Чернявская Н. Читает омская семья. Результаты социологического исследования / Н. Чернявская // Школьная библиотека. – 2008. – № 4. – С. 54-56.

В 2007 году в рам­ках городской це­левой программы «Читающий город» муни­ципальные библиотеки реализуют просвети­тельскую акцию «Ком­петентная мама». Одно из плановых мероприя­тий акции — проведение социологического ис­следования с целью изучения роли семьи в формировании интереса к чтению у детей дошкольного возраста.

Многие молодые родители считают чтение далеко не первоочередной задачей в воспитании ребенка. Между тем книга — мощный инструмент социализации личности. Специа­листы муниципальных библиотек уверены, чем раньше начнется приобщение ребенка к книге, к русскому слову, тем успешнее будет осущес­твляться эмоциональное и нравственное раз­витие малыша.

Исследование «Читает омская семья» про­водилось на базе пяти дошкольных учрежде­ний города: начальные школы-д/с № 150, 291, детские сады № 201, 206, 211.

Выбор указанных учреждений обусловлен их территориально близким расположением к библиотекам, участвующим в акции «Компете­нтная мама». Мы не претендовали на крупное исследование в масштабах города и на репрезентативность выборки. Нам было важно изу­чить мотивы чтения в семье, любимые детьми темы и жанры детской литературы, мнение ро­дителей о важности приобщения детей к чте­нию в тех учреждениях, с которыми мы плани­ровали сотрудничать в рамках акции. Возврат опросных листов составил 85%. Запущено бы­ло 200 анкет, вернулось 170.

В ходе исследования опрошено 170 родите­лей, имеющих детей 3—5 лет. 56% родителей с высшим образованием, 30% — со средне-спе­циальным, 14% — со средним. 35% — в возрас­те 25—30 лет, 32% — 30—35 лет, 18% — 35—40 лет, 12% — 20—25 лет, 3% — 40—45 лет.

Первый вопрос анкеты был нацелен на оп­ределение доли чтения в структуре семейного досуга.

При анализе ответов чтение оказалось на пя­том месте среди 10 возможных занятий в сво­бодное время — 32%. Чаще всего родители с детьми ходят на прогулки — 65%, очень любят смотреть телевизор — 57%, вместе рисуют, ле­пят, мастерят — 55%, играют в развивающие игры — 40%, занимаются спортом — 29%.

Театры, музеи посещают лишь 23%, твор­ческие студии, кружки, клубы — 10%. Каждый занимается своим делом в 6% семей и только 5% посещают библиотеки. Между тем, детская библиотека может стать для маленького ре­бенка местом, в которое он будет приходить с радостью.

Хотя чтению и отводится далеко не первое место в семейном досуге, приятно, что почти все родители читают своим детям вслух — 96%, только 2% категорично ответили — «Нет», и 2% делают это иногда.

Как и предполагалось, чаще читает книги ребенку мама: 56%. Реже — бабушка: 25%, совсем редко — папа: 12%, и в исключитель­ных случаях дедушка — 4%. Для ребенка книга — это мама. Когда мама сидит рядом и читает, это еще и время, которое он проводит с ней. То есть чтение — это общение, это тонкая эмо­циональная связь, которая возникает в про­цессе совместного чтения.

35% родителей стараются находить время для чтения вслух и отводят этому занятию каж­дый день 20—30 минут, почти столько же (34%) делают это 2—3 раза в неделю, и такое же количество родителей (34%) читают своему ребенку ежедневно перед сном. Только 4% мам читают детям книги от случая к случаю.

Было любопытно узнать, что побуждает ро­дителей читать вслух своему ребенку.

Для некоторых родителей (4%) это возмож­ность «убить время», кто-то (18%) таким обра­зом хочет успокоить ребенка перед сном, мно­гие (48%) откликаются на просьбу ребенка, и приятно, что для 51% мотивом для чтения вслух является осознание важности приобще­ния малыша к книге. Выбор данного варианта ответа говорит о том, что родители понимают, что раннее чтение способствует развитию ин­теллекта, памяти и речи и поможет в дальней­шем стать ребенку умным, талантливым, ус­пешным.

Что же больше нравится читать/слушать детям трех—пяти лет? По мнению родите­лей, это сказки (волшебные и сказки о живот­ных). Так считают 80% респондентов. Для ма­леньких детей это естественно. Именно в сказ­ках дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным ми­ром. Сказки позволяют малышу впервые испы­тать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказка — жанр с огромными дидактичес­кими возможностями. 29% детей предпочита­ют читать и слушать стихи и песенки, 25% ре­бятишек нравятся потешки, загадки, считалки, в равных долях дети предпочитают слушать ко­роткие рассказы о животных, природе и рас­сказы, героями которых тоже являются дети. Меньший интерес у детей 3—5 лет вызывают детские журналы и познавательные рассказы — 16% и 14% соответственно. Это, конечно, обусловлено возрастом.

Важным моментом в организации детского чтения является определение круга чтения. Бессистемное, хаотичное чтение не будет спо­собствовать литературному развитию ребен­ка, воспитанию у него читательского вкуса. Проведенное исследование позволило изу­чить критерии, по которым родители отбирают книги для совместного чтения с ребенком. Оказывается, только 3,5% родителей исполь­зуют программы семейного чтения, 12% — ре­комендации детского библиотекаря, 19% — литературные хрестоматии. Большая часть ро­дителей (57%) полагается на вкус 3-летних ма­лышей и читает то, что предлагают сами дети, 30% читают только те книги, которые есть в домашней библиотеке, 27% родителей склон­ны читать детям то, что помнят из своего детства. Между тем появилось много новых авторов, с произведениями которых желатель­но познакомиться дошкольникам. Мы понима­ем — родители сегодня живут в новом времен­ном формате, им трудно выкроить время на посещение с ребенком детской библиотеки, посоветоваться со специалистом в отношении круга чтения, получить информацию о новинках детской литературы. Но считаем, что это облегчит родителям процесс введения малы­ша в мир литературы.

Формы сотрудничества родителей с детс­кой библиотекой могут быть самыми разными. Мы попытались выяснить, какие виды деятель­ности были бы полезны родителям. Оказа­лось, что 2% родителей не нуждаются в сот­рудничестве с детской библиотекой, видимо не понимая ее возможностей. 9% мам и пап хотели бы получать консультации, посещать факультативы для родителей по вопросам детского чтения. Получать информацию о но­вых изданиях по определенным темам, жан­рам выразили желание 16% респондентов. Привлекательной формой сотрудничества 31% опрошенных считает организацию совме­стных творческих мероприятий для родителей и детей. Консультации специалистов по психо­логии и педагогике детского чтения востребо­ваны 34% родителей.

Судя по ответам, самой приемлемой фор­мой сотрудничества с детской библиотекой родители считают рекомендательный список книг для семейного чтения (39%). Оперативно реагируя на результаты, полученные в ходе исследования, специалисты муниципальных библиотек подготовили и издали рекоменда­тельные списки литературы для детей от рож­дения до 3 лет, для детей от 3 до 5 лет и от­дельный список литературы для мамы, кото­рый включает книги по уходу за ребенком, его физиологическому развитию и воспитанию. Рекомендательные списки изданы на бюджет­ные средства городской целевой программы «Читающий город». В них включены новые кни­ги, вышедшие в свет в 2006 году, которые по­могут родителям в формировании круга чте­ния детей от рождения до 5 лет.

В заключение опросного листа родите­лям предлагалось выбрать близкую им фразу и продолжить ее. Фраза «Читать де­тям необязательно, потому что...» так и ос­талась незаконченной. И мы этому очень рады. Это говорит о том, что родители по­нимают важность раннего приобщения де­тей к книге, формирования устойчивой пот­ребности к чтению. Фраза «Читать детям важно, потому что...» была продолжена почти всеми родителями. Приведу яркие примеры:

«...чтение развивает память, фанта­зию, речь». (Д/с № 211);

«…чтение книг расширяет кругозор. Ребенок может сам сочинить сказку или рассказ, благодаря прочитанному, ребе­нок рисует картинки к сказкам». (НДШС № 150);

«...это интересный опыт, приобретен­ный вместе с героями книг, основы гра­мотности и красивого литературного язы­ка». (Д/с № 206).

Исследование «Читает омская семья», про­веденное на базе 5 дошкольных учреждений города, возможно, не дает полной картины сложившейся ситуации с чтением в семьях омичей, но позволило специалистам муници­пальных библиотек, участвующих в акции «Компетентная мама», выстроить работу с ро­дителями, спланировать мероприятия, вост­ребованные ими, скоординировать действия с дошкольными учреждениями.

Организуя такое исследование в городе, специалисты муниципальных библиотек еще раз акцентировали внимание родителей на том, как важно приобщение к регулярному чтению в раннем детстве, каким стимулом для воспитания, установления прочных родственных связей является семейное чте­ние. Благодаря городской целевой програм­ме «Читающий город» в муниципальные биб­лиотеки сегодня поступают новые книги, в этом году акцент сделан на приобретение детской и художественной литературы, кото­рую мы рады предложить омичам. Каждая му­ниципальная библиотека готова приложить усилия, чтобы обогатить словарный запас де­тей, научить их умению чувствовать язык ху­дожественных произведений и ощущать свя­щенный трепет перед словом. Деятельность муниципальных библиотек направлена на сохранение русского языка как духовного, ху­дожественного, научного и культурного дос­тояния России.

Н. ЧЕРНЯВСКАЯ, главный библиотекарь Центральной городской библиотеки г. Омска; менеджер городской целевой программы «Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек г. Омска»