Тремаскина Т. Согласие сегодня – мир навсегда : 16 ноября – всемирный день толерантности / Т. Тремаскина // Библиополе. – 2009. – № 11. – С. 67-69.
Цель мероприятия: утверждение принципов воспитания толерантности в средней школе.
Задачи: воспитание у детей открытости и уважения к другим людям, а также альтруизма, отказ от насилия и поиск мирных путей разрешения споров и конфликтов.
ВЕДУЩИЙ: Региональные конфликты и взрывы враждебности между народами привели к распаду стран и к серьёзным переменам в политической карте мира, просуществовавшего до этого без изменений около полувека. По всему свету прокатилась волна межгрупповых столкновений, религиозной вражды и этнических разногласий. Многие застарелые конфликты, прежде не замечаемые, вдруг стали предметом всеобщего внимания. Эти конфликты и нищета усилили темпы миграции, увеличили число беженцев, ищущих приюта, и мигрантов, стремящихся найти работу. Сейчас, как никогда, требуется взаимопонимание между людьми различных культур, а этому необходимо учиться.
Воспитание толерантности — вот та ценность, которая необходима для реализации прав человека и достижения мира. На разных языках толерантность определяется по-разному.
УЧЕНИК (1):
- на русском — это терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо;
- на английском языке — это допускать, разрешать личности, мнению существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их;
- на французском — это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- на китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- на арабском — прощение, снисходительность, милосердие, мягкость, сострадание и терпение.
ВЕДУЩИЙ: Каждое определение выражает сущность толерантности — требование уважать права других быть такими, какие они есть, не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому себе.
Отметим некоторые симптомы нетерпимости и вопросы, их выявляющие, которые встречаются в школе или классе.
Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников выражения или намёки, имеющие унизительный оттенок?
Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?
Предубеждения. Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее остальных в силу национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные религии, не стоит «водиться»?
Поиск «козла отпущения». Склонны ли дети обвинять в возникновении конфликтов, в проигрышах в спортивных или иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?
Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)?
Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?
Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляют ли на их партах или в учебниках записки неприятного содержания или карикатуры?
Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их?
Изгнание. Был ли кто-либо из детей несправедливо изгнан из команды, клуба или рабочей группы?
Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?
Мы наблюдаем в классе некоторые из перечисленных симптомов. Основная проблема подростковой нетерпимости — запугивание, которое довольно часто приводит к серьёзным психологическим и физическим травмам жертвы. Существуют следующие признаки поведения жертвы:
- большую часть времени проводит один (одна);
- не может принимать участие в играх одноклассников;
- часто тайком плачет;
- забывает дома школьные вещи и опаздывает на уроки;
- обращается в медицинский кабинет к медсестре или врачу, не хочет ходить в школу;
- вынужден носить книги и сумки других школьников.
Окружающие условия жертвы:
- часто окружён группой детей — тех, кто запугивает;
- постоянный объект насмешек;
- слышит оскорбительные слова в свой адрес и т. д.
Обсуждение вопросов:
- К каким последствиям могут привести такие негативные действия к отдельным ученикам?
- Что должны делать одноклассники, явившиеся свидетелями такого поведения?
- Какие действия могут помочь изменить ситуацию и способствовать установлению более терпимого климата в классе?
- Какие конкретные симптомы нетерпимости вы наблюдали са
|
- ми или испытывали на себе? Какова была реакция людей вокруг?
5. Какие признаки толерантности вы наблюдаете в вашей школе, дома? Что можно сделать для расширения и укрепления этих признаков?
Предлагаю каждому дать личную оценку атмосферы толерантности в классе. Предлагаемые признаки оцениваются по пятибалльной шкале (чем больше наличие признака, тем выше оценка).
Толерантный класс |
Оценка |
Интолерантный класс |
Оценка |
• Умение слышать • Расспрашивание, совет • Похвала, согласие • Подбадривание • Благожелательность • Уважение Поддержка |
• Перебивание • Игнорирование • Обзывание • Обвинение, упрёки • Осуждение, критика • Угрозы Приказ, указание |
Наибольшее количество баллов и определяет толерантность класса.
Какого человека можно назвать толерантным?
УЧЕНИК (2) (зачитывает): Человека можно назвать толерантным, если он принимает мнения и убеждения других людей и не навязывает им своих взглядов. Толерантный человек отличается от фанатиков, которые часто критикуют и разрушают идеи и мнения других людей.
Поскольку люди имеют различные корни, культуру, религиозные убеждения и растут в разной обстановке, у них, вероятно, всегда будут разные идеи и мнения относительно любой проблемы. Но толерантный человек относится к такому разнообразию положительно и излагает свою позицию с уважением к окружающим. Использование силы при попытке навязать своё мнение другим приводит к разрушительным конфликтам, от которых страдают не только отдельные люди, но и общество в целом.
УЧЕНИК (3) (о значении толерантности): Толерантность прокладывает путь к более тесному сотрудничеству и укрепляет единство людей. Толерантность помогает преодолеть вражду и разногласия, побеждает насилие и угрозу, создаёт ощущение безопасности в обществе. Толерантный человек уважает мнение противника и умеет прощать. Если вы в силе простить других, то и им, когда понадобится, будет легче простить вас.
ВЕДУЩИЙ: Признание различий — это основа самооценки. Высказываясь о человеке позитивно, можно существенно повысить его самооценку. Для этого я предлагаю игру.
Приколите лист бумаги на спину каждому ученику. Все берут по фломастеру и пишут одноклассникам что-нибудь позитивное на спине, не подписываясь. Например: спасибо, что ты такой добрый; ты хороший шутник; ты здорово помогаешь другим; ты настоящий друг и т.д. Затем снимите листы, прочитайте и храните их, чтобы, всякий раз перечитывая, получать удовольствие и не сомневаться в себе.
Необходимо всегда создавать тёплую атмосферу в классе, поддерживающую каждого ученика. Только в такой атмосфере дети могут вести себя естественно, воспринимать себя такими, какие они есть, и это поможет им развиваться дальше. Признание учащегося со стороны одноклассников является важным источником самооценки. Люди, обладающие здоровым чувством собственной ценности, вероятнее всего, будут толерантны.
Представим себе, каким должен быть наш мир и какими вы видите в нём себя?
На доске рисуется таблица, где каждый предлагает свои черты (см. таблицу 1).
Используя воображение, мы представили себе толерантный мир, в котором каждый хотел бы жить, и этот мир возможен и в нашем классе, и в нашей стране, и на всей земле. Но для этого важно в первую очередь задуматься о самих себе, о своей личной и социальной ответственности.
Я Счастливый, миролюбивый Довольный, красивый Здоровый и в хорошей форме |
|
Наши представления о лучшем мире |
|
Окружающая среда Чистая в гармонии с человеком Большие открытые пространства Свежий воздух |
Общество Мирное, открытое Заботливое, доверяющее Без волнений и тревог |
Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с важным документом «Декларация принципов толерантности», который утверждён резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания её 16 ноября ежегодно отмечается Международный день, посвящённый толерантности.
ЛИТЕРАТУРА
Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. — 2002. — № 6.
Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994.
Риэрдон, Б.Э. Толерантность — дорога к миру. — М.: Бонфи, 2001.
Татьяна ТРЕМАСКИНА, библиотекарь Покровской детской библиотеки