• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Бобина Т. Читатель-подросток. Каким его видят специалисты издательского дела и книжной торговли Челябинска / Т. Бобина // Библиотечное дело. – 2007. – № 8. – С. 29-32.

Бобина Т. Читатель-подросток. Каким его видят специалисты издательского дела и книжной торговли Челябинска / Т. Бобина // Библиотечное дело. – 2007. – № 8. – С. 29-32.

Качество чтения наших детей и его репертуар во многом зави­сят от позиций специалистов книжной сферы, формирующих ассортимент литературы, от их профессионализма и вдумчи­вой политики. Как они представляют себе круг чтения современных подростков?

Кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Челябинской государ­ственной академии культуры и ис­кусств (ЧГАКИ) в 2005-2006 гг. было прове­дено исследование среди специалистов книжного дела.

Исследование выявило интересную и не­однозначную картину, а главное - убедитель­но доказало насущность крупных комплекс­ных мероприятий по поддержке и развитию чтения. К исследованию были привлечены сотрудники челябинских книгоиздающих ор­ганизаций - «Южноуральское книжное из­дательство», «Автограф», «Взгляд», «Урал ЛТД», «Фрегат», «Абрис» и др., а также сто книготорговых работников Челябинска и об­ласти, представляющих организации «Кни­готорг», «Уральская книга», «Литера», «Интерсервис», «Лас-Книгас».

Кому влиять на чтение подростка?

Выяснилось, что работники книжной ин­дустрии осознают кризисное состояние чте­ния современных подростков. Они понима­ют, что в структуре книгоиздания существу­ет перекос в сторону определённых возраст­ных групп детей. Так, считают издатели, бо­лее всего книжной продукцией обеспечены дети 3-6 лет (52%), а менее всего книг адре­суется читателям 15-17 лет (5%).

Оценивая характер и качество чтения сов­ременных подростков, большинство регио­нальных издателей признаёт, что досуговое чтение ребят ориентировано ныне на «не­серьёзную» литературу. Они считают, что на рынке слишком много книг развлекательно­го характера, и подростку трудно сориенти­роваться и выбрать действительно полезную книгу. Слишком много литературы, которая не требует умственных затрат. Почти полови­на издателей отметили, что единственной мотивацией современного подростка являет­ся «желание отдохнуть, развлечься».

Большинство из них справедливо обеспо­коено репертуаром чтения современных подростков, отмечая явное снижение качест­ва и однообразие. С их точки зрения, ядро чтения составляют журналы, в том числе ко­миксы, и материалы сайтов, а что касается жанров, то это - фантастика и фэнтези (17%), ужасы, мистика, хоррор (по 10%). Та­кой выбор оценивается ими негативно.

В ходе исследования издатели прояви­ли заинтересованность в активном влия­нии на чтение подростков, а также в ос­мыслении и выработке инструментов та­кого влияния. При этом специалисты кни­гоиздания апеллируют к самосознанию са­мого подростка - важно, чтобы сам под­росток принимал решение, что ему чи­тать. Однако и позиция взрослого должна быть чётко выражена. Так, 48% издателей и 24% книготорговых работников полага­ют, что старшие должны воздействовать на чтение подростка личным примером. 29% опрошенных издателей и 31% книгораспространителей высказались в пользу того, чтобы подростки наравне со взрос­лыми формировали свой круг чтения, но при этом старшие должны активнее прис­матриваться к выбору подростков и нап­равлять их чтение.

Большинство издателей убеждено, что чтение «обогащает душу» растущего челове­ка. Около трети из них видят в чтении «ос­новной способ познания жизни». Ценя кни­гу как эффективный источник социализа­ции, более половины респондентов в числе полезных свойств, воспитуемых книгой, наз­вали жажду знания, способность к сочув­ствию, самостоятельность, активную жиз­ненную позицию, уверенность в себе.

Однако в тематическом составе подрост­ковой литературы издателям видятся серьёз­ные лакуны: не освещаются темы нравствен­ного воспитания, патриотизма, коллективиз­ма, дружбы, ответственности за свою жизнь, а также тема «Божественного происхожде­ния Вселенной» и «проблемы полового вос­питания».

Об опасностях региональной замкнутости

В сравнении с книготорговыми работни­ками, издатели чаще обнаруживают слабую осведомлённость в книжном репертуаре для подростков, они более консервативны во взгляде на личностно полезное и социально полезное чтение и оперируют либо раскру­ченными современными именами, либо именами двадцатилетней давности. Кто-то убеждён, что полезны все книги, кто-то кон­кретизирует, какие именно. Словом, в своих оценках издатели сильно разошлись. Одни к вредным отнесли лидеров продаж «Гарри Поттера» Д. Роулинг и романы Б. Акунина. Другие, напротив, почитают их за полезное чтение наравне с «классикой XIX-XX вв.», энциклопедией «Всё обо всем», книгами С. Алексеева, В. Крапивина, К. Булычева, бр. Стругацких, П. Коэльо и Библией. Столь противоположные оценки свидетельствуют о том, что профессионалы издательского де­ла часто руководствуются личными вкусами.

К сожалению, региональные специалис­ты, мало уделяют внимания мониторингу состояния книгоиздания для детей, и прояв­ляют определённую беспомощность при ха­рактеристике современного книжного ре­пертуара детской литературы. Довольно час­то издатели сами указывали на своё слабое знание конкретного массива литературы для подростков. Вероятнее всего, причина тому - региональная замкнутость и стандартный подход к книгоиздательской политике.

Однако издатели проявили заинтересо­ванность в книге содержательной. С их точ­ки зрения, литература должна пробуждать совесть, учить активно мыслить и помогать становиться человеком. Она должна устрем­лять к самосовершенствованию, говоря о «предназначении человека» и побуждая «за­думываться о смысле жизни». Полезна и книга, расширяющая кругозор. Доля книг такого рода, издаваемых местными изда­тельствами, невелика: Н. Пикулева, Н. Ши­лов, хрестоматии южно-уральских детских авторов, а нередко переводная книга.

Получается, что сами книгоиздатели не удовлетворены текущим положением дел. Состояние сектора подростковой литерату­ры в современной системе отечественного книгоиздания большинством из них оцени­вается как среднее, а треть издателей харак­теризуют его как низкое. С их точки зрения, в современном книгоиздании чрезмерна ориентация исключительно на рост продаж: бизнес слишком довлеет над культурой, «но­вому автору трудно пробиться на книжный рынок» (региональные издатели явно дис­танцируются от столичных издательских структур, имея в виду собственные малые возможности и проявляя не корпоративные позиции, а скорее личные, родительские). В ряду факторов, обусловливающих издание книг для подростков в нашей стране, преоб­ладает именно коммерческая целесообраз­ность, что с неудовольствием отметили три четверти опрошенных, видя в этом угрозу для духовного и нравственного здоровья под­растающего поколения.

О вреде некоторых жанров

Как показало исследование, издатели за­интересованы в изучении подростковой ау­дитории. Но мотивация при этом у каждого из них своя - от духовно-личностной до сугу­бо прагматической. Более половины опро­шенных издателей считает, что изучать под­ростков как читателей нужно для того, что­бы обеспечить им благоприятные условия для саморазвития. Они декларируют разум­ный компромисс между коммерческой целе­сообразностью и реализацией социально значимой миссии. Издатели желали бы из­менить ситуацию с чтением, скоординиро­вав действия и эффективно сотрудничая со всеми связанными с чтением социальными институтами. Также они апеллируют к роди­тельской ответственности.

Составляя свой список тем и проблем, ак­туальных для современного подростка, изда­тели включили в него темы «совести», «пат­риотизма» («любви к своим предкам», «ис­токам», природе), «духовные проблемы», «мотивы развития души», темы «милосер­дия», «бескорыстия», «нравственного воспи­тания подростков», «ответственности за свою жизнь», «темы отношений в семье», «коллективизма», «дружбы», «межнацио­нальных отношений», темы «профориента­ции», а также «божественного происхожде­ния Вселенной».

Отвечая на вопрос о гипотетическом пре­доставлении налоговых льгот на издание детско-подростковой литературы, часть изда­телей сочла, что налоговые льготы должны предоставляться на издание научно-популяр­ной литературы, учебной, энциклопедий и справочников, причём с акцентом на крае­ведческую составляющую - то есть они рату­ют за поощрение информационно-образова­тельного подхода. Другие полагают, что это должна быть непременно художественная литература.

Исследование также показало, что изда­тели менее знакомы с вредной для подрост­ков книгой, чем книготорговцы, однако у первых есть своё мнение о ней. С одной сто­роны, они считают, что никакие книги не на­до запрещать, с другой - очевидна их убеж­дённость в том, что следует запретить книги, пропагандирующие жестокость, насилие, популяризирующие наркоманию и «цинич­ный секс», призывающие к «замене реально­го мира виртуальным», «пошлые и глупые книги». Половина респондентов социально вредной книгой признаёт ту, что стимулиру­ет «вседозволенность», «жестокосердие» и «дурной художественный вкус», а также - «молодёжные глянцевые журналы» (какие именно - не уточнялось). Общественно вредным они назвали целые жанры: буль­варный роман, ужасы, комиксы, был даже выведен такой жанр, как «книги, вовлекаю­щие в бизнес». От этих жанров как не предс­тавляющих духовной ценности издатели предложили отказаться насовсем.

Чтение пасует перед ТВ?

Взгляд на проблему книгораспространителей имеет ещё большие расхождения с ре­альным состоянием детско-подросткового чтения.

Сотрудники книжной торговли, непос­редственно работающие с детско-подростко­вой литературой лучше знакомы с ассорти­ментом, чем издатели, и увереннее опериру­ют жанрово-видовыми понятиями. Они предъявляют к детской книге самые высокие требования. С их точки зрения, книга осуществляет высокую миссию формирова­ния личности.

Опираясь на собственные наблюдения за продажами, часть опрошенных считает, что издаваемой литературой охвачены все возра­стные группы до 18 лет. Однако неравномер­но. По наблюдениям большинства книго­торговых работников, более всего книг адре­совано маленьким читателям 3-6 лет (47% рынка страны), а интересы читателей 15-17 лет игнорируются. Книгораспространителей не устраивает тот факт, что круг чтения под­ростка очень узок, и главное место в нём от­водится брендовым именам. Они признают также, что крайне мало издаётся книг совре­менных отечественных писателей. Совре­менный книжный репертуар для подростков не удовлетворяет книготорговых работни­ков по многим статьям. Их не устраивает ни содержание, ни тематика, ни проблематика: по их мнению, не хватает литературы, зас­тавляющей подростка рефлексировать, раз­мышлять о своих отношениях с миром, о проблемах взаимоотношений с родителями, со сверстниками.

Абсолютное большинство книготоргов­цев убеждено, что свободное чтение нынеш­них подростков - это, как правило, развле­кательная, «несерьёзная» литература (так считает 75% опрошенных) и обеспокоено снижением качества чтения и невзыскатель­ностью вкуса ребят. Также их крайне удруча­ет то, что современные подростки совсем иг­норируют классическую литературу. Послед­ствия данной ситуации с чтением многие книготорговые работники оценивают едва ли не как катастрофические, видя в этом ущерб для нравственного и литературного развития ребят.

Работники книжной торговли в целом согласны с тем, что взрослые должны зани­мать активную позицию в отношении круга чтения своих детей. Так, 39% из них считают, что взрослый должен активнее присматри­ваться к тому, какие книги читает подрос­ток, и направлять его интересы. В то же вре­мя 37% полагает, что слишком жёсткий конт­роль может вызвать у подростка отвращение к чтению. Доверяя детям в выборе книг, часть торговых работников уверены, что каждое поколение должно само решать, ка­кие книги нужно читать в детстве. Столько же опрошенных признают, что на чтение де­тей активное влияние должны оказывать в первую очередь специалисты в области детс­кой литературы и детского чтения - прежде всего, библиотекари и педагоги.

Книготорговые работники традиционно отводят чтению базовую роль в личностном развитии. Так, 49% полагает, что без чтения невозможно получить хорошее образование. 42% убеждены в том, что нужно грамотно со­четать чтение и иные способы получения ин­формации и знаний (телевидение, СМИ, Ин­тернет и т. д.) Значительная часть респонден­тов (31%) пребывает в уверенности, что чте­ние - «основной способ познания мира». 24% респондентов продолжают считать, что «чтение развивает душу юного человека», а 21% - что оно «формирует многие важные качества личности». Есть и те, кто согласен, что чтение «не такое уж важное занятие».

Эти цифры говорят о том, что в век высоких информационных технологий взгляды на роль чтения поколеблены.

В ряду популярных в подростковом чте­нии жанрово-тематических комплексов, по свидетельствам книготорговцев, лидируют фантастика, фэнтези (83 упоминания), детс­кий детектив (58 упоминаний); ужасы и мис­тика (49 упоминаний), комиксы (33), а также приключенческая литература, повести и ро­маны о любви (!). Такая структура чтения, разнящаяся с их собственными представле­ниями о чтении полезном, торговцам ущербной.

Полезное полезному рознь

Представления книготорговцев о лич­ностно полезной для подростков книге значительно разнятся. Большинство опро­шенных склоняется к тому, что полезная книга должна внушать общегуманные цен­ности: стремление к ответственности, вза­имопониманию, уважению к чувствам дру­гих, и стимулировать жажду знаний, помо­гать выбрать активную жизненную пози­цию, воспитывать самостоятельность, ми­лосердие.

По мнению этих специалистов, полезная книга призвана, помимо обозначенных в ан­кете качеств, воспитывать подростков в духе гуманности и трудолюбия, «памяти о прош­лом и будущем», рассказывая «о родных тра­дициях»; «ненавязчиво учить разбираться в жизненных ситуациях», «осваиваться в окру­жающем мире». Такая книга должна обу­чать «пониманию себя и своих поступков», учить мыслить, отстаивать свою точку зре­ния.

Значительную часть работников книж­ной торговли воспринимает книгу как учеб­ник жизни. То есть полезная книга не разв­лекает, а чему-нибудь непременно учит. Для других респондентов полезная книга - это «книга, талантливо написанная».

В числе наиболее полезных произведе­ний чаще всего назывались «Отцы и дети» И. Тургенева, «Два капитана» В. Каверина, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина и авторы В. Распутин, В. Крапивин, К. Булы­чев, А. Беляев, М. Семёнова, Л. Улицкая, С. Иванов. Показательно желание книготор­говцев включить в перечень полезных сегод­няшнему подростку авторов Б. Пастернака и А. Ахматову. Из зарубежных писателей на­зывают Г. Мало («Без семьи»), А. Дюма, А. Конан Дойля, Д. Лондона, Э. Л. Войнич, Д. Р. Р. Толкиена, А. Де Сент-Экзюпери, Д. Сэлинджера, X. Мураками.

Помимо прочего, специалисты книжной торговли рассматривают книгу как значи­мое средство социальной адаптации подро­стка. Книга должна рассказывать о челове­ческих взаимоотношениях (49% респонден­тов). Помимо этого в числе полезных рес­понденты упоминают энциклопедии (серий «Я познаю мир», «Познай себя», «Почемуч­ка»), словари, книги «Библиотеки приклю­чений». Этот список дополняют произведе­ния развивающие, обучающие, входящие в школьную программу, учебно-методическая литература. В определении полезной книги работники торговли противоречат сами себе и руководствуются личными - родительски­ми - представлениями о таковой.

У книгораспространителей сложилось также чёткое представление о вредной для подростков книге и о воспитуемых ею свой­ствах. На первом месте в качестве опасной черты, которую формируют так называемые «вредные книги», выступает «вседозволен­ность» (70% респондентов). Им также кажет­ся категорически недопустимой в литерату­ре для подростков «агрессия», «насилие», «романтизация и популяризация крими­нальных историй». Они не приемлют пропа­ганды «садизма», «секса», «порнографии», «гомосексуальных отношений», вредных привычек - «алкоголизма», «нецензурной брани». Специалисты книготорговли реко­мендуют также исключить из подростковой литературы мотивы пессимизма, бесцель­ности жизни, а также темы нацизма и терро­ризма. В глазах либерально настроенных респондентов вредна и книга, в которой чи­тателю «навязывается чья-либо идеология». В свободных ответах некоторые респонден­ты вредными сочли «все американские текс­ты» (!). Они предлагают изъять из репертуа­ра книг для подростков и такие жанры, как «ужасы», «мистику», «глупые сказки с сади­стским уклоном», «комиксы». Столь катего­ричная позиция респондентов не принимает во внимание возможность различного на­полнения конкретной литературной формы духовными посылами и огульно отвергает популярные в детской аудитории жанры.

В ряду конкретных примеров вредных ав­торов и книг фигурируют: «Майн Кампф» А. Гитлера, «На игле» И. Уэлш, «Бойцовский клуб» Ч. Поланика, «Дневник Алисы» (ано­нимный автор), «Гарри Поттер» Д. Роулинг, «Дневник баскетболиста» Д. Кэррола, «Все мальчишки дураки, а девчонки - умницы» Т. К. Голдман, ужастики Р. Л. Стайна, повес­ти Хоум, серии «Воровской роман» («Я - вор в законе» Сухова, «Бригада»), книги Э. Ли­монова, Трахтенберга, И. Денежкиной, Л. Петрушевской (!). Наличие в этом списке совсем не детских «опасных» книг свиде­тельствует, во-первых, о размытости предс­тавлений респондентов о детско-подростко­вой литературе как виде, а во-вторых, о про­никновении подобных текстов в круг детско­го чтения.

Большинство специалистов книжной торговли содержательный уровень совре­менного книгоиздания оценивают как пос­редственный (75%). С их точки зрения, веду­щим фактором, определяющим издание подростковых книг, является чисто коммер­ческая целесообразность (59%), которая воспринимается ими самими неоднозначно. В идеале они желали бы совмещать её с об­щественно-значимой миссией.

* * *

Итак, исследование выявило, что пози­ции издателей и книгораспространителей касательно детского чтения во многом совпадают. Большинство из специалистов продолжает считать книгу важнейшим инструментом развития личности и одним из способов познания жизни - хотя и нарав­не с альтернативными источниками (телеви­дением и Интернетом). И это само по себе обнадёживает.

И те, и другие серьёзно обеспокоены кризисным состоянием детско-подростко­вого чтения, его репертуаром и качеством. При этом наблюдается неоднозначность оценок состояния детско-подросткового сегмента обеими категориями респонден­тов. Возможно, в этих оценках присутству­ет некоторая доля лукавства, возможно, ча­ще проявляется родительская, а не профес­сиональная позиция, но мы не можем отка­зать нашим респондентам в стремлении дать «правильный», желаемый ответ на за­данный вопрос. Да, большая часть опро­шенных плохо ориентируется в литератур­ных запросах подростков (как это ни стран­но, чуть большую осведомлённость проде­монстрировали в этом вопросе торговцы, чуть меньшую - издатели), но это объясня­ется узостью детского сегмента в местном книгоиздании и региональным изоляцио­низмом, который имеет весьма печальные последствия.

Реальная картина книгоиздания в стране, в частности - подростковой книги, куда масштабнее и разнообразнее, нежели её представляют себе специалисты книжной отрасли Челябинска. Действительный круг чтения челябинских школьников, как бы он ни сузился в 2000-е годы, всё же шире и раз­нообразнее того, который видится местным издателям (это доказывает параллельное ис­следование Н. К. Сафоновой).[1]

Самих челябинских издателей и книго­торговцев наше исследование убедило, нас­колько необходимо сотрудничество с педаго­гами, родителями и библиотекарями.

Татьяна Олеговна Бобина, кандидат филологических наук, доцент кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Челябинской государственной академии культуры и искусств

 

[1] Акарова В. Я., Сафонова Н. К. Читающий подрос­ток в фокусе разнообразных представлений [Электрон­ный ресурс]. - Режим доступа: http://wwwJibrary.ru/lZsodolog/text/article.php?a uid=270