Качанова Е. Краеведение в новом формате : от «Страны Саратовии» к другим проектам / Е. Качанова, М. Киселёва // Библиотека в школе. – 2009. – № 21. – С. 11-14.

Сохранить можно только то, что хорошо зна­ешь и любишь. Именно с этой позиции подходит к проблеме сохранения культурного наследия края Саратовская областная библиотека для детей и юно­шества им. А.С. Пушкина. Юному поколению важно не только познавать краеведение (в том числе и в новом формате), но и принимать активное участие в краеведческой деятельности. Включить молодых в пространство истории и культуры родного края позволил проект по поддержке, поощрению и инфор­мационному обеспечению изучения краеведения – «Страна Саратовия».

Проект «Пушкинки» стал победителем IV Област­ного конкурса социальных и культурных проектов общественного фонда «Саратовская губерния» в декабре 2006 года в проектной линии «Культура» – в номинации «Проекты по развитию инновационных форм сохранения культурного наследия Саратовской области». Фонд «Саратовская губерния» является первым в регионе «грантодающим» фондом, средс­тва которого формируются в основном из местных источников. Презентация планируемой в рамках проектов-победителей деятельности или уже достиг­нутых результатов проходит на ежегодных областных социальных форумах, являющихся площадкой для диалога власти и общественности по актуальным вопросам социального развития региона.

Участие в проектной деятельности сегодня стало одной из самых результативных форм рабо­ты библиотеки. Оно способствует формированию иного подхода к планированию работы и созданию команды единомышленников, помогает достигать конкретных результатов за чётко определённые сроки, является источником дополнительного финансирования (столь необходимого сегодня). И главное – делает библиотеку видимой для социаль­ных партнёров, значимой и интересной в обществе. Опыт подготовки и защиты нашего краеведческого проекта говорит о том, что нужно излагать свою по­зицию чётко, понятно, избегая наших библиотечных канцеляризмов. Что важно учиться заинтересован­ности, простоте и обаянию в общении с людьми, в продвижении библио­теки и чтения.

Любой проект рож­дается из идеи, уверен­ности в его значимости и желания разработчи­ков получить результат. Мы сформулировали главную идею нашего проекта так: «Познавая – созидать и сохранять». С целью формирования и поддержки интереса детей и юношества к ис­тории и культуре своего края определили следу­ющие задачи:

  • продвижение об­разовательных и про­светительских про­грамм по краеведению;
  • привлечение детей, подростков и молодёжи к участию в создании краеведческих информа­ционных ресурсов;
  • участие библио­тек в общественном кра­еведческом движении, использование культур­ного и образовательного потенциала города и об­ласти.

Координатором проекта стала Екатерина Юрь­евна Качанова – тогда ещё главный библиотекарь методического отдела «Пушкинки».

В течение 2007 года была выполнена большая работа по реализации нескольких проектных линий: проведено анкетирование, организована библиотечная акция по сбору материалов для Ле­тописи событий, состоялся творческий конкурс по созданию краеведческой открытки совместно со

Работа 1Л. Сергеевой

 

 студентами Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова.

В реализации проекта «Страна Саратовия» приня­ли участие 2636 детей, подростков и представителей молодёжи – читателей детских библиотек из 33 муниципальных районов Саратовской области.

«История моей семьи в истории Саратов­ской губернии» – под таким названием в янва­ре-марте 2007 года прошло анкетирование детей и подростков в детских библиотеках области. Мы попробовали выяснить, как дети и подростки от­носятся к своей малой родине и традициям своей семьи, своего народа; знают ли историю семьи и края; готовы ли молодые связать своё будущее с Саратовом?

Результаты анкетирования поз­волили сделать следующие вы­воды. С историей своей семьи и родного края знакомы большинство респондентов – 91 %. 41 % опро­шенных отметили библиотеку как место, где они познают историю малой родины. Также отмечена роль семьи в воспитании традиций и сохранении памяти о событиях и земляках. К сожалению, связать своё будущее с родным краем, своей малой родиной большинство сегодняшних подростков не готовы. Поскольку 2/3 опрошенных – жите­ли сёл и деревень, большинство из них аргументируют своё нежелание в будущем жить и работать в сельской местности такими социальными проблемами, как отсутствие работы и достойной заработной платы, а также жилья для молодых сельчан. В то же время у молодых есть своё видение решения этих проблем.

В анкетировании приняли участие 2107 респон­дентов (предполагалось охватить 1000 чел.) – чи­татели 75 библиотек из 20 муниципальных районов области. Изданный по его итогам сборник «История моей семьи в истории Саратовской губернии» в следующем, 2008 году (объявленном Годом се­мьи), был востребован в библиотеках области как краеведческое издание, в котором представлены истории саратовских семей, рассказанные детьми и подростками.

Благодаря ответам наших читателей, детские библиотеки области получили возможность плани­ровать тематику краеведческих мероприятий, коор­динировать работу библиотек со школами, реализу­ющими региональный образовательный компонент по краеведению с 2006/2007 учебного года.

«Время вернуться домой» – библиотечная акция по созданию в Летописи событий, семей, сёл, деревень, городов Саратовской губернии детьми и подростками собственных страниц, которые объеди­нены в электронной базе данных. Акция проходила в течение лета 2007 года в детских библиотеках области.

Читателям было предложено дать одну страничку с рассказом о событии из истории своего города, села, деревни. Или о событии из жизни своей семьи, но связанном с историей нашей губернии, нашей страны.

В ходе акции дети и подростки нашли время для общения с родителями, бабушками и дедушками, соседями, с пожилыми людьми – старожилами своих сёл. Записали их рассказы. Обращались к библио­текарям и учителям: нашли время на посещение своей библиотеки и чтение книг по краеведению, по истории нашей страны. Таким об­разом, участников нашего проекта получалось значительно больше, в него включились не только дети, но и взрослые.

Результаты такой работы поло­жили начало Летописи, созданной детьми и подростками. По итогам акции издан сборник, куда вошли страницы, подготовленные 42 чи­тателями из 38 библиотек Саратов­ской области. Стартовав в рамках проекта, эта акция продолжилась в 2008 и 2009 годах.

«Краеведческая открытка». Объявляя творческий конкурс по созданию краеведческой открытки совместно со студентами Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова (студенты работали под руко­водством преподавателя художественного училища Ирины Васильевны Голубиновой), мы стремились к тому, чтобы он стал реальным воплощением совре­менных идей студенчества и содействовал откры­тию новых имён будущих саратовских дизайнеров. Думаем, что наши ожидания оправдались. Студенты создали свои оригинальные варианты открыток в различной технике, в различных жанрах и форматах, представили как серии, так и одиночные работы. Результат: работы студентов – победителей кон­курса выпущены в виде набора открыток «Саратов и Я» (такой слоган придумал, удачно обыграв слово «Саратовия», студент Андрей Фомичёв) издательской фирмой «Софит». Такие наборы открыток были использованы в качестве сувенирной продукции для участников Всероссийского форума «Искусство России – детям», который состоялся в Саратове 5-6 октября 2007 года.

Участниками этого конкурса были не только студенты, но и читатели детских библиотек из 33 муниципальных районов Саратовской области. Тематика представленных на него работ была обширной: история, этнография, архитектура, природа, культур­ные традиции, научные и технические достижения Саратова и Саратовской губернии. Оценивались идея и художественное исполнение краеведческой открытки. Всего в конкурсе «Краеведческая открыт­ка» приняли участие 487 человек в возрасте от 7 до 18 лет. Жюри рассмотрело 713 работ. Победители были отмечены дипломами и памятными подарка­ми – книгами. Координатором этой проектной линии выступала Мария Юрьевна Киселёва, зав. отделом маркетинга ОБДЮ им. А.С. Пушкина.

«История губернии: читаем, слушаем, рассказываем». В рамках проекта состоялись и традици­онные встречи в краеведческой гостиной библиотеки с интересными людьми и новыми книгами.

К сожалению, книг по исто­рии края, написанных специально для детей, у нас практически нет. Продвижение хорошей крае­ведческой книги, адресованной детям и подросткам, стало одной из задач, решаемых ОБДЮ им. А.С. Пушкина. В феврале 2007 года в соответствии с постановлением губернатора области Павла Ле­онидовича Ипатова был создан экспертный совет по определе­нию перечня социально значимой литературы для нужд Саратовской области. В состав совета входит директор ОБДЮ им. А.С. Пушкина Лилия Ивановна Алиферова. Ве­дущие специалисты «Пушкинки» Александра Борисовна Белогла­зова и Екатерина Юрьевна Качанова приняли участие в заседании экспертного совета и рассмотрении, оценке и отборе краеведческих изданий для юных читателей.

Издательская деятельность в рамках проекта осуществлялась с использованием принтера (HP Business InkJet), приобретённого благодаря финан­совой поддержке фонда «Саратовская губерния». Мультимедийный проектор (Panasonic PT-LB50NTE), который был приобретен при поддержке министерс­тва культуры Саратовской области, поддержавшего наш проект, активно используется для презентаций при проведении профессиональных встреч, выезд­ных семинаров, внутрибиблиотечных мероприя­тий.

«Страна Саратовия» представлена на сайте нашей библиотеки (http://lib.fannet.ru): программистом «Пушкинки» разработан дизайн страницы проекта, подготовлено электронное издание «Страна Са­ратовия» с «картой чтения». «Страна Саратовия», созданная читателями детских библиотек Саратов­ской области, помогла нам обрести новых друзей и партнёров, в сотрудничестве с которыми мы готовы осуществлять новые проекты.

Задача нашей краеведческой деятельности в 2008-2009 годах состоит в том, чтобы на карте «Страны Саратовии» появились детские библиотеки области. В 2009 году ОБДЮ им. А.С. Пушкина отмеча­ет сразу два юбилея: 90 лет с момента основания и 55 лет методической деятельности. Нам показалось интересным и знаменательным в этом году продол­жить Летопись событий края сквозь призму деятель­ности библиотек. Осуществить эту задачу опять-таки призваны помочь юные читатели. Так возникла идея конкурса «Журналистское расследование

"Библиотека – культурный центр моего города (посёл­ка): вчера и сегодня"». Нам хотелось не только привлечь внимание к истории и культуре своего края, к книге и чтению как важнейшей составляющей культурной жизни каждого муниципального образования, но и стимулировать самосто­ятельную исследовательскую работу, помочь отточить жур­налистское перо, попробовать себя в качестве фотографа или кинооператора. В зависимости от формы подачи материала были предложены три номи­нации: статья, фотоподборка с текстовыми пояснениями, виде­офильм. В конкурсе принимали участие дети и юношество: чи­татели библиотек области в возрасте от 10 до 18 лет. Конкурсные работы оценивались в двух возрастных категориях: 10-14 лет, 15-18 лет.

В областном этапе конкурса приняли участие читатели более 100 библиотек из 25 районов облас­ти. Окончательное подведение итогов, награждение победителей, издание сборника и внесение допол­нений на карту нашей виртуальной «Страны Сарато­вии» ещё впереди. Пока можем сказать только то, что благодаря юным журналистам нам доподлинно известна история более 100 библиотек – районных, поселковых, маленьких сельских. Мы пополнили наш «банк данных» о библиотекарях края со времён изб-читален до наших дней. Мы ещё раз удостоверились в том, насколько ценна библиотека как социальный институт, а в глубинке – зачастую как единственный очаг культуры и просвещения. И как любима библи­отека своими читателями.

Екатерина Юрьевна Качанова, гл. библиотекарь по связям с общественностью ОУНБ г. Саратов

Мария Юрьевна Киселёва, зав. отделом маркетинга ОБДЮ им. А.С. Пушкина, г. Саратов