Лапшина И. Инновационная краеведческая деятельность библиотечно-информационного центра в формировании толерантной личности / И. Лапшина // Школьная библиотека. – 2008. – № 6-7. – С. 85-88.
В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения. Это связано с подъемом национального самосознания, признанием авторитета человеческих ценностей, возрастанием интереса к проблемам истории отечества и «малой родины» у людей разных убеждений, профессий, увлечений, возраста». (1. — С. 3)
Город Тюмень — это не только его центральная часть, которую все знают. Это ещё и прилегающие к нему районы, такие как, например, посёлок Парфенове и Янаул (Новые Юрты). Своеобразие Парфёнове строится на контрастах города и деревни. И, быть может, прочитав и узнав всё о Парфенове, кому-нибудь захочется здесь побывать, пройтись по его старым улицам, спуститься к речке Туре, побывать в соборной мечети, Трехсвятской церкви.
МОУ «СОШ № 9» г. Тюмени находится в этой исторической части города. Главной особенностью школы является многонациональный состав учащихся, в ней обучаются дети 22 национальностей. Поэтому возникла необходимость исследования и изучения культуры разных народов, населяющих поселок Парфенове и г. Тюмень. В школе с сентября 2000 года начал создаваться школьный музей. В нем представлены экспозиции: «Предметы быта сибирских татар», «Культура русского народа», «История школы». На территории школы 9 мая 2001 года открыт памятник воинам Великой Отечественной войны, ушедшим на фронт с территории Ново-Юртовского сельского Совета.
Школа с 2005 года работает по эксперименту «Воспитание межличностной толерантности учащихся в поликультурной среде многонациональной школы». (1)
«Тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, расположенными в районе школы: Центр гуманитарного образования и развития «Этнос», спортивно-оздоровительный комплекс «Здоровье», ДДТ «Радуга» — позволяет реализовать право учащихся на дополнительное образование. С 2005 года школа работает по программе «Школа — центр воспитательной работы в микрорайоне». Программа призвана учитывать национально-культурные, социально- экономические, культурные, демографические особенности микрорайона». (2. — С. 7)
В 2007 году успешно прошла защита программы воспитательной работы «Школа № 9 — школа толерантности».
Задачи воспитания любви к своему краю, познания его истории и культуры традиционно ставят перед собой библиотеки, в том числе школьные. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач.
Краеведческая работа — одно из ведущих направлений в деятельности библиотечно-информационного центра (БИЦ) школы № 9.
Формы работы центра:
- моделирующие игры по созданию биобиблиографического справочника «Знаменитые люди Тюмени» с учащимися 7-х классов;
- вечера памяти, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий с учащимися 11 -х классов;
- встречи с писателями-краеведами;
- презентации книг тюменских поэтов и писателей;
- ролевая игра «Заседание Тюменской городской думы»;
- краеведческие чтения «Тюмень: история и современность»;
- родословные чтения.
Фонд краеведческой литературы выделен и составляет 5%.
Периодические издания краеведческой тематики — Тюменские известия, Тюменская область сегодня, Тюменское здоровье, Спортивный меридиан, Тюменский эфир, Боливар, Библиотечные встречи, Дождь. Ведется учет отказов на краеведческие документы.
С 2006 года БИЦ совместно со школьным музеем работает по программе «Возвращение к истокам» по трем блокам:
- История микрорайона школы № 9 г. Тюмени;
- История края «Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего»;
- История моей семьи в истории нашего края.
В качестве одного из ведущих направлений работы при построении модели школы поли- культурного образования выделяется проектно-исследовательская деятельность. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать у школьника умение отбора и структурирования информации, публичного выступления, презентации собственной работы, развития креативного мышления, самостоятельной познавательной деятельности.
Результатом творческой и исследовательской работы по программе «Возвращение к истокам» стала разработка проекта краеведческих чтений «Тюмень: история и современность», которые проходят с 2006 года.
Проект организован сотрудниками БИЦ, школьного музея совместно с учителями географии, литературы, информатики.
Проект носит творческий, исследовательский и практико-ориентированный характер в виде сбора, оценки и переработки информации, связанной с названной темой. Участники проекта: обучающиеся 4—11 классов МОУ «СОШ № 9», их родители, учителя. Цели проекта: привлечение обучающихся к изучению истории своего родного города Тюмени, особенно района деревни Парфеново, развитие творческих и познавательных способностей школьников.
В проекте были представлены мультимедийные презентации творческих и учебно-исследовательских работ.
III краеведческие чтения «Тюмень: история и современность» прошли 18 апреля 2008 года по следующим номинациям:
- «История далекая и близкая»
- «История семьи в истории страны»
- «Диалог культур»
- «Мир моих интересов».
В номинации «История далекая и близкая» ученицы 8-х классов попытались осветить жизнь декабристов в Тобольске, Ялуторовске. В декабристской теме скрыта не только проблема противостояния власти и общества, ныне не столь актуальная, но и проблема выбора пути для России. Таким образом, исследование роли декабристов в развитии Сибири способствует сохранению и развитию нравственно-этических принципов декабристских традиций — любви к Родине, стремлению к улучшению жизни людей.
Традиции других народов кажутся нам странными до тех пор, пока мы не осознаем, что они имеют такое же право на самобытность. В этом смысле материалы, представленные в номинации «Диалог культур», призваны пробудить уважение к чужим традициям и обычаям, защитить детей от националистических воззрений. Участники чтений — учащиеся разных возрастов, и очень важно помочь им осознать свое место в обществе, выстроить общечеловеческую шкалу ценностей независимо от этнической принадлежности.
Добиться эффективности работы со школьниками помогает не только вовлечение их в поиск и творчество, но и привлечение к творческой деятельности ребенка его семьи. В номинации «История семьи в истории страны» несколько работ детей были посвящены родословным древам, истории семьи.
Таким образом, за учебный год ребята проделали большую творческую работу, научились работать с серьезными первоисточниками, выдвигать гипотезы, обобщать и делать выводы.
Впервые в 2007/08 учебном году были организованы «Родословные чтения 2007» для учащихся начального звена, которые прошли в декабре 2007 года по пяти номинациям:
- Моя семья в жизни страны;
- Моя родословная;
- Увлечения в моей семье;
- Книга-долгожитель;
- Семейные реликвии.
Совместные занятия детей и родителей над своей родословной, над созданием генеалогического древа семьи были направлены на оказание помощи родителям в восстановлении традиций семейного общения в ходе общей творческой деятельности, на укрепление связи между матерью и ребенком, старшего поколения с младшим.
Обучающиеся работали с большим количеством литературы, посетили библиотеки, музеи, встречались и беседовали со старожилами деревни Парфеново, Большой Янаул, собирали воспоминания родственников. Для создания своих слайд-презентаций работали с программой «Power Point», учились сканировать фотографии, иллюстрации, документы, работали в Интернете.
В последние несколько лет игровые методы занимают большое место в развивающей и просветительской деятельности библиотек. Почти повсеместно внедряются принципы игр для активного отдыха, заимствуются готовые сценарии телевизионных игр типа «Умники и умницы», «Как стать миллионером». Эти и подобные игры предполагают проверку знаний фактического материала, но не предусматривают активного воздействия на процесс самостоятельного изучения, получения новой информации. Заведующей БИЦ было использовано пособие Н. В. Збаровской «Обучающие игры в библиотеке: технология игрового имитационного моделирования» для разработки и проведения ролевой игры «Заседание Тюменской городской думы». Обучающимся было предложено задание переименовать названия улиц, вернуть им старые названия или оставить прежние. Игра базируется на литературе краеведческого характера. В игру включаются 6 и 7 классы. Цель игры — продолжить знакомство с историей города Тюмени, привить любовь к своему краю, городу. Задачи игры:
- Развить навыки работы с несколькими источниками информации.
- Сформировать навыки дискуссионного общения.
- Развить навыки коллективного решения проблемы.
Краеведческая направленность в знакомстве с источниками информации дает возможность более детального изучения своего города, его улиц, памятников.
С 2002 года БИЦ проводит моделирующую игру «Издаем биобиблиографический справочник знаменитых людей Тюменской области». Проводится эта игра совместно со школьным музеем. Уже составлены биографические справки о Словцове И. Я., Колокольникове И. П., Машарове Н. Д., Пришвине М. М., Лагунове К. Я., Лапцуе Л., Ершове П. П.
БИЦ МОУ № 9, используя в своей работе с пользователями инновационные формы и пробуждая у них интерес к чтению, прежде всего, ориентируется на развитие творческой и познавательной деятельности у детей, тесно взаимодействуя с педагогическим коллективом, администрацией школы и родителями.
Проекты, над которыми в данный момент работает БИЦ:
- Проект «ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ СКАЗКИ»
Цель проекта:
- создание электронного каталога краеведческой сказки
Задачи:
- создать рабочую группу по подготовке каталога;
- просмотреть и отобрать источники литературы;
- проанализировать программы для чтения начальной школы;
- оформить каталог краеведческой сказки
Этапы проекта:
- этап — организационный, ноябрь 2006 — декабрь 2006 года;
- этап — поисковый, январь 2007— апрель 2007 года;
- этап — аналитический, апрель 2007— октябрь 2007;
- этап — оформительский, ноябрь 2007—декабрь 2007;
- этап — презентация каталога, январь 2008-февраль 2009 года.
- Литературный клуб «ПРОБА ПЕРА»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Лохманова И.М. Программа развития школы № 9 «Поликультурное образование и формирование толерантности в многонациональной среде» / Сост. И. М. Лохманова. — Тюмень: МОУ СОШ № 9, 2005.— — 45 с.
- Полещикова Л.В. Программа «Школа — центр воспитательной работы в микрорайоне» / Сост. Л.В. Полещикова. — Тюмень: МОУ СОШ № 9, 2005. — 29 с.
- Сомова Т.Н. Краеведческая деятельность детской библиотеки: Учебно-практическое пособие / Орловский гос. институт искусств и культуры. — М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — 88 с.
И.Ю. ЛАПШИНА, заведующая библиотечно-информационным центром МОУ «СОШ № 9», г. Тюмень