Мацько Г. Нескучное краеведение, или Лимерик по-соседски : конкурс детского литературного творчества / Г. Мацько // Библиополе. – 2012. – № 12. – С. 49-53.

К 75-летию Новосибирской области её жители в возрасте от 9 до 13 лет подготовили необычный подарок — множество лимериков (стихи традиционной формы, состоящие из пяти строк). Происхождение своё они ведут из английского и ирландского фольклора, но завоевали популярность во всём мире.

Вообще-то конкурс лимериков Новосибирская ОДБ проводит уже второй раз. Чем они различа­ются? Что изменилось по сравне­нию с 2008 годом, а что осталось прежним?

Во-первых, конкурс стал меж­дународным. Наряду с детьми нашей области в нём приняли участие подростки из Республи­ки Казахстан (организатор — Восточно-Казахстанская ОДЮБ, г. Усть-Каменогорск) и Украины (организатор — Херсонская ОДБ). К нам присоединились и любите­ли поэзии из Московской облас­ти. Таким образом, в празднова­нии юбилея региона участвовали и жители ближнего зарубежья, и соотечественники из других стран. Поэтому, если четыре года назад конкурс назывался «Лиме­рик по-сибирски», теперь он но­сит название «Краеведение в сти­хах: лимерик по-соседски».

Его эмблема (авторы — со­трудники Восточно-Казахстанской ОДЮБ) не просто красива, она от­лично передаёт главную мысль: у нас одно солнце, общая радуга... Конечно, наши области не грани­чат друг с другом (значит, нас не разделяют границы!), — нас свя­зывают добрососедские отноше­ния (а с Херсонской областью — и соглашение о сотрудничестве), а также десятилетия общей исто­рии. Наконец, русский язык. Для детей выражение «язык меж­дународного общения» примени­тельно к русскому перестало быть абстрактным, приобрело конкрет­ный смысл.

Участие нескольких областей из разных стран позволяет чита­телям «маленьких шедевров» по­знакомиться с их географией, культурой и бытом. С другой сто­роны, если не принимать во вни­мание названия географических объектов (а они обязательно должны быть в лимериках), то в некоторых случаях трудно до­гадаться, в каком государстве жи­вёт автор. Конечно, имеются в ви­ду те лимерики, которые посвяще­ны таким вечным темам, как школьная жизнь, дружба, любовь и т. д. Кстати, жители Новосибир­ской области — это и русские, и украинцы, и казахи, поэтому на­ши зарубежные соучастники по конкурсу действительно воспри­нимаются как близкие соседи.

Второе отличие нынешнего конкурса от первого — отношение авторов к лимерикам. «В далёком сибирском краю ученик тебя со­вершенно не знал, лимерик!» — напишет участник конкурса «Ли­мерик по-сибирски». В несколь­ких стихах 2008 г. авторы кокетли­во описывали, как тяжело было им сочинять, как нелегко понять, что же это за «зверь» такой, и рифмо­вали «лимерики» с «истерикой». В этом году лимерик им всем, по­хоже, уже хорошо знаком. (И не­удивительно, ведь входе прошло­го конкурса только в областной оргкомитет поступили работы от более чем 900 участников, значит, реальное число конкурсантов су­щественно больше.)

Эта стихотворная форма стала настолько привычной и освоен­ной, что можно говорить о появле­нии новых стихов — «сибириков». В них не всегда ровно пять строк, длина строк и ритм произвольные, не всегда строки рифмуются по канону (первая, вторая и пятая — между собой, третья и четвёр­тая — соответственно, также меж­ду собой), а слова «город» и «се­ло» тоже вдруг оказываются риф­мующимися...

«Сибирики» всегда написаны от души и читаются с интересом!

Конечно, это шутка (не считая последнего утверждения). Да, не все рождаются поэтами, и мало кто из участников конкурса ими станет. Но попробовать сочинять, поучиться поэтическому ремеслу, пожалуй, стоит всем. Ведь во вре­мена золотого и серебряного ве­ков поэзии умение писать стихи считалось нормой для каждого об­разованного человека. Значит, и нашим продвинутым современ­никам оно вполне под силу.

Поскольку в лимериках всего пять строк и форма строго зада­на, это, с одной стороны, облегча­ет работу, а с другой — необходи­мость соблюдать правила дисцип­линирует, оставляя свободу выби­рать тему, героев, настроение, ха­рактер стиха. Именно это и превратило лимерики во всём мире в такую популярную стихо­творную форму, своего рода по­этическую игру.

Правда, для некоторых (очень немногих) участников конкурса задача показалась настолько сложной, что они решили позаим­ствовать лимерики у других авто­ров из Интернета. Видимо, они не задумывались, что красивое сло­во «плагиат» обозначает некраси­вое явление — литературное воровство. Кстати, юные плагиа­торы даже не заметили, что заим­ствуют стихи... с сайта нашей биб­лиотеки, где помещены лучшие работы прошлого конкурса «Ли­мерик по-сибирски»!

Как у всех явлений, у нынеш­него тоже можно найти хорошую сторону. Факт плагиата в данном случае — своеобразный знак ка­чества работ 2008 г. Значит, те ли­мерики действительно хороши, раз некоторым конкурсантам (возможно, ленивым, а скорее, решившим, что у них-то так ни за что не получится)захотелось их присвоить.

К счастью, большинство участ­ников конкурса — уверенные в се­бе люди, по-настоящему творчес­кие личности, и пусть их стихи не безукоризненны, зато абсолютно эксклюзивны.

Нынешний конкурс показал ин­тересное свойство лимериков: со­чинение их очень заразительное занятие. Некоторые работы — ре­зультат творческих усилий двух- трёх поколений семьи. В этом го­ду очень многие работы — коллек­тивные, созданные силами класса или детьми разного возраста. Кстати, предполагалось, что в кон­курсе примут участие школьники 3-7-х классов. Но поздравить род­ную область с юбилеем захотели и восьмиклассники, и даже деся­тиклассники (впору учреждать но­минацию «Для тех, кто всегда мо­лод душой!»).

Даже руководители конкурсан­тов присоединились к своим по­допечным и написали отличные лимерики. А у преподавателя рус­ского языка и литературы школы № 5 г. Искитима Н.А. Скидан по­лучилась настоящая стихотворная инструкция по написанию лиме­риков:

«Если спросит вас ученик:

«Правильно говорить лимерик?»

Ответьте ему без истерик:

«Не лимерик, не лимерик!

Лимерик — город в Ирландии есть.

По городу и пятистишнику честь.

А если в пять строк не уложились,

Значит не лимерик вы сложили».

Некоторых авторов (и многих руководителей) можно назвать уже традиционными участниками на­шего конкурса. Например, Алексей Сергеев (г. Колывань) в прошлый раз, будучи третьеклассником, стал лауреатом. В этом году он написал тоже очень удачную работу.

У лимериков 2008 и 2012 гг. много общего (действительно, школьные оценки и прогулки под Луной — темы вечные), но есть и различия, связанные с научно- техническим прогрессом. Если четыре года назад мобильные телефоны и интерактивные дос­ки для многих были довольно редки, то нынче они настолько привычны, что, видимо, уже не достойны быть темой лимерика. Зато несколько стихов посвящено новинке — электронному дневни­ку и последствиям его внедрения для нерадивых школяров. А глав­ное, новые информационные тех­нологии позволили сделать твор­ческие работы интереснее, снаб­дить их эксклюзивными фотогра­фиями пейзажей, героев, авторов лимериков, дополнить стихи рас­сказом о родном крае.

Многие авторы (в том числе из совсем небольших деревень, где в каждом классе учится всего по пять человек) представили рабо­ты в виде презентаций, в боль­шинстве случаев очень грамот­ных, удачных, продуманных. Та­кое оформление стало для них не самоцелью, не демонстрацией своей компьютерной грамотнос­ти, а средством наиболее полно, доступно представить материал.

У некоторых конкурсантов по­лучились настоящие путеводите­ли по родному краю. Например, Марина Копылова (Черепановский район) рассказала в стихах обо всех пяти улицах своего села Куриловка.

Дружная библиокомпания из Здвинского района (коллектив чи­тателей Новороссийской СБ) на­писала не только о библиотеке, но и об истории, и экологии, и о домашних животных родного села. Егор Олешко представил в лимериках настоящую историю с географией родной Колывани.

А путеводитель, созданный учени­ками 6 «В» класса Маслянинской СОШ № 1, пригодится даже ино­странным туристам — он написан и на русском, и на английском язы­ках (в том числе и стихи!).

Упоминание в стихах названия какого-либо географического объекта — обязательное (или почти обязательное) требование. Поэтому в наших лимериках, ко­торые создавались в 21 районе и двух городах области, геогра­фия представлена очень широко. Вам встретятся названия рек и кряжей, посёлков и деревень, ельников и заповедников, улиц и переулков... Но наши авторы — люди широкой души, поэтому своей Малой Родиной они не ограничились.

Так получилось, что Ордын­ский и Каргатский районы в этом году в конкурсе не участвовали, но их названия всё-таки встреча­ются в лимериках благодаря по­этам из других районов. Ну и, конечно, не забыты ни Алтай, ни Украина, ни Казахстан, ведь лимерики писались «по-сосед­ски»! А иногда упоминаются и эк­зотические города и страны. Ли­деры среди них (почему-то) Ам­стердам и Панама. Вот только два примера:

Сибирь вам не Амстердам,

Край суровый, не для дам.

Мороз трескучий, Лес дремучий.

Медведи ходят тут и там!

(Елена Куликова, г. Черепаново, МОУ СОШ № 2, 11 лет)

Живёт медсестра в Колывани,

Мечтает она о панаме.

Муж шляпку купил,

Да не угодил:

Жена жить мечтает в Панаме.

(Мария Бурдыко, Коченевская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Аргунова, 7 «А» класс)

Некоторые поэты не исполь­зовали в своих лимериках геогра­фические названия, хотя стихи при этом оставались вполне «краеведческими» (например, ес­ли лимерики посвящались своей школе). А в стихотворении Алек­сандра Трушина (г. Новосибирск, гимназия № 1,5 «А» класс) до по­следней строки неясно, какое от­ношение имеет лимерик к Сибири (такой вот элегантный розыг­рыш!):

Гондольер из Венеции Марко

Уронил как-то раз свою марку.

Марка в воду упала,

Утонула, пропала.

А была ведь сибирскою марка!

Замечательно, что наши кон­курсанты — люди продвинутые в современных технологиях. Толь­ко благодаря этому стало возмож­но участие в конкурсе жителей Орехово-Зуевского района Мос­ковской области — учеников Давыдовской гимназии. Как расска­зали их руководители, они искали творческие конкурсы для детей и так вышли на наш сайт. Идея им понравилась, а нам пришлось по душе то, что у наших читателей по­явилась возможность узнать о жизни ровесников в таком далё­ком (куда дальше Казахстана) Подмосковье. Согласитесь, для Новосибирской области очень необычно — в деревне (а Давыдо­во — деревня) есть гимназия, мно­гоэтажные дома, а совсем ря­дом — более десятка промышлен­ных предприятий... Поэтому тема экологии в лимериках авторов из Давыдовской гимназии совершен­но не случайна.

Благодаря электронной почте мы не просто получали работы из отдалённых районов, но и могли общаться с авторами и их руково­дителями, подчас выступать в ро­ли редакторов и корректоров. Очень приятно, что конкурсанты понимали — со стороны часто бы­вает виднее, поэтому прислуши­вались к советам, дорабатывали и перерабатывали материал, и их работы становились всё лучше и лучше. Ведь авторы в том возра­сте, когда учиться вполне нор­мально и в процессе конкурса.

Надеемся, что наше общение продолжится: мы с удовольстви­ем поместим в «Гостевой книге» своего сайта отклики, замечания и предложения по поводу этого конкурса как самих участников, так и их руководителей, родных и близких, друзей, а также всех, кого заинтересовала его идея. А чтобы сообщение не было слу­чайно автоматически удалено (из-за превышения количества знаков или по ошибке, как спам), можно отправить его по электронной поч­те на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., ука­зав тему письма «Для гостевой книги».

Наш конкурс носит название «Краеведение в стихах». Он мог бы называться и иначе — «Нескучное краеведение», и вот почему.

Во-первых, гораздо интерес­нее заниматься творчеством, чем писать рефераты или слушать лек­ции по этой теме (хотя это тоже полезные виды деятельности, ко­торым стоит научиться). Роль пи­сателя, поэта и исследователя в этом случае привлекательнее, чем роль слушателя.

Во-вторых, готовя свои сочи­нения, конкурсанты не только учи­лись слагать стихи и не только уз­навали что-то новое о своем крае. Они сделали важное открытие, хо­тя, возможно, об этом и не дога­дываются. Многие их лимерики посвящены не природе и недалё­кой истории (хотя это и очень ин­тересно), а самим авторам и их близким людям, а также землякам. И это в полной мере соответству­ет теме конкурса, ведь краеведе­ние — не абстрактная наука, и лю­ди, наши обычные современни­ки — самая важная часть любого края. И, пожалуй, такое краеведе­ние — самое нескучное.

А ещё этот конкурс в очеред­ной раз показал, насколько та­лантливы и открыты для всего но­вого наши земляки — и совсем юные, и взрослые. Спасибо всем поэтам и их руководителям за уча­стие в конкурсе и любовь к родно­му краю!

Предлагаем вашему вниманию некоторые из лимериков. Они очень разные по настроению — от серьёзных до озорных, почти на грани чёрного юмора. Но все на­писаны с хорошим настроением, которым авторы с вами охотно по­делятся!

На даче, что в Ельцовке, пугало стоит.

Всех людей прохожих пугало бодрит:

«Я девица-красавица!

Люблю я людям нравиться!»

Модное то пугало уехало в Мадрид.

(Диана Зиновьева, средняя общеобразовательная школа № 163 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Новосибирска, 4 класс)

На речке Енисей

Коля ловил карасей.

Потом он выловил щуку,

Затем какую-то штуку.

Так и не сварил он щей

Из тех вкуснейших карасей.

(Даниил Переверзев, средняя общеобразовательная школа № 163 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Новосибирска, 4 класс)

Село Полойка озёрами славится.

Парни в нём бравые, девчонки — красавицы.

Они весело живут:

Задорно танцуют и в хоре поют.

России частица Полойка нам нравится.

(Анна Андреенко, Полойская СОШ Краснозёрского района, 7 класс)

В Кыштовском районе есть сёла с забавными названиями. Од­ним из таких является деревня Колбаса. Ребята часто задаются вопросом: «Почему она так назы­вается? Там что, много колбасы?» Именно об этом в лимерике:

Я поехал в Колбасу,

Чтобы съесть там колбасу.

Ну а там не колбаса,

Лишь дремучие леса.

Вот такая есть деревня

С названьем Колбаса.

(Денис Енин, Кыштовская СОШ № 1, 6 «А» класс)

Прадедушки Андрея Киселё­ва — герои Великой Отечественной войны Алексей Григорьевич Беляков и Алексей Иванович Цапов.

Мой прадед — герой, он в войну воевал.

Он кровь за Отчизну свою проливал,

За мир, за детей,

За счастливых людей.

И в песне своей я его воспевал.

А я вот не был на войне,

Пришлось потом родиться.

Но знаю, что у нас в семье

Дедов портрет хранится.

Их у меня не просто два,

А два таких героя!

Гордится ими вся семья,

Конечно же со мною!

В посёлке Майском не до сна.

Конечно, ведь пришла весна. Кошачий хор

И в лужах двор —

Такая вот весна-красна!

(Андрей Киселев, Майская СОШ Черепановского района, 6 класс)

Жили-были люди в Колывани,

Они любили играть на баяне.

Собирается народ,

Песни поёт у ворот.

Вот такой народ в Колывани живёт.

Жила в Колывани Алёнка,

Была она озорная девчонка.

 Мальчишек лупила,

В школу ходила.

Вот такая девчонка Алёнка.

(Алёна Макаренко, Колыванская СОШ № 2, 4 «Б» класс)

Большая беда вдруг случилась у Коли:

К «Дневник-точка-ру» подключилась вся школа!

И видят родители отпрыска

Оценки, задания, пропуски.

Теперь каждый день уроки делает Коля!

(Евгений Чернов, Чановская СОШ № 2, 6 класс)

Жила в Чанах девочка Алла.

И дома, чтоб ей не попало,

В шкафу и в диване,

В столе, даже в ванной

Дневник «забывала» Алла.

 Теперь ни один ученик

Не прячет от мамы дневник.

Ведь всё в Интернете

Узнают о детях,

Открыв электронный дневник.

(Венера Айнутдинова, Чановская СОШ № 2, 6 класс)

Галина МАЦЬКО, главный библиотекарь зала литературы на иностранных языках Новосибирской областной детской библиотеки имени А. М. Горького