Васильев Г. Работа библиотеки по духовно-историческому воспитанию учащихся / Г. Васильев // Школьная библиотека. – 2008. – № 6-7. – С. 91-93.
«Воспитанники интерната, лишенные полноценного родительского попечения, остро нуждаются в нравственной ориентации на идеальный образ настоящего мужчины и идеальный образ жизни настоящей женщины», — пишет Г.Н. Васильев. Литературно-краеведческая работа в Псковской школе-интернате — не одноразовое мероприятие. Ребята «живут» этой деятельностью: пишут стихи, участвуют в литературных чтениях, сами готовят литературные праздники.
Совсем не случайно и девизом I съезда школьных библиотекарей в прошлом году и названием данной секции в этом стали слова Николая Александровича Рубакина «Чтение — только начало. Творчество жизни — вот цель».
Президент Русской школьной библиотечной ассоциации Т. Д. Жукова в своем выступлении на I съезде школьных библиотекарей говорила о том, что нужен прорыв, который сделает школьную библиотеку динамичным ресурсом образования.
Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко также отметил, что библиотека должна стать информационным центром школы и базой развития инновационного мышления.
В школе-интернате города Пскова уже на протяжении целого ряда лет проводится целенаправленная работа в данном направлении. Ее первым шагом стало создание Центра образовательного краеведения, задачами которого являются:
1. Воспитание у учащихся любви к родному городу как к своей малой Родине, чувства сопричастности к замечательной истории и культуре родного края и ответственности за будущее Псковской земли, за будущее российской культуры.
2. Развитие духовного кругозора учащихся, их способностей к художественно-образному восприятию мира, привитие любви к книге.
Уже на протяжении целого ряда лет в школе работает творческая группа педагогов по изучению русской традиционной культуры. Еще в 1998 году в школе-интернате с целью изучения состояния и определения перспектив развития учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив под руководством заведующего (в то время) Педагогическим центром русской народной культуры ПОИПКРО (Псковский областной институт повышения квалификации работников образования) А.С. Метелягина провел исследования по выявлению как позитивных, так и негативных явлений, тенденций в жизнедеятельности школы. К числу негативных тенденций относились специфические трудности в формировании личности воспитанников интерната, когда на детей отрицательное влияние оказывают их прошлое и бывшие родители.
Воспитанники интерната, лишенные полноценного родительского попечения, остро нуждаются в нравственной ориентации на идеальный образ настоящего мужчины и на идеальный образ жизни настоящей женщины. Было решено, что дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек в соответствии с национальными мировоззренческими принципами и ценностями как основой народной педагогики должен органично вписываться в систему воспитательных мер — действий педагогического коллектива школа. На разработку такой программы и были направлены усилия педагогов творческой группы. Основной частью Программы явилось приобщение воспитанников к литературному наследию края, а также и воспитание их как будущих родителей, которые смогут дать своим детям радость общения с книгой с раннего детства.
Для решения этих задач мы перепробовали большое количество средств, но остановились на организации внеклассной краеведческой работы как наиболее эффективной форме. Через краеведение можно решать буквально все воспитательные и образовательные задачи, в том числе и привитие любви к чтению. И причем делать это, оказывается, можно так, что детей будет буквально «не оттянуть за уши» от книги. Несколько примеров:
- Общеизвестная форма работы — литературные игры, а если их придумывают сами дети? Тем более, что в настоящее время появилась помощь компьютерных технологий. Но мы это начали делать еще без использования новых технологий. Вот пример игры «Архитектурные памятники Пскова в стихах»: учащиеся подбирают стихотворение и к нему изготавливают карточки с фотографиями, рисунками, схемами, цитатами и т.п. об этом памятнике. В ходе игры зачитываются стихи, а задача игроков — предъявить жюри все карточки, имеющие, на их взгляд, отношение к стихам. Эта игра получила приз областного детского конкурса разработок игр.
- Краеведческая легенда — это всегда интересно, но плохо то, что их очень мало. А если самим попробовать их разыскивать и записывать? И вот в школе появляется топонимический кружок, и воспитанники, изучая топонимы края, записывают изумительной красоты легенды — такие, например, как об истории происхождения названия деревень Молгово и Обижа.
Деревня Молгово расположена на берегу реки Обижа, у самого её впадения в Псковское озеро.
Одна из легенд о происхождении названия деревушки рассказывает: здесь издавна жили рыбаки, которые выходили на своих лодках за уловом в Псковское озеро. И немало их погибло в ненастную погоду в его водах. Часто не могли родные отыскать тела утонувших рыбаков. По ночам, в ненастье, накатываясь на берег, который здесь, как и во всех рыбацких селениях, называется «мол»[1], волны озера шумят особенно громко. Жителям же деревни, потерявшим своих родных, казалось, что это не просто «плеск и говор» волн, а это души утонувших в озере обращаются к своим родным. И вначале этот берег называли «Мол говорит» (то есть «говорящий берег»), а потом название сократилось до «Молгово», и так позднее стали называть расположенную на берегу деревню.
- Литературные праздники — эта форма повсеместно и широко распространена. А чтобы такой праздник запомнился, надо привлечь детей к самой его подготовке и «сделать праздник» своими руками, и причем праздник должен быть обязательно необычным. Таким как, например, «Праздник слез» по Житию Человека Божия Алексея (Одноименная церковь находится недалеко от школы).
В школе разработаны и успешно апробированы специальные учебные программы, преподаваемые в рамках МХК и Истории Псковского края: «Культура древнего Пскова» (Архитектура и живопись) и «Литература древнего Пскова», одобренные ПОИПКРО, работает литературный клуб старшеклассников (руководитель — Емельянова С.И.)
Своеобразным отчетом сделанного в школе за год являются Крыпецкие[2] православные литературно-педагогические чтения. Их цель — попытаться глубже уяснить значение православия для возрождения Псковского края, определить его роль и важнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения в рамках отдельного образовательного учреждения и, разумеется, привитие любви к книге. Чтения посвящены памяти Е.Н. Морозкиной и проходят в стенах Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря. Почему чтения были посвящены памяти Елены Николаевны Морозкиной? Об этом хорошо сказала в своем выступлении на первых чтениях воспитанница школы Татьяна Семенова: «Псковский поэт С. Болотцев назвал Елену Николаевну “подвижницей”; во всем она была ею. Во всех делах и деяниях, которыми она занималась в течение своей многотрудной жизни». И с этим нельзя не согласиться:
1. Елена Николаевна — солдат Великой Отечественной войны, «зенитчица»-рядовая в артиллерийском подразделении. И этот тягчайший труд был осилен юной девушкой.
- Елена Николаевна — истинно русская поэтесса. И все, чем она занималась в своей жизни, становилось поэзией.
- Елена Николаевна — талантливый реставратор и искусствовед. Она не работала в тиши кабинета. Она много странствовала по Руси и стала, по ее признанию, «настоящей скобарихой», исследуя и возрождая сокровища — жемчужины древнерусского зодчества Псковского края.
Но даже если бы только одно дело в своей жизни сделала Е. Н. Морозкина — спасла одну из самых заповедных святынь православного благочестия на Псковщине — Иоанно-Богословский монастырь — и тогда она была бы достойна этого титула.
Не был случайным и выбор места для проведения чтений. Учащиеся школы, члены краеведческого кружка, познакомились с замечательным памятником псковской средневековой архитектуры — Крьпецким монастырем — еще при жизни Е.Н. Морозкиной. Тогда он находился в руинах, но, несмотря на запустение, очаровывал всех. И когда он стал возрождаться, кому-то из наших кружковцев пришла мысль о том, что очередные школьные краеведческие чтения можно провести в восстановленных стенах библиотеки монастыря, некогда славившейся на всю Россию, где свято чтят память спасительницы — Елены Николаевны. И все книги, рассказывающие об обители, начинают ее четверостишием:
И каждый камень пел,
И своды пели хором,
И небо, словно перл,
Светилось внутрь собора.
Чтобы по-настоящему любить свое Отечество, надо как можно лучше знать его.
Участников чтений всегда гостеприимно встречали насельники монастыря. Литературные чтения невозможны без стихов, и их всегда бывает мною. Звучат не только стихи Е.Н. Морозкиной, свои стихи читают и педагоги и воспитанники.
Вот одно из стихотворений, посвященное Елене Морозкиной:
Она ушла, оставив нам в наследство
Дорогу к храму в крыпецкой глуши,
Что проложила по веленью сердца,
По зову очарованной души.
Она ушла, и камни замолчали,
Прислушиваясь к музыке небес.
Молился стог, и звезды освещали
Воспетый ею край святых чудес.
Одно из стихотворений, написанное Л.П. Носковой совместно с воспитанниками, настолько понравилось настоятелю монастыря, что он даже попросил нас отыскать человека, который мог положить эти стихи на ноты с тем, чтобы они стали своеобразным «гимном» монастыря. Мы нашли такого человека: Татьяна Лаптева, член Союза композиторов России, согласилась положить стихи на музыку. И на вторых чтениях впервые прозвучало это произведение.
Результат нашей работы виден и в высоких оценках, полученных школой-интернатом только за этот учебный год.
Школьным научным обществом учащихся было решено направить тезисы выступлений учащихся школы на Крыпецких чтениях на конкурс творческих работ школьников «Первооткрыватели духовных и государственных пространств России», проведенный в этом учебном году Центром национальной славы России. Работа учащихся заняла 3 место.
Стихи учащихся были отмечены дипломами Всероссийского детского конкурса «Святые заступники Руси», Областного конкурса стихов и исследовательских работ, конкурса «Венок славы Александра Невского», посвященных 100-летию храма Александра Невского.
Творческой группе педагогов школы был вручен Диплом лауреатов Всероссийского конкурса «Образование — взгляд в будущее», а работа «Организация внеклассной работы по краеведению (Из опыта работы школы-интерната)» на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» была отмечена медалью Януша Корчака. А главной наградой для нас является растущий интерес к книге у наших воспитанников.
Г.Н. ВАСИЛЬЕВ, заместитель директора по УВР МОУ «Псковская общеобразовательная школа-интернат», г. Псков
[1] Мол — [от латин, moles — насыпь]. — Сооружение в виде вала, устраиваемое у входа в порт для защиты судов от морских волн.
[2] Преподобный Савва Крыпецкий был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков.