Чернявская Н. Читает омская семья. Результаты социологического исследования / Н. Чернявская // Школьная библиотека. – 2008. – № 4. – С. 54-56.
В 2007 году в рамках городской целевой программы «Читающий город» муниципальные библиотеки реализуют просветительскую акцию «Компетентная мама». Одно из плановых мероприятий акции — проведение социологического исследования с целью изучения роли семьи в формировании интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Многие молодые родители считают чтение далеко не первоочередной задачей в воспитании ребенка. Между тем книга — мощный инструмент социализации личности. Специалисты муниципальных библиотек уверены, чем раньше начнется приобщение ребенка к книге, к русскому слову, тем успешнее будет осуществляться эмоциональное и нравственное развитие малыша.
Исследование «Читает омская семья» проводилось на базе пяти дошкольных учреждений города: начальные школы-д/с № 150, 291, детские сады № 201, 206, 211.
Выбор указанных учреждений обусловлен их территориально близким расположением к библиотекам, участвующим в акции «Компетентная мама». Мы не претендовали на крупное исследование в масштабах города и на репрезентативность выборки. Нам было важно изучить мотивы чтения в семье, любимые детьми темы и жанры детской литературы, мнение родителей о важности приобщения детей к чтению в тех учреждениях, с которыми мы планировали сотрудничать в рамках акции. Возврат опросных листов составил 85%. Запущено было 200 анкет, вернулось 170.
В ходе исследования опрошено 170 родителей, имеющих детей 3—5 лет. 56% родителей с высшим образованием, 30% — со средне-специальным, 14% — со средним. 35% — в возрасте 25—30 лет, 32% — 30—35 лет, 18% — 35—40 лет, 12% — 20—25 лет, 3% — 40—45 лет.
Первый вопрос анкеты был нацелен на определение доли чтения в структуре семейного досуга.
При анализе ответов чтение оказалось на пятом месте среди 10 возможных занятий в свободное время — 32%. Чаще всего родители с детьми ходят на прогулки — 65%, очень любят смотреть телевизор — 57%, вместе рисуют, лепят, мастерят — 55%, играют в развивающие игры — 40%, занимаются спортом — 29%.
Театры, музеи посещают лишь 23%, творческие студии, кружки, клубы — 10%. Каждый занимается своим делом в 6% семей и только 5% посещают библиотеки. Между тем, детская библиотека может стать для маленького ребенка местом, в которое он будет приходить с радостью.
Хотя чтению и отводится далеко не первое место в семейном досуге, приятно, что почти все родители читают своим детям вслух — 96%, только 2% категорично ответили — «Нет», и 2% делают это иногда.
Как и предполагалось, чаще читает книги ребенку мама: 56%. Реже — бабушка: 25%, совсем редко — папа: 12%, и в исключительных случаях дедушка — 4%. Для ребенка книга — это мама. Когда мама сидит рядом и читает, это еще и время, которое он проводит с ней. То есть чтение — это общение, это тонкая эмоциональная связь, которая возникает в процессе совместного чтения.
35% родителей стараются находить время для чтения вслух и отводят этому занятию каждый день 20—30 минут, почти столько же (34%) делают это 2—3 раза в неделю, и такое же количество родителей (34%) читают своему ребенку ежедневно перед сном. Только 4% мам читают детям книги от случая к случаю.
Было любопытно узнать, что побуждает родителей читать вслух своему ребенку.
Для некоторых родителей (4%) это возможность «убить время», кто-то (18%) таким образом хочет успокоить ребенка перед сном, многие (48%) откликаются на просьбу ребенка, и приятно, что для 51% мотивом для чтения вслух является осознание важности приобщения малыша к книге. Выбор данного варианта ответа говорит о том, что родители понимают, что раннее чтение способствует развитию интеллекта, памяти и речи и поможет в дальнейшем стать ребенку умным, талантливым, успешным.
Что же больше нравится читать/слушать детям трех—пяти лет? По мнению родителей, это сказки (волшебные и сказки о животных). Так считают 80% респондентов. Для маленьких детей это естественно. Именно в сказках дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказка — жанр с огромными дидактическими возможностями. 29% детей предпочитают читать и слушать стихи и песенки, 25% ребятишек нравятся потешки, загадки, считалки, в равных долях дети предпочитают слушать короткие рассказы о животных, природе и рассказы, героями которых тоже являются дети. Меньший интерес у детей 3—5 лет вызывают детские журналы и познавательные рассказы — 16% и 14% соответственно. Это, конечно, обусловлено возрастом.
Важным моментом в организации детского чтения является определение круга чтения. Бессистемное, хаотичное чтение не будет способствовать литературному развитию ребенка, воспитанию у него читательского вкуса. Проведенное исследование позволило изучить критерии, по которым родители отбирают книги для совместного чтения с ребенком. Оказывается, только 3,5% родителей используют программы семейного чтения, 12% — рекомендации детского библиотекаря, 19% — литературные хрестоматии. Большая часть родителей (57%) полагается на вкус 3-летних малышей и читает то, что предлагают сами дети, 30% читают только те книги, которые есть в домашней библиотеке, 27% родителей склонны читать детям то, что помнят из своего детства. Между тем появилось много новых авторов, с произведениями которых желательно познакомиться дошкольникам. Мы понимаем — родители сегодня живут в новом временном формате, им трудно выкроить время на посещение с ребенком детской библиотеки, посоветоваться со специалистом в отношении круга чтения, получить информацию о новинках детской литературы. Но считаем, что это облегчит родителям процесс введения малыша в мир литературы.
Формы сотрудничества родителей с детской библиотекой могут быть самыми разными. Мы попытались выяснить, какие виды деятельности были бы полезны родителям. Оказалось, что 2% родителей не нуждаются в сотрудничестве с детской библиотекой, видимо не понимая ее возможностей. 9% мам и пап хотели бы получать консультации, посещать факультативы для родителей по вопросам детского чтения. Получать информацию о новых изданиях по определенным темам, жанрам выразили желание 16% респондентов. Привлекательной формой сотрудничества 31% опрошенных считает организацию совместных творческих мероприятий для родителей и детей. Консультации специалистов по психологии и педагогике детского чтения востребованы 34% родителей.
Судя по ответам, самой приемлемой формой сотрудничества с детской библиотекой родители считают рекомендательный список книг для семейного чтения (39%). Оперативно реагируя на результаты, полученные в ходе исследования, специалисты муниципальных библиотек подготовили и издали рекомендательные списки литературы для детей от рождения до 3 лет, для детей от 3 до 5 лет и отдельный список литературы для мамы, который включает книги по уходу за ребенком, его физиологическому развитию и воспитанию. Рекомендательные списки изданы на бюджетные средства городской целевой программы «Читающий город». В них включены новые книги, вышедшие в свет в 2006 году, которые помогут родителям в формировании круга чтения детей от рождения до 5 лет.
В заключение опросного листа родителям предлагалось выбрать близкую им фразу и продолжить ее. Фраза «Читать детям необязательно, потому что...» так и осталась незаконченной. И мы этому очень рады. Это говорит о том, что родители понимают важность раннего приобщения детей к книге, формирования устойчивой потребности к чтению. Фраза «Читать детям важно, потому что...» была продолжена почти всеми родителями. Приведу яркие примеры:
«...чтение развивает память, фантазию, речь». (Д/с № 211);
«…чтение книг расширяет кругозор. Ребенок может сам сочинить сказку или рассказ, благодаря прочитанному, ребенок рисует картинки к сказкам». (НДШС № 150);
«...это интересный опыт, приобретенный вместе с героями книг, основы грамотности и красивого литературного языка». (Д/с № 206).
Исследование «Читает омская семья», проведенное на базе 5 дошкольных учреждений города, возможно, не дает полной картины сложившейся ситуации с чтением в семьях омичей, но позволило специалистам муниципальных библиотек, участвующих в акции «Компетентная мама», выстроить работу с родителями, спланировать мероприятия, востребованные ими, скоординировать действия с дошкольными учреждениями.
Организуя такое исследование в городе, специалисты муниципальных библиотек еще раз акцентировали внимание родителей на том, как важно приобщение к регулярному чтению в раннем детстве, каким стимулом для воспитания, установления прочных родственных связей является семейное чтение. Благодаря городской целевой программе «Читающий город» в муниципальные библиотеки сегодня поступают новые книги, в этом году акцент сделан на приобретение детской и художественной литературы, которую мы рады предложить омичам. Каждая муниципальная библиотека готова приложить усилия, чтобы обогатить словарный запас детей, научить их умению чувствовать язык художественных произведений и ощущать священный трепет перед словом. Деятельность муниципальных библиотек направлена на сохранение русского языка как духовного, художественного, научного и культурного достояния России.
Н. ЧЕРНЯВСКАЯ, главный библиотекарь Центральной городской библиотеки г. Омска; менеджер городской целевой программы «Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек г. Омска»