Володина Г. Создание информационной среды / Г. Володина // Библиополе. – 2009. – № 2. – С. 26-32.
«Лип медовых шатры
И берез лебединые взлеты,
Дона тихого омуты.
Мечи Красивой разлив...
Есть такая земля —
Вековечной любви и заботы,
И печали, и веры.
Что душу берут на разрыв».
Эти строки написаны нашим земляком — поэтом, публицистом, краеведом, председателем Липецкой областной писательской организации Союза писателей России Б. Шальневым — про наш край, про ту малую частицу России, которая дорога каждому человеку.
Всем нам, конечно, знакомо то чувство радости и гордости, когда, возвращаясь из поездки, мы видим первые знакомые поля и холмы, березы, липы... И даже огни города кажутся нам родными и близкими. Родина. Какое это емкое слово! Это и неповторимая красота нашей природы, и неисчислимые богатства наших земных недр, и славная многовековая история русского народа.
Каждый город, село и деревня Липецкой области интересны и самобытны по-своему. У каждого своя история. Но всех нас объединяет чувство гордости за родной край.
Одним из основных направлений работы любой библиотеки является краеведение. По точному и емкому определению В. Бианки: «Краеведение есть, в сущности, жизневедение — приобретение знаний из окружающей тебя жизни и передача людям».
Свои первые знания о родном крае человек приобретает еще в раннем детстве, в семье. Именно семья должна стать хранителем родной культуры. И основная задача, стоящая перед детскими библиотеками, — пробудить у юных читателей интерес и уважение к своей земле, к обычаям и традициям своего народа. При этом необходимо построить свою работу так, чтобы заинтересовать историей родного края не только детей, но и их родителей, бабушек и дедушек.
Краеведение должно начинаться с изучения своей семьи, своего рода, себя, улицы, на которой живешь, школы, где учишься, родного города, села...
Работа по исследованию малой родины трудная и кропотливая. Библиотека с давнего времени являлась и остается информационным центром для читателей. Хранение и предоставление информации читателям — наша основная обязанность. Однако в последние годы в связи с развитием компьютерных технологий перед библиотеками и читателями открылись новые возможности. И все чаще в нашей деятельности стал использоваться термин «информационное пространство» — совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации.
Работа по созданию краеведческой и информационной среды традиционна. Это поиск, приобретение, хранение, предоставление информации и формирование информационной культуры.
Как показывает опыт работы в области библиотечного краеведения, детские библиотеки являются своеобразными экспериментальными и творческими площадками по приобщению детей к истории родного края.
Но прежде чем говорить о новых формах, мне хотелось бы рассказать о том, что уже сделано нами, о наших открытиях, маленьких победах и, конечно же, об ошибках, ведь тот, кто не работает, тот и не ошибается. Я надеюсь, что эти советы помогут вам в совершенствовании краеведения в ваших библиотеках.
Итак, первое и самое важное — комплектование фонда литературы. Краеведческий фонд — основа в пропаганде знаний о малой родине, ее традициях и культуре. Хороших книг по этой теме, особенно иллюстрированных, немного. Выбирая их, мы должны достаточно грамотно ориентироваться, чтобы информация в них была достоверной, интересной, изложенной простым, доступным языком, ведь наши читатели — дети. Но в то же время эти книги должны быть интересны и для родителей. Необходимо собирать так называемую семейную библиотеку.
Семейное собрание детской литературы во многом отличается от взрослой. Детские книжные полки не терпят полных и многотомных сочинений, в них предпочтительны отдельные издания, лучше всего иллюстрированные.
В круг чтения детей входят не только художественные произведения, но и книги познавательного характера. Среди них издания исторической, природоведческой тематики, описания путешествий.
В настоящее время фонд краеведческих изданий нашей библиотеки насчитывает 2 тыс. книг. Некоторые из них изданы еще в XX в., но не потеряли своей актуальности и сегодня, а другие совсем недавно, но уже завоевали любовь читателей. Среди изданий последних лет есть много достойных нашего внимания. Это книги для чтения всей семьей. Они следующие:
Астахов, В. В. Заповедная природа Липецкого края: на рубеже тысячелетий [Текст] / В. В. Астахов, Ю. В. Дюкарев, В. С. Сарычев. — Липецк: Фото-Проф-Тасс, 2000. — 120 с.: ил.
Книга содержит информацию о наиболее известных и примечательных природных объектах Липецкой области — заповедниках, заказниках, дендрологических парках и памятниках природы. Люди по-настоящему ценят и берегут только то, что любят. Эта истина легла в основу работы над этим изданием. В книге стремление показать, как великолепна природа края, как прекрасны ее заповедные уголки и сколь нуждаются они в наших защите и любви. И это единственный путь к их благополучию в новом тысячелетии.
Клоков, А. Ю. Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка [Текст] / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 384 с.
Книга открывает многотомную серию исследований и публикаций, рассказывающих об истории православных храмов, монастырей и часовен, существовавших некогда и существующих сегодня на территории Липецкой области в пределах юрисдикции Липецкой и Елецкой епархии, а также святынях, святых и подвижниках Липецкой земли.
Издание представляет собой научно-популярные очерки по истории всех приходских, домовых, кладбищенских и монастырских храмов и часовен, находившихся когда-либо на территории современного Липецка, а также входящих сегодня в его городскую черту. В них приводятся сведения о строительстве и дальнейшей судьбе храмов, их архитектурных особенностях и внутреннем убранстве, святынях и замечательных событиях в их истории, людях, строивших и украшавших липецкие храмы, прославивших их своей подвижнической жизнью, священно- и церковнослужителях липецких церквей.
Славные имена земли липецкой: биографический справочник об известных писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства / ЛОДБ; авт.-сост. А. И. Тамбовская. — Липецк: Де-факто, 2007. — 448 с.: ил.
Особое значение в фонде краеведческой литературы имеет информация из периодических изданий. Мы выписываем восемь наименований местных газет («Липецкая газета», «Липецкие известия», «Добрый вечер», «Русь святая», «Молодежный вестник», «Золотой ключик», «АиФ» (региональное приложение), «КП» (региональное приложение)). Но так как у нас не было и нет возможности хранить периодику больше трех лет, мы стали создавать папки краеведческих статей: тематические подборки материалов о природе, промышленности, истории, литературе и культуре родного края. Сегодня в них собрано более 2 тыс. статей.
Успех в краеведческой работе во многом зависит от справочного аппарата, от его состояния, наполняемости, актуальности.
Доступность к фонду необходимых материалов обеспечивается картотекой. Процесс поиска по обычной СКС изданий по краеведению, разбросанных по всему большому массиву разделов, затруднителен и не всегда устраивает читателя. Поэтому целесообразно ведение специальной краеведческой картотеки (СКК).
В нашей библиотеке она ведется в традиционном и электронном виде. В нее включаются книги (причем все они расписываются аналитически), брошюры, статьи из газет и журналов, сборников. Для отбора в СКК просматриваются все издания, поступающие в ОДБ. Наиболее полно расписываются местные газеты и журналы.
СКК строится по специальному варианту таблиц ББК для краеведческих каталогов, при этом рекомендуется использовать самые крупные рубрики схемы краеведческого систематического каталога. Обязательным документом при организации и ведении СКК является паспорт.
Выполняя любой краеведческий запрос читателей, не стоит забывать о справочном фонде по краеведению. Это Липецкая энциклопедия в трех томах (1999—2001), Липецкий энциклопедический словарь (1994). И, конечно, разнообразные библиографические краеведческие пособия, посвященные родному краю (памятки, дайджест-конспекты, путеводители, указатели). Проблематика библиографических пособий в последнее время значительно расширилась, усилены культурологические, этнопедагогические и духовно-нравственные аспекты.
Особенно востребованы читателями те пособия, в которых предоставляется развернутая или интерпретированная информация, то есть профессионально обработанная в соответствии с их потребностями. Это дайджест-конспекты, тематические подборки.
Достоинство этих пособий в том, что весь материал собран в одном месте и к тому же дайджесты восполняют пробелы по недостающей краеведческой информации. Специалистами ОДБ создано около 50 дайджест конспектов, таких, как «Авиационная история Липецка» (2005), в основу которого легли материалы, предоставленные начальником музея Липецкого авиацентра В. С. Масликовым, информация из периодических изданий и фотоархив; «Добрых рук мастерство: дайджест о народном костюме» (2005), являющийся своеобразным итогом сотрудничества с краеведческими объединениями ДДТ «Октябрьский».
Кружковцы ежегодно выезжают в летние поисковые экспедиции по Липецкой области, привозя оттуда ценный материал по истории, литературному краеведению и культуре края. Он лег в основу дайджеста, состоящего из двух частей: народный костюм Липецкого края и вышивка Липецкого края. Тематическая подборка «В гостях у старины глубокой»(2007)посвящена песенному фольклору Липецкой области. Это яркий, увлекательный, бесконечно разнообразный мир былин, сказок, прибауток, песен, частушек. Пособие интересно тем, что содержит не только информацию о жанрах фольклора, но и тексты семейных песен — колыбельные, свадебные, обрядовые. Сегодня в большинстве своем молодые родители не знают ни одной колыбельной песни. Эта подборка поможет им.
Наше достижение — создание краеведческого информ-досье. Оно — формализованная, то есть составленная по определенному плану, развернутая характеристика объекта (отдельных личностей, организаций и т. д.). Оно создается в результате аналитической переработки большого числа исходных документов и постоянно актуализируется и сочетает в себе дайджесты, памятки, театрализованные представления, игры, иллюстрации, списки литературы.
Особенностью настоящего времени стала поисковая деятельность, которая помогает значительно пополнить фонды неопубликованными материалами о жизни сел, малых городов, поселков. Вы можете организовать такую работу по изучению прошлого родного села, по описанию жизни и деятельности своих знаменитых земляков, по составлению своей родословной. Итогом ее могут стать летопись родного села, библиотеки или семьи. Все это поможет пробудить интерес к истории родного края не только у детей, но и у пап и мам, у дедушек и бабушек, у педагогов и у библиотекарей.
Еще одним из направлений нашей краеведческой деятельности является формирование основ информационной краеведческой культуры. Само это понятие многоаспектно. Информационная культура в узком смысле — это уровень организации соответствующих процессов, степень удовлетворения потребности людей в общении, эффективность создания, сбора, хранения, переработки и передачи различных сведений. Применительно к библиотеке информационная культура включает в себя библиотечно-библиографические знания, культуру чтения и компьютерную грамотность. Обучая основам краеведческой информационной культуры, вы можете использовать в своей практике традиционные формы — беседы о систематической краеведческой картотеке, о справочной литературе краеведческого характера, выставки и обзоры новых книг.
Если в вашей библиотеке есть компьютеры и выход в Интернет, вы можете также проводить обзоры веб-сайтов краеведческого характера не только отдельно для детей, но и вместе с родителями. Все эти мероприятия должны быть направлены на обеспечение доступности краеведческих ресурсов и обучение пользователей самостоятельному поиску необходимой информации.
Новым направлением в деятельности детских библиотек является разработка авторских библиотечных образовательных программ по краеведению. При составлении их библиотекарь должен учитывать следующее:
- изучение потребностей читателей по выбранной теме (анализ запросов; опросы; анкеты для детей и взрослых);
- работа с книжными фондами;
- создание комплекса индивидуальных и массовых форм работы с читателями с учетом возрастных особенностей;
- информационно-библиографическое обслуживание (дни информации, дни библиографии, составление рекомендательных списков);
- рекламная деятельность (выпуск рекламных буклетов, закладок, проведение экскурсий, информация в СМИ).
Говоря об информационной функции библиотеки, нельзя не упомянуть об информировании читателей. Уже много лет мы издаем информационный бюллетень новых поступлений «Всем, кто учит и учится», в каждом выпуске которого есть материалы краеведческого характера. Изначально этот бюллетень издавался в печатном виде, теперь же на сайте нашей библиотеки любой пользователь может ознакомиться с новинками литературы по краеведению.
Учитывая опыт детских библиотек по краеведению, нельзя забывать и о массовой работе с читателями.
Самой интересной и популярной формой подачи информации по краеведению для детей являются игры. Испокон веков на Руси игра была делом семейным и сопровождала человека всю жизнь. Нами разработаны такие игры развивающего характера, которые воздействуют непосредственно на психические качества личности ребенка. При этом мы использовали советы и идеи липецкого популяризатора игры, педагога Сталя Анатольевича Шмакова. Большинство предлагаемых нами игр имеет целью проверку возможностей ребенка и стимулирование его развития.
Краеведческая игра помогает не только получить дополнительные знания и расширить свой кругозор, но и раскрыть таланты, познать себя, свои способности. Она способствует пробуждению интереса к родной культуре, к своей земле, традициям русского народа. Приобщаясь к краеведению и краеведческой игре, ребенок укрепляет чувство любви к Родине, к ее малому уголку — к тому месту, где он родился и вырос. Хотелось бы, чтобы этот процесс проходил в тесном сотрудничестве библиотеки и семьи.
Что необходимо знать при создании любой краеведческой игры? Первое и самое важное — выбор литературы, которая станет не только вашим постоянным справочным изданием, но и настольной книгой.
Во-вторых, надо научиться «выдавать» идеи. Их можно черпать из головы, но этот процесс не может продолжаться до бесконечности. Как правило, возникает вопрос: где брать новые идеи? Самые разнообразные и интересные из них приходят в голову, когда просматриваешь журналы для малышей. Однако и здесь есть некоторые трудности. Надо уметь адаптировать выбранный вами материал под краеведческий. Для этого библиотекарь должен сам обладать достаточными знаниями по теме, а главное — уметь правильно применять свои познания. От вас потребуется наличие интуиции и чувства меры.
В-третьих, учитывать возраст ребенка. Как правило, с 7 до 13 лет дети не только активно участвуют в игре, но и с большим удовольствием играют самостоятельно. Ребята старшего возраста предпочитают, чтобы играли для них (то есть проявляют интерес к театрализованным представлениям, как правило, с участием их сверстников). Если же мы проводим мероприятие совместно с родителями, то необходимо создать атмосферу раскрепощенности, чтобы вовлечь в игру не только детей, но и взрослых.
В-четвертых, необходимо учитывать уровень общей подготовки ребят и знание ими материала.
Далее хотелось бы познакомить вас с теми видами игр, которые лучше всего подходят для использования их в библиотеке.
На первом этапе следует начинать с простых игр и наиболее интересных. Темы могут быть разными.
Самой распространенной и легкой формой подачи краеведческого материала являются викторины. Они бывают разные, например экспресс-викторины. Как правило, они больше рассчитаны на эрудицию детей, чем на их знания. Их хорошо проводить в начале игры в качестве разминки. Следующий вид — традиционные викторины. При этом не стоит увлекаться составлением большого количества вопросов, лучше ограничиться 10—15, а затем переходить к следующим конкурсным заданиям. Еще один вид — викторины с альтернативными вариантами ответов. Проще говоря, на вопрос викторины дается три ответа. Такие викторины интересны тем, что можно использовать в качестве неправильных ответов шуточные. Они не только вызывают море смеха у детей, но и значительно повышают их активность, вовлеченность в игру.
Нами разработаны и применяются следующие краеведческие игры:
- настольные развивающие и обучающие (игра-кроссворд, игра-мозаика);
- игры-путешествия (игра-лабиринт «Памятники и памятные места города»: надо найти, на какой улице расположен тот или иной памятник; игра-путешествие «Липецкий сувенир»: настольное путешествие по городам Липецкой области, игроки должны собирать карточки-сувениры того или иного города);
- игры на внимание (игры-путаницы — «Гордость и слава земли липецкой»: фамилии земляков и род деятельности перепутаны; «Добрым людям на загляденье»: игра посвящена русским народным промыслам, в том числе и липецким; названия под фотографиями перепутаны, надо найти правильный ответ);
- театрализованные игровые представления.
Например, кроссворд «По страницам Красной книги»:
- не свойственные данному району растения или животные (экзотика);
- цветок-хищник на территории Липецкой области (росянка);
- исчезнувший вид сокола, разводимый в заповеднике «Наличья гора» (балобан);
- обитатель Воронежского биосферного заповедника (бобр);
- ягода, встречающаяся в Добровском районе (голубика);
- единственный представитель осетровых рыб в Липецкой области (стерлядь).
Представленная нами классификация краеведческих игр довольно условна и в каждом случае индивидуальна.
Исходя из опыта, можно сделать вывод, что применение игровых технологий в краеведении делает процесс изучения истории родной земли более увлекательным не только для детей, но и для взрослых. И в то же время игра сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений.
Подробнее о нашем опыте по игровому краеведению вы можете узнать из сборника «Зарядка для ума: занимательное краеведение на досуге». Он был издан нашей библиотекой в 2008 г. В него вошли викторины, кроссворды, чайнворды и головоломки, разработанные специалистами.
Люди, увлеченные одной целью, не могут стоять на месте. Так происходит и в нашей библиотеке. В настоящее время сектор информационного краеведения работает по авторской программе «Отчий край мой — частица России». Мы продолжаем собирать драгоценный материал по истории Липецкой земли.
В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий формы деятельности библиотеки стали меняться, на мой взгляд, в лучшую сторону. Десять лет тому назад мы стали использовать в наших мероприятиях видеофильмы, созданные маститыми краеведами области. Эти видеопросмотры понравились не только преподавателям курса «Родная культура», который был рекомендован для школьной программы с 1996 г., но и детям, так как не каждый липчанин хорошо знает историю своего края.
В настоящее время новые технологии позволяют нам не только использовать медианосители, но и самим создавать электронные ресурсы по краеведению. Так, нами была создана электронная база данных «Край Липецкий». В ней собраны полнотекстовые документы о нашей области из книг, а также опубликованные на страницах местных и российских газет, представлены фотографии и иллюстрации памятных мест, археологических памятников. Ко всем этим материалам имеются списки дополнительной литературы.
В 2005 г. был создан диск «Памятные места Липецкого края». Он содержит полнотекстовую иллюстрированную информацию о наиболее известных и примечательных памятных местах Липецка и Липецкой области, заповедных уголках нашего края, о влиянии природных факторов и человека на состояние памятников природы, истории и культуры.
В игровой и увлекательной форме малыши совершат заочное путешествие по памятным уголкам Липецка. О последних археологических находках, о реконструкции памятников, о расширении природных заказников и многом другом узнают любители новостей. Наша информация рассчитана на увлеченных краеведением учащихся всех возрастных групп, педагогов-краеведов и всех, кому интересна история родного края.
Еще одним из перспективных направлений в области краеведения является создание веб-сайтов. Веб-сайт — основная форма предоставления информации о деятельности библиотеки в Интернете.
Сайты, как правило, содержа сведения о фондах и структурах библиотеки, предоставляемы услугах, проводимых мероприятиях, реализуемых проектах, обеспечивают читателям доступ к электронному каталогу и базам данных.
В нашей библиотеке имеется свой краеведческий сайт «Памятные места Липецкого края», его адрес: krai.childbook.ru. Здесь вы можете узнать не только историю родного края, но и быть в курсе всех новостей по краеведению. Представлены следующие разделы: новости, памятные места (археологические, архитектурные памятники, скульптурные памятники, места, связанные с именитыми земляками и гостями края), заповедные уголки (заповедники, заказники, дендрологические памятники природы), малышам о Липецке (включая разнообразные игровые формы краеведения).
Надо учитывать, что в Интернете есть и другие сайты, посвященные нашей области. Библиотекарь-краевед должен хорошо ориентироваться и в этом информационном потоке, так как наша задача — предоставление читателям информации самой лучшей и достоверной.
Заслуживает внимания сайт faleristika.lipetsk.ru. Фалеристика — это коллекционирование значков, медалей, орденов и наградных часов. Сайт создан Александром Николаевичем Завариным. В нем собрана воедино вся разрозненная информация о гербах Липецкой области. Вы увидите все существующие и существовавшие изображения гербов населенных пунктов территории (утвержденные, неутвержденные, проекты), а также сканированные изображения значков с этими гербами. Сайт состоит из двух частей. Одна посвящена геральдике, другая фалеристике.
В вашей работе вы можете использовать также следующие липецкие интернет-ресурсы: www.lipetsk.ru — портал липецких сетевых ресурсов;
www.gorodlip.ru — справочник города Липецка;
www.gorod48.ru — информационно-справочный портал;
www.lipetsknews.ru — липецкие новости;
www.admlr.lipetsk.ru — администрация Липецкой области.
Создание электронной базы данных, мультимедийного диска и краеведческого блока на сайте — это важные достижения в работе. Вы можете использовать наш опыт. Надо только учитывать, что основные факторы развития познавательного интереса читателей к краеведению — эмоциональное воздействие, наглядность, использование технических средств обучения, информационно-компьютерных технологий. Библиотекарю необходимо овладеть современными компьютерными технологиями, привлекаться к созданию видеофильмов, презентаций памятных мест читателей, проводить семейные видеопросмотры и пополнять фонд на электронных носителях по краеведению.
Залогом успешной работы по краеведению в библиотеке по- прежнему является сотрудничество с социальными партнерами: школами, учреждениями дополнительного образования (дома творчества, школы искусств), с краеведческим обществом и просто с людьми, увлеченными историей родной земли. Такая совместная работа позволяет формировать единое информационно-образовательное пространство. Со стороны школы информирование о содержании учебной программы по краеведению, а со стороны библиотеки ее информационно-библиографическое обеспечение. Следовательно, вы должны строить свою работу по краеведению в тесном контакте со школами. И пусть вашими верными помощниками в этой работе будут родители.
Формы этой деятельности могут быть разнообразны: уроки-размышления «Моя будущая семья», «Моя родословная», дни семейного общения «Самая читающая семья», «Самый лучший папа», дни информации «Семейные профессии». Эта работа, с одной стороны, расширяет и дополняет знания детей об истории родного села, города, а с другой — повышает ценности семьи, способствует сближению разных поколений.
Опыт нашей библиотеки по краеведению многогранен и имеет определенные перспективы, вы можете использовать его в своей деятельности. Но не забывайте, пожалуйста, о том, что наши с вами читатели — это дети и они требуют от нас творчества, самоотдачи.
Галина ВОЛОДИНА, заведующая информационно-библиографическим отделом Липецкой областной детской библиотеки