Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества / Л. Селищева // Библиополе. – 2008. – № 5. – С. 36-73.
Существуют разные мнения о возможности воспитания толерантности. Ректор общественного объединения «Институт Петербурга» Г. А. Богуславский считает, что в современных условиях привить согражданам толерантность очень трудно, но возможно выработать привычку слушать друг друга. Нельзя быстро донести до детей понимание терпения, толерантности. Многие специалисты считают толерантность, как и патриотизм, чувством, которое можно углублять и развивать.
Библиотеки в сельской местности, которые занимаются с детьми, подростками и юношеством, являются институтами, способными формировать мировоззрение молодого поколения, так как располагают потенциалом информации. Причем важно не столько расширять знания ребят о других культурах, быте, верованиях разных народов, сколько решать проблему отношений к другим культурам вообще. Дети должны понимать, что скрывается за словами «расизм», «фашизм», «политические репрессии», «религиозные преследования».
Этим и другим проблемам было посвящено занятие Творческой мастерской сельского библиотекаря «Библиотека — территория толерантности», проведенное в Липецкой ОДБ.
Помни, что ты только человек!
Эти слова — из триумфального ритуала римских полководцев. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Это особенно актуально для такого многонационального государства, каким является Россия.
Немного о слове «толерантность» — чем оно отличается или лучше, точнее русского «терпимость»? Почему вместо «терпимость» мы стали употреблять «толерантность»? Все просто: мы привыкли пользоваться словом «терпимость» для бытовых человеческих отношений, а для идейных и государственных нам хочется «завести» прежде неизвестное слово. Оно просто входит в моду. Ровно также почему вместо «подросток» теперь стали говорить «тинэйджер»? Потому что сами подростки и пишущие о них хотят подчеркнуть: нынешний подросток совсем не таков, как подросток прежних времен, о котором писал Достоевский.
Нетерпимость рождается из зависти. Когда мир беден, и в нем каждый кусок на счету, то обездоленные нетерпимы к обеспеченным, а обеспеченные отвечают им тем же. В XIX в. обездоленными были пролетарии, и борьба была классовой. В наше время обездоленность сдвинулась на страны третьего мира, и борьба стала расовой и религиозной.
А между тем причина многих негативных проявлений — в нас самих, в нашей терпимости, когда-либо продемонстрированной. Людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться, если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость. Но толерантность — это не только уважение чужих ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами.
Таким образом, понятие толерантность хотя и отождествляется в большинстве источников с понятием терпимости, имеет более яркую направленность. Это не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, религиозной или социальной среды!
Общепризнано, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признавай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается.
Важную роль в воспитании толерантности призваны играть семейное воспитание и средства массовой информации. Однако кризисное состояние семьи как социального института, вызванное беспрецедентным снижением ее материального обеспечения, служит средой для появления тоталитарного типа личности.
Что касается средств массовой информации, то пока ведутся информационные войны» и СМИ будут служить интересам отдельных социальных групп, а не общества, естественно, они не будут отвечать требованиям толерантности.
Многозначность и разнообразие определений
В разных языках слово «толерантность» имеет разные значения. В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Слово «толерантность» обычно используют в медицине и гуманитарных науках, обозначая им «отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает способность «терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Терпимость часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением. Толерантные установки, напротив, являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.
Итак, что означает термин «толерантность»?
Толерантность (от лат. «tolerantia» — терпение) имеет три значения:
- Устойчивость, выносливость
- Терпимость
- Допуск, допустимое отклонение от нормы
Так, в «Новой философской энциклопедии» (М.: Мысль, 2001) толерантность трактуется как «...качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».
В «Социологическом энциклопедическом словаре» (М.: ИНФРА М-НОРМА, 1998) дается следующее определение: «Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».
Какой смысл мы вкладываем в понятие толерантность? Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по-разному:
Tolffrancia (испанский): способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Tolerance (французский): отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Tolerance (английский): готовность быть терпимым, снисходительность.
Kuan rong (китайский): позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
Tasamul’ (арабский): прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Интересно следующее понятие толерантности: терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, состоянию здоровья, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности, то есть терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
В течение тысячелетий жизнь человека была связана с традиционными, крайне консервативными культурными и религиозными нормами, ограничена достаточно узким кругом общения. Всякий чужой и все чужое было не только непривычно, но и считалось пугающим и враждебным. Люди разной культуры, веры, цвета кожи могли существовать рядом друг с другом только как представители обособленных миров, соприкасающихся, но не смешивающихся. Причем периоды религиозно-национальной или расовой терпимости сменялись полосами нетерпимости или даже непереносимости: трудно перечислить все примеры попыток насильственного религиозного принуждения, национального подчинения.
XX в. достаточно трудными путями добирался до осознания права каждого народа, каждой общности, каждого человека на индивидуальность, до понимания правомерности различий. Экономическое развитие сделало мир единым, связав территории и народы. Все это привело к осознанию важности идей толерантности в мировом сообществе.
Еще в 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она провозглашает:
- «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18);
- «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19);
- образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26).
XX в. достойно завершился принятием Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., рассматривающей основные принципы толерантности и пути утверждения этих принципов в мировом сообществе.
Понятие толерантности дается в статье 1 Декларации и звучит так:
«1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
- Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
- Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека».
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям!
Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Исходя из вышеизложенного, можно фрагментарно определить толерантность в обобщающем варианте.
Итак, толерантность — это:
«1.3. сотрудничество, дух партнерства;
- готовность уважать чужое мнение;
- уважение человеческого достоинства;
- принятие другого таким, какой он есть;
- уважение прав других;
- способность поставить себя на место другого;
- уважение права быть другим;
- принятие многообразия;
- признание равенства других;
- терпимость к мнениям других, верованиям и поведению;
- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.
Черты толерантной личности:
- открытость;
- снисходительность;
- терпение;
- чувство юмора;
- чуткость;
- доверие;
- альтруизм;
- терпимость к различиям;
- умение владеть собой;
- доброжелательность;
- умение не осуждать других;
- гуманизм;
- умение слушать и слышать;
- способность к сопереживанию.
Вместе с тем каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому, означает причинение вреда всем, в том числе и себе самому!»
Таким образом, во всех приведенных определениях толерантности, помимо различных нюансов, обнаруживается и то общее значение, которое составляет единое основание для развития толерантности: толерантность — условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества.
Окончание в следующем номере.
Лидия СЕЛИЩЕВА, заведующая сектором координационно-методического отдела Липецкой областной детской библиотеки