• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Круглик Т. «Другой. Другие. О других» : обсуждение прочитанного как метод формирования миролюбия через книгу. Материалы практикума / Т. Круглик // Библиополе. – 2011. – № 5. – С. 47-49.

Круглик Т. «Другой. Другие. О других» : обсуждение прочитанного как метод формирования миролюбия через книгу. Материалы практикума / Т. Круглик // Библиополе. – 2011. – № 5. – С. 47-49.

ЦЕЛЬ:

Обучение методу формиро­вания миролюбия через книгу посредством обсуждения про­читанного.

ХОД ПРАКТИКУМА:

Общая дискуссия. Миротворческое воздействие книги в процессе чтения

  • Высокохудожественная кни­га является результатом отноше­ния писателя к миру. Она открыва­ет нам мир во всем многообразии его проявлений, помогает увидеть его сложность, глубину и передаёт любовь художника к нему. Книга даёт толчок к рефлексии — трансцендированию — самоуглубле­нию, творчеству, что является ос­новой личностного развития.

Человек, читая книгу, погружа­ется в мир отношений людей и проживает другие судьбы и дру­гой национальный опыт, обогаща­ется лучшими традициями че­ловечества. Будучи предметом искусства, художественная лите­ратура вызывает состояние экста­за и катарсиса, очищает и омыва­ет ум и сердце человека, наполня­ет высокими чувствами любви, прощения, возвышает и даёт ду­ховную подпитку.

  • Органика книги создаёт орга­нику процесса чтения: свободу ме­ста, времени, позы. Мы читаем лё­жа, в любом месте (можно даже при луне в полнолуние). Текст кни­ги устойчив, нет мелькания. Мож­но легко вернуться назад. При этом шелестят страницы, со­здавая уют. Все эти особенности книги несут покой и мир душе, снимают стресс, дают устойчи­вость в изменяющемся мире, так как книга традиционна по форме (древние таблички, свитки тоже напоминают пространство листа).

Все эти особенности книги де­лают её лекарством для души, эле­ментом библиотерапии. Она ожив­ляет, гармонизирует, несёт мир ду­ше. Таким образом, назвав только некоторые возможности воздей­ствия книги на человека, мы видим то, что она помогает ему остаться живым через глубинную проработ­ку основ человеческого существа с помощью самоуглубления, со­зерцания, творчества.

  • Хорошая книга гармонизиру­ет нас. Кроме того, книга сама по себе в сравнении с компьютером органична по материалу (от бума­ги тепло руке и приятно), по фор­ме — удобна, листы развёрнуты. Дети стремятся к книге, чтению с раннего возраста. И именно она вводит их в культуру, развивает и углубляет личностный потенциал и тем самым способствует сохра­нению живых, непосредственных отношений с миром в условиях преобладания материального над духовным в современной цивили­зации.

Именно книга сглаживает раз­рушающее воздействие взросло­го мира, помогает ребёнку оста­ваться самим собой, сохраняет мир души и мир в душе.

Консультация. Обсуждение прочитанного как одна из форм позиционирования книги и чтения среди детей

Книга объединяет людей как читателей, развивает творчество, способствует нравственному обо­гащению личности. Детская кни­га, детская библиотека — это фор­ма общения, диалог растущего че­ловека с самим собой и миром на основе литературы, искусства, ис­тории. Поэтому, какими бы ни бы­ли находки библиотекарей по ак­тивизации восприятия детьми ху­дожественного произведения, составным элементом их будет диалог — тот самый естественный для библиотеки разговор с ребён­ком, который предшествует чте­нию или следует за ним. В любом диалоге мы ищем в наших читате­лях то, что нас объединяет. Пусть даже это будет маленькая общая точка.

Темы диалогов — вечные поня­тия и вечные ценности: счастье, вера, Родина, любовь, истина, че­ловек. Очень важно при этом из­бегать декларативности и пафос­ности, ведь непросто бывает снять маску равнодушия с подростков, вызвать их на откровенность.

Необходимо, чтобы такие диа­логи вёл увлечённый библиоте­карь-рассказчик, который сможет соединить силу литературного произведения с неподдельными чувствами своей души. Здесь при­емлемы разные точки зрения, не­зависимые суждения о прочитан­ном. Считается, что безбоязнен­но высказанное собственное отношение к произведению, ощу­щение внутренней читательской свободы способствует развитию эмоционального воображения.

Хорошая книга является могу­чим средством против жестокос­ти, агрессивности и душевной глу­хоты. При этом необходимо очень бережное отношение к творчес­кой личности читателя. Отмечая самые интересные суждения, биб­лиотекарь позитивно раскрывает подростков друг перед другом, пе­ред педагогами и родителями. На несколько минут ребенок ста­новится лидером, и порой это поз­воляет ему поверить в уникальную подлинность самого себя.

  • Опосредованный диалог с чи­тателем во время библиотечных мероприятий, обсуждение прочи­танного требуют активной работы ума. И поэтому наиболее распро­странена в библиотеках эта форма массовой работы — обсуждение прочитанного.

Обсуждение книг способству­ет возбуждению читательской ак­тивности, выработке умений и на­выков критического мышления, самостоятельной работы над кни­гой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Чтобы обсуж­дение было принципиальным и ак­тивным, требуется серьёзная и длительная подготовка.

Одним из решающих условий, обеспечивающих живой, полез­ный обмен мнениями о книгах, яв­ляется правильный выбор произ­ведения. Если большинство счи­тает произведение плохим и это действительно так, то вряд ли це­лесообразно проводить обсужде­ние. Если же мнения разделились или достойное произведение не встречает понимания, а плохое хвалят, то тогда, видимо, проведе­ние обсуждения оправдано.

После выбора произведения (одного или нескольких) состав­ляется план подготовки обсужде­ния. Самое главное при этом — учесть возможности индивидуаль­ного подхода к будущим участни­кам обсуждения, оказать им необ­ходимую консультационную по­мощь, подобрать литературу и др. При разработке программы об­суждения надо иметь в виду, что главное место в нём должны зани­мать выступления читателей. Об­суждение открывается кратким (5—10 мин.) вступительным сло­вом ведущего, которое должно быть как можно более живым и ин­тересным, чтобы дать общее на­правление выступлениям, но ни в коей мере не предвосхищать мнений читателей о книге.

Больше времени следует отве­сти для заключительного слова, в котором подытоживаются вы­ступления, на их основе даётся оценка произведения и поправля­ются, если это необходимо, не­верные высказывания читателей.

  • Обсуждение — исконный библиотечный метод. После опре­делённого периода забвения он снова входит в жизнь библиотек. Задача — разбудить мысль чита­теля, заставить его спорить, вы­двигать гипотезы, аргументиро­вать — решается путём подбора направляющих вопросов. Пере­чень вопросов зависит от того, что вы хотите обсудить с читателями. S Если поставлена цель — развить память ребёнка и его гра­мотность, то предпочтительнее вопросы, направленные на пе­ресказ прочитанного.

Если цель — обратить внима­ние читателя на специфику ли­тературы, на язык, компози­цию, то и вопросы должны быть связаны с характеристикой ху­дожественных особенностей произведения.

И наконец, если задача — раз­витие души ребёнка, его эмо­ционально-творческих способ­ностей, то приоритет отдаётся вопросам, взывающим к вооб­ражению и мысленному учас­тию ребёнка в происходящем.

  • Что имеется в виду? Не каж­дый вопрос, обращённый к чита­телю, ведёт к обдумыванию про­изведения. Различают репродук­тивные и проблемные вопросы. Репродуктивные — ориентирова­ны в основном на память и внима­ние ребёнка. К ним относятся во­просы викторинного типа: как зва­ли главного героя, где происходит действие, в каком произведении говорится о таких-то событиях и т. п. Мыслительную деятель­ность ребёнка активизируют так называемые проблемные или про­блемно-поисковые вопросы. Они создают ситуацию интеллектуаль­ного затруднения и направляют мысль читателя к поиску ответов и соответствующих доказательств.

Читатель становится в некото­ром роде следопытом. По разроз­ненным фактам он должен восста­новить не только цепь событий, но и причины, вызывающие эти события, и следствия, вытекаю­щие из них. Он не просто ограни­чивается пересказом событий как неких готовых фактов, но пытает­ся их осмыслить, понять, почему они произошли. Одно дело спро­сить ребёнка: «Где и сколько лет жили старик со старухой, чем за­нимались они, какой у них был дом?» Совсем другое: «Почему старуха осталась у разбитого ко­рыта?»

Если первый вопрос предпола­гает лишь воспроизведение фак­тов, то второй целиком основан на глубоком проникновении в смысл сказки Пушкина. Готового ответа в тексте на этот вопрос ребёнок не найдёт. Так как самостоятельное обдумывание ребёнком того, что он прочитал, бывает нередко по­верхностным, цель обсуждения — системой вопросов помочь ребён­ку понять произведение, напра­вить его мысль в глубину и побу­дить выразить своё понимание в слове.

Характерными в этом случае являются вопросы:

Как ты представляешь это се­бе?

Какие у тебя возникли ассоци­ации в связи с произведением?

Какие чувства преобладали?

Кто из героев вызвал симпатию или антипатию?

Как ты оцениваешь их поступ­ки?

С кем из знакомых тебе лите­ратурных персонажей или жи­вых людей ты можешь их срав­нить?

А может быть, в ком-то из них ты узнал свои собственные черты?

  • Отвечая на эти вопросы, дети активно проявляют себя, они де­лятся своими ощущениями, ос­мысливают себя через текст, их размышления о литературе име­ют проекцию на реальную жизнь. Ни на один из этих вопросов нет готовых ответов. Как читатель дан­ного произведения, взрослый в своих мнениях здесь равен чи­тателям-детям. Они — участники общей, импровизированной бесе­ды или диалога. Это делает детей уверенными в себе, развивает умение слушать и быть услышан­ными другими.
  • В качестве примера в соот­ветствии с темой практикума для совместного обсуждения можно взять 1-ю главу из книги Веры Тименчик «Семья у нас и у других». Книга написана доступным язы­ком. Много сведений о семейных традициях разных народов, ны­нешних и давних.

Автор настраивает читателей на уважение обычаев других лю­дей, даже если они нам кажутся странными; а также на право каж­дой семьи иметь свои собствен­ные традиции. В 1-й главе книги речь идёт именно о человеке, ко­торый не такой, как все. Мы живём сегодня в обществе, где этот са­мый «другой» часто вызывает непонимание, раздражение, непри­язнь и даже ненависть. И эта не­нависть часто оказывается ре­зультатом предрассудков и неве­жества, а как говорится в книге В. Тименчик, «умный человек все­гда может понять других людей!»

Примерные вопросы для об­суждения 1-й главы из книги «Семья у нас и у других»:

  1. Какие чувства вызвала у вас эта история? Можно ли сказать, что она оставила вас равнодушными?
  2. Ваши чувства менялись по ходу повествования? В каком на­правлении?
  3. Как можно охарактеризо­вать персонажей?
  4. Как вы думаете, какое впе­чатление произвёл на Кирилла но­венький мальчик?
  5. Почему произошла драка между Даутом и Витькой Бобро­вым?
  6. Кто поступил неправильно и почему?
  7. Как вы думаете, почему Даут огорчился, что отец узнает о драке?
  8. Почему Даут считает, что опозорил честь своей семьи?
  9. Чем отличается отношение мальчиков к семье, к родителям?
  10. Встречались ли вам такие люди, как Кирилл и Даут?
  11. Ребята, считаете ли вы че­ловека другой национальности другим?

ЛИТЕРАТУРА

«Святая наука — услышать друг друга»: материалы Межрегиональ­ной конференции детских библио­тек Северного Кавказа / РГДБ. — М„ 2003.

Семья у нас и у других / В.М. Ти­менчик. — М.: Изд-во Рудомино: Изд-во Эксмо, 2006. — 64 с.: ил.

Тихомирова, И.И. Как воспи­тать талантливого читателя / Сб. статей в 2 ч. Ч. 1: Чтение как твор­чество; Ч. 2: Растим читателя-твор­ца // авт.-сост. И.И. Тихомирова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.

Чтение как увлечение: сбор­ник. — М.: РГДБ, 2006.

Татьяна КРУГЛИК, главный библиотекарь координационно-методического отдела Липецкой областной детской библиотеки