Мацько Г. Нескучное краеведение, или Лимерик по-соседски : конкурс детского литературного творчества / Г. Мацько // Библиополе. – 2012. – № 12. – С. 49-53.
К 75-летию Новосибирской области её жители в возрасте от 9 до 13 лет подготовили необычный подарок — множество лимериков (стихи традиционной формы, состоящие из пяти строк). Происхождение своё они ведут из английского и ирландского фольклора, но завоевали популярность во всём мире.
Вообще-то конкурс лимериков Новосибирская ОДБ проводит уже второй раз. Чем они различаются? Что изменилось по сравнению с 2008 годом, а что осталось прежним?
Во-первых, конкурс стал международным. Наряду с детьми нашей области в нём приняли участие подростки из Республики Казахстан (организатор — Восточно-Казахстанская ОДЮБ, г. Усть-Каменогорск) и Украины (организатор — Херсонская ОДБ). К нам присоединились и любители поэзии из Московской области. Таким образом, в праздновании юбилея региона участвовали и жители ближнего зарубежья, и соотечественники из других стран. Поэтому, если четыре года назад конкурс назывался «Лимерик по-сибирски», теперь он носит название «Краеведение в стихах: лимерик по-соседски».
Его эмблема (авторы — сотрудники Восточно-Казахстанской ОДЮБ) не просто красива, она отлично передаёт главную мысль: у нас одно солнце, общая радуга... Конечно, наши области не граничат друг с другом (значит, нас не разделяют границы!), — нас связывают добрососедские отношения (а с Херсонской областью — и соглашение о сотрудничестве), а также десятилетия общей истории. Наконец, русский язык. Для детей выражение «язык международного общения» применительно к русскому перестало быть абстрактным, приобрело конкретный смысл.
Участие нескольких областей из разных стран позволяет читателям «маленьких шедевров» познакомиться с их географией, культурой и бытом. С другой стороны, если не принимать во внимание названия географических объектов (а они обязательно должны быть в лимериках), то в некоторых случаях трудно догадаться, в каком государстве живёт автор. Конечно, имеются в виду те лимерики, которые посвящены таким вечным темам, как школьная жизнь, дружба, любовь и т. д. Кстати, жители Новосибирской области — это и русские, и украинцы, и казахи, поэтому наши зарубежные соучастники по конкурсу действительно воспринимаются как близкие соседи.
Второе отличие нынешнего конкурса от первого — отношение авторов к лимерикам. «В далёком сибирском краю ученик тебя совершенно не знал, лимерик!» — напишет участник конкурса «Лимерик по-сибирски». В нескольких стихах 2008 г. авторы кокетливо описывали, как тяжело было им сочинять, как нелегко понять, что же это за «зверь» такой, и рифмовали «лимерики» с «истерикой». В этом году лимерик им всем, похоже, уже хорошо знаком. (И неудивительно, ведь входе прошлого конкурса только в областной оргкомитет поступили работы от более чем 900 участников, значит, реальное число конкурсантов существенно больше.)
Эта стихотворная форма стала настолько привычной и освоенной, что можно говорить о появлении новых стихов — «сибириков». В них не всегда ровно пять строк, длина строк и ритм произвольные, не всегда строки рифмуются по канону (первая, вторая и пятая — между собой, третья и четвёртая — соответственно, также между собой), а слова «город» и «село» тоже вдруг оказываются рифмующимися...
«Сибирики» всегда написаны от души и читаются с интересом!
Конечно, это шутка (не считая последнего утверждения). Да, не все рождаются поэтами, и мало кто из участников конкурса ими станет. Но попробовать сочинять, поучиться поэтическому ремеслу, пожалуй, стоит всем. Ведь во времена золотого и серебряного веков поэзии умение писать стихи считалось нормой для каждого образованного человека. Значит, и нашим продвинутым современникам оно вполне под силу.
Поскольку в лимериках всего пять строк и форма строго задана, это, с одной стороны, облегчает работу, а с другой — необходимость соблюдать правила дисциплинирует, оставляя свободу выбирать тему, героев, настроение, характер стиха. Именно это и превратило лимерики во всём мире в такую популярную стихотворную форму, своего рода поэтическую игру.
Правда, для некоторых (очень немногих) участников конкурса задача показалась настолько сложной, что они решили позаимствовать лимерики у других авторов из Интернета. Видимо, они не задумывались, что красивое слово «плагиат» обозначает некрасивое явление — литературное воровство. Кстати, юные плагиаторы даже не заметили, что заимствуют стихи... с сайта нашей библиотеки, где помещены лучшие работы прошлого конкурса «Лимерик по-сибирски»!
Как у всех явлений, у нынешнего тоже можно найти хорошую сторону. Факт плагиата в данном случае — своеобразный знак качества работ 2008 г. Значит, те лимерики действительно хороши, раз некоторым конкурсантам (возможно, ленивым, а скорее, решившим, что у них-то так ни за что не получится)захотелось их присвоить.
К счастью, большинство участников конкурса — уверенные в себе люди, по-настоящему творческие личности, и пусть их стихи не безукоризненны, зато абсолютно эксклюзивны.
Нынешний конкурс показал интересное свойство лимериков: сочинение их очень заразительное занятие. Некоторые работы — результат творческих усилий двух- трёх поколений семьи. В этом году очень многие работы — коллективные, созданные силами класса или детьми разного возраста. Кстати, предполагалось, что в конкурсе примут участие школьники 3-7-х классов. Но поздравить родную область с юбилеем захотели и восьмиклассники, и даже десятиклассники (впору учреждать номинацию «Для тех, кто всегда молод душой!»).
Даже руководители конкурсантов присоединились к своим подопечным и написали отличные лимерики. А у преподавателя русского языка и литературы школы № 5 г. Искитима Н.А. Скидан получилась настоящая стихотворная инструкция по написанию лимериков:
«Если спросит вас ученик:
«Правильно говорить лимерик?»
Ответьте ему без истерик:
«Не лимерик, не лимерик!
Лимерик — город в Ирландии есть.
По городу и пятистишнику честь.
А если в пять строк не уложились,
Значит не лимерик вы сложили».
Некоторых авторов (и многих руководителей) можно назвать уже традиционными участниками нашего конкурса. Например, Алексей Сергеев (г. Колывань) в прошлый раз, будучи третьеклассником, стал лауреатом. В этом году он написал тоже очень удачную работу.
У лимериков 2008 и 2012 гг. много общего (действительно, школьные оценки и прогулки под Луной — темы вечные), но есть и различия, связанные с научно- техническим прогрессом. Если четыре года назад мобильные телефоны и интерактивные доски для многих были довольно редки, то нынче они настолько привычны, что, видимо, уже не достойны быть темой лимерика. Зато несколько стихов посвящено новинке — электронному дневнику и последствиям его внедрения для нерадивых школяров. А главное, новые информационные технологии позволили сделать творческие работы интереснее, снабдить их эксклюзивными фотографиями пейзажей, героев, авторов лимериков, дополнить стихи рассказом о родном крае.
Многие авторы (в том числе из совсем небольших деревень, где в каждом классе учится всего по пять человек) представили работы в виде презентаций, в большинстве случаев очень грамотных, удачных, продуманных. Такое оформление стало для них не самоцелью, не демонстрацией своей компьютерной грамотности, а средством наиболее полно, доступно представить материал.
У некоторых конкурсантов получились настоящие путеводители по родному краю. Например, Марина Копылова (Черепановский район) рассказала в стихах обо всех пяти улицах своего села Куриловка.
Дружная библиокомпания из Здвинского района (коллектив читателей Новороссийской СБ) написала не только о библиотеке, но и об истории, и экологии, и о домашних животных родного села. Егор Олешко представил в лимериках настоящую историю с географией родной Колывани.
А путеводитель, созданный учениками 6 «В» класса Маслянинской СОШ № 1, пригодится даже иностранным туристам — он написан и на русском, и на английском языках (в том числе и стихи!).
Упоминание в стихах названия какого-либо географического объекта — обязательное (или почти обязательное) требование. Поэтому в наших лимериках, которые создавались в 21 районе и двух городах области, география представлена очень широко. Вам встретятся названия рек и кряжей, посёлков и деревень, ельников и заповедников, улиц и переулков... Но наши авторы — люди широкой души, поэтому своей Малой Родиной они не ограничились.
Так получилось, что Ордынский и Каргатский районы в этом году в конкурсе не участвовали, но их названия всё-таки встречаются в лимериках благодаря поэтам из других районов. Ну и, конечно, не забыты ни Алтай, ни Украина, ни Казахстан, ведь лимерики писались «по-соседски»! А иногда упоминаются и экзотические города и страны. Лидеры среди них (почему-то) Амстердам и Панама. Вот только два примера:
Сибирь вам не Амстердам,
Край суровый, не для дам.
Мороз трескучий, Лес дремучий.
Медведи ходят тут и там!
(Елена Куликова, г. Черепаново, МОУ СОШ № 2, 11 лет)
Живёт медсестра в Колывани,
Мечтает она о панаме.
Муж шляпку купил,
Да не угодил:
Жена жить мечтает в Панаме.
(Мария Бурдыко, Коченевская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Аргунова, 7 «А» класс)
Некоторые поэты не использовали в своих лимериках географические названия, хотя стихи при этом оставались вполне «краеведческими» (например, если лимерики посвящались своей школе). А в стихотворении Александра Трушина (г. Новосибирск, гимназия № 1,5 «А» класс) до последней строки неясно, какое отношение имеет лимерик к Сибири (такой вот элегантный розыгрыш!):
Гондольер из Венеции Марко
Уронил как-то раз свою марку.
Марка в воду упала,
Утонула, пропала.
А была ведь сибирскою марка!
Замечательно, что наши конкурсанты — люди продвинутые в современных технологиях. Только благодаря этому стало возможно участие в конкурсе жителей Орехово-Зуевского района Московской области — учеников Давыдовской гимназии. Как рассказали их руководители, они искали творческие конкурсы для детей и так вышли на наш сайт. Идея им понравилась, а нам пришлось по душе то, что у наших читателей появилась возможность узнать о жизни ровесников в таком далёком (куда дальше Казахстана) Подмосковье. Согласитесь, для Новосибирской области очень необычно — в деревне (а Давыдово — деревня) есть гимназия, многоэтажные дома, а совсем рядом — более десятка промышленных предприятий... Поэтому тема экологии в лимериках авторов из Давыдовской гимназии совершенно не случайна.
Благодаря электронной почте мы не просто получали работы из отдалённых районов, но и могли общаться с авторами и их руководителями, подчас выступать в роли редакторов и корректоров. Очень приятно, что конкурсанты понимали — со стороны часто бывает виднее, поэтому прислушивались к советам, дорабатывали и перерабатывали материал, и их работы становились всё лучше и лучше. Ведь авторы в том возрасте, когда учиться вполне нормально и в процессе конкурса.
Надеемся, что наше общение продолжится: мы с удовольствием поместим в «Гостевой книге» своего сайта отклики, замечания и предложения по поводу этого конкурса как самих участников, так и их руководителей, родных и близких, друзей, а также всех, кого заинтересовала его идея. А чтобы сообщение не было случайно автоматически удалено (из-за превышения количества знаков или по ошибке, как спам), можно отправить его по электронной почте на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., указав тему письма «Для гостевой книги».
Наш конкурс носит название «Краеведение в стихах». Он мог бы называться и иначе — «Нескучное краеведение», и вот почему.
Во-первых, гораздо интереснее заниматься творчеством, чем писать рефераты или слушать лекции по этой теме (хотя это тоже полезные виды деятельности, которым стоит научиться). Роль писателя, поэта и исследователя в этом случае привлекательнее, чем роль слушателя.
Во-вторых, готовя свои сочинения, конкурсанты не только учились слагать стихи и не только узнавали что-то новое о своем крае. Они сделали важное открытие, хотя, возможно, об этом и не догадываются. Многие их лимерики посвящены не природе и недалёкой истории (хотя это и очень интересно), а самим авторам и их близким людям, а также землякам. И это в полной мере соответствует теме конкурса, ведь краеведение — не абстрактная наука, и люди, наши обычные современники — самая важная часть любого края. И, пожалуй, такое краеведение — самое нескучное.
А ещё этот конкурс в очередной раз показал, насколько талантливы и открыты для всего нового наши земляки — и совсем юные, и взрослые. Спасибо всем поэтам и их руководителям за участие в конкурсе и любовь к родному краю!
Предлагаем вашему вниманию некоторые из лимериков. Они очень разные по настроению — от серьёзных до озорных, почти на грани чёрного юмора. Но все написаны с хорошим настроением, которым авторы с вами охотно поделятся!
На даче, что в Ельцовке, пугало стоит.
Всех людей прохожих пугало бодрит:
«Я девица-красавица!
Люблю я людям нравиться!»
Модное то пугало уехало в Мадрид.
(Диана Зиновьева, средняя общеобразовательная школа № 163 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Новосибирска, 4 класс)
На речке Енисей
Коля ловил карасей.
Потом он выловил щуку,
Затем какую-то штуку.
Так и не сварил он щей
Из тех вкуснейших карасей.
(Даниил Переверзев, средняя общеобразовательная школа № 163 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Новосибирска, 4 класс)
Село Полойка озёрами славится.
Парни в нём бравые, девчонки — красавицы.
Они весело живут:
Задорно танцуют и в хоре поют.
России частица Полойка нам нравится.
(Анна Андреенко, Полойская СОШ Краснозёрского района, 7 класс)
В Кыштовском районе есть сёла с забавными названиями. Одним из таких является деревня Колбаса. Ребята часто задаются вопросом: «Почему она так называется? Там что, много колбасы?» Именно об этом в лимерике:
Я поехал в Колбасу,
Чтобы съесть там колбасу.
Ну а там не колбаса,
Лишь дремучие леса.
Вот такая есть деревня
С названьем Колбаса.
(Денис Енин, Кыштовская СОШ № 1, 6 «А» класс)
Прадедушки Андрея Киселёва — герои Великой Отечественной войны Алексей Григорьевич Беляков и Алексей Иванович Цапов.
Мой прадед — герой, он в войну воевал.
Он кровь за Отчизну свою проливал,
За мир, за детей,
За счастливых людей.
И в песне своей я его воспевал.
А я вот не был на войне,
Пришлось потом родиться.
Но знаю, что у нас в семье
Дедов портрет хранится.
Их у меня не просто два,
А два таких героя!
Гордится ими вся семья,
Конечно же со мною!
В посёлке Майском не до сна.
Конечно, ведь пришла весна. Кошачий хор
И в лужах двор —
Такая вот весна-красна!
(Андрей Киселев, Майская СОШ Черепановского района, 6 класс)
Жили-были люди в Колывани,
Они любили играть на баяне.
Собирается народ,
Песни поёт у ворот.
Вот такой народ в Колывани живёт.
Жила в Колывани Алёнка,
Была она озорная девчонка.
Мальчишек лупила,
В школу ходила.
Вот такая девчонка Алёнка.
(Алёна Макаренко, Колыванская СОШ № 2, 4 «Б» класс)
Большая беда вдруг случилась у Коли:
К «Дневник-точка-ру» подключилась вся школа!
И видят родители отпрыска
Оценки, задания, пропуски.
Теперь каждый день уроки делает Коля!
(Евгений Чернов, Чановская СОШ № 2, 6 класс)
Жила в Чанах девочка Алла.
И дома, чтоб ей не попало,
В шкафу и в диване,
В столе, даже в ванной
Дневник «забывала» Алла.
Теперь ни один ученик
Не прячет от мамы дневник.
Ведь всё в Интернете
Узнают о детях,
Открыв электронный дневник.
(Венера Айнутдинова, Чановская СОШ № 2, 6 класс)
Галина МАЦЬКО, главный библиотекарь зала литературы на иностранных языках Новосибирской областной детской библиотеки имени А. М. Горького