Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества / Л. Селищева // Библиополе. – 2008. – № 5. – С. 36-73.

Существуют разные мнения о возможности воспитания толерантности. Ректор общественного объединения «Институт Петербурга» Г. А. Богуславский считает, что в современных условиях привить согражданам толерантность очень трудно, но возможно выработать привычку слушать друг друга. Нельзя быстро донести до детей понимание терпения, толерантности. Многие специалисты считают толерантность, как и патриотизм, чувством, которое можно углублять и развивать.

Библиотеки в сельской местности, которые занимаются с детьми, подростками и юношеством, являются институтами, способными формировать мировоззрение молодого поколения, так как располагают потенциалом информации. Причем важно не столько расширять знания ребят о других культурах, быте, верованиях разных народов, сколько решать проблему отношений к другим культурам вообще. Дети должны понимать, что скрывается за словами «расизм», «фашизм», «политические репрессии», «религиозные преследования».

Этим и другим проблемам было посвящено занятие Творческой мастерской сельского библиотекаря «Библиотека — территория толерантности», проведенное в Липецкой ОДБ.

Помни, что ты только че­ловек!

Эти слова — из триумфально­го ритуала римских полководцев. Тогда они звучали как предосте­режение против установления ти­рании. Сегодня так можно сфор­мулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и воз­раста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не имеет права порабощать другого, втор­гаться в его мир и насильственно его изменять. Это особенно акту­ально для такого многонацио­нального государства, каким яв­ляется Россия.

Немного о слове «толерант­ность» — чем оно отличается или лучше, точнее русского «терпи­мость»? Почему вместо «терпи­мость» мы стали употреблять «то­лерантность»? Все просто: мы привыкли пользоваться словом «терпимость» для бытовых чело­веческих отношений, а для идей­ных и государственных нам хочет­ся «завести» прежде неизвест­ное слово. Оно просто входит в моду. Ровно также почему вмес­то «подросток» теперь стали го­ворить «тинэйджер»? Потому что сами подростки и пишущие о них хотят подчеркнуть: нынешний подросток совсем не таков, как подросток прежних времен, о ко­тором писал Достоевский.

Нетерпимость рождается из зависти. Когда мир беден, и в нем каждый кусок на счету, то обездоленные нетерпимы к обеспечен­ным, а обеспеченные отвечают им тем же. В XIX в. обездоленны­ми были пролетарии, и борьба была классовой. В наше время обездоленность сдвинулась на страны третьего мира, и борьба стала расовой и религиозной.

А между тем причина многих негативных проявлений — в нас самих, в нашей терпимости, ког­да-либо продемонстрированной. Людям, проявляющим нетерпи­мость, не следует жаловаться, если по отношению к ним проде­монстрирована нетерпимость. Но толерантность — это не толь­ко уважение чужих ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных цен­ностных ориентаций за счет по­зитивного взаимодействия с дру­гими культурами.

Таким образом, понятие толерантность хотя и отождествляет­ся в большинстве источников с понятием терпимости, имеет более яркую направленность. Это не покорное терпение, а ак­тивная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, религиозной или со­циальной среды!

Общепризнано, что челове­честву не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-тер­пимого отношения друг к другу. Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, выражай частным образом и публично свое миро­воззрение, признавай право дру­гих на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получа­ется.

Важную роль в воспитании толерантности призваны играть семейное воспитание и средст­ва массовой информации. Одна­ко кризисное состояние семьи как социального института, вы­званное беспрецедентным сни­жением ее материального обес­печения, служит средой для по­явления тоталитарного типа личности.

Что касается средств массо­вой информации, то пока ведутся информационные войны» и СМИ будут служить интересам отдель­ных социальных групп, а не об­щества, естественно, они не бу­дут отвечать требованиям толе­рантности.

Многозначность и разнообразие определений

В разных языках слово «толе­рантность» имеет разные значе­ния. В русском языке существуют два слова со сходным значени­ем — толерантность и терпи­мость. Слово «толерантность» обычно используют в медицине и гуманитарных науках, обозна­чая им «отсутствие или ослаб­ление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувстви­тельности к его воздействию». Слово «терпимость», употреб­ляемое в обыденной речи, означает способность «терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к по­ступкам других людей». Терпи­мость часто ассоциируется с пассивностью, непротивлени­ем. Толерантные установки, на­против, являются активной жиз­ненной позицией, предполагаю­щей защиту прав человека и отношение к проявлениям не­терпимости как к недопустимым.

Итак, что означает термин «толерантность»?

Толерантность (от лат. «tolerantia» — терпение) имеет три зна­чения:

  1. Устойчивость, выносли­вость
  2. Терпимость
  3. Допуск, допустимое откло­нение от нормы

Так, в «Новой философской энциклопедии» (М.: Мысль, 2001) толерантность трактуется как «...качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаме­нует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жиз­ни, убеждения и т. п.). Толерант­ность предполагает настроен­ность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».

В «Социологическом энцикло­педическом словаре» (М.: ИНФРА М-НОРМА, 1998) дается следующее определение: «Толе­рантность — терпимость к чужо­му образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

Какой смысл мы вкладываем в понятие толерантность? Опи­сать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в офици­альных языках ООН она опреде­ляется по-разному:

Tolffrancia (испанский): спо­собность признавать отличные от своих собственных идеи или мне­ния.

Tolerance (французский): от­ношение, при котором допуска­ется, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance (английский): готов­ность быть терпимым, снисходи­тельность.

Kuan rong (китайский): позво­лять, принимать, быть по отноше­нию к другим великодушным.

Tasamul’ (арабский): проще­ние, снисходительность, мяг­кость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, рас­положенность к другим.

Интересно следующее поня­тие толерантности: терпимое от­ношение к иным национальнос­тям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, состоянию здоровья, языку, религии, политическим или иным мнениям, националь­ному или социальному происхож­дению, собственности, то есть терпимость к чужим мнениям, ве­рованиям, поведению.

В течение тысячелетий жизнь человека была связана с тради­ционными, крайне консерватив­ными культурными и религиозны­ми нормами, ограничена доста­точно узким кругом общения. Всякий чужой и все чужое было не только непривычно, но и счи­талось пугающим и враждебным. Люди разной культуры, веры, цвета кожи могли существовать рядом друг с другом только как представители обособленных миров, соприкасающихся, но не смешивающихся. Причем перио­ды религиозно-национальной или расовой терпимости сменя­лись полосами нетерпимости или даже непереносимости: трудно перечислить все примеры попыток насильственного рели­гиозного принуждения, нацио­нального подчинения.

XX в. достаточно трудными пу­тями добирался до осознания права каждого народа, каждой общности, каждого человека на индивидуальность, до понимания правомерности различий. Эконо­мическое развитие сделало мир единым, связав территории и на­роды. Все это привело к осозна­нию важности идей толерантнос­ти в мировом сообществе.

Еще в 1948 г. Генеральная Ас­самблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она провозглашает:

  • «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18);
  • «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (ста­тья 19);
  • образование «должно со­действовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между все­ми народами, расовыми и рели­гиозными группами» (статья 26).

XX в. достойно завершился принятием Декларации прин­ципов толерантности, утверж­денной резолюцией Генераль­ной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., рассматрива­ющей основные принципы то­лерантности и пути утвержде­ния этих принципов в мировом сообществе.

Понятие толерантности дает­ся в статье 1 Декларации и звучит так:

«1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм само­выражения и способов проявле­ния человеческой индивидуаль­ности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. То­лерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политичес­кая, и правовая потребность. То­лерантность — это добродетель, которая делает возможным дос­тижение мира и способствует за­мене культуры войны культурой мира.

  • Толерантность — это не уступка, снисхождение или по­творство. Толерантность — это прежде всего активное отноше­ние, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах то­лерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерант­ность должны проявлять отдель­ные люди, группы и государства.
  • Толерантность — это обя­занность способствовать утвер­ждению прав человека, плюра­лизма (в том числе культурного плюрализма), демократии и пра­вопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека».

Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чу­жим убеждениям!

Это означает, что каждый сво­боден придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по сво­ей природе различаются по внешнему виду, положению, ре­чи, поведению и ценностям и об­ладают правом жить в мире и со­хранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Исходя из вышеизложенного, можно фрагментарно опреде­лить толерантность в обобщаю­щем варианте.

Итак, толерантность — это:

«1.3. сотрудничество, дух пар­тнерства;

  • готовность уважать чужое мнение;
  • уважение человеческого достоинства;
  • принятие другого таким, какой он есть;
  • уважение прав других;
  • способность поставить себя на место другого;
  • уважение права быть дру­гим;
  • принятие многообразия;
  • признание равенства других;
  • терпимость к мнениям других, верованиям и поведе­нию;
  • отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Черты толерантной личности:

  • открытость;
  • снисходительность;
  • терпение;
  • чувство юмора;
  • чуткость;
  • доверие;
  • альтруизм;
  • терпимость к различиям;
  • умение владеть собой;
  • доброжелательность;
  • умение не осуждать других;
  • гуманизм;
  • умение слушать и слы­шать;
  • способность к сопере­живанию.

Вместе с тем каждое опреде­ление выражает сущность толе­рантности: требование уважать права других («иных») быть таки­ми, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому, озна­чает причинение вреда всем, в том числе и себе самому!»

Таким образом, во всех при­веденных определениях толеран­тности, помимо различных нюан­сов, обнаруживается и то общее значение, которое составляет единое основание для развития толерантности: толерантность — условие нормального функцио­нирования гражданского общес­тва и условие выживания челове­чества.

Окончание в следующем но­мере.

Лидия СЕЛИЩЕВА, заведующая сектором координационно-методического отдела Липецкой областной детской библиотеки