Круглик Т. «Другой. Другие. О других» : обсуждение прочитанного как метод формирования миролюбия через книгу. Материалы практикума / Т. Круглик // Библиополе. – 2011. – № 5. – С. 47-49.
ЦЕЛЬ:
Обучение методу формирования миролюбия через книгу посредством обсуждения прочитанного.
ХОД ПРАКТИКУМА:
Общая дискуссия. Миротворческое воздействие книги в процессе чтения
- Высокохудожественная книга является результатом отношения писателя к миру. Она открывает нам мир во всем многообразии его проявлений, помогает увидеть его сложность, глубину и передаёт любовь художника к нему. Книга даёт толчок к рефлексии — трансцендированию — самоуглублению, творчеству, что является основой личностного развития.
Человек, читая книгу, погружается в мир отношений людей и проживает другие судьбы и другой национальный опыт, обогащается лучшими традициями человечества. Будучи предметом искусства, художественная литература вызывает состояние экстаза и катарсиса, очищает и омывает ум и сердце человека, наполняет высокими чувствами любви, прощения, возвышает и даёт духовную подпитку.
- Органика книги создаёт органику процесса чтения: свободу места, времени, позы. Мы читаем лёжа, в любом месте (можно даже при луне в полнолуние). Текст книги устойчив, нет мелькания. Можно легко вернуться назад. При этом шелестят страницы, создавая уют. Все эти особенности книги несут покой и мир душе, снимают стресс, дают устойчивость в изменяющемся мире, так как книга традиционна по форме (древние таблички, свитки тоже напоминают пространство листа).
Все эти особенности книги делают её лекарством для души, элементом библиотерапии. Она оживляет, гармонизирует, несёт мир душе. Таким образом, назвав только некоторые возможности воздействия книги на человека, мы видим то, что она помогает ему остаться живым через глубинную проработку основ человеческого существа с помощью самоуглубления, созерцания, творчества.
- Хорошая книга гармонизирует нас. Кроме того, книга сама по себе в сравнении с компьютером органична по материалу (от бумаги тепло руке и приятно), по форме — удобна, листы развёрнуты. Дети стремятся к книге, чтению с раннего возраста. И именно она вводит их в культуру, развивает и углубляет личностный потенциал и тем самым способствует сохранению живых, непосредственных отношений с миром в условиях преобладания материального над духовным в современной цивилизации.
Именно книга сглаживает разрушающее воздействие взрослого мира, помогает ребёнку оставаться самим собой, сохраняет мир души и мир в душе.
Консультация. Обсуждение прочитанного как одна из форм позиционирования книги и чтения среди детей
Книга объединяет людей как читателей, развивает творчество, способствует нравственному обогащению личности. Детская книга, детская библиотека — это форма общения, диалог растущего человека с самим собой и миром на основе литературы, искусства, истории. Поэтому, какими бы ни были находки библиотекарей по активизации восприятия детьми художественного произведения, составным элементом их будет диалог — тот самый естественный для библиотеки разговор с ребёнком, который предшествует чтению или следует за ним. В любом диалоге мы ищем в наших читателях то, что нас объединяет. Пусть даже это будет маленькая общая точка.
Темы диалогов — вечные понятия и вечные ценности: счастье, вера, Родина, любовь, истина, человек. Очень важно при этом избегать декларативности и пафосности, ведь непросто бывает снять маску равнодушия с подростков, вызвать их на откровенность.
Необходимо, чтобы такие диалоги вёл увлечённый библиотекарь-рассказчик, который сможет соединить силу литературного произведения с неподдельными чувствами своей души. Здесь приемлемы разные точки зрения, независимые суждения о прочитанном. Считается, что безбоязненно высказанное собственное отношение к произведению, ощущение внутренней читательской свободы способствует развитию эмоционального воображения.
Хорошая книга является могучим средством против жестокости, агрессивности и душевной глухоты. При этом необходимо очень бережное отношение к творческой личности читателя. Отмечая самые интересные суждения, библиотекарь позитивно раскрывает подростков друг перед другом, перед педагогами и родителями. На несколько минут ребенок становится лидером, и порой это позволяет ему поверить в уникальную подлинность самого себя.
- Опосредованный диалог с читателем во время библиотечных мероприятий, обсуждение прочитанного требуют активной работы ума. И поэтому наиболее распространена в библиотеках эта форма массовой работы — обсуждение прочитанного.
Обсуждение книг способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Чтобы обсуждение было принципиальным и активным, требуется серьёзная и длительная подготовка.
Одним из решающих условий, обеспечивающих живой, полезный обмен мнениями о книгах, является правильный выбор произведения. Если большинство считает произведение плохим и это действительно так, то вряд ли целесообразно проводить обсуждение. Если же мнения разделились или достойное произведение не встречает понимания, а плохое хвалят, то тогда, видимо, проведение обсуждения оправдано.
После выбора произведения (одного или нескольких) составляется план подготовки обсуждения. Самое главное при этом — учесть возможности индивидуального подхода к будущим участникам обсуждения, оказать им необходимую консультационную помощь, подобрать литературу и др. При разработке программы обсуждения надо иметь в виду, что главное место в нём должны занимать выступления читателей. Обсуждение открывается кратким (5—10 мин.) вступительным словом ведущего, которое должно быть как можно более живым и интересным, чтобы дать общее направление выступлениям, но ни в коей мере не предвосхищать мнений читателей о книге.
Больше времени следует отвести для заключительного слова, в котором подытоживаются выступления, на их основе даётся оценка произведения и поправляются, если это необходимо, неверные высказывания читателей.
- Обсуждение — исконный библиотечный метод. После определённого периода забвения он снова входит в жизнь библиотек. Задача — разбудить мысль читателя, заставить его спорить, выдвигать гипотезы, аргументировать — решается путём подбора направляющих вопросов. Перечень вопросов зависит от того, что вы хотите обсудить с читателями. S Если поставлена цель — развить память ребёнка и его грамотность, то предпочтительнее вопросы, направленные на пересказ прочитанного.
Если цель — обратить внимание читателя на специфику литературы, на язык, композицию, то и вопросы должны быть связаны с характеристикой художественных особенностей произведения.
И наконец, если задача — развитие души ребёнка, его эмоционально-творческих способностей, то приоритет отдаётся вопросам, взывающим к воображению и мысленному участию ребёнка в происходящем.
- Что имеется в виду? Не каждый вопрос, обращённый к читателю, ведёт к обдумыванию произведения. Различают репродуктивные и проблемные вопросы. Репродуктивные — ориентированы в основном на память и внимание ребёнка. К ним относятся вопросы викторинного типа: как звали главного героя, где происходит действие, в каком произведении говорится о таких-то событиях и т. п. Мыслительную деятельность ребёнка активизируют так называемые проблемные или проблемно-поисковые вопросы. Они создают ситуацию интеллектуального затруднения и направляют мысль читателя к поиску ответов и соответствующих доказательств.
Читатель становится в некотором роде следопытом. По разрозненным фактам он должен восстановить не только цепь событий, но и причины, вызывающие эти события, и следствия, вытекающие из них. Он не просто ограничивается пересказом событий как неких готовых фактов, но пытается их осмыслить, понять, почему они произошли. Одно дело спросить ребёнка: «Где и сколько лет жили старик со старухой, чем занимались они, какой у них был дом?» Совсем другое: «Почему старуха осталась у разбитого корыта?»
Если первый вопрос предполагает лишь воспроизведение фактов, то второй целиком основан на глубоком проникновении в смысл сказки Пушкина. Готового ответа в тексте на этот вопрос ребёнок не найдёт. Так как самостоятельное обдумывание ребёнком того, что он прочитал, бывает нередко поверхностным, цель обсуждения — системой вопросов помочь ребёнку понять произведение, направить его мысль в глубину и побудить выразить своё понимание в слове.
Характерными в этом случае являются вопросы:
Как ты представляешь это себе?
Какие у тебя возникли ассоциации в связи с произведением?
Какие чувства преобладали?
Кто из героев вызвал симпатию или антипатию?
Как ты оцениваешь их поступки?
С кем из знакомых тебе литературных персонажей или живых людей ты можешь их сравнить?
А может быть, в ком-то из них ты узнал свои собственные черты?
- Отвечая на эти вопросы, дети активно проявляют себя, они делятся своими ощущениями, осмысливают себя через текст, их размышления о литературе имеют проекцию на реальную жизнь. Ни на один из этих вопросов нет готовых ответов. Как читатель данного произведения, взрослый в своих мнениях здесь равен читателям-детям. Они — участники общей, импровизированной беседы или диалога. Это делает детей уверенными в себе, развивает умение слушать и быть услышанными другими.
- В качестве примера в соответствии с темой практикума для совместного обсуждения можно взять 1-ю главу из книги Веры Тименчик «Семья у нас и у других». Книга написана доступным языком. Много сведений о семейных традициях разных народов, нынешних и давних.
Автор настраивает читателей на уважение обычаев других людей, даже если они нам кажутся странными; а также на право каждой семьи иметь свои собственные традиции. В 1-й главе книги речь идёт именно о человеке, который не такой, как все. Мы живём сегодня в обществе, где этот самый «другой» часто вызывает непонимание, раздражение, неприязнь и даже ненависть. И эта ненависть часто оказывается результатом предрассудков и невежества, а как говорится в книге В. Тименчик, «умный человек всегда может понять других людей!»
Примерные вопросы для обсуждения 1-й главы из книги «Семья у нас и у других»:
- Какие чувства вызвала у вас эта история? Можно ли сказать, что она оставила вас равнодушными?
- Ваши чувства менялись по ходу повествования? В каком направлении?
- Как можно охарактеризовать персонажей?
- Как вы думаете, какое впечатление произвёл на Кирилла новенький мальчик?
- Почему произошла драка между Даутом и Витькой Бобровым?
- Кто поступил неправильно и почему?
- Как вы думаете, почему Даут огорчился, что отец узнает о драке?
- Почему Даут считает, что опозорил честь своей семьи?
- Чем отличается отношение мальчиков к семье, к родителям?
- Встречались ли вам такие люди, как Кирилл и Даут?
- Ребята, считаете ли вы человека другой национальности другим?
ЛИТЕРАТУРА
«Святая наука — услышать друг друга»: материалы Межрегиональной конференции детских библиотек Северного Кавказа / РГДБ. — М„ 2003.
Семья у нас и у других / В.М. Тименчик. — М.: Изд-во Рудомино: Изд-во Эксмо, 2006. — 64 с.: ил.
Тихомирова, И.И. Как воспитать талантливого читателя / Сб. статей в 2 ч. Ч. 1: Чтение как творчество; Ч. 2: Растим читателя-творца // авт.-сост. И.И. Тихомирова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.
Чтение как увлечение: сборник. — М.: РГДБ, 2006.
Татьяна КРУГЛИК, главный библиотекарь координационно-методического отдела Липецкой областной детской библиотеки