Палаткина Г. Формирование этнотолерантности у младших школьников / Г. Палаткина // Начальная школа. – 2003. – № 11. – С. 65-72.
В современной, меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречие между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего мультикультурного общества.
Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia — терпение (снисходительность к чему-либо). В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию.
С точки зрения философии толерантность — это мировоззренческая жизненная позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности.
В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.
Для более точного определения этого понятия необходимо «развести» такие категории, как терпение и терпимость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу (К.Д. Дмитриев).
Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей. При этом, как отмечает Ю.М. Политова, выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, аргументации в пользу той или иной концепции, научных дискуссий, не предлагает обязательного отказа от собственных суждений. То есть диалог культур предполагает прежде всего культуру диалога. Необходимо, чтобы срабатывало «золотое» правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как к себе, а к себе, как к другому.
Беря за основу основные виды жизнедеятельности человека, можно выделить толерантность между различными социальными слоями (бедные и богатые), между родителями (или значимыми взрослыми) и детьми, между вероисповеданиями, этносами, жителями стран с различным государственным строем и т.п. Каждый вид толерантности будет обладать своей спецификой, условиями существования и, конечно, формами и способами его формирования. Поэтому, апеллируя к этому понятию, необходимо уточнять, о каком именно виде идет речь.
Рассматривая толерантность как основу, базовое положение мультикультурного образования, необходимо охарактеризовать толерантность между различными этносами.
Толерантность в сфере межнационального общения — это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность — акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача — помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.
Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование этнотолерантности? Мы считаем, что формирование этнотолерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что в конечном счете определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.
Решение первого вопроса предполагает ответ на второй. Формирование этнотолерантности следует начинать с раскрытия понятия «быть отличным от...». Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств — через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.
Так, можно провести комплекс игр под общим названием «Затеи наших друзей». При этом не надо гнаться за количеством народных игр, следует использовать этническое многообразие региона.
Мероприятие можно начать стихотворением О. Высотской «Давайте играть!».
Ребята подрастают на Севере, на Юге. Поют они, играют и помнят друг о друге. Украинцы и русские, давайте играть! В Эстонии и Грузии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом, Играйте вместе с нами, а мы вам споем!
Сегодня издано много сборников народных игр, для педагога трудность может возникнуть при их отборе. Основными критериями при этом должны послужить национальная палитра класса и соответствие игр особенностям детей. Понятно, что набор игр в разных регионах нашей страны будет неодинаков.
Можно порекомендовать следующие игры.
Мыршим
Казахская игра
Участники игры стоят или сидят по сторонам комнаты. Выбирают водящего и просят его удалиться. В это время одному из присутствующих дают кусок сыра, который он кладет в рот за щеку (сыр можно заменить карамелью). Когда водящий возвращается, все непрерывно произносят одно слово: «Мыршим, мыршим». Водящий старается угадать, у кого во рту сыр. Для этого он ходит по кругу и прислушивается к каждому. Если он угадает, то присоединяется к играющим, а тот, у кого во рту сыр, становится водящим.
Аксак-таук (Хромая курица)
Туркменская игра
Все играющие объединяются по три человека и становятся вдоль черты. Стоящие по краям в каждой тройке берутся за руки, а третий, стоящий в центре, закидывает левую ногу на их соединенные руки, а свои руки кладет им на плечи. По сигналу все тройки (каждая на пяти ногах) начинают передвигаться к финишу (дистанция примерно 20–30 м). Побеждает тройка, пришедшая к финишу первой.
Краски
Русская игра
Для этой игры надо выбрать хозяина красок и угадчика — Сеньку Попова. Все остальные будут красками.
Сенька Попов уходит подальше, чтобы не мог подслушать, а хозяин и краски тихонько сговариваются, кто какой краской будет. Название краскам может давать хозяин или дети сами выбирают. Словом, каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цвет. Нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен запомнить, кто из играющих какой цвет краски выбрал. Затем краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут с шутками и прибаутками к краскам приходит Сенька Попов. Подходит, топает несколько раз ногой или стучит правым кулаком в свою левую ладонь (будто в дверь) и говорит:
— Тук-тук.
Хозяин просыпается, встает и спрашивает:
— Кто тут?
— Сенька Попов.
— Зачем пришел?
— За краской.
— За какой?
Сенька Попов называет какой-нибудь цвет, например:
— За синей.
Если такого цвета среди красок нет, то хозяин говорит:
— Такой краски у нас нет.
Другие краски хлопают в ладоши и приговаривают:
Пойди по синенькой дорожке,
Найдешь синие сапожки,
Поноси, поноси
И нам принеси.
После этого Сенька Попов уходит в сторону,
потом опять возвращается и ведет с хозяином прежний разговор:
— Тук-тук.
— Кто тут?
— Сенька Попов.
— Зачем пришел?
— За краской.
— За какой?
— За белой.
Если белая краска есть, она встает, и Сенька Попов уводит ее в свой дом. Потом снова возвращается к хозяину за другой краской. Так Сенька Попов уводит от хозяина все краски, а игра тем и кончается.
Бобешк (Утушка)
Чеченская игра
Две девочки садятся друг против друга на стульчики, ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют — получается мостик. Выбирается утка, остальные дети — утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой:
— Быстрей, быстрей, утятки, быстрей, быстрей, дикие перышки.
Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от десяти до двенадцати человек. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.
Используя народные пословицы как этнопедагогическое средство, можно провести конкурсы «Знатоки пословиц» и «Самый догадливый». Условия конкурсов: кто больше назовет пословиц, загадок; кто покажет знание русских, татарских, казахских, калмыцких пословиц и загадок.
Перед проведением подобного рода мероприятий можно, привлекая семьи детей, создать банк народных пословиц и загадок тех национальностей, которые представлены в составе класса. Называя пословицы, следует раскрывать и их смысл. Загадки, естественно, предполагают отгадки.
Русские пословицы
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Дело мастера боится.
- Друзья познаются в беде.
- С кем поведешься, от того и наберешься.
- Слово — серебро, молчание — золото.
- Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
- Ум без книги, как птица без крыльев.
- Век живи — век учись.
- Слава греет, позор жжет.
Татарские пословицы
- С хорошим другом горы свернешь, с плохим другом горя хлебнешь.
- Дружба и братство — дорогие богатства.
- Работать зовут — совсем занемог, обедать зовут — бежит со всех ног.
- Баран упадет — никто не моргнет, а верблюд лишь споткнется — всяк обернется.
- У скромного работает рука, у хвастунишки — кончик языка.
- Больше знай, меньше болтай.
- Дерево дорого плодами, а человек — делами.
- Нерадивый дважды делает.
Казахские пословицы
- Хороший поспевает к делу, дурной — к еде.
- Говори меньше — думай больше.
- В озере и капля нужна.
- Золото никакой пылью не смоешь.
- Лучше одна своя овца, чем стадо чужих.
- Дружба как стекло: сломаешь — починить трудно.
Калмыцкие пословицы
- Из слов откровенные хороши, из друзей крепкие хороши.
- Говорить слова человеку, не понимающему их, то же, что бросать зерна на рога коровы.
- Небрежный человек делает дважды.
- Просить — дурно, не дать, что просят, — еще хуже.
- Говоря ложь, не будешь умным; воруя — не станешь богатым. Зима, как ни будь тепла, все же зима.
- Сколько ворона не каркает, не быть ей соловьем.
Русские загадки
- Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
- Сам худ, голова с пуд. (Молоток.)
- Посреди двора — золотая голова. (Подсолнечник.)
- Сам — алый, сахарный, кафтан — зеленый, бархатный. (Арбуз.)
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река.)
- Через речку лег, пробежать помог. (Мост.)
- Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
Татарские загадки
- На крыше дома медведь пляшет. (Дым из печной трубы.)
- Полна ночь ватрушек, в середине — один калач. (Небо, звезды, месяц.)
- Старик — шутник, на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз.)
- Зубов много, а не кусаются. (Грабли.)
- Огонь горит, а дыма нет. (Светлячок.)
Казахские загадки
- Шапка зернышек полна, утром глянул — нет зерна. (Звезды.)
- Тетушка пряха в голубой рубахе, рукава легли на край земли. (Дым.)
- Пятьдесят шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного — сразу вспыхнет огонь. (Спички.)
- Ровный, тонкий стебелек, в середине — стерженек. (Карандаш.)
- Поле белое, овцы черные. (Бумага, буквы.)
- Гору ведут за нитку. (Верблюд.)
- Стоит дедушка над водой и трясет головой. (Камыш.)
- Шесть ног, две головы, один хвост — что это такое? (Всадник и конь.)
Эффективным этнопедагогическим средством являются сказки. Небольшие постановки сказок разных народов знакомят детей не только с фольклором, но и дают представление о добре и зле, в какой-то степени соотносимые с мировоззрением этносов.
Упрямые козы
Узбекская сказка
Жили когда-то на свете две упрямые козы. Однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык.
Вдвоем на доске не разойтись. Кому-нибудь надо уступить.
— Эй, ты, посторонись с дороги! — закричала одна коза.
— Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? — закричала в ответ другая.
— А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая.
Долго спорили упрямые козы. Потом отступили они на три шага, нагнули головы и ...трах! Стукнулись лбами, и обе свалились в воду.
Громобой
Цыганская сказка
Жил на свете парень, и звали его Громобой. Был парень красивый и статный. Как исполнился ему срок, пошел он по свету пару себе искать.
Шел он как-то по дороге и повстречал старого цыгана.
Старичок. Куда ты идешь, парень?
Громобой. Да я и сам не знаю, дедушка. Вот хожу-брожу по свету, счастье свое ищу. Да только не везет мне никак, не могу найти себе пару.
Старичок. А ты послушай, что я тебе скажу. Ступай по этой дороге. Зайдешь в лес, увидишь дом, подойдешь к дому — будет женский голос из-за стены раздаваться, звать на помощь: «Громобой, спаси меня». Скажи ей такие слова: «Я спасу тебя, но через сколько лет тебя вызволить из этого заточения?» А она тебе ответит: мол, через год, через два.
Громовой. Спасибо тебе, дедушка, за добрый совет, так и сделаю.
Идет он, идет, в лес заходит, а там и вправду дом стоит. Слышит он женский голос: «Громовой, спаси меня!»
Громовой. Я тебя спасу, да через сколько лет тебя взять можно?
Женский голос. Подошел срок. Спаси меня, и я твоей буду. Подойди к правой стене, ударь как следует, я к тебе и выйду.
Громовой ударил несколько раз по стене. Оттуда вышла девушка, но такая страшная, что Громовой отшатнулся от нее.
Девушка. Что ты как испугался? Зачем же ты по этой дороге пошел? Зачем отца моего послушал? Подожди, не убегай, пройдет три дня, и ты увидишь, какой я стану.
Громовой слушать этого не захотел, закрыл лицо руками и убежал прочь от нее.
Девушка тем временем нашла своего отца и рассказала, что произошло. Не понравился ему рассказ дочери, и решил он найти этого Громобоя.
Старичок. Что же ты, Громобой, дело до конца не довел? Ну да ладно, иди по этой дороге, там ждет тебя счастье.
Прошел Громовой по этой дороге, видит, стоит красивая рябина.
Рябина. Сорви, Громовой, мои ягоды, отведай их.
Громовой. Не хочу я есть твои ягоды, рябина, мне и без них горько.
Идет Громовой дальше и встречает на пути яблоню.
Яблоня. Сорви, Громовой, мои яблоки, отведай их.
Громовой. Не хочу я есть твои яблоки, мне и без них на душе не сладко.
Из-за дерева появился старичок.
Старичок. Три раза я пытал тебя, и три раза отказался ты от моей дочери. Накажу я тебя за это злой карой.
Взмахнул старичок кнутом, и превратился Громовой в черта.
Мало ли, много ли времени прошло, неизвестно. А надо сказать, что дочь старичка не смогла забыть Громобоя, полюбила она его с первого взгляда.
Девушка. Верни мне, отец, Громобоя, дай ему последнее испытание. Ведь он уже столько времени живет, как черт.
Старичок. Хорошо, доченька, пусть будет по-твоему.
Выбегает Громовой в облике черта.
Громовой. Старичок, преврати меня обратно в человека, не могу я больше как нечисть жить.
Старичок. Вспомни наш уговор. Выполнишь его — превращу тебя обратно в человека, а нет — быть тебе всю жизнь чертом.
Громовой. Только пусть мне сначала цыганка погадает, пусть скажет, за что мне приходится такие муки терпеть.
Старичок манит кого-то. Выходит старая цыганка.
Цыганка. Э, милый, через себя самого страдаешь. Три раза к тебе счастье приходило, а ты от него отказывался. В первый раз испугался своего счастья. Во второй раз оно тебе горьким показалось, оттого и судьба твоя по лесам прятаться да людей пугать.
Громовой. Спасибо тебе, цыганка, уж я тебя отблагодарю.
Громовой кланяется, отдает цыганке деньги.
Громовой. Дедушка, сделай милость, покажи мне рябину, с которой надо ягод отведать.
Старичок показывает на рябину. Громовой срывает ягоды и ест их.
Старичок. А вот и яблоня.
Громовой срывает яблоко и ест его.
Старичок. Ну а теперь выполняй свое обещание.
Выходит страшная девушка. Громовой подходит к ней.
Громовой. Будь женой моей, красавица!
Колдун бьет ее кнутом, и она превращается в красавицу. Громовой и девушка обнимаются.
Старичок. Будьте счастливы, живите долго и богато!
Какой же вывод должны сделать дети, прослушав сказки, пословицы, вместе посмеявшись над чем-то, чему-то удивившись? А вывод очень простой. В детстве интересы общие. а именно любовь к матери, интерес к природе. Так и мудрые сказки, которые у разных народов мира разные, но по смыслу они очень похожи. Поучительные и познавательные пословицы, загадки заставляют думать, развивают мышление, смекалку, образное восприятие. И все это есть у каждой национальности.
Описанные мероприятия лишь начало большой, кропотливой работы по формированию этнотолерантности. Ведь можно быть совершенно уверенным в том, что через знакомство с культурой, через познание внутреннего мира различных народов, который ярко и полно раскрывается в эпосе, сказках, пословицах, поговорках, будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
Насколько нова проблема толерантности, появившаяся, по некоторым источникам, прежде всего как проблема веротерпимости в XIX веке? Исследуя этот вопрос, мы пришли к выводу, что о необходимости существования определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности люди догадывались с глубокой древности. Ведь набор ценностей, уважаемых тем или иным народом, примерно одинаков. Например, гостеприимство и почитание старших присущи не только кавказским народам, но и многим другим. Уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта — надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду.
Этот вопрос интересно проследить на примере пословиц и поговорок:
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят (русская).
- Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено (японская).
- Когда находишься в Риме, поступай как римлянин (английская).
- В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь (итальянская).
- В чей обоз сел, те песни и пой (абхазская).
- В какой народ придешь, такую шапку и наденешь (русская).
Несмотря на краткость поговорок и пословиц, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и даже в какой-то степени к подавлению своего «я»: Не стучись в чужие ворота, и в твои стучаться не будут (татарская).
На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем традиции и обычаи своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Наша педагогическая задача — помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.
Этнический стиль поведения определяется единством противоречий этнического и социально-экономического, политического, природного и многих других факторов. В свою очередь, эти факторы обусловливаются особенностями трудовой деятельности, характером фольклора, быта и других форм жизнедеятельности людей. Специфика этнического поведения также тесно связана с религиозными нормами, находит свое отражение в обычном праве.
Человека, впервые оказавшегося в области другой этнокультуры, этническое поведение, традиции, обычаи, бытующие в этом обществе, могут удивить, вызвать непонимание, а нередко и неприятие. Однако более глубокое знакомство с особенностями этнокультуры обнаруживает функциональность сложившихся обычаев и традиций.
Часто сложившиеся этнические традиции и обычаи существуют благодаря тому, что выполняют здравоохранительную или какую- либо другую жизнеохраняющую функцию. Например, житель Севера России, не знающий обычаев народов, проживающих в Средней Азии, может сильно удивиться, узнав, что такой известный ему напиток, как чай, который он привык применять в качестве согревающего средства, употребляется в жарком климате для преодоления нестерпимой жажды.
Этнический расизм, этническая интолерантность, невежество и нежелание узнать культуру другого народа, неуважение к этнокультурным различиям увеличивают пропасть или, говоря языком социологов, «культурную дистанцию» не только среди школьников, но и между самими учителями, между школьниками и учителями. Все это приводит к снижению самооценки тех ребят, которые подавляются доминирующей группой, отрицательно сказывается на учебе тех, кто составляет этническое меньшинство в классе, ведет к ксенофобии (боязни чужого), русофобии и другим отрицательным последствиям.
Условия, при которых система формирования этнотолерантности будет эффективна, включают в себя:
- развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);
- включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;
- развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
- создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников;
- проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.
Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила — толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше конфликтное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам — одна из важнейших социальных задач школы. Решить ее — значит во многом решить проблему межнационального согласия.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Психология: Слов. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
Политова Ю.М. Этническая толерантность как мировоззренческий нравственный принцип // Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации: Материалы науч.-практ. конф. «Реальность этноса. Образование проблемы межэтнической коммуникации» / Под науч. ред. И.Л. Набока. СПб.: Астерион, 2002.
Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. М., 1989.
В. Г. ПАЛАТКИНА, кандидат педагогических наук, Астраханский государственный педагогический университет