Томашева Е. Заняться краеведением еще не поздно! / Е. Томашева // Школьная библиотека. – 2007. – № 3. – С. 47-54.
Статья адресована в первую очередь библиотекарям, учителям, воспитателям, краеведам — тем, кто хотел бы внести собственный вклад в процветание и возрождение новой России, в воспитание нынешнего поколения, всем тем, кто хочет сделать собственную жизнь и жизнь детей ярче, насыщеннее, интереснее, кто хочет реализовать в себе и детях творческий потенциал, любовь и умение работать с книгой и информацией, любовь к чтению, кто хочет подарить себе радость общения с единомышленниками и общественное признание.
Это сжатый анализ того, как развивается краеведческая работа с детьми в сегодняшних новых реалиях и что в ней интересного, с какими проблемами придется столкнуться. Автор выражает уверенность, что этот материал может помочь всем желающим в определении собственных направлений и форм краеведческой работы с детьми, в поиске единомышленников.
Редакция ждет ваших вопросов, откликов, материалов по затронутым проблемам.
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ
Специалисты относят возникновение «детского краеведения» к XII веку, когда в 1128 году близ города Полоцка первая русская святая библиотекарь Ефросинья Полоцкая основала женский и мужской монастыри с учебными и школьными библиотеками, помогавшими в изучении основных предметов, среди которых были также природоведение и история. При изучении истории особое место уделялось истории Полоцкой земли и всего восточного славянства. В вышедшей недавно книге Т.Н. Сомовой «Краеведческая деятельность детской библиотеки» прослеживаются основные вехи этого направления в России (1).
Одним из первых, кто предпринял попытку научных исследований в области краеведения в России, был М.В. Ломоносов, составивший краеведческую анкету по изучению различных городов России и привлекший к исследованию природных богатств Кольского полуострова местное население, включая детей.
В трудах известного русского просветителя Н.И. Новикова, в педагогическом наследии К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, известных русских библиографов, изучавших детскую литературу, раскрываются патриотические идеи родиноведения и отчизноведения, оформившиеся затем в самостоятельные учебные курсы.
Особенно активно эти идеи претворяются в жизнь в педагогике и библиографии, начиная со второй половины XIX века. В одном из первых крупных библиографических пособий для родителей, воспитателей и наставников юных читателей указателе Ф.Г. Толля «Наша детская литература» (1862) автор придает особое значение чтению детьми книг о различных местностях России, выделяя специальный отдел «Отчизноведение». «Россию должен знать вдоль и поперек всякий пятнадцатилетний русский мальчик прежде, чем он возьмет в руки первую книгу Германии или Франции», — пишет он, обращаясь к воспитателям. И продолжает: «Изучение сначала родной местности, а потом Отечества во всех отношениях должно быть исходом всякого рационального образования» (2).
Краеведение в России XX века претерпело значительные изменения: из описательного оно превратилось в средство активного вмешательства в народнохозяйственную и культурную жизнь края, оно перестало быть уделом чудаков-одиночек, а приобрело коллективный характер, значительно расширилось по проблематике. Оно рассматривалось и как метод, и как общественное движение, и как учебная дисциплина. Сегодня это всестороннее изучение родного края преимущественно силами местного населения. Основополагающими фундаментальными сочинениями, определяющими цели и содержание краеведческой работы с детьми сегодня, являются статьи и книги В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева, С.О. Шмидта.
ПАТРИОТИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Сложность постперестроечного периода в жизни России, связанного с первоначальным этапом капитализации и вытекающими из этого негативными последствиями для миллионов людей, с отсутствием внятно сформулированных целей развития нашего общества и в то же время с пониманием необходимости и важности национального возрождения России, постоянно будоражит общественную мысль, заставляет искать выход из тупика.
Предложенная сегодня государственная долгосрочная программа патриотического и гражданского воспитания, второй этап которой — «Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 годы» — один из путей национального возрождения России. Эта проблема тесно увязывается с формированием моральных и нравственных ценностей, национального достоинства россиян. Поэтому формирование патриотизма сейчас все чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России.
Реализация программы немыслима сегодня без активной краеведческой деятельности школ, детских библиотек, внешкольных учреждений — всех, кто так или иначе связан с детством Краеведение способно придать ей личностный характер и внести в работу ту необходимую душевную ауру, которая находит отклик в сердцах людей, поскольку оно поднимает не отвлеченные, а конкретные темы, близкие каждому, кто живет в крае.
Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал великий русский педагог В.А. Сухомлинский: «Самое главное в нашем деле — чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава — чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека.
Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души — вот в чем высокая цель воспитания» (3).
КРАЕВЕДЕНИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРЕ
Новые реалии, в которых развивается сегодня краеведение, это — глобализационные процессы, происходящие в мире и непосредственно касающиеся России.
Многочисленные публикации и выводы ученых о возможных катастрофических последствиях для России идей неоглобализма еще недостаточно изучены правящей российской элитой. Неразработанными являются и особенности решения проблем патриотического, гражданского воспитания, краеведческой работы в целом на пути к глобальному обществу (4).
Идеология неоглобализма — новой формы глобализации, возникшей в начале XXI века, — предусматривает процветание и экономическое развитие США и развитых стран Западной Европы за счет стран третьего и даже четвертого мира, к которым отнесена и Россия (страна третьего мира). Такие страны рассматриваются в роли сырьевых придатков, дешевой рабочей силы и мест для складирования промышленных отходов. В этих условиях государство по сути теряет свой суверенитет, народ оболванивается, истинные духовные ценности подменяются фальшивыми, сознание людей деформируется.
В условиях глобализации особую остроту приобретают вопросы сохранения национальной самобытности и культуры, фольклора, изучения родной литературы, истории, — как русской, так и народов России, что особенно важно в нашем многонациональном государстве.
Чувство ответственности за страну, любовь к труду, приверженность высоким духовным ценностям и нравственным идеям, культура личности, толерантность по отношению к представителям различных религиозных конфессий — вот что актуально сегодня в краеведческой работе. Задачи библиотек, в том числе детских и школьных, — найти литературу и предложить формы работы, которые бы не только привлекли внимание и дошли до сердца каждого читателя, но и позволили ему выразить и утвердить себя как личность. В этой работе особо важна позиция того, кто руководит краеведческой работой, его готовность к этой деятельности.
Наблюдается, к сожалению, инертность по отношению к краеведению отдельных учителей, воспитателей, родителей, библиотекарей, что передается и детям. Заведующая кафедрой педагогики начального обучения и воспитания (Пермский ГПУ) кандидат педагогических наук доцент Н.А. Князева, подводя итоги исследованию «Патриотическое воспитание детей младшего возраста средствами краеведения», которое кафедра ведет уже 20 лет, отмечает, что многие учителя не осознают важности патриотического воспитания, не владеют методикой такой работы. На вопросы «Актуально ли патриотическое воспитание?», «Занимаетесь ли вы им?» получены ответы педагогов:
- «Наша школа занимается другой темой» (?!!!)
- «Наша школа работает по системе Занкова (или Эльконина-Давыдова), там нет указаний, что надо заниматься патриотическим воспитанием».
Почему нужны какие-то указания? А веление сердца?
- «Мы не знаем, как это делать»
- «Если заставят, то будем делать» (5, С. 42)
Следствием подобного отношения к краеведческой деятельности является то, что учащиеся-подростки не всегда верно или слишком узко понимают само лексическое значение слова «патриот».
По наблюдениям учителей Красноярского края, 14, 5 % учащихся рассматривают его как бережное отношение к природе, а 11,1% — только как уважение к ветеранам Великой Отечественной войны (6).
Не все детские библиотеки работают по этому важному направлению. Мешает профессиональная неподготовленность к такой работе, требующей эрудиции, энциклопедических знаний, научных навыков, организаторских способностей, умения работать с людьми, личного интереса, убежденности, популяризаторских навыков и других качеств, не говоря уже о знании детской литературы и детского читателя.
В недавно вышедшей интереснейшей книге доктора педагогических наук, профессора А.В. Соколова «Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией» (7) автор размышляет о готовности будущей гуманитарной интеллигенции решать судьбу России в наступившем столетии, ведя диалог со студентами гуманитарных вузов Санкт-Петербурга и провинции.
Оценивается морально-нравственная атмосфера в современной России, дается новаторская трактовка феномена интеллигентности, подробно обсуждаются уровень интеллигентности, культурный багаж, ценностные ориентации, политические и гражданские позиции современной молодежи.
Исследователя волнуют вопросы, будоражащие все наше общество: выживет ли Россия? Каким будет ее будущее? Сумеем ли мы не потерять молодое поколение? Особое внимание уделено патриотическим настроениям в молодежной среде.
Собран богатейший материал на основе опросов, тестирования, анализа письменных работ студентов («писем из будущего»), использования метода case study (исследования частных случаев, относящихся к классу феноменов), рисующий многоликий портрет современного молодого поколения, знакомство с которым небезынтересно для всех, кто имеет с ним дело. В этом плане работа А.В. Соколова интересна не только специалистам высшей школы и студентам, но и всем тем, кто занят образованием и воспитанием детей. Отвечая на поставленный вопрос, автор говорит о новом поколении интеллектуалов, приходящих на смену советской интеллигенции, своем отношении к этому поколению и его возможной реформации в будущем, делая в целом оптимистичные прогнозы.
НОВОЕ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Демократические процессы, происходящие в российском обществе, вдохнули новую жизнь в краеведение, повысили его значимость, способствовали оживлению краеведческой деятельности. У государственных учреждений, занятых краеведением, появилась возможность в выборе новой и интересной проблематики, в доступе к ранее закрытой информации, в беспрепятственной публикации результатов краеведческой деятельности, в широком распространении новых знаний в этой области, в использовании результатов деятельности, в их практическом внедрении.
Положительные изменения произошли в школьном краеведении: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс.
Нельзя не отметить ведущую роль местной интеллигенции в краеведческой деятельности, а также активное включение в нее представителей других слоев нашего общества.
Неслучайно сегодня снова заговорили об общественном характере краеведения. Повсеместно открываются новые краеведческие музеи, в том числе в школах и детских библиотеках, проводятся региональные научные краеведческие конференции. С 2006 года Русской школьной библиотечной ассоциацией издается новый журнал «Юный краевед», взявший на себя задачи помогать в организации краеведческой работы.
Особенно хотелось бы отметить ведущую роль библиотек в активизации краеведческой деятельности во многих регионах, в интеграции интеллектуальных и научных ресурсов края в этой деятельности, в возрождении лучших традиций духовной жизни России в целом. Успешная краеведческая работа создает положительный имидж библиотек в глазах населения, поднимает их престиж в обществе, укрепляет связи с общественностью, повышает качественный уровень работы за счет привлечения и использования новых форм и видов деятельности — музейных, поисковых, творческих и др., расширения круга лиц, привлекаемых к сотрудничеству в краеведческой работе.
Немало хорошего можно сказать о работе детских библиотек в области краеведения. Это направление их деятельности заслуживает сегодня детального научного исследования. В нем появились новые акценты, краеведческая деятельность приобрела поисковый и творческий характер, краеведческие знания стали активно распространяться.
В краеведческую работу с детьми сегодня пришли новые темы: церковное краеведение, русский усадебный быт, много внимания уделяется этнографии, топонимике, местному фольклору, записям рассказов старожилов и участников событий, краеведческие поиски нередко соседствуют с генеалогическими.
На местах сегодня наблюдается оживление издательской деятельности: выходят интересные книги, периодические издания, пишутся и издаются учебники для школ, краеведческие энциклопедии.
Следует особо отметить вклад детских библиотек в издательскую деятельность по краеведению. В составлении библиографических пособий для детей участвуют сегодня не только областные и республиканские библиотеки, но и городские, поселковые и даже сельские. Значительно расширилась проблематика публикаций, появились новые интересные формы книжных и электронных изданий.
Так, совсем недавно увидела свет первая краеведческая энциклопедия для детей младшего возраста «Вятская азбука», подготовленная сотрудниками библиографического отдела Кировской областной детской библиотеки им. А.С. Грина (8). Она составлена на основе изучения краеведческих запросов читателей с учетом школьной программы. Ее тысячный тираж разошелся за несколько месяцев. Несмотря на то, что издание адресовано детям младшего возраста, для которых совсем нет краеведческой литературы, книга пользуется спросом и у старшеклассников. В дополнение к «Вятской азбуке» библиотека подготовила еще одно издание — рукописную книгу работ читателей, выполненных в ходе осуществления краеведческой программы библиотеки. Центральной городской детской библиотекой города Чебоксары создана градоведческая энциклопедия «Чебоксары — жемчужина Поволжья» (9).
Усилиями краеведов в г. Орле найдена и впервые переведена на русский язык и издана книга сказок для детей И.С. Тургенева, опубликованная в 20-е годы прошлого века во Франции и до настоящего времени неизвестная русскому читателю. Среди интересных краеведческих изданий последних лет, подготовленных детскими библиотеками, можно назвать справочное пособие для старшеклассников, студентов и преподавателей Липецкой областной детской библиотеки «Духовный мир Бунина» (Липецк, 2000) и книжку-игрушку этой же библиотеки для учащихся 3-6 классов «Это наш город, здесь мы живем. Памятные места Липецка» (Липецк, 2004), справочник «Ивановские персоналии. Знаменитые места в истории Ивановского края» (Иваново, 2003), сборник детских творческих работ «Сочиняем, переводим, рисуем» Центральной городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина города Санкт-Петербурга (СПб., 2004), библиографический очерк «Очарована, околдована» к 100-летию со дня рождения Н.А. Заболоцкого (Чебоксары, 2003), библиографический указатель «Сахалинские писатели — детям» (Южно-Сахалинск, 2002) и многие другие (см. также: 10). В Перми постоянно выходит журнал детского литературно-художественного творчества «Родничок», учредителями которого являются Пермская областная детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, Пермская благотворительная компания «Детство-2» и Пермское отделение Российского фонда мира. Во многих областных детских библиотеках созданы краеведческие сайты, издаются CD-ROM по творчеству местных писателей (Санкт-Петербург, Пермь).
Краеведческая тема в республиках России органично включается в работу по сохранению национального культурного наследия. Изучается сводный репертуар изданий и публикаций для детей на русском и на родном языке. В этом плане интересны недавно завершенные работы Республиканской детской библиотеки Республики Марий Эл, подготовившей указатель в трех выпусках «Йоча литератур» («Детская литература»), и электронный биобиблиографический справочник «Чувашские писатели — детям» (9).
В ряде областных, краевых и республиканских детских библиотек успешно работают отделы /секторы краеведения (Архангельская областная детская, Саратовская детско-юношеская, Рязанская областная детская, Чувашская республиканская детско-юношеская и ряд других), создаются целевые программы и проекты в области краеведческой работы с детьми, широко используются музейные формы работы, к которым привлечена общественность и сами читатели — дети.
Так, в организованном в Псковской областной детской библиотеке-музее романа В.Каверина «Два капитана», начиная с 2002 года, осуществляется долгосрочный проект «Сумка почтальона», в рамках которого проводятся краеведческие конкурсы, активизируется и реализуется творческий потенциал детей (11).
Литературные работы детей по истории, топонимике, фольклору, природе Псковщины чрезвычайно интересны. Но еще более ценно, что библиотекари не только привлекли детей к работе и собрали уникальные материалы, но также проанализировали совместно со специалистами эти литературные работы, получив интересные выводы. Вот лишь некоторые из них, подтверждающие правильность выбранных направлений и важность работы с детьми в области краеведения: «Моральные категории, которые оцениваются детьми как положительные, — это патриотизм, альтруизм, верность, любовь, мужество. Ярко прослеживается положительное отношение к семейным ценностям, таким как любовь родителей к детям, любовь братьев друг к другу, семейное согласие, любовь мужа и жены. И во всех детских работах красной нитью проходит чувство любви к родной земле и неразрывная с ней связь» (11,С. 18).
Осуществляемое в рамках краеведения творчество читателей-детей: литературное, художественное, исследовательская работа, создание рукописных книг, — привлекает детей возможностью проявить самостоятельность, исследовательским характером, возможностями наглядного и устного представления результатов широкой аудитории и др. факторами. Ведя такую работу, детская библиотека может успешно решать и другие задачи в работе с читателями, например, задачи формирования информационной культуры школьников.
Привлекают внимание детей многие клубные формы работы, тематика которых вызывает большой интерес. Например, в городе Старый Оскол Белгородской области популярны такие формы работы, как посиделки («У самовара», «Покров-батюшка», «Гуляй на Святки без оглядки», «Масленица-объедуха» и др.), час русских традиций (например, «Мир старинного русского дома» и др.), путешествия во времени и др. Собирательская, поисково-исследовательская, мемориальная и просветительская деятельность выстраивается в единую систему краеведческой работы в школах Кузбасса (12)
Одним словом, краеведческая работа с детьми сегодня многообразна, в нее вовлечены люди разных профессий и социального статуса, жители крупных городов и небольших поселков, деревень.
К сожалению, недооценка в нашем обществе культурно-просветительной и воспитательной миссии детских библиотек и труда библиотекаря в целом, сложность современной библиотечной ситуации — борьба библиотек за выживание, бедность фондов, колоссальные временные и человеческие ресурсы, брошенные на освоение и внедрение компьютерных технологий, кадровый голод, во многом связанный с нежеланием молодежи идти на низкооплачиваемую работу, и ряд других факторов оказывают негативное влияние на краеведческую работу с детьми.
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК
Краеведческая работа библиотек осуществляется сегодня в условиях поступательного движения России к информационному обществу — это еще одна новая реалия нашей жизни, с которой нельзя не считаться. Сегодня в детских библиотеках можно найти не только традиционные книжные издания, но и электронные, мультимедийные, хотя краеведческих среди них мало. Пытаясь идти в ногу со временем, областные, краевые и республиканские детские библиотеки создают собственные сайты краеведческой проблематики, электронные краеведческие каталоги, базы данных. Например, в Центральной детской библиотеке города Кемерово созданы базы данных «Материнство и детство в Кузбассе», «Литературное творчество детей Новокузнецка». Создана первая среди детских библиотек Сибири и Дальнего Востока электронная коллекция «Писатели Приангарья — детям», включающая также полнотекстовые документы, в том числе новые произведения, опубликованные в периодической печати, материалы литературного творчества читательских конкурсов и другие уникальные материалы (13).
Работа только начинается, но проблем уже очень много.
Сегодня библиотеки особенно остро ощутили необходимость анализа состояния, повышения качества и эффективности использования информационных ресурсов в области краеведения. Никакой Интернет не может заменить результаты кропотливой каждодневной работы библиотек по сбору многообразной фактической, справочной, библиографической и другой информации о крае, имеющей уникальный характер, выверенной и объективно точной, отвечающей потребностям и особенностям интересов читателей.
Краеведческий документный массив — важнейшая часть информационных ресурсов — в детских библиотеках крайне беден, поскольку книг и статей, специально написанных для детей, часто просто нет. Приходится в работе с детьми использовать материалы для взрослых, написанные сухо и неинтересно, и это отторгает детей от краеведения. На сегодняшний день недостаточно изучена местная проблематика в массиве русской художественной и публицистической литературы, и этот пробел постоянно ощущают все, кто вглубь занимается краеведением.
Неслучайно многие детские библиотеки пошли по пути создания рукописных книг о своем крае силами читателей-детей. Нет почти ни одной крупной детской библиотеки в Северо-Западном регионе России, где не велась бы такая работа. Сейчас издается много краеведческих журналов на местах, но в силу их дороговизны они, так же, как и ряд книг местных издательств, в детские библиотеки не поступают, что снижает авторитетность библиотеки в глазах читателей.
Работа по созданию электронных краеведческих ресурсов в детских библиотеках ведется менее активно, чем в библиотеках для взрослых. Что же касается последних, то состояние этого вида ресурсов является, по мнению заведующей сектором Отдела краеведческой библиографии российской национальной библиотеки Н.М. Балацкой, «критическим»(14): электронные каталоги не отражают аналитику — основной массив документов, ограничены возможности содержательного поиска по этим каталогам, неполноценно программное обеспечение. Электронные базы данных создаются без авторитетных файлов, помогающих в фактографическом поиске. Полнотекстовые ресурсы по местной прессе, очень востребованные читателями, создаются, но создают их не библиотеки. Все эти проблемы прямо относятся и к деятельности детских библиотек.
К традиционным информационным краеведческим ресурсам детских библиотек относятся рекомендательные библиографические пособия — посвященные краю в целом, тематические, биобиблиографические, персональные. К сожалению, в последние годы преобладают «малые формы» изданий, недостаточно интересных примеров по-настоящему литературной деятельности библиографов, отмечается однообразие в методике библиографирования, в ряде изданий отсутствуют аннотации, мало внимания уделяется качеству художественного и полиграфического оформления библиографических пособий.
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ
Краеведческая работа детских библиотек развивается в рыночных условиях, и это еще одна примета нового времени. С ней связаны такие негативные моменты для краеведения, как непринятие в ряде регионов Закона об обязательном экземпляре, который бы обязывал издательства предоставлять в библиотеки такой экземпляр, удорожание книг, представления издательств об «окупаемости» изданий и в связи с этим нежелание некоторых местных авторов писать для детей, недостаточное внимание к рекламе краеведческих книг для детей. Сегодня многие краеведческие издания (детским библиотекам приходится покупать и краеведческие книги для взрослых, чтобы удовлетворить интересы своих читателей) попадают в детские библиотеки лишь благодаря личным связям библиотекарей-краеведов с авторами или издателями.
Затруднена информационная краеведческая деятельность детских библиотек в средствах массовой информации на местах, так как там она приравнивается к рекламной, и у библиотек нет средств ее оплачивать.
В заключение следует сказать, что отсутствие четко сформулированных целей российского общества в рыночных условиях, долгосрочной перспективной программы его развития, программы воспитания подрастающего поколения на фоне обострившихся межнациональных проблем в российском обществе, материального неравенства людей, неисполнения законов и незащищенность людей в обществе служат серьезным препятствием в осуществлении краеведческой деятельности на местах и оценке ее эффективности.
И все-таки надо действовать!
С ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ СВОЮ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ РАБОТУ?
Успех любой деятельности, а краеведческой в особенности, зависит от степени заинтересованности каждого, кто ею занимается, а также от того, насколько Вы знаете тот предмет, вопрос, тему, которыми собираетесь заняться. Интерес является движущей силой в поиске нужных сведений, а их изучение расширяет круг Ваших знаний. Знающий же человек всегда сможет рассказать интересно о том, что самого его волнует. А это очень важно в работе с детьми, ведь они не терпят скуки.
Если Ваш интерес в области краеведения еще не определился, то главная задача — найти тему, интересную для Вас и для Ваших учащихся или читателей. Попробуйте спросить у них, что их интересует о своем крае, выясните, что они знают о его природном и животном мире, о замечательных людях или уроженцах края, местных памятниках и памятных местах, истории географических и топонимических названий, народных промыслах, известных писателях и их произведениях, семейной родословной, семейных реликвиях: круг вопросов может быть довольно широким. Вместе с детьми уточните тему, которая будет интересна всем.
Ищите единомышленников! Узнайте, кто занимается краеведческой работой в вашем городе, поселке, селе. Вам это подскажут работники библиотек. Поинтересуйтесь, какие краеведческие учебные курсы или темы проходят дети в школе, кто их ведет, как к ним относятся учащиеся и учителя. Выясните, работает ли детская библиотека в области краеведения, познакомьтесь с программой или планом ее работы. Возможно, Вы сможете присоединиться к этим планам.
Определите цель своей работы, продумайте ее организацию и формы.
Помните, то, что Вы предложите детям, должно быть предельно конкретным, предусматривать самостоятельный поиск или различные виды творческой деятельности. Дети хорошо воспринимают различные виды соревновательной, клубной деятельности, им нравится, когда о результатах их работы узнают другие, когда их работа поощряется.
Читайте местную прессу, следите за новой литературой, выходящей в местном издательстве, слушайте и смотрите местное радио и телевидение, изучайте методические и библиографические краеведческие издания, поступающие в вашу библиотеку. Найдите и изучите основные учебные пособия по краеведению: уже упоминавшуюся книгу Сомовой (1), учебное пособие С.Н.Криворотенко «Краеведческий фонд библиотек» (М.: Либерея-Бибинформ, 2006), учебное пособие Е.Н. Томашевой «Краеведческая библиотечно-библиографическая деятельность детских библиотек» (СПб, 1996), посмотрите список литературы, прилагаемый к данной статье.
Будьте смелее, активнее, помните, что Ваше участие в краеведческой работе — это тот посильный вклад, который Вы можете внести, чтобы сделать жизнь россиян лучше, чтобы наши дети гордились своей страной, а мы все испытывали гордость за подрастающее поколение.
ЛИТЕРАТУРА:
- Сомова Т.Н. Краеведческая деятельность детской библиотеки: учебно-практ. пособие / Орловский гос. ин-т искусств и культуры — М., 2006. — С.12—14.
- Толль Ф.Г. Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной литературы преимущественно в воспитательном отношении. — СПб, 1862. — С.93
- Сухомлинский В.А. Родина в сердце.— М: Мол. гвардия,1987. — 2-е изд.— 173 с.: ил.
- Томашева Е.Н. Поколение в опасности! Патриотическое и гражданское воспитание в эпоху неоглобализма // Библиотечное дело.— 2005.— № 12,— С. 30—34
- Князева Н.А. Состояние патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения// Страницы прошлого: Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. — Пермь, 2005,— С. 40—43.
- Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения //Воспитание школьников. — 2005.— №.10. — С. 6—8.
- Соколов А.В. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией. — СПб: БАН, 2006.— 584 с.
- Шевченко Л.В. «Вятская азбука» // Мир библиографии. — 2006. — № 2.— С. 12-14.
- Миронова Т.Н. Добрые традиции должны продолжаться // Новая библиотека.— 2005.— № 12.— С.35—39.
10. Томашева Е.Н. Краеведческая библиография детской литературы: проблемы развития // Библиография. — 2003.— № 1,— С. 48—54.
11. Степанова Т.А., Круглова Т.Э. Сумка почтальона вновь полна //Школьная библиотека. — 2004. № 9-10. — С. 13—18.
12. Школьные библиотеки Кузбасса в информационно-образовательном пространстве региона: опыт, проблемы, перспективы.— Кемерово, 2003.— 143 с.
- Копылова В.А. Из опыта формирования краеведческих информационных ресурсов в Областной детской библиотеке // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2005. — № 1. — С. 48—50
- Балацкая Н.М. Краеведческая работа библиотек: достижения и проблемы // Библиотечное краеведение в развитии провинциальной культуры России: Материалы Всерос. науч. конф. (Киров,17-19 нояб. 2004 г.). — Киров, 2004. — С. 5—12.
Е.Н. ТОМАШЕВА, доцент Санкт-Петербургского университета культуры и искусств