Сняткова Н. Литературное краеведение как образ жизни / Н. Сняткова // Библиотека в школе. – 2009. – С. 35-38.

Я считаю национальной трагедией, что в конце XX века в России нарушилась связь времён. На мо­лодое поколение, на неокрепшие души обрушилась массовая культура, не имеющая под собой исто­рических и национальных корней. Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Необходимо помочь ему познать мир через при­косновение к творческому и духовному наследию, и начинать это лучше через знакомство с тем, что близко и понятно. Поэтому я решила познакомить детей с литературным наследием Вологодчины и творчеством земляков более детально.

Писатель-земляк Василий Иванович Белов ска­зал: «Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас». Что могла дать Белову его родная, ничем не приметная Тимониха?

Родина Белова - это не только его Тимониха, это и весь наш Север с его былинами и сказками, с его стихами и рассказами об этой земле и людях, живущих на ней.

Эта земля родила Николая Рубцова и Константи­на Батюшкова, Сергея Орлова и Александра Яшина, Владимира Гиляровского и Павла Засодимского, Владимира Тендрякова и Анатолия Петухова... Здесь сложился могучий творческий, духовный центр.

Изучением творческого наследия малой родины я занималась, ещё работая в нашем историко-худо­жественном музее.

Там мы подготовили районную конференцию «Раздумья на родине», посвящённую творчеству писателя-земляка Василия Белова, и литератур­ные чтения: «И душой проникая в чужую судьбу», «Душа хранит», «Путник на краю» - к юбилею поэта Николая Рубцова. Исследовательские работы, пред­ставленные на конференции, и литературные чтения были актуальны и вызвали неподдельный интерес к творчеству великих мастеров слова. Успех был оче­виден. Такие мероприятия проводили неоднократно. Не только в музее, но и в Центре дополнительного образования, в Харовской средней общеобразова­тельной школе № 3, с учащимися профессионального училища, с взрослым населением города. Всё это и заставило меня начать заниматься с учащимися школы № 3, где я работаю, изучением литературного наследия Вологодчины.

Наша школа яв­ляется базовой по изучению литера­турного наследия области, имеет бо­гатый материал по творчеству писа­телей, поэтов Воло­годчины. В школе оформлена об­ширная литератур­ная экспозиция, где представлено творчество писа­телей земли Воло­годской.

Я составила программу, целью которой является гармоничное развитие школьников во внеурочное время. Определены также задачи и этапы её реа­лизации.

Программа «Литературное краеведение»

Пояснительная записка

Моя задача - помочь учащимся почувство­вать себя исследователями, научиться пости­гать и осваивать новую информацию, самим включиться в социально-культурное творче­ство. Занимаясь литературным краеведением, учащиеся приобретают знания, умения, навы­ки, которые пригодятся им в жизни, а также знакомятся с такими понятиями как «связь времён», «наследие».

Цель и задачи программы заключаются в сти­мулировании и повышении интереса к творчеству земляков, в расширении кругозора, включении в познавательную деятельность, воспитании граж­данской позиции. Программа рассчитана на б-8-е классы.

Направленность программы: изучение твор­ческого наследия малой родины и поддержание интереса к творчеству уже знакомых по школьной программе писателей Вологодчины. Приоритет отдаётся творчеству, самообразованию учащихся.

Дифференцированный подход и учёт возрастных особенностей обязателен.

На проводимых занятиях должна быть атмосфера сотрудничества и сотворчества. Занятия проводятся в форме экскурсий, встреч, бесед.

Результатом нашей работы будет участие в кон­курсах, конференциях, литературно-познавательных викторинах, в школьных радиопередачах.

Дополнительное знакомство с литературным творчеством своих земляков даёт достаточное представление о духовных ценностях нашего региона.

Через литературное краеведение я стараюсь решать следующие задачи:

- развитие потребности учеников в изучении своих корней;

  • воспитание патриотизма, гражданской по­зиции;
  • воспитание уважения к памяти прошлого и традициям своего народа;
  • воспитание уважения к творчеству писателей и поэтов, подаривших нам уникальную возможность, читая их произведения, проникаться особым духом любви к своей малой родине, к России и преданно­сти им;
  • интеллектуальное и духовное развитие лич­ности;
  • формирование правильного восприятия ли­тературного наследия;

получение знаний об основных видах и жанрах литературы, умение отличать литературное произве­дение от народного творчества.

Литература в данной программе рассматривается как часть русской культуры, которая со временем развивается дальше.

В своей работе мысленно следую изречению Сократа: «Не насиловать душу ребёнка, а вести его за собой». Использую местный ма­териал, связанный с творчеством поэтов, писателей, художников, которые живут среди нас и дают учащимся пример любви к своей малой родине. Мы поддержи­ваем связь с историко-художе­ственным музеем, с районной и детской библиотеками, с клубом «Созвучие».

Хотя мы ещё только начинаем большую работу по изучению ли­тературного наследия земляков, но уже имеем видимые результа­ты. Объектом нашего исследова­ния являются произведения как местных авторов, так и авторов, чьё творчество связано вообще с Вологодской землёй. Кроме этого, акцент делается и на более детальном знакомстве с произведениями устного народного творчества своего края. На одном из сентябрьских занятий кружка мы знакоми­лись с малыми жанрами - загадкой, прибауткой, поговоркой... Пробовали себя в этом виде творчества, что-то придумывая, например:

«Птица красива пером, а человек делом», «Без дру­га - туго», «Очки не втирай, а лучше в деле прибавляй» (Надя Зайцева, 6-й класс).

В прошлом учебном году мы участвовали в областном конкурсе «Время читать», на который были представлены творческие работы по темам «Моё литературное откры­тие» и «Эту книгу я прочитал вместе с...». В работах уча­щиеся показали себя умею­щими мыслить, рассуждать, давать оценку событиям, аргументированно доказы­вать свой выбор. Несколько работ были отмечены специ­альными дипломами.

Участие в районных и областных конкурсах, по­знавательно-образователь­ных викторинах, встречи и беседы-диалоги с поэтами и писателями, экскурсии в музеи и поездки на малую родину поэтов и пи­сателей - всё это вызывает искренний интерес к творчеству земляков, заставляет по-новому смотреть на жизнь и творчество писателей и поэтов, способствует развитию гармоничной личности. Учащиеся понимают и делают правильные выводы: каждый может быть хорошим работником, замечательным человеком, другом, но не ка­ждый способен написать так, чтобы им гордились, восхища­лись и помнили, т.е. не каждый способен стать писателем, поэтом.

Наша задача - не толь­ко духовное обогащение, мы учимся анализировать стихи и прозу, творить и пробовать себя в литературе. Всё это даёт возможность понять малую ро­дину, проникнуться теплотой и любовью к ней, к её природе, к людям, живущим на этой земле.

Результатом нашей работы станут рукописная книга «Творчество неизвестных харовчан» и карта «По литературным местам Харовска», в которой будут представлены ос­новные этапы жизни и творчества земляков, места, где они родились или где прошли годы их творчества.

«Придёт время, и мы наконец научимся любить собственную историю с такой же примерно си­лою и верностью, с какой хороший сын бережёт и любит свою мать» - эти замечательные слова пи­сателя-земляка В.И. Бе­лова вспоминаю всегда, когда в очередной раз жду встречи со своими кружковцами, думаю о новой теме, беседе или встрече с ещё одним уди­вительным человеком, чьё творчество поможет пробудить у учащихся любовь к своей малой родине, интерес к лите­ратуре.

Наталия Владимировна Сняткова, заведующая библиотекой Харовской средней общеобразовательной школы № 3, г. Харовск, Харовский район, Вологодская обл.

 

Тематическое планирование по программе «Литературное краеведение»

 

Тема

Тип занятия

Кол-во часов

Краткое описание

Результаты занятий (комментарии)

1

Вводное занятие

Беседа-диалог

2

Роль литературы в куль­турной жизни Вологод­ского края. Образ Воло­годчины в произведениях литературы

Любительское и профессио­нальное занятие литерату­рой: сходство и различия

2

Экскурсия по школьному литературному музею

Экскурсия

2

Общее знакомство с жиз- ненным и творческим путём поэтов и писателей Вологодчины

Конкурс на лучшее знание творчества писателей-зем­ляков

3

Экскурсия в библио­теку

Экскурсия

2

Обзор литературы ха- ровских и вологодских поэтов и писателей

Умение пользоваться систе­матическим и алфавитным каталогами

4

Устное народное твор­чество. Сказки Вологод­ского края. Несказочная народная проза

Беседа; познава­тельно-образо­вательная викто­рина

8

Малые жанры фольклора Волгодчины. В.И.Белов. Искусство народного сло­ва (по книге «Лад»);

«Дивлюсь народной речи!..» А.Романов; ва­рианты одного сказочно­го сюжета.

Несказочная народная проза. Соотношение со­держания преданий и легенд с исторической правдой

Загадка, прибаутка, пого­ворка, песня; легенда, пре­дание. Сказки Вологодского края из сборника А.Н.Афа­насьева.

Наблюдения над лексиче­ским составом произведе­ний малых жанров.

Вологодский говор.

Проба пера в малых жан­рах

5

Литературные сказки в переводе и обра­ботке Р.А.Балакшина, А.А.Брянчанинова

Познавательно­образовательная беседа по сказкам «Знахарь», «Белая уточка»

4

Языковой анализ текста; ответы на вопросы

Конкурс «Сочиняем сказку сами»

 

Тема

Тип занятия

Кол-во часов

Краткое описание

Результаты занятий

(комментарии)

6

П.В.Засодимский. Крат­кие сведения о писа­теле

Беседа-диалог + практическое за­нятие

2

Отличие литературной сказки от народной. Чер­ты мифов и народных сказок в произведениях П.В.Засодимского

Подготовка страницы уст­ного журнала о П.В.Засо- димском

7

Встреча с поэтическими династиями

Беседа-диалог

3

Определение своего кру­га чтения (любимые про­изведения)

Конкурс иллюстраций к лю­бимым произведениям

8

Произведения о родине и родной природе. Поэты-харовчане

Встречи с поэта­ми

6

Проба пера

Создание сборника стихов собственного сочинения

9

В художественном мире стихотворений. Пейзаж­ная лирика

Анализ стихов

4

Стихи вологодских поэтов о природе. Ф.П.Савино­ва - «Родное», 0.А.Фо­кина - «Простые звуки родины моей...»

Анализ стихов собственного сочинения

10

Забытые имена в лите­ратуре.

Общее знакомство с творчеством А.Медвед- ской; М.Сопина

Беседа-диалог с просмотром доку­ментальных мате­риалов

4

Автобиографическая повесть «Тихие ому­ты», рассказы и стихи А.Б.Медведской, про­смотр фильма; стихи по­эта М.Сопина

Проба пера.

Мини-сочинения на тему «Судьба и творчество не­разделимы»

И

Вологжанка в судьбе Ивана Бунина

Рассказ о неиз­вестном факте из жизни И.Бунина

2

Краткий биографический очерк с использованием материалов В.Кунова

Сбор материалов о творче­стве харовчан

12

Экскурсия на родину В.И.Белова

Экскурсия-обзор

8

Знакомство с биографи­ей, творчеством и малой родиной писателя-зем­ляка

Составление литературного плана-маршрута «По доро­гам к малой родине В.Бе­лова»

13

Встреча с писателем- вологжанином С.П.Баг­ровым

Беседа-диалог.

Выезд на малую родину писателя

4

Рассказ писателя-волог­жанина о творческом пути в литературе, о про­изведениях

Чтение и анализ рассказов

14

Экскурсия в музей Н.Рубцова (г. Вологда)

Обзорная экскур­сия

8

Накопление материалов по творчеству Н.Рубцова

Мини-сочинение в форме отзыва

15

Наша гордость и боль. Стихи поэтов Вологод­чины о войне

Беседа-диалог.

Рассказ о поэтах Вологодчины - участниках Вели­кой Отечествен­ной войны

6

0 фронтовых судьбах С.С.Орлова, А.Я.Яшина, Ю.М. Леднёва и их отра­жение в поэзии

Подготовка устного журнала по стихам поэтов-волог­жан

16

Экскурсия-встреча с

Т.Л. Петуховой

Беседа-диалог

5

Стихи для детей и о де­тях

Подготовка познавательно­образовательной беседы для 1-4-х классов

17

Завершающее занятие.

Подведение итогов

 

2

Анализ работы кружка