Кудрина Е. Толерантность в системе духовно-нравственного воспитания / Е. Кудрина // Школьная библиотека. – № 6-7. – С. 85-89.
Развитие общественных отношений выдвинуло на передний план вопросы разностороннего развития личности, потребовало осмысления разнообразных факторов в их совокупности и взаимодействии, влияющих на формирование человека. Проблема формирования духовности, гражданственности, нравственности молодёжи, проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение.
Современный период характеризуется множеством новых тенденций развития, включая смену ценностных ориентиров. В последние два десятилетия в России произошли как важные, значимые, позитивные перемены, так и отрицательные, негативные явления, которые неизбежны в период крупных социально- политических и социально-экономических изменений.
Последние оказали негативное влияние не только на гражданское самосознание и общественную нравственность, на отношения людей к обществу и государству, на соблюдение закона и потребности в труде, но и на отношения человека к человеку, особенно в рамках диалога культур.
Смена ценностных ориентиров характеризуется целым рядом различных явлений, среди которых можно отметить:
- нарушение духовного единства общества посредством быстрого демонтажа советской идеологии и поспешного копирования западных форм жизни;
- рост насилия и терроризма, социальные и межэтнические конфликты, напряженная социальная, экономическая, идеологическая обстановка;
- размывание жизненных ориентиров молодого поколения и девальвация ценностей старшего поколения;
- деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок;
- новая «социально-культурная ситуация, которая, в свою очередь, привела к упадку эстетического воспитания детей и молодежи, недоступности ряда ценностей культуры большинству населения страны, распаду успешно функционировавшей в период советской власти системы культурно-просветительной работы, коммерциализации рекреативно-развлекательной сферы» (2, с. 302);
- изменение концепции культурных приоритетов и глобализация в сфере культуры, влияющая на содержательные и формообразующие компоненты культуры, и др.
С точки зрения А.О. Аракеловой, «реализуемые сегодня в нашей стране многообразные реформы всех сторон общественной жизни и государственных институтов в силу своей небывалой динамичности и концентрированности во времени привели российское общество к опасной черте, за которой начинаются опасные процессы — регресс, одичание, превращение общества в толпу со всеми вытекающими последствиями» (1, с. 35).
В связи с этим неким регуляторным механизмом духовно-нравственного воспитания в процессе взаимоотношений людей в социуме, характеризующемся преобразованиями в политической, экономической, культурной жизни России, которые, в свою очередь, обусловливают возникновение относительно новых социально-психологических, нравственно-правовых, национально-религиозных условий деятельности общества и межличностных отношений в нем, может и должна стать толерантность.
«Именно толерантность может и должна стать сегодня действенным регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия» (4, с. 3).
Понятие «толерантность» по смысловой насыщенности является своеобразной этической доктриной современности. Поэтому наряду с принципами демократии, соблюдением прав человека толерантность в настоящее время является руководящим принципом, лежащим в основе образования, воспитания и развития личности, формирования гуманных отношений в обществе. Понятие толерантности возникло в Европе в период Нового времени на религиозном уровне, положив начало всем другим свободам, которые были достигнуты в обществе. При этом следует отметить, что процесс его формирования не закончен до сих пор.
Согласно дефиниции, представленной в Декларации принципов толерантности (1995 г.), толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Значимость и константность толерантности как одного из ведущих принципов, моральных оснований построения человеческих взаимоотношений подтверждают богатство и многообразие мировой культуры.
Термин «толерантность» был введен философами в XVI—XVII вв. и всегда привлекал внимание ученых и исследователей. Проблематика исследований толерантности разнопланова и многообразна. Августин, П. Бейль, Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, Т. Гобс, И.А. Ильин, И. Кант, Кастеллио, Дж. Локк, Д. Мильтон, Монтескье, Н. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В.В. Соловьев, Л.Н. Толстой и др. рассматривают толерантность в своих трудах.
В настоящее время проблема толерантности является одной из наиболее острых и значимых. В Декларации принципов терпимости, принятой ООН в 1995 г., подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. Опираясь на понимание толерантности как исторического права человека и этноса на отличность, непохожесть, инаковость (А.Г. Асмолов), Е.Н. Третьякова определяет содержание толерантности с учетом характеристик духовно-нравственного состояния культуры личности. «Толерантность мы рассматриваем как духовно-нравственное качество личности, выраженное в принятии “другого” как личности, принятии его независимо от национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального, имущественного и должностного положения (социальные и культурные характеристики), а также возраста, состояния здоровья, пола, расы (антропологические характеристики)» (7, с. 4-5). Воспользуемся данным определением в нашей статье как рабочим.
В 2001 г. Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)». В настоящее время ее основные положения развиваются в региональных программах, посвященных формированию толерантности, она нашла продолжение в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», принятой Правительством Российской Федерации с целью решения задач по консолидации общества, а далее в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., реализация которой призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
Особое внимание в данных документах отводится молодежи, т.к. «доказано, что юношеский, в том числе студенческий, возраст, на который приходятся пики в развитии таких качеств, как целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициатива, а также стремление к самореализации, проявлению своей индивидуальности, является наиболее сензитивным к усвоению социально значимых ценностей, а социальный облик молодежи — отражением наиболее актуальных общественных тенденций. Как следствие, целенаправленное формирование качеств толерантной личности у студентов является наиболее эффективным по сравнению с другими возрастными группами» (6, с. 3).
По мнению М.А. Ариарского, «решая проблемы обеспечения опережающего общекультурного развития, целесообразно обратить внимание на три глобальные проблемы, которые поставил XXI век:
- социально значимая задача гармоничного единения знания и веры, их мировоззренческого синтеза, возвращение человеку понимания смысла его жизни, веры в свое уникальное предназначение и его знание путей наиболее полной реализации своих креативных потенций;
- необходимость единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, преодоление их разобщенности, ментальной и мировоззренческой несовместимости, постоянной угрозы конфронтации;
- глубокая потребность осознания глубинных, ментальных оснований движущих сил развития цивилизации и необходимости активного воздействия на них, равно как на характеристики индивидуального и коллективного менталитета в направлении нравственного, духовного прогресса человечества, толерантности, жизнесохранения и жизнесозидания» (2, с. 314—315).
Ключевым фактором развития страны и обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности является духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России.
Современная инновационная экономика, социально-политические преобразования, развитие и становление новой культуры требуют нового состояния и качества внутренней жизни человека, т.к. во многом отего гражданской позиции, мотивационно-волевой сферы, нравственных убеждений, жизненных приоритетов, моральных норм и духовных ценностей непосредственным образом зависят темпы и характер развития как общества в целом, так и государства, и личности. «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России», — отмечают разработчики Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (3).
Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сфере образования и в сфере культуры, где и развитие, и воспитание обеспечено всеми направлениями деятельности образовательных учреждений всех типов и видов, включая вузы культуры и искусств Министерства культуры Российской Федерации, которых в настоящее время на федеральном уровне функционирует 45. «Мировое сообщество уже в полной мере осознало недопустимость и деструктивность образования вне культуры (1, с. 35). В рамках единых духовных ценностей культура сохраняет уникальность субкультур отдельных народов, регионов, социальных групп. Как бы ни прогрессировали культурные коммуникации, самую высокую степень активного включения индивидов в духовное творчество может обеспечить лишь развитая культура конкретной семьи, конкретного окружения, конкретной общности людей» (2, с. 305).
В настоящее время в Российской Федерации созданы и работают различные центры толерантности. В Кемеровском государственном университете культуры и искусств создание Института толерантности в начале 2008 г. стало важным шагом в диалоге культур, в развитии нового уровня общественного сознания и современной этической доктрины, претендующих на центральное место «в оси координат XXI века». Явилось объединяющим началом для студентов, ученых и преподавателей самых различных дисциплин в решении проблем формирования толерантности. Наш вуз является одним из университетских комплексов Сибири, реализующим систему непрерывного образования в подготовке специалистов высшей квалификации для культуры, искусства и образования, известным научным центром в области культурологии, социально-культурной деятельности, библиотечно-информационных технологий и информационной культуры личности.
Основными целями Института толерантности являются не только распространение идей толерантности, но и их формирование как составляющей профессионально-личностной культуры и компетенций в сфере культуры и искусств. В связи с этим перед ним поставлены задачи формирования в молодежной среде средствами науки, образования, искусства и просветительства культуры толерантных отношений к иным взглядам, убеждениям, духовным, эстетическим и национальным ценностям; поддержки инициатив и проектов в области науки, культуры, направленных на сохранение и развитие научно-творческого взаимодействия Кузбасса с регионами России, странами СНГ, зарубежными странами. При этом особое место отводится учету особенностей нашего региона.
Наиболее важными направлениями деятельности института являются гуманитарная, социально-культурная и международная деятельность. В рамках первых двух направлений институт решает определенные задачи:
- организации и осуществления научных исследований, реализации проектов и инициатив по формированию толерантности как составляющей профессионально-личностной культуры и компетенций в сфере культуры и искусства;
- развития сотрудничества и координации работы с организациями, занимающимися проблемами формирования установок толерантного сознания в российском обществе;
- организации и проведения тренингов, конференций, семинаров, выставок, фестивалей, арт-проектов, посвященных проблемам межэтнического, межкультурного и этноконфессионального взаимодействия;
- формирования фонда учебной, научной и методической литературы по проблемам толерантности и др.
В рамках международной деятельности институт в координации с проректором по творческой и международной деятельности обеспечивает межкультурное сотрудничество и академическое партнерство с зарубежными университетами, учебно-образовательными и научно-исследовательскими центрами, с творческими и гуманитарными организациями.
Определяя актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания, следует, согласиться с М.Е. Мережко, что она (актуальность) «связана с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире молодой человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые, безусловно, имеют влияние на не до конца сформировавшуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе высшее образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Константин Дмитриевич Ушинский, великий русский педагог, писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей» (5).
Изменяющаяся в настоящее время система высшего образования и внедрение инновационных технологий предъявляют новые повышенные требования к процессу обучения в вузе, к организации воспитательной работы среди студентов и по такому важному направлению как духовно-нравственное воспитание. Изменяются требования к созданию условий для развития и формирования профессиональных компетенций и компетентностей студентов, в том числе блоку их коммуникативных компетенций.
Так, например, одной из общих компетенций по новому ФГОС ВПО является способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности, важной общепрофессиональной компетенцией выступает способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.
В Кемеровском государственном университете культуры и искусств начали отрабатываться несколько моделей решения проблемы воспитания толерантности в студенческой среде, одной из которых является система духовно-нравственного воспитания. И здесь в достижении единой цели прослеживается комплексный подход, реализуемый в координации деятельности различных организационных структур университета, перед которыми поставлены разноплановые по характеру задачи. При этом одним из наиболее важных факторов в формировании толерантных отношений является деятельность Межвузовского совета по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи вузов Кемеровской области (председатель совета — епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх), понимание и поддержка со стороны органов региональной власти в русле инициатив, исходящих от федерального Центра.
ЛИТЕРАТУРА
- Аракелова А.О. Искусству замены нет // Культуре России: Информационно-аналитический сборник. 2012 год. Актуальные задачи духовного возрождения России. — М.: ФГУП «ГИВЦ Минкультуры России», 2012. — С. 283.
- Ариарский М.А. Педагогическая культурология. В двух томах. Т. 1. Методология и методика постижения культуры. — СПб.: Концерт, 2012. — С. 400.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — С. 26. /moudpoimcl.ucoz.ru>0RKSE/6.pdf (дата обращения 10.04.2012)
- Лихачева Т.И. Формирование толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений: автореф. дис. канд. пед. наук:/ Ставропольский гос. ун-т. — Майкоп, 2008. — С. 23.
- Мережко М.Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // domhors.ru/issue/fik/2011-3-4/merezhko.pdf (дата обращения 10.04.2012 г.)
- Сухонина Н.В. Формирование толерантности у студентов — участников самодеятельных вокальных коллективов в условиях дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук/ Челябинская гос. академия культуры и искусств. — Челябинск, 2009. — С. 24.
- Третьякова Е.Н. Толерантность как духовно-нравственное качество личности: автореф. дис. канд. философ, наук / Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина». — СПб, 2011. — С. 25.
Е.Л. КУДРИНА, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Кемерово, Россия