Щербакова И. Незабудки Хакасии / И. Щербакова, Е. Лаборенко // Библиотека в школе. – 2009. – № 21. – С. 16-17.

Широка и прекрасна большая Россия,

И заветных не счесть у неё уголков,

Но Хакасия наша особо красива.

Как редчайший цветок, среди редких цветов!

Д.А. Лобачев

На юге Сибири, в левобережной части бассейна Енисея, по соседству с Красноярским краем, Рес­публикой Тыва, Республикой Алтай, Кемеровской областью, есть уникальный уголок – Республика Хакасия.

Хакасия – гостеприимный живописный край, овеянный сказаниями и легендами. История нашей республики уходит в глубину веков. Первое госу­дарственное образование на древней земле Хакасии появилось ещё в VII—III вв. до н. э. В китайских летописях оно упоминается как государство Динлин. Этот уголок Сибири по праву называют музеем под открытым небом: здесь сохранились около 30 тысяч памятников древней культуры – руины древних городищ, святилища, каменные изваяния, курганы, наскальные рисунки.

Хакасия – страна с удивительной природой, уди­вительным разнообразием: от бескрайних степных далей до неповторимой красоты тайги, гор и озёр, вода многих из которых целебна. Величественные Саяны, стремительные реки и таинственные пещеры влекут любителей природы и приключений со всех уголков Земли.

И не случайно одним из направлений развития республики в последние годы является культурно-познавательный туризм, а библиотеки, с их богатым краеведческим материалом и опытом работы, вносят немалый вклад в поддержку этого направления, ко­ординируя свою деятельность со школами, музеями, туристическими, природоохранными, общественны­ми и другими организациями.

Республиканская детская библиотека является координационным, методическим центром для библиотек разных систем и ведомств, работающих с детьми в сфере организации краеведческой деятель­ности. Диапазон работы здесь широк: деятельность в помощь школьному образованию, патриотическому воспитанию, историческому, литературному, эко­логическому краеведению, изучению и внедрению инновационных методов и форм работы, повышению квалификации. Более двадцати лет наша библиотека является инициатором и организатором прове­дения республиканских детских конкурсов и игро­вых программ различной тематики.

Впервые идея при­влечь детей к участию в познавательно-турис­тической деятельности была реализована в пред­дверии празднования в 2007 году 300-летия доб­ровольного вхождения Хакасии в состав Россий­ского государства. Тогда был организован и про­ведён среди читателей-детей республиканский историко-литературный конкурс «По земле Ха­касской только ступишь, здесь оставишь сердце навсегда». Юным крае­ведам предлагалось вы­ступить в роли экскурсо­водов, сопровождающих делегации в путешествиях по Хакасии. В оргкоми­тет конкурса поступили 64 творческие работы. Ребята разработали ин­тересные и уникальные маршруты по историческим, памятным и заповедным местам республики, по родным городам и сёлам, по любимым уголкам природы родного края, по крупным предприятиям Хакасии и просто по «самым красивым и волшебным местам» родного города.

Мы были приятно удивлены тем, что, не зная азов экскурсионного дела, ребята методически правильно подошли к составлению планов экскурсий, проявили творческую фантазию и способность заинтересо­вать слушателей своей темой. Конкурс показал, что дети имеют желание, возможности и творческий потенциал для продолжения данной деятельности, а библиотека способна поддержать и развить это стремление.

Возможность продолжить начатое появилась после объявления Благотворительным фондом культурных инициатив (фондом Михаила Прохорова) конкурсной номинации «Новая роль библиотеки в образовании», куда мы представили свой проект «Детское познавательно-туристическое агентство "Экокультурные тропинки – незабудки Хакасии"», который будет реализован совместно с городскими, районными и сельскими детскими библиотеками. Кроме того, к участию в его реализации привлечены специалисты Министерства культуры Республики Хакасии, Министерства образования и науки Рес­публики Хакасии, Государственного комитета по туризму Республики Хакасии, Государственного природного заповедника «Хакасский», Хакасского отделения Союза писателей России, Национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова, Хакасского государственного универ­ситета им. Н.Ф. Катанова, Хакасской ассоциации ту­ризма.

В рамках проекта пред­полагается привлечение детей и подростков к по­исковой работе по выяв­лению уникального крае­ведческого материала для создания исторических, этнографических, культур­но-познавательных и эко­логических туристических маршрутов; пополнение фондов детских библиотек дополнительными краеведческими материалами; информационное, методическое обеспечение об­разовательных программ краеведческой тематики; организация и проведение юными экскурсоводами путешествий по Хакасии для детей, живущих в рес­публике и других регионах.

Реализация проекта обеспечит системный подход к формированию информационных краеведческих ресурсов, позволяющих расширить связи с куль­турными и общеобразовательными учреждениями республики и сопредельных территорий, и станет очередной ступенькой в профессиональном росте библиотекарей.

Осуществление проекта начнётся с создания в каждой детской библиотеке школы юных экскур­соводов, а для их руководителей (библиотекарей, сотрудников музеев, педагогов) пройдёт выездной республиканский мастер-класс с привлечением специалистов Хакасской ассоциации туризма, преподавателей Института технологии, сервиса и дизайна Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. К мастер-классу наша библиотека готовит пакет организационно-регламентирующих и учебно-методических материалов по организации «Школ...».

Следующим этапом реализации проекта станет республиканский поисково-творческий конкурс среди школ юных экскурсоводов на лучший поз­навательно-туристический маршрут «Семь чудес Хакасии». По условиям конкурса юным экскурсово­дам предстоит провести поисковую работу по сбору краеведческого материала о своем посёлке, городе, районе и разработать познавательно-туристический маршрут. На основе лучших маршрутов будет создан единый познавательно-туристический маршрут по районам и городам Хакасии, по которому пройдут экскурсии с участием «Школ...» – победителей конкурса, а в дальнейшем – экскурсии для детей, живущих в республике и других регионах. Кроме того, материалы детских поис­ковых работ войдут в краевед­ческую базу данных и будут использоваться при издании учебно-методических, библио­графических, информационных материалов, путеводителей по республике и соответствующих проспектов.

Итогом реализации про­екта станет создание в нашей библиотеке республиканского познавательно-туристического агентства «Экокультурные тро­пинки – незабудки Хакасии», в состав которого войдут школы юных экскурсоводов. Основная цель деятельности агентства – интеграция краеведческо-просветитель­ской деятельности, развитие и информационно-ме­тодическое сопровождение детского познаватель­ного туризма в Хакасии.

Сейчас мы занимаемся разработкой положений о «Школе...» и конкурсе, составлением учебно-мето­дических пособий для руководителей и участников «Школ...»: «Путешествие в Юнэксландию», «Основы экскурсоведения», «Историческое сказание о земле Хакасской», «Родной природы затаённое дыханье», «Богат талантами наш край родной». Впереди нас ждёт ещё очень много новых открытий, интересных дел и творческих свершений.

Приглашаем всех желающих в сказочную Хакасию послушать голос чатхана, вдохнуть непередаваемый запах знойной степи, услышать из уст сказителей чарующие легенды. Мы подарим вам путешествие, которое запомнится яркими впечатлениями, госте­приимством местных жителей, уникальной красотой и культурой древней и одновременно молодой Хака­сии. И мы уверены, что, побывав у нас один раз, вы захотите вернуться ещё.

Добро пожаловать в Хакасию!

Ирина Михайловна Щербакова, заведующая методико-библиографическим отделом Хакасской республиканской детской библиотеки, г. Абакан

Елена Викторовна Лаборенко, ведущий методист Хакасской республиканской детской библиотеки