• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Лапшина И. Инновационная краеведческая деятельность библиотечно-информационного центра в формировании толерантной личности / И. Лапшина // Школьная библиотека. – 2008. – № 6-7. – С. 85-88.

Лапшина И. Инновационная краеведческая деятельность библиотечно-информационного центра в формировании толерантной личности / И. Лапшина // Школьная библиотека. – 2008. – № 6-7. – С. 85-88.

В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения. Это связано с подъемом национального самосознания, признанием авторитета челове­ческих ценностей, возрастанием интереса к проблемам истории отечества и «малой роди­ны» у людей разных убеждений, профессий, ув­лечений, возраста». (1. — С. 3)

Город Тюмень — это не только его цент­ральная часть, которую все знают. Это ещё и прилегающие к нему районы, такие как, напри­мер, посёлок Парфенове и Янаул (Новые Юр­ты). Своеобразие Парфёнове строится на контрастах города и деревни. И, быть может, прочитав и узнав всё о Парфенове, кому-ни­будь захочется здесь побывать, пройтись по его старым улицам, спуститься к речке Туре, побывать в соборной мечети, Трехсвятской церкви.

МОУ «СОШ № 9» г. Тюмени находится в этой исторической части города. Главной особен­ностью школы является многонациональный состав учащихся, в ней обучаются дети 22 на­циональностей. Поэтому возникла необходи­мость исследования и изучения культуры раз­ных народов, населяющих поселок Парфе­нове и г. Тюмень. В школе с сентября 2000 года начал создаваться школьный музей. В нем представлены экспозиции: «Предметы быта сибирских татар», «Культура русского народа», «История школы». На территории школы 9 мая 2001 года открыт памятник воинам Великой Отечественной войны, ушедшим на фронт с территории Ново-Юртовского сельского Совета.

Школа с 2005 года работает по экспери­менту «Воспитание межличностной толера­нтности учащихся в поликультурной среде многонациональной школы». (1)

«Тесное сотрудничество с учреждениями до­полнительного образования, расположенными в районе школы: Центр гуманитарного образова­ния и развития «Этнос», спортивно-оздорови­тельный комплекс «Здоровье», ДДТ «Радуга» — позволяет реализовать право учащихся на допол­нительное образование. С 2005 года школа рабо­тает по программе «Школа — центр воспитатель­ной работы в микрорайоне». Программа призвана учитывать национально-культурные, социально- экономические, культурные, демографические особенности микрорайона». (2. — С. 7)

В 2007 году успешно прошла защита прог­раммы воспитательной работы «Школа № 9 — школа толерантности».

Задачи воспитания любви к своему краю, познания его истории и культуры традиционно ставят перед собой библиотеки, в том числе школьные. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепен­ных задач.

Краеведческая работа — одно из ведущих направлений в деятельности библиотечно-ин­формационного центра (БИЦ) школы № 9.

Формы работы центра:

  • моделирующие игры по созданию биобиб­лиографического справочника «Знаменитые люди Тюмени» с учащимися 7-х классов;
  • вечера памяти, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий с учащимися 11 -х классов;
  • встречи с писателями-краеведами;
  • презентации книг тюменских поэтов и пи­сателей;
  • ролевая игра «Заседание Тюменской город­ской думы»;
  • краеведческие чтения «Тюмень: история и современность»;
  • родословные чтения.

Фонд краеведческой литературы выделен и составляет 5%.

Периодические издания краеведческой те­матики — Тюменские известия, Тюменская об­ласть сегодня, Тюменское здоровье, Спортив­ный меридиан, Тюменский эфир, Боливар, Биб­лиотечные встречи, Дождь. Ведется учет отказов на краеведческие документы.

С 2006 года БИЦ совместно со школьным му­зеем работает по программе «Возвращение к истокам» по трем блокам:

  • История микрорайона школы № 9 г. Тюмени;
  • История края «Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего»;
  • История моей семьи в истории нашего края.

В качестве одного из ведущих направлений работы при построении модели школы поли- культурного образования выделяется проектно-исследовательская деятельность. Именно про­ектно-исследовательская деятельность позволяет формировать у школьника умение от­бора и структурирования информации, публич­ного выступления, презентации собственной работы, развития креативного мышления, са­мостоятельной познавательной деятельности.

Результатом творческой и исследовательс­кой работы по программе «Возвращение к исто­кам» стала разработка проекта краеведческих чтений «Тюмень: история и современность», ко­торые проходят с 2006 года.

Проект организован сотрудниками БИЦ, школьного музея совместно с учителями ге­ографии, литературы, информатики.

Проект носит творческий, исследовательс­кий и практико-ориентированный характер в ви­де сбора, оценки и переработки информации, связанной с названной темой. Участники проек­та: обучающиеся 4—11 классов МОУ «СОШ № 9», их родители, учителя. Цели проекта: привлече­ние обучающихся к изучению истории своего родного города Тюмени, особенно района де­ревни Парфеново, развитие творческих и поз­навательных способностей школьников.

В проекте были представлены мультимедий­ные презентации творческих и учебно-исследо­вательских работ.

III краеведческие чтения «Тюмень: история и современность» прошли 18 апреля 2008 года по следующим номинациям:

  • «История далекая и близкая»
  • «История семьи в истории страны»
  • «Диалог культур»
  • «Мир моих интересов».

В номинации «История далекая и близкая» ученицы 8-х классов попытались осветить жизнь декабристов в Тобольске, Ялуторовске. В декаб­ристской теме скрыта не только проблема проти­востояния власти и общества, ныне не столь ак­туальная, но и проблема выбора пути для России. Таким образом, исследование роли декабристов в развитии Сибири способствует сохранению и развитию нравственно-этических принципов де­кабристских традиций — любви к Родине, стрем­лению к улучшению жизни людей.

Традиции других народов кажутся нам стран­ными до тех пор, пока мы не осознаем, что они имеют такое же право на самобытность. В этом смысле материалы, представленные в номинации «Диалог культур», призваны пробудить уважение к чужим традициям и обычаям, защитить детей от националистических воззрений. Участники чтений — учащиеся разных возрастов, и очень важно по­мочь им осознать свое место в обществе, выстро­ить общечеловеческую шкалу ценностей незави­симо от этнической принадлежности.

Добиться эффективности работы со школь­никами помогает не только вовлечение их в по­иск и творчество, но и привлечение к творчес­кой деятельности ребенка его семьи. В номи­нации «История семьи в истории страны» несколько работ детей были посвящены родос­ловным древам, истории семьи.

Таким образом, за учебный год ребята проде­лали большую творческую работу, научились ра­ботать с серьезными первоисточниками, выдви­гать гипотезы, обобщать и делать выводы.

Впервые в 2007/08 учебном году были орга­низованы «Родословные чтения 2007» для уча­щихся начального звена, которые прошли в де­кабре 2007 года по пяти номинациям:

  • Моя семья в жизни страны;
  • Моя родословная;
  • Увлечения в моей семье;
  • Книга-долгожитель;
  • Семейные реликвии.

Совместные занятия детей и родителей над своей родословной, над созданием генеалоги­ческого древа семьи были направлены на оказа­ние помощи родителям в восстановлении тра­диций семейного общения в ходе общей твор­ческой деятельности, на укрепление связи между матерью и ребенком, старшего поколе­ния с младшим.

Обучающиеся работали с большим количест­вом литературы, посетили библиотеки, музеи, встречались и беседовали со старожилами де­ревни Парфеново, Большой Янаул, собирали вос­поминания родственников. Для создания своих слайд-презентаций работали с программой «Power Point», учились сканировать фотографии, иллюстрации, документы, работали в Интернете.

В последние несколько лет игровые методы занимают большое место в развивающей и прос­ветительской деятельности библиотек. Почти повсеместно внедряются принципы игр для ак­тивного отдыха, заимствуются готовые сценарии телевизионных игр типа «Умники и умницы», «Как стать миллионером». Эти и подобные игры пред­полагают проверку знаний фактического матери­ала, но не предусматривают активного воздей­ствия на процесс самостоятельного изучения, получения новой информации. Заведующей БИЦ было использовано пособие Н. В. Збаровской «Обучающие игры в библиотеке: технология иг­рового имитационного моделирования» для раз­работки и проведения ролевой игры «Заседание Тюменской городской думы». Обучающимся бы­ло предложено задание переименовать названия улиц, вернуть им старые названия или оставить прежние. Игра базируется на литературе крае­ведческого характера. В игру включаются 6 и 7 классы. Цель игры — продолжить знакомство с историей города Тюмени, привить любовь к сво­ему краю, городу. Задачи игры:

  1. Развить навыки работы с несколькими источниками информации.
  2. Сформировать навыки дискуссионно­го общения.
  3. Развить навыки коллективного реше­ния проблемы.

Краеведческая направленность в знакомстве с источниками информации дает возможность более детального изучения своего города, его улиц, памятников.

С 2002 года БИЦ проводит моделирующую игру «Издаем биобиблиографический справоч­ник знаменитых людей Тюменской области». Проводится эта игра совместно со школьным музеем. Уже составлены биографические справки о Словцове И. Я., Колокольникове И. П., Машарове Н. Д., Пришвине М. М., Лагунове К. Я., Лапцуе Л., Ершове П. П.

БИЦ МОУ № 9, используя в своей работе с пользователями инновационные формы и про­буждая у них интерес к чтению, прежде всего, ориентируется на развитие творческой и позна­вательной деятельности у детей, тесно взаимо­действуя с педагогическим коллективом, адми­нистрацией школы и родителями.

Проекты, над которыми в данный момент ра­ботает БИЦ:

  1. Проект «ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ КРА­ЕВЕДЧЕСКОЙ СКАЗКИ»

Цель проекта:

- создание электронного каталога краевед­ческой сказки

Задачи:

- создать рабочую группу по подготовке ка­талога;

- просмотреть и отобрать источники литера­туры;

- проанализировать программы для чтения начальной школы;

- оформить каталог краеведческой сказки

Этапы проекта:

  • этап — организационный, ноябрь 2006 — декабрь 2006 года;
  • этап — поисковый, январь 2007— апрель 2007 года;
  • этап — аналитический, апрель 2007— ок­тябрь 2007;
  • этап — оформительский, ноябрь 2007—де­кабрь 2007;
  • этап — презентация каталога, январь 2008-февраль 2009 года.
  1. Литературный клуб «ПРОБА ПЕРА»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лохманова И.М. Программа развития школы № 9 «Поликультурное образование и формирование то­лерантности в многонациональной среде» / Сост. И. М. Лохманова. — Тюмень: МОУ СОШ № 9, 2005.— — 45 с.
  2. Полещикова Л.В. Программа «Школа — центр воспитательной работы в микрорайоне» / Сост. Л.В. Полещикова. — Тюмень: МОУ СОШ № 9, 2005. — 29 с.
  3. Сомова Т.Н. Краеведческая деятельность детс­кой библиотеки: Учебно-практическое пособие / Ор­ловский гос. институт искусств и культуры. — М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — 88 с.

И.Ю. ЛАПШИНА, заведующая библиотечно-информационным центром МОУ «СОШ № 9», г. Тюмень