Трасковская М. Учимся понимать других : стратегия библиотечного дела и обслуживания детей / М. Трасковская // Библиополе. – 2008. – № 7. – С. 33-36.

 «Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

Как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам

Не хватает только одного: научиться жить

На земле как люди».

Б. ШОУ

«Я, ты, он, она — вместе дружная страна, вместе дружная семья, в слове “мы” — сто тысяч “я”!» — так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность не только внешнюю, но и в интересах и увлечениях, взглядах и убеждениях, довольно неплохо уживались в нашей стране.

Но так поется в песне, а в жиз­ни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные обра­зования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Про­живание в мире и согласии пред­полагает наличие у каждого та­ких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоува­жение, ответственность, добро­желательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабель­ность, терпимость...

Отдельно хотелось бы под­черкнуть важность формирова­ния у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, об­разу жизни, верованиям, убежде­ниям, привычкам всегда сущест­вовал и продолжает существо­вать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.

Следует отметить, что объек­том нетерпимости в детском уч­реждении, в школе могут быть как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Обстановка в стране подсказы­вает проведение специальной работы по формированию толе­рантных отношений в детской среде.

Трудная для общественного понимания тема — воспитание толерантности. Раньше об этом (или почти об этом) писали и го­ворили как об интернационализ­ме. Тем не менее в педагогичес­кой и в библиотечной практике накоплено немало методов, форм и приемов по воспитанию толерантности у детей, связан­ных с использованием произве­дений художественной литерату­ры и кинофильмов, досуговых форм работы.

Библиотекарь обязан быть то­лерантным. Это аксиоматично: любое проявление нетерпимос­ти исключает возможность рабо­ты в нашем учреждении. Среди читателей оказываются не толь­ко «люди, приятные во всех отно­шениях», но и инвалиды — слабослышащие и слабовидящие, передвигающиеся с трудом, с различными нарушениями речи и психики. В числе читателей лю­бой библиотеки могут оказаться представители десятков нацио­нальностей.

Чтобы быть достойным про­фессии, надо много знать. Не всегда, однако, можно заранее предположить, какие знания по­надобятся. Выручают откры­тость, улыбка на лице, добрый взгляд. Это — инструменты то­лерантности.

Достичь успеха можно только путем настойчивого самообра­зования и самовоспитания. Опасность представляем только мы сами: своим непониманием, нежеланием разобраться в ситу­ации. Итак, чтобы воспитать то­лерантность в других, надо пора­ботать и над собой. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».

Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь то­лерантность — не растворимый кофе, поэтому начинать нужно с себя: с самоанализа, преодоле­ния собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго — этноцентризма, принятия установок толерантных форм взаимодействия на прак­тике. Не надо просто разговари­вать о толерантности. Она долж­на проявляться в наших делах, в нас самих. С чего же начать ра­боту в данном направлении?

Сегодня в стране создалась очень болезненная ситуация в области межнационального об­щения. Вынужденная миграция заставила тысячи людей поки­нуть привычные места. Надо по­нимать: не отхорошей жизни лю­ди семьями уезжают на заработ­ки. Теперь немодно говорить о дружбе народов. Но в данном случае не о дружбе речь — надо научиться жить рядом, понять, что иначе нельзя.

Недалеко от библиотеки жи­вут, может быть, вьетнамцы и ко­рейцы, представители других народов нашей многонацио­нальной страны. Зададимся воп­росом — где читают эти люди, пользуются ли они библиотека­ми? Что сделала наша библиоте­ка, чтобы снять напряженность в отношениях между людьми раз­личных национальностей? Знаем ли мы, где находятся в нашем го­роде, селе национальные объе­динения (они могут по-разному называться), какую ведут рабо­ту? Из каких стран учащиеся, студенты, которые учатся в учеб­ных заведениях области? Поче­му бы их не пригласить в библио­теку в день национального праздника, попросить расска­зать о своей стране, организо­вать выставку...

Обратимся, например, к ре­лигии. Хотя наши учреждения — вне религии, есть много случаев, когда представители той или иной конфессии сотрудничают с библиотеками: дарят литерату­ру, помогают в организации выс­тавок, проводят массовые ме­роприятия. Иногда такая дея­тельность находит поддержку администрации.

Надо понимать: библиотеч­ная деятельность и религиозная пропаганда — понятия, противо­речащие друг другу. Можно и нужно заниматься просвети­тельской деятельностью, но при этом соблюдать «равновесие», объективность в отношениях к различным религиям, чтобы не ущемлять чувств верующих.

Надо знакомить читателей с основами различных религий, их праздниками и постами, обряда­ми и другими особенностями. Толерантность в действии — это когда за столом при проведении мероприятий в библиотеке си­дят рядом деятели разных церк­вей. Тогда и читатель подумает, как вести себя, как строить отно­шения с соседями — верующи­ми, которых раньше называли иноверцами.

Где бы вы ни жили, существу­ет определенное разнообразие сообщества. И действительно, культура впитывает в себя все то, что имеется в данном регионе. Можно организовать проект по исследованию культурного раз­нообразия в вашем городе или сообществе. Кто там живет? Как они живут?

Для того чтобы привлечь к проблеме культурного разнооб­разия внимание общественнос­ти, можно подготовить различ­ные статьи, интервью и плакаты, провести выставки. Как это раз­нообразие проявляется в музы­ке? Поразмышляйте о том мно­гообразии традиций в музыке и танце, с которыми сталкивае­тесь, и о тех взаимных влияниях, которые существуют между ни­ми. Организуйте концерт или фестиваль, на котором будут представлены разнообразные культурные традиции, существу­ющие в вашем сообществе.

Национальное сознание и са­мосознание, культура межнацио­нального взаимодействия — се­годня вряд ли кто-нибудь усомнит­ся в актуальности этих понятий. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кри­зисных ситуаций — этическое вос­питание, сориентированное на межнациональное общение.

Как показывают исследова­ния, 3—4-летний ребенок уже вступает в первую стадию «поли­тического» развития, когда у не­го зарождается чувство нацио­нального самосознания. Но в этом возрасте его еще характе­ризуют эмоциональная отзывчи­вость, открытость, доверчивость и отсутствие стереотипов.

Задача гуманистической педа­гогики, а следовательно, и наша с вами, сформировать у детей доб­рожелательное, уважительное от­ношение к представителям дру­гих этнических коллективов, при­общить к культурным ценностям разных народов. Сегодня мы только учимся включать элементы народной педагогики в свою ра­боту, и порой нам не хватает эле­ментарных культурологических знаний.

Чаще многонациональный сос­тав группы или класса восприни­мается как дополнительная проб­лема, от которой лучше отмах­нуться: все равно не решить, а забот и без того хватает. Но неко­торые варианты решения сущест­вуют уже сегодня.

Так, своеобразной попыткой показать детям как различия, так и сходство культур, к которым они принадлежат, может быть проведение «часов единения». Ребята знакомятся с культурны­ми понятиями разных народов, танцуют, поют и играют, исполь­зуют слова тех языков, на кото­рых говорят дома.

Возможно, правильно было бы создавать в образователь­ном учреждении или учрежде­нии культуры музейную комнату, где было бы представлено этническое разнообразие края или села.

При этом существует одно важное правило, предписанное этикой межнационального обще­ния: мы не имеем права без сог­ласия родителей акцентировать внимание детей на национальной принадлежности того или иного ребенка. Даже фраза «Тимур у нас татарин. Он гордится своим происхождением. А мы гордимся им!» может оказаться болезнен­ной для мальчика и обернуться против него в неформальном об­щении с другими детьми. Проб­лема национальной самоиденти­фикации очень сложна и требует отдельного разговора.

Толерантность — одна из базо­вых гражданских ценностей. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения за­щите свою собственную програм­му толерантности. Это значит, что вы сами решаете, какие темы яв­ляются важными и как, по вашему мнению, можно наилучшим обра­зом передать ценности толерант­ности. Внимательно изучите име­ющуюся у вас литературу, газеты и журналы по вопросу о стереотипах мышления, а также о фактах высо­комерия по отношению к другим национальностям и этническим группам или о фактах интолерантного поведения людей по отноше­нию друг к другу. Тем, кому близка эта проблема, предлагаем обра­титься к сайту www.tolerance.ru, где можно получить доступ к ряду ин­тересных методических материа­лов. Среди них:

  • мастер-класс игумена Вениа­мина «Духовный смысл толе­рантности»;
  • тренинг толерантности для подростков «Жить в мире с собой и другими»;
  • сборник упражнений для детей «Мир различий»;
  • тренинг-семинар «Диалог куль тур» для взрослых, преподавателей, психологов, социальных работников.

Можно найти десятки книг и статей на интересующую тема­тику. Вот названия лишь некото­рых из них:

  • Русские в России — кто они?
  • Управляемая ксенофобия.
  • Дискуссия «Кому нужен образ врага?».
  • Толерантность на уроках ис­тории.

Набирает обороты третье ты­сячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника при­шла на службу человеку. Каза­лось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: бе­женец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе про­исходит активный рост экстре­мизма, расширение зон конфлик­тов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, ко­торой в силу возрастных особен­ностей свойственны максима­лизм, стремление к простым и быстрым решениям сложных со­циальных проблем. В последние годы в подростковой и молодеж­ной среде наблюдается катастро­фический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться под­ростковая преступность. Растет число антиобщественных моло­дежных организаций радикально­го толка, вовлекающих неиску­шенную молодежь в экстремис­тские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правиль­но и проявляет свои хорошие ка­чества, но иногда бывает и на­оборот. Есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный.

Можно разделить детей на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, при­сущие толерантной личности, вторая — черты, присущие интолерантной личности.

Интолерантный путь харак­теризуется представлением че­ловека о собственной исклю­чительности, низким уровнем

 
   


окружающей его действительнос­ти, желанием власти, неприяти­ем противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь — это путь человека, хорошо знающего се­бя, комфортно чувствующего се­бя в окружающей среде, понима­ющего других людей и готового всегда прийти на помощь, чело­века с доброжелательным отно­шением к иным культурам, взгля­дам, традициям.

Терпимость по отношению к другим может приобретать раз­личные формы. Потребность в уважении к окружающим свой­ственна людям абсолютно всех культур и всех возрастов. Воспи­тание их как свойств — неотъем­лемая часть построения любого сообщества, это должно быть включено в планы обсуждения с детьми на самых ранних стадиях. Так, есть упражнения, которые используют искусства и ремесла для развития у детей чувства общности, взаимодействия, за­ботливого отношения к окружа­ющим.

Предлагаемые действия могут стать основой для восприятия других людей и для идеи равен­ства полов, воспитания чувства солидарности.

Упражнение 1. Группы, состо­ящие из четырех детей, вместе создают коллажи. Это упражне­ние учит распределять и коорди­нировать работу. Если действия в группах хорошо скоординиро­ваны, дети могут создавать за­конченные картины. Каждая группа может избрать лидера, и дальше ребята сами координи­руют свои действия.

Упражнение 2. Лакированная коробочка.

Библиотекарь достает ма­ленькую лакированную коро­бочку и предлагает детям отк­рыть ее и узнать, что в ней содержится сегодня, — обычно это высказывание, которое надо обсудить: «Радость не в вещах. Она внутри нас», «У каждого возраста есть свои игрушки». Дети переходят к обсуждению. Каких философских глубин уда­ется иногда достичь! Ребят по­буждают высказывать свою точ­ку зрения, а не повторять слепо то, что написано в учебнике. Те­перь каждый ребенок знает, что он уникален, что у него есть свои идеи. Каждый приносит в общую работу все, на что способен. Можно показать де­тям фильм или видеокассету, где говорится о том, какие об­щие черты помогают людям преодолеть разногласия и стать терпимыми друг к другу.

Решающим фактором воспи­тания в ребенке толерантности являются встречи детей с иными культурами в специально орга­низованной для этого среде, привлекательной и ценной для него, — библиотеке. Многие из нас сейчас знакомятся с другими культурами как бы заново, несмотря на то что средства массо­вой информации давно познако­мили миллионы людей с другими частями света, с тем, что они со­бой представляют.

Данное направление можно выделить в конкретную програм­му для разных возрастных групп читателей, исходя из своих воз­можностей. Примерные назва­ния: «Встреча разных культур: узнаем друг о друге — узнаем друг друга», «Небо — общее для всех детей», «Искусство жить достойно», «Все на белом свете солнышкины дети», «Ты живешь среди людей».

Такая программа разработа­на в отделе искусств Липецкой областной детской библиоте­ки — «Учимся понимать других»: формирование основ толерант­ного сознания у детей. В ее ос­нове заложена идея поликультурного образования, обучения детей культуре мира, межкуль­турной толерантности, отноше­ния ребенка к другим культурам вообще.

Образовательно-культурная стратегия программы направ­лена на создание благоприят­ного культурного микрокосма, понимание возможности многовариативного человеческого бытия в разнообразных, отлич­ных друг от друга культурных и социальных сферах. Программа представлена двумя блоками — «Подарки от мира» и «Искус­ство нравиться себе и другим», рассчитанными на детей млад­шего и среднего школьного возраста. Методика проведе­ния предполагает сочетание этических установок на добро­желательность и уважение в от­ношениях с другими, предуп­реждение конфликтных ситуа­ций и достойный выход из них.

Завершающим этапом про­граммы является исследование «Картина мира современных детей» — диагностика толера­нтности. Первый блок програм­мы представлен циклом игро­вых тренингов, бесед, игр, кон­курсов, обсуждений, включает просмотр видеофильмов, прос­лушивание музыкальных произ­ведений. Второй блок програм­мы представлен этическими уроками для детей среднего школьного возраста. Формы их проведения могут быть самые разные: уроки этической грам­матики, часы размышлений, праздник благодарности и мно­гое другое.

Одной из острых социальных проблем современной России является ухудшение состояния здоровья детей и рост детской инвалидности. По статистичес­ким данным Министерства обра­зования Российской Федерации, 1,7 млн. детей, проживающих в России (то есть 4,5 процента), имеют ограниченные возмож­ности Здоровья.

Существует и неподдающаяся точному учету многочислен­ная группа детей, которые не имеют официального статуса ин­валида, но возможности их огра­ниченны вследствие хроничес­ких заболеваний. Эта категория детей нуждается в особой забо­те, общество обязано предоста­вить им условия для полноцен­ной социальной адаптации, включающей возможности раз­ностороннего развития, обуче­ния, получения образования и профессии.

На Первом международном конгрессе по проблемам комп­лексной реабилитации детей, состоявшемся в конце февраля 2006 г. в Москве, научные ра­ботники, видные зарубежные ученые, специалисты различ­ных ведомств подчеркивали важность взаимодействия уч­реждений образования, культу­ры, здравоохранения, социаль­ной защиты.

Неоднократно цитировалось высказывание выдающегося оте­чественного психолога Л. С. Вы­готского: «Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в соци­альном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и био­логическом».

В настоящее время зарубеж­ными и отечественными специ­алистами накоплен богатый опыт использования искусства, библиотерапии в решении проблем, связанных со здо­ровьем детей. В данном нап­равлении работают и специа­листы нашей библиотеки.

Проектная программа «Рав­ные возможности» направлена на социокультурную реабилита­цию детей с проблемами в раз­витии. Цель программы: создать условия для обеспечения равных возможностей детям, имеющим проблемы в развитии приобще­ния к творчеству, информацион­ной культуре и читательской дея­тельности.

Проект представлен тремя программами — «Слова высокие целебны», театр психологичес­кой разгрузки «Чудодей» и по­знавательно-развивающая про­грамма «Смайлик». Работаем мы со школами специального типа, где учатся дети с неярко выра­женными нарушениями в разви­тии. Для таких детей особо важ­ными являются программы вне стен учебного заведения.

Мы не можем больше счи­тать, что обсуждение детьми проблем нетерпимости и наси­лия — слишком тяжелая для них задача, поскольку нетерпимость и насилие сплошь и рядом пре­валируют в их жизни. Важно, что­бы у детей была возможность выразить свои мысли и чувства. Не менее важно, чтобы они были услышаны и поняты.

Предлагаю познакомиться с обращением, принятым детьми в международном учебном лагере в Пиране (Словения), для учас­тия в действиях, направленных на достижение мирного сосуще­ствования.

Обращение детей

Не дайте ненависти и враж­дебности разрушить детство на­ших сверстников,

где бы они ни жили.

Услышьте то, что мы вам го­ворили: вы нам нужны.

Уделяйте нам больше вре­мени.

Не обращайтесь с нами как с маленькими, а то мы никогда не вырастем.

Говорите понятными нам сло­вами и не сердитесь, если мы вас не понимаем.

Не ссорьтесь — мы из-за это­го страдаем.

Не давайте нам ложных на­дежд и обещаний, которые не можете выполнить.

Не отнимайте у нас то, что принадлежит нам, — наше детство.

Просьба ребенка, которую он изложил стихами

Если бы решали дети,

Не было бы ненависти на свете

И война для всех на земле людей

Осталась бы только словом...

Если бы решали дети,

Не было бы ни армий, ни оружия

И все на земле солдаты

Разошлись бы и жили мирно...

Но детей никто не спросил!

А нам трудно все сделать самим.

Подумайте, будьте разумны,

Станьте как мы и дружите.

  1. Прочтите стихи детям и попросите прокомментировать их.
  2. Попросите детей написать свои стихи на ту же тему.
  3. Попросите желающих про­честь свои стихи вслух и обсуди­те их.

ЛИТЕРАТУРА

Аромштам, М. Педагогика толерантности / М. Аромштам // Искусство в школе. — 2006. — № 5. — С. 16.

Тихонова, В. Г. Небо — об­щее для/'всех детей: программа занятий со школьниками 5—8-х классов / В. Г. Тихонова // Клас­сный руководитель. — 2007. — №3. — С. 114—119.

Шемшурина, А. И. Этика от­ношений к окружающему / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. — 2004. — № 1. — С. 47.

Шустова, Л. П. Воспитание толерантности: приемы для ин­дивидуальной и групповой рабо­ты / Л. П. Шустова // Классный руководитель. — 2006. — № 4. — С. 77.

Марина ТРАСКОВСКАЯ, заведующая отделом искусств Липецкой областной детской библиотеки