Баранова С. Неразрывная связь событий и традиций / С. Баранова // Школьная библиотека. – 2009. – № 6-7. – С. 114-121.

Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачёв

Краеведение — это большой труд, кото­рый требует большой отдачи, времени и сил. Интерес к краеведческой темати­ке, я думаю, будет всегда. Ведь не хлебом еди­ным жив человек. Он жив еще и неразрывной связью событий и традиций, наследием и па­мятью предков.

В современных условиях развития образова­ния повышается роль школьных библиотек в ре­шении педагогических, воспитательных и соци­альных функций образовательных учреждений. Библиотека как структурное подразделение школы становится центром информационного сопровождения интеллектуального развития школьника, а сотрудник библиотеки — равным партнером учителя в решении этой задачи.

Современный сотрудник школьной библио­теки — это и учитель, и библиотекарь, и педа­гог-организатор внеклассной работы, и инфор­мационный менеджер, и специалист по связям с общественностью.

Краеведение сегодня по праву считается од­ним из основных направлений в работе библио­тек. Традиционно задачами библиотечного кра­еведения являются сбор материалов и инфор­мирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего края, развитие у читателей интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отноше­ния к своей малой родине, организация и про­ведение встреч с интересными людьми, знаком­ство с творчеством писателей и поэтов родного края.

Сегодня краеведческое образование и вос­питание приобретает ведущую роль в решении задач патриотического и нравственного станов­ления личности обучающегося. Школьные биб­лиотеки не должны оставаться в стороне, так как именно у них есть возможности вести информа­ционную, образовательную и просветительскую работу в области краеведения.

Помочь учащимся сформировать историчес­кие знания и исследовательские умения, уважи­тельное отношение к традициям и обычаям сво­ей малой родины — задача, которую ставит пе­ред собой педагогический коллектив и школьная библиотека Ерденевской средней об­щеобразовательной школы. В плане работы школьная библиотека традиционно выделя­ет специальный раздел, аккумулирующий работу по патриотическому воспитанию школьников и краеведческому просвеще­нию педагогов и родителей. Это и позволяет школьной библиотеке стать информационным центром в этой области.

Содержание деятельности во многом опре­деляется наличием в фондах литературы соот­ветствующей тематики. Объединить сведения о книжных изданиях и статьях по истории Малоя­рославецкого края в одном месте позволяют те­матические картотеки, базы данных, библиогра­фические списки. Мы видим в процессе изуче­ния краеведческого материала основу нашей образовательной и воспитательной деятельнос­ти с учениками и учителями.

Краеведение — это возможность увидеть мир в капле воды.

Н.Н. Баранский

СЛОВО О КРАЕВЕДЕНИИ

Основная функция краеведения — воспита­ние нравственной позиции гражданина по отно­шению к родному городу, краю, области. Это способствует соединению обучения и воспита­ния в единый процесс, помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабыва­емые образы родного края. А это имеет огром­ное значение для воспитания патриотизма. А.С. Барков говорил, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному всес­тороннему познанию края». Важнейшими осо­бенностями школьного краеведения является его полезная общественная направленность, а также поисково-исследовательский характер. В процессе краеведческой работы учащиеся са­мостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, го­товятся к практической деятельности и расши­ряют общеобразовательные знания.

БИБЛИОТЕКА - КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Большое значение придается школьной биб­лиотеке как краеведческому информационному центру. Одной из задач в рамках этого направ­ления является воспитание и образование мо­лодежи в органичной связи с родным краем. Важно не только передавать разнообразные краеведческие знания, но и прививать навыки самостоятельной краеведческой исследова­тельской работы. Краеведческая работа издав­на являлась составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе, а сегодня краеве­дение стало неотъемлемым элементом регио­нального компонента образовательных стан­дартов, отражающим своеобразие, специфи­ческие потребности и интересы региона в области образования.

Библиотека нашей школы является краевед­ческим информационным центром, она осущес­твляет полноценную информационную поддерж­ку краеведческой исследовательской работы школьников и педагогов в рамках учебного про­цесса, формирует у читателей систему знаний о краеведении, устойчивый интерес к краеведчес­кой литературе, привлекает молодежь к изуче­нию истории родного края, воспитывает граж­данско-патриотическое чувство. Для этого нашей библиотекой была проведена следующая работа:

  1. Разработка перспективных документов развития школьной библиотеки с учетом крае­ведческих приоритетов.
  2. Изучены учебные планы и разработаны краеведческие учебные курсы.
  3. Изучены учебные программы для создания банка данных краеведческой литературы по те­матическим разделам.
  4. Ведется работа по комплектованию крае­ведческого фонда недостающей литературой и ведению краеведческого справочно-библиогра­фического аппарата.
  5. Работа по популяризации и пропаганде краеведческого фонда ведется путем:
  • тематических обзоров,
  • книжных выставок,
  • выставок новых поступлений.
  1. Проведение массовых мероприятий крае­ведческого характера, пробуждающих интерес к краеведческой литературе и исследовательс­кой работе.
  2. Создание в нашей библиотеке комфорт­ных условий для самостоятельной краеведчес­кой исследовательской работы.
  3. Разработка и реализация исследовательс­ких проектов по краеведческим темам.

Библиотека — это прежде всего хранилище духовного, исторического, литературного нас­ледия народа. Нашей библиотекой на 1 января 2009 года собрано 143 экземпляра книг по кра­еведению, 28 фотоматериалов, 11 историчес­ких документов, 2 видеоматериала, собрана подшивка периодической печати района и об­ласти. Собирая материалы, я часто обращалась к местным жителям, властям поселка, краевед­ческому музею г. Малоярославца, архивным до­кументам и с благодарностью принимала любую информацию, касающуюся истории края.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКИ С УЧИТЕЛЯМИ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Библиотека совместно с учителями, клас­сными руководителями ведет краеведческую работу по разным направлениям.

Образовательное направление

Учителями нашей школы были сделаны мето­дические разработки краеведческих уроков в муниципальный сборник «Изучаем родной ка­рай» для интегрированных курсов «Краеведе­ние» по различным предметам. На основе этого курса и проводятся краеведческие уроки по ис­тории, биологии и географии. Большой матери­ал, дополнительные сведения и факты — все это должно заинтересовывать, помогать ученикам осваивать новые знания.

В учебном плане школы предусмотрены уро­ки краеведения по предметам: история, геогра­фия, биология, изобразительное искусство, МХК, технология и другие. Например:

  • Калужский край в период борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием.
  • Малоярославец в ходе Отечественной войны 1812 года.
  • Малоярославец в период оккупации. Герои-малоярославчане.
  • Калужская область на географической карте.
  • Реки Калужской области.
  • Роза ветров своей местности. Практическая работа.
  • Заповедник «Калужские засеки» и его обитатели. Индивидуальная работа

учеников по краеведению в нашей школе предполагает чтение литературы по мест­ной истории, подготовку ре­фератов и докладов, описание памятников исто­рии и культуры, изготовление наглядных пособий.

На библиотечных уроках тоже неоднократно поднимались вопросы истории и культуры нашего края.

  • Библиотечный урок «Стра­ницы боевого прошлого нашего края» рассказыва­ет о сражениях, которые проходили на территории нашей области. Это и Ве­ликое стояние на реке Уг­ре, и Малоярославецкое сражение 1812 года, и битва в 1941 году на Ильинских рубежах.
  • «Художник — всегда творец». Это урок, пос­вященный художникам Малоярославца Чер­нявской, Куликову, Жлобовичу, Пугачеву, их персональным выставкам в Малоярославец­кой картинной галерее.
  • Урок «Знаменитые люди Калужской области» посвящен нашим землякам (это Циолковс­кий, Цветаева, Жуков, Чебышев, Баженов), их жизни, творчеству, подвигам и победам.
  • А на уроке «Писатели — земляки» была орга­низована встреча с писателем из поселка Детчино Николаем Петровичем Ященко. Сос­тоялось живое непосредственное общение, звучали стихи, рассказ о жизни и творчестве. В конце встречи библиотека школы получила в дар книгу с автографом нашего земляка.

К библиотечным урокам ребятами подготов­лены рефераты: «История Малоярославца», «Малоярославец — город-памятник», «Наши земляки — герои Советского Союза», «Мой взгляд на природу родного края». Написаны доклады про Жукова, Циолковского, Куликова, сделаны подшивки со статьями из районных и областных газет, где говорится об истории на­шего края.

Не первый год в школе работает кружок «Кра­еведческий туризм» под руководством учителя высшей категории, лауреата конкурса «Учитель года — 2008» Долгачевой Елены Аркадьевны. Работа в кружке помогает учащимся стать ак­тивными помощниками учителя как в проведе­нии внеклассных мероприятий, так и в подго­товке оборудования к урокам. А интересная, на­сыщенная программа кружка привлекает большое количество учеников, начиная с 5 и по 11 класс. Елена Аркадьевна умело сочетает тео­ретические занятия с проведением экскурсий. Периодически работа кружка освещается в га­зете «Вестник краеведа».

Одна из главных особенностей краевед­ческой работы состоит в том, что она включа­ет в себя элементы исследования. Эта работа захватила всех: и учителей, и учеников нашей школы, и родителей. В ходе исследования учащиеся знакомятся с методами исследова­ния, применяемыми в различных научных нап­равлениях, учатся самостоятельно добывать знания. Первоначальный этап любой краевед­ческой исследовательской работы основыва­ется на поиске, изучении и переработке ис­точников информации по данной теме. Этот этап труден для школьников, в такой ситуации проведение библиотечных уроков «Основы информационной культуры» нельзя переоце­нить. Только овладев необходимыми знания­ми, можно плодотворно работать над проек­тами.

Так, учениками нашей школы был выполнен исследовательско-прикладной проект «Гербы городов Калужской области». Изучена история происхождения этих городов, выполнены эски­зы, а затем эти гербы сделали при помощи при­родных материалов. Сейчас эти поделки ис­пользуются в качестве наглядного материала на уроках истории и географии. А ученицей 8 клас­са Семочкиной Марией был написан проект «Исторические места г. Малоярославец» — ру­ководитель проекта учитель Долгачева Е.А. С этим проектом наша школа участвовала в крае­ведческой конференции, посвященной памяти Юдина.

Еще одна проектная работа, «Демографи­ческий анализ деревни Максимовка» (по географии), была посвящена демографическим процессам деревни. В ходе работы ученик 10 класса Баранов Семен работал с первоисточ­никами — «похозяйственными» книгами этой деревни, проводил опросы населения, работал с краеведческой литературой. Выводы и пред­ложения по этому проекту были доведены до сведения районных властей. Неравнодушие, активная гражданская позиция старшекла­ссника помогла жителям этой деревни. Бы­ло сделано освещение улиц, начал движе­ние автобус сообщением Максимовка — Малоярославец, улучшилось дорожное покрытие.

По экологии учениками была подготовлена целая серия проектов, каждый из которых имеет практическую значимость для жителей нашей местности. Это работы «Экологическое сос­тояние пруда “Озерное”», «Проблема очист­ки сточных вод поселка Головтеево Малоя­рославецкого района Калужской области», «Питьевая вода поселка Головтеево». Каж­дая из этих работ была высоко оценена на областной экологической олимпиаде.

На областной Космический фестиваль была представлена работа «Прогулки по Галактике с Циолковским», где ученик подробно рассказал о жизни великого ученого, об основных его откры­тиях, которые в большинстве своем еще не ис­пользуются. Поражают своей грандиозностью планы великого ученого в освоении космическо­го пространства.

Много творческих проектов, имеющих крае­ведческое направление, сделано под руковод­ством учителя технологии Табановой О.Н.:

  • «Исторические места г. Малоярославец» (ла­уреат и медалист ВВЦ).
  • «Альпийская горка» (лауреат и медалист ВВЦ).
  • «Гербы районных городов Калужской облас­ти» (лауреат и медалист ВВЦ).

Школьная библиотека является постоянным инициатором различных проектов. Изучение краеведческой литературы, знакомство с опы­том коллег других школ, регионов позволяет нам увидеть актуальные направления и темы для работы с учениками. В результате исследо­вательской деятельности учителей и учеников накапливается много интересного материала, который становится основой новых проектов и задумок. Для этого в нашей библиотеке создан банк информации по литературе, темам иссле­дований наших местных краеведов, собирается контактная информация.

Просветительское направление

Особое внимание мы уделяем оформлению книжных выставок и их значению для повыше­ния читательского спроса, в том числе и на кра­еведческую литературу. Книжные выставки по краеведению:

  • «Города Калужской области».
  • «Художники Малоярославецкого края».
  • «Ратные подвиги наших прадедов».
  • «Красная книга Калужской области».
  • «Заповедные уголки моей малой Родины».

Хочется отметить, что книжная выставка повышает интерес у читателей, ребята вы­бирают книги в первую очередь с выставки. Живой, неподдельный интерес проявляют они к выставкам и с удовольствием берут книги для чтения, используют их на уроках краеведения, для написания творческих работ и проектов.

Совместно с классными руководителями я проводила читательские конференции:

  • «Братья наши меньшие» по книгам В. Бианки - 5 класс.
  • «Милее края нет» по книгам К. Паустовского - 6 класс.
  • «История России в “Записках” Дашковой» - 9 класс.
  • «Путешествие из Петербурга в Москву через Калужскую губернию вместе с Радищевым» - 8 класс.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Наша школа с 2005 года работает по комплекс­ной воспитательной программе «Я — гражданин России». Программа рассчитана на пять лет. И всю свою работу с детьми наш коллектив строит в рамках общешкольной воспитательной програм­мы. Для этого используются различные формы проведения воспитательных мероприятий, сов­местно с воспитанниками поддерживаем тради­ции школы, организовывая общешкольные мероприятия. В воспитательной работе тесно сотрудничаем с родителями учащихся. Патриоти­ческое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач работы коллектива. Ничто другое не воспитывает Гордость за свою Родину, как знание исторических традиций мест, в кото­рых ты живешь, общение с людьми, которые пом­нят историю и события нашего края. Школьная библиотека становится местом общения поколе­ний, организатором различных встреч.

Одним из самых распространенных мероп­риятий являются классные часы. Здесь учителя используют разные формы проведения:

  • Урок-викторина «Папа, мама, я — “экологи­ческая” семья».
  • Урок-исследование «Почва родного края. Ох­рана почвы».
  • Урок-путешествие «Наша школа».
  • Урок-экскурсия «Экскурсия в весенний лес».
  • Урок-встреча «Мой дедушка — ветеран».

На классные часы приглашают замечатель­ных людей. Это могут быть бабушки и дедуш­ки, папы и мамы, глава администрации сельс­кого поселения, воины-участники военных конфликтов в Афганистане и Чеченской Рес­публике.

Нередко для проведения классных часов ис­пользуются видео-, фотоматериалы, составля­ются презентации. Ученики активно вовлечены в подготовку и проведение таких классных ча­сов.

Одной из замечательных традиций нашей школы является Вахта Памяти, посвященная празднику Победы. Накануне этого дня ученики совместно с учителями и родителями выходят на уборку территорий вокруг памятников павшим во время Великой Отечественной войны. Уборка мусора, высадка цветов, окраска оградок — тра­диционные дела наших учеников. Затем, в день Победы, ученики поздравляют ветеранов войны и труда с праздником, дарят им цветы и открыт­ки. А на памятники возлагаются венки, возле них читаются стихи, проводятся митинги. На клас­сных часах ребята встречаются с ветеранами, слушают их рассказы, задают вопросы, читают стихи.

Мы знаем о выражении «Война не закончи­лась, пока не похоронен последний солдат». Поэтому старшеклассники нашей школы занимаются поисковой работой в группе «Поиск», работающей на базе одной из школ нашего района. Ребята изучают по докумен­там места ожесточенных боев, а затем ведут раскопки в этих местах. Это очень важная ра­бота. Поисковой группой уже захоронено 400 человек на территории Смоленской области, 25 человек в районе Зайцевой горы. Есть и редкие случаи, когда становятся известны имена павших героев, в одном из походов та­ких было 2 человека. Наши ученики вернули родственникам и стране неизвестных героев. В этом случае их захоронили в отдельной моги­ле. Открыт новый мемориальный комплекс под Малоярославцем, где теперь проводится воз­ложение венков и цветов.

История нашего края имеет несколько знако­вых событий, известных далеко за пределами на­шей области. Одной их таких знаменитых стра­ниц истории является Малоярославецкое сраже­ние Отечественной войны 1812 года. С удовольствием наша школа принимает участие в реконструкции Малоярославецкого сражения 1812 года. Ребята видят, как разворачивались события на этой земле, как воевали их предки, в каких условиях велись ожесточенные бои. Все это не может не оставить неизгладимого следа в душах наших учеников. Так они полнее понимают материалы уроков по краеведению, ощущают се­бя частью той огромной страны, в которой они живут, проникаются любовью и уважением к на­шему краю, его героическому прошлому.

ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА

В изучении родного края нельзя обойтись без экскурсий. Экскурсия предполагает изуче­ние местных объектов и памятников, посещение музеев. Это дает возможность учащимся знако­миться с историко-краеведческими объектами, на экскурсии учитель использует возможность связать события прошлого с конкретным исто­рическим памятником. Экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исто­рических событий прошлого. В нашей школе традиционно большое внимание уделяется экс­курсиям. Ежегодно ребята среднего звена ездят в музеи города Малоярославца:

  • Военно-исторический музей 1812 года.
  • Музей-панорама 1812 года.
  • Историко-краеведческий музей.

Недалеко от Малоярославца находится мемориальный комплекс «Ильинские рубежи», в соседнем районе мы не раз посещали Дом-музей маршала Г.К. Жукова в д. Стрелковке, а в районном центре открылся Музей боевой славы имени Г.К. Жукова. Ребята активно принимают участие и в экскурсиях на более далекие расстояния.

Так, ежегодно мы посещаем:

  • Музей космонавтики в Калуге,
  • Дом-музей К.Э. Циолковского,
  • Областной краеведческий музей.

А недалеко от Калуги находится имение Гончаровых в Полотняном Заводе, где бывал с А.С. Пушкин.

Отличительной чертой таких поездок явля­ется то, что в них совместно с учащимися и учителями активное участие принимают и ро­дители.

После экскурсий, когда ученики находятся под впечатлением увиденного, они пишут от­четы по экскурсиям к урокам, пишут статьи для нашей школьной газеты, сочинения.

В этой связи нельзя не сказать и об экскур­сиях, проводимых учителями в рамках уроков биологии, географии, истории, литературы, изобразительного искусства... Все они имеют целью изучение природы родного края, развивают умение правильно описывать его особенности, тем самым прививая любовь к своей малой Родине.

ПОДГОТОВКА К 200-ЛЕТИЮ МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОГО СРАЖЕНИЯ

Приближается знаменательная дата: 200 лет со дня величайшего в истории нашего края Малоярославецкого сражения! Что оз­начает это историческое событие для нас, жителей Малоярославецкого района? Преж­де всего, это праздник победы русского ду­ха, русской отваги и стойкости в борьбе с на­полеоновской армией, покорившей всю Ев­ропу! Это героизм и подвиг жителей Малоярославца, сумевших задержать 300- тысячную (!) армию на целые сутки, не имея в городе ни укреплений, ни военного гарнизо­на. О накале борьбы говорит то, что сраже­ние длилось более 18 часов, город 12 раз пе­реходил из рук в руки, потери с каждой сто­роны составили 7 тысяч человек! Для маленького городка численностью населе­ния в то время 1,5 тысяч человек это неви­данный размах сражения! Город выгорел полностью, только каменные постройки Чер­ноостровского монастыря, испещренные яд­рами и картечью, остались немыми свидете­лями кровопролитной схватки.

Конечно, столь знаменательное событие и отмечаться будет с размахом. И уже сейчас мы готовимся к этому юбилею. У нас состав­лен план мероприятий для подготовки к празднованию 200-летия Малоярославецкого сражения. Подготовлены материалы, разра­ботаны методические рекомендации по про­ведению тематических уроков и внеклассных мероприятий. В первую очередь, каждый уче­ник должен знать об этом сражении, его зна­чении для исхода всей Отечественной войны 1812 года, о героизме наших земляков. Для этого в нашей школе прошли уроки:

  • «Малоярославец в ходе Отечественной войны 1812 года» — урок краеведения в 8 классе, где с помощью презентации ребята могли увидеть место сражения на схеме, портреты прославленных генералов Дохту­рова, Раевского, Платова, картину Вереща­гина «Совет в Городне». Внимательно выс­лушав рассказ учителя, восьмиклассники могли проверить свои знания, ответив на вопросы теста.
  • «Малоярославецкое сражение глазами участников» — библиотечный урок в 9 классе. На этом уроке мы обращаемся к первоисточникам: книгам, запискам, вос­поминаниям участников этого сражения. Ребята оказываются в роли самих полко­водцев и от первого лица рассказывают о ходе сражения. В самый напряженный мо­мент звучит запись набата, что придает рассказу трагический оттенок. В конце «участники сражения» подводили итоги и высказывали свое мнение о значении этого сражения. Равнодушным не остался никто. Учащиеся с 5 по 11 класс имеют возмож­ность заниматься в краеведческом кружке, где проходят запланированные занятия, пос­вященные знаменательной дате:
  • «Предел нападения, начало бегства и гибели врагов...»
  • Экскурсия в музей Отечественной войны 1812 года.
  • Участие в районных мероприятиях, пос­вященных Малоярославецкому сраже­нию.

На занятиях кружка ребята имеют возмож­ность высказывать свои точки зрения, рас­суждать, работать с литературой, готовить об­щешкольные мероприятия. Так, членами кра­еведческого кружка совместно с ребятами из кружка «Журналист» было проведено анкети­рование, которое показало, что большая часть учащихся школы знает дату Малоярос­лавецкого сражения, могут перечислить па­мятники, посвященные ему. Младшие школь­ники затруднялись ответить на вопросы о зна­чении Малоярославецкого сражения. А вот следы на Главных воротах Черноостровского монастыря многие видели сами во время экс­курсий. Результаты анкетирования были отра­жены в газете «Школьные новости».

По инициативе ребят, занимающихся в кра­еведческом кружке, при поддержке библиоте­ки была проведена заочная викторина «Что ты знаешь о сражении 1812 года?» среди учеников 1—7 классов. Чтобы облегчить ребятам поиски ответов на викторину, мною была оформлена книжная выставка «Ратные под­виги наших прадедов». На каждой переме­не, после уроков в читальном зале кипела ра­бота. Кто искал ответы на вопросы в книгах, кто — в учебниках по краеведению, кто — в Интернете. Каждый старался найти наиболее полные ответы на вопросы. В викторине при­няло участие более 50% учеников. Работы бы­ли самые разные: и в виде рефератов, и в ви­де докладов... Жюри конкурса, куда вошли члены краеведческого кружка, было очень сложно выбрать лучшую работу, но тем не ме­нее выбор сделан... И конечно, газета «Школьные новости» осветила результаты викторины.

Наша общешкольная газета «Школьные новости» выходит ежемесячно. Есть специаль­ные тематические выпуски, посвященные Дню учителя, празднику Последнего звонка, Эколо­гический. В ряду с этими выпусками стоит и ок­тябрьский номер газеты, посвященный мероп­риятиям в честь Малоярославецкого сражения, проходящим у нас в школе. В газете помещены статьи наших корреспондентов, фоторепорта­жи с места события, результаты анкетирова­ния, итоги викторины.

Примерно в это же время вышла газета «Вестник краеведа» кружка «Краеведческий туризм», где ребята описывают реконструк­цию Малоярославецкого сражения, на кото­рой они побывали. Газета насыщена фотогра­фиями и отзывами участников этого гранди­озного события.

Но не стоит думать, что мы вспоминаем о Малоярославецком сражении только в октяб­ре месяце — нет! В течение года у нас прохо­дят классные часы, посвященные участникам сражения, памятным местам Малоярославца, подвигам жителей города...

  • На уроках изобразительного искусства ре­бята учатся описывать, а потом рисуют па­мятники Малоярославца.
  • Делают поделки памятников из природных материалов.
  • Пишут сочинения «Калужский край глазами детей», где большую часть уделяют исто­рии Малоярославца.
  • Посещают музеи города.
  • Совершают культпоход «По местам боевой славы».
  • Были с экскурсией в Свято-Никольском Черноостровском монастыре, где работает приют «Отрада» для девочек-сирот.

Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Нами разработан план мероп­риятий, посвященных 200-летию Малоярос­лавецкого сражения, где предусмотрены раз­личные направления работы по подготовке и празднованию юбилея. Социальное партнер­ство в данной деятельности является основой содержательной и эффективной работы. Мы сотрудничаем с администрацией МО «Село Головтеево», поселковой библиотекой, Музе­ем 1812 года, музейно-выставочным цент­ром, картинной галереей, детской районной библиотекой, Архивом Малоярославецкого района.

Время меняет задачи и направления дея­тельности библиотеки, чтобы успешно разви­ваться, необходимо соответствовать требо­ваниям времени. Калужская область — уни­кальный край, с интересным историческим прошлым, общительными и мудрыми людь­ми, русским пейзажем, неброской, но трога­тельной красотой, известными памятниками архитектуры и культуры, сохранившимися традициями народного быта. В нашей облас­ти активно развивается культурный туризм, народные промыслы, поддерживается куль­тура славянских народов. Задача школьной библиотеки сегодня — выступать в роли парт­нера в культурных проектах школы, района и области.

С.А. БАРАНОВА, заведующая библиотекой Ерденевской средней школы Малоярославецкого района Калужской области