Тремаскина Т. Согласие сегодня – мир навсегда : 16 ноября – всемирный день толерантности / Т. Тремаскина // Библиополе. – 2009. – № 11. – С. 67-69.

Цель мероприятия: утверждение принципов воспитания толерантности в средней школе.

Задачи: воспитание у детей открытости и уважения к другим людям, а также альтруизма, отказ от насилия и поиск мирных путей разрешения споров и конфликтов.

ВЕДУЩИЙ: Региональные конфликты и взрывы враждебнос­ти между народами привели к рас­паду стран и к серьёзным переме­нам в политической карте мира, просуществовавшего до этого без изменений около полувека. По всему свету прокатилась волна межгрупповых столкновений, ре­лигиозной вражды и этнических разногласий. Многие застарелые конфликты, прежде не замечае­мые, вдруг стали предметом все­общего внимания. Эти конфликты и нищета усилили темпы мигра­ции, увеличили число беженцев, ищущих приюта, и мигрантов, стремящихся найти работу. Сей­час, как никогда, требуется взаи­мопонимание между людьми раз­личных культур, а этому необхо­димо учиться.

Воспитание толерантности — вот та ценность, которая необхо­дима для реализации прав чело­века и достижения мира. На раз­ных языках толерантность опре­деляется по-разному.

УЧЕНИК (1):

  • на русском — это терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, считать­ся с мнением других, быть снисходительным к чему-либо;
  • на английском языке — это до­пускать, разрешать личности, мнению существовать, не вме­шиваясь в их дела и не ущем­ляя их;
  • на французском — это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • на китайском — позволять, принимать, быть по отноше­нию к другим великодушным;
  • на арабском — прощение, снисходительность, милосер­дие, мягкость, сострадание и терпение.

ВЕДУЩИЙ: Каждое определе­ние выражает сущность толерант­ности — требование уважать права других быть такими, какие они есть, не допускать причине­ния им вреда, поскольку причине­ние вреда другому означает при­чинение вреда всем, в том числе и самому себе.

Отметим некоторые симптомы нетерпимости и вопросы, их вы­являющие, которые встречаются в школе или классе.

Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при об­ращении к кому-либо из одноклас­сников выражения или намёки, имеющие унизительный оттенок?

Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанным ими ошиб­кам, особенностям жизни их се­мей или друзей?

Предубеждения. Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее остальных в силу национальной принадлеж­ности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с деть­ми, исповедующими иные рели­гии, не стоит «водиться»?

Поиск «козла отпущения». Склонны ли дети обвинять в воз­никновении конфликтов, в проиг­рышах в спортивных или иных со­ревнованиях одного или несколь­ких одноклассников?

Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие од­ноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в ко­манду)?

Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из од­ноклассников, не включают их в совместные действия?

Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляют ли на их партах или в учебниках за­писки неприятного содержания или карикатуры?

Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их?

Изгнание. Был ли кто-либо из детей несправедливо изгнан из ко­манды, клуба или рабочей группы?

Подавление. Вынуждают ли ка­ких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискусси­ях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?

Мы наблюдаем в классе неко­торые из перечисленных симпто­мов. Основная проблема подро­стковой нетерпимости — запуги­вание, которое довольно часто приводит к серьёзным психоло­гическим и физическим травмам жертвы. Существуют следующие признаки поведения жертвы:

  • большую часть времени про­водит один (одна);
  • не может принимать участие в играх одноклассников;
  • часто тайком плачет;
  • забывает дома школьные ве­щи и опаздывает на уроки;
  • обращается в медицинский ка­бинет к медсестре или врачу, не хочет ходить в школу;
  • вынужден носить книги и сум­ки других школьников.

Окружающие условия жертвы:

  • часто окружён группой детей — тех, кто запугивает;
  • постоянный объект насмешек;
  • слышит оскорбительные сло­ва в свой адрес и т. д.

Обсуждение вопросов:

  1. К каким последствиям могут привести такие негативные действия к отдельным ученикам?
  2. Что должны делать одноклассники, явившиеся свидетелями такого поведения?
  3. Какие действия могут по­мочь изменить ситуацию и способ­ствовать установлению более терпимого климата в классе?
  4. Какие конкретные симптомы нетерпимости вы наблюдали са

• Таблица 1

 
  • ми или испытывали на себе? Ка­кова была реакция людей вокруг?

5. Какие признаки толерант­ности вы наблюдаете в вашей школе, дома? Что можно сделать для расширения и укрепления этих признаков?

Предлагаю каждому дать лич­ную оценку атмосферы толерант­ности в классе. Предлагаемые признаки оцениваются по пяти­балльной шкале (чем больше нали­чие признака, тем выше оценка).

Толерантный класс

Оценка

Интолерантный класс

Оценка

•     Умение слышать

•     Расспрашивание, совет

•     Похвала, согласие

•     Подбадривание

•     Благожелательность

•     Уважение

Поддержка

 

•     Перебивание

•     Игнорирование

•     Обзывание

•     Обвинение, упрёки

•     Осуждение, критика

•     Угрозы

Приказ, указание

 

Наибольшее количество бал­лов и определяет толерантность класса.

Какого человека можно наз­вать толерантным?

УЧЕНИК (2) (зачитывает): Че­ловека можно назвать толерант­ным, если он принимает мнения и убеждения других людей и не на­вязывает им своих взглядов. То­лерантный человек отличается от фанатиков, которые часто крити­куют и разрушают идеи и мнения других людей.

Поскольку люди имеют различ­ные корни, культуру, религиозные убеждения и растут в разной обс­тановке, у них, вероятно, всегда будут разные идеи и мнения от­носительно любой проблемы. Но толерантный человек относится к такому разнообразию положи­тельно и излагает свою позицию с уважением к окружающим. Ис­пользование силы при попытке навязать своё мнение другим при­водит к разрушительным конф­ликтам, от которых страдают не только отдельные люди, но и об­щество в целом.

УЧЕНИК (3) (о значении толе­рантности): Толерантность прок­ладывает путь к более тесному сотрудничеству и укрепляет единство людей. Толерантность помогает преодолеть вражду и разногласия, побеждает насилие и угрозу, создаёт ощущение бе­зопасности в обществе. Толера­нтный человек уважает мнение противника и умеет прощать. Ес­ли вы в силе простить других, то и им, когда понадобится, будет легче простить вас.

ВЕДУЩИЙ: Признание разли­чий — это основа самооценки. Высказываясь о человеке пози­тивно, можно существенно повы­сить его самооценку. Для этого я предлагаю игру.

Приколите лист бумаги на спи­ну каждому ученику. Все берут по фломастеру и пишут одноклас­сникам что-нибудь позитивное на спине, не подписываясь. Напри­мер: спасибо, что ты такой доб­рый; ты хороший шутник; ты здо­рово помогаешь другим; ты нас­тоящий друг и т.д. Затем снимите листы, прочитайте и храните их, чтобы, всякий раз перечитывая, получать удовольствие и не сом­неваться в себе.

Необходимо всегда созда­вать тёплую атмосферу в клас­се, поддерживающую каждого ученика. Только в такой атмос­фере дети могут вести себя ес­тественно, воспринимать себя такими, какие они есть, и это по­может им развиваться дальше. Признание учащегося со сторо­ны одноклассников является важным источником самооцен­ки. Люди, обладающие здоро­вым чувством собственной цен­ности, вероятнее всего, будут толерантны.

Представим себе, каким дол­жен быть наш мир и какими вы ви­дите в нём себя?

На доске рисуется таблица, где каждый предлагает свои черты (см. таблицу 1).

Используя воображение, мы представили себе толерантный мир, в котором каждый хотел бы жить, и этот мир возможен и в на­шем классе, и в нашей стране, и на всей земле. Но для этого важно в первую очередь задуматься о самих себе, о своей личной и со­циальной ответственности.

Я

Счастливый, миролюбивый

Довольный, красивый

Здоровый и в хорошей форме

Наши представления о лучшем мире

Окружающая среда

Чистая в гармонии с человеком

Большие открытые пространства

Свежий воздух

Общество

Мирное, открытое

Заботливое, доверяющее

Без волнений и тревог

Предлагаю вам самостоя­тельно познакомиться с важным документом «Декларация прин­ципов толерантности», который утверждён резолюцией 5.61 Ге­неральной конференции ЮНЕС­КО 16 ноября 1995 года. В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опас­ностям, кроющимся в нетерпи­мости, и активизации действий в поддержку поощрения толерант­ности и воспитания её 16 нояб­ря ежегодно отмечается Между­народный день, посвящённый толерантности.

 

ЛИТЕРАТУРА

Вульфов, Б.З. Воспитание то­лерантности: сущность и средства // Внешкольник. — 2002. — № 6.

Декларация принципов толе­рантности. Утверждена резолю­цией 5.61 Генеральной конферен­ции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

Краткая философская энцик­лопедия. — М.: Прогресс-Энцик­лопедия, 1994.

Риэрдон, Б.Э. Толерант­ность — дорога к миру. — М.: Бонфи, 2001.

Татьяна ТРЕМАСКИНА, библиотекарь Покровской детской библиотеки