Володина Г. Создание информационной среды / Г. Володина // Библиополе. – 2009. – № 2. – С. 26-32.

«Лип медовых шатры

И берез лебединые взлеты,

Дона тихого омуты.

Мечи Красивой разлив...

Есть такая земля —

Вековечной любви и заботы,

И печали, и веры.

Что душу берут на разрыв».

Эти строки написаны нашим земляком — поэтом, публицистом, краеведом, председателем Липецкой областной писательской организации Союза писателей России Б. Шальневым — про наш край, про ту малую частицу России, которая дорога каждому человеку.

Всем нам, конечно, знакомо то чувство радости и гордости, когда, возвращаясь из поездки, мы видим первые знакомые по­ля и холмы, березы, липы... И даже огни города кажутся нам родными и близкими. Родина. Какое это емкое слово! Это и неповторимая красота нашей природы, и неисчислимые бо­гатства наших земных недр, и славная многовековая история русского народа.

Каждый город, село и дерев­ня Липецкой области интересны и самобытны по-своему. У каж­дого своя история. Но всех нас объединяет чувство гордости за родной край.

Одним из основных направлений работы любой библиоте­ки является краеведение. По точному и емкому определению В. Бианки: «Краеведение есть, в сущности, жизневедение — при­обретение знаний из окружа­ющей тебя жизни и передача людям».

Свои первые знания о род­ном крае человек приобретает еще в раннем детстве, в семье. Именно семья должна стать хранителем родной культуры. И основная задача, стоящая пе­ред детскими библиотеками, — пробудить у юных читателей ин­терес и уважение к своей земле, к обычаям и традициям своего народа. При этом необходимо построить свою работу так, что­бы заинтересовать историей родного края не только детей, но и их родителей, бабушек и дедушек.

Краеведение должно начи­наться с изучения своей семьи, своего рода, себя, улицы, на ко­торой живешь, школы, где учишься, родного города, села...

Работа по исследованию ма­лой родины трудная и кропотли­вая. Библиотека с давнего време­ни являлась и остается информа­ционным центром для читателей. Хранение и предоставление ин­формации читателям — наша ос­новная обязанность. Однако в последние годы в связи с разви­тием компьютерных технологий перед библиотеками и читателя­ми открылись новые возможнос­ти. И все чаще в нашей дея­тельности стал использоваться термин «информационное прост­ранство» — совокупность техни­ческих и программных средств хранения, обработки и передачи информации.

Работа по созданию краевед­ческой и информационной среды традиционна. Это поиск, приоб­ретение, хранение, предоставле­ние информации и формирова­ние информационной культуры.

Как показывает опыт работы в области библиотечного краеве­дения, детские библиотеки явля­ются своеобразными экспери­ментальными и творческими площадками по приобщению де­тей к истории родного края.

Но прежде чем говорить о новых формах, мне хотелось бы рассказать о том, что уже сде­лано нами, о наших открытиях, маленьких победах и, конечно же, об ошибках, ведь тот, кто не работает, тот и не ошибается. Я надеюсь, что эти советы по­могут вам в совершенствовании краеведения в ваших библио­теках.

Итак, первое и самое важ­ное — комплектование фонда литературы. Краеведческий фонд — основа в пропаганде знаний о малой родине, ее тра­дициях и культуре. Хороших книг по этой теме, особенно ил­люстрированных, немного. Вы­бирая их, мы должны достаточ­но грамотно ориентироваться, чтобы информация в них была достоверной, интересной, из­ложенной простым, доступным языком, ведь наши читатели — дети. Но в то же время эти книги должны быть интересны и для родителей. Необходимо соби­рать так называемую семейную библиотеку.

Семейное собрание детской литературы во многом отличает­ся от взрослой. Детские книж­ные полки не терпят полных и многотомных сочинений, в них предпочтительны отдельные из­дания, лучше всего иллюстриро­ванные.

В круг чтения детей входят не только художественные произ­ведения, но и книги познава­тельного характера. Среди них издания исторической, природо­ведческой тематики, описания путешествий.

В настоящее время фонд краеведческих изданий нашей библиотеки насчитывает 2 тыс. книг. Некоторые из них изданы еще в XX в., но не потеряли своей актуальности и сегодня, а другие совсем недавно, но уже завоева­ли любовь читателей. Среди из­даний последних лет есть много достойных нашего внимания. Это книги для чтения всей семьей. Они следующие:

Астахов, В. В. Заповедная природа Липецкого края: на рубеже тысячелетий [Текст] / В. В. Астахов, Ю. В. Дюкарев, В. С. Сарычев. — Липецк: Фото-Проф-Тасс, 2000. — 120 с.: ил.

Книга содержит информацию о наиболее известных и приме­чательных природных объектах Липецкой области — заповедни­ках, заказниках, дендрологичес­ких парках и памятниках приро­ды. Люди по-настоящему ценят и берегут только то, что любят. Эта истина легла в основу работы над этим изданием. В книге стремление показать, как вели­колепна природа края, как прекрасны ее заповедные уголки и сколь нуждаются они в наших за­щите и любви. И это единствен­ный путь к их благополучию в но­вом тысячелетии.

Клоков, А. Ю. Храмы и мо­настыри Липецкой епархии. Храмы Липецка [Текст] / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. — Липецк: Липецкое об­ластное краеведческое об­щество, 2006. — 384 с.

Книга открывает многотом­ную серию исследований и пуб­ликаций, рассказывающих об истории православных храмов, монастырей и часовен, сущест­вовавших некогда и существую­щих сегодня на территории Ли­пецкой области в пределах юрисдикции Липецкой и Елецкой епархии, а также святынях, свя­тых и подвижниках Липецкой земли.

Издание представляет собой научно-популярные очерки по истории всех приходских, домо­вых, кладбищенских и монастыр­ских храмов и часовен, находив­шихся когда-либо на территории современного Липецка, а также входящих сегодня в его городс­кую черту. В них приводятся све­дения о строительстве и даль­нейшей судьбе храмов, их ар­хитектурных особенностях и внутреннем убранстве, святынях и замечательных событиях в их истории, людях, строивших и ук­рашавших липецкие храмы, прославивших их своей подвиж­нической жизнью, священно- и церковнослужителях липецких церквей.

Славные имена земли липец­кой: биографический спра­вочник об известных писате­лях, ученых, просветителях, деятелях искусства / ЛОДБ; авт.-сост. А. И. Тамбовская. — Липецк: Де-факто, 2007. — 448 с.: ил.

Особое значение в фонде краеведческой литературы име­ет информация из периодичес­ких изданий. Мы выписываем восемь наименований местных газет («Липецкая газета», «Ли­пецкие известия», «Добрый ве­чер», «Русь святая», «Молодеж­ный вестник», «Золотой ключик», «АиФ» (региональное приложе­ние), «КП» (региональное прило­жение)). Но так как у нас не было и нет возможности хранить пе­риодику больше трех лет, мы стали создавать папки краевед­ческих статей: тематические подборки материалов о приро­де, промышленности, истории, литературе и культуре родного края. Сегодня в них собрано бо­лее 2 тыс. статей.

Успех в краеведческой рабо­те во многом зависит от спра­вочного аппарата, от его состо­яния, наполняемости, актуаль­ности.

Доступность к фонду необхо­димых материалов обеспечива­ется картотекой. Процесс поис­ка по обычной СКС изданий по краеведению, разбросанных по всему большому массиву раз­делов, затруднителен и не всег­да устраивает читателя. По­этому целесообразно ведение специальной краеведческой картотеки (СКК).

В нашей библиотеке она ве­дется в традиционном и элект­ронном виде. В нее включаются книги (причем все они расписы­ваются аналитически), брошю­ры, статьи из газет и журналов, сборников. Для отбора в СКК просматриваются все издания, поступающие в ОДБ. Наиболее полно расписываются местные газеты и журналы.

СКК строится по специально­му варианту таблиц ББК для краеведческих каталогов, при этом рекомендуется использо­вать самые крупные рубрики схе­мы краеведческого системати­ческого каталога. Обязательным документом при организации и ведении СКК является паспорт.

Выполняя любой краевед­ческий запрос читателей, не стоит забывать о справочном фонде по краеведению. Это Ли­пецкая энциклопедия в трех томах (1999—2001), Липецкий энциклопедический словарь (1994). И, конечно, разнообраз­ные библиографические крае­ведческие пособия, посвящен­ные родному краю (памятки, дайджест-конспекты, путеводи­тели, указатели). Проблематика библиографических пособий в последнее время значительно расширилась, усилены культу­рологические, этнопедагогические и духовно-нравственные аспекты.

Особенно востребованы чи­тателями те пособия, в которых предоставляется развернутая или интерпретированная инфор­мация, то есть профессионально обработанная в соответствии с их потребностями. Это дайд­жест-конспекты, тематические подборки.

Достоинство этих пособий в том, что весь материал собран в одном месте и к тому же дайд­жесты восполняют пробелы по недостающей краеведческой ин­формации. Специалистами ОДБ создано около 50 дайджест конспектов, таких, как «Авиаци­онная история Липецка» (2005), в основу которого легли матери­алы, предоставленные началь­ником музея Липецкого авиа­центра В. С. Масликовым, ин­формация из периодических изданий и фотоархив; «Добрых рук мастерство: дайджест о на­родном костюме» (2005), являю­щийся своеобразным итогом сотрудничества с краеведчески­ми объединениями ДДТ «Ок­тябрьский».

Кружковцы ежегодно выез­жают в летние поисковые экспе­диции по Липецкой области, привозя оттуда ценный матери­ал по истории, литературному краеведению и культуре края. Он лег в основу дайджеста, сос­тоящего из двух частей: народ­ный костюм Липецкого края и вышивка Липецкого края. Тема­тическая подборка «В гостях у старины глубокой»(2007)посвя­щена песенному фольклору Ли­пецкой области. Это яркий, ув­лекательный, бесконечно разно­образный мир былин, сказок, прибауток, песен, частушек. По­собие интересно тем, что содер­жит не только информацию о жанрах фольклора, но и тексты семейных песен — колыбель­ные, свадебные, обрядовые. Се­годня в большинстве своем мо­лодые родители не знают ни од­ной колыбельной песни. Эта подборка поможет им.

Наше достижение — созда­ние краеведческого информ-досье. Оно — формализован­ная, то есть составленная по определенному плану, развер­нутая характеристика объекта (отдельных личностей, органи­заций и т. д.). Оно создается в результате аналитической пере­работки большого числа исход­ных документов и постоянно актуализируется и сочетает в себе дайджесты, памятки, теат­рализованные представления, игры, иллюстрации, списки ли­тературы.

Особенностью настоящего времени стала поисковая дея­тельность, которая помогает значительно пополнить фонды неопубликованными материа­лами о жизни сел, малых горо­дов, поселков. Вы можете орга­низовать такую работу по изуче­нию прошлого родного села, по описанию жизни и деятельности своих знаменитых земляков, по составлению своей родослов­ной. Итогом ее могут стать ле­топись родного села, библиоте­ки или семьи. Все это поможет пробудить интерес к истории родного края не только у детей, но и у пап и мам, у дедушек и ба­бушек, у педагогов и у библио­текарей.

Еще одним из направлений нашей краеведческой деятель­ности является формирование основ информационной крае­ведческой культуры. Само это понятие многоаспектно. Инфор­мационная культура в узком смысле — это уровень организа­ции соответствующих процес­сов, степень удовлетворения потребности людей в общении, эффективность создания, сбора, хранения, переработки и пере­дачи различных сведений. При­менительно к библиотеке инфор­мационная культура включает в себя библиотечно-библиогра­фические знания, культуру чте­ния и компьютерную грамот­ность. Обучая основам крае­ведческой информационной культуры, вы можете использо­вать в своей практике традици­онные формы — беседы о систе­матической краеведческой кар­тотеке, о справочной литературе краеведческого характера, выс­тавки и обзоры новых книг.

Если в вашей библиотеке есть компьютеры и выход в Интернет, вы можете также проводить об­зоры веб-сайтов краеведческого характера не только отдельно для детей, но и вместе с родите­лями. Все эти мероприятия должны быть направлены на обеспечение доступности крае­ведческих ресурсов и обучение пользователей самостоятельно­му поиску необходимой инфор­мации.

Новым направлением в дея­тельности детских библиотек яв­ляется разработка авторских библиотечных образовательных программ по краеведению. При составлении их библиотекарь должен учитывать следующее:

  • изучение потребностей чита­телей по выбранной теме (анализ запросов; опросы; анкеты для детей и взрос­лых);
  • работа с книжными фондами;
  • создание комплекса индиви­дуальных и массовых форм работы с читателями с учетом возрастных особенностей;
  • информационно-библиогра­фическое обслуживание (дни информации, дни библиогра­фии, составление рекомен­дательных списков);
  • рекламная деятельность (вы­пуск рекламных буклетов, закладок, проведение экскур­сий, информация в СМИ).

Говоря об информационной функции библиотеки, нельзя не упомянуть об информировании читателей. Уже много лет мы из­даем информационный бюлле­тень новых поступлений «Всем, кто учит и учится», в каждом вы­пуске которого есть материалы краеведческого характера. Из­начально этот бюллетень изда­вался в печатном виде, теперь же на сайте нашей библиотеки любой пользователь может оз­накомиться с новинками литера­туры по краеведению.

Учитывая опыт детских биб­лиотек по краеведению, нельзя забывать и о массовой работе с читателями.

Самой интересной и популяр­ной формой подачи информации по краеведению для детей явля­ются игры. Испокон веков на Ру­си игра была делом семейным и сопровождала человека всю жизнь. Нами разработаны такие игры развивающего характера, которые воздействуют непо­средственно на психические ка­чества личности ребенка. При этом мы использовали советы и идеи липецкого популяризатора игры, педагога Сталя Анатолье­вича Шмакова. Большинство предлагаемых нами игр имеет целью проверку возможностей ребенка и стимулирование его развития.

Краеведческая игра помогает не только получить дополнитель­ные знания и расширить свой кругозор, но и раскрыть таланты, познать себя, свои способности. Она способствует пробуждению интереса к родной культуре, к своей земле, традициям русско­го народа. Приобщаясь к краеве­дению и краеведческой игре, ре­бенок укрепляет чувство любви к Родине, к ее малому уголку — к тому месту, где он родился и вырос. Хотелось бы, чтобы этот процесс проходил в тесном сотрудничестве библиотеки и семьи.

Что необходимо знать при создании любой краеведческой игры? Первое и самое важное — выбор литературы, которая ста­нет не только вашим постоянным справочным изданием, но и нас­тольной книгой.

Во-вторых, надо научиться «выдавать» идеи. Их можно чер­пать из головы, но этот процесс не может продолжаться до бес­конечности. Как правило, возни­кает вопрос: где брать новые идеи? Самые разнообразные и интересные из них приходят в голову, когда просматриваешь журналы для малышей. Однако и здесь есть некоторые трудности. Надо уметь адаптировать выб­ранный вами материал под крае­ведческий. Для этого библиоте­карь должен сам обладать дос­таточными знаниями по теме, а главное — уметь правильно при­менять свои познания. От вас потребуется наличие интуиции и чувства меры.

В-третьих, учитывать возраст ребенка. Как правило, с 7 до 13 лет дети не только активно участвуют в игре, но и с большим удовольствием играют самосто­ятельно. Ребята старшего воз­раста предпочитают, чтобы игра­ли для них (то есть проявляют интерес к театрализованным представлениям, как правило, с участием их сверстников). Если же мы проводим мероприятие совместно с родителями, то не­обходимо создать атмосферу раскрепощенности, чтобы вов­лечь в игру не только детей, но и взрослых.

В-четвертых, необходимо учи­тывать уровень общей подго­товки ребят и знание ими мате­риала.

Далее хотелось бы познако­мить вас с теми видами игр, ко­торые лучше всего подходят для использования их в библиотеке.

На первом этапе следует начи­нать с простых игр и наиболее интересных. Темы могут быть разными.

Самой распространенной и легкой формой подачи краевед­ческого материала являются викторины. Они бывают разные, например экспресс-викторины. Как правило, они больше рас­считаны на эрудицию детей, чем на их знания. Их хорошо прово­дить в начале игры в качестве разминки. Следующий вид — традиционные викторины. При этом не стоит увлекаться состав­лением большого количества вопросов, лучше ограничиться 10—15, а затем переходить к следующим конкурсным задани­ям. Еще один вид — викторины с альтернативными вариантами ответов. Проще говоря, на воп­рос викторины дается три отве­та. Такие викторины интересны тем, что можно использовать в качестве неправильных ответов шуточные. Они не только вызы­вают море смеха у детей, но и значительно повышают их актив­ность, вовлеченность в игру.

Нами разработаны и приме­няются следующие краеведчес­кие игры:

  • настольные развивающие и обучающие (игра-кроссворд, игра-мозаика);
  • игры-путешествия (игра-ла­биринт «Памятники и памят­ные места города»: надо най­ти, на какой улице располо­жен тот или иной памятник; игра-путешествие «Липецкий сувенир»: настольное путе­шествие по городам Липец­кой области, игроки должны собирать карточки-сувениры того или иного города);
  • игры на внимание (игры-пута­ницы — «Гордость и слава земли липецкой»: фамилии земляков и род деятельности перепутаны; «Добрым людям на загляденье»: игра посвя­щена русским народным про­мыслам, в том числе и липец­ким; названия под фотогра­фиями перепутаны, надо найти правильный ответ);
  • театрализованные игровые представления.

Например, кроссворд «По страницам Красной книги»:

  • не свойственные данному району растения или живот­ные (экзотика);
  • цветок-хищник на территории Липецкой области (росянка);
  • исчезнувший вид сокола, раз­водимый в заповеднике «На­личья гора» (балобан);
  • обитатель Воронежского био­сферного заповедника (бобр);
  • ягода, встречающаяся в Добровском районе (голубика);
  • единственный представитель осетровых рыб в Липецкой области (стерлядь).

Представленная нами клас­сификация краеведческих игр довольно условна и в каждом случае индивидуальна.

Исходя из опыта, можно сде­лать вывод, что применение иг­ровых технологий в краеведении делает процесс изучения исто­рии родной земли более увлека­тельным не только для детей, но и для взрослых. И в то же время игра сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений.

Подробнее о нашем опыте по игровому краеведению вы мо­жете узнать из сборника «Заряд­ка для ума: занимательное крае­ведение на досуге». Он был из­дан нашей библиотекой в 2008 г. В него вошли викторины, крос­сворды, чайнворды и головоломки, разработанные специа­листами.

Люди, увлеченные одной целью, не могут стоять на месте. Так происходит и в нашей биб­лиотеке. В настоящее время сек­тор информационного краеведе­ния работает по авторской прог­рамме «Отчий край мой — частица России». Мы продол­жаем собирать драгоценный ма­териал по истории Липецкой земли.

В связи с развитием инфор­мационно-коммуникационных технологий формы деятельности библиотеки стали меняться, на мой взгляд, в лучшую сторону. Десять лет тому назад мы стали использовать в наших мероприя­тиях видеофильмы, созданные маститыми краеведами области. Эти видеопросмотры понрави­лись не только преподавателям курса «Родная культура», кото­рый был рекомендован для школьной программы с 1996 г., но и детям, так как не каждый липчанин хорошо знает историю своего края.

В настоящее время новые технологии позволяют нам не только использовать медианосители, но и самим создавать электронные ресурсы по краеведению. Так, нами была создана электронная база данных «Край Липецкий». В ней собраны полнотекстовые документы о нашей области из книг, а также опубликованные на страницах местных и российских газет, представлены фотографии и иллюстрации памятных мест, археологических памятников. Ко всем этим материалам имеются списки дополнительной литературы.

В 2005 г. был создан диск «Памятные места Липецкого края». Он содержит полнотекстовую иллюстрированную информацию о наиболее известных и примечательных памятных местах Липецка и Липецкой области, заповедных уголках нашего края, о влиянии природных факторов и человека на состояние памятников природы, истории и культуры.

В игровой и увлекательной форме малыши совершат заочное путешествие по памятным уголкам Липецка. О последних археологических находках, о реконструкции памятников, о расширении природных заказников и многом другом узнают любители новостей. Наша информация рассчитана на увлеченных краеведением учащихся всех возрастных групп, педагогов-краеведов и всех, кому интересна история родного края.

Еще одним из перспективных направлений в области краеведения является создание веб-сайтов. Веб-сайт — основная форма предоставления информации о деятельности библиотеки в Интернете.

Сайты, как правило, содержа сведения о фондах и структурах библиотеки, предоставляемы услугах, проводимых мероприятиях, реализуемых проектах, обеспечивают читателям доступ к электронному каталогу и базам данных.

В нашей библиотеке имеется свой краеведческий сайт «Памятные места Липецкого края», его адрес: krai.childbook.ru. Здесь вы можете узнать не только историю родного края, но и быть в курсе всех новостей по краеведению. Представлены следующие разделы: новости, памятные места (археологичес­кие, архитектурные памятники, скульптурные памятники, мес­та, связанные с именитыми земляками и гостями края), за­поведные уголки (заповедники, заказники, дендрологические памятники природы), малышам о Липецке (включая разнооб­разные игровые формы краеве­дения).

Надо учитывать, что в Интер­нете есть и другие сайты, посвя­щенные нашей области. Библио­текарь-краевед должен хорошо ориентироваться и в этом ин­формационном потоке, так как наша задача — предоставление читателям информации самой лучшей и достоверной.

Заслуживает внимания сайт faleristika.lipetsk.ru. Фалеристика — это коллекционирование значков, медалей, орденов и наградных часов. Сайт создан Александром Николаевичем Завариным. В нем собрана воеди­но вся разрозненная информа­ция о гербах Липецкой области. Вы увидите все существующие и существовавшие изображения гербов населенных пунктов тер­ритории (утвержденные, неутвержденные, проекты), а также сканированные изображения значков с этими гербами. Сайт состоит из двух частей. Одна посвящена геральдике, другая фалеристике.

В вашей работе вы можете использовать также следующие липецкие интернет-ресурсы: www.lipetsk.ru — портал ли­пецких сетевых ресурсов;

www.gorodlip.ru — справочник города Липецка;

www.gorod48.ru — информа­ционно-справочный портал;

www.lipetsknews.ru — липец­кие новости;

www.admlr.lipetsk.ru — адми­нистрация Липецкой области.

Создание электронной базы данных, мультимедийного диска и краеведческого блока на сай­те — это важные достижения в работе. Вы можете использовать наш опыт. Надо только учиты­вать, что основные факторы раз­вития познавательного интереса читателей к краеведению — эмо­циональное воздействие, наг­лядность, использование техни­ческих средств обучения, ин­формационно-компьютерных технологий. Библиотекарю не­обходимо овладеть современ­ными компьютерными техноло­гиями, привлекаться к созданию видеофильмов, презентаций па­мятных мест читателей, прово­дить семейные видеопросмотры и пополнять фонд на электрон­ных носителях по краеведению.

Залогом успешной работы по краеведению в библиотеке по- прежнему является сотрудниче­ство с социальными партнерами: школами, учреждениями допол­нительного образования (дома творчества, школы искусств), с краеведческим обществом и просто с людьми, увлеченными историей родной земли. Такая совместная работа позволяет формировать единое информа­ционно-образовательное прост­ранство. Со стороны школы ин­формирование о содержании учебной программы по краеве­дению, а со стороны библиотеки ее информационно-библиогра­фическое обеспечение. Следо­вательно, вы должны строить свою работу по краеведению в тесном контакте со школами. И пусть вашими верными помощ­никами в этой работе будут ро­дители.

Формы этой деятельности могут быть разнообразны: уро­ки-размышления «Моя будущая семья», «Моя родословная», дни семейного общения «Самая чи­тающая семья», «Самый лучший папа», дни информации «Семей­ные профессии». Эта работа, с одной стороны, расширяет и до­полняет знания детей об исто­рии родного села, города, а с другой — повышает ценности семьи, способствует сближению разных поколений.

Опыт нашей библиотеки по краеведению многогранен и имеет определенные перспекти­вы, вы можете использовать его в своей деятельности. Но не за­бывайте, пожалуйста, о том, что наши с вами читатели — это дети и они требуют от нас творчества, самоотдачи.

Галина ВОЛОДИНА, заведующая информационно-библиографическим отделом Липецкой областной детской библиотеки