Кудрина Е. Толерантность в системе духовно-нравственного воспитания / Е. Кудрина // Школьная библиотека. – № 6-7. – С. 85-89.

Развитие общественных отношений выд­винуло на передний план вопросы раз­ностороннего развития личности, потре­бовало осмысления разнообразных факторов в их совокупности и взаимодействии, влияющих на формирование человека. Проблема форми­рования духовности, гражданственности, нрав­ственности молодёжи, проблема духовно-нрав­ственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое зна­чение.

Современный период характеризу­ется множеством новых тенденций развития, включая смену ценност­ных ориентиров. В последние два десятилетия в России произошли как важные, значимые, позитивные перемены, так и отрицательные, не­гативные явления, которые неиз­бежны в период крупных социально- политических и социально-экономи­ческих изменений.

Последние оказали негативное влияние не толь­ко на гражданское самосознание и общественную нравственность, на отношения людей к обществу и госу­дарству, на соблюдение закона и потребности в труде, но и на отноше­ния человека к человеку, особенно в рамках диалога культур.

Смена ценностных ориентиров характеризу­ется целым рядом различных явлений, среди которых можно отметить:

  • нарушение духовного единства общества посредством быстрого демонтажа советской идеологии и поспешного копирования западных форм жизни;
  • рост насилия и терроризма, социальные и межэтнические конфликты, напряженная соци­альная, экономическая, идеологическая обста­новка;
  • размывание жизненных ориентиров моло­дого поколения и девальвация ценностей стар­шего поколения;
  • деформация традиционных для страны мо­ральных норм и нравственных установок;
  • новая «социально-культурная ситуация, ко­торая, в свою очередь, привела к упадку эстети­ческого воспитания детей и молодежи, недос­тупности ряда ценностей культуры большинству населения страны, распаду успешно функцио­нировавшей в период советской власти систе­мы культурно-просветительной работы, ком­мерциализации рекреативно-развлекательной сферы» (2, с. 302);
  • изменение концепции культурных приори­тетов и глобализация в сфере культуры, влияю­щая на содержательные и формообразующие компоненты культуры, и др.

С точки зрения А.О. Аракеловой, «реализуе­мые сегодня в нашей стране многообразные ре­формы всех сторон общественной жизни и госу­дарственных институтов в силу своей небыва­лой динамичности и концентрированности во времени привели российское общество к опас­ной черте, за которой начинаются опасные процессы — регресс, одичание, превращение об­щества в толпу со всеми вытекающими послед­ствиями» (1, с. 35).

В связи с этим неким регуляторным механиз­мом духовно-нравственного воспитания в про­цессе взаимоотношений людей в социуме, ха­рактеризующемся преобразованиями в полити­ческой, экономической, культурной жизни России, которые, в свою очередь, обусловлива­ют возникновение относительно новых социаль­но-психологических, нравственно-правовых, национально-религиозных условий деятельнос­ти общества и межличностных отношений в нем, может и должна стать толерантность.

«Именно толерантность может и должна стать сегодня действенным регулятором жизни людей, который направляет государственное устрой­ство, социальные структуры и инди­видуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равнове­сия» (4, с. 3).

Понятие «толерантность» по смысловой на­сыщенности является своеобразной этической доктриной современности. Поэтому наряду с принципами демократии, соблюдением прав человека толерантность в настоящее время яв­ляется руководящим принципом, лежащим в ос­нове образования, воспитания и развития лич­ности, формирования гуманных отношений в обществе. Понятие толерантности возникло в Европе в период Нового времени на религиоз­ном уровне, положив начало всем другим сво­бодам, которые были достигнуты в обществе. При этом следует отметить, что процесс его формирования не закончен до сих пор.

Согласно дефиниции, представлен­ной в Декларации принципов толера­нтности (1995 г.), толерантность озна­чает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм са­мовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Значимость и константность толерант­ности как одного из ведущих принци­пов, моральных оснований построе­ния человеческих взаимоотношений подтверждают богатство и многообра­зие мировой культуры.

Термин «толерантность» был введен филосо­фами в XVI—XVII вв. и всегда привлекал внимание ученых и исследователей. Проблематика иссле­дований толерантности разнопланова и много­образна. Августин, П. Бейль, Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, Т. Гобс, И.А. Ильин, И. Кант, Кастеллио, Дж. Локк, Д. Мильтон, Монтескье, Н. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В.В. Соловьев, Л.Н. Толстой и др. рас­сматривают толерантность в своих трудах.

В настоящее время проблема толерантности является одной из наиболее острых и значимых. В Декларации принципов терпимости, принятой ООН в 1995 г., подчеркивается, что одним из наи­более эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. Опи­раясь на понимание толерантности как историчес­кого права человека и этноса на отличность, непо­хожесть, инаковость (А.Г. Асмолов), Е.Н. Третьяко­ва определяет содержание толерантности с учетом характеристик духовно-нравственного состояния культуры личности. «Толерантность мы рассматриваем как духовно-нравственное качест­во личности, выраженное в принятии “другого” как личности, принятии его независимо от националь­ности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального, имущественного и должностного по­ложения (социальные и культурные характеристи­ки), а также возраста, состояния здоровья, пола, расы (антропологические характеристики)» (7, с. 4-5). Воспользуемся данным определением в нашей статье как рабочим.

В 2001 г. Правительством Российской Фе­дерации была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толера­нтного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)». В нас­тоящее время ее основные положения разви­ваются в региональных программах, посвя­щенных формированию толерантности, она нашла продолжение в Государственной прог­рамме «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», принятой Правительством Российской Феде­рации с целью решения задач по консолида­ции общества, а далее в Стратегии националь­ной безопасности Российской Федерации до 2020 г., реализация которой призвана стать мобилизующим фактором развития нацио­нальной экономики, улучшения качества жиз­ни населения, обеспечения политической ста­бильности в обществе, укрепления националь­ной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспо­собности и международного престижа Рос­сийской Федерации.

Особое внимание в данных документах отво­дится молодежи, т.к. «доказано, что юношеский, в том числе студенческий, возраст, на который приходятся пики в развитии таких качеств, как целеустремленность, решительность, самосто­ятельность, инициатива, а также стремление к самореализации, проявлению своей индивиду­альности, является наиболее сензитивным к ус­воению социально значимых ценностей, а соци­альный облик молодежи — отражением наибо­лее актуальных общественных тенденций. Как следствие, целенаправленное формирование качеств толерантной личности у студентов явля­ется наиболее эффективным по сравнению с другими возрастными группами» (6, с. 3).

По мнению М.А. Ариарского, «решая пробле­мы обеспечения опережающего общекультур­ного развития, целесообразно обратить внима­ние на три глобальные проблемы, которые пос­тавил XXI век:

  • социально значимая задача гармоничного единения знания и веры, их мировоззренческо­го синтеза, возвращение человеку понимания смысла его жизни, веры в свое уникальное предназначение и его знание путей наиболее полной реализации своих креативных потенций;
  • необходимость единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, преодоление их разобщенности, ментальной и мировоззренческой несовместимости, посто­янной угрозы конфронтации;
  • глубокая потребность осознания глубин­ных, ментальных оснований движущих сил раз­вития цивилизации и необходимости активного воздействия на них, равно как на характерис­тики индивидуального и коллективного мента­литета в направлении нравственного, духовно­го прогресса человечества, толерантности, жизнесохранения и жизнесозидания» (2, с. 314—315).

Ключевым фактором развития стра­ны и обеспечения духовного един­ства народа и объединяющих его мо­ральных ценностей, политической и экономической стабильности явля­ется духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России.

Современная инновационная экономика, со­циально-политические преобразования, разви­тие и становление новой культуры требуют ново­го состояния и качества внутренней жизни чело­века, т.к. во многом отего гражданской позиции, мотивационно-волевой сферы, нравственных убеждений, жизненных приоритетов, моральных норм и духовных ценностей непосредственным образом зависят темпы и характер развития как общества в целом, так и государства, и личнос­ти. «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершен­ствоваться есть важнейшее условие успешного развития России», — отмечают разработчики Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (3).

Наиболее системно, последовательно и глубо­ко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сфере образования и в сфере куль­туры, где и развитие, и воспитание обеспечено всеми направлениями деятельности образова­тельных учреждений всех типов и видов, включая вузы культуры и искусств Министерства культуры Российской Федерации, которых в настоящее время на федеральном уровне функционирует 45. «Мировое сообщество уже в полной мере осозна­ло недопустимость и деструктивность образова­ния вне культуры (1, с. 35). В рамках единых ду­ховных ценностей культура сохраняет уникаль­ность субкультур отдельных народов, регионов, социальных групп. Как бы ни прогрессировали культурные коммуникации, самую высокую сте­пень активного включения индивидов в духовное творчество может обеспечить лишь развитая культура конкретной семьи, конкретного окруже­ния, конкретной общности людей» (2, с. 305).

В настоящее время в Российской Федерации созданы и работают различные центры толера­нтности. В Кемеровском государственном уни­верситете культуры и искусств создание Инсти­тута толерантности в начале 2008 г. стало важ­ным шагом в диалоге культур, в развитии нового уровня общественного сознания и современной этической доктрины, претендующих на цент­ральное место «в оси координат XXI века». Яви­лось объединяющим началом для студентов, ученых и преподавателей самых различных дис­циплин в решении проблем формирования толе­рантности. Наш вуз является одним из универси­тетских комплексов Сибири, реализующим сис­тему непрерывного образования в подготовке специалистов высшей квалификации для культу­ры, искусства и образования, известным науч­ным центром в области культурологии, социаль­но-культурной деятельности, библиотечно-ин­формационных технологий и информационной культуры личности.

Основными целями Института толерантности являются не только распространение идей то­лерантности, но и их формирование как состав­ляющей профессионально-личностной культуры и компетенций в сфере культуры и искусств. В связи с этим перед ним поставлены задачи формирования в молодежной среде средства­ми науки, образования, искусства и просвети­тельства культуры толерантных отношений к иным взглядам, убеждениям, духовным, эстети­ческим и национальным ценностям; поддержки инициатив и проектов в области науки, культу­ры, направленных на сохранение и развитие на­учно-творческого взаимодействия Кузбасса с регионами России, странами СНГ, зарубежны­ми странами. При этом особое место отводится учету особенностей нашего региона.

Наиболее важными направлениями деятель­ности института являются гуманитарная, соци­ально-культурная и международная деятель­ность. В рамках первых двух направлений инс­титут решает определенные задачи:

  • организации и осуществления научных ис­следований, реализации проектов и инициатив по формированию толерантности как составля­ющей профессионально-личностной культуры и компетенций в сфере культуры и искусства;
  • развития сотрудничества и координации работы с организациями, занимающимися проблемами формирования установок толера­нтного сознания в российском обществе;
  • организации и проведения тренингов, кон­ференций, семинаров, выставок, фестивалей, арт-проектов, посвященных проблемам межэт­нического, межкультурного и этноконфессионального взаимодействия;
  • формирования фонда учебной, научной и методической литературы по проблемам толе­рантности и др.

В рамках международной деятельности инсти­тут в координации с проректором по творческой и международной деятельности обеспечивает межкультурное сотрудничество и академическое партнерство с зарубежными университетами, учебно-образовательными и научно-исследова­тельскими центрами, с творческими и гуманитар­ными организациями.

Определяя актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания, следует, согласить­ся с М.Е. Мережко, что она (актуальность) «свя­зана с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в под­готовке широкообразованных, высоконрав­ственных людей, обладающих не только знания­ми, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире молодой че­ловек живет и развивается, окруженный множе­ством разнообразных источников сильного воз­действия на него как позитивного, так и негативного характера, которые, безусловно, имеют влияние на не до конца сформировавшуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе высшее образова­ние не гарантирует высокого уровня нравствен­ной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседнев­ном поведении человека его отношение к дру­гим людям на основе уважения и доброжела­тельности к каждому человеку. Константин Дмитриевич Ушинский, великий русский педа­гог, писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только ин­формируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представ­ления о последствиях нарушения норм или пос­ледствиях данного поступка для окружающих людей» (5).

Изменяющаяся в настоящее время система высшего образования и внедрение инновацион­ных технологий предъявляют новые повышен­ные требования к процессу обучения в вузе, к организации воспитательной работы среди сту­дентов и по такому важному направлению как духовно-нравственное воспитание. Изменяются требования к созданию условий для развития и формирования профессиональных компетен­ций и компетентностей студентов, в том числе блоку их коммуникативных компетенций.

Так, например, одной из общих компетенций по новому ФГОС ВПО является способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности, важной общепрофессиональной компетенцией выступает способность организовывать совме­стную деятельность и межличностное взаимо­действие субъектов образовательной среды.

В Кемеровском государственном универси­тете культуры и искусств начали отрабатываться несколько моделей решения проблемы воспи­тания толерантности в студенческой среде, од­ной из которых является система духовно-нрав­ственного воспитания. И здесь в достижении единой цели прослеживается комплексный под­ход, реализуемый в координации деятельности различных организационных структур универ­ситета, перед которыми поставлены разнопла­новые по характеру задачи. При этом одним из наиболее важных факторов в формировании то­лерантных отношений является деятельность Межвузовского совета по духовно-нравствен­ному воспитанию студенческой молодежи вузов Кемеровской области (председатель совета — епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх), понимание и поддержка со стороны органов региональной власти в русле инициатив, исходящих от федерального Центра.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аракелова А.О. Искусству замены нет // Культуре России: Информационно-аналитический сборник. 2012 год. Актуальные задачи духовного возрождения России. — М.: ФГУП «ГИВЦ Минкультуры России», 2012. — С. 283.
  2. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. В двух томах. Т. 1. Методология и методика постиже­ния культуры. — СПб.: Концерт, 2012. — С. 400.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Кон­цепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — С. 26. /moudpoimcl.ucoz.ru>0RKSE/6.pdf (да­та обращения 10.04.2012)
  4. Лихачева Т.И. Формирование толерантности под­ростков в системе воспитательной работы общеобразо­вательных учреждений: автореф. дис. канд. пед. наук:/ Ставропольский гос. ун-т. — Майкоп, 2008. — С. 23.
  5. Мережко М.Е. Анализ проблем духовно-нрав­ственного воспитания студентов вузов // domhors.ru/issue/fik/2011-3-4/merezhko.pdf (дата обра­щения 10.04.2012 г.)
  6. Сухонина Н.В. Формирование толерантности у сту­дентов — участников самодеятельных вокальных кол­лективов в условиях дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук/ Челябинская гос. академия культуры и искусств. — Челябинск, 2009. — С. 24.
  7. Третьякова Е.Н. Толерантность как духовно-нравственное качество личности: автореф. дис. канд. философ, наук / Автономное образовательное учреж­дение высшего профессионального образования «Ле­нинградский государственный университет имени А. С. Пушкина». — СПб, 2011. — С. 25.

Е.Л. КУДРИНА, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Кемерово, Россия