Васильев Г. Работа библиотеки по духовно-историческому воспитанию учащихся / Г. Васильев // Школьная библиотека. – 2008. – № 6-7. – С. 91-93.

«Воспитанники интерната, лишенные полноценного родительского попечения, остро нуждаются в нравственной ориентации на идеальный образ настоящего мужчины и идеальный образ жизни настоящей женщины», — пишет Г.Н. Васильев. Литературно-краеведческая работа в Псковской школе-интернате — не одноразо­вое мероприятие. Ребята «живут» этой деятельностью: пишут стихи, участвуют в литературных чтениях, сами готовят литературные праздники.

Совсем не случайно и девизом I съезда школьных библиотекарей в прошлом году и названием данной секции в этом стали слова Николая Александровича Рубакина «Чтение — только начало. Творчество жизни — вот цель».

Президент Русской школьной библиотеч­ной ассоциации Т. Д. Жукова в своем выступ­лении на I съезде школьных библиотекарей го­ворила о том, что нужен прорыв, который сделает школьную библиотеку динамич­ным ресурсом образования.

Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко также отметил, что библиотека должна стать информационным центром школы и базой развития инновационного мышления.

В школе-интернате города Пскова уже на протяжении целого ряда лет проводится целе­направленная работа в данном направлении. Ее первым шагом стало создание Центра об­разовательного краеведения, задачами которого являются:

1. Воспитание у учащихся любви к род­ному городу как к своей малой Родине, чувства сопричастности к замечательной истории и культуре родного края и ответ­ственности за будущее Псковской земли, за будущее российской культуры.

2. Развитие духовного кругозора уча­щихся, их способностей к художественно-образному восприятию мира, привитие любви к книге.

Уже на протяжении целого ряда лет в школе работает творческая группа педагогов по изу­чению русской традиционной культуры. Еще в 1998 году в школе-интернате с целью изуче­ния состояния и определения перспектив раз­вития учебно-воспитательного процесса пе­дагогический коллектив под руководством за­ведующего (в то время) Педагогическим центром русской народной культуры ПОИПКРО (Псковский областной институт повышения квалификации работников образования) А.С. Метелягина провел исследования по выявлению как позитивных, так и негативных явлений, тенденций в жизнедеятельности школы. К чис­лу негативных тенденций относились специ­фические трудности в формировании личнос­ти воспитанников интерната, когда на детей отрицательное влияние оказывают их прош­лое и бывшие родители.

Воспитанники интерната, лишенные полно­ценного родительского попечения, остро нуж­даются в нравственной ориентации на идеаль­ный образ настоящего мужчины и на идеаль­ный образ жизни настоящей женщины. Было решено, что дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек в соответ­ствии с национальными мировоззренческими принципами и ценностями как основой народ­ной педагогики должен органично вписывать­ся в систему воспитательных мер — действий педагогического коллектива школа. На разра­ботку такой программы и были направлены усилия педагогов творческой группы. Основ­ной частью Программы явилось приобщение воспитанников к литературному нас­ледию края, а также и воспитание их как будущих родителей, которые смогут дать своим детям радость общения с книгой с раннего детства.

Для решения этих задач мы перепробовали большое количество средств, но остановились на организации внеклассной краеведческой работы как наиболее эффективной форме. Че­рез краеведение можно решать буквально все воспитательные и образовательные задачи, в том числе и привитие любви к чтению. И причем делать это, оказывается, можно так, что детей будет буквально «не оття­нуть за уши» от книги. Несколько примеров:

  1. Общеизвестная форма работы — лите­ратурные игры, а если их придумывают сами дети? Тем более, что в настоящее время поя­вилась помощь компьютерных технологий. Но мы это начали делать еще без использования новых технологий. Вот пример игры «Архи­тектурные памятники Пскова в стихах»: учащиеся подбирают стихотворение и к нему изготавливают карточки с фотографиями, ри­сунками, схемами, цитатами и т.п. об этом па­мятнике. В ходе игры зачитываются стихи, а задача игроков — предъявить жюри все кар­точки, имеющие, на их взгляд, отношение к стихам. Эта игра получила приз областного детского конкурса разработок игр.
  2. Краеведческая легенда — это всегда интересно, но плохо то, что их очень мало. А если самим попробовать их разыскивать и за­писывать? И вот в школе появляется топони­мический кружок, и воспитанники, изучая то­понимы края, записывают изумительной кра­соты легенды — такие, например, как об истории происхождения названия деревень Молгово и Обижа.

Деревня Молгово расположена на бере­гу реки Обижа, у самого её впадения в Псковское озеро.

Одна из легенд о происхождении назва­ния деревушки рассказывает: здесь из­давна жили рыбаки, которые выходили на своих лодках за уловом в Псковское озеро. И немало их погибло в ненастную погоду в его водах. Часто не могли родные отыскать тела утонувших рыбаков. По ночам, в не­настье, накатываясь на берег, который здесь, как и во всех рыбацких селениях, называется «мол»[1], волны озера шумят особенно громко. Жителям же деревни, потерявшим своих родных, казалось, что это не просто «плеск и говор» волн, а это души утонувших в озере обращаются к своим родным. И вначале этот берег назы­вали «Мол говорит» (то есть «говорящий берег»), а потом название сократилось до «Молгово», и так позднее стали называть расположенную на берегу деревню.

  1. Литературные праздники — эта форма повсеместно и широко распространена. А что­бы такой праздник запомнился, надо привлечь детей к самой его подготовке и «сделать праздник» своими руками, и причем праздник должен быть обязательно необычным. Таким как, например, «Праздник слез» по Житию Че­ловека Божия Алексея (Одноименная церковь находится недалеко от школы).

В школе разработаны и успешно апробиро­ваны специальные учебные программы, пре­подаваемые в рамках МХК и Истории Псковс­кого края: «Культура древнего Пскова» (Архи­тектура и живопись) и «Литература древнего Пскова», одобренные ПОИПКРО, работает ли­тературный клуб старшеклассников (руково­дитель — Емельянова С.И.)

Своеобразным отчетом сделанного в шко­ле за год являются Крыпецкие[2] православные литературно-педагогические чтения. Их цель — попытаться глубже уяснить значение пра­вославия для возрождения Псковского края, определить его роль и важнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения в рам­ках отдельного образовательного учреждения и, разумеется, привитие любви к книге. Чте­ния посвящены памяти Е.Н. Морозкиной и проходят в стенах Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря. Почему чтения были посвящены памяти Елены Николаевны Мороз­киной? Об этом хорошо сказала в своем выс­туплении на первых чтениях воспитанница школы Татьяна Семенова: «Псковский поэт С. Болотцев назвал Елену Николаевну “под­вижницей”; во всем она была ею. Во всех де­лах и деяниях, которыми она занималась в те­чение своей многотрудной жизни». И с этим нельзя не согласиться:

1. Елена Николаевна — солдат Великой Отечественной войны, «зенитчица»-рядовая в артиллерийском подразделении. И этот тяг­чайший труд был осилен юной девушкой.

  1. Елена Николаевна — истинно русская по­этесса. И все, чем она занималась в своей жизни, становилось поэзией.
  2. Елена Николаевна — талантливый рес­тавратор и искусствовед. Она не работала в тиши кабинета. Она много странствовала по Руси и стала, по ее признанию, «настоящей скобарихой», исследуя и возрождая сокрови­ща — жемчужины древнерусского зодчества Псковского края.

Но даже если бы только одно дело в своей жизни сделала Е. Н. Морозкина — спасла одну из самых заповедных святынь православного благочестия на Псковщине — Иоанно-Богословский монастырь — и тогда она была бы достойна этого титула.

Не был случайным и выбор места для про­ведения чтений. Учащиеся школы, члены крае­ведческого кружка, познакомились с замеча­тельным памятником псковской средневеко­вой архитектуры — Крьпецким монастырем — еще при жизни Е.Н. Морозкиной. Тогда он на­ходился в руинах, но, несмотря на запустение, очаровывал всех. И когда он стал возрождать­ся, кому-то из наших кружковцев пришла мысль о том, что очередные школьные крае­ведческие чтения можно провести в восста­новленных стенах библиотеки монастыря, не­когда славившейся на всю Россию, где свято чтят память спасительницы — Елены Никола­евны. И все книги, рассказывающие об обите­ли, начинают ее четверостишием:

И каждый камень пел,

И своды пели хором,

И небо, словно перл,

Светилось внутрь собора.

Чтобы по-настоящему любить свое Отече­ство, надо как можно лучше знать его.

Участников чтений всегда гостеприимно встречали насельники монастыря. Литератур­ные чтения невозможны без стихов, и их всег­да бывает мною. Звучат не только стихи Е.Н. Морозкиной, свои стихи читают и педаго­ги и воспитанники.

Вот одно из стихотворений, посвященное Елене Морозкиной:

Она ушла, оставив нам в наследство

Дорогу к храму в крыпецкой глуши,

Что проложила по веленью сердца,

По зову очарованной души.

Она ушла, и камни замолчали,

Прислушиваясь к музыке небес.

Молился стог, и звезды освещали

Воспетый ею край святых чудес.

Одно из стихотворений, написанное Л.П. Носковой совместно с воспитанниками, настолько понравилось настоятелю монастыря, что он даже попросил нас отыскать человека, кото­рый мог положить эти стихи на ноты с тем, что­бы они стали своеобразным «гимном» монас­тыря. Мы нашли такого человека: Татьяна Лап­тева, член Союза композиторов России, согласилась положить стихи на музыку. И на вторых чтениях впервые прозвучало это про­изведение.

Результат нашей работы виден и в высоких оценках, полученных школой-интернатом только за этот учебный год.

Школьным научным обществом учащихся было решено направить тезисы выступлений учащихся школы на Крыпецких чтениях на кон­курс творческих работ школьников «Первоот­крыватели духовных и государственных прост­ранств России», проведенный в этом учебном году Центром национальной славы России. Работа учащихся заняла 3 место.

Стихи учащихся были отмечены дипломами Всероссийского детского конкурса «Святые заступники Руси», Областного конкурса стихов и исследовательских работ, конкурса «Венок славы Александра Невского», посвященных 100-летию храма Александра Невского.

Творческой группе педагогов школы был вручен Диплом лауреатов Всероссийского конкурса «Образование — взгляд в будущее», а работа «Организация внеклассной работы по краеведению (Из опыта работы школы-интер­ната)» на Всероссийском конкурсе «Педагоги­ческие инновации» была отмечена медалью Януша Корчака. А главной наградой для нас является растущий интерес к книге у наших воспитанников.

Г.Н. ВАСИЛЬЕВ, заместитель директора по УВР МОУ «Псковская общеобразовательная школа-интернат», г. Псков

 

[1] Мол — [от латин, moles — насыпь]. — Сооружение в ви­де вала, устраиваемое у входа в порт для защиты судов от морских волн.

[2] Преподобный Савва Крыпецкий был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков.