• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Орехова Ю. Организация кружка «Литературное краеведение» с использованием авторской программы в рамках дополнительного образования (Извлечение из доклада) / Ю. Орехова // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 53-59.

Орехова Ю. Организация кружка «Литературное краеведение» с использованием авторской программы в рамках дополнительного образования (Извлечение из доклада) / Ю. Орехова // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 53-59.

Чтение выстраивает целые судьбы.

В. Шукшин

Чтение — это соучастие в творчестве.

М. Цветаева

Чтение — это окошко, через которое де­ти видят и познают мир и самих себя.


24 ноября 2006 года на Санкт-Петербур­гском книжном салоне руководитель Федераль­ного агентства по печати и массовым коммуни­кациям М.В. Сеславинский и президент Рос­сийского книжного союза С.В. Степашин подписали Национальную программу поддерж­ки и развития чтения. Разработка Национальной программы поддержки и развития чтения ве­лась на протяжении всего 2006 года, и в этот процесс были вовлечены многие ведущие экс­перты из сферы культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли. Цель программы — воспитание читающей на­ции, а ее ядро — молодое поколение.

<...> Сроки реализации программы — 2007— 2020 гг. Этапы 1-й — 2007—2010 гг., 2-й — 2011 —2015 гг., 3-й — 2016—2020 гг. <...> Создание прог­раммы и ее реализация невозможны без участия общественности, в том числе школы — школьной библиотеки, а главное — заинтересованного школьного библиотекаря, но и родитель как вдох­новитель чтения играет немаловажную роль.

Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыты. Детс­кое чтение называют интеллектуальным ресур­сом страны, главным резервом развития чело­веческого потенциала нации. Необходимо рас­сказывать детям о ценности чтения. Показывать связь чтения с успехами в учебе и в других де­лах. Приводить примеры положительного влия­ния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощрять посещение библиоте­ки и дружбу с детьми и взрослыми, которые лю­бят читать.

Американцы забили тревогу по поводу чте­ния и образования еще в 1983 г. Их исследова­ния назывались «Нация в опасности: необходи­мость реформы образования». Эта опасность связывалась с ростом функциональной негра­мотности — неспособностью человека цивили­зованного общества исполнять свои элементар­ные профессиональные, общественные и быто­вые обязанности. Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общест­ва, дефицита духовности, общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школь­ными уроками и катастрофами, авариями, взрывами. Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной американской цивилизации. Он не в состоянии выполнять свой функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. Опыт чтения на За­паде стал приравниваться к накоплению чело­веческого капитала — капитала знаний, интел­лекта, опыта общения и творческой реализации личности.

Этот прагматичный термин — «человеческий капитал» — вошел в последнее время и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни совре­менной России. Как и финансовый, человечес­кий капитал, базирующийся на чтении, спосо­бен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими и от этого он не будет иссякать. Человек, обладающий таким капита­лом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выра­жает себя в общении, лучше понимает других.

Предпосылкой приобретения такого капита­ла является доведенная до автоматизма техни­ка чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и ре­агирует на них. Уникальность чтения как особого рода человеческого капитала проистекает из материала литературы — слова. Слово — знак второй сигнальной системы, а не первой в отли­чие от остальных видов искусства, которые мы непосредственно видим (живопись), или слы­шим (музыка), или видим и осязаем (скульпту­ра). В слове собираются все наши ощущения, все восприятия, все чувства.

Особое значение чтения заключается в раз­витии воображения — основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без вообра­жения нет предвидения, нет прогресса. Особое значение чтение имеет для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Чтение для русской культуры — это не только способ стать более информиро­ванными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. Чтение для русской культуры — это продвижение личности к высокому духовному опыту человечества. В чтении, в сопереживании с литературными ге­роями, в диалоге с автором человек одухотво­ряет свой внутренний мир, возвышается, очело­вечивается. Разницу целей чтения российских и американских школьников подчеркивает такой пример: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения нашей страны за­шел в школу к первоклассникам и спросил их, для чего они хотят научиться читать. Один из мальчиков встал и сказал: «Чтобы читать Пушки­на». Президент удивился и заметил, что если бы американскому школьнику задали этот вопрос, он бы ответил: «Читать факсы». Разница, как ви­дим, очевидна[I].

В МОУ «СОШ № 10» г. Перми в библиотеку записано 85% процентов учащихся, 80% учите­лей. Больше всего записано и больше всего чи­тает начальная школа и 5-7 классы, меньше всего 8-10 классы. Наибольшим спросом поль­зуется программная художественная литература. С начала учебного года книговыдача соста­вила 5246 тыс. книг, посещений — 3933. Предс­тавленные здесь цифры красноречиво говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.

Кризис детского чтения проявляется не толь­ко в малой начитанности школьников, в умень­шении количества читающих детей. Уже в нес­кольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Большое количество в круге чтения детей лите­ратуры сомнительного характера, пропаганди­рующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых, никак не может нас ра­довать. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где сила добра и сила зла приравне­ны друг другу. Читая такую литературу, ребенок в своем нравственном развитии в лучшем слу­чае буксует. А в худшем — деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрасположенность читате­лей к реальной агрессии и криминальному пове­дению. Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые тенденции: у ны­нешнего телевизионного и компьютерного по­коления оно становится более поверхностным, а по характеру — клиповым, или калейдоскопич­ным, то есть коротким, вырабатываемым у ре­бенка от мгновенной и неожиданной смены раз­личных впечатлений, не связанных друг с дру­гом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации, более, чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с ши­роко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения. <...> Преодо­ление этих недостатков чтения наших школьни­ков, вывод России из аутсайдеров цивилизо­ванного мира по качеству чтения — безотлага­тельная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, шко­лы, библиотеки. Мы сейчас переживаем ответ­ственный момент. Обществом все более осоз­нается необходимость защиты и поддержки детского чтения. Решается судьба России, ее интеллектуальная мощь. Не случайно по всей стране проходят акции и конгрессы в поддержку чтения.

<...>Имеют место медленные, но позитив­ные сдвиги в этом отношении и в нашем городе со стороны «Объединения муниципальных биб­лиотек», комитета по культуре администрации г. Перми, школ. Например: организован конкурс «Любимый город», посвященный 285-летию г. Перми, Краевой детский фестиваль знатоков творчества Л.И. Кузьмина «Золотые острова», городской конкурс детского и юношеского лите­ратурного творчества «Острова вдохновения», городской конкурс «Наша семья — книжкины друзья», посвященный Году семьи в России (февраль — апрель 2008 года).

В городе делается достаточно много, но как привлечь детей в свою, школьную библиотеку? Несомненно, библиотекарь должен проводить всевозможные массовые мероприятия со свои­ми читателями. Но невозможно библиотечную работу с детьми измерять лишь количеством чи­тателей, книговыдач, посещений. Часто библио­текарь становится для ребенка другом, путевод­ной звездой в море литературы. Школьный биб­лиотекарь должен совместить в себе такие качества: быть творческой личностью, профес­сионалом, педагогом, психологом и другом.

Большой и интересный раздел работы школьной библиотеки — это краеведение. Пермских замечательных авторов очень много, а наши дети очень часто их не знают. Читают Марка Твена и Ханса Кристиана Андерсена, а с Львом Кузьминым и Евгенией Трутневой не зна­комы. На мой взгляд, школьная библиотека мо­жет взять на себя осуществление программы знакомства с пермскими авторами.

Программа «Литературное краеведение» была создана в рамках дополнительного обра­зования и апробировалась на ребятах, посеща­ющих группу продленного дня (1 класс).

Цель работы: раскрытие и обогащение ду­ховного мира ребенка с помощью формирова­ния его самостоятельной читательской деятель­ности на основе легенд, сказов, песенок, счита­лок, потешек народов Пермского края и книг пермских авторов, таких как Л. Кузьмин, Л. Да- выдычев, Б. Ширшов, Е. Трутнева, В. Воробьев, В. Телегина и других.

Знакомство с теоретической обоснован­ностью сказки, загадки, рассказа, стихотворе­ния, структурой книги. Обучение детей читать правильно, читать и запоминать прочитанное учителем, выделять ключевые слова и переска­зывать текст. Итогом прочтения того или иного произведения стал рисунок. С помощью рисо­вания можно вызвать у ребенка любовь к книге и развить наблюдательность. Маленькие дети не в силах написать отзыв о книге, но могут выра­зить свое впечатление от чтения в рисунках и поделках. Перед прочтением сказки или стиха все дети знают: потом будем рисовать по этой книжке. И тогда они слушают внимательно, их читательское восприятие обостряется. Перед рисованием обсуждаем, что и как дети собира­ются изображать, и при этом можно рассмот­реть иллюстрации в книге: как нарисовал худож­ник и как нарисуешь ты. В детских книгах иллю­страции выполнены с учетом детского восприятия, поэтому ребенок видит, как ему ри­совать. Но лучше сделать так: внимательно пос­мотреть на иллюстрацию, а потом закрыть книгу и рисовать самим, чтобы не было копирования и перерисовывания. А еще интереснее дать зада­ние самим придумать сюжеты, вчитываясь в текст. Детские рисунки на свободную и задан­ную темы — это полет фантазии и безудержное рисование, ничем не скованное. Каждый, кто наблюдает детей, знает, что детский рисунок — это быстрые зарисовки, когда ребенок, переда­вая свой впечатления, чувствует себя свидете­лем, а часто и участником изображаемого. Ри­суя, дети как бы проговаривают сюжет вслух или про себя. В определенном смысле детский ри­сунок подобен игре. Когда ребенок рисует, он с удовольствием общается со взрослыми и слу­шает советы, но лишь настолько, насколько они совпадают с его пониманием и желанием. С большой охотой дети откликаются на предложе­ние самостоятельно иллюстрировать стихи, пе­сенки или отдельные строки из них. Это занятие обостряет зоркость к поэтическому слову и поз­воляет лучше воспринять настроение стихотво­рения. У детей так богата фантазия, что взрос­лым и не вообразить, что и как они нарисуют. Сколько ребят, столько и вариантов. Мы, как лю­бящие родители, собираем рисунки в папки, всегда обсуждаем, рассматриваем их вместе с ребятами, вспоминая прочитанное в книге. В конце учебного года каждый получит ценный по­дарок — свои рисунки.

В течение года программа корректирова­лась по ходу занятий. Ученик, более подробно разбирающий в произведениях автора, лучше его запоминает, более глубоко разбирается в его творчестве. Учащийся может блеснуть эти­ми знаниями на уроке. Создается ситуация ус­пешности ученика. Итог работы: папка с рисун­ками, посвященными произведениям пермских авторов, участие в городском творческом кон­курсе «Любимый город», посвященном 285-ле­тию Перми. В номинациях «Лучший чтец» (на лучшее исполнение стихотворения пермского поэта) и «Юный художник» (на лучший рисунок о городе), участвуют все ребята.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жукова Т.Д. Родительское собрание по детскому чтению. — М„ 2007.
  2. Подсказка для взрослых. Приложение к журналу «Читайка» для родителей, воспитателей, учителей и библиотекарей. Движение «Молодая Россия читает», проект «Родительское собрание по детскому чтению».
  3. Сокольская Л.В. Материнское чтение №54 — М., 2007.
  4. Михнова И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решения. Практи­ческое пособие.— М., 2000.
  5. Новые технологии в работе детских библиотек. Пермь, 2004.
  6. Использованы также статьи журналов «Библио­тека» и «Школьная библиотека».

ПРОГРАММА

занятий в рамках дополнительного образования,

кружка «Литературное краеведение»

(учащиеся 1—4 классов).

Составитель: Орехова Ю.В.

Введение

У профессии библиотекаря есть все шансы не стать отживающей свой век, а уверенно су­ществовать в новом тысячелетии. Использова­ние библиотекарями технических средств и кра­сочных наглядных пособий, проведение экскур­сий, знакомство детей с книгами способствует развитию познавательной активности, воспита­нию любознательности.

Воспитание Читателя — одна из важнейших задач школы, а значит и библиотеки. У библио­теки и учителей цель одна — научить ребенка любить книгу и понимать ее. Только таким обра­зом можно воспитать человека грамотного, раз­витого, интеллектуального.

Мир ребенка должен состоять из красок, звуков, света, фантазии, творчества и сказки. Главное — не заставлять ребенка, а приглашать его к сотрудничеству и взаимопониманию, сде­лать каждую встречу с книгой праздником. Ведь в мире нет ничего более праздничного, чем чте­ние и игра. Прививая любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным. Если ребенок задает вопросы по поводу непонятных слов или выражений, если он справляется с за­даниями: озаглавить текст, разделить на смыс­ловые части, выделить микротемы, составить план прочитанного, если он сможет пересказать подробности выборочно, — тогда можно гово­рить, что ребенок читает сознательно. Но этого мало. Нужно, чтобы чтение было еще и вырази­тельным, т.е. голосом (громче, тише), интонаци­ей, темпом ребенок смог передать идею произ­ведения. Работы для взрослых, творчески под­ходящих к процессу воспитания юного читателя, немало. Ребенку, умеющему правильно читать и понимать прочитанное, все предметы будут да­ваться легко.

Именно на такое осознанное чтение направ­лена работа детей и педагога дополнительного образования в кружке: «Литературное краеве­дение».

Поурочное планирование 2007/08 уч. год

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1

2

3

4

5

1.

Решение организационных вопросов.

 

1

 

2.

Раздел I. «Первые шаги».

Мир сказок и загадок. Полезная информация по теме. Путешествие к истокам сказок и загадок.

1

   

3.

Знакомство и разбор сказок: коми-пермяцкая «Медвежья нянюшка», башкирская «Акъял-богатырь«, русская «Снегурушка», песенки, считалки, заклички народов Пермского края.

3

   

4.

Посещение киносалона «Премьер», просмотр сказок.

 

2

 

5.

Сказки в рисунках. Выставка.

 

1

 

6.

Турнир знатоков русских и других загадок.

 

1

 
       

9

1.

2.

Сказки пермских писателей. Обзор книг писателей-сказочников пермского края. Полезная информация.

Тема занятия. В. Воробьев. Информация о писателе. Знакомство и разбор сказок: «Самого сильного в траве не видать», «Лиса и волк», «Как Дед Мороз парад принимал».

1

2

   

3.

Иллюстрирование понравившейся сказки.

 

1

 
       

4

1.

Рассказ — что это? Полезная информация. А. Тумбасов. Знакомство с автором.

2

   

2.

Знакомство с рассказами из разных книг: «Капельки», «Облет», «Драчун», «Смелый гриб» и др.

2

   

3.

Иллюстрации к произведениям. Выставка.

 

1

 
       

5

1.

Что такое роман.

1

   

2.

Л. Давыдычев. Информация о писателе.

1

   

3.

Знакомство с романами писателя: «Жизнь Ивана Семенова...», «Друзья мои приятели», «Милая Людмила» и др.

2

   

 

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

4.

Посещение киносалона «Премьер», просмотр х/ф «Жизнь Ивана Семенова».

 

2

 

5.

Выполнение рисунков к книгам писателя.

 

1

 

6.

Участие в выставке в библиотеке им. Л. Кузьмина, посвященной 80- летию со дня рождения Л. Давыдычева.

 

1

 

7.

Игра «Что? Где? Когда?» по творчеству Л. Давыдычева.

 

1

 
       

9

1.

Что такое чистоговорка и скороговорка, их отличия.

1

   

2.

Турнир знатоков скороговорок.

 

1

 
       

2

1.

Стихотворение — особая форма литературного творчества.

Обзор книг писателей Пермского края.

1

   

2.

Л. Кузьмин. Знакомство с писателем и его стихами: «Звездочет», «Возвращение слона» и др.

2

   

3.

Подготовка инсценировки по стихам Л. Кузьмина. Выступление на параллели.

 

2

 

4.

Экскурсия в библиотеку им. Л. Кузмина.

 

2

 
     

t

7

5.

Умеете ли вы правильно читать? Полезная информация.

1

   

6.

Знакомство с фрагментом рассказа Г. Штоля о Демосфене (ораторе древности). Обсуждение текста.

 

1

 
       

2

7.

В. Телегина. Полезная информация об авторе. Знакомство с творчеством: «История про шнурок ...», и др.

2

   

8.

Создай книжку-самоделку. Участие в конкурсе на лучшую книгу.

 

2

 
       

4

9.

Б. Ширшов и его стихи. «Баллада о возвращении», «Вруны».

2

   

10.

Турнир знатоков загадок по книге Б.Ширшова «100 загадок».

 

1

 

11.

Самоделки: книжки-загадки.

 

2

 
       

5

12.

Читаем, понимаем, запоминаем. Беседуем с текстом.

 

1

 

13.

Ключевые слова. Развиваем выразительность.

 

1

 
       

2

14.

Посещение музея им. Е. Трутневой. Библиотека № 5.

 

2'

 

 

Окончание таблицы

1

2

3

4

5

15.

Знакомство с книгами Е. Трутневой.

1

   

16.

Выбор стихотворения для заучивания из книг Е. Трутневой.

 

1

 

17.

Учимся запоминать. Главное и второстепенное.

 

1

 

18.

Конкурс чтецов.

 

1

 

19.

Знакомство со сказкой Е. Трутневой «Дед Ерема».

 

1

 

20.

Инсценировка сказки «Дед Ерема».

 

4

 

21.

Выступление со сказкой.

 

4

 
       

15

1.

Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?» по изученным авторам и произведениям.

 

1

 

2.

Составление кроссворда «Писатели родного края», защита.

 

1

 

3.

Экскурсия по городу «Пермь литературная».

 

2

 
       

4

       

68

 

[I] <...> Число постоянно читающих людей за последнее десятилетие уменьшилось с 48% в 1991 г. до 28% в 2005 г. Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. — только 24%. В 1970-е гг. регулярно читали детям в 80% се­мей, а сегодня только в 7%. Вообще не читают книг 34%, а 40% читают от случая к случаю, (по данным журнала «Книж­ное обозрение», № 39, 2005 г. и журнала «Библиотека» №1, 2007 г.). Что касается детского чтения: любят читать — младшие школьники — 43%, старшие — 17%, не любят чи­тать: младшие школьники — 8%, старшие — 17%, не читают ничего, кроме заданий учителя — 10% школьников, читают только развлекательную литературу — 40% учащихся, чита­ют познавательную литературу — 21%, читают для самооб­разования — 10% школьников (В.П. Чудинова // «Школьная библиотека». 2003. № 8).