Томашева Е. Заняться краеведением еще не поздно! / Е. Томашева // Школьная библиотека. – 2007. – № 3. – С. 47-54.

Статья адресована в первую очередь библиотекарям, учителям, воспитателям, кра­еведам — тем, кто хотел бы внести собственный вклад в процветание и возрождение новой России, в воспитание нынешнего поколения, всем тем, кто хочет сделать собственную жизнь и жизнь детей ярче, насыщеннее, интереснее, кто хочет реали­зовать в себе и детях творческий потенциал, любовь и умение работать с книгой и информацией, любовь к чтению, кто хочет подарить себе радость общения с едино­мышленниками и общественное признание.

Это сжатый анализ того, как развивается краеведческая работа с детьми в сегодняш­них новых реалиях и что в ней интересного, с какими проблемами придется столк­нуться. Автор выражает уверенность, что этот материал может помочь всем желаю­щим в определении собственных направлений и форм краеведческой работы с детьми, в поиске единомышленников.

Редакция ждет ваших вопросов, откликов, материалов по затронутым проблемам.

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ

Специалисты относят возникновение «дет­ского краеведения» к XII веку, когда в 1128 году близ города Полоцка первая русская святая библиотекарь Ефросинья Полоцкая основала женский и мужской монастыри с учебными и школьными библиотеками, помогавши­ми в изучении основных предметов, среди которых были также природо­ведение и история. При изучении истории особое место уделялось истории Полоцкой земли и всего восточного славянства. В вышед­шей недавно книге Т.Н. Сомовой «Краеведческая деятельность детской библиотеки» прослежи­ваются основные вехи этого нап­равления в России (1).

Одним из первых, кто предпри­нял попытку научных исследований в области краеведения в России, был М.В. Ломоносов, составивший краевед­ческую анкету по изучению различных го­родов России и привлекший к исследова­нию природных богатств Кольского полу­острова местное население, включая де­тей.

В трудах известного русского просветителя Н.И. Новикова, в педагогическом наследии К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, известных русских библиографов, изучавших детскую литературу, раскрываются патриотические идеи родиноведения и отчизноведения, оформившиеся за­тем в самостоятельные учебные курсы.

Особенно активно эти идеи прет­воряются в жизнь в педагогике и библиографии, начиная со второй половины XIX века. В одном из первых крупных библиографи­ческих пособий для родителей, воспитателей и наставников юных читателей указателе Ф.Г. Толля «Наша детская лите­ратура» (1862) автор придает особое значение чтению детьми книг о различных местностях России, выделяя специальный отдел «Отчизноведение». «Россию должен знать вдоль и по­перек всякий пятнадцатилетний русский мальчик прежде, чем он возьмет в руки первую книгу Германии или Франции», — пишет он, обращаясь к воспитателям. И продолжает: «Изучение сначала родной мест­ности, а потом Отечества во всех отноше­ниях должно быть исходом всякого рацио­нального образования» (2).

Краеведение в России XX века претерпело значительные изменения: из описательного оно превратилось в средство активного вме­шательства в народнохозяйственную и культур­ную жизнь края, оно перестало быть уделом чу­даков-одиночек, а приобрело коллективный ха­рактер, значительно расширилось по проблематике. Оно рассматривалось и как ме­тод, и как общественное движение, и как учеб­ная дисциплина. Сегодня это всестороннее изучение родного края преимущественно си­лами местного населения. Основополагаю­щими фундаментальными сочинениями, определяющими цели и содержание крае­ведческой работы с детьми сегодня, явля­ются статьи и книги В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева, С.О. Шмидта.

ПАТРИОТИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Сложность постперестроечного периода в жизни России, связанного с первоначальным этапом капитализации и вытекающими из это­го негативными последствиями для миллионов людей, с отсутствием внятно сформулирован­ных целей развития нашего общества и в то же время с пониманием необходимости и важнос­ти национального возрождения России, посто­янно будоражит общественную мысль, застав­ляет искать выход из тупика.

Предложенная сегодня государственная долгосрочная программа патриотического и гражданского воспитания, второй этап которой — «Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 годы» — один из путей нацио­нального возрождения России. Эта проблема тесно увязывается с формированием мораль­ных и нравственных ценностей, национального достоинства россиян. Поэтому формирова­ние патриотизма сейчас все чаще рассмат­ривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России.

Реализация программы немыслима сегодня без активной краеведческой деятельности школ, детских библиотек, внешкольных учреж­дений — всех, кто так или иначе связан с детством Краеведение способно придать ей личностный характер и внести в работу ту необ­ходимую душевную ауру, которая находит отк­лик в сердцах людей, поскольку оно поднимает не отвлеченные, а конкретные темы, близкие каждому, кто живет в крае.

Сущность краеведческой работы наибо­лее ясно, образно и доходчиво сформулиро­вал великий русский педагог В.А. Сухомлинский: «Самое главное в нашем деле — что­бы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава — чтобы все это стало без­мерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека.

Патриотические убеждения, патриоти­ческие порывы юной души — вот в чем вы­сокая цель воспитания» (3).

КРАЕВЕДЕНИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРЕ

Новые реалии, в которых развивается се­годня краеведение, это — глобализационные процессы, происходящие в мире и непосред­ственно касающиеся России.

Многочисленные публикации и выводы уче­ных о возможных катастрофических последстви­ях для России идей неоглобализма еще недоста­точно изучены правящей российской элитой. Не­разработанными являются и особенности решения проблем патриотического, гражданско­го воспитания, краеведческой работы в целом на пути к глобальному обществу (4).

Идеология неоглобализма — новой фор­мы глобализации, возникшей в начале XXI века, — предусматривает процветание и экономическое развитие США и развитых стран Западной Европы за счет стран третьего и даже четвертого мира, к кото­рым отнесена и Россия (страна третьего мира). Такие страны рассматриваются в роли сырьевых придатков, дешевой рабочей силы и мест для складирования промышленных отхо­дов. В этих условиях государство по сути теряет свой суверенитет, народ оболвани­вается, истинные духовные ценности под­меняются фальшивыми, сознание людей деформируется.

В условиях глобализации особую остроту приобретают вопросы сохранения националь­ной самобытности и культуры, фольклора, изу­чения родной литературы, истории, — как рус­ской, так и народов России, что особенно важно в нашем многонациональном государстве.

Чувство ответственности за страну, любовь к труду, приверженность высоким духовным цен­ностям и нравственным идеям, культура лич­ности, толерантность по отношению к предста­вителям различных религиозных конфессий — вот что актуально сегодня в краеведческой ра­боте. Задачи библиотек, в том числе детских и школьных, — найти литературу и предложить формы работы, которые бы не только привлек­ли внимание и дошли до сердца каждого чита­теля, но и позволили ему выразить и утвердить себя как личность. В этой работе особо важна позиция того, кто руководит краеведческой ра­ботой, его готовность к этой деятельности.

Наблюдается, к сожалению, инертность по отношению к краеведению отдельных учителей, воспитателей, родителей, библи­отекарей, что передается и детям. Заведую­щая кафедрой педагогики начального обучения и воспитания (Пермский ГПУ) кандидат педаго­гических наук доцент Н.А. Князева, подводя ито­ги исследованию «Патриотическое воспитание детей младшего возраста средствами краеве­дения», которое кафедра ведет уже 20 лет, отме­чает, что многие учителя не осознают важности патриотического воспитания, не владеют методикой такой ра­боты. На вопросы «Актуально ли патриотическое воспита­ние?», «Занимаетесь ли вы им?» получены ответы педа­гогов:

  1. «Наша школа занима­ется другой темой» (?!!!)
  2. «Наша школа работает по системе Занкова (или Эльконина-Давыдова), там нет указаний, что надо за­ниматься патриотическим воспитанием».

Почему нужны какие-то указания? А веление сердца?

  1. «Мы не знаем, как это делать»
  2. «Если заставят, то будем делать» (5, С. 42)

Следствием подобного отношения к крае­ведческой деятельности является то, что уча­щиеся-подростки не всегда верно или слиш­ком узко понимают само лексическое значение слова «патриот».

По наблюдениям учителей Красноярского края, 14, 5 % учащихся рассматривают его как бережное отношение к природе, а 11,1% — только как уважение к ветеранам Великой Оте­чественной войны (6).

Не все детские библиотеки работают по этому важному направлению. Мешает про­фессиональная неподготовленность к такой работе, требующей эрудиции, энциклопеди­ческих знаний, научных навыков, организа­торских способностей, умения работать с людьми, личного интереса, убежденности, по­пуляризаторских навыков и других качеств, не говоря уже о знании детской литературы и детского читателя.

В недавно вышедшей интереснейшей книге доктора педагогических наук, про­фессора А.В. Соколова «Диалоги с постсо­ветской гуманитарной интеллигенцией» (7) автор размышляет о готовности будущей гуманитарной интеллигенции решать судь­бу России в наступившем столетии, ведя диалог со студентами гуманитарных вузов Санкт-Петербурга и провинции.

Оценивается морально-нравственная атмос­фера в современной России, дается новаторская трактовка феномена интеллигентности, подроб­но обсуждаются уровень интеллигентности, куль­турный багаж, ценностные ориентации, политические и гражданские позиции совре­менной молодежи.

Исследователя волнуют вопросы, будоражащие все наше общество: выживет ли Россия? Каким будет ее буду­щее? Сумеем ли мы не поте­рять молодое поколение? Особое внимание уделено патриотическим настроени­ям в молодежной среде.

Собран богатейший ма­териал на основе опросов, тестирования, анализа письменных ра­бот студентов («писем из будущего»), ис­пользования метода case study (исследова­ния частных случаев, относящихся к классу феноменов), рисующий многоликий порт­рет современного молодого поколения, знакомство с которым небезынтересно для всех, кто имеет с ним дело. В этом плане ра­бота А.В. Соколова интересна не только специа­листам высшей школы и студентам, но и всем тем, кто занят образованием и воспитанием детей. Отвечая на поставленный вопрос, автор го­ворит о новом поколении интеллектуалов, при­ходящих на смену советской интеллигенции, своем отношении к этому поколению и его воз­можной реформации в будущем, делая в целом оптимистичные прогнозы.

НОВОЕ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Демократические процессы, происходящие в российском обществе, вдохнули новую жизнь в краеведение, повысили его значимость, спо­собствовали оживлению крае­ведческой деятельности. У госу­дарственных учреждений, заня­тых краеведением, появилась возможность в выборе новой и интересной проблематики, в доступе к ранее закрытой ин­формации, в беспрепятственной публикации результатов крае­ведческой деятельности, в ши­роком распространении новых знаний в этой области, в исполь­зовании результатов деятель­ности, в их практическом внед­рении.

Положительные изменения произошли в школьном крае­ведении: введен региональ­ный компонент в образова­тельный и воспитательный процесс.

Нельзя не отметить ведущую роль местной интеллигенции в краеведческой деятельности, а также активное включение в нее представителей других слоев нашего общества.

Неслучайно сегодня снова заговорили об общественном характере краеведения. Повсе­местно открываются новые кра­еведческие музеи, в том числе в школах и детских библиотеках, проводятся региональные науч­ные краеведческие конферен­ции. С 2006 года Русской школь­ной библиотечной ассоциацией издается новый журнал «Юный краевед», взявший на себя за­дачи помогать в организации краеведческой работы.

Особенно хотелось бы отме­тить ведущую роль библиотек в активизации краеведческой де­ятельности во многих регионах, в интеграции интеллектуальных и научных ресурсов края в этой деятельности, в возрождении лучших традиций духовной жизни России в целом. Успешная краеведческая работа создает положительный имидж библи­отек в глазах населения, поднимает их прес­тиж в обществе, укрепляет связи с общест­венностью, повышает качественный уровень работы за счет привлечения и использования новых форм и видов деятельнос­ти — музейных, поисковых, творческих и др., расширения круга лиц, привлекаемых к со­трудничеству в краеведческой работе.

Немало хорошего можно ска­зать о работе детских библиотек в области краеведения. Это направ­ление их деятельности заслужива­ет сегодня детального научного исследования. В нем появились новые акценты, краеведческая де­ятельность приобрела поисковый и творческий характер, краевед­ческие знания стали активно расп­ространяться.

В краеведческую работу с детьми сегодня пришли новые темы: церковное краеведе­ние, русский усадебный быт, много внимания уделяется эт­нографии, топонимике, мест­ному фольклору, записям рас­сказов старожилов и участни­ков событий, краеведческие поиски нередко соседствуют с генеалогическими.

На местах сегодня наблюда­ется оживление издательской деятельности: выходят интерес­ные книги, периодические изда­ния, пишутся и издаются учебники для школ, краеведческие эн­циклопедии.

Следует особо отметить вклад детских библиотек в из­дательскую деятельность по краеведению. В составлении библиографических пособий для детей участвуют сегодня не только областные и республи­канские библиотеки, но и город­ские, поселковые и даже сельс­кие. Значительно расширилась проблематика публикаций, поя­вились новые интересные фор­мы книжных и электронных из­даний.

Так, совсем недавно увидела свет пер­вая краеведческая энциклопедия для де­тей младшего возраста «Вятская азбука», подготовленная сотрудниками библиогра­фического отдела Кировской областной детской библиотеки им. А.С. Грина (8). Она составлена на основе изучения краеведческих запросов читателей с учетом школьной прог­раммы. Ее тысячный тираж разошелся за не­сколько месяцев. Несмотря на то, что издание адресовано детям младшего возраста, для ко­торых совсем нет краеведческой литературы, книга пользуется спросом и у старшеклассни­ков. В дополнение к «Вятской азбуке» библио­тека подготовила еще одно издание — руко­писную книгу работ читателей, выполненных в ходе осуществления краеведческой програм­мы библиотеки. Центральной городской дет­ской библиотекой города Чебоксары создана градоведческая энциклопедия «Чебоксары — жемчужина Поволжья» (9).

Усилиями краеведов в г. Орле найдена и впервые переведена на русский язык и из­дана книга сказок для детей И.С. Тургенева, опубликованная в 20-е годы прошлого века во Франции и до настоящего времени неиз­вестная русскому читателю. Среди интерес­ных краеведческих изданий последних лет, подготовленных детскими библиотеками, мож­но назвать справочное пособие для стар­шеклассников, студентов и преподавате­лей Липецкой областной детской библио­теки «Духовный мир Бунина» (Липецк, 2000) и книжку-игрушку этой же библиотеки для уча­щихся 3-6 классов «Это наш город, здесь мы живем. Памятные места Липецка» (Липецк, 2004), справочник «Ивановские персона­лии. Знаменитые места в истории Ивановс­кого края» (Иваново, 2003), сборник детских творческих работ «Сочиняем, переводим, рисуем» Центральной городской детской биб­лиотеки имени А.С. Пушкина города Санкт-Пе­тербурга (СПб., 2004), библиографический очерк «Очарована, околдована» к 100-летию со дня рождения Н.А. Заболоцкого (Чебоксары, 2003), библиографический указатель «Саха­линские писатели — детям» (Южно-Саха­линск, 2002) и многие другие (см. также: 10). В Перми постоянно выходит журнал детского ли­тературно-художественного творчества «Род­ничок», учредителями которого являются Пермская областная детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, Пермская благотворительная компания «Детство-2» и Пермское отделение Российского фонда мира. Во многих област­ных детских библиотеках созданы краеведчес­кие сайты, издаются CD-ROM по творчеству местных писателей (Санкт-Петербург, Пермь).

Краеведческая тема в республиках России органично включается в работу по сохранению национального культурного наследия. Изучает­ся сводный репертуар изданий и публикаций для детей на русском и на родном языке. В этом плане интересны недавно завершенные работы Республиканской детской библиотеки Республики Марий Эл, подготовившей указа­тель в трех выпусках «Йоча литератур» («Детская литература»), и электронный био­библиографический справочник «Чувашские писатели — детям» (9).

В ряде областных, краевых и республиканс­ких детских библиотек успешно работают отде­лы /секторы краеведения (Архангельская обла­стная детская, Саратовская детско-юношес­кая, Рязанская областная детская, Чувашская республиканская детско-юношеская и ряд дру­гих), создаются целевые программы и проекты в области краеведческой работы с детьми, ши­роко используются музейные формы работы, к которым привлечена общественность и сами читатели — дети.

Так, в организованном в Псковской област­ной детской библиотеке-музее романа В.Каве­рина «Два капитана», начиная с 2002 года, осу­ществляется долгосрочный проект «Сумка поч­тальона», в рамках которого проводятся краеведческие конкурсы, активизируется и ре­ализуется творческий потенциал детей (11).

Литературные работы детей по истории, то­понимике, фольклору, природе Псковщины чрезвычайно интересны. Но еще более ценно, что библиотекари не только привлекли детей к работе и собрали уникальные материалы, но также проанализировали совместно со специа­листами эти литературные работы, получив ин­тересные выводы. Вот лишь некоторые из них, подтверждающие правильность выбранных направлений и важность работы с детьми в об­ласти краеведения: «Моральные категории, которые оцениваются детьми как положи­тельные, — это патриотизм, альтруизм, верность, любовь, мужество. Ярко просле­живается положительное отношение к се­мейным ценностям, таким как любовь ро­дителей к детям, любовь братьев друг к другу, семейное согласие, любовь мужа и жены. И во всех детских работах красной нитью проходит чувство любви к родной земле и неразрывная с ней связь» (11,С. 18).

Осуществляемое в рамках краеведения творчество читателей-детей: литературное, ху­дожественное, исследовательская работа, соз­дание рукописных книг, — привлекает детей возможностью проявить самостоятельность, исследовательским характером, возможностя­ми наглядного и устного представления ре­зультатов широкой аудитории и др. факторами. Ведя такую работу, детская библиотека может успешно решать и другие задачи в работе с чи­тателями, например, задачи формирования информационной культуры школьников.

Привлекают внимание детей многие клуб­ные формы работы, тематика которых вызыва­ет большой интерес. Например, в городе Ста­рый Оскол Белгородской области популяр­ны такие формы работы, как посиделки («У самовара», «Покров-батюшка», «Гуляй на Святки без оглядки», «Масленица-объедуха» и др.), час русских традиций (напри­мер, «Мир старинного русского дома» и др.), путешествия во времени и др. Собира­тельская, поисково-исследовательская, мемо­риальная и просветительская деятельность выстраивается в единую систему краеведчес­кой работы в школах Кузбасса (12)

Одним словом, краеведческая работа с детьми сегодня многообразна, в нее вовлече­ны люди разных профессий и социального ста­туса, жители крупных городов и небольших по­селков, деревень.

К сожалению, недооценка в нашем общест­ве культурно-просветительной и воспитатель­ной миссии детских библиотек и труда библио­текаря в целом, сложность современной биб­лиотечной ситуации — борьба библиотек за выживание, бедность фондов, колоссальные временные и человеческие ресурсы, брошен­ные на освоение и внедрение компьютерных технологий, кадровый голод, во многом свя­занный с нежеланием молодежи идти на низко­оплачиваемую работу, и ряд других факторов оказывают негативное влияние на краеведчес­кую работу с детьми.

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК

Краеведческая работа библиотек осущест­вляется сегодня в условиях поступательного движения России к информационному обще­ству — это еще одна новая реалия нашей жиз­ни, с которой нельзя не считаться. Сегодня в детских библиотеках можно найти не только традиционные книжные издания, но и элект­ронные, мультимедийные, хотя краеведчес­ких среди них мало. Пытаясь идти в ногу со временем, областные, краевые и республика­нские детские библиотеки создают собствен­ные сайты краеведческой проблематики, электронные краеведческие каталоги, базы данных. Например, в Центральной детской библиотеке города Кемерово созданы ба­зы данных «Материнство и детство в Куз­бассе», «Литературное творчество детей Новокузнецка». Создана первая среди дет­ских библиотек Сибири и Дальнего Востока электронная коллекция «Писатели Приангарья — детям», включающая также полноте­кстовые документы, в том числе новые произ­ведения, опубликованные в периодической печати, материалы литературного творчества читательских конкурсов и другие уникальные материалы (13).

Работа только начинается, но проблем уже очень много.

Сегодня библиотеки особенно остро ощути­ли необходимость анализа состояния, повыше­ния качества и эффективности использования информационных ресурсов в области краеве­дения. Никакой Интернет не может заменить результаты кропотливой каждодневной работы библиотек по сбору многообразной фактичес­кой, справочной, библиографической и другой информации о крае, имеющей уникальный ха­рактер, выверенной и объективно точной, отвечающей потребностям и особенностям интере­сов читателей.

Краеведческий документный массив — важ­нейшая часть информационных ресурсов — в детских библиотеках крайне беден, поскольку книг и статей, специально написанных для де­тей, часто просто нет. Приходится в работе с детьми использовать материалы для взрослых, написанные сухо и неинтересно, и это отторгает детей от краеведения. На сегодняшний день недостаточно изучена мест­ная проблематика в массиве русской художе­ственной и публицистической литературы, и этот пробел постоянно ощущают все, кто вглубь занимается краеведением.

Неслучайно многие детские библиоте­ки пошли по пути создания рукописных книг о своем крае силами читателей-де­тей. Нет почти ни одной крупной детской библиотеки в Северо-Западном регионе Рос­сии, где не велась бы такая работа. Сейчас издается много краеведческих журналов на местах, но в силу их дороговизны они, так же, как и ряд книг местных изда­тельств, в детские библиотеки не посту­пают, что снижает авторитетность библи­отеки в глазах читателей.

Работа по созданию электронных краевед­ческих ресурсов в детских библиотеках ведется менее активно, чем в библиотеках для взрос­лых. Что же касается последних, то состояние этого вида ресурсов является, по мнению заве­дующей сектором Отдела краеведческой биб­лиографии российской национальной библио­теки Н.М. Балацкой, «критическим»(14): элект­ронные каталоги не отражают аналитику — основной массив документов, ограничены возможности содержательного поиска по этим каталогам, неполноценно программное обеспечение. Электронные базы данных соз­даются без авторитетных файлов, помогаю­щих в фактографическом поиске. Полнотек­стовые ресурсы по местной прессе, очень востребованные читателями, создаются, но создают их не библиотеки. Все эти проблемы прямо относятся и к деятельности детских библиотек.

К традиционным информационным кра­еведческим ресурсам детских библиотек относятся рекомендательные библиогра­фические пособия — посвященные краю в целом, тематические, биобиблиографи­ческие, персональные. К сожалению, в последние годы преобладают «малые формы» изданий, недостаточно интерес­ных примеров по-настоящему литератур­ной деятельности библиографов, отмеча­ется однообразие в методике библиогра­фирования, в ряде изданий отсутствуют аннотации, мало внимания уделяется ка­честву художественного и полиграфичес­кого оформления библиографических по­собий.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ

Краеведческая работа детских библиотек развивается в рыночных условиях, и это еще одна примета нового времени. С ней связа­ны такие негативные моменты для краеве­дения, как непринятие в ряде регионов Закона об обязательном экземпляре, ко­торый бы обязывал издательства предос­тавлять в библиотеки такой экземпляр, удорожание книг, представления издательств об «окупаемости» изданий и в связи с этим не­желание некоторых местных авторов писать для детей, недостаточное внимание к рекламе краеведческих книг для детей. Сегодня мно­гие краеведческие издания (детским библио­текам приходится покупать и краеведческие книги для взрослых, чтобы удовлетворить ин­тересы своих читателей) попадают в детские библиотеки лишь благодаря личным связям библиотекарей-краеведов с авторами или из­дателями.

Затруднена информационная краеведчес­кая деятельность детских библиотек в сред­ствах массовой информации на местах, так как там она приравнивается к рекламной, и у биб­лиотек нет средств ее оплачивать.

В заключение следует сказать, что отсут­ствие четко сформулированных целей рос­сийского общества в рыночных условиях, долгосрочной перспективной программы его развития, программы воспитания под­растающего поколения на фоне обострив­шихся межнациональных проблем в рос­сийском обществе, материального нераве­нства людей, неисполнения законов и незащищенность людей в обществе служат серьезным препятствием в осуществлении краеведческой деятельности на местах и оценке ее эффективности.

И все-таки надо действовать!

С ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ СВОЮ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ РАБОТУ?

Успех любой деятельности, а краевед­ческой в особенности, зависит от степени заинтересованности каждого, кто ею зани­мается, а также от того, насколько Вы зна­ете тот предмет, вопрос, тему, которыми собираетесь заняться. Интерес является движущей силой в поиске нужных сведе­ний, а их изучение расширяет круг Ваших знаний. Знающий же человек всегда смо­жет рассказать интересно о том, что само­го его волнует. А это очень важно в работе с детьми, ведь они не терпят скуки.

Если Ваш интерес в области краеведения еще не определился, то главная задача — най­ти тему, интересную для Вас и для Ваших уча­щихся или читателей. Попробуйте спросить у них, что их интересует о своем крае, выясните, что они знают о его природном и животном ми­ре, о замечательных людях или уроженцах края, местных памятниках и памятных местах, истории географических и топонимических названий, народных промыслах, известных писателях и их произведениях, семейной родо­словной, семейных реликвиях: круг вопросов может быть довольно широким. Вместе с деть­ми уточните тему, которая будет интересна всем.

Ищите единомышленников! Узнайте, кто занимается краеведческой работой в вашем городе, поселке, селе. Вам это подскажут ра­ботники библиотек. Поинтересуйтесь, какие краеведческие учебные курсы или темы прохо­дят дети в школе, кто их ведет, как к ним отно­сятся учащиеся и учителя. Выясните, работает ли детская библиотека в области краеведения, познакомьтесь с программой или планом ее работы. Возможно, Вы сможете присоединить­ся к этим планам.

Определите цель своей работы, продумайте ее организацию и формы.

Помните, то, что Вы предложите детям, должно быть предельно конкретным, преду­сматривать самостоятельный поиск или раз­личные виды творческой деятельности. Дети хорошо воспринимают различные виды сорев­новательной, клубной деятельности, им нра­вится, когда о результатах их работы узнают другие, когда их работа поощряется.

Читайте местную прессу, следите за новой литературой, выходящей в местном издатель­стве, слушайте и смотрите местное радио и те­левидение, изучайте методические и библиог­рафические краеведческие издания, поступа­ющие в вашу библиотеку. Найдите и изучите основные учебные пособия по краеведению: уже упоминавшуюся книгу Сомовой (1), учеб­ное пособие С.Н.Криворотенко «Краеведчес­кий фонд библиотек» (М.: Либерея-Бибинформ, 2006), учебное пособие Е.Н. Томашевой «Краеведческая библиотечно-библиографи­ческая деятельность детских библиотек» (СПб, 1996), посмотрите список литературы, прила­гаемый к данной статье.

Будьте смелее, активнее, помните, что Ваше участие в краеведческой работе — это тот посильный вклад, который Вы мо­жете внести, чтобы сделать жизнь россиян лучше, чтобы наши дети гордились своей страной, а мы все испытывали гордость за подрастающее поколение.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сомова Т.Н. Краеведческая деятельность детс­кой библиотеки: учебно-практ. пособие / Орловский гос. ин-т искусств и культуры — М., 2006. — С.12—14.
  2. Толль Ф.Г. Наша детская литература. Опыт биб­лиографии современной отечественной литературы преимущественно в воспитательном отношении. — СПб, 1862. — С.93
  3. Сухомлинский В.А. Родина в сердце.— М: Мол. гвардия,1987. — 2-е изд.— 173 с.: ил.
  4. Томашева Е.Н. Поколение в опасности! Патрио­тическое и гражданское воспитание в эпоху неоглоба­лизма // Библиотечное дело.— 2005.— № 12,— С. 30—34
  5. Князева Н.А. Состояние патриотического воспи­тания младших школьников средствами краеведе­ния// Страницы прошлого: Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. — Пермь, 2005,— С. 40—43.
  6. Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения //Воспитание школьников. — 2005.— №.10. — С. 6—8.
  7. Соколов А.В. Диалоги с постсоветской гумани­тарной интеллигенцией. — СПб: БАН, 2006.— 584 с.
  8. Шевченко Л.В. «Вятская азбука» // Мир библи­ографии. — 2006. — № 2.— С. 12-14.
  9. Миронова Т.Н. Добрые традиции должны про­должаться // Новая библиотека.— 2005.— № 12.— С.35—39.

10. Томашева Е.Н. Краеведческая библиография детской литературы: проблемы развития // Библиог­рафия. — 2003.— № 1,— С. 48—54.

11. Степанова Т.А., Круглова Т.Э. Сумка почтальона вновь полна //Школьная библиотека. — 2004. № 9-10. — С. 13—18.

12. Школьные библиотеки Кузбасса в информаци­онно-образовательном пространстве региона: опыт, проблемы, перспективы.— Кемерово, 2003.— 143 с.

  1. Копылова В.А. Из опыта формирования крае­ведческих информационных ресурсов в Областной детской библиотеке // Библиотечный вестник При­байкалья. 2005. — № 1. — С. 48—50
  2. Балацкая Н.М. Краеведческая работа библио­тек: достижения и проблемы // Библиотечное краеве­дение в развитии провинциальной культуры России: Материалы Всерос. науч. конф. (Киров,17-19 нояб. 2004 г.). — Киров, 2004. — С. 5—12.

Е.Н. ТОМАШЕВА, доцент Санкт-Петербургского университета культуры и искусств