Трасковская М. Учимся понимать других : стратегия библиотечного дела и обслуживания детей / М. Трасковская // Библиополе. – 2008. – № 7. – С. 33-36.
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
Как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам
Не хватает только одного: научиться жить
На земле как люди».
Б. ШОУ
«Я, ты, он, она — вместе дружная страна, вместе дружная семья, в слове “мы” — сто тысяч “я”!» — так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность не только внешнюю, но и в интересах и увлечениях, взглядах и убеждениях, довольно неплохо уживались в нашей стране.
Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость...
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.
Следует отметить, что объектом нетерпимости в детском учреждении, в школе могут быть как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Обстановка в стране подсказывает проведение специальной работы по формированию толерантных отношений в детской среде.
Трудная для общественного понимания тема — воспитание толерантности. Раньше об этом (или почти об этом) писали и говорили как об интернационализме. Тем не менее в педагогической и в библиотечной практике накоплено немало методов, форм и приемов по воспитанию толерантности у детей, связанных с использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, досуговых форм работы.
Библиотекарь обязан быть толерантным. Это аксиоматично: любое проявление нетерпимости исключает возможность работы в нашем учреждении. Среди читателей оказываются не только «люди, приятные во всех отношениях», но и инвалиды — слабослышащие и слабовидящие, передвигающиеся с трудом, с различными нарушениями речи и психики. В числе читателей любой библиотеки могут оказаться представители десятков национальностей.
Чтобы быть достойным профессии, надо много знать. Не всегда, однако, можно заранее предположить, какие знания понадобятся. Выручают открытость, улыбка на лице, добрый взгляд. Это — инструменты толерантности.
Достичь успеха можно только путем настойчивого самообразования и самовоспитания. Опасность представляем только мы сами: своим непониманием, нежеланием разобраться в ситуации. Итак, чтобы воспитать толерантность в других, надо поработать и над собой. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».
Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность — не растворимый кофе, поэтому начинать нужно с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго — этноцентризма, принятия установок толерантных форм взаимодействия на практике. Не надо просто разговаривать о толерантности. Она должна проявляться в наших делах, в нас самих. С чего же начать работу в данном направлении?
Сегодня в стране создалась очень болезненная ситуация в области межнационального общения. Вынужденная миграция заставила тысячи людей покинуть привычные места. Надо понимать: не отхорошей жизни люди семьями уезжают на заработки. Теперь немодно говорить о дружбе народов. Но в данном случае не о дружбе речь — надо научиться жить рядом, понять, что иначе нельзя.
Недалеко от библиотеки живут, может быть, вьетнамцы и корейцы, представители других народов нашей многонациональной страны. Зададимся вопросом — где читают эти люди, пользуются ли они библиотеками? Что сделала наша библиотека, чтобы снять напряженность в отношениях между людьми различных национальностей? Знаем ли мы, где находятся в нашем городе, селе национальные объединения (они могут по-разному называться), какую ведут работу? Из каких стран учащиеся, студенты, которые учатся в учебных заведениях области? Почему бы их не пригласить в библиотеку в день национального праздника, попросить рассказать о своей стране, организовать выставку...
Обратимся, например, к религии. Хотя наши учреждения — вне религии, есть много случаев, когда представители той или иной конфессии сотрудничают с библиотеками: дарят литературу, помогают в организации выставок, проводят массовые мероприятия. Иногда такая деятельность находит поддержку администрации.
Надо понимать: библиотечная деятельность и религиозная пропаганда — понятия, противоречащие друг другу. Можно и нужно заниматься просветительской деятельностью, но при этом соблюдать «равновесие», объективность в отношениях к различным религиям, чтобы не ущемлять чувств верующих.
Надо знакомить читателей с основами различных религий, их праздниками и постами, обрядами и другими особенностями. Толерантность в действии — это когда за столом при проведении мероприятий в библиотеке сидят рядом деятели разных церквей. Тогда и читатель подумает, как вести себя, как строить отношения с соседями — верующими, которых раньше называли иноверцами.
Где бы вы ни жили, существует определенное разнообразие сообщества. И действительно, культура впитывает в себя все то, что имеется в данном регионе. Можно организовать проект по исследованию культурного разнообразия в вашем городе или сообществе. Кто там живет? Как они живут?
Для того чтобы привлечь к проблеме культурного разнообразия внимание общественности, можно подготовить различные статьи, интервью и плакаты, провести выставки. Как это разнообразие проявляется в музыке? Поразмышляйте о том многообразии традиций в музыке и танце, с которыми сталкиваетесь, и о тех взаимных влияниях, которые существуют между ними. Организуйте концерт или фестиваль, на котором будут представлены разнообразные культурные традиции, существующие в вашем сообществе.
Национальное сознание и самосознание, культура межнационального взаимодействия — сегодня вряд ли кто-нибудь усомнится в актуальности этих понятий. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций — этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.
Как показывают исследования, 3—4-летний ребенок уже вступает в первую стадию «политического» развития, когда у него зарождается чувство национального самосознания. Но в этом возрасте его еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие стереотипов.
Задача гуманистической педагогики, а следовательно, и наша с вами, сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических коллективов, приобщить к культурным ценностям разных народов. Сегодня мы только учимся включать элементы народной педагогики в свою работу, и порой нам не хватает элементарных культурологических знаний.
Чаще многонациональный состав группы или класса воспринимается как дополнительная проблема, от которой лучше отмахнуться: все равно не решить, а забот и без того хватает. Но некоторые варианты решения существуют уже сегодня.
Так, своеобразной попыткой показать детям как различия, так и сходство культур, к которым они принадлежат, может быть проведение «часов единения». Ребята знакомятся с культурными понятиями разных народов, танцуют, поют и играют, используют слова тех языков, на которых говорят дома.
Возможно, правильно было бы создавать в образовательном учреждении или учреждении культуры музейную комнату, где было бы представлено этническое разнообразие края или села.
При этом существует одно важное правило, предписанное этикой межнационального общения: мы не имеем права без согласия родителей акцентировать внимание детей на национальной принадлежности того или иного ребенка. Даже фраза «Тимур у нас татарин. Он гордится своим происхождением. А мы гордимся им!» может оказаться болезненной для мальчика и обернуться против него в неформальном общении с другими детьми. Проблема национальной самоидентификации очень сложна и требует отдельного разговора.
Толерантность — одна из базовых гражданских ценностей. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения защите свою собственную программу толерантности. Это значит, что вы сами решаете, какие темы являются важными и как, по вашему мнению, можно наилучшим образом передать ценности толерантности. Внимательно изучите имеющуюся у вас литературу, газеты и журналы по вопросу о стереотипах мышления, а также о фактах высокомерия по отношению к другим национальностям и этническим группам или о фактах интолерантного поведения людей по отношению друг к другу. Тем, кому близка эта проблема, предлагаем обратиться к сайту www.tolerance.ru, где можно получить доступ к ряду интересных методических материалов. Среди них:
- мастер-класс игумена Вениамина «Духовный смысл толерантности»;
- тренинг толерантности для подростков «Жить в мире с собой и другими»;
- сборник упражнений для детей «Мир различий»;
- тренинг-семинар «Диалог куль тур» для взрослых, преподавателей, психологов, социальных работников.
Можно найти десятки книг и статей на интересующую тематику. Вот названия лишь некоторых из них:
- Русские в России — кто они?
- Управляемая ксенофобия.
- Дискуссия «Кому нужен образ врага?».
- Толерантность на уроках истории.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственны максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет число антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный.
Можно разделить детей на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая — черты, присущие интолерантной личности.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем
окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Терпимость по отношению к другим может приобретать различные формы. Потребность в уважении к окружающим свойственна людям абсолютно всех культур и всех возрастов. Воспитание их как свойств — неотъемлемая часть построения любого сообщества, это должно быть включено в планы обсуждения с детьми на самых ранних стадиях. Так, есть упражнения, которые используют искусства и ремесла для развития у детей чувства общности, взаимодействия, заботливого отношения к окружающим.
Предлагаемые действия могут стать основой для восприятия других людей и для идеи равенства полов, воспитания чувства солидарности.
Упражнение 1. Группы, состоящие из четырех детей, вместе создают коллажи. Это упражнение учит распределять и координировать работу. Если действия в группах хорошо скоординированы, дети могут создавать законченные картины. Каждая группа может избрать лидера, и дальше ребята сами координируют свои действия.
Упражнение 2. Лакированная коробочка.
Библиотекарь достает маленькую лакированную коробочку и предлагает детям открыть ее и узнать, что в ней содержится сегодня, — обычно это высказывание, которое надо обсудить: «Радость не в вещах. Она внутри нас», «У каждого возраста есть свои игрушки». Дети переходят к обсуждению. Каких философских глубин удается иногда достичь! Ребят побуждают высказывать свою точку зрения, а не повторять слепо то, что написано в учебнике. Теперь каждый ребенок знает, что он уникален, что у него есть свои идеи. Каждый приносит в общую работу все, на что способен. Можно показать детям фильм или видеокассету, где говорится о том, какие общие черты помогают людям преодолеть разногласия и стать терпимыми друг к другу.
Решающим фактором воспитания в ребенке толерантности являются встречи детей с иными культурами в специально организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него, — библиотеке. Многие из нас сейчас знакомятся с другими культурами как бы заново, несмотря на то что средства массовой информации давно познакомили миллионы людей с другими частями света, с тем, что они собой представляют.
Данное направление можно выделить в конкретную программу для разных возрастных групп читателей, исходя из своих возможностей. Примерные названия: «Встреча разных культур: узнаем друг о друге — узнаем друг друга», «Небо — общее для всех детей», «Искусство жить достойно», «Все на белом свете солнышкины дети», «Ты живешь среди людей».
Такая программа разработана в отделе искусств Липецкой областной детской библиотеки — «Учимся понимать других»: формирование основ толерантного сознания у детей. В ее основе заложена идея поликультурного образования, обучения детей культуре мира, межкультурной толерантности, отношения ребенка к другим культурам вообще.
Образовательно-культурная стратегия программы направлена на создание благоприятного культурного микрокосма, понимание возможности многовариативного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных и социальных сферах. Программа представлена двумя блоками — «Подарки от мира» и «Искусство нравиться себе и другим», рассчитанными на детей младшего и среднего школьного возраста. Методика проведения предполагает сочетание этических установок на доброжелательность и уважение в отношениях с другими, предупреждение конфликтных ситуаций и достойный выход из них.
Завершающим этапом программы является исследование «Картина мира современных детей» — диагностика толерантности. Первый блок программы представлен циклом игровых тренингов, бесед, игр, конкурсов, обсуждений, включает просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений. Второй блок программы представлен этическими уроками для детей среднего школьного возраста. Формы их проведения могут быть самые разные: уроки этической грамматики, часы размышлений, праздник благодарности и многое другое.
Одной из острых социальных проблем современной России является ухудшение состояния здоровья детей и рост детской инвалидности. По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации, 1,7 млн. детей, проживающих в России (то есть 4,5 процента), имеют ограниченные возможности Здоровья.
Существует и неподдающаяся точному учету многочисленная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности их ограниченны вследствие хронических заболеваний. Эта категория детей нуждается в особой заботе, общество обязано предоставить им условия для полноценной социальной адаптации, включающей возможности разностороннего развития, обучения, получения образования и профессии.
На Первом международном конгрессе по проблемам комплексной реабилитации детей, состоявшемся в конце февраля 2006 г. в Москве, научные работники, видные зарубежные ученые, специалисты различных ведомств подчеркивали важность взаимодействия учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты.
Неоднократно цитировалось высказывание выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского: «Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом».
В настоящее время зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования искусства, библиотерапии в решении проблем, связанных со здоровьем детей. В данном направлении работают и специалисты нашей библиотеки.
Проектная программа «Равные возможности» направлена на социокультурную реабилитацию детей с проблемами в развитии. Цель программы: создать условия для обеспечения равных возможностей детям, имеющим проблемы в развитии приобщения к творчеству, информационной культуре и читательской деятельности.
Проект представлен тремя программами — «Слова высокие целебны», театр психологической разгрузки «Чудодей» и познавательно-развивающая программа «Смайлик». Работаем мы со школами специального типа, где учатся дети с неярко выраженными нарушениями в развитии. Для таких детей особо важными являются программы вне стен учебного заведения.
Мы не можем больше считать, что обсуждение детьми проблем нетерпимости и насилия — слишком тяжелая для них задача, поскольку нетерпимость и насилие сплошь и рядом превалируют в их жизни. Важно, чтобы у детей была возможность выразить свои мысли и чувства. Не менее важно, чтобы они были услышаны и поняты.
Предлагаю познакомиться с обращением, принятым детьми в международном учебном лагере в Пиране (Словения), для участия в действиях, направленных на достижение мирного сосуществования.
Обращение детей
Не дайте ненависти и враждебности разрушить детство наших сверстников,
где бы они ни жили.
Услышьте то, что мы вам говорили: вы нам нужны.
Уделяйте нам больше времени.
Не обращайтесь с нами как с маленькими, а то мы никогда не вырастем.
Говорите понятными нам словами и не сердитесь, если мы вас не понимаем.
Не ссорьтесь — мы из-за этого страдаем.
Не давайте нам ложных надежд и обещаний, которые не можете выполнить.
Не отнимайте у нас то, что принадлежит нам, — наше детство.
Просьба ребенка, которую он изложил стихами
Если бы решали дети,
Не было бы ненависти на свете
И война для всех на земле людей
Осталась бы только словом...
Если бы решали дети,
Не было бы ни армий, ни оружия
И все на земле солдаты
Разошлись бы и жили мирно...
Но детей никто не спросил!
А нам трудно все сделать самим.
Подумайте, будьте разумны,
Станьте как мы и дружите.
- Прочтите стихи детям и попросите прокомментировать их.
- Попросите детей написать свои стихи на ту же тему.
- Попросите желающих прочесть свои стихи вслух и обсудите их.
ЛИТЕРАТУРА
Аромштам, М. Педагогика толерантности / М. Аромштам // Искусство в школе. — 2006. — № 5. — С. 16.
Тихонова, В. Г. Небо — общее для/'всех детей: программа занятий со школьниками 5—8-х классов / В. Г. Тихонова // Классный руководитель. — 2007. — №3. — С. 114—119.
Шемшурина, А. И. Этика отношений к окружающему / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. — 2004. — № 1. — С. 47.
Шустова, Л. П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы / Л. П. Шустова // Классный руководитель. — 2006. — № 4. — С. 77.
Марина ТРАСКОВСКАЯ, заведующая отделом искусств Липецкой областной детской библиотеки