой «Возраст тревог и ошибок» на импровизированной школьной доске библиотекарь поместила высказывания подростков — ответы на вопросы заочной дискуссии по теме выставки. Здесь же можно увидеть «Тетрадь читательских откровений», в которой ребята в анонимном режиме могут поделиться своими проблемами, попросить совета у сверстников и педагогов.
Как указывалось выше, составной частью многих проектов авторских выставок в последние годы становятся их публичные презентации. Чаще всего их организуют в театрализованной форме, когда рассказ о книгах сочетается с чтением стихов, музыкальным сопровождением[11]. А презентация выставки «Лавка купца Дробинина» в одной из сельских библиотек Пермской области и вовсе проходила в форме сочиненного библиотекарем озорного стихотворного сказа, в котором старинные вещи спорят, кто из них главнее.
Инновационное развитие выставок сегодня во многом связывают с новыми информационными технологиями. Так называемые интерактивные сочетают собственно книгу, иллюстрации, а также получаемые с помощью мультимедиа визуальный и звуковой ряд. Например, экспозиция к столетию со дня рождения М. А. Шолохова, созданная одним из филиалов столичной ЦБС «Лефортово», одновременно с книгами писателя, материалами о нем, богатым иллюстративным рядом включала другую информацию. На двух стоящих рядом мониторах демонстрировались документальные фильмы о писателе, а также отрывки из фильмов — экранизаций его художественных произведений.
Существуют и другие варианты использования электронных технологий в этой работе. Примеры такого рода приводит в своей монографии Н. В. Збаровская[12]. Но как свидетельствует опыт, поступательное развитие выставочной деятельности, как и всего библиотечного обслуживания, обеспечивают не сами по себе современные информационные технологии, сколько владеющие ими и обладающие творческими способностями талантливые библиотекари.
Их имена следует широко рекламировать. Прежде всего на специальной табличке, прикрепленной к выставке. На ней крупным шрифтом следует поименно называть автора ее идеи; подобравшего документы и предметно-вещный ряд библиографа и/или музейного работника, а также оформившего выставку дизайнера. На презентации ее создатели без стеснения должны выходить к аудитории, и быть готовыми ответить на различные вопросы по проблеме — ведь создавая авторскую экспозицию, они позиционируют себя как экспертов. Наконец, называть имена создателей необходимо в передачах местного TV и радио, газетных заметках и библиотечных хрониках.
Авторская выставка — это не каждодневная рутинная, хотя и безусловно нужная работа квалифицированного библиотекаря, способного порекомендовать хорошую книгу или подобрать нужную информацию. Это всегда вдохновенное творчество, культурное событие, одновременно несущее людям познание и доставляющее эстетическое удовольствие. Поэтому давайте приучать пользователей наших библиотек — вслед за театральной публикой — вызывать на библиотечную авансцену авторов выставок и благодарить их от души!
СЛАВА МАТЛИНА, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки
[1] Хренов Н. А. Публика в истории культуры. М., 2002. С. 291.
[2] Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2002. С. 267.
[3] Выставка — это звучит интересно!: Метод. Пособие. Иваново, 2004. С. 6—7.
[4] Молодцова А. В. Нетрадиционные книжные выставки: типы, методика организации и презентации /А. В. Молодцова // Сельские библиотеки: знаки перемен: Сб. материалов / ПОУБ имени А. М. Горького. Пермь, 2003. С. 117.
[5] Вяткина В. В. Нетрадиционное оформление выставок для детей: опыт библиотек России (обзорно-аналитическая информация) / В. В. Вяткина // Библиотекарю для внедрения в практику работы. Вып. 32. / ПОУБ имени А. М. Горького. Пермь, 2003. С. 14—26.
[6] Выставка — это звучит интересно!: Метод. Пособие. Иваново, 2004. С. 21—22.
[7] Информационная среда детской библиотеки Вып. 2: Книжная выставка: традиции и инновации. Из опыта работы ОДБ имени А. С. Грина. Киров, 2003. 39 с.
[8] Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино. 1995. С. 18.
[9] Вяткина В. В. Нетрадиционное оформление выставок для детей: опыт библиотек России (обзорно-аналитическая информация) / В. В. Вяткина // Библиотекарю для внедрения в практику работы. Вып. 32. / ПОУБ имени А. М. Горького. Пермь, 2003. С. 14—26.
[10] Пантюхова T. В. Визитная карточка библиотеки // T. Пантюхова // Библиотека. 2000. № 4. С. 43—45.
[11] Сельские библиотеки: знаки перемен: Сб. материалов / ПОУБ имени А. М. Горького; Сост. А. В. Молодцова. Пермь, 2002. С. 74—76; 76—82; 82—85.
[12] Збаровская H. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. СПб.: Профессия, 2004. С. 211—212.