• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Битянова М. Волшебный кристалл : игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов / М. Битянова, И. Вачков // Библиотека в школе. – 2002. – № 20. – С. 11-12.

Битянова М. Волшебный кристалл : игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов / М. Битянова, И. Вачков // Библиотека в школе. – 2002. – № 20. – С. 11-12.

Задачи игры

Помочь детям осознать различия в их от­ношении к тому, кого они считают близким человеком и кого — чужим.

Дать детям опыт личного проживания си­туации общения с «чужими» и «своими».

Предложить модель конструктивного об­щения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как чужие.

Способствовать развитию чувства эмпатии, принятия человека, не похожего на других.

Дать возможность пересмотреть и изме­нить прежние негативные представления о том, кто воспринимался как чужой.

Структура игры

В действии сочетаются элементы проблем­ного урока (работа творческих групп, груп­повая дискуссия) и сюжетно-ролевой игры. Проблемные ситуации создаются для под­держания у детей игровой мотивации, для работы с понятиями и обобщения игрового опыта. Сюжетно-ролевая игра позволяет организовать проживание детьми драмати­ческих ситуаций.

Участники и ведущие

Игра предполагает участие всего класса (желательно численностью до 30 человек). Она может быть проведена как развивающее психологическое занятие или как особый — сдвоенный — урок под руководством педа­гога. В обоих случаях желательна помощь ас­систента. Им может быть психолог, другой педагог и даже кто-то из родителей учащих­ся. При необходимости игра может быть про­ведена в два этапа, с интервалом в 1-2 дня.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

1. Подготовительный этап

Ведущий заранее готовит помещение для игры: парты и стулья составляются таким образом, чтобы все ученики класса оказа­лись сидящими за четырьмя большими сто­лами (по 5-7 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа учеников в классе). Столы расположены таким обра­зом, чтобы при необходимости все участни­ки могли видеть друг друга. У доски остает­ся свободное пространство.

Ведущий заранее разбивает класс на четы­ре группы. Для деления может быть исполь­зован следующий безопасный и эффектив­ный способ. Детям предлагается разбиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее всего общаться.

Затем каждая группа выдвигает своего предста­вителя для голосования. При голосовании предста­вители вытягивают один из квадратиков: желтый, красный, синий или зеленый. На этом этапе ведущий не объясняет детям, что значит тот или иной цвет, а просто предла­гает сесть за один стол всем группам, вытя­нувшим при голосовании квадратик одина­кового цвета. Для удобства на каждом сто­ле уже должна лежать бумага соответству­ющего цвета. Так образуются группы, при­мерно равные по своему составу. В этих груп­пах каждому ребенку довольно комфортно — рядом с ним друзья, «свои» ребята. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ, возможно в ре­альной жизни практически не общающиеся между собой. Можно сказать — «чужие» друг другу.

После того как все дети разместились за своими столами, ведущий объявляет о нача­ле игры. Хорошо, если в этот момент зазву­чит определенная мелодия, позывные, изме­нится освещение и т.д.

2. «Чужие» и «свои»: работа с поня­тиями

Этот этап выполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной сторо­ны, необходимо заинтересовать детей про­блемой, поставить их в активную позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой стороны — помочь им сформулировать по­нятия: «чужой человек» и «свой человек».

Ведущий. Сегодня мы по­говорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или замечаем, но не пони­маем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит?

Ведущий раздает детям листы бумаги. Лист разделен на три зоны следующим образом.

На доске в столбик написаны слова. Пе­дагог предлагает детям в левой части листа написать слово «свой», в правой — «чужой». Дальше он просит прочитать слова, напи­санные на доске, и переписать их на свои листы: относящиеся к понятию «чужой» — в правую зону, к понятию «свой» — в левую зону. В нижний треугольник нужно вписать слова, которые нельзя однозначно отнести ни к одному из этих понятий.

Примерный список слов

Настороженность

Открытость

Опасность

Спокойствие

Злой

Хороший

Понятный

Непонятный

Близкий

Далекий

Похожий

Иной

Нравится

Не нравится

Дети переписывают слова, по желанию зачитывают то, что у них получилось. По­сле устного обсуждения учитель предлагает каждой группе дать определение понятий «свой человек» и «чужой человек». Определения записываются учителем на листах АЗ и вывешиваются на доску. В конце игры  к ним стоит вернуться.

3. Групповая дискуссия

Ведущий предлагает детям высказать свое мнение по следующему вопросу: «Могут ли все люди вокруг быть своими?» В ходе об­суждения ведущий обобщает точки зрения детей.

Ведущий. Вокруг нас всегда есть люди, ко­торых мы считаем своими, и те, кого мы считаем своими, и те, кого мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. Для этого представим себе одну необычную ситуацию. Мы на время превратимся в гномов.

В этот момент игры необходимо сделать перерыв или динамическую паузу, включив с детей в подвижную игру. Собственно, в ходе этой игры можно и «превратить» детей в гномов.

4. Разминка

Ведущий сообщает, что он станет сейчас волшебником и превратит детей в гномов. Для этого они должны построиться в четыре колонны (необходимо, чтобы в каждой колонне было равное количество детей).

Участники, оказавшиеся в колоннах по­следними, поворачиваются к ведущим (каж­дый из них работает с двумя командами) и получают от них красный, желтый, синий или зеленый кубик, соответствующий цвету команды. Их задача — передать кубик впереди стоящему, «превратив» кубик в какой-либо предмет. Например, покачав кубик в руках, его можно превратить в младенца. Если партнер по команде угадывает, во что превращен кубик, он забирает его и переда­ет следующему, превратив во что-то другое.

Игроки той команды, которая быстрее всех справилась с заданием, первыми полу­чают звание гномов, и ведущий вручает им колпачки соответствующего цвета. Затем колпачки получают остальные команды.

5. Погружение в игровую ситуацию

Ведущий объявляет участникам, что теперь они — гномы. При этом каждый стол пред­ставляет свое «гномье» семейство, обитате­лей Желтой, Красной, Зеленой и Синей гор. В недрах этих гор находятся их подземные города, рудники, мастерские. Там протекает их жизнь. Ведущий раздает гномам каждой горы какой-то особый знак отличия. Самый простой вариант — кружок определенного цвета, который дети прикалывают булавка­ми к воротнику или на рукав. Для большего погружения в игровую ситуацию можно пред­ложить каждой группе придумать название своего царства и перечислить несколько са­мых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся), рассказать о том, как и где они живут, чем занимаются, какие у них осо­бенности. После небольшого обсуждения (не более 7-10 минут) группы представляются друг другу.

Ведущий. Итак, начинается наша исто­рия... Она касается всех жителей ваших царств, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Гном с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Гномом и с тем, какие у него сложились отношения с другими жителями вашей горы. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга, иначе быть не может: у вас же разные цар­ства, разная жизнь. Познакомьтесь со сво­им текстом, пожалуйста.

Ведущий раздает тексты и дает детям время на то, чтобы их прочитать.

Варианты историй

Начало первой истории

Жили-были в огромной Желтой горе гномы. Од­нажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из дале­кой «гномьей» страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попро­сил гномов Желтой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном был странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смысл шуток других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. Другие гномы считали его не­понятным чудаком. Он знал, как к нему относятся, и ничего не пытался изменить...

Начало второй истории

Жили-были в огромной Красной горе гно­мы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой «гномьей» страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Красной горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном оказал­ся очень веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые игры, приключения. Гном знал, что его любят и ценят другие жители горы...

Начало третьей истории

Жили-были в огромной Синей горе гно­мы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из да­лекой «гномьей» страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гно­мов Синей горы приютить его. Те согласи­лись. В большой и дружной семье гномов все считали пришлого Гнома своим и относи­лись к нему очень тепло. Многое ему про­щали. Но маленький Гном всегда чувство­вал, что он не такой, как другие: ему хоте­лось на открытый воздух, в леса. Он тайком писал стихи... Гном чувствовал себя чужим в обществе других гномов...

Начало четвертой истории

Жили-были в огромной Зеленой горе гно­мы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из да­лекой «гномьей» страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гно­мов Зеленой горы приютить его. Те согла­сились. Пришлый Гном очень хотел подру­житься с другими гномами, быть равным партнером в игре и в работе. Но гномы сто­ронились его, старались избегать общения. Он казался им каким-то не таким...

Ведущий предлагает участникам расска­зать друг другу, каким же был их Гном и ка­кие у него были отношения с окружающими.

Ведущий. Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только давай­те мы это сделаем необычным способом — с помощью скульптуры или сценки без слов.

Ведущий просит каждую группу создать скульптуру или разыграть маленькую сцену без слов, которая отражала бы взаимоотно­шения между Гномом и его окружением. Жребием определяется, кому достанется роль Гнома. На подготовку детям дается 5-10 минут. На этом этапе работы детям понадобится организационная помощь ведущего и его ассистентов.

Ведущий просит участников очень внима­тельно смотреть сценки и скульптуры друг друга, подмечать особенности отношений между Гномом и остальными. Ведущий пред­лагает детям высказать свои предположения относительно того, в каком случае к Гному от­носились как к чужому, а в каком — как к сво­ему, и объяснить, почему они так думают.

Такое обсуждение лучше делать после про­смотра двух сценок. После того как все желающие выс­кажутся, ведущий просит представителей групп вслух прочитать свои тексты и подводит итог. Важно обра­тить внимание детей на следующее. В чем проявлялось отношение к Гному как к чужо­му? Почему иногда Гном сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окру­жающие, а иногда ему казалось, что он та­кой же, как все?

После обсуждения ведущий предлагает каждой команде нарисовать своего Гнома на заранее подготовленном листе ватмана и написать под его портретом те качества, ко­торыми он, по их мнению, обладает.

  1. Происшествие в царстве гномов

Поблагодарив участников, ведущий пред­лагает им послушать, что же случилось в их царствах дальше.

Представьте себе, что в вашем царстве хранилось уникальное сокровище — Волшеб­ный кристалл (ведущий кладет на стол каж­дой команде те самые кубики, которые уже использовались в разминке). Этот кристалл обладал удивительным свойством: он превра­щался в руках гномов во все, что они захо­тят. Это очень помогало гномам в самых раз­личных ситуациях... Подумайте и расскажи­те, во что превращали гномы Волшебный кри­сталл и для каких целей?

(Ведущий дает группам время на обсуж­дение и представление друг другу придуман­ных ими уникальных возможностей кристалла: 3-5 минут. Затем его рассказ продолжа­ется.)

Но была у Волшебного кристалла еще одна особенность: он оставался тем, во что его превратили, только пока его касались руки гномов; но стоило оторвать от кристалла ладони, как он снова становился внешне обыч­ным камнем. А если руки не касались его в течение пятнадцати минут, кристалл «за­сыпал», и вернуть его способность к превра­щениям можно было только с помощью осо­бого волшебного порошка, находящегося да­леко-далеко, у Злого Колдуна.

Зная об этом, гномы посменно дежурили, держа ладони на кристалле. Не правда ли, хо­рошее решение?

(Возьмите кристалл в руки и, пока я рас­сказываю, передавайте его друг другу.)

И вот наступило очередное дежурство нашего Гнома. Он шел на него спокойно: не в первый раз. Но дежурить ему выпало ночью, а надо сказать, что в предыдущую ночь ему не удалось поспать, потому что он до утра ловил рыбу в подземном озере. Взяв кристалл в руки, Гном зевнул и стал мечтать о том, какую огромную рыбу он поймал бы, если бы кристалл превратился в лодку и можно было бы заплыть на самую середину озера. Он так размечтался, что и не заметил, как задре­мал... И кристалл выпал из его рук. Лишь че­рез полчаса Гном очнулся. Но было поздно: кристалл потеря! свою способность к превра­щениям.

Очень быстро весть о трагическом проис­шествии разнеслась по всему царству. При­бежали к дому Волшебного кристалла жи­тели, смотрят на Гнома. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реа­гируют на происшествие? Как с Гномом об­ращаются?

Ведущий предлагает группам поставить маленькую сценку и показать, как бы в их царстве жители вели себя с Гномом (учиты­вая все то, что они уже знают про характер этого Гнома и его отношения с окружающи­ми). На подготовку сценок отводится 10-15 минут. На этом этапе работы многим детям понадобится помощь взрослых.

Дети показывают свои сценки, ведущий просит  зрителей внимательно наблюдать за тем, как ведут себя окружающие и сам Гном в этой печальной ситуации в каждом из царств.

Ведущий. Так что же теперь делать? Ведь без Волшебного кристалла жизнь в царстве гномов станет значительно сложней! Хоро­шо бы вернуть его удивительную способность к превращениям! И решили гномы, что спа­сать кристалл должен тот, по чьей вине слу­чилась неприятность, — пришлый Гном.

7. Путешествие за волшебным по­рошком

Каждая команда выдвигает своего Гнома и отправляет его в путешествие, вручив Вол­шебный кристалл.

Ведущий сообщает о том, что Гномы из разных царств, отправившиеся за волшебным порошком, встретились и решили идти вместе. Им предстоит пре­одолеть немало трудностей, чтобы добить­ся своей цели. Гномы разных царств выхо­дят к доске (или на любое другое свободное пространство), знакомятся друг с другом и далее действуют в соответствии со сценари­ем, предложенным ведущим.

Первое задание

Пришли Гномы в большой темный лес. На­ступила ночь. В темноте слышны были стран­ные шумы и шорохи. Какие-то неведомые су­щества бродили по лесу. Гномы не знали, доб­рые они или злые, но на всякий случай решили не привлекать к себе внимания. Они замерли (дети по сигналу ведущего замирают в тех позах, в которых оказались в этот момент) и не должны были шевелиться, что бы ни слу­чилось. И еще: им нужно было оставаться со­вершенно спокойными, чтобы никто из су­ществ, населяющих лес, не почувствовал их пе­реживаний. Поэтому вы. Гномы, не должны ни в коем случае изменять выраже­ние своих лиц...

А вам, жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор, надо подумать и сказать, какие качества должны проявить ваши посланцы (из тех, ко­торыми они обладают), чтобы справиться с заданием?

Ведущий напоминает детям о тех рисун­ках и списках качеств Гнома, которые они готовили несколько раньше. Пока каждая группа обсуждает и предлагает свои ответы, ведущий следит за замершими Гномами: удается ли им оставаться совершенно невоз­мутимыми? Если кто-то из Гномов не выдер­жит — рассмеется или скривится, ведущий может обратить на это внимание жителей царств и спросить: «А как вы считаете, ка­кие черты Желтого (Красного, Синего, Зе­леного) Гнома помешали ему сохранить пол­ное спокойствие?»

Второе задание

Наступило утро. Гномы отправились даль­ше. Добрались они до высоких гор. Шли они по узкой тропке над пропастью и повстреча­ли Свирепого Пещерного Медведя, Огромно­го Коварного Орла, Безобразного Паука и Ядовитую Змею. Сначала Гномы испугались, но эти существа сказали им: «Все боятся нас и видят в нас только ужасное! Может быть, хоть вы скажете, есть ли в нас что-то хо­рошее?»

Обсудите между собой, какие хорошие каче­ства есть у повстречавшихся вам существ.

А вам, жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор, надо подумать и сказать, какие качества должны проявить ваши посланцы (из тех, которыми они обладают), чтобы справиться с заданием?

После того как жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор выскажутся, слово дается Гномам. Они выбирают себе одного из ведь, ни Орел, ни Паук, ни Змея.

Ведущий. Существа, вызывавшие раньше только ужас и неприязнь, обрадовались, что Гномы сумели разглядеть в них положительные качества, и пропустили путешественников.

Третье задание

Итак, долго ли, коротко ли, пришли Гномы на берег широкой и глубокой реки. (Ведущий обозначает двумя веревочками «берега реки», расстояние между которыми должно быть примерно 1,5 метра; в одном месте «река» должна делать поворот почти на 90 градусов.) На другой стороне реки стоял дворец Злого Колдуна. Моста через реку не было. Зато на берегу Гномы-путешественники обнаружили следующие предметы: моток бечевки, надув­ной круг и две доски.

(Все эти предметы ведущий демонстриру­ет участникам игры и кладет на тот «берег», на котором находятся Гномы. Дощечки дол­жны быть одинаковы по длине — чуть мень­ше полутора метров. Иными словами, они должны быть немного короче, чем расстоя­ние между «берегами».)

Вам, Гномы, необходимо найти не меньше трех способов перехода через реку.

Один из способов использования досок для переправы через реку состоит в следу­ющем: первая доска укладывается концами на внешние стороны реки, образуя с берега­ми реки треугольник, вторая — одним кон­цом по центру первой доски, другим концом — на противоположный угол. Выслушав ре­шения, предложенные Гномами-путешествен­никами, ведущий обращается к другим гно­мам — зрителям: «Удалось ли кому-нибудь найти другие способы перебраться через реку?» (На самом деле для этой ситуации есть не менее пяти вариантов перехода, поэтому наверняка предложения последуют.)

Четвертое задание

Гномы пробрались в главный зал во дворце Злого Колдуна и увидели, что пакетики с вол­шебным порошком прикреплены к потолку зала. Достать их почти невозможно. (Паке­тики разных цветов лучше прикрепить за­благовременно на достаточном расстоянии друг от друга; их можно подвесить, привязав к ниткам воздушных шариков, наполненных гелием.) При этом снять четыре пакетика можно только одновременно, иначе волшеб­ство их исчезнет! Что же делать?...Но ведь из Гномов есть Волшебный крис­талл. Он потерял способность к превращени­ям, но с его помощью можно сделать так, чтобы здесь оказались жители царства гно­мов. Позовите на помощь своих товарищей!

Гномы зовут на помощь остальных. Каждый Гном сам решает, в какой форме он это сделает. Группа под­нимает своего Гнома, и по команде Гномы одновременно сдергивают пакетики с волшебным порошком.

Пятое задание

Но рано радовались гномы успеху путеше­ствия! Двери зала захлопнулись. Все гномы по­чувствовали вдруг, что ноги их будто прикле­ились к полу. Что же случилось? Дворец ведь был заколдованным. Чтобы похитители не сумели покинуть дворец, Злой Колдун сделал так, чтобы все обиды, которые накопились у гномов друг к другу, стали тяжелыми, как гири, и не позволили им сдвинуться с места. Единственный способ преодолеть колдовст­во — избавиться от обид. Сейчас каждый из гномов получит листок бумаги и ручку. Если вы хотите освободиться от тяжести обид, накопившихся у вас на одноклассников, вам сна­чала надо написать на листочке слова: «Я оби­жался (лась) на... потому что...»

Пока дети пишут, ведущий и его ассистент в центре комнаты составляют стулья в круг — спинками внутрь. Стульев должно быть на один-два меньше, чем участников.

Ведущий. А теперь подойдите к большому бездонному колодцу, который находится в зале. Подойдите так, будто на ногах у вас тяжеленные кандалы. Хотите ли вы избавиться от своих обид? Хочешь ли ты, Вова? А ты, Петя?.. (ведущий обращается к каждому из детей). Тогда давайте бросим свои обиды в этот бездонный колодец!

Гномы сминают бумажки и бросают их в центр круга, образованного стульями.

Ведущий. Вы чувствуете, что тяжесть исчезла? Вы можете подняться на край колодца и встать над своими обидами! Поддержи­те друг друга, чтобы никто не упал! У вас есть четыре Волшебных кристалла. Пусть Гномы-посланцы встанут рядом и соединят кристал­лы вместе. Теперь вы можете превратить эти кристаллы во что угодно. Но прежде договоритесь, во что вы хотите их превратить, не допуская возвращения обид и ссор!

Дети стоят на стульях и поддерживают друг друга. Они могут, например, превратить кристаллы в самолет или воздушный шар и вместе вернуться в свои царства. Воз­можно, им захочется построить общий дворец.

На этом игра завершается.

8. Групповое обсуждение

Ведущий предлагает участникам выйти из ролей: снять атрибуты, сесть в общий круг, сказать друг другу: «Я не гном, я человек, ученик (ученица) такого-то класса». Возмож­ны и другие процедуры выхода из роли.

В завершение ведущий предлагает участ­никам обсудить такие вопросы:

Какое из заданий игры оказалось самым сложным?

Изменился ли каждый Гном в процессе пу­тешествия? Почему?

Изменилось ли у жителей каждого цар­ства гномов отношение к пришлому Гному?

Возможно ли относить­ся к чужим так, чтобы это отношение никого не оби­жало и не унижало?

В чем особенности тако­го поведения и отношения?

Изменилось ли ваше отношение к поняти­ям «свой» и «чужой»?

 

Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук,

Игорь ВАЧКОВ, кандидат психологических наук

При разработке игры использовались идеи В. ПЕНЬКОВОЙ