Телятникова Е. Говорящие закладки : исследования читательских предпочтений подростков / Е. Телятникова // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 15-17.
Изучение чтения — профессиональная проблема. Целью его является глубокое понимание интересов и потребностей читателя, более эффективное его обслуживание.
Особого внимания заслуживает опыт функционирования между библиотекарями — создателями книжных выставок — и читателями рекомендуемых изданий. Каждая такая экспозиция предполагает яркую встречу с книгой. Помимо устных бесед, обзоров по их материалам должны присутствовать некие элементы, привлекающие внимание посетителей.
Так, в Неделю детской книги на абонементе 5—9-х классов сектора «Кругозор» у нас была оформлена выставка-сюрприз «Книга: рождение — жизнь», посвященная историческому процессу развития печатных изданий. Чтобы привлечь интерес юных пользователей к данной теме, мы предложили им сыграть в эрудит-лото по разделам: «В гостях у классики», «Тропой любимой книги», «Книжным сериям навстречу».
Чтобы стать победителем и выиграть призовой купон, участнику необходимо было при помощи правильных ответов закрыть табло игровой карточки. Вопросы были такие: найти книгу самого старого издания; назвать иллюстратора книги Экзюпери «Маленький принц» 2004 г. издания; в каком году и каким тиражом впервые была издана книга А. Гайдара «Тимур и его команда» и др. Удивление библиотекарей вызвал тот факт, что участники заполняли не по одной, а по несколько лото-карт.
Другая экспозиция — выставка-просмотр «Созвездие имен достойных» — была предложена читателям 6—8-х классов в рамках программы летнего чтения «Остров Читалия на планете Лето». С помощью вопросов, фотографий, цитат книгочеи смогли угадать имена известных тарских личностей, внесших весомый вклад в развитие нашего города и области: А. Елецкий, купец Немчинов, М. Белозеров, К. Рехтин, В. Шевелев, Г. Соловьев и др. Таким образом наши читатели знакомятся с историей своей малой родины, разгадывая кроссворды.
Данные формы работы с книжными выставками дают положительные результаты: благодаря игровым моментам пользователи изучают книжный фонд с наибольшим интересом.
В процессе проведения обзоров, которые мы организуем, выясняется и отношение читателя к книге и к самой выставке. Но здесь же можно предложить заполнить анкеты и опросники. При их составлении ставится цель не только проконтролировать, оценить чтение ребят, но и помочь ребенку самому проанализировать собственное восприятие всей книги, отдельной статьи из газеты или журнала. Для того чтобы добиться этой цели, стараемся делать процесс заполнения листов интересным и занимательным.
«Обучение с увлечением» — такой тест предложили читателям 1—3-х классов на абонементе 0—4-х классов сектора «Почемучка». Насколько ребенок готов к школе, и какие у него пробелы, удалось выявить на предложенной выставке-уроке «Путешествие в школьную страну». Она была оформлена для подготовки домашних заданий и уроков. Из 28 опрошенных все ответили, что «в школу дети должны ходить каждый день, не пропуская уроков», а также «если кому-то становится плохо, идти за помощью к взрослым». Что же касается вопроса «Тебе поручили провести урок вместо учителя, что ты будешь делать?», мнения детей разделились: 63 процента из них все же «побеседуют с учителем и сделают так, как скажет он», а 37 процентов опрошенных «придумают много разных игр, чтобы им было интересно и урок запомнился надолго».
Вопрос «Что ты делаешь для подготовки доклада?» заставил библиотекарей задуматься о нежелании ребенка работать с дополнительной литературой. Выяснилось, что более половины школьников «используют мало литературы, но выбирают самое полезное и интересное», 32 процента — «берут материал из учебника» и только 12 процентов анкетируемых «перечитывают всю литературу, которую могут найти дома и в библиотеке». Таким образом, ребенок 7—8 лет воспринимает учебный процесс как нечто необходимое и важное для его образования, а приоритетом для него являются взрослые, без которых он не может принимать решения. Но все-таки нам хотелось бы, чтобы не 12 процентов, а хотя бы 40 учащихся работали с вспомогательной и дополнительной литературой при подготовке домашних заданий или стремились к этому.
На абонементе 0—4-х классов сектора «Почемучка» в III разделе «Консультативная служба семьи» выставки-совета «Ваш дом и вы в нем» родителям был предложен тест «Я и мой ребенок». В результате выяснилось, что 64 процента родителей придерживаются прогрессивных методов воспитания, а 6 процентов из опрошенных не уделяют должного внимания формированию личности ребенка. Поэтому данной категории взрослых была оказана консультативная помощь в виде бесед, обзоров, подбора специализированной литературы по вопросам семейного воспитания.
Увлекательный экспресс-опрос «Книжкина олимпиада» был проведен в Неделю детской книги на абонементе 5—9-х классов сектора «Кругозор». Его название предполагало спортивный дух соревнования. Читатели должны были вырастить большое дерево, украшенное листьями и плодами. Для этого им предлагалось вписать в листочек свою самую любимую книгу и прикрепить к богатому, яркому, цветущему дереву.
Проанализировав все ответы, получили следующие результаты: из 73 участников 13,7 процента опрошенных выбрали любимой книгой все части «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, 12,9 — романы для девочек сестер Воробей; радует то, что 8,3 анкетируемых интересуют произведения М.Твена, книги из серии «Я познаю мир» — 7,9 процента респондентов. Среди других произведений — «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Два капитана» В. Каверина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и др. Приятно, что бессмертная классика еще не забыта и наши читатели ее включают в списки любимых книг.
Опросы и анкеты выявляют интерес читателей к литературе различной тематики, может, даже и не очень популярной или, наоборот, известной.
Анкета «Проверь себя» была предложена на выставке-информации «Сам себе адвокат» читателям 7—9-х классов на абонементе 5—9-х классов сектора «Кругозор». Насколько грамотны наши пользователи в области правовых знаний, предстояло выяснить его работникам. Благодаря предложенным книгам, статьям из газет и журналов читатели смогли дать грамотные ответы.
В 2006 г. в читальном зале 5— 9-х классов «Кругозор» появились новые журналы: «Юный краевед», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Юный путешественник», подписку на которые мы оформили благодаря изучению читательских пристрастий.
«К прессе с интересом» — анкетирование было организовано для учащихся 6—8-х классов. В нем приняли участие 76 человек. Результаты оказались следующими: 10 процентов опрошенных выписывают местную газету «Тарское Прииртышье». Детям очень редко покупают журналы и газеты, а в семьях имеют лишь одну программу телепередач. 20 процентов из них все же приобретают журналы «Все звезды», «COOL» и т. п. Основные темы, которые интересуют подростков, — компьютер, мода, музыка, видео, фоторепортажи, реже выбирают спорт, новости, путешествия. Около 5 процентов респондентов ничего не выписывают, не покупают, не читают в читальном зале. Только благодаря интересной рекламе, ярким выставкам мы можем привлечь внимание юных к периодическим изданиям.
Мы научили наших читателей делать самостоятельно закладки. Одним из заданий конкурса «Лето, книга, я — друзья» на абонементе 5—9-х классов сектора «Кругозор» стало оформление закладки на понравившуюся книгу. Всем участникам были вручены методические пособия «Как оформить закладку». Самыми интересными и грамотными были признаны закладки на книгу А. Грина «Алые паруса» в исполнении Зарины Кайбасовой и А. Беляева «Человек-амфибия» Эсьмиры Мусаевой.
Здесь же к концу года был проведен анализ читательских интересов по выданным книгам «У говорящей закладки». Пользователям предлагалось вложить в книги, которые они принесли сдавать, закладки в виде разноцветных бумажных листов, где каждый цвет имел свое обозначение. Если ребенок выбирал закладку красного цвета, это означало — «мне книга не понравилась», оранжевого цвета — «я посоветую ее другу», зеленого — «книга мне понравилась», желтого — «книга показалась непонятной».
Было проанализировано 240 книг с закладками. Из этого количества 66 процентов читателей сданная книга понравилась, 6 — не понравилась, 15 — посоветуют прочесть своим друзьям, 3 процента опрошенных книгу не поняли.
Изучение читателей, их интересов, особенностей восприятия литературных произведений — непременное условие руководства чтением. Мы по-прежнему активно работаем с картотекой интересов читателей, которая находится на абонементе 5—9-х классов сектора «Кругозор». Недавно она заметно пополнилась новыми темами и новыми читателями благодаря проведенному анкетированию «Мне бы хотелось...».
Все вопросы предполагали продолжение фразы: прочесть о..; поспорить о том...; помечтать о...; подружиться с...; обидно, что...; стать...; иметь...; поделиться... и др. Мы выяснили, что многие читатели активно интересуются личностью В. В. Путина, жизнью русских писателей, зарождением пения, любовными историями. Литература по этим темам была предложена школьникам. Тема выбора будущей профессии никого не оставила равнодушным. Дети хотели бы стать врачами, художниками, библиотекарями, парикмахерами, дизайнерами.
Всех ответивших на вопросы мы поставили на индивидуальное информирование и по возможности удовлетворяли их запросы и пожелания.
Учащиеся мечтают о разном: поступить в учебные заведения, чтобы мечты сбывались, стать известными, а 28,1 процента из 36 опрошенных — о том, чтобы мир стал краше, все бы дружили между собой, не было бы в мире катастроф, все стали добрыми, мир стал бы лучше и не было бы нигде войны. Они беспокоятся о своем будущем и хотят жить в мире и согласии с другими.
Изучение читательских запросов, интересов — одна из задач абонемента. Мы предложили читателям ответить на вопросы теста «Чтение и читатель — предпочтения подростков» (предлагалось отметить книги какого жанра или на какую тему нравится читать). Было проанализировано 53 ответа: наибольшим спросом пользуется художественная литература, а именно: приключения, детективы, фантастика, фэнтези. На втором месте — история и спорт, искусство, поэзия, классика.
К Неделе русского языка проведен экспресс-опрос «Раз словечко, два словечко». Не все респонденты знали об объявленном Годе русского языка, но каждый знал и любил творчество А. С. Пушкина за то, что «его стихи красивые, в них есть смысл и можно найти ответы на жизненные вопросы».
В рамках патриотического десанта «Служу своей России», приуроченного к 23 февраля, молодым людям было предложено поучаствовать в мини-опросе «Готов служить России». Из 34 опрошенных на вопрос «Когда мне исполнится 18 лет, я...» 78,2 процента ответили, что пойдут служить в Российскую армию; 8,6 — не собираются служить в армии; 13 процентов анкетируемых постараются посвятить себя военной профессии. Проанализировав ответы респондентов, можно сделать вывод, что большая часть ставит на первое место службу в Вооруженных Силах РФ.
В декаду молодого патриота «Долгие версты победы» пользователи отвечали на вопросы анкеты «Вошла в историю Победа» (Великая Отечественная война глазами детей). Учащиеся 5—6-х классов активно участвовали в разговоре, показали неплохие знания. И все-таки пробелы остаются. Например, знают фамилию и имя деда — участника войны, а отчество нет, поэтому не могут найти данные в «Книге Памяти», и др. Результаты анкеты таковы: на первый вопрос, от кого ребята узнали о войне, большинство респондентов (90%) ответили, что от родителей, бабушек, дедушек; 10 процентов опрошенных — от учителя, библиотекаря; характеризуют войну следующими определениями: 70 процентов анкетируемых выбрали «освободительная», а 30 — «захватническая». Вероятно, неправильно поняли вопрос, решив, что война была захватнической по отношению к нашей стране. Кроме этого, были даны свои варианты ответов: героическая, жестокая, кровавая, страшная. Назвать основные сражения в битвах Великой Отечественной войны затруднялись, знаний явно не хватало. Варианты: битва при Брестской крепости, под Берлином, под Ленинградом и др.
Также трудно ребятам было назвать знаменитых героев Великой Отечественной войны и имена тарчан-героев (4, 5 вопросы): А. Матросова, Г. Жукова, В. Зайцева, Д. Карбышева. На вопрос о земляках более сообразительные подсмотрели ответы на выставке.
О роли библиотеки в получении знаний о войне 1941 — 1945 гг. ответили так: помогают выставки книг, беседы с учащимися, просмотр фильмов, встречи с ветеранами. Очень трудно было назвать запомнившуюся книгу о войне, так как читают мало, потому среди вариантов ответов «Сын полка» В. Катаева, «Книга Памяти» и «Солдаты Победы», «Под ливнями пуль», «Василий Теркин», «Они были солдатами». Понравившийся фильм о войне: «Сын полка», «В бой идут одни «старики»», «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Они сражались за Родину», «Неслужебное задание».
Дети — читатели библиотеки — мало знают об истории Великой Отечественной войны, так как затруднялись ответить на вопросы о главных битвах и героях. Мало читают не только потому, что не любят читать, а просто не находят в библиотеке новых, интересных книг об этих событиях.
Также на абонементе был проведен экспресс-опрос «Я вижу Родину такую», где необходимо было сравнить жизнь людей в годы войны и в настоящее время. К нашему удивлению, респонденты рассматривали духовную сторону человека: «Сейчас людей ничего не объединяет, нет чувства ответственности — в войну люди были сплоченными» (7-й кл.), пожелать хотят новому поколению: «Уважать друг друга, быть мягче, добрее, доверять, понимать, не издеваться друг над другом, тогда не будет войны» (6—8-й кл.).
В течение года мы провели несколько исследований, помогающих выявить место чтения в структуре интересов пользователей, содержание их чтения, его диапазон, мотивы обращения к литературе и критерии читательских оценок.
Евгения ТЕЛЯТНИКОВА, библиотекарь детского отдела Тарской центральной районной библиотеки Омской области