Орехова Ю. Организация кружка «Литературное краеведение» с использованием авторской программы в рамках дополнительного образования (Извлечение из доклада) / Ю. Орехова // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 53-59.
Чтение выстраивает целые судьбы.
В. Шукшин
Чтение — это соучастие в творчестве.
М. Цветаева
Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
24 ноября 2006 года на Санкт-Петербургском книжном салоне руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский и президент Российского книжного союза С.В. Степашин подписали Национальную программу поддержки и развития чтения. Разработка Национальной программы поддержки и развития чтения велась на протяжении всего 2006 года, и в этот процесс были вовлечены многие ведущие эксперты из сферы культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли. Цель программы — воспитание читающей нации, а ее ядро — молодое поколение.
<...> Сроки реализации программы — 2007— 2020 гг. Этапы 1-й — 2007—2010 гг., 2-й — 2011 —2015 гг., 3-й — 2016—2020 гг. <...> Создание программы и ее реализация невозможны без участия общественности, в том числе школы — школьной библиотеки, а главное — заинтересованного школьного библиотекаря, но и родитель как вдохновитель чтения играет немаловажную роль.
Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыты. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Необходимо рассказывать детям о ценности чтения. Показывать связь чтения с успехами в учебе и в других делах. Приводить примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощрять посещение библиотеки и дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 г. Их исследования назывались «Нация в опасности: необходимость реформы образования». Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности — неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности. Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности, общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами. Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной американской цивилизации. Он не в состоянии выполнять свой функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала — капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.
Этот прагматичный термин — «человеческий капитал» — вошел в последнее время и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной России. Как и финансовый, человеческий капитал, базирующийся на чтении, способен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими и от этого он не будет иссякать. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.
Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них. Уникальность чтения как особого рода человеческого капитала проистекает из материала литературы — слова. Слово — знак второй сигнальной системы, а не первой в отличие от остальных видов искусства, которые мы непосредственно видим (живопись), или слышим (музыка), или видим и осязаем (скульптура). В слове собираются все наши ощущения, все восприятия, все чувства.
Особое значение чтения заключается в развитии воображения — основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. Особое значение чтение имеет для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Чтение для русской культуры — это не только способ стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. Чтение для русской культуры — это продвижение личности к высокому духовному опыту человечества. В чтении, в сопереживании с литературными героями, в диалоге с автором человек одухотворяет свой внутренний мир, возвышается, очеловечивается. Разницу целей чтения российских и американских школьников подчеркивает такой пример: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения нашей страны зашел в школу к первоклассникам и спросил их, для чего они хотят научиться читать. Один из мальчиков встал и сказал: «Чтобы читать Пушкина». Президент удивился и заметил, что если бы американскому школьнику задали этот вопрос, он бы ответил: «Читать факсы». Разница, как видим, очевидна[I].
В МОУ «СОШ № 10» г. Перми в библиотеку записано 85% процентов учащихся, 80% учителей. Больше всего записано и больше всего читает начальная школа и 5-7 классы, меньше всего 8-10 классы. Наибольшим спросом пользуется программная художественная литература. С начала учебного года книговыдача составила 5246 тыс. книг, посещений — 3933. Представленные здесь цифры красноречиво говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.
Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, в уменьшении количества читающих детей. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Большое количество в круге чтения детей литературы сомнительного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых, никак не может нас радовать. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где сила добра и сила зла приравнены друг другу. Читая такую литературу, ребенок в своем нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем — деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии и криминальному поведению. Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые тенденции: у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более поверхностным, а по характеру — клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации, более, чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения. <...> Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки. Мы сейчас переживаем ответственный момент. Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения. Решается судьба России, ее интеллектуальная мощь. Не случайно по всей стране проходят акции и конгрессы в поддержку чтения.
<...>Имеют место медленные, но позитивные сдвиги в этом отношении и в нашем городе со стороны «Объединения муниципальных библиотек», комитета по культуре администрации г. Перми, школ. Например: организован конкурс «Любимый город», посвященный 285-летию г. Перми, Краевой детский фестиваль знатоков творчества Л.И. Кузьмина «Золотые острова», городской конкурс детского и юношеского литературного творчества «Острова вдохновения», городской конкурс «Наша семья — книжкины друзья», посвященный Году семьи в России (февраль — апрель 2008 года).
В городе делается достаточно много, но как привлечь детей в свою, школьную библиотеку? Несомненно, библиотекарь должен проводить всевозможные массовые мероприятия со своими читателями. Но невозможно библиотечную работу с детьми измерять лишь количеством читателей, книговыдач, посещений. Часто библиотекарь становится для ребенка другом, путеводной звездой в море литературы. Школьный библиотекарь должен совместить в себе такие качества: быть творческой личностью, профессионалом, педагогом, психологом и другом.
Большой и интересный раздел работы школьной библиотеки — это краеведение. Пермских замечательных авторов очень много, а наши дети очень часто их не знают. Читают Марка Твена и Ханса Кристиана Андерсена, а с Львом Кузьминым и Евгенией Трутневой не знакомы. На мой взгляд, школьная библиотека может взять на себя осуществление программы знакомства с пермскими авторами.
Программа «Литературное краеведение» была создана в рамках дополнительного образования и апробировалась на ребятах, посещающих группу продленного дня (1 класс).
Цель работы: раскрытие и обогащение духовного мира ребенка с помощью формирования его самостоятельной читательской деятельности на основе легенд, сказов, песенок, считалок, потешек народов Пермского края и книг пермских авторов, таких как Л. Кузьмин, Л. Да- выдычев, Б. Ширшов, Е. Трутнева, В. Воробьев, В. Телегина и других.
Знакомство с теоретической обоснованностью сказки, загадки, рассказа, стихотворения, структурой книги. Обучение детей читать правильно, читать и запоминать прочитанное учителем, выделять ключевые слова и пересказывать текст. Итогом прочтения того или иного произведения стал рисунок. С помощью рисования можно вызвать у ребенка любовь к книге и развить наблюдательность. Маленькие дети не в силах написать отзыв о книге, но могут выразить свое впечатление от чтения в рисунках и поделках. Перед прочтением сказки или стиха все дети знают: потом будем рисовать по этой книжке. И тогда они слушают внимательно, их читательское восприятие обостряется. Перед рисованием обсуждаем, что и как дети собираются изображать, и при этом можно рассмотреть иллюстрации в книге: как нарисовал художник и как нарисуешь ты. В детских книгах иллюстрации выполнены с учетом детского восприятия, поэтому ребенок видит, как ему рисовать. Но лучше сделать так: внимательно посмотреть на иллюстрацию, а потом закрыть книгу и рисовать самим, чтобы не было копирования и перерисовывания. А еще интереснее дать задание самим придумать сюжеты, вчитываясь в текст. Детские рисунки на свободную и заданную темы — это полет фантазии и безудержное рисование, ничем не скованное. Каждый, кто наблюдает детей, знает, что детский рисунок — это быстрые зарисовки, когда ребенок, передавая свой впечатления, чувствует себя свидетелем, а часто и участником изображаемого. Рисуя, дети как бы проговаривают сюжет вслух или про себя. В определенном смысле детский рисунок подобен игре. Когда ребенок рисует, он с удовольствием общается со взрослыми и слушает советы, но лишь настолько, насколько они совпадают с его пониманием и желанием. С большой охотой дети откликаются на предложение самостоятельно иллюстрировать стихи, песенки или отдельные строки из них. Это занятие обостряет зоркость к поэтическому слову и позволяет лучше воспринять настроение стихотворения. У детей так богата фантазия, что взрослым и не вообразить, что и как они нарисуют. Сколько ребят, столько и вариантов. Мы, как любящие родители, собираем рисунки в папки, всегда обсуждаем, рассматриваем их вместе с ребятами, вспоминая прочитанное в книге. В конце учебного года каждый получит ценный подарок — свои рисунки.
В течение года программа корректировалась по ходу занятий. Ученик, более подробно разбирающий в произведениях автора, лучше его запоминает, более глубоко разбирается в его творчестве. Учащийся может блеснуть этими знаниями на уроке. Создается ситуация успешности ученика. Итог работы: папка с рисунками, посвященными произведениям пермских авторов, участие в городском творческом конкурсе «Любимый город», посвященном 285-летию Перми. В номинациях «Лучший чтец» (на лучшее исполнение стихотворения пермского поэта) и «Юный художник» (на лучший рисунок о городе), участвуют все ребята.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Жукова Т.Д. Родительское собрание по детскому чтению. — М„ 2007.
- Подсказка для взрослых. Приложение к журналу «Читайка» для родителей, воспитателей, учителей и библиотекарей. Движение «Молодая Россия читает», проект «Родительское собрание по детскому чтению».
- Сокольская Л.В. Материнское чтение №54 — М., 2007.
- Михнова И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решения. Практическое пособие.— М., 2000.
- Новые технологии в работе детских библиотек. Пермь, 2004.
- Использованы также статьи журналов «Библиотека» и «Школьная библиотека».
ПРОГРАММА
занятий в рамках дополнительного образования,
кружка «Литературное краеведение»
(учащиеся 1—4 классов).
Составитель: Орехова Ю.В.
Введение
У профессии библиотекаря есть все шансы не стать отживающей свой век, а уверенно существовать в новом тысячелетии. Использование библиотекарями технических средств и красочных наглядных пособий, проведение экскурсий, знакомство детей с книгами способствует развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.
Воспитание Читателя — одна из важнейших задач школы, а значит и библиотеки. У библиотеки и учителей цель одна — научить ребенка любить книгу и понимать ее. Только таким образом можно воспитать человека грамотного, развитого, интеллектуального.
Мир ребенка должен состоять из красок, звуков, света, фантазии, творчества и сказки. Главное — не заставлять ребенка, а приглашать его к сотрудничеству и взаимопониманию, сделать каждую встречу с книгой праздником. Ведь в мире нет ничего более праздничного, чем чтение и игра. Прививая любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным. Если ребенок задает вопросы по поводу непонятных слов или выражений, если он справляется с заданиями: озаглавить текст, разделить на смысловые части, выделить микротемы, составить план прочитанного, если он сможет пересказать подробности выборочно, — тогда можно говорить, что ребенок читает сознательно. Но этого мало. Нужно, чтобы чтение было еще и выразительным, т.е. голосом (громче, тише), интонацией, темпом ребенок смог передать идею произведения. Работы для взрослых, творчески подходящих к процессу воспитания юного читателя, немало. Ребенку, умеющему правильно читать и понимать прочитанное, все предметы будут даваться легко.
Именно на такое осознанное чтение направлена работа детей и педагога дополнительного образования в кружке: «Литературное краеведение».
Поурочное планирование 2007/08 уч. год
№ |
Тема занятия |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Решение организационных вопросов. |
1 |
||
2. |
Раздел I. «Первые шаги». Мир сказок и загадок. Полезная информация по теме. Путешествие к истокам сказок и загадок. |
1 |
||
3. |
Знакомство и разбор сказок: коми-пермяцкая «Медвежья нянюшка», башкирская «Акъял-богатырь«, русская «Снегурушка», песенки, считалки, заклички народов Пермского края. |
3 |
||
4. |
Посещение киносалона «Премьер», просмотр сказок. |
2 |
||
5. |
Сказки в рисунках. Выставка. |
1 |
||
6. |
Турнир знатоков русских и других загадок. |
1 |
||
9 |
||||
1. 2. |
Сказки пермских писателей. Обзор книг писателей-сказочников пермского края. Полезная информация. Тема занятия. В. Воробьев. Информация о писателе. Знакомство и разбор сказок: «Самого сильного в траве не видать», «Лиса и волк», «Как Дед Мороз парад принимал». |
1 2 |
||
3. |
Иллюстрирование понравившейся сказки. |
1 |
||
4 |
||||
1. |
Рассказ — что это? Полезная информация. А. Тумбасов. Знакомство с автором. |
2 |
||
2. |
Знакомство с рассказами из разных книг: «Капельки», «Облет», «Драчун», «Смелый гриб» и др. |
2 |
||
3. |
Иллюстрации к произведениям. Выставка. |
1 |
||
5 |
||||
1. |
Что такое роман. |
1 |
||
2. |
Л. Давыдычев. Информация о писателе. |
1 |
||
3. |
Знакомство с романами писателя: «Жизнь Ивана Семенова...», «Друзья мои приятели», «Милая Людмила» и др. |
2 |
Продолжение таблицы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. |
Посещение киносалона «Премьер», просмотр х/ф «Жизнь Ивана Семенова». |
2 |
||
5. |
Выполнение рисунков к книгам писателя. |
1 |
||
6. |
Участие в выставке в библиотеке им. Л. Кузьмина, посвященной 80- летию со дня рождения Л. Давыдычева. |
1 |
||
7. |
Игра «Что? Где? Когда?» по творчеству Л. Давыдычева. |
1 |
||
9 |
||||
1. |
Что такое чистоговорка и скороговорка, их отличия. |
1 |
||
2. |
Турнир знатоков скороговорок. |
1 |
||
2 |
||||
1. |
Стихотворение — особая форма литературного творчества. Обзор книг писателей Пермского края. |
1 |
||
2. |
Л. Кузьмин. Знакомство с писателем и его стихами: «Звездочет», «Возвращение слона» и др. |
2 |
||
3. |
Подготовка инсценировки по стихам Л. Кузьмина. Выступление на параллели. |
2 |
||
4. |
Экскурсия в библиотеку им. Л. Кузмина. |
2 |
||
t |
7 |
|||
5. |
Умеете ли вы правильно читать? Полезная информация. |
1 |
||
6. |
Знакомство с фрагментом рассказа Г. Штоля о Демосфене (ораторе древности). Обсуждение текста. |
1 |
||
2 |
||||
7. |
В. Телегина. Полезная информация об авторе. Знакомство с творчеством: «История про шнурок ...», и др. |
2 |
||
8. |
Создай книжку-самоделку. Участие в конкурсе на лучшую книгу. |
2 |
||
4 |
||||
9. |
Б. Ширшов и его стихи. «Баллада о возвращении», «Вруны». |
2 |
||
10. |
Турнир знатоков загадок по книге Б.Ширшова «100 загадок». |
1 |
||
11. |
Самоделки: книжки-загадки. |
2 |
||
5 |
||||
12. |
Читаем, понимаем, запоминаем. Беседуем с текстом. |
1 |
||
13. |
Ключевые слова. Развиваем выразительность. |
1 |
||
2 |
||||
14. |
Посещение музея им. Е. Трутневой. Библиотека № 5. |
2' |
Окончание таблицы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15. |
Знакомство с книгами Е. Трутневой. |
1 |
||
16. |
Выбор стихотворения для заучивания из книг Е. Трутневой. |
1 |
||
17. |
Учимся запоминать. Главное и второстепенное. |
1 |
||
18. |
Конкурс чтецов. |
1 |
||
19. |
Знакомство со сказкой Е. Трутневой «Дед Ерема». |
1 |
||
20. |
Инсценировка сказки «Дед Ерема». |
4 |
||
21. |
Выступление со сказкой. |
4 |
||
15 |
||||
1. |
Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?» по изученным авторам и произведениям. |
1 |
||
2. |
Составление кроссворда «Писатели родного края», защита. |
1 |
||
3. |
Экскурсия по городу «Пермь литературная». |
2 |
||
4 |
||||
68 |
[I] <...> Число постоянно читающих людей за последнее десятилетие уменьшилось с 48% в 1991 г. до 28% в 2005 г. Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. — только 24%. В 1970-е гг. регулярно читали детям в 80% семей, а сегодня только в 7%. Вообще не читают книг 34%, а 40% читают от случая к случаю, (по данным журнала «Книжное обозрение», № 39, 2005 г. и журнала «Библиотека» №1, 2007 г.). Что касается детского чтения: любят читать — младшие школьники — 43%, старшие — 17%, не любят читать: младшие школьники — 8%, старшие — 17%, не читают ничего, кроме заданий учителя — 10% школьников, читают только развлекательную литературу — 40% учащихся, читают познавательную литературу — 21%, читают для самообразования — 10% школьников (В.П. Чудинова // «Школьная библиотека». 2003. № 8).