• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Круглик Т. В путешествие по родной земле отправляясь... : краеведческая работа как важнейший элемент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания читателя в семье / Т. Круглик // Библиополе. – 2009. – № 1. – С. 32-34.

Круглик Т. В путешествие по родной земле отправляясь... : краеведческая работа как важнейший элемент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания читателя в семье / Т. Круглик // Библиополе. – 2009. – № 1. – С. 32-34.

Краеведческая деятельность наших коллег имеет свою историю. Зафиксировано, что первыми библиотеками, которые предприняли попытку изучения страны, были школьные, созданные Евфросинией Полоцкой в XII в.

Актуальность краеведения в процессе воспитания и обу­чения подрастающего поколения на сегодняшний день представ­ляется особенно значимой, так как отражает то, что человеку ближе всего. Сначала дом, где он родился. Семья. Люди, которые его окружают. Улица, город, село, страна, где он живет. А далее идут понятия «Родина», «Россия».

Краеведение — это не только уважение к Малой Родине, но и изучение истории народа, его ге­роев, самобытной тысячелетней культуры страны. Изучение этого может и должно способствовать формированию национального самосознания россиян. «Биб­лиотечное краеведение способ­но помочь восполнить тот нрав­ственный вакуум, о котором так много говорят, ибо нравствен­ность прививается вместе с лю­бовью к отчему дому». (Фоке­ев В. А. Возрождение библиотеч­ного краеведения.)

Библиотечное краеведение тесно связано с историей стра­ны. Оно прошло моменты взлета, застоя, упадка и сегодня нахо­дится на этапе нового подъема. Повышенный интерес общества к его проблемам способствует активизации этой работы и в библиотеках. Чтобы определить круг проблем и основных вопро­сов в области краеведения для детей, библиотекарям следует четко обозначить свою роль в этом комплексном, многоаспект­ном деле.

В отличие от других социаль­ных институтов образования и воспитания (школы, музеи, дома культуры, дома творчества, кото­рые занимаются краеведением) библиотека, как показывает опыт, в процессе данной практи­ки выполняет несколько функ­ций: воспитательную, информа­ционно-образовательную, досу­говую.

В круг воспитательных целей традиционно входит формирова­ние патриотического сознания детей и подростков, пробужде­ние чувства Родины. Просвети­тельская деятельность наших уч­реждений имеет в этом направ­лении богатый опыт: книжные выставки, беседы, встречи с земляками, писателями, литера­турные вечера, заочные истори­ческие экскурсии, творческие экспедиции.

Краеведение присутствует и в досуговой деятельности библио­тек. Для читателей организуются соответствующие теме клубы, се­мейные гостиные, литературно-музыкальные вечера, фольклор­ные праздники, досуговые прог­раммы. Таким образом, у нас созданы все условия для комп­лексной краеведческой деятель­ности и патриотического воспита­ния. Не подменяя функции других социальных институтов образова­ния и воспитания, коллеги должны опираться на свою главную зада­чу — стимулировать читательское развитие, рассматривая чтение как важнейший вид человеческой практики в духовной эволюции личности.

Краеведческие потребности пользователей библиотеки по­буждают ее к активной деятель­ности в этой области. Это поиск эффективных форм и средств, создание необходимых ресур­сов, осуществление обслужива­ния по теме.

Активными пользователями краеведческого фонда ДБ могут быть как дети, так и взрослые, работающие с детьми, родите­ли. Выделяются следующие воз­растные группы читателей(поль­зователей):

  • дошкольники (до 6 лет); детей этого возраста называют чи­тателями условно, так как обычно они еще не умеют чи­тать — это скорее слушатели;
  • младшие школьники (7—10 лет);
  • подростки (11—14 лет);
  • руководители детского чте­ния.

Каждый возраст отличается уровнем интеллекта и психологи­ческим разнообразием. Диффе­ренциация по возрастному приз­наку удобна для более эффектив­ной краеведческой библиотеки по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспи­танию читателя в семье. Рас­смотрим подробнее названные возрастные этапы, попытаемся связать каждый возраст с крае­ведческой сферой нашей дея­тельности.

Читательская биография сов­ременного ребенка начинается, как правило, с дошкольного воз­раста. Понятие «читать» по отно­шению к дошкольникам в значи­тельной степени условно, пос­кольку ребенок этого периода развивается, слушая чтение книг взрослыми (родителями, воспи­тателями, библиотекарями), то есть, строго говоря, он слуша­тель и разглядыватель картинок. Самостоятельно с содержанием книги ребенок может знакомить­ся лишь по иллюстрациям. Одна­ко некоторые дети дошкольного возраста, часто общаясь с кни­гой, начинают читать сами, овла­девают навыками чтения вслух.

Библиотека входит в контакт с дошкольниками именно тогда, когда домашний фонд освоен и у детей возникает потребность в большем массиве литературы. А именно наши учреждения распо­лагают наибольшими возмож­ностями для формирования у де­тей устойчивого интереса к чте­нию краеведческой литературы. Именно коллеги выявляют эти интересы, причем разносторон­ней направленности, в том числе и по краеведению.

Дети данного возраста еще только овладевают техникой чте­ния, поэтому их могут заинтере­совать следующие мероприятия:

  • просмотры иллюстраций из краеведческих книг;
  • показы серий фотографий об определенной территории (городе, деревне, селе);
  • игры-путешествия по горо­дам и селам края;
  • просмотры документальных фильмов о городах, живот­ных, растениях, полезных ис­копаемых края;
  • чтение вслух местных сказок;
  • беседы о краеведческих до­кументах, об истории и лите­ратуре;
  • викторины (с набором не­сложных вопросов о живот­ном и растительном мире, о местных писателях, об улицах и памятниках города).

Больше всего детей привле­кают разные просмотры и пока­зы. Поэтому коллеги должны ши­ре использовать наглядную ин­формацию о крае: фотографии, открытки, слайды, видеофильмы и диафильмы, иллюстрации са­мих краеведческих книг. Показы и просмотры должны содержать текстовые справки о том, что изображено на каждой фотогра­фии или иллюстрации.

Эффективной формой массо­вой работы является игра, к при­меру, «Путешествие по краю». Проведение такой игры предпо­лагает объединение в один цикл серий различных мероприятий, например, просмотр фотогра­фий, чтение вслух и викторина. Викторина может быть самосто­ятельным, отдельным действием или частью более крупного, комплексного. Она необходима для выявления уровня краеведческих знаний детей или усвое­ния данного материала, напри­мер после просмотра видео­фильма.

Младшие школьники (7—10 лет). Дети этого возраста проявляют интерес к предметам, растениям, животным. Эти зна­ния они не только накапливают, но и перерабатывают, домысли­вают.

В этом возрасте ребенок пе­реживает трудный период чита­тельского взросления: переход от слушания, смотрения к чте­нию. Проявляется некоторый спад интереса к книге, но это яв­ление временное. Миссия роди­телей, библиотекарей — помочь в преодолении трудностей. Са­мое главное на первоначальном этапе самостоятельного чте­ния — добиться, чтобы ребенок читал без принуждения.

У детей в эти годы наблюдает­ся интерес к научно-познаватель­ной литературе. Их запросы ши­роки, но поверхностны, неустой­чивы. В программе начальной школы уже присутствует мини­мум краеведческих знаний, кото­рые предусмотрены при изуче­нии таких предметов, как «Приро­доведение», «Чтение», «Русский язык», «Изобразительное искус­ство», «Ознакомление с окружаю­щим миром».

Библиотека должна способ­ствовать развитию краеведчес­ких знаний у ребятишек этого возраста путем организации со­ответствующих мероприятий. Это — книжные выставки, бесе­ды, игры-путешествия, виктори­ны, уроки мужества (например, о земляках-героях), часы поэзии. А также более масштабные — дни краеведческой сказки, экскур­сии, краеведческие чтения, кон­курсы творчества читателей, по­священные истории родной зем­ли, благотворительные акции.

Подростки — дети от 11 до 14 лет. Этот возраст — активный период вовлечения детей в крае­ведение. Использование мест­ного материала в процессе обу­чения помогает раскрыть общие закономерности изучаемых яв­лений, пробудить у учащихся ин­терес к истории родной земли, стремление к самостоятельному творчеству, помогает в выборе профессии. Поэтому в програм­мах старших классов ярко про­слеживается связь с краеведе­нием, особенно при изучении истории, географии, биологии, литературы.

Некоторые школы внедрили специальный курс — «Краеведе­ние». Это объясняется возраста­нием всеобщего интереса к те­ме, признанием ее роли в воспи­тании всесторонне развитой личности. В школьном краеведе­нии главная роль в изучении прошлого края принадлежит уча­щимся при непосредственном руководстве педагога. Обучению и воспитанию школьников пос­редством краеведения способ­ствует и библиотека. Совместно со школой она может организо­вать следующие мероприятия:

  • экскурсии и походы по лите­ратурным местам;
  • краеведческие клубы, вечера, встречи;
  • литературно-краеведческие игры, олимпиады, блицопросы;
  • часы краеведческих сообще­ний.

Главной формой общения с подростками остается игра. Обучающая краеведческая иг­ра — форма деятельности, ими­тирующая познавательную ситу­ацию, создающая положитель­ную установку на изучение и решение краеведческой пробле­мы, способствующая активному творчеству.

Популярным среди подрост­ков (как и среди младших школь­ников) мероприятием является «Игра-путешествие по родному краю».

Она включает следующие этапы:

  • предлагается тема и разра­батывается маршрут путеше­ствия (реального или по книжным страницам);
  • библиотека предоставляет соответствующую литерату­ру, рекомендует ее для проч­тения, привлекает (подбира­ет) участников игры; с ними проводятся информационные беседы, обзоры, викторины, конкурсы, для каждого участ­ника составляются планы чтения;
  • организуются выступления участников с рассказами о путешествии; устные выступ­ления иллюстрируются выс­тавками книг, фотовыставка­ми, картинами художников, на которых запечатлены мес­та проходящего путешествия.

Руководители детского чте­ния. Характерной особенностью краеведческой деятельности яв­ляется работа со взрослыми — руководителями детского чте­ния: родителями, педагогами, библиотекарями, организатора­ми творческих объединений де­тей. Самую большую группу взрослых, нуждающихся в систе­матической квалифицированной помощи ДБ, составляют родите­ли и прародители — бабушки и дедушки читателей. К краевед­ческим знаниям, которыми не­обходимо овладевать родителям вместе с детьми, относятся зна­ния о своеобразии школьной, публичной библиотек; о крае и краеведческих документах; о краеведческом справочно-биб­лиографическом аппарате биб­лиотеки; о системе краеведчес­ких библиографических пособий и, конечно же, о мероприятиях по краеведению, на которые ро­дители могут приходить вместе с детьми.

Специально для родителей создаются краеведческие книж­ные выставки («Прочитайте вместе с детьми», «Учите любить свой край»); проводятся индиви­дуальные консультации по выбо­ру документов для домашней бе­седы о крае...

Краеведение — одно из веду­щих направлений в нашей про­фессиональной деятельности. Настоящее время характеризу­ется ее небывалым всплеском. Оно переживает процесс поиска новых форм, постановки перво­степенных задач. Одной из ос­новных задач краеведения явля­ется гражданско-патриотичес­кое и духовно-нравственное воспитание читателя в семье. Это продиктовано необходи­мостью повышения престижа семьи, родственных связей, се­мейного чтения.

Татьяна КРУГЛИК, главный библиотекарь координационно- методического отдела Липецкой областной детской библиотеки