Телятникова Е. Говорящие закладки : исследования читательских предпочтений подростков / Е. Телятникова // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 15-17.

Изучение чтения — профессиональная проблема. Целью его является глубокое понимание интересов и потребностей читателя, более эффективное его обслуживание.

Особого внимания заслужива­ет опыт функционирования между библиотекарями — созда­телями книжных выставок — и читателями рекомендуемых из­даний. Каждая такая экспозиция предполагает яркую встречу с книгой. Помимо устных бесед, обзоров по их материалам долж­ны присутствовать некие эле­менты, привлекающие внимание посетителей.

Так, в Неделю детской книги на абонементе 5—9-х классов сектора «Кругозор» у нас была оформлена выставка-сюрприз «Книга: рождение — жизнь», по­священная историческому про­цессу развития печатных изда­ний. Чтобы привлечь интерес юных пользователей к данной теме, мы предложили им сыграть в эрудит-лото по разделам: «В гостях у классики», «Тропой любимой книги», «Книжным се­риям навстречу».

Чтобы стать победителем и выиграть призовой купон, участ­нику необходимо было при помо­щи правильных ответов закрыть табло игровой карточки. Вопро­сы были такие: найти книгу само­го старого издания; назвать ил­люстратора книги Экзюпери «Маленький принц» 2004 г. изда­ния; в каком году и каким тира­жом впервые была издана книга А. Гайдара «Тимур и его команда» и др. Удивление библиотекарей вызвал тот факт, что участники заполняли не по одной, а по не­сколько лото-карт.

Другая экспозиция — выстав­ка-просмотр «Созвездие имен достойных» — была предложена читателям 6—8-х классов в рам­ках программы летнего чтения «Остров Читалия на планете Ле­то». С помощью вопросов, фо­тографий, цитат книгочеи смогли угадать имена известных тарских личностей, внесших весомый вклад в развитие нашего города и области: А. Елецкий, купец Немчинов, М. Белозеров, К. Рех­тин, В. Шевелев, Г. Соловьев и др. Таким образом наши читате­ли знакомятся с историей своей малой родины, разгадывая крос­сворды.

Данные формы работы с книжными выставками дают по­ложительные результаты: благо­даря игровым моментам пользо­ватели изучают книжный фонд с наибольшим интересом.

В процессе проведения обзо­ров, которые мы организуем, вы­ясняется и отношение читателя к книге и к самой выставке. Но здесь же можно предложить за­полнить анкеты и опросники. При их составлении ставится цель не только проконтролировать, оце­нить чтение ребят, но и помочь ребенку самому проанализиро­вать собственное восприятие всей книги, отдельной статьи из газеты или журнала. Для того чтобы добиться этой цели, ста­раемся делать процесс заполне­ния листов интересным и зани­мательным.

«Обучение с увлечением» — такой тест предложили читате­лям 1—3-х классов на абонемен­те 0—4-х классов сектора «Поче­мучка». Насколько ребенок готов к школе, и какие у него пробелы, удалось выявить на предложен­ной выставке-уроке «Путешест­вие в школьную страну». Она бы­ла оформлена для подготовки домашних заданий и уроков. Из 28 опрошенных все ответили, что «в школу дети должны ходить каждый день, не пропуская уроков», а также «если кому-то становится плохо, идти за по­мощью к взрослым». Что же ка­сается вопроса «Тебе поручили провести урок вместо учителя, что ты будешь делать?», мнения детей разделились: 63 процента из них все же «побеседуют с учи­телем и сделают так, как скажет он», а 37 процентов опрошенных «придумают много разных игр, чтобы им было интересно и урок запомнился надолго».

Вопрос «Что ты делаешь для подготовки доклада?» заставил библиотекарей задуматься о нежелании ребенка работать с дополнительной литературой. Выяснилось, что более полови­ны школьников «используют ма­ло литературы, но выбирают са­мое полезное и интересное», 32 процента — «берут материал из учебника» и только 12 про­центов анкетируемых «перечи­тывают всю литературу, кото­рую могут найти дома и в биб­лиотеке». Таким образом, ребенок 7—8 лет воспринимает учебный процесс как нечто не­обходимое и важное для его об­разования, а приоритетом для него являются взрослые, без ко­торых он не может принимать решения. Но все-таки нам хоте­лось бы, чтобы не 12 процентов, а хотя бы 40 учащихся работали с вспомогательной и дополни­тельной литературой при подго­товке домашних заданий или стремились к этому.

На абонементе 0—4-х клас­сов сектора «Почемучка» в III разделе «Консультативная служ­ба семьи» выставки-совета «Ваш дом и вы в нем» родителям был предложен тест «Я и мой ребе­нок». В результате выяснилось, что 64 процента родителей при­держиваются прогрессивных методов воспитания, а 6 процен­тов из опрошенных не уделяют должного внимания формирова­нию личности ребенка. Поэтому данной категории взрослых была оказана консультативная по­мощь в виде бесед, обзоров, подбора специализированной литературы по вопросам семей­ного воспитания.

Увлекательный экспресс-оп­рос «Книжкина олимпиада» был проведен в Неделю детской кни­ги на абонементе 5—9-х классов сектора «Кругозор». Его назва­ние предполагало спортивный дух соревнования. Читатели должны были вырастить боль­шое дерево, украшенное листья­ми и плодами. Для этого им предлагалось вписать в листочек свою самую любимую книгу и прикрепить к богатому, яркому, цветущему дереву.

Проанализировав все ответы, получили следующие результаты: из 73 участников 13,7 процента опрошенных выбрали любимой книгой все части «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, 12,9 — романы для девочек сестер Воробей; радует то, что 8,3 анкетируемых интере­суют произведения М.Твена, кни­ги из серии «Я познаю мир» — 7,9 процента респондентов. Сре­ди других произведений — «Мас­тер и Маргарита» М. Булгакова, «Два капитана» В. Каверина, «Ро­мео и Джульетта» У. Шекспира и др. Приятно, что бессмертная классика еще не забыта и наши читатели ее включают в списки любимых книг.

Опросы и анкеты выявляют интерес читателей к литературе различной тематики, может, да­же и не очень популярной или, наоборот, известной.

Анкета «Проверь себя» была предложена на выставке-инфор­мации «Сам себе адвокат» чита­телям 7—9-х классов на абоне­менте 5—9-х классов сектора «Кругозор». Насколько грамотны наши пользователи в области правовых знаний, предстояло выяснить его работникам. Благо­даря предложенным книгам, статьям из газет и журналов чи­татели смогли дать грамотные ответы.

В 2006 г. в читальном зале 5— 9-х классов «Кругозор» появи­лись новые журналы: «Юный краевед», «Чудеса и тайны пла­неты Земля», «Юный путешест­венник», подписку на которые мы оформили благодаря изуче­нию читательских пристрастий.

«К прессе с интересом» — анкетирование было организо­вано для учащихся 6—8-х клас­сов. В нем приняли участие 76 человек. Результаты оказа­лись следующими: 10 процен­тов опрошенных выписывают местную газету «Тарское При­иртышье». Детям очень редко покупают журналы и газеты, а в семьях имеют лишь одну прог­рамму телепередач. 20 процен­тов из них все же приобретают журналы «Все звезды», «COOL» и т. п. Основные темы, которые интересуют подростков, — компьютер, мода, музыка, ви­део, фоторепортажи, реже выбирают спорт, новости, путе­шествия. Около 5 процентов респондентов ничего не выпи­сывают, не покупают, не читают в читальном зале. Только благода­ря интересной рекламе, ярким выставкам мы можем привлечь внимание юных к периодичес­ким изданиям.

Мы научили наших читателей делать самостоятельно заклад­ки. Одним из заданий конкурса «Лето, книга, я — друзья» на або­нементе 5—9-х классов сектора «Кругозор» стало оформление закладки на понравившуюся кни­гу. Всем участникам были вруче­ны методические пособия «Как оформить закладку». Самыми интересными и грамотными бы­ли признаны закладки на книгу А. Грина «Алые паруса» в испол­нении Зарины Кайбасовой и А. Беляева «Человек-амфибия» Эсьмиры Мусаевой.

Здесь же к концу года был проведен анализ читательских интересов по выданным книгам «У говорящей закладки». Поль­зователям предлагалось вло­жить в книги, которые они при­несли сдавать, закладки в виде разноцветных бумажных листов, где каждый цвет имел свое обоз­начение. Если ребенок выбирал закладку красного цвета, это означало — «мне книга не пон­равилась», оранжевого цвета — «я посоветую ее другу», зелено­го — «книга мне понравилась», желтого — «книга показалась непонятной».

Было проанализировано 240 книг с закладками. Из этого количества 66 процентов читате­лей сданная книга понравилась, 6 — не понравилась, 15 — посо­ветуют прочесть своим друзьям, 3 процента опрошенных книгу не поняли.

Изучение читателей, их инте­ресов, особенностей восприятия литературных произведений — непременное условие руководства чтением. Мы по-прежнему активно работаем с картотекой интересов читателей, которая находится на абонементе 5—9-х классов сектора «Кругозор». Не­давно она заметно пополнилась новыми темами и новыми чита­телями благодаря проведенному анкетированию «Мне бы хоте­лось...».

Все вопросы предполагали продолжение фразы: прочесть о..; поспорить о том...; помеч­тать о...; подружиться с...; обид­но, что...; стать...; иметь...; поде­литься... и др. Мы выяснили, что многие читатели активно инте­ресуются личностью В. В. Пути­на, жизнью русских писателей, зарождением пения, любовными историями. Литература по этим темам была предложена школь­никам. Тема выбора будущей профессии никого не оставила равнодушным. Дети хотели бы стать врачами, художниками, библиотекарями, парикмахера­ми, дизайнерами.

Всех ответивших на вопросы мы поставили на индивидуаль­ное информирование и по воз­можности удовлетворяли их зап­росы и пожелания.

Учащиеся мечтают о разном: поступить в учебные заведения, чтобы мечты сбывались, стать известными, а 28,1 процента из 36 опрошенных — о том, чтобы мир стал краше, все бы дружили между собой, не было бы в мире катастроф, все стали добрыми, мир стал бы лучше и не было бы нигде войны. Они беспокоятся о своем будущем и хотят жить в мире и согласии с другими.

Изучение читательских зап­росов, интересов — одна из за­дач абонемента. Мы предложили читателям ответить на вопросы теста «Чтение и читатель — пред­почтения подростков» (предла­галось отметить книги какого жанра или на какую тему нравит­ся читать). Было проанализиро­вано 53 ответа: наибольшим спросом пользуется художест­венная литература, а именно: приключения, детективы, фан­тастика, фэнтези. На втором месте — история и спорт, искус­ство, поэзия, классика.

К Неделе русского языка про­веден экспресс-опрос «Раз словечко, два словечко». Не все респонденты знали об объявленном Годе русского языка, но каждый знал и любил творчество А. С. Пушкина за то, что «его сти­хи красивые, в них есть смысл и можно найти ответы на жизнен­ные вопросы».

В рамках патриотического десанта «Служу своей России», приуроченного к 23 февраля, молодым людям было предло­жено поучаствовать в мини-оп­росе «Готов служить России». Из 34 опрошенных на вопрос «Ког­да мне исполнится 18 лет, я...» 78,2 процента ответили, что пойдут служить в Российскую армию; 8,6 — не собираются служить в армии; 13 процентов анкетируемых постараются по­святить себя военной профес­сии. Проанализировав ответы респондентов, можно сделать вывод, что большая часть ставит на первое место службу в Во­оруженных Силах РФ.

В декаду молодого патриота «Долгие версты победы» пользо­ватели отвечали на вопросы ан­кеты «Вошла в историю Победа» (Великая Отечественная война глазами детей). Учащиеся 5—6-х классов активно участвовали в разговоре, показали неплохие знания. И все-таки пробелы оста­ются. Например, знают фамилию и имя деда — участника войны, а отчество нет, поэтому не могут найти данные в «Книге Памяти», и др. Результаты анкеты таковы: на первый вопрос, от кого ребята уз­нали о войне, большинство рес­пондентов (90%) ответили, что от родителей, бабушек, дедушек; 10 процентов опрошенных — от учителя, библиотекаря; характе­ризуют войну следующими опре­делениями: 70 процентов анкети­руемых выбрали «освободитель­ная», а 30 — «захватническая». Вероятно, неправильно поняли вопрос, решив, что война была захватнической по отношению к нашей стране. Кроме этого, были даны свои варианты ответов: героическая, жестокая, кровавая, страшная. Назвать основные сра­жения в битвах Великой Отечест­венной войны затруднялись, зна­ний явно не хватало. Варианты: битва при Брестской крепости, под Берлином, под Ленинградом и др.

Также трудно ребятам было назвать знаменитых героев Ве­ликой Отечественной войны и имена тарчан-героев (4, 5 вопро­сы): А. Матросова, Г. Жукова, В. Зайцева, Д. Карбышева. На вопрос о земляках более сооб­разительные подсмотрели отве­ты на выставке.

О роли библиотеки в получе­нии знаний о войне 1941 — 1945 гг. ответили так: помогают выставки книг, беседы с учащи­мися, просмотр фильмов, встре­чи с ветеранами. Очень трудно было назвать запомнившуюся книгу о войне, так как читают ма­ло, потому среди вариантов от­ветов «Сын полка» В. Катаева, «Книга Памяти» и «Солдаты По­беды», «Под ливнями пуль», «Ва­силий Теркин», «Они были солда­тами». Понравившийся фильм о войне: «Сын полка», «В бой идут одни «старики»», «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Они сража­лись за Родину», «Неслужебное задание».

Дети — читатели библиоте­ки — мало знают об истории Ве­ликой Отечественной войны, так как затруднялись ответить на вопросы о главных битвах и ге­роях. Мало читают не только по­тому, что не любят читать, а просто не находят в библиотеке новых, интересных книг об этих событиях.

Также на абонементе был проведен экспресс-опрос «Я вижу Родину такую», где необхо­димо было сравнить жизнь лю­дей в годы войны и в настоящее время. К нашему удивлению, респонденты рассматривали ду­ховную сторону человека: «Сей­час людей ничего не объединяет, нет чувства ответственности — в войну люди были сплоченными» (7-й кл.), пожелать хотят новому поколению: «Уважать друг друга, быть мягче, добрее, доверять, понимать, не издеваться друг над другом, тогда не будет вой­ны» (6—8-й кл.).

В течение года мы провели несколько исследований, помо­гающих выявить место чтения в структуре интересов пользова­телей, содержание их чтения, его диапазон, мотивы обраще­ния к литературе и критерии чи­тательских оценок.

Евгения ТЕЛЯТНИКОВА, библиотекарь детского отдела Тарской центральной районной библиотеки Омской области