Баранова С. Неразрывная связь событий и традиций / С. Баранова // Школьная библиотека. – 2009. – № 6-7. – С. 114-121.
Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Д.С. Лихачёв
Краеведение — это большой труд, который требует большой отдачи, времени и сил. Интерес к краеведческой тематике, я думаю, будет всегда. Ведь не хлебом единым жив человек. Он жив еще и неразрывной связью событий и традиций, наследием и памятью предков.
В современных условиях развития образования повышается роль школьных библиотек в решении педагогических, воспитательных и социальных функций образовательных учреждений. Библиотека как структурное подразделение школы становится центром информационного сопровождения интеллектуального развития школьника, а сотрудник библиотеки — равным партнером учителя в решении этой задачи.
Современный сотрудник школьной библиотеки — это и учитель, и библиотекарь, и педагог-организатор внеклассной работы, и информационный менеджер, и специалист по связям с общественностью.
Краеведение сегодня по праву считается одним из основных направлений в работе библиотек. Традиционно задачами библиотечного краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего края, развитие у читателей интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.
Сегодня краеведческое образование и воспитание приобретает ведущую роль в решении задач патриотического и нравственного становления личности обучающегося. Школьные библиотеки не должны оставаться в стороне, так как именно у них есть возможности вести информационную, образовательную и просветительскую работу в области краеведения.
Помочь учащимся сформировать исторические знания и исследовательские умения, уважительное отношение к традициям и обычаям своей малой родины — задача, которую ставит перед собой педагогический коллектив и школьная библиотека Ерденевской средней общеобразовательной школы. В плане работы школьная библиотека традиционно выделяет специальный раздел, аккумулирующий работу по патриотическому воспитанию школьников и краеведческому просвещению педагогов и родителей. Это и позволяет школьной библиотеке стать информационным центром в этой области.
Содержание деятельности во многом определяется наличием в фондах литературы соответствующей тематики. Объединить сведения о книжных изданиях и статьях по истории Малоярославецкого края в одном месте позволяют тематические картотеки, базы данных, библиографические списки. Мы видим в процессе изучения краеведческого материала основу нашей образовательной и воспитательной деятельности с учениками и учителями.
Краеведение — это возможность увидеть мир в капле воды.
Н.Н. Баранский
СЛОВО О КРАЕВЕДЕНИИ
Основная функция краеведения — воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к родному городу, краю, области. Это способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс, помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма. А.С. Барков говорил, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному всестороннему познанию края». Важнейшими особенностями школьного краеведения является его полезная общественная направленность, а также поисково-исследовательский характер. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
БИБЛИОТЕКА - КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Большое значение придается школьной библиотеке как краеведческому информационному центру. Одной из задач в рамках этого направления является воспитание и образование молодежи в органичной связи с родным краем. Важно не только передавать разнообразные краеведческие знания, но и прививать навыки самостоятельной краеведческой исследовательской работы. Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе, а сегодня краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие, специфические потребности и интересы региона в области образования.
Библиотека нашей школы является краеведческим информационным центром, она осуществляет полноценную информационную поддержку краеведческой исследовательской работы школьников и педагогов в рамках учебного процесса, формирует у читателей систему знаний о краеведении, устойчивый интерес к краеведческой литературе, привлекает молодежь к изучению истории родного края, воспитывает гражданско-патриотическое чувство. Для этого нашей библиотекой была проведена следующая работа:
- Разработка перспективных документов развития школьной библиотеки с учетом краеведческих приоритетов.
- Изучены учебные планы и разработаны краеведческие учебные курсы.
- Изучены учебные программы для создания банка данных краеведческой литературы по тематическим разделам.
- Ведется работа по комплектованию краеведческого фонда недостающей литературой и ведению краеведческого справочно-библиографического аппарата.
- Работа по популяризации и пропаганде краеведческого фонда ведется путем:
- тематических обзоров,
- книжных выставок,
- выставок новых поступлений.
- Проведение массовых мероприятий краеведческого характера, пробуждающих интерес к краеведческой литературе и исследовательской работе.
- Создание в нашей библиотеке комфортных условий для самостоятельной краеведческой исследовательской работы.
- Разработка и реализация исследовательских проектов по краеведческим темам.
Библиотека — это прежде всего хранилище духовного, исторического, литературного наследия народа. Нашей библиотекой на 1 января 2009 года собрано 143 экземпляра книг по краеведению, 28 фотоматериалов, 11 исторических документов, 2 видеоматериала, собрана подшивка периодической печати района и области. Собирая материалы, я часто обращалась к местным жителям, властям поселка, краеведческому музею г. Малоярославца, архивным документам и с благодарностью принимала любую информацию, касающуюся истории края.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКИ С УЧИТЕЛЯМИ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Библиотека совместно с учителями, классными руководителями ведет краеведческую работу по разным направлениям.
Образовательное направление
Учителями нашей школы были сделаны методические разработки краеведческих уроков в муниципальный сборник «Изучаем родной карай» для интегрированных курсов «Краеведение» по различным предметам. На основе этого курса и проводятся краеведческие уроки по истории, биологии и географии. Большой материал, дополнительные сведения и факты — все это должно заинтересовывать, помогать ученикам осваивать новые знания.
В учебном плане школы предусмотрены уроки краеведения по предметам: история, география, биология, изобразительное искусство, МХК, технология и другие. Например:
- Калужский край в период борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием.
- Малоярославец в ходе Отечественной войны 1812 года.
- Малоярославец в период оккупации. Герои-малоярославчане.
- Калужская область на географической карте.
- Реки Калужской области.
- Роза ветров своей местности. Практическая работа.
- Заповедник «Калужские засеки» и его обитатели. Индивидуальная работа
учеников по краеведению в нашей школе предполагает чтение литературы по местной истории, подготовку рефератов и докладов, описание памятников истории и культуры, изготовление наглядных пособий.
На библиотечных уроках тоже неоднократно поднимались вопросы истории и культуры нашего края.
- Библиотечный урок «Страницы боевого прошлого нашего края» рассказывает о сражениях, которые проходили на территории нашей области. Это и Великое стояние на реке Угре, и Малоярославецкое сражение 1812 года, и битва в 1941 году на Ильинских рубежах.
- «Художник — всегда творец». Это урок, посвященный художникам Малоярославца Чернявской, Куликову, Жлобовичу, Пугачеву, их персональным выставкам в Малоярославецкой картинной галерее.
- Урок «Знаменитые люди Калужской области» посвящен нашим землякам (это Циолковский, Цветаева, Жуков, Чебышев, Баженов), их жизни, творчеству, подвигам и победам.
- А на уроке «Писатели — земляки» была организована встреча с писателем из поселка Детчино Николаем Петровичем Ященко. Состоялось живое непосредственное общение, звучали стихи, рассказ о жизни и творчестве. В конце встречи библиотека школы получила в дар книгу с автографом нашего земляка.
К библиотечным урокам ребятами подготовлены рефераты: «История Малоярославца», «Малоярославец — город-памятник», «Наши земляки — герои Советского Союза», «Мой взгляд на природу родного края». Написаны доклады про Жукова, Циолковского, Куликова, сделаны подшивки со статьями из районных и областных газет, где говорится об истории нашего края.
Не первый год в школе работает кружок «Краеведческий туризм» под руководством учителя высшей категории, лауреата конкурса «Учитель года — 2008» Долгачевой Елены Аркадьевны. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. А интересная, насыщенная программа кружка привлекает большое количество учеников, начиная с 5 и по 11 класс. Елена Аркадьевна умело сочетает теоретические занятия с проведением экскурсий. Периодически работа кружка освещается в газете «Вестник краеведа».
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Эта работа захватила всех: и учителей, и учеников нашей школы, и родителей. В ходе исследования учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми в различных научных направлениях, учатся самостоятельно добывать знания. Первоначальный этап любой краеведческой исследовательской работы основывается на поиске, изучении и переработке источников информации по данной теме. Этот этап труден для школьников, в такой ситуации проведение библиотечных уроков «Основы информационной культуры» нельзя переоценить. Только овладев необходимыми знаниями, можно плодотворно работать над проектами.
Так, учениками нашей школы был выполнен исследовательско-прикладной проект «Гербы городов Калужской области». Изучена история происхождения этих городов, выполнены эскизы, а затем эти гербы сделали при помощи природных материалов. Сейчас эти поделки используются в качестве наглядного материала на уроках истории и географии. А ученицей 8 класса Семочкиной Марией был написан проект «Исторические места г. Малоярославец» — руководитель проекта учитель Долгачева Е.А. С этим проектом наша школа участвовала в краеведческой конференции, посвященной памяти Юдина.
Еще одна проектная работа, «Демографический анализ деревни Максимовка» (по географии), была посвящена демографическим процессам деревни. В ходе работы ученик 10 класса Баранов Семен работал с первоисточниками — «похозяйственными» книгами этой деревни, проводил опросы населения, работал с краеведческой литературой. Выводы и предложения по этому проекту были доведены до сведения районных властей. Неравнодушие, активная гражданская позиция старшеклассника помогла жителям этой деревни. Было сделано освещение улиц, начал движение автобус сообщением Максимовка — Малоярославец, улучшилось дорожное покрытие.
По экологии учениками была подготовлена целая серия проектов, каждый из которых имеет практическую значимость для жителей нашей местности. Это работы «Экологическое состояние пруда “Озерное”», «Проблема очистки сточных вод поселка Головтеево Малоярославецкого района Калужской области», «Питьевая вода поселка Головтеево». Каждая из этих работ была высоко оценена на областной экологической олимпиаде.
На областной Космический фестиваль была представлена работа «Прогулки по Галактике с Циолковским», где ученик подробно рассказал о жизни великого ученого, об основных его открытиях, которые в большинстве своем еще не используются. Поражают своей грандиозностью планы великого ученого в освоении космического пространства.
Много творческих проектов, имеющих краеведческое направление, сделано под руководством учителя технологии Табановой О.Н.:
- «Исторические места г. Малоярославец» (лауреат и медалист ВВЦ).
- «Альпийская горка» (лауреат и медалист ВВЦ).
- «Гербы районных городов Калужской области» (лауреат и медалист ВВЦ).
Школьная библиотека является постоянным инициатором различных проектов. Изучение краеведческой литературы, знакомство с опытом коллег других школ, регионов позволяет нам увидеть актуальные направления и темы для работы с учениками. В результате исследовательской деятельности учителей и учеников накапливается много интересного материала, который становится основой новых проектов и задумок. Для этого в нашей библиотеке создан банк информации по литературе, темам исследований наших местных краеведов, собирается контактная информация.
Просветительское направление
Особое внимание мы уделяем оформлению книжных выставок и их значению для повышения читательского спроса, в том числе и на краеведческую литературу. Книжные выставки по краеведению:
- «Города Калужской области».
- «Художники Малоярославецкого края».
- «Ратные подвиги наших прадедов».
- «Красная книга Калужской области».
- «Заповедные уголки моей малой Родины».
Хочется отметить, что книжная выставка повышает интерес у читателей, ребята выбирают книги в первую очередь с выставки. Живой, неподдельный интерес проявляют они к выставкам и с удовольствием берут книги для чтения, используют их на уроках краеведения, для написания творческих работ и проектов.
Совместно с классными руководителями я проводила читательские конференции:
- «Братья наши меньшие» по книгам В. Бианки - 5 класс.
- «Милее края нет» по книгам К. Паустовского - 6 класс.
- «История России в “Записках” Дашковой» - 9 класс.
- «Путешествие из Петербурга в Москву через Калужскую губернию вместе с Радищевым» - 8 класс.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Наша школа с 2005 года работает по комплексной воспитательной программе «Я — гражданин России». Программа рассчитана на пять лет. И всю свою работу с детьми наш коллектив строит в рамках общешкольной воспитательной программы. Для этого используются различные формы проведения воспитательных мероприятий, совместно с воспитанниками поддерживаем традиции школы, организовывая общешкольные мероприятия. В воспитательной работе тесно сотрудничаем с родителями учащихся. Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач работы коллектива. Ничто другое не воспитывает Гордость за свою Родину, как знание исторических традиций мест, в которых ты живешь, общение с людьми, которые помнят историю и события нашего края. Школьная библиотека становится местом общения поколений, организатором различных встреч.
Одним из самых распространенных мероприятий являются классные часы. Здесь учителя используют разные формы проведения:
- Урок-викторина «Папа, мама, я — “экологическая” семья».
- Урок-исследование «Почва родного края. Охрана почвы».
- Урок-путешествие «Наша школа».
- Урок-экскурсия «Экскурсия в весенний лес».
- Урок-встреча «Мой дедушка — ветеран».
На классные часы приглашают замечательных людей. Это могут быть бабушки и дедушки, папы и мамы, глава администрации сельского поселения, воины-участники военных конфликтов в Афганистане и Чеченской Республике.
Нередко для проведения классных часов используются видео-, фотоматериалы, составляются презентации. Ученики активно вовлечены в подготовку и проведение таких классных часов.
Одной из замечательных традиций нашей школы является Вахта Памяти, посвященная празднику Победы. Накануне этого дня ученики совместно с учителями и родителями выходят на уборку территорий вокруг памятников павшим во время Великой Отечественной войны. Уборка мусора, высадка цветов, окраска оградок — традиционные дела наших учеников. Затем, в день Победы, ученики поздравляют ветеранов войны и труда с праздником, дарят им цветы и открытки. А на памятники возлагаются венки, возле них читаются стихи, проводятся митинги. На классных часах ребята встречаются с ветеранами, слушают их рассказы, задают вопросы, читают стихи.
Мы знаем о выражении «Война не закончилась, пока не похоронен последний солдат». Поэтому старшеклассники нашей школы занимаются поисковой работой в группе «Поиск», работающей на базе одной из школ нашего района. Ребята изучают по документам места ожесточенных боев, а затем ведут раскопки в этих местах. Это очень важная работа. Поисковой группой уже захоронено 400 человек на территории Смоленской области, 25 человек в районе Зайцевой горы. Есть и редкие случаи, когда становятся известны имена павших героев, в одном из походов таких было 2 человека. Наши ученики вернули родственникам и стране неизвестных героев. В этом случае их захоронили в отдельной могиле. Открыт новый мемориальный комплекс под Малоярославцем, где теперь проводится возложение венков и цветов.
История нашего края имеет несколько знаковых событий, известных далеко за пределами нашей области. Одной их таких знаменитых страниц истории является Малоярославецкое сражение Отечественной войны 1812 года. С удовольствием наша школа принимает участие в реконструкции Малоярославецкого сражения 1812 года. Ребята видят, как разворачивались события на этой земле, как воевали их предки, в каких условиях велись ожесточенные бои. Все это не может не оставить неизгладимого следа в душах наших учеников. Так они полнее понимают материалы уроков по краеведению, ощущают себя частью той огромной страны, в которой они живут, проникаются любовью и уважением к нашему краю, его героическому прошлому.
ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА
В изучении родного края нельзя обойтись без экскурсий. Экскурсия предполагает изучение местных объектов и памятников, посещение музеев. Это дает возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами, на экскурсии учитель использует возможность связать события прошлого с конкретным историческим памятником. Экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В нашей школе традиционно большое внимание уделяется экскурсиям. Ежегодно ребята среднего звена ездят в музеи города Малоярославца:
- Военно-исторический музей 1812 года.
- Музей-панорама 1812 года.
- Историко-краеведческий музей.
Недалеко от Малоярославца находится мемориальный комплекс «Ильинские рубежи», в соседнем районе мы не раз посещали Дом-музей маршала Г.К. Жукова в д. Стрелковке, а в районном центре открылся Музей боевой славы имени Г.К. Жукова. Ребята активно принимают участие и в экскурсиях на более далекие расстояния.
Так, ежегодно мы посещаем:
- Музей космонавтики в Калуге,
- Дом-музей К.Э. Циолковского,
- Областной краеведческий музей.
А недалеко от Калуги находится имение Гончаровых в Полотняном Заводе, где бывал с А.С. Пушкин.
Отличительной чертой таких поездок является то, что в них совместно с учащимися и учителями активное участие принимают и родители.
После экскурсий, когда ученики находятся под впечатлением увиденного, они пишут отчеты по экскурсиям к урокам, пишут статьи для нашей школьной газеты, сочинения.
В этой связи нельзя не сказать и об экскурсиях, проводимых учителями в рамках уроков биологии, географии, истории, литературы, изобразительного искусства... Все они имеют целью изучение природы родного края, развивают умение правильно описывать его особенности, тем самым прививая любовь к своей малой Родине.
ПОДГОТОВКА К 200-ЛЕТИЮ МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОГО СРАЖЕНИЯ
Приближается знаменательная дата: 200 лет со дня величайшего в истории нашего края Малоярославецкого сражения! Что означает это историческое событие для нас, жителей Малоярославецкого района? Прежде всего, это праздник победы русского духа, русской отваги и стойкости в борьбе с наполеоновской армией, покорившей всю Европу! Это героизм и подвиг жителей Малоярославца, сумевших задержать 300- тысячную (!) армию на целые сутки, не имея в городе ни укреплений, ни военного гарнизона. О накале борьбы говорит то, что сражение длилось более 18 часов, город 12 раз переходил из рук в руки, потери с каждой стороны составили 7 тысяч человек! Для маленького городка численностью населения в то время 1,5 тысяч человек это невиданный размах сражения! Город выгорел полностью, только каменные постройки Черноостровского монастыря, испещренные ядрами и картечью, остались немыми свидетелями кровопролитной схватки.
Конечно, столь знаменательное событие и отмечаться будет с размахом. И уже сейчас мы готовимся к этому юбилею. У нас составлен план мероприятий для подготовки к празднованию 200-летия Малоярославецкого сражения. Подготовлены материалы, разработаны методические рекомендации по проведению тематических уроков и внеклассных мероприятий. В первую очередь, каждый ученик должен знать об этом сражении, его значении для исхода всей Отечественной войны 1812 года, о героизме наших земляков. Для этого в нашей школе прошли уроки:
- «Малоярославец в ходе Отечественной войны 1812 года» — урок краеведения в 8 классе, где с помощью презентации ребята могли увидеть место сражения на схеме, портреты прославленных генералов Дохтурова, Раевского, Платова, картину Верещагина «Совет в Городне». Внимательно выслушав рассказ учителя, восьмиклассники могли проверить свои знания, ответив на вопросы теста.
- «Малоярославецкое сражение глазами участников» — библиотечный урок в 9 классе. На этом уроке мы обращаемся к первоисточникам: книгам, запискам, воспоминаниям участников этого сражения. Ребята оказываются в роли самих полководцев и от первого лица рассказывают о ходе сражения. В самый напряженный момент звучит запись набата, что придает рассказу трагический оттенок. В конце «участники сражения» подводили итоги и высказывали свое мнение о значении этого сражения. Равнодушным не остался никто. Учащиеся с 5 по 11 класс имеют возможность заниматься в краеведческом кружке, где проходят запланированные занятия, посвященные знаменательной дате:
- «Предел нападения, начало бегства и гибели врагов...»
- Экскурсия в музей Отечественной войны 1812 года.
- Участие в районных мероприятиях, посвященных Малоярославецкому сражению.
На занятиях кружка ребята имеют возможность высказывать свои точки зрения, рассуждать, работать с литературой, готовить общешкольные мероприятия. Так, членами краеведческого кружка совместно с ребятами из кружка «Журналист» было проведено анкетирование, которое показало, что большая часть учащихся школы знает дату Малоярославецкого сражения, могут перечислить памятники, посвященные ему. Младшие школьники затруднялись ответить на вопросы о значении Малоярославецкого сражения. А вот следы на Главных воротах Черноостровского монастыря многие видели сами во время экскурсий. Результаты анкетирования были отражены в газете «Школьные новости».
По инициативе ребят, занимающихся в краеведческом кружке, при поддержке библиотеки была проведена заочная викторина «Что ты знаешь о сражении 1812 года?» среди учеников 1—7 классов. Чтобы облегчить ребятам поиски ответов на викторину, мною была оформлена книжная выставка «Ратные подвиги наших прадедов». На каждой перемене, после уроков в читальном зале кипела работа. Кто искал ответы на вопросы в книгах, кто — в учебниках по краеведению, кто — в Интернете. Каждый старался найти наиболее полные ответы на вопросы. В викторине приняло участие более 50% учеников. Работы были самые разные: и в виде рефератов, и в виде докладов... Жюри конкурса, куда вошли члены краеведческого кружка, было очень сложно выбрать лучшую работу, но тем не менее выбор сделан... И конечно, газета «Школьные новости» осветила результаты викторины.
Наша общешкольная газета «Школьные новости» выходит ежемесячно. Есть специальные тематические выпуски, посвященные Дню учителя, празднику Последнего звонка, Экологический. В ряду с этими выпусками стоит и октябрьский номер газеты, посвященный мероприятиям в честь Малоярославецкого сражения, проходящим у нас в школе. В газете помещены статьи наших корреспондентов, фоторепортажи с места события, результаты анкетирования, итоги викторины.
Примерно в это же время вышла газета «Вестник краеведа» кружка «Краеведческий туризм», где ребята описывают реконструкцию Малоярославецкого сражения, на которой они побывали. Газета насыщена фотографиями и отзывами участников этого грандиозного события.
Но не стоит думать, что мы вспоминаем о Малоярославецком сражении только в октябре месяце — нет! В течение года у нас проходят классные часы, посвященные участникам сражения, памятным местам Малоярославца, подвигам жителей города...
- На уроках изобразительного искусства ребята учатся описывать, а потом рисуют памятники Малоярославца.
- Делают поделки памятников из природных материалов.
- Пишут сочинения «Калужский край глазами детей», где большую часть уделяют истории Малоярославца.
- Посещают музеи города.
- Совершают культпоход «По местам боевой славы».
- Были с экскурсией в Свято-Никольском Черноостровском монастыре, где работает приют «Отрада» для девочек-сирот.
Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Нами разработан план мероприятий, посвященных 200-летию Малоярославецкого сражения, где предусмотрены различные направления работы по подготовке и празднованию юбилея. Социальное партнерство в данной деятельности является основой содержательной и эффективной работы. Мы сотрудничаем с администрацией МО «Село Головтеево», поселковой библиотекой, Музеем 1812 года, музейно-выставочным центром, картинной галереей, детской районной библиотекой, Архивом Малоярославецкого района.
Время меняет задачи и направления деятельности библиотеки, чтобы успешно развиваться, необходимо соответствовать требованиям времени. Калужская область — уникальный край, с интересным историческим прошлым, общительными и мудрыми людьми, русским пейзажем, неброской, но трогательной красотой, известными памятниками архитектуры и культуры, сохранившимися традициями народного быта. В нашей области активно развивается культурный туризм, народные промыслы, поддерживается культура славянских народов. Задача школьной библиотеки сегодня — выступать в роли партнера в культурных проектах школы, района и области.
С.А. БАРАНОВА, заведующая библиотекой Ерденевской средней школы Малоярославецкого района Калужской области