Круглик Т. В путешествие по родной земле отправляясь... : краеведческая работа как важнейший элемент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания читателя в семье / Т. Круглик // Библиополе. – 2009. – № 1. – С. 32-34.
Краеведческая деятельность наших коллег имеет свою историю. Зафиксировано, что первыми библиотеками, которые предприняли попытку изучения страны, были школьные, созданные Евфросинией Полоцкой в XII в.
Актуальность краеведения в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой, так как отражает то, что человеку ближе всего. Сначала дом, где он родился. Семья. Люди, которые его окружают. Улица, город, село, страна, где он живет. А далее идут понятия «Родина», «Россия».
Краеведение — это не только уважение к Малой Родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной тысячелетней культуры страны. Изучение этого может и должно способствовать формированию национального самосознания россиян. «Библиотечное краеведение способно помочь восполнить тот нравственный вакуум, о котором так много говорят, ибо нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому». (Фокеев В. А. Возрождение библиотечного краеведения.)
Библиотечное краеведение тесно связано с историей страны. Оно прошло моменты взлета, застоя, упадка и сегодня находится на этапе нового подъема. Повышенный интерес общества к его проблемам способствует активизации этой работы и в библиотеках. Чтобы определить круг проблем и основных вопросов в области краеведения для детей, библиотекарям следует четко обозначить свою роль в этом комплексном, многоаспектном деле.
В отличие от других социальных институтов образования и воспитания (школы, музеи, дома культуры, дома творчества, которые занимаются краеведением) библиотека, как показывает опыт, в процессе данной практики выполняет несколько функций: воспитательную, информационно-образовательную, досуговую.
В круг воспитательных целей традиционно входит формирование патриотического сознания детей и подростков, пробуждение чувства Родины. Просветительская деятельность наших учреждений имеет в этом направлении богатый опыт: книжные выставки, беседы, встречи с земляками, писателями, литературные вечера, заочные исторические экскурсии, творческие экспедиции.
Краеведение присутствует и в досуговой деятельности библиотек. Для читателей организуются соответствующие теме клубы, семейные гостиные, литературно-музыкальные вечера, фольклорные праздники, досуговые программы. Таким образом, у нас созданы все условия для комплексной краеведческой деятельности и патриотического воспитания. Не подменяя функции других социальных институтов образования и воспитания, коллеги должны опираться на свою главную задачу — стимулировать читательское развитие, рассматривая чтение как важнейший вид человеческой практики в духовной эволюции личности.
Краеведческие потребности пользователей библиотеки побуждают ее к активной деятельности в этой области. Это поиск эффективных форм и средств, создание необходимых ресурсов, осуществление обслуживания по теме.
Активными пользователями краеведческого фонда ДБ могут быть как дети, так и взрослые, работающие с детьми, родители. Выделяются следующие возрастные группы читателей(пользователей):
- дошкольники (до 6 лет); детей этого возраста называют читателями условно, так как обычно они еще не умеют читать — это скорее слушатели;
- младшие школьники (7—10 лет);
- подростки (11—14 лет);
- руководители детского чтения.
Каждый возраст отличается уровнем интеллекта и психологическим разнообразием. Дифференциация по возрастному признаку удобна для более эффективной краеведческой библиотеки по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию читателя в семье. Рассмотрим подробнее названные возрастные этапы, попытаемся связать каждый возраст с краеведческой сферой нашей деятельности.
Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста. Понятие «читать» по отношению к дошкольникам в значительной степени условно, поскольку ребенок этого периода развивается, слушая чтение книг взрослыми (родителями, воспитателями, библиотекарями), то есть, строго говоря, он слушатель и разглядыватель картинок. Самостоятельно с содержанием книги ребенок может знакомиться лишь по иллюстрациям. Однако некоторые дети дошкольного возраста, часто общаясь с книгой, начинают читать сами, овладевают навыками чтения вслух.
Библиотека входит в контакт с дошкольниками именно тогда, когда домашний фонд освоен и у детей возникает потребность в большем массиве литературы. А именно наши учреждения располагают наибольшими возможностями для формирования у детей устойчивого интереса к чтению краеведческой литературы. Именно коллеги выявляют эти интересы, причем разносторонней направленности, в том числе и по краеведению.
Дети данного возраста еще только овладевают техникой чтения, поэтому их могут заинтересовать следующие мероприятия:
- просмотры иллюстраций из краеведческих книг;
- показы серий фотографий об определенной территории (городе, деревне, селе);
- игры-путешествия по городам и селам края;
- просмотры документальных фильмов о городах, животных, растениях, полезных ископаемых края;
- чтение вслух местных сказок;
- беседы о краеведческих документах, об истории и литературе;
- викторины (с набором несложных вопросов о животном и растительном мире, о местных писателях, об улицах и памятниках города).
Больше всего детей привлекают разные просмотры и показы. Поэтому коллеги должны шире использовать наглядную информацию о крае: фотографии, открытки, слайды, видеофильмы и диафильмы, иллюстрации самих краеведческих книг. Показы и просмотры должны содержать текстовые справки о том, что изображено на каждой фотографии или иллюстрации.
Эффективной формой массовой работы является игра, к примеру, «Путешествие по краю». Проведение такой игры предполагает объединение в один цикл серий различных мероприятий, например, просмотр фотографий, чтение вслух и викторина. Викторина может быть самостоятельным, отдельным действием или частью более крупного, комплексного. Она необходима для выявления уровня краеведческих знаний детей или усвоения данного материала, например после просмотра видеофильма.
Младшие школьники (7—10 лет). Дети этого возраста проявляют интерес к предметам, растениям, животным. Эти знания они не только накапливают, но и перерабатывают, домысливают.
В этом возрасте ребенок переживает трудный период читательского взросления: переход от слушания, смотрения к чтению. Проявляется некоторый спад интереса к книге, но это явление временное. Миссия родителей, библиотекарей — помочь в преодолении трудностей. Самое главное на первоначальном этапе самостоятельного чтения — добиться, чтобы ребенок читал без принуждения.
У детей в эти годы наблюдается интерес к научно-познавательной литературе. Их запросы широки, но поверхностны, неустойчивы. В программе начальной школы уже присутствует минимум краеведческих знаний, которые предусмотрены при изучении таких предметов, как «Природоведение», «Чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Ознакомление с окружающим миром».
Библиотека должна способствовать развитию краеведческих знаний у ребятишек этого возраста путем организации соответствующих мероприятий. Это — книжные выставки, беседы, игры-путешествия, викторины, уроки мужества (например, о земляках-героях), часы поэзии. А также более масштабные — дни краеведческой сказки, экскурсии, краеведческие чтения, конкурсы творчества читателей, посвященные истории родной земли, благотворительные акции.
Подростки — дети от 11 до 14 лет. Этот возраст — активный период вовлечения детей в краеведение. Использование местного материала в процессе обучения помогает раскрыть общие закономерности изучаемых явлений, пробудить у учащихся интерес к истории родной земли, стремление к самостоятельному творчеству, помогает в выборе профессии. Поэтому в программах старших классов ярко прослеживается связь с краеведением, особенно при изучении истории, географии, биологии, литературы.
Некоторые школы внедрили специальный курс — «Краеведение». Это объясняется возрастанием всеобщего интереса к теме, признанием ее роли в воспитании всесторонне развитой личности. В школьном краеведении главная роль в изучении прошлого края принадлежит учащимся при непосредственном руководстве педагога. Обучению и воспитанию школьников посредством краеведения способствует и библиотека. Совместно со школой она может организовать следующие мероприятия:
- экскурсии и походы по литературным местам;
- краеведческие клубы, вечера, встречи;
- литературно-краеведческие игры, олимпиады, блицопросы;
- часы краеведческих сообщений.
Главной формой общения с подростками остается игра. Обучающая краеведческая игра — форма деятельности, имитирующая познавательную ситуацию, создающая положительную установку на изучение и решение краеведческой проблемы, способствующая активному творчеству.
Популярным среди подростков (как и среди младших школьников) мероприятием является «Игра-путешествие по родному краю».
Она включает следующие этапы:
- предлагается тема и разрабатывается маршрут путешествия (реального или по книжным страницам);
- библиотека предоставляет соответствующую литературу, рекомендует ее для прочтения, привлекает (подбирает) участников игры; с ними проводятся информационные беседы, обзоры, викторины, конкурсы, для каждого участника составляются планы чтения;
- организуются выступления участников с рассказами о путешествии; устные выступления иллюстрируются выставками книг, фотовыставками, картинами художников, на которых запечатлены места проходящего путешествия.
Руководители детского чтения. Характерной особенностью краеведческой деятельности является работа со взрослыми — руководителями детского чтения: родителями, педагогами, библиотекарями, организаторами творческих объединений детей. Самую большую группу взрослых, нуждающихся в систематической квалифицированной помощи ДБ, составляют родители и прародители — бабушки и дедушки читателей. К краеведческим знаниям, которыми необходимо овладевать родителям вместе с детьми, относятся знания о своеобразии школьной, публичной библиотек; о крае и краеведческих документах; о краеведческом справочно-библиографическом аппарате библиотеки; о системе краеведческих библиографических пособий и, конечно же, о мероприятиях по краеведению, на которые родители могут приходить вместе с детьми.
Специально для родителей создаются краеведческие книжные выставки («Прочитайте вместе с детьми», «Учите любить свой край»); проводятся индивидуальные консультации по выбору документов для домашней беседы о крае...
Краеведение — одно из ведущих направлений в нашей профессиональной деятельности. Настоящее время характеризуется ее небывалым всплеском. Оно переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Одной из основных задач краеведения является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание читателя в семье. Это продиктовано необходимостью повышения престижа семьи, родственных связей, семейного чтения.
Татьяна КРУГЛИК, главный библиотекарь координационно- методического отдела Липецкой областной детской библиотеки