Громова О. Идей хватит на всех / О. Громова // Библиотека в школе. – 2009. – № 8. – С. 39-44.

Когда готовился этот номер, библиотекари города и области прислали нам такое количество материалов, что, будь они опубликованы все, наши читатели видели бы в газете в течение ближайших месяцев только вологодские статьи. Поэтому пришлось мне взять материалы вологодских коллег, не вошедшие в номер, и сесть за обзор. Исключение составил один материал, который мы всё-таки решили опубликовать позже.

ВОЛОГДА – один из древнейших русских городов с богатейшей историей. Вологодский край просла­вили Константин Батюшков, Павел Засодимский, Владимир Гиляровский, Игорь Северянин, Алексей Ганин, Николай Клюев, Варлам Шаламов, Владимир Тендряков, Николай Рубцов, Александр Яшин, Васи­лий Белов, Кир Булычёв и другие.

Литературные традиции города и области просле­живаются на протяжении столетий. И не случайно приоритетное направление работы многих библио­тек – краеведение.

Например, в программу вологодской средней школы № 15 введены новые учебные предметы: «Малая родина», «Лад», «История Вологодского края», «Литература Вологодского края». Об этом и о мало кому, кроме вологжан, известном поэте Алексее Шадринове мы узнали из материала, подготовленного заведующей библиотекой этой школы Ириной Фёдоровной Калининской. Вот что она пишет.

«Алексей Шадринов... В поэзии этого моло­дого, даже юного поэта читателям открываются и боль за Россию, и восхищение ею, и серьёзные размышления о судьбе человеческой. Трагическая судьба Алексея, погибшего в 19 лет, и особенно – его стихи никого не оставляют равнодушными. Виктор Астафьев, прочитав книгу "Далёкий плач", схватился за голову: "Погиб настоящий поэт! Некоторые его произведения написаны с лермон­товской мощью..."»

Нина Алексеевна Ражева, заведующая библио­текой Слободской средней школы им. Г.Н. Понома­рёва (Грязовецкий район, п. Слобода), тоже расска­зывает о краеведческой работе. Она не просто ведёт кружок по изучению местной истории, а создаёт с детьми настоящий музей.

«На базе моей библиотеки много лет работает кружок "Юный краевед".

Основная идея: через научно-исследовательскую работу ученики знакомятся с историей, культурой родного края, с замечательными земляками.

Цель: на основе собранного материала создать школьный музей как краеведческий информацион­ный центр и тем самым расширить информационное пространство библиотеки.

Первый зал музея был открыт в 1999 году, а вто­рой – в 2004-м. Разработано Положение о музее МОУ "Слободская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н. Пономарёва". Разработана и утверждена Программа развития музея "Библиотека-музей – школьный информационный центр". В совет музея вошли члены актива библиотеки. Из этого состава созданы профильные функциональные группы:

  1. Поисково-исследовательская.
  2. Фондовая.
  3. Экспозиционно-выставочная.
  4. Информационная.

Темы исследований, над которыми работают краеведы:

  • Имя, которое носит школа.
  • История школы.
  • История и развитие ЗАО "Племзавод «Заря»".
  • Развитие образования и культуры в родном крае.
  • Народные промыслы края.
  • История в судьбах наших земляков.
  • Литературное краеведение и др.

В школе сложилось тесное взаимодействие му­зея с педагогическим и ученическим коллективом. Материалы исследовательских детских проектов (составляющих особый фонд библиотеки) являются источником информации при подготовке всех участ­ников образовательного процесса к урокам, класс­ным часам, беседам, внеклассным мероприятиям.

Библиотечный фонд исследовательских работ постоянно пополняется, причём эта информация представлена не только на традиционных носителях: использованы также видеоматериалы, электронные презентации».

Нина Анатольевна Нестерова, заведующая библиотекой Харовской школы № 1, разработала активные занятия по литературному краеведению для всех читателей школьной библиотеки.

Системная линия по литературному краеведению выстроена с 1-го по 11-й классы. Обратимся к пред­ставленному в статье Нестеровой активному занятию «Пожалейте берёзы!» – в качестве примера из системной линии по литературному краеведению. Там не только описывается ход занятия, но и даются интересные сведения, которые могут пригодиться любому библио­текарю, готовящему урок или беседу по данной теме.

«Что-то странное и плохое происходит весной с некоторыми школьниками и взрослыми. Они уст­ремляются за соком в берёзовые рощи с ножами и топорами и режут и ранят берёзы.

Одна большая берёза, пораненная топором, мо­жет потерять до 200 литров сока! В раны на стволах проникает много разных микробов, вызывающих болезни деревьев и их преждевременную гибель. К сожалению, человек редко вспоминает о том, что деревья, как и люди, тоже болеют, а заболев очень сильно, они медленно, стоя, умирают.

В раны деревьев проникают споры грибов-тру­товиков. Попадёт такая спора в ранку, и начнёт в стволе дерева разрастаться грибница трутовика. Будет жить не один год, будет высасывать соки из дерева, питаясь за его счёт. И так до тех пор, пока дерево не засохнет.

А виноват в гибели дерева будет не гриб, а чело­век, нанёсший дереву рану.

Берёзами обсаживали в старину большие про­езжие дороги – большаки. Из коры берёз на севере нашей страны плели лёгкие лапти, удобные кошели, в которых носили на дальние пожни одежду и пищу. Из коры берёз гнали душистый дёготь, делали красивые высокие туески.

Берёза – дерево-пионер. Пионер – значит пер­вый, и берёза раньше других деревьев захватывает гари, вырубки, заброшенные поля. Лесники называ­ют берёзу поводырём русского леса, а то и еловой нянькой. Ель, которая в молодости очень нежна, любит селиться в березняках. Кроны берёз защи­щают еловый подрост от жгучих солнечных лучей и поздних весенних заморозков.

Век берёзы не долог. Втрое короче елового. Когда берёзы начинают разрушаться, на смену приходят терпеливые ёлки. Палые ветви берёзы, в отличие от еловой хвои, легко разлагаются. Всего за одну зиму они превращаются в перегной. Пере­гной богат питательными веществами. Так берёза растит ель. Не только оберегает в молодости, но и подкармливает.

Стоит восхититься тем, как назвали наши далекие сородичи берёзу. Послушайте: от глагола брезжить. Что делать? Испускать свет!»

Устье-Угольская средняя школа с 2005 года ра­ботает по программе развития «Русское наследие». Заведующая библиотекой Валентина Васильевна Виноградова видит ведущим звеном в реализации данной программы школьную библиотеку.

Программа «Русское наследие» имеет следующие основные задачи:

  • приобщение юного поколения к истокам рус­ской духовности;
  • раскрытие особенностей национальных тра­диций;
  • знакомство с русской культурой и литерату­рой;
  • знакомство с природой русского Севера, Во­логодского края.

Сегодня библиотека является медиацентром.

Сильной стороной работы библиотеки в рамках программы «Русское наследие» Валентина Васильев­на считает массовые мероприятия. Девизом работы по краеведению стали слова «Мира не узнаешь, не зная края своего». Воспитание интереса к жизни, культуре и народному быту наших предков, северных русских крестьян – вот цель мероприятий по крае­ведению. «На "Звёздный час" по книге В.И. Белова "Лад" ребята (30 учащихся) традиционно собирают­ся в литературно-краеведческом клубе "Берёзка", где создан музей – уголок старинной Руси. Предме­ты быта и одежда наших дедов, расписные прялки и старинная колыбель – всё говорит о прошлом. Ребята вспоминают значения давно забытых слов – куфтырь, каталь, бухтины и других; старинные игры, в которые играли наши деды, – "Лапту", "Рюши", "Бабки". А вот лакомство наших предков – вяленицу – ребята никогда не пробовали. Зато примерить картуз и кокошник несложно – они есть в музее. В завершение мероприятия – чаепитие с русскими пирогами, имеющими несколько устаревшие на­звания: посыпушки, налитушки, солоник, губник, ягодник. Это тоже всё из "Лада". Нужно отметить, что анкетирование показывает: книги В. Белова называют любимыми в 5-х классах – 72 %учащихся, в б-х – 84 %, в 7-х – 87 %, в 8-х – 90 %».

Главный библиотекарь филиала № 7 ЦБС г. Во­логды Оксана Николаевна Мишенева пишет о том, что библиотекари осваивают новые компьютерные программные средства, стараясь сделать краевед­ческую информацию более доступной и зрелищной для детей.

Она вкратце рассказывает об игре-путешествии по заповедным местам Вологодчины «Тропой при­родных достопримечательностей».

«Участники мероприятия отправились в путь по нескольким маршрутам: "Вологодская тайга", "Заповедными тропами", "Поозерье", "По великой Сухоне-реке", "Каменный пояс Вологодчины", "На пути к двум океанам". Рассказ о природных памят­никах Вологодской области сопровождался показом слайдов. В ходе игры ребята заполняли карту путе­шествия, на которой отмечали наиболее значимые памятники природы».

* * *

Одна из главных святынь Вологодской облас­ти – Кирилло-Белозерский монастырь. Стало быть, и в школах города Кириллова невозможно обойти стороной темы, с ним связанные.

Целую систему работы над духовно-нравствен­ными категориями в цикле уроков по житийной ли­тературе разработала Галина Николаевна Воинова, заведующая библиотекой Кирилловской средней общеобразовательной школы.

Вот что мы прочитали в её статье.

«Жития святых воспитывают уважительное, ос­мысленное отношение к вере предков – истоку куль­туры. Поэтому наша школьная библиотека совместно с Кирилло-Белозерским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником разработала программу "Мир русской святости". Вот её темы.

3-й класс: преподобный Сергий Радонежский.

4-й класс: "Любимый святой" (по книге "Житие святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских"); "Любовь имейте между собою..." (из духовного наследия преподобного Кирилла Белозерского, Вологодского чудотворца); "Житие преподобных Фе­рапонта и Мартиниана Белозерских, чудотворцев".

5-й класс: "Житие преподобного Димитрия При- луцкого, вологодского чудотворца"; "Удивительное послушание" (житие преподобного Феодосия Тотемского, чудотворца).

6-й класс: "Праведник" (житие святого правед­ного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца).

7-й класс: "Житие преподобного Нила Сорского, Белозерского чудотворца".

8-й класс: "Просветительство. Духовники. Ио­анн Кронштадский: история жизни" (житие святого праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца); "Житие Святителя Игнатия Брянчанинова"; "Житие новомучеников Кирилловских".

Программа "Мир русской святости" органично вписалась в курс "Истоков". Занятия по житийной литературе проводятся на уроках "Истоков"».

Но не только в Кириллове работают с житийной литературой.

Сотрудники библиотеки школы № 1 города Грязовца – заведующая библиотекой Тамара Александровна Смирнова и библиотекари Галина Викторовна Козлова и Ирина Александровна Мохова – тоже с гордостью рассказывают о новом направлении школьной жизни.

«В программе "Истоки" задумано удивительное – научить детей открывать глубокий смысл в самом простом и очевидном. Задача библиотеки – позна­комить читателей с житийными книгами о святых Вологодской земли: о преподобном Ниле Сорском, о блаженном Прокопии Устюжском, о святителе Игнатии Брянчанинове, о преподобном Димитрии Прилуцком и многих других. Эти книги оставляют глубокий след в душах как юных, так и взрослых читателей. Таких изданий наша российская школа не знала более восьмидесяти лет».

* * *

Другие направления работы библиотек тоже не забыты в материалах коллег.

Одно из них – военно-патриотическое. В средней школе № 2 города Великий Устюг оно реа­лизуется через программу «Мы твои сыны, Россия».

Об этом написала Ольга Николаевна Хотитовская, заведующая библиотекой.

«В программе определено 5 блоков:

Исторический – "Судьбы России".

Военно-спортивный – "Защитники Родины".

Краеведческий – "Возвращение к истокам".

Экологический – "Природное наследие".

Школьный – "Мой второй дом".

Работая в рамках этой программы, библиотека использует интеллектуально-познавательную игру "Брейн-ринг", как одну из наиболее эффективных форм исследовательской и познавательной дея­тельности. В соответствии с блоками программы, определяется тематика игр на сезон.

Каждая тема сформулирована так, что при под­готовке к игре ученики изучают материалы, относя­щиеся ко всем блокам программы.

Сама игра обязательно сопровождается мульти­медийной презентацией. Важно и то, что игры обра­щают ребят не только в давнее прошлое. Например, в ходе игры, приуроченной к 100-летию подводного флота, вспоминали трагедию на подводной лодке "Курск", матросов-подводников из Вологодской области, которые погибли в Баренцевом море, зна­комились с историей создания подводного флота России, узнавали об устюжанах, которые служили на подводных лодках».

* * *

Экология – не последняя по значимости тема для Вологодчины. Из материала Ирины Дмитриевны Ивановой из Череповца, заведующей библиотекой средней школы № 26 с углублённым изучением пред­метов, мы узнаём, что «библиотека координирует работу школы по экологии. Разработана программа экологического образования и воспитания учащихся школы, которая способствует реализации городской целевой экологической программы.

Партнёрами школы в работе по экологии стали Центр повышения квалификации, Управление по охра­не окружающей среды и природных ресурсов, музей АО "Северсталь", средства массовой информации».

Ирина Дмитриевна представляет направления своей деятельности в виде цветка, где нет лепестков, которые более или менее важны, чем другие, – зна­чимость их одинакова.

«Своеобразным вкладом в охрану и защиту природы можно назвать общешкольный праздник "Экологический вернисаж", организованный заместителем директора по воспитательной работе А.В. Надёжиной. Выступления подготовили уча­щиеся 5-11-х классов под руководством классных руководителей.

Активисты библиотеки не только помогали в подготовке вернисажа, но и, перелистав десятки книг, журналов и газет, решили показать, как можно решить проблему отходов. В дело пошли мусорные мешки, пластиковые бутылки и пакеты, фантики и пробки... Представление коллекции модной оде­жды под названием "Нет печальному будущему!" прошло "на ура".

Пути приобщения к экологическим знаниям открыты в наше время для всех участников педа­гогического процесса, в том числе и для библио­текарей. Круглый стол на базе Центра повышения квалификации определил основные направления работы школьных библиотек по теме "Экологиче­ское воспитание школьников в современных условиях" и дал возможность поделиться опытом работы по данной теме.

В новом экологическом зале музея АО "Се­версталь" был организован семинар по вопросам природоохранной деятельности промышленных предприятий города для представителей образова­ния. Выступление главного эколога АО "Северсталь" Н.А. Архипова вызвало у нас, как у жителей промыш­ленного центра, множество вопросов. Один из них: не получится ли так, что экологическое образование вступит в конфликт с существующими в обществе от­ношениями, допустившими экологический кризис?

Однако завершающие семинар экскурсии: в за­водское управление на выставку конкурсных работ учащихся школ города (наша школа в числе участ­ников-призёров) – плакатов по защите окружающей среды и автобусная экскурсия на предприятие, где разработана уникальная система очистных соору­жений, – дают все основания полагать, что наши совместные усилия, в том числе и усилия отдельно взятой школьной библиотеки, направленные на формирование "экологичной" личности, не пройдут даром».

И ещё об одной изюминке в работе Ирины Дмитриевны хочется написать. Выставка-реклама новых поступлений по экологии и обзор этих же книг проходят под девизом «Ни в коем случае не читайте эти книги, а то узнаете такое...». Конечно, это приводит к обратному эффекту. Всем хочется хотя бы раскрыть книгу: «А что, что там такое?» Такие чудесные находки ничуть не менее ценны, чем самые большие программы.

О деятельности в сфере правового воспитания наши коллеги тоже писали. Например, Светлана Сергеевна Хомякова, заместитель директора Вожегодской ЦБС по работе с детьми, рассказала о том, что «в 2005 году в Вожегодской детской библиотеке была организована Школа правовых знаний. Основ­ная цель Школы – помощь подросткам в изучении правовых норм общества, формирование взгляда на закон как на обязательное правило поведения.

В результате деятельности Школы появилась не­обходимость дополнительных занятий и дальнейшей работы в данном направлении с детьми и подрост­ками. В том числе с теми, кого называют "детьми, находящимися в социально опасном положении", или "неблагополучными".

В 2007 году на базе Вожегодской детской библиотеки был открыт Детский информационно-правовой центр (ВДИПЦ). Одна из его задач – сбор информации и ознакомление детей с основными юридическими понятиями, с единством гражданских прав и обязанностей, привлечение внимания ребят к нормативным актам, раскрытие их влияния на все стороны жизни.

Проект с восхитительным названием "Право как искусство добра и справедливости" создан для даль­нейшего координирования деятельности ВДИПЦ с деятельностью других учреждений, занимающихся проблемами детей, и направлен на формирование правосознания детей и подростков, обобщение и рас­пространение опыта работы в этом направлении».

* * *

Валентина Анатольевна Стахеева, заведующая библиотекой Первомайской школы села Кичменгский Городок, занимается проблемами чтения детей.

Её программа чтения для детей состоит из пяти подпрограмм: «Я познаю мир», «Я и моя семья», «Я и Родина», «Я – подросток», «Я и театр».

«По названиям подпрограмм видно, что я опи­раюсь в своей работе на систему значимых для человека ценностей: Земля, Мир, Человек, Отече­ство, Труд, Семья, Культура, Знания, Добро, Красота. Основные направления деятельности: интеллекту­альное, художественно-эстетическое, творческое, культурно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое».

Лично мне очень понравилось, как сформулирова­на в статье Валентины Анатольевны позиция, где чаще всего мы читаем правильные, но приевшиеся и пафос­ные слова о любви к Родине и о высоких идеалах. А важно-то в этой работе – другое. Вот это:

«Ожидаемый результат реализации программы: получение знаний о самом себе, о других, о мире и о жизни. У ребёнка, подростка должен появиться собе­седник, стремящийся к диалогу о любви, о жизни, об отношении к миру, о собственном "Я"».

Светлана Николаевна Ивановская, заведующая библиотекой гимназии г. Великий Устюг, пишет о том, о чём мы писали уже много раз. Что уже к 5-му классу у детей наблюдается снижение интереса к книгам. Это знает каждый библиотекарь даже без исследований.

«Работать с детьми среднего и старшего возраста сложнее. Во-первых, у них больше учебная нагруз­ка. Часто можно услышать от читателя: «Я бы хотел прочесть эту книгу, но мне некогда: много задано на дом». Во-вторых, интерес к чтению падает из-за пло­хого комплектования библиотеки: в фонде почти нет новой литературы для читателей этого возраста».

Об этом же с ещё большей горечью пишет Наде­жда Владимировна Конакова из г. Белозерска, заведующая библиотекой средней школы № 2 имени С.С. Орлова. «Острая проблема нашей библиотеки на сегодняшний день – это небольшое помещение. Основную часть комнаты занимает при этом фонд, больше похожий на архив, – он содержит уже почти «музейные» документы. Детская литература очень востребована, дети хотят читать, но фонды школьных библиотек давно не отвечают их запросам.

Нет новых книг и в библиотеке. А потом мы, взрослые, сетуем, что наши дети стали меньше чи­тать! За последние пять лет к нам не поступило ни одной новой книги для детей 1-4-х классов. А это са­мое начало школьной жизни, когда ребёнку можно и нужно привить любовь к чтению. Устаревшие фонды, которые не отвечают современным запросам, – вот главная беда в работе школьного библиотекаря».

Вот такие проблемы видят библиотекари Воло­годской области в деятельности по привлечению к чтению и малышей, и подростков. Но справляется с ними каждый по-своему.

Очень радует вывод, который делает Светлана Николаевна Ивановская. «Работу с этой категорией читателей (младшими и старшими подростками. – О.Г.) прекращать нельзя. В прошлом учебном году для них мы подготовили обзоры книг: "Трудные по­вести Е. Мурашовой", "Книги – юбиляры 2008 года", "Что читать летом", беседу "Огоньки Чистого Дора" о творчестве замечательного писателя Ю. Коваля».

Вот оно, главное: настоящий профессионал, даже несмотря на плохое комплектование, следит за но­винками подростковой литературы, ищет и находит интересные для ребят книги.

Наталья Павлиновна Гулева, заведующая детским филиалом ЦБС Междуреченского рай­она – детской библиотекой в Шуйском, подробно рассказывая о деятельности своей библиотеки, отметила как важную черту, что вся работа ведётся в тесном сотрудничестве с Шуйской средней школой, яслями-детским садом, Междуреченским центром социальной помощи семье и детям. И к сожалению, лишь вскользь упомянула о том, что в библиотеке разработаны игра-путешествие по Конвенции о правах ребёнка «Мои права» и игровая программа «Детектив идёт по следу». Мы очень надеемся, что коллеги из Шуйского когда-нибудь подробнее опишут для наших читателей эти игры и работу, связанную с их созданием.

Сотрудники библиотеки школы № 3 г. Вологды Лидия Ивановна Смирнова (заведующая библио­текой) и Вера Владимировна Гулькевич (ведущий библиотекарь) рассказали о том, что в их школе ежегодно проходит день открытых дверей для роди­телей, в котором самое активное участие принимает и библиотека.

«Вместе с администрацией заранее составляем план мероприятий дня открытых дверей. В биб­лиотеке оформляем книжную выставку «Для вас, родители».

Этот день – суббота. С утра идёт регистрация родителей. Учащиеся школы проводят для них экс­курсии по школе, в том числе и по библиотеке.

В день открытых дверей проходит акция «Почитай мне». В этот раз учащиеся 7-го «В» и 9-го «В» классов читали «Рассказы о всякой живности» В.И. Белова учащимся 2-го «А» класса. Их учитель Н.Н. Круглова провела большую подготовку к этому мероприятию. В классе был оформлен уголок деревенской избы. Старшеклассники выразительно читали рассказы, дети внимательно слушали. Потом слушатели делали рисунки по прочитанным рассказам, которыми и был оформлен стенд "Мы читаем и рисуем".

Учащиеся 5-го класса (классный руководитель Т.А. Коныгина) инсценировали сказку В.И. Белова "Мишук". Это особый класс – дети с ослабленным зрением.

Для родителей проводили также беседу о твор­честве писателя, с показом презентации "Хранитель русского лада"».

Можно не сомневаться, что после такого дня родители смотрят даже на давно знакомую школу другими глазами.

Римма Глебовна Холина, заведующая библио­текой средней школы № 2, и Марина Германовна Татаринцева, заведующая библиотекой начальной школы № 6, разработали целый курс «Основы ин­формационной культуры школьника». Там оказалось столько интригующе интересных форм занятий по разным темам... Например:

  • «Ввод и вывод информации. Игры: "Телефон", "Угадай слово".
  • Источник и приёмник при передаче информа­ции. Игра: "Что находится в портфеле?"
  • Обработка информации. Исходная и новая ин­формация. Игры: "Поиск общего", "Дорисуй".
  • Кодирование, шифрование информации. Обобщение информации. Игры: "Сыщики", "Шиф­ровка".
  • Практическое занятие: "Ребусы. Шарады. За­шифрованное письмо".
  • Придумай сказку. Игра-конкурс со сказочными предметами.
  • Весёлая игра на знание каталога и умение им пользоваться».

Как хотелось бы увидеть описание этих игр и занятий! Дождёмся ли?

Любовь Васильевна Гуйтова, библиотекарь средней общеобразовательной школы № 40 из Череповца, рассказала в своём материале о нестан­дартных уроках литературы, которые проводятся на базе библиотеки и которые она считает изюминкой своей работы. К нестандартным урокам Любовь Васильевна относит, например:

  • урок-диспут,
  • урок-экскурсию,
  • урок-игру,
  • урок-семинар,
  • урок-портрет,
  • арт-урок,
  • урок-презентацию.

Можно только позавидовать ребятам, у которых так интересно проходят уроки.

* * *

В заключение хочется назвать ещё один матери­ал, не уместившийся в номере. Это текст Наталии Борисовны Шпагиной, заместителя директора ВОДБ, посвящённый программно-проектной работе библиотеки. О части таких проектов и программ есть отдельные материалы в этом выпуске, о некоторых Наталия Борисовна упоминает лишь вскользь.

Мы надеемся со временем получить от Наталии Борисовны подробный материал о том, что такое работа в библиотеке по программам и проектам, но сейчас не могу не сказать об одном из дел. Наталия Борисовна пишет о программе по распространению правовых знаний и упоминает одну очень любопыт­ную акцию.

«Ежегодно в ноябре в библиотеке проходит Не­деля правовых знаний, посвящённая Всемирному дню ребёнка. Цель проведения Недели – позна­комить ребят с такими важными международными документами, как Декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка, приобщить к чте­нию литературы по правовой тематике, научить пользоваться своими правами. Мы уверены, что проведение подобных акций позволяет лучше понять детей, по-дружески поговорить с ними на тему: ребёнок и его права.

Зная и соблюдая собственные права, дети учатся уважать и права других людей, не нару­шать их.

В рамках выполнения областной целевой про­граммы «Профилактика правонарушений в Вологод­ской области на 2006-2008 гг.» Вологодская обла­стная детская библиотека в 2007 году организовала следующие мероприятия.

  1. Областной конкурс творческих работ «Я сам творю свою судьбу» среди детей и подростков г. Во­логды и Вологодской области (март-май 2007 г.). Стихи, рассказы, сочинения адресованы воспитан­никам колонии для несовершеннолетних. Выпущен сборник творческих работ по итогам конкурса. Презентация сборника состоялась в Вологодской областной детской библиотеке и в воспитательной колонии для несовершеннолетних УФСИН Минюста России по Вологодской области в ноябре 2007 года в рамках Недели правовых знаний. Сборники дет­ских творческих работ подарены воспитанникам колонии.
  2. Акция «Книги для сердца и разума»

Сбор книг для воспитанников колонии с обра­щением к ним детей – участников акции. (Время проведения: сентябрь-ноябрь 2007 г. Передача книг: ноябрь 2007 г.)».

Как видите, вытаскивая изюминки из каждого материала, мы набрали не горсть, а целую корзину изюма. Идей здесь хватит на всех.