Беленькая Л. Дети – читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства / Л. Беленькая // Школьная библиотека. – 2011. – № 4. – С. 32-41.
Дорогие читатели нашего журнала, уважаемые библиотекари, специалисты по детскому чтению! Многим из вас знакомо имя Ленины Ильиничны Беленькой, библиотековеда и «читателеведа», знатока литературы. В нашем издательстве выходит книга Ленины Ильиничны «Дети — читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства». Сегодня мы представляем вашему вниманию главу 2 этой монографии о «детском» типе читателя.
ГЛАВА 2.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСТВА
1. «Детский» тип читателя
Особенности социальной ситуации развития и некоторые аспекты образа мира
Дети 7 и 8-9 лет составляют чрезвычайно своеобразную категорию читателей.
Первый период школьного детства (7 лет) характеризуется особым противоречием: несоответствием между еще очень несовершенной техникой чтения и относительно высокими возможностями восприятия и понимания литературного произведения. Умственная деятельность первоклассника при чтении на первых порах целиком направлена на преодоление трудностей овладения текстом. Этот скачок от «слушателя» к «читателю» часто сопровождается как бы утратой некоторых положительных читательских качеств, ярко проявляющихся у старших дошкольников. У первоклассника может вдруг исчезнуть непосредственность и живость эмоциональных реакций на книгу. Еще не выработанные умения и навыки чтения могут порой служить препятствием для восприятия и осмысления прочитанного. Но когда первоклассник оказывается в более привычной для него роли слушателя (при чтении вслух детям и рассказывании), становится очевидным, что некоторая затрудненность восприятия и понимания текста — это временное явление, исчезающее с развитием и закреплением навыков правильного, сознательного и беглого чтения.
Начинающие читать первоклассники, у которых еще много общего с шестилетними дошкольниками, и учащиеся 2-3-х классов существенно отличаются друг от друга. Однако общие особенности отношения к литературному произведению, свойственные детям 7 и 8-9 лет, позволяют охарактеризовать этот возраст как своеобразный — «детский» — тип читательского развития школьника. Наиболее ярким воплощением этого возрастного типа являются дети 8-9 лет, овладевшие техникой чтения. Особенности социальной ситуации развития младшего школьника, в чем-то отличной, а в чем-то сходной с дошкольным периодом детства, определяют отношение к художественной литературе, присущее читателю детского типа.
Ведущая деятельность дошкольника — игра. В игре он познает свойства вещей и явлений, человеческие взаимоотношения и характеры. Из особенностей игры как ведущей деятельности вытекает и своеобразие отношения ребенка к книге. Как и в игре, дошкольник очень легко входит в воображаемые обстоятельства, предлагаемые в литературном произведении. У него рано проявляются симпатии и антипатии по отношению к «хорошим» и «плохим» героям сказки, рассказа, стихотворения.
На протяжении дошкольного детства ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к литературному произведению. А.В. Запорожец, который вместе с группой психологов исследовал особенности отношения к литературному произведению, отмечает основные вехи восприятия книги дошкольником: содействие, соучастие, сопереживание. Отношение к книге трехлетнего ребенка проявляется в его внешних действиях; он буквально действует вместе с героем: «бежит» с Колобком по дорожке, «топает» по лесу вместе с охотником, слушая «Красную шапочку», «содействует» с героем. Ребенок постарше «соучаствует» с героем: известно, как 4-5-летние дети пытаются порвать или исчеркать страницы с изображением «плохих», «злых» героев.
«Движимый состраданием к герою, ребенок пытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусства вместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем изображенную», — говорит А.В. Запорожец об особенностях отношения к литературному произведению у 4-5-летних дошкольников (32).
У детей старшего дошкольного возраста «содействие», «соучастие» при восприятии художественного произведения сменяется более высокой ступенью — сопереживанием. Дети 6-7 лет уже могут переживать в воображении. Эта способность сопереживания является одной из существенных особенностей полноценного восприятия искусства, и она формируется у ребенка уже в дошкольном возрасте. Сопереживание с литературным героем является важнейшим стимулом восприятия книги в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. У детей возникает свое, личностное отношение к героям и ситуациям книги, которое помогает им воспринимать не только действия, но и мотивы действий, взаимоотношения людей в процессе действия. Сопереживание помогает ребенку дать моральную оценку человеческих поступков.
Однако при всей плодотворности непосредственного эмоционального вживания в образ, дошкольник, как отмечают исследователи, обычно занимает позицию «внутри» изображаемых обстоятельств, а не вне их. Всепоглощающая эмоциональность дошкольника, проявляющаяся при восприятии литературного произведения, его неумение вырваться из-под влияния художественного произведения, стать вне изображаемых событий связаны с еще недостаточным осознанием действительности.
С 7 лет учение становится ведущей деятельностью ребенка, и он постепенно поднимается на иную ступень познания мира и в социальном, и в психологическом плане. У детей 8 и 9 лет, второй и третий год обучающихся в школе, возникают новые социальные связи, иное отношение к людям и явлениям, меняется и отношение к литературному произведению. Этот возрастной период детства психологи называют «порой первоначального накопления» (Н.С. Лейтес). Освоение действительности в этом возрасте происходит в своеобразной форме: как накопление, узнавание и запоминание самых различных фактов и явлений окружающего мира. Познавательные запросы детей очень широки и в то же время поверхностны и неустойчивы. Чрезвычайная широта восприимчивости, готовность к усвоению нового, удовольствие, радость от узнавания нового характерны для маленьких школьников. У детей этого возраста еще нет потребности выйти за пределы знакомых им явлений. Нравственное, умственное, эмоциональное обогащение личности ребенка происходит как обогащение его личного опыта в основном в сферах, ему знакомых. Изучение познавательных запросов школьников небольших городов показало, что дети 8-9 лет стремятся получить конкретные знания о каком-то уже известном им факте или явлении. Особый интерес в этом возрасте вызывает происхождение и устройство окружающих ребенка вещей и предметов, мир растений и животных, которые ему знакомы. «Из чего делают электричество?» (д.; 8 л.); «Как делают серу у спичек?» (м., 8 л.); «Почему птицы летают, а люди нет?» (м., 9 л.); «Где у змеи уши?» (м., 8 л.) и т.д. (42).
Отношение младшего школьника к познаваемому лишено сомнений и сложностей; ему свойствен «веселый», «наивно-игровой» характер познания (47). То новое, что ребенок узнает, он воспринимает как непреложность, как данность. Это своеобразное освоение действительности связано с особенностями социальной ситуации развития, в основных чертах сходной с дошкольным периодом детства.
В собственно детском возрасте (до 10-11 лет) социальная ситуация развития характеризуется особой функцией общения: в системе отношений ребенка взрослый играет основную роль. По замечанию Л.С. Выготского, взрослый составляет для детей этого возраста «психологический центр любой ситуации». Активное освоение действительности, взаимоотношения ребенка с внешней средой осуществляются через взрослого. Ребенок свободен поэтому и от мотивов непосредственной пользы; этим же объясняется и свободный, неутилитарный характер познания действительности.
Основные психические новообразования этого периода детства касаются эмоциональной сферы, мышления и воображения, то есть психических свойств, которые лежат в основе восприятия художественной литературы у читателя любого возраста.
Повышенная эмоциональность окрашивает все стороны личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Психологи говорят об эмоциональном мышлении, эмоциональности памяти детей этого возраста. Однако в эмоциональной сфере ребенка 8-9 лет под влиянием новых жизненных условий происходят сдвиги, вызванные начинающимся ростом самосознания и более объективным отношением к действительности. Ему, как и дошкольнику, свойственна эмоциональная возбудимость, непосредственность внешних эмоциональных проявлений. Ребенок громко хохочет, читая смешную книжку, часто случается, что он возвращает библиотекарю грустную книгу, не желая ее читать. Но у него уже исчезает всепоглощающая эмоциональность, свойственная восприятию дошкольника; гамма его чувств и переживаний сложнее и богаче. Маленький школьник уже может осознать свои эмоциональные проявления. Эта особенность очень важна: именно она делает возможным более правильное и глубокое отношение к литературному произведению.
Своеобразие эмоциональной сферы детей 8-9 лет тесно связано с особенностями мышления. Мышление младших школьников отличается конкретностью и образностью. Широко известны слова К.Д. Ушинского, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Однако в процессе обучения восьмилетние дети постепенно овладевают понятийным мышлением: они уже способны к анализу, к обобщению. Но в мышлении младшего школьника в единстве представления и понятия господствующим является представление. Представления ребенка всегда эмоционально окрашены. Поэтому и обобщение его очень своеобразно: обобщаются более или менее существенные связи и отношения, но преимущественно «внешние», чувственные, наглядные. Ребенок обобщает в пределах конкретного образа, конкретной ситуации. Конкретность обобщения — важнейшая особенность психики ребенка, которая, наряду с особенностями эмоциональной сферы, определяет специфику восприятия книги у детей этого возраста. В способности детей 8-9 лет к своеобразному «эмоционально-образному» обобщению — пусть примитивному, нерасчлененному, первично целостному — есть нечто родственное образному «поэтическому» мышлению. А.В. Луначарский говорил о способности, присущей только искусству, делать обобщение без абстракции. Именно такой тип обобщения — обобщение без абстракции — свойствен маленькому школьнику.
В воображении 8-9-летних читателей также происходят существенные изменения. У детей этого возраста, обладающих известным жизненным опытом, воссоздающее воображение становится более точным, а фантазия (творческое воображение) более глубокой по своему содержанию. Эмоциональность особенно влияет на процесс воображения, определяет его «силу» и «слабость». С одной стороны, эмоциональность, живость воображения ребенка иногда помогает восприятию художественного образа даже в тех случаях, когда у детей нет достаточного опыта представлений. С другой стороны, отсутствие достаточно широкого круга представлений может помешать ребенку правильно воспринять книгу в тех случаях, когда образная система произведения построена на представлениях, чуждых читателю, недоступных ему. Но сам процесс воссоздания образа по его словесному описанию у детей этого возраста не может вызвать особых трудностей. Для маленького школьника на первых порах еще характерно свойственное дошкольнику отношение к слову, которое А.А. Потебня определил особым термином «слово-стекло». Дети этого возраста, воспринимая слово, отчетливо сознают его предметное содержание, которое как бы непосредственно «просвечивает» через само слово. Для них слово еще не оторвано от его чувственного содержания, еще непосредственно связано с представлением.
Дети младшего возраста, познавая мир, видят окружающее крупно и в то же время подробно, более детализированно, насыщенно, чем подросток или взрослый. Эта насыщенность, уплотненность детского времени, детского существования выражается и в том, что в какой-то незначительной для взрослого детали, «несущественном» эпизоде ребенок открывает неожиданную для себя глубину, емкость. Часто деталь или эпизод перерастает в восприятии ребенка в явление или событие огромной, исключительной важности, и эта особенность его образа мира существенно проявляется в отношении к художественной литературе.
Тип отношения к литературе
Социальные и психологические особенности этого периода детства создают особый тип отношения к художественной литературе, который можно обозначить как своеобразное синкретное, «наивно-эстетическое» отношение. Прекрасное и безобразное, комическое и трагическое — «смешное и страшное» привлекает и волнует маленького читателя в книге. Драматизм ситуации, поэтичная деталь, комизм положения, игра словом, живой диалог действующих лиц — все это вызывает у детей яркую, в основе своей эстетическую реакцию.
8-9-летние читатели не только небезразличны к художественным качествам произведения, но и выделяют, отмечают их. В отличие от дошкольников, отношение которых к книге проявляется, как правило, только во внешних эмоциональных реакциях (мимике, улыбке, жестах, восклицаниях), они могут — правда, еще наивно и неосознанно — выразить словом свое отношение к произведению. Все свои многообразные переживания прочитанного они чаще всего выражают одним словом — «нравится».
«Нравится» — это универсальный «критерий» отношения ребенка 8-9 лет к прочитанному, свойственный именно данному возрасту. 10-11-летние дети чрезвычайно редко употребляют слово «нравится» в том универсальном значении, в каком его используют 7-9-летние. Четвероклассникам «нравится» обычно то, что соответствует их моральным понятиям и вызывает одобрительное отношение; десятилетние дети свое эстетическое отношение к книге словом обычно не выражают. За наивным и непосредственным «нравится» открывается глубоко своеобразный мир эстетических оценок и отношений маленького читателя. В любом художественном произведении, независимо от жанра и творческой манеры писателя, маленькие школьники всегда выделяют определенные эстетические качества. Эти качества постоянны, они обусловливают отношение ребенка к литературному произведению, поэтому их можно назвать категориями эстетического сознания детей этого возраста, хотя они неадекватны категориям эстетики. Это своеобразно воспринимаемые детьми прекрасное, героическое, комическое и веселое.
Что больше всего радует ребенка в книге, что для него является прекрасным? Обычно считают, что самые сильные переживания у читателей этого возраста вызывают быстрая смена действий и яркость, исключительность события. Однако проведенные исследования убеждают в другом. Маленький читатель, как правило, оценивает литературное произведение не с точки зрения необычности событий и поступков, в нем изображенных. Его, в отличие от читателей других возрастных типов, еще не захватывает эмоционально неизведанное, исключительное, то, чего он не знает. Прекрасное в литературном произведении переживается читателем 8-9 лет как «поэтическая прелесть факта». У 8-9-летнего читателя самые сильные впечатления оставляют такие детали, ситуации, поступки героев, которые открывают знакомый ему предмет или явление в более глубоком, ярком, неожиданном и выразительном ракурсе — поэтически. В книге он больше всего ценит явления или факты, которые вызывают радость узнавания: знакомого — в необычном и необычного — в знакомом и обыденном. Они поэтически углубляют и уточняют его представления об окружающем. Поэтическая прелесть факта ощущается ребенком как прекрасное во всей ткани произведения: и в отдельной конкретной детали, и в сюжете, и в поступках и характерах героев. Это — основной, пусть еще не осознанный самим ребенком, критерий отношения к книге в этом возрасте.
В отношении читателя детского типа к литературному произведению своеобразно переплетаются нравственные и эстетические критерии. Простым и четким этическим понятиям детей (зло должно погибнуть, а добро — победить) близки книги, в которых торжествует истина, добро, справедливость. Поэтому они всегда особенно ценят «хороший конец» рассказа или сказки. О 8-9-летнем читателе можно сказать то же, что говорит К.И. Чуковский о дошкольнике: в понимании ребенка счастье — это норма бытия, и оттого трагический конец всякого рассказа и сказки кажется ему противоестественным. Но если у дошкольников нравственная красота есть красота эстетическая («хороший» герой — обязательно «красивый»), то у школьников 8-9 лет эстетические и моральные представления находятся в гораздо более сложной взаимосвязи. Моральные представления теряют категоричность, прямолинейность, присущие дошкольнику, окрашиваются все более сложными и разнообразными чувствами (симпатия, гордость, тревога, осуждение, снисхождение и т.д.). Это отчетливо проявляется в отношении детей к героическому. Чувствуя глубже, чем дошкольники, оттенки героического поведения персонажей, дети уже могут, преодолев свое неприятие грустного, печального, почувствовать красоту и значительность трагического конца, если он не нарушает общего жизнеутверждающего смысла произведения.
Так, героическая смерть Мальчиша, который не выдал военную тайну, воспринимается детьми как гибель во имя победы, как преодоление трагического, победа добра над злом, жизни над смертью. Они чувствуют жизнеутверждающий смысл этой сказки Гайдара, и, не умея выразить сложные чувства, переживания, вызванные сказкой, они почти всегда называют как особенно понравившееся место конец сказки, причем стараются воспроизвести его буквально, рассказать наизусть.
Веселое и комическое («смешное») занимает особое место в отношении к литературному произведению читателей детского типа. «Смешно!» — высшая степень оценки книги у детей 8-9 лет.
Смех — это особое выражение формирующегося эстетического отношения ребенка к действительности. В смехе детей, в эмоциональных реакциях на прочитанное можно увидеть разные проявления, различные грани их «чувства смешного». Прежде всего это способность просто посмеяться, просто порадоваться, читая книгу, — способность, вызванная эмоциональной возбудимостью, оптимистическим мироощущением, «радостью бытия». Глубокий исследователь детского чтения Т.А. Григорьева писала: «Ребенок смеется не только оттого, что находит нечто несообразное, нарушающее обычное, что лежит в основе комизма, но и от общего, свойственного ему жизнерадостного настроения, от непосредственного ощущения жизни, от свежести и яркости своих ощущений. <...> Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет для него именно элемент веселого, а не комического, для восприятия которого у него еще нет достаточно широкого кругозора и опыта» (22, с. 8).
В смехе детей, естественно, проявляется их отношение к собственно комическому («смешному») в литературном произведении. Маленьких читателей всегда смешат комические положения, в которые попадают герои, при этом они нередко воспринимают лишь внешний комизм положений, не вникая в сложные ситуации книги. Дети испытывают удовольствие и от комического в манере поведения или внешнем облике героев, от яркой конкретной комической детали — бытовой, языковой или портретной. «Смешно, как он чихал», «нос лапкой почесал», «как он смотрел, как пишут пером на бумаге» (Киплинг «Рики-Тики-Тави»), Но комическое в мотивах поведения в мыслях литературных героев — своих сверстников — 8-9-летние дети воспринимают, как правило, совершенно серьезно. Наивная детскость рассуждений маленьких героев комична для читателя более старшего возраста, который уже может наслаждаться «смешной» непосредственностью детской психики.
Однако в смехе детей выражается не только их восприятие комического — «смешного». В смехе ребенка часто проявляется его наслаждение художественными достоинствами книги. Смехом выражают дети радость, которую испытывают от ритма и от понравившейся рифмы («Смешно, — говорит восьмилетняя девочка: — “Эта книжечка моя про моря и про маяк”, складно очень!»); от звукописи (смеются и повторяют, читая: «Акомар-то з-злит-ся, з-злится...»); от неожиданно раскрывшейся перед ними метафоричности образа.
Дети смеются, наслаждаясь юмористической игрой словом. Интересно было наблюдать, например, как живо реагировали восьмилетние дети, слушая такую фразу из сказки Чапека «Дашенька»: «Когда Дашенька взяла, как говорится, ноги в руки (по правде сказать, конечно, ног в руки она не брала, а только засучила рукава, — вернее, она и рукавов не засучила, а просто, как говорят, поплевала на ладони — поймите меня правильно, она и не плевала)...».
Любовь к перевертышу, характерная для дошкольников, у 8-9-летнего читателя углубляется: младшие школьники уже различают буквальный смысл и переносное значение слова и радуются своему пониманию. «Вот смешно, — говорит девятилетняя девочка, читая сказку Андерсена, — “Принц ушел в свое королевство и крепко захлопнул за собой дверь”. Королевство — это же много городов, как же можно дверь захлопнуть!». «Разве аист может болтать по-египетски?» — улыбается другая читательница. Девочка понимает, что это шутка, и ей приятно, что она ее почувствовала.
Улыбка ребенка, его радостный смех нередко становятся, как и слово «нравится», средством выражения положительных эстетических оценок читателя. Конечно, развитое чувство комического всегда включает моральную оценку действий или поступков персонажей. И смех 8-9-летнего читателя часто выражает одобрение или осуждение, но не столь прямолинейно, как иногда представляется взрослым. В его смехе скрывается и нежность к героям, и радость от их удач, и грусть от невзгод, и многое другое, что ребенок не может выразить словом, но тем не менее ощущает как нечто эстетически ценное.
Своеобразие отношения к художественной литературе у читателя детского типа проявляется особенно существенно в его понимании идейного содержания литературного произведения. Если заставить детей 8-9 лет формулировать «самое главное» в книге, «основную мысль», «вывод», ответ всегда будет однозначен, схематичен. Сделать отвлеченный вывод — вне конкретного образа — менее всего способен 8-9-летний читатель. Однако дети этого возраста способны к своеобразному, относительно глубокому, многозначному пониманию доступных им литературных произведений. Для выражения своих чувств и мыслей читатели всегда пользуются образами произведения.
Когда на вопрос: «Почему тебе понравилась Дюймовочка?» — восьмилетие дети отвечают: «Потому что была она ласковой девочкой и жалела всех животных... Потому что маленькая Дюймовочка спасла ласточку... Потому что она в цветочке распустилась... Она солнышко любила...» — они выражают сущность образа: Дюймовочка самоотверженна и образ ее на редкость поэтичен.
Дети не могут сформулировать свое понимание идейного смысла, сделать вывод вне конкретного образа. Однако это не значит, что они неспособны понять идейный смысл книги. Мы можем говорить об особом понимании идейного смысла произведения у читателей 8-9 лет — «эмоциональном понимании». В эмоционально-образном обобщении заключено особое «преимущество» эстетического восприятия ребенка. Восприятие доступного ему художественного образа протекает как бы по тем же законам, по которым создается сам художественный образ. Вот где нужно искать причины глубокого проникновения в художественный образ, которое часто удивляет взрослого. Эмоционально-образное обобщение читателей детского типа может быть близко к пониманию сознательному, сформулированному, абстрагированному от художественного образа. Собственно, на такое обобщение и рассчитано художественное произведение в той мере, в какой его цель — «воспитание чувств». Понятия на основе этих чувств могут сформироваться позднее.
Можно говорить об особом воспитательном воздействии художественной литературы на читателя этого возраста. Оно связано с тем особым отношением детей 8-9 лет к книге, которое иногда ошибочно называют «наивно-реалистическим». Отношение читателей детского типа к литературному произведению своеобразно сочетает в себе черты отношения к литературе, свойственные как дошкольникам, так и читателям типа, переходного от детского к подростковому.
С одной стороны, уже вступает в свои права критерий наивно-реалистический — критерий «правдоподобия» («как по правде», «похоже на правду»), а с другой — еще не исчезла способность «вжиться» в образ, ощущать реальное существование полюбившегося героя, даже фантастического. Недаром излюбленный жанр детей этого возраста — книги, которые они сами называют «приключениями». Не сказка в чистом виде, а, пожалуй, литературная сказка, где поэтично переплетаются детские представления о мечте и действительности, о фантастике и реальности, — детское мироощущение, представление ребенка о себе самом в окружающем его мире.
«Как хочется, чтобы он был!» — вот отношение ребенка этого возраста к литературному герою. Это двойственное отношение ребенка к героям и ситуациям и определяет специфику воспитательного воздействия книги на маленького читателя. Если маленький читатель как бы знает и не знает, реальны или нет события и герои, то литературное произведение вызывает у него гораздо более устойчивые чувства и настроения, стимулирует более серьезные действия, нежели у читателя, который твердо знает о нереальности изображаемого.
Воздействие книги на читателей детского типа проявляется, безусловно, и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на их поведении, поступках; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. «Искусство, — писал Л.С. Выготский, — никогда прямо не порождает из себя того или иного практического действия, оно только приуготовляет организм к этому действию» (19, с. 325). Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Эта органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Пути овладения художественным образом литературного произведения
Широкий диапазон эстетических оценок, свойственный читателю детского типа, «поэтическая прелесть факта» определяют способы, пути, которыми идет ребенок, овладевая идейно-художественным содержанием книги. Маленький читатель всегда невольно выделяет в литературном произведении конкретную деталь, эпизод, отдельный поступок героя. И от этих художественных компонентов произведения — детали, эпизода, поступка — уже идет к более глубокому восприятию ситуации, характера и произведения в целом.
Когда ребенок передает свои впечатления от прочитанного или непроизвольно выражает свои переживания во время чтения книги вслух, он всегда выделяет в сюжете какой-то эпизод, событие. Это может быть и не один, а несколько эпизодов, несколько событий, но обычно они не связаны одно с другим, переданы разрозненно, фрагментарно.
Такое выделение отдельной ситуации, отдельного эпизода из общей взаимосвязи событий и ситуаций сюжета не означает, что 8-9-летний читатель не способен к связному усвоению содержания. Стоит только попросить его рассказать то, что прочитал, и он сразу стремится связно изложить содержание. Но «поэтическая прелесть факта» — конкретного эпизода, события — оказывает на маленького читателя более сильное эстетическое воздействие.
Какие же эпизоды в сюжете выступают для детей на первый план, вызывают наиболее сильные эстетические переживания? Им особенно «нравятся» события, привлекающие комизмом положений или просто веселым, радостным, мажорным звучанием.
«Мне особенно понравилось, как Карлсон был на дне рождения Малыша. Почему? Потому что он весь измазался в креме»; «Понравилось, как они с Пятачком шли в лесу, и Винни-Пух песенки пел...». При этом ребенок всегда выделяет эпизоды, захватившие его динамикой действия. Особая эмоциональность, повышенная моторика маленьких читателей сказывается в том, что они невольно делают еще более живыми и действенными эпизоды, ситуации книги. «Как они дрались, мангусты эти! Ух ты! Змея-то в бревнах шевелилась, не видать ничего было! Они ее за хвост! За хвост! Они как кусались!..» — оживленно рассказывает восьмилетний мальчуган, прочитавший рассказ Житкова «Мангусты».
Особенно сильные переживания вызывают драматические эпизоды, одновременно впечатляющие ребенка знакомыми, близкими ему, конкретными деталями («Мне про стойкого оловянного солдатика понравилось. Как его из окна выбросили, и он упал вниз головой. Винтовка даже в землю воткнулась...»).
Интересно, что читатели этого возраста часто проявляют положительное эмоциональное отношение к таким ситуациям и эпизодам сюжета, которые вызывают у них резко отрицательную этическую оценку. Так, в сказке Андерсена «Огниво» восьмилетнему Жене «больше всего понравилось, как солдат отрубил ведьме голову». Но в беседе выяснилось, что ему вовсе не нравится сам поступок солдата, наоборот: «Солдат мне не понравился, потому что он убил ведьму, а она ему все дала». И на возражения других детей: «А ты знаешь, что ведьмы всегда бывают злые?», «Она бы убила его...», — он упрямо отвечал: «Ну и что же! А эта была добрая. Мне жалко ее!» Совершенно очевидно, что его захватил драматизм положения. Другой читатель рассказывает, что в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина ему «очень понравилось, как старуха старика выгоняла, и в дверях стража подбежала, топорами чуть не зарубила...». Но когда удивленный экспериментатор спросил: «Почему же так понравилось это место, может быть, старику так и надо, или смешно об этом рассказывается?» Мальчик разочарованно и обиженно отвечает: «Ну да, смешно! Ничего смешного нет. Она противная была, жадина! И старика жалко!» И подумав, объясняет: «Ну... понравилось — и все. Интересно, значит».
У 10-летних читателей мы не наблюдаем такого несовпадения непосредственного эмоционального отношения и моральной оценки, какое проявляется у восьми-, девятилетнего ребенка.
Эти наши наблюдения подтверждаются и данными исследования Л.Н. Родиной, которая показала, что десятилетние дети словесно всегда оценивают поступки персонажей с моральной точки зрения, как «плохие» или «хорошие», и лишь в игре-драматизации невольно обнаруживают свое иное эмоциональное отношение к герою, нежели в словесной оценке (69).
Положительное эмоциональное отношение 8-9-летнего читателя к ситуации или поступкам героя, не совпадающее с его этической оценкой, это всегда отношение эстетическое, вызванное художественностью произведения. И оно характерно именно для этого возраста.
Эпизоды и ситуации, которые выделяет в сюжете читатель детского типа, для него всегда эстетически значимы. Это для него существенные узлы сюжета, хотя взрослому человеку они могут показаться случайными, разрозненными, незначительными. Через восприятие этих эпизодов и ситуаций читатель идет к более глубокому пониманию взаимоотношений персонажей, характеров героев — сюжета в целом.
Ощущение поэтической прелести факта как универсально прекрасного проявляется в особом отношении читателя к наглядной конкретной детали. Можно привести десятки примеров, подтверждающих, как хорошо дети чувствуют и запоминают любую конкретную, зримую деталь в литературном произведении. Часто, передавая свои впечатления о прочитанном, маленькие читатели пропускают в своем рассказе существенные моменты содержания, но никогда не забывают, казалось бы, не существенную для фабулы деталь.
При исследовании восприятия детьми сказок Андерсена мы часто сталкивались с этим. Рассказывая, как Дюймовочка жила осенью, дети почти никогда не забывали сказать, что листок, под которым жила Дюймовочка, «свернулся в трубочку»: «Осень настала. Ее лопух пожелтел и свернулся в трубочку. Ей очень холодно было». «Она жила плохо, холодно. Листок, на котором она жила, свернулся в трубочку». Читатель пропустил очень существенную подробность: Дюймовочка жила под листом, а не на нем, но что этот листок свернулся в трубочку, он запомнил.
Еще Н.А. Рубцова в своем исследовании «Какие элементы литературного произведения выделяются детьми» пришла к выводу, что «отдельная деталь, воспроизведенная читателем в этом возрасте, есть деталь, которая для него характеризует индивидуальные особенности произведения, а не служит только внешним моментом для узнавания» (71, с. 16).
Как показало наше исследование, конкретная художественная деталь в рассказе, стихотворении, сказке обладает для ребенка особой выразительностью, особой силой эстетического воздействия. Художественная деталь понимается здесь как термин в его самом широком значении: это и простейшие виды тропов (эпитет, сравнение), и бытовая деталь, и деталь, характеризующая внешний облик персонажа, манеру его поведения, его внутренний мир.
Дети воспринимают эпитет особенно эмоционально в тех случаях, когда художник использует его осторожно и скупо. Ребенок равнодушно проходит мимо «излишества», обилия цветовых деталей в книге. Но одна такая деталь становится в его восприятии по-особому выразительной и надолго окрашивает все впечатление от прочитанной книги. 8-9-летние дети, читавшие сказку Л. Толстого «Три медведя» «давно» (два-три года назад), на вопрос, помнят ли они, какая чашечка была у Мишутки, всегда отвечают радостно: «Синенькая!» В этой синенькой Мишуткиной чашечке — для них большая эстетическая радость.
Дети этого возраста не приемлют никакой описательности в повествовании. Им еще трудно, например, на основе только словесного описания воссоздать картину природы. Но если пейзаж дан в деталях, эмоционально связанных с переживаниями героев, маленький читатель всегда запомнит его.
От выразительной детали ребенок подходит к более глубокому восприятию образа героя. Так, большая шапка Филипка, героя рассказал. Толстого, сразу делает его облик живым, обаятельным, близким ребенку («Филипок взял шапку и хотел тоже идти...»; «...Стал искать шапку, своей не нашел, взял старую отцовскую и пошел в школу»; «...В сенцах снял шапку и отворил дверь»; «...Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил»). Эта единственная, очень конкретная и одновременно емкая деталь помогает детям не только представить себе внешний облик Филипка, но и войти в мир его переживаний, почувствовать характер. «Филипок был храбрый и очень смешной. У него была большая шапка. Он как грибок в ней был» (д., 8 л.).
Передавая свои впечатления от прочитанного, читатели детского типа часто выделяют отдельные, не связанные между собой поступки героев как основное и нечто самодовлеющее. Это отмечают многие психологи в своих исследованиях. На то, что связи между событиями и поступками героев воздействуют на детей младшего возраста менее сильно, чем наглядные особенности поступков и событий, указывала О.И. Никифорова (58, с. 181).
Эта особенность восприятия накладывает отпечаток и на отношение к герою, на оценку его. Она проявляется, в частности, в отношении маленького читателя к «главному герою». Дети, рассказывая, что им больше всего понравилось или запомнилось в книге, могут вообще не упомянуть о главном герое. Очень часто их куда больше привлекают действия и поступки «неглавных», эпизодических персонажей. Однако нужно уметь объективно оценивать возможности читателя этого возраста. Нередко то, что нам, с нашими привычными представлениями, кажется «недостатком», слабостью маленького читателя, может при умелом руководстве обернуться сильной стороной его восприятия. Не только образ главного героя определяет идейно-художественное богатство произведения. На читателя — будь то ребенок или взрослый — эстетически воздействует не «основная мысль» и «основные черты» героев, а произведение во всей его художественной многогранности, взаимосвязи образов. Дети с трудом могут сформулировать «основные черты» характера героя.
«Почему вам нравится Жилин (герой повести Л. Толстого “Кавказский пленник?”)» — спрашивает экспериментатор. И девятилетние читатели отвечают: «Он убежал от татар, не побоялся!», «Он не захотел унижаться и деньги платить, он убежал...», «А мне он нравится, потому что он игрушки делал Дине», «Он все умел чинить... Ружье ему привезут — починит. И даже часы хозяину», «Он убежал и Костылин. Костылин ноги в кровь стер, ему больно, он не идет. А Жилин тоже ноги натер, ему тоже больно, а он все-таки идет». Как видим, дети не могут дать характеристику образа Жилина, но в типичном для их возраста эмоционально-образном обобщении передают такие поступки героя, в которых раскрывается сущность и обаяние его характера.
Младшие школьники гораздо острее воспринимают поступки и действия, чем мотивы действия. Мотивы поведения героя затушевываются обычно ярким, все затмевающим поступком. Очевидно, из-за этого в практике руководства детским чтением утвердилось мнение, что 8-9-летним детям недоступно восприятие внутреннего мира персонажа и потому от них можно требовать лишь правильной моральной оценки действий, поступков и поведения героя. Действительно, детям нетрудно дать такую оценку. Правда, она может расходиться с их собственным эмоциональным отношением к тому же персонажу. Ребенок очень хорошо чувствует, что хочет услышать от него взрослый собеседник, и рассуждает так, как «нужно» педагогу. Между тем целый ряд психологических исследований, в частности интересная работа Т.В. Рубцовой, свидетельствует о том, что дети младшего возраста способны к пониманию мотивов поведения героя, к проникновению в его внутренний мир и часто сами проявляют интерес к раскрытию психологии литературного персонажа (73).
Но, несомненно, восприятие внутреннего мира литературного героя у младших школьников, особенно 8 и 9-летних, своеобразно. Способность ребенка к проникновению в мир героя потенциальна, она может и не проявиться у маленького читателя. Проявление ее зависит прежде всего от самого художественного произведения, от того, как раскрывает автор мотивы поведения, причины переживаний, ситуации, в которых действуют герои.
Легко увидеть, что читателям детского типа свойственна определенная фрагментарность восприятия. Они выделяют в книге конкретный эпизод, поступок, деталь. «Поэтическая прелесть факта», понимаемая ребенком своеобразно, определяет его отношение ко всему произведению.
Но правомерно ли в таком случае говорить об эстетическом восприятии литературного произведения? Ведь эстетическое восприятие произведения искусства непременно предполагает целостность восприятия. Можем ли мы утверждать, что художественное произведение воздействует на ребенка эстетически целостно, если в его восприятии книги нередко выпадает какая-то существенная часть сюжета, отдельная конкретная деталь выделяется как нечто основное, мотивы поведения героя затушевываются каким-то одним поступком?
И все же маленький читатель способен при определенном руководстве к эстетически целостному восприятию литературного произведения. Возможности для этого кроются в специфике литературного художественного образа и в особенностях эмоциональной сферы ребенка.
Известно, что специфика художественного образа литературы как искусства слова заключается не в наглядности, не в изобразительности, а в выразительности, в передаче впечатлений, производимых предметом, если понимать под впечатлением совокупность вызываемых предметом мыслей, чувств, настроений и ассоциаций. Разумеется, в книгах для детей не может, вернее, не должно быть образов не наглядных, не конкретных. Но подлинно художественный образ детской книги, как и книги для взрослых, всегда несет в себе огромный заряд выразительности, впечатляющей силы, которую создает вся художественная ткань произведения. Эта выразительность эмоционально воздействует на ребенка, создает у него определенное настроение, часто еще не осознанное, но тем не менее очень сильное. Ребенок часто поражает взрослых своим эмоционально верным восприятием прочитанного. Он может не совсем точно уловить главную мысль произведения, характеры героев окажутся для него нераскрытыми в той степени, которая нужна для глубокого — «как у взрослого» — восприятия книги, но, если он почувствует настроение повествования, у него может возникнуть верный эмоциональный настрой, определяющий своеобразное, пусть в чем-то ограниченное, недостаточно осознанное и все же эмоционально точное проникновение в образ.
Эмоциональная целостность отличает восприятие читателей детского типа. Парадоксально, но именно эта еще недостаточно развитая способность к анализу, нерасчлененность, слитность мышления и эмоции — то есть, казалось бы, слабые, недостаточно еще развитые стороны психики 8-9-летнего ребенка — является основой своеобразного, но эстетически целостного восприятия литературного произведения.
Вспомним Федьку, ученика Л. Толстого, о котором он рассказывает в статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Федька, сочиняя, всегда предлагал такие детали («подробности», как говорит Толстой), которые помогали ярче ощутить «общее чувство повести». Толстой говорит о замечательном художественном чувстве — чувстве эстетической целостности, которым Федька «был проникнут» (80, с. 304-306).
Эстетическая целостность овладения художественным образом у читателя детского типа связана с его эмоциональной целостностью. Эмоциональная целостность при своеобразном «детализированном» восприятии читателя выражается в его способности почувствовать настроение, общий эмоциональный настрой произведения через деталь, эпизод, поступок героя. Важно, чтобы это чувство ребенка, вызванное деталью, эпизодом, поступком, шло в русле общего эмоционального настроя книги или настроений, связанных с конкретным образом героя, но это уже целиком зависит от художественного мастерства писателя.
Рассмотренные выше особенности отношения к художественной литературе и пути овладения художественным образом литературного произведения, свойственные читателям детского типа, позволяют сделать следующие выводы.
При сохранении непосредственного эмоционального отношения к отображаемому, при своеобразии обобщения — обобщения в конкретном образе, которое окрашивает весь процесс восприятия, — для 8-9-летнего читателя характерно уже более «отчужденное» отношение к литературному произведению по сравнению с дошкольником. Он уже способен встать над ситуациями и характерами в художественном произведении. В связи с этим у него появляется возможность более мотивированного, а значит — и более глубокого оценочного отношения к отображаемому.
Понимание идейного содержания литературного произведения у 8-9-летнего читателя всегда связано с конкретным художественным образом произведения; оно обычно не формулируется ребенком, но выражается в эмоциональном отношении к конкретному образу и в стремлении читателя мотивировать это отношение.
У детей этого возраста, несомненно, существует эстетическое отношение не только к фактическому содержанию, но и к форме его выражения. Характерно, что часто при отрицательной этической оценке ситуации или героя у ребенка возникает положительная оценка художественного образа, вызванная эстетическим переживанием.
8-9-летние дети не только чувствуют художественные качества произведения, но и выделяют их. В противоположность более младшим и более старшим читателям они выражают в слове («нравится»), правда еще очень наивно и неосознанно, свое эстетическое отношение к идейно-художественным элементам литературного произведения.
Для читателей детского типа на первый план выступают определенные эстетические качества произведения, которые являются ведущими в процессе эстетического восприятия. Это и такие «универсальные» эстетические качества — «категории» детского эстетического сознания, — как своеобразно выделяемые ребенком прекрасное, героическое, комическое и веселое в детской книге, и более конкретные — такие художественные компоненты произведения, как эпизод, конкретная деталь, поступок героя, от восприятия которых он идет к более глубокому проникновению в образ героя и произведение в целом.