• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Битянова М. Встречи во Вселенной : игра на развитие толерантности для старшеклассников / М. Битянова, И. Вачков // Библиотека в школе. – 2002. – № 20. – С. 13-14.

Битянова М. Встречи во Вселенной : игра на развитие толерантности для старшеклассников / М. Битянова, И. Вачков // Библиотека в школе. – 2002. – № 20. – С. 13-14.

  1. Погружение в игровую ситуацию

Участники сидят в кругу. Затемнение. Ве­дущего не видно. Звучит его голос (лучше все­го — через усилитель и скрытые динамики; фо­ном может быть «космическая» музыка).

Ведущий. С начала времен человечество было едино. Это была общность, в которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это быта общность, противостоящая «чужим» — враждебным, злобным, непонятным силам природы. «Они», эти силы, были против людей и против Бога. И у человечества появилось чувство «мы». «Они» и «мы» противостояли. Но человече­ство было еще очень юным. Люди переоцени­ли себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огром­ную башню, чтобы достигнуть неба и дока­зать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным...

Бог наказал человечество: Он смешал язы­ки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они пе­рестали быть единой общностью. И не смог­ли достроить башню. Разбрелись люди по све­ту, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что «мы» — это те, кто рядом. А другие люди, не похожие на нас, говорящие на иных языках, — это «они».

Так люди стати делите друг друга на своих и чужих. Своих любили, защищали, считали луч­шими на свете и достойными лучшей жизни. Чужим не доверяли, а порой их откровенно бо­ялись или унижали — в зависимости от того, кто был сильнее: «мы» или «они».

Шли века. Менялись одежды, вкусы и представления о мире. Но люди по-прежне­му делили всех на своих и чужих. А однажды человечество шагнуло в космос. Шагнуло на­встречу иным мирам, еще не зная, кого оно там встретит: своих, чужих или... или ему вообще придется отказаться от этих поня­тий?

  1. Разминка

Зажигается свет. Ведущий появляется в кругу участников игры.

Ведущий. Уважаемые дамы и господа! По­здравляю вас с успешным окончанием Школы космической навигации. С сегодняшнего дня вы с полным основанием можете считать себя профессиональными астронавтами. Вас ждут увлекательные путешествия к другим мирам. Осталось только выяснить, на какой именно звездолет вы будете распределены. Сейчас мы проведем формирование экипажей звездолетов.

Участники встают в ше­ренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету во­лос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте голоса (после проведе­ния игры проверяется, например, исполнени­ем ноты «ля», произнесением слова «мама»), по другим признакам. При этом ведущий каждый раз четко обозначает, с какой сторо­ны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой — «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено (после 3-4 повто­рений), ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выра­женности выбранного признака.

В каждой образовавшейся группе должно быть 8-10 человек.

  1. Распределение ролей

Ведущий. Итак, экипажи звездолетов сформированы. Теперь вам необходимо рас­пределить между собой обязанности.

Примерный перечень должностей (может быть заранее записан на доске)

Капитан

Первый пилот

Второй пилот

Штурман

Бортинженер

Военспец

Психолог

Специалист по внеземным цивилизациям

Биолог

Врач

Программист

Этот список является условным и при не­обходимости может быть сокращен или рас­ширен. Процедура распределения должно­стей нужна для более глубокого погружения в игровую ситуацию и уточнения ролевой позиции в дальнейших процедурах.

Обсуждение распределения должностей любопытно также с точки зрения особенно­стей складывающихся отношений между участниками игры и выявления лидеров: происходит ли выбор капитана и других «должностей» путем голосования, или каж­дый «назначает» себя сам, возникают ли спо­ры и разногласия по этому поводу между членами экипажа, или все протекает мирно и спокойно.

Кроме того, распределение должностей можно рассматривать как своеобразное социометрическое упражнение, позволяющее вскрыть способность участников к проявлению толерантности.

Ведущий. А теперь придумайте название своему звездолету... Ну что же, попрошу за­нять места в своих звездолетах.

В помещении следует за­ранее обозначить веревка­ми границы «звездолетов» и в каждый из них помес­тить необходимое число стульев.

  1. Проверка совместимости

Ведущий. Экипажи были составлены слу­чайным образом. Вам предстоит совершить долгое и трудное путешествие, в котором огромное значение имеет психологическая со­вместимость участников. Стоит проверить, насколько члены космических экспедиций спо­собны понять и принять друг друга.

Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство цен­ностных ориентаций. Иными словами, к са­мым важным в жизни вещам у людей пример­но одинаковое отношение. Но такое един­ство возможно лишь тогда, когда все хоро­шо знают, как каждый человек из группы от­носится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится. Давайте прове­рим себя, насколько хорошо вы знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из своего экипажа и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые вами, возможно, еще не обсуждались?

Сядьте в круг. Каждый должен взять лист бумаги (пачка уже находится в вашем звездо­лете), положить его горизонтально и разде­лить вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца напишите свое имя и должность на борту. В левом стол­бце напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. В правом столбце — имя человека, сидя­щего справа от вас, также через одного чело­века. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир: за них вы дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

Итак. Сейчас прозвучат вопросы. Их запи­сывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир че­ловека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете себя. Отвечайте кратко и определенно.

Такое условие — отвечать не за ближай­ших соседей, а за сидящих чуть дальше — вызвано желанием оградить участника от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишет сосед на своем листочке.

Ведущему достаточно задать 5-6 вопро­сов. Их содержание может варьироваться в зависимости от половозрастного состава группы и ее интересов.

Возможный перечень вопросов

  1. Ваш любимый цвет?
  2. Ваше любимое мужское имя?
  3. Ваше любимое женское имя?
  4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
  5. Смотрите ли аргентинские и мексикан­ские телевизионные сериалы?
  6. Самая неприятная для вас человеческая черта?
  7. Самое ценное для вас человеческое качество?
  8. Ваше любимое времяпрепровождение?
  9. Книги какого жанра вы предпочитаете?

После завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить результа­ты и подсчитать количество совпавших ответов. Итоги подводятся во время общегруппового обсуждения.

Нетрудно заметить, что указанные во­просы подразумевают достаточно широкий спектр вероятных ответов, а не банальную альтернативу «да — нет». Здесь сложно про­сто угадать ответ, как в лотерее. Приходит­ся подумать, вчувствоваться в другого че­ловека. Однако может найтись несколько удивительно проницательных участников, умудрившихся осуществить «стопроцент­ное попадание». Нужно обсудить, как им удалось добиться этого, на чем основыва­лись их предположения, что именно подска­зало им правильные ответы. Но если даже совпадений немного, члены группы приоб­ретают много необычной информации друг о друге, становятся ближе и понятней друг другу, получают опыт «вхождения в мир другого».

  1. Планета Чужих

Ведущий. Двигатели звездолетов зарабо­тали, и через несколько минут только корот­кие вспышки в небе напоминали земным наблю­дателям о кораблях, отправившихся в даль­ние галактики на поиски новых миров... Мар­шруты у космических экспедиций были раз­ные, но разве можно предсказать все возмож­ные повороты судьбы? Может быть, им еще предстоит встретиться на каких-то звезд­ных перекрестках?

...После многих дней пути среди сверкающих звезд вы увидели голубоватый шар не­изведанной планеты. На звез­дных картах эта планета обозначена коротко: «Плане­та Чужих».

Первое задание

Ведущий и его ассистент передают экипа­жам большой лист ватмана и краски (или фломастеры).

Ведущий. Представьте, как может выгля­деть Планета Чужих? Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут?

Чем занимаются? Нарисуйте на листе Пла­нету Чужих и ее жителей и расскажите о ней. Время на подготовку — 20 минут.

Спустя указанное время каждая из экспе­диций рассказывает коллегам об этой пла­нете и ее обитателях.

Второе задание

Ведущий. Следующее задание — индивиду­альное. Возьмите листочек бумаги. Раздели­те его вертикальной чертой. Над левым стол­биком подпишите «Я». Над правым «Чу­жой». В левом столбце напишите 5-7 самохарактеристик (прилагательных и суще­ствительных). А в правом — черты челове­ка, которого можно рассматривать как ва­шего антипода, то есть полностью проти­воположного вам.

Третье задание

Выполняется под спокойную инструмен­тальную музыку.

Ведущий. Постарайтесь как можно ярче представить своего антипода. Как он выгля­дит... двигается... говорит... о чем он дума­ет и мечтает... А теперь попробуйте рас­сказать о внутреннем мире такого человека. Напишите окончания этих фраз от лица сво­его антипода:

Он часто думает о...

Он чувствует себя...

Раньше он часто...

В будущем ему...

Ему не нравится...

Иногда он мечтает...

Он очень хотел бы...

Он любит...

Он боится...

Он иногда вспоминает...

Эти фразы лучше заранее написать на дос­ке или планшете. Неплохой вариант — за­готовить специальные бланки с незакончен­ными фразами по числу участников.

Четвертое задание

Ведущий. Каждый экипаж звездолета че­рез 15 минут должен будет представить обобщенный портрет антипода. Для этого членам экспедиции необходимо сначала обменяться списком черт, написанным в правой колонке, найти общие для всех и выписать их на отдельный листок. Затем нужно сравнить варианта окончания фраз от своих антиподов и также найти совпадения.

После выполнения этого задания экипажи представляют полученные результаты другим. Ведущий выносит на обсуждение следующие вопросы:

Много ли обнаружилось совпадений в порт­рете антипода?

В чем сходство антиподов?

Часто ли вам приходилось встречать в жизни людей, обладающих такими чертами?

Встречаются ли такие характеристики, с помощью которых один участник описыва­ет себя, а другой — своего антипода?

Возможно ли детально описать человека, который был бы антиподом для всех?

  1. Планета Своих

Ведущий. После того как вы покинули Пла­нету Чужих, некоторое время не происходи­ло ничего. Только молчащий космос, усеянный ярко горящими звездами, окружал вас. Но скоро в иллюминаторах появилась новая пла­нета. «Это Планета Своих», — сообщил ка­питан.

Ведущий и его ассистент снова передают экипажам большой лист ватмана и краски (или фломастеры).

Ведущий. А теперь представьте себе, как может выглядеть Планета Своих? Кто ее на­селяет? Каковы местные жители? Как они живут? Чем занимаются? Нарисуйте на лис­те Планету Своих и ее жителей и расскажи­те о ней. Время на подготовку — 20 минут.

Спустя указанное время каждая из экспе­диций рассказывает коллегам об этой пла­нете и ее обитателях.

  1. Планета, похожая на Землю

Первое задание

Ведущий. Ваш звездолет покинул Планету Своих и стартовал навстречу новым приклю­чениям. Звездные миры сменяли один другой. Чернота безмолвного космоса не пугала от важных путешественников. И вот однажды вы прибли­зились к планете, о которой было известно только то, что она — такая же, как Земля. Представьте себе, как может выглядеть эта планета? Кто ее населяет? Каковы местные жители? Как они живут? Чем занимаются? Как они отнеслись к вам? Нарисуйте планету и ее обитателей и расскажите о ней. Поведайте также о том, что вы делали на этой планете. Время на подготовку — 20 минут.

Спустя указанное время каждая из экспе­диций рассказывает коллегам об этой пла­нете и ее обитателях.

Участниками пройден важный этап игры. Необходимо подвести итоги. Ведущий, на­поминая участникам о проделанной работе, обобщает результаты. Важно, чтобы ребята осознали, что они вкладывают в понятия «свой» и «чужой», какой видят собственную планету, собственную жизнь.

Второе задание

Ведущий. Ваш звездолет уже собирался стартовать с планеты, как вдруг выяснилось, что неподалеку стоит еще один земной ко­рабль (или два корабля, если в игре участву­ют три команды), прибывший на эту плане­ту независимо от вас. И одновременно при­шло сообщение с Земли.

Я зачитываю текст: «Всем земным звез­долетам! Экстренное сообщение! Поступи­ла информация, что один из космических ко­раблей с Земли и его экипаж на самом деле — инопланетяне, изменившие свой облик и со­здавшие точные копии землян и их звездоле­та. Об этой расе инопланетян ничего не из­вестно. Их намерения, планы, образ мыслей не изучены и не определены. Будьте предель­но осторожны и внимательны!»

А теперь я вручу всем экипажам карточ­ки, на которых будет написано, являются ли они пришельцами, выдающими себя за землян, или остаются самыми обычными земными ас­тронавтами.

Ведущий вручает капитанам звездолетов карточки, на всех написан одинаковый текст: «Вы — настоящие земляне!» Содержание карточек остается неизвестным членам других экипажей.

Ведущий. В каком же из звездолетов эки­паж состоит из инопланетян? Земляне не мо­гут улететь, пока не выяснят это. Как это сделать? Возможно, станет неизбежным во­оруженное столкновение. Кто знает, что в головах этих чужаков! В этом случае воз­никает вопрос о том, кто начнет первым, то есть на кого ляжет ответственность за раз­вязывание военного конфликта.

Впрочем, еще остается возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и, чтобы высказать свои предложения, необхо­димо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: нет уверенности в том, что в другом ко­рабле — земляне. Вдруг там враждебные чужа­ки, которые могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить нас, землян!

В этой ситуации вам при­дется решать, как посту­пить, совершив десять ходов. На каждом ходу вы должны сделать выбор: либо выйти наружу, либо открыть огонь. Есть правило, действующее в космосе: на переговоры выхо­дят со специальными аккумуляторами энер­гии, которые являются обязательными ат­рибутами установления отношений и дарят­ся противоположной стороне. С помощью этих аккумуляторов пополняются энергети­ческие запасы звездолетов. В случае взаимных подарков каждый экипаж может приобрес­ти незначительное количество дополнитель­ной энергии особого вида (на разных звездо­летах типы аккумуляторов и хранимой энер­гии несколько различаются, поэтому при об­мене выгодно получить тот вид энергии, ко­торого на данном корабле недостаточно). Условно обозначим это количество получа­емой энергии 3 баллами. Если вы выходите на переговоры, а ваши партнеры открывают огонь, то вы теряете свои аккумуляторы (и 5 баллов), а партнеры (вернее сказать в этом случае — противники) просто-напросто за­бирают военный трофей! и получают соот­ветственно 5 дополнительных баллов.

За две минуты, отводимые на каждый ход, команды должны принять решение. Если решение за это время не принято, команда штрафуется на 3 балла (дело в том, что в результате задержки аккумуляторы разря­жаются).

Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руку «против», то за каж­дого из них команда теряет 1 балл. Это свя­зано с тем, что проголосовавший «против» член экипажа пропускает ход и, следователь­но, лишает свою команду той части энергии, которая имеется лично у него. Решение ко­манд я буду сообщать вам после каждого хода. Побеждает тот экипаж, который после десяти ходов наберет максимальное количество баллов. В процессе игры два раза произойдет удвоение баллов. В соответству­ющее время я вам об этом сообщу.

Ведущий вручает капитанам каждой из команд две карточки: одна является справоч­ной, помогающей участникам подсчитывать получаемые или теряемые баллы, а вторая нужна для записи результатов каждого хода. Если экипажей более двух, то идет игра каж­дого с каждым.

Содержание первой карточки достаточно ясно: если обе команды начинают военные действия, они теряют по 3 балла; если ка­кая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погибшие ли­шаются 5 баллов, а меткие стрелки по пар­ламентерам приобретают также 5 баллов; если же представители обеих цивилизаций решат провести переговоры, то и те и дру­гие получают по три балла.

Во второй карточке представители каждо­го экипажа фиксируют решения, принимае­мые командами, и текущие результаты. Та­кая же карточка имеется у ведущего.

Первая карточка

1-й экипаж

2-й экипаж

Баллы 1-го экипажа

Баллы 2-го экипажа

Открыть огонь

Открыть огонь

-3

-3

Открыть огонь

Выйти наружу

+5

-5

Выйти наружу

Открыть огонь

-5

+5

Выйти наружу

Выйти наружу

+3

+3

Вторая карточка

№ хода

Решение, принятое 1-м экипажем

Решение, принятое 2-м экипажем

Баллы 1-го экипажа

Баллы 2-го экипажа

1

           

2

           

3

           

4

           

5

           

6

           

7

           

8

           

9

           

10

           

Итоговые результаты

В процессе принятия решений может про­исходить бурное обсуждение, накал которо­го возрастает от хода к ходу. Ведущий «кур­сирует» между командами и внимательно на­блюдает за тем, каким образом каждый раз принимается решение. Следует на каждом ходу уточнять: все ли согласны со сделан­ным выбором? Есть ли те, кто категориче­ски против?

На втором-третьем ходу у игроков могут возникнуть вопросы: «А отрицательные бал­лы засчитываются? А выиграет ли та коман­да, у которой меньше отрицательных бал­лов?» Ведущему следует пояснить, что попа­дание в «минус» не может означать выигрыш. Только накопленные баллы ведут к победе. Нужно добавить, что увеличение отрицатель­ных очков означает не только потерю лично­го состава звездолета, но и потерю энергии, которая необходима для полета космическо­го корабля. Чем больше «минусов», тем мень­ше шансов, что вообще удастся взлететь с планеты. Указанные заявления ведущего вы­ступают фактически в роли подсказок игро­кам. Но вполне вероятно, что они не всеми будут услышаны и учтены.

Удвоение баллов (об этом объявляется участникам перед началом очередного об­суждения хода) удобно делать на четвертом - и восьмом ходу. Однако ведущий может сде­лать это и в иные моменты, исходя из скла­дывающейся игровой ситуации.

Примерно к середине игры, а то и раньше, в обеих командах начинают звучать обви­нения в адрес соперников в коварстве, аг­рессивности, злобности. Когда страсти до­стигают критической величины, ведущему есть смысл вмешаться и предложить капи­танам звездолетов молча встать и посмот­реть на представителей другого экипажа, после чего вернуться на свое место. Смысл этой процедуры достаточно ясен: ведущий пытается намекнуть обоим капитанам, что в другом звездолете не рассвирепевшие мон­стры с другой планеты, а хорошо знакомые ребята. Иногда это помогает продвинуться на пути к конструктивности.

Ход рассуждений каждой команды и резуль­таты игры становятся окончательно ясными после десятого хода, когда игроки подводят в своих бланках итоговый баланс. К сожалению, часто результаты оказываются плачевными: у команд имеются только отрицательные бал­лы. Фантазия рисует мрачный пейзаж неизве­стной планеты: кратер, усеянный останками астронавтов; два космических корабля, закоп­ченные, разбитые, дымящиеся; оставшиеся в живых, не способные даже покинуть планету, мрачно наблюдают друг за другом.

Обсуждение этой игры имеет чрезвычай­но большое значение — особенно если никто не играл.

Когда игроки усаживаются в общий круг, эмоции вырываются наружу с новой силой. Ведущему следует дать возможность всем членам группы сказать о своих чувствах (важно только не свести высказывание чувств к вза­имным обвинениям), чтобы затем можно было перейти к разбору игры и ее конструк­тивному анализу. Здесь от ведущего потре­буется все его хладнокровие и умение поме­шать развитию конфликта по деструктивно­му пути. Ведь если команды проиграли, то чувство неудовлетворенности испытывают все, и хочется — естественно! — обвинить в неудаче своих соперников. Однако именно в этот момент в группе обычно появляются проблески понимания. Ведущему нужно удержаться от соблазна «ткнуть носом» уча­стников в причины происшедшего. Они дол­жны сами прийти к инсайту.

Ситуация общего проигрыша очень показательна: отрицательные баллы у команд однозначно говорят об ошибочности вы­бранной стратегии. Если найдется хотя бы один человек, осознавший невыгодность обмана и недоверия к партнерам и увидев­ший путь конструктивного взаимодействия, основанного на доброжелательности и до­верии, то ведущий должен обязательно пре­доставить ему возможность сказать главные слова в дискуссии.

Замечательно, если в результате обсужде­ния участники придут к более глубокому, прочувствованному пониманию достаточно тривиальной истины: кроме игры против кого-то, когда мой выигрыш — это обяза­тельно проигрыш другого, есть игры, когда выиграть можно только вместе. Даже в биз­несе, где, казалось бы, царит «закон джунг­лей», можно добиться большего, выбирая стратегию на общий выигрыш.

Ведущий может покаяться в провокацион­ности инструкции и установок, но ведь и они могли бы быть поняты иначе! Кроме того, в условиях игры уже была скрыта подсказка: ведь неизвестно точно, кто в соседнем звез­долете — земляне или пришельцы.

Эта игра, базирующаяся на принципе, за­ложенном еще в знаменитой «Дилемме уз­ника», удивительным образом доказывает средствами и математики, и логики, и пси­хологии, что стремление к компромиссу и сотрудничеству является куда более выиг­рышным, чем желание «урвать» больше со­перника. Для подростков это будет непло­хой урок цивилизованности, особенно ко­гда выяснится, что во всех звездолетах были земляне.

  1. Возвращение на Землю

Ведущий. Космическое пу­тешествие закончилось. Звез­долеты устремились к Земле. Однако когда они сели на род­ной планете, капитаны полу­чили следующее сообщение: «Прежде чем вам будет разрешено покинуть звездолеты, до­кажите, что вы действительно настоящие земляне, а не пришельцы, принявшие облик членов экипажей». Таким образом, вам необ­ходимо доказать, что вы свои!

Каждая команда предлагает свой вариант доказательства. За плечами участников — непростой путь. Они уже столкнулись со сво­ими и чужими, пережили драму выбора. За­ранее трудно предсказать, как они отнесут­ся к предложенной ситуации. Замечательно, если к этому моменту сама идея деления людей на своих и чужих будет им неприят­на. Однако необходимо принять любой ва­риант, который выберут подростки.

Ведущий от лица землян разрешает участ­никам покинуть корабли.

  1. Обсуждение результатов

Ведущий предлагает всем вернуться в об­щий круг.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

Изменились ли ваши представления о своих и чужих в процессе путешествия? Почему?

Какие новые качества удалось найти в са­мом себе? А в своем антиподе?

Изменилось ли ваше отношение к тем, кого вы называете?

Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение никого не обижало и не унижало?

В чем особенности такого поведения и от­ношения?

Изменилось ли отношение к понятиям «свой» и «чужой»?

Есть ли альтернатива делению людей на своих и чужих?

Согласны ли вы с утверждением, что нет своих и чужих, потому что каждый уника­лен и этим ценен?

  1. Завершение

Участники сидят в кругу. Затемнение. Ве­дущего не видно. Звучит его голос (лучше всего — через усилитель и скрытые динами­ки; фоном может быть «космическая» му­зыка).

Звучат те же слова ведущего, что и в нача­ле игры. Но со слов «Шли века...» текст зву­чит следующим образом:

«Шли века. Проходили тысячелетия. И вот наконец деление на своих и чужих стало вче­рашним днем человечества. Люди научились понимать, что язык, цвет кожи, разрез глаз, обычаи и одежда могут быть разными у раз­ных народов. Но каждый народ одинаково чувствует боль утраты и сладость любви. И кровь у всех одного цвета. И у каждого народа есть свои герои и свои подлецы. Есть Человек. И есть его «Я». Человек может быть добрым и порядочным, а может быть агрессивным и безнравственным. Он может быть умен или глуп, богат духовно или ограничен в своих интересах. Каждый человек уникален. Он не свой и не чужой. Он другой. И он имеет право быть собой».

Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук, Игорь ВАЧКОВ, кандидат психологических наук

При разработке игры использовались идеи В. ПЕНЬКОВОЙ