Бобина Т. Читатель-подросток. Каким его видят специалисты издательского дела и книжной торговли Челябинска / Т. Бобина // Библиотечное дело. – 2007. – № 8. – С. 29-32.
Качество чтения наших детей и его репертуар во многом зависят от позиций специалистов книжной сферы, формирующих ассортимент литературы, от их профессионализма и вдумчивой политики. Как они представляют себе круг чтения современных подростков?
Кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) в 2005-2006 гг. было проведено исследование среди специалистов книжного дела.
Исследование выявило интересную и неоднозначную картину, а главное - убедительно доказало насущность крупных комплексных мероприятий по поддержке и развитию чтения. К исследованию были привлечены сотрудники челябинских книгоиздающих организаций - «Южноуральское книжное издательство», «Автограф», «Взгляд», «Урал ЛТД», «Фрегат», «Абрис» и др., а также сто книготорговых работников Челябинска и области, представляющих организации «Книготорг», «Уральская книга», «Литера», «Интерсервис», «Лас-Книгас».
Кому влиять на чтение подростка?
Выяснилось, что работники книжной индустрии осознают кризисное состояние чтения современных подростков. Они понимают, что в структуре книгоиздания существует перекос в сторону определённых возрастных групп детей. Так, считают издатели, более всего книжной продукцией обеспечены дети 3-6 лет (52%), а менее всего книг адресуется читателям 15-17 лет (5%).
Оценивая характер и качество чтения современных подростков, большинство региональных издателей признаёт, что досуговое чтение ребят ориентировано ныне на «несерьёзную» литературу. Они считают, что на рынке слишком много книг развлекательного характера, и подростку трудно сориентироваться и выбрать действительно полезную книгу. Слишком много литературы, которая не требует умственных затрат. Почти половина издателей отметили, что единственной мотивацией современного подростка является «желание отдохнуть, развлечься».
Большинство из них справедливо обеспокоено репертуаром чтения современных подростков, отмечая явное снижение качества и однообразие. С их точки зрения, ядро чтения составляют журналы, в том числе комиксы, и материалы сайтов, а что касается жанров, то это - фантастика и фэнтези (17%), ужасы, мистика, хоррор (по 10%). Такой выбор оценивается ими негативно.
В ходе исследования издатели проявили заинтересованность в активном влиянии на чтение подростков, а также в осмыслении и выработке инструментов такого влияния. При этом специалисты книгоиздания апеллируют к самосознанию самого подростка - важно, чтобы сам подросток принимал решение, что ему читать. Однако и позиция взрослого должна быть чётко выражена. Так, 48% издателей и 24% книготорговых работников полагают, что старшие должны воздействовать на чтение подростка личным примером. 29% опрошенных издателей и 31% книгораспространителей высказались в пользу того, чтобы подростки наравне со взрослыми формировали свой круг чтения, но при этом старшие должны активнее присматриваться к выбору подростков и направлять их чтение.
Большинство издателей убеждено, что чтение «обогащает душу» растущего человека. Около трети из них видят в чтении «основной способ познания жизни». Ценя книгу как эффективный источник социализации, более половины респондентов в числе полезных свойств, воспитуемых книгой, назвали жажду знания, способность к сочувствию, самостоятельность, активную жизненную позицию, уверенность в себе.
Однако в тематическом составе подростковой литературы издателям видятся серьёзные лакуны: не освещаются темы нравственного воспитания, патриотизма, коллективизма, дружбы, ответственности за свою жизнь, а также тема «Божественного происхождения Вселенной» и «проблемы полового воспитания».
Об опасностях региональной замкнутости
В сравнении с книготорговыми работниками, издатели чаще обнаруживают слабую осведомлённость в книжном репертуаре для подростков, они более консервативны во взгляде на личностно полезное и социально полезное чтение и оперируют либо раскрученными современными именами, либо именами двадцатилетней давности. Кто-то убеждён, что полезны все книги, кто-то конкретизирует, какие именно. Словом, в своих оценках издатели сильно разошлись. Одни к вредным отнесли лидеров продаж «Гарри Поттера» Д. Роулинг и романы Б. Акунина. Другие, напротив, почитают их за полезное чтение наравне с «классикой XIX-XX вв.», энциклопедией «Всё обо всем», книгами С. Алексеева, В. Крапивина, К. Булычева, бр. Стругацких, П. Коэльо и Библией. Столь противоположные оценки свидетельствуют о том, что профессионалы издательского дела часто руководствуются личными вкусами.
К сожалению, региональные специалисты, мало уделяют внимания мониторингу состояния книгоиздания для детей, и проявляют определённую беспомощность при характеристике современного книжного репертуара детской литературы. Довольно часто издатели сами указывали на своё слабое знание конкретного массива литературы для подростков. Вероятнее всего, причина тому - региональная замкнутость и стандартный подход к книгоиздательской политике.
Однако издатели проявили заинтересованность в книге содержательной. С их точки зрения, литература должна пробуждать совесть, учить активно мыслить и помогать становиться человеком. Она должна устремлять к самосовершенствованию, говоря о «предназначении человека» и побуждая «задумываться о смысле жизни». Полезна и книга, расширяющая кругозор. Доля книг такого рода, издаваемых местными издательствами, невелика: Н. Пикулева, Н. Шилов, хрестоматии южно-уральских детских авторов, а нередко переводная книга.
Получается, что сами книгоиздатели не удовлетворены текущим положением дел. Состояние сектора подростковой литературы в современной системе отечественного книгоиздания большинством из них оценивается как среднее, а треть издателей характеризуют его как низкое. С их точки зрения, в современном книгоиздании чрезмерна ориентация исключительно на рост продаж: бизнес слишком довлеет над культурой, «новому автору трудно пробиться на книжный рынок» (региональные издатели явно дистанцируются от столичных издательских структур, имея в виду собственные малые возможности и проявляя не корпоративные позиции, а скорее личные, родительские). В ряду факторов, обусловливающих издание книг для подростков в нашей стране, преобладает именно коммерческая целесообразность, что с неудовольствием отметили три четверти опрошенных, видя в этом угрозу для духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
О вреде некоторых жанров
Как показало исследование, издатели заинтересованы в изучении подростковой аудитории. Но мотивация при этом у каждого из них своя - от духовно-личностной до сугубо прагматической. Более половины опрошенных издателей считает, что изучать подростков как читателей нужно для того, чтобы обеспечить им благоприятные условия для саморазвития. Они декларируют разумный компромисс между коммерческой целесообразностью и реализацией социально значимой миссии. Издатели желали бы изменить ситуацию с чтением, скоординировав действия и эффективно сотрудничая со всеми связанными с чтением социальными институтами. Также они апеллируют к родительской ответственности.
Составляя свой список тем и проблем, актуальных для современного подростка, издатели включили в него темы «совести», «патриотизма» («любви к своим предкам», «истокам», природе), «духовные проблемы», «мотивы развития души», темы «милосердия», «бескорыстия», «нравственного воспитания подростков», «ответственности за свою жизнь», «темы отношений в семье», «коллективизма», «дружбы», «межнациональных отношений», темы «профориентации», а также «божественного происхождения Вселенной».
Отвечая на вопрос о гипотетическом предоставлении налоговых льгот на издание детско-подростковой литературы, часть издателей сочла, что налоговые льготы должны предоставляться на издание научно-популярной литературы, учебной, энциклопедий и справочников, причём с акцентом на краеведческую составляющую - то есть они ратуют за поощрение информационно-образовательного подхода. Другие полагают, что это должна быть непременно художественная литература.
Исследование также показало, что издатели менее знакомы с вредной для подростков книгой, чем книготорговцы, однако у первых есть своё мнение о ней. С одной стороны, они считают, что никакие книги не надо запрещать, с другой - очевидна их убеждённость в том, что следует запретить книги, пропагандирующие жестокость, насилие, популяризирующие наркоманию и «циничный секс», призывающие к «замене реального мира виртуальным», «пошлые и глупые книги». Половина респондентов социально вредной книгой признаёт ту, что стимулирует «вседозволенность», «жестокосердие» и «дурной художественный вкус», а также - «молодёжные глянцевые журналы» (какие именно - не уточнялось). Общественно вредным они назвали целые жанры: бульварный роман, ужасы, комиксы, был даже выведен такой жанр, как «книги, вовлекающие в бизнес». От этих жанров как не представляющих духовной ценности издатели предложили отказаться насовсем.
Чтение пасует перед ТВ?
Взгляд на проблему книгораспространителей имеет ещё большие расхождения с реальным состоянием детско-подросткового чтения.
Сотрудники книжной торговли, непосредственно работающие с детско-подростковой литературой лучше знакомы с ассортиментом, чем издатели, и увереннее оперируют жанрово-видовыми понятиями. Они предъявляют к детской книге самые высокие требования. С их точки зрения, книга осуществляет высокую миссию формирования личности.
Опираясь на собственные наблюдения за продажами, часть опрошенных считает, что издаваемой литературой охвачены все возрастные группы до 18 лет. Однако неравномерно. По наблюдениям большинства книготорговых работников, более всего книг адресовано маленьким читателям 3-6 лет (47% рынка страны), а интересы читателей 15-17 лет игнорируются. Книгораспространителей не устраивает тот факт, что круг чтения подростка очень узок, и главное место в нём отводится брендовым именам. Они признают также, что крайне мало издаётся книг современных отечественных писателей. Современный книжный репертуар для подростков не удовлетворяет книготорговых работников по многим статьям. Их не устраивает ни содержание, ни тематика, ни проблематика: по их мнению, не хватает литературы, заставляющей подростка рефлексировать, размышлять о своих отношениях с миром, о проблемах взаимоотношений с родителями, со сверстниками.
Абсолютное большинство книготорговцев убеждено, что свободное чтение нынешних подростков - это, как правило, развлекательная, «несерьёзная» литература (так считает 75% опрошенных) и обеспокоено снижением качества чтения и невзыскательностью вкуса ребят. Также их крайне удручает то, что современные подростки совсем игнорируют классическую литературу. Последствия данной ситуации с чтением многие книготорговые работники оценивают едва ли не как катастрофические, видя в этом ущерб для нравственного и литературного развития ребят.
Работники книжной торговли в целом согласны с тем, что взрослые должны занимать активную позицию в отношении круга чтения своих детей. Так, 39% из них считают, что взрослый должен активнее присматриваться к тому, какие книги читает подросток, и направлять его интересы. В то же время 37% полагает, что слишком жёсткий контроль может вызвать у подростка отвращение к чтению. Доверяя детям в выборе книг, часть торговых работников уверены, что каждое поколение должно само решать, какие книги нужно читать в детстве. Столько же опрошенных признают, что на чтение детей активное влияние должны оказывать в первую очередь специалисты в области детской литературы и детского чтения - прежде всего, библиотекари и педагоги.
Книготорговые работники традиционно отводят чтению базовую роль в личностном развитии. Так, 49% полагает, что без чтения невозможно получить хорошее образование. 42% убеждены в том, что нужно грамотно сочетать чтение и иные способы получения информации и знаний (телевидение, СМИ, Интернет и т. д.) Значительная часть респондентов (31%) пребывает в уверенности, что чтение - «основной способ познания мира». 24% респондентов продолжают считать, что «чтение развивает душу юного человека», а 21% - что оно «формирует многие важные качества личности». Есть и те, кто согласен, что чтение «не такое уж важное занятие».
Эти цифры говорят о том, что в век высоких информационных технологий взгляды на роль чтения поколеблены.
В ряду популярных в подростковом чтении жанрово-тематических комплексов, по свидетельствам книготорговцев, лидируют фантастика, фэнтези (83 упоминания), детский детектив (58 упоминаний); ужасы и мистика (49 упоминаний), комиксы (33), а также приключенческая литература, повести и романы о любви (!). Такая структура чтения, разнящаяся с их собственными представлениями о чтении полезном, торговцам ущербной.
Полезное полезному рознь
Представления книготорговцев о личностно полезной для подростков книге значительно разнятся. Большинство опрошенных склоняется к тому, что полезная книга должна внушать общегуманные ценности: стремление к ответственности, взаимопониманию, уважению к чувствам других, и стимулировать жажду знаний, помогать выбрать активную жизненную позицию, воспитывать самостоятельность, милосердие.
По мнению этих специалистов, полезная книга призвана, помимо обозначенных в анкете качеств, воспитывать подростков в духе гуманности и трудолюбия, «памяти о прошлом и будущем», рассказывая «о родных традициях»; «ненавязчиво учить разбираться в жизненных ситуациях», «осваиваться в окружающем мире». Такая книга должна обучать «пониманию себя и своих поступков», учить мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Значительную часть работников книжной торговли воспринимает книгу как учебник жизни. То есть полезная книга не развлекает, а чему-нибудь непременно учит. Для других респондентов полезная книга - это «книга, талантливо написанная».
В числе наиболее полезных произведений чаще всего назывались «Отцы и дети» И. Тургенева, «Два капитана» В. Каверина, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина и авторы В. Распутин, В. Крапивин, К. Булычев, А. Беляев, М. Семёнова, Л. Улицкая, С. Иванов. Показательно желание книготорговцев включить в перечень полезных сегодняшнему подростку авторов Б. Пастернака и А. Ахматову. Из зарубежных писателей называют Г. Мало («Без семьи»), А. Дюма, А. Конан Дойля, Д. Лондона, Э. Л. Войнич, Д. Р. Р. Толкиена, А. Де Сент-Экзюпери, Д. Сэлинджера, X. Мураками.
Помимо прочего, специалисты книжной торговли рассматривают книгу как значимое средство социальной адаптации подростка. Книга должна рассказывать о человеческих взаимоотношениях (49% респондентов). Помимо этого в числе полезных респонденты упоминают энциклопедии (серий «Я познаю мир», «Познай себя», «Почемучка»), словари, книги «Библиотеки приключений». Этот список дополняют произведения развивающие, обучающие, входящие в школьную программу, учебно-методическая литература. В определении полезной книги работники торговли противоречат сами себе и руководствуются личными - родительскими - представлениями о таковой.
У книгораспространителей сложилось также чёткое представление о вредной для подростков книге и о воспитуемых ею свойствах. На первом месте в качестве опасной черты, которую формируют так называемые «вредные книги», выступает «вседозволенность» (70% респондентов). Им также кажется категорически недопустимой в литературе для подростков «агрессия», «насилие», «романтизация и популяризация криминальных историй». Они не приемлют пропаганды «садизма», «секса», «порнографии», «гомосексуальных отношений», вредных привычек - «алкоголизма», «нецензурной брани». Специалисты книготорговли рекомендуют также исключить из подростковой литературы мотивы пессимизма, бесцельности жизни, а также темы нацизма и терроризма. В глазах либерально настроенных респондентов вредна и книга, в которой читателю «навязывается чья-либо идеология». В свободных ответах некоторые респонденты вредными сочли «все американские тексты» (!). Они предлагают изъять из репертуара книг для подростков и такие жанры, как «ужасы», «мистику», «глупые сказки с садистским уклоном», «комиксы». Столь категоричная позиция респондентов не принимает во внимание возможность различного наполнения конкретной литературной формы духовными посылами и огульно отвергает популярные в детской аудитории жанры.
В ряду конкретных примеров вредных авторов и книг фигурируют: «Майн Кампф» А. Гитлера, «На игле» И. Уэлш, «Бойцовский клуб» Ч. Поланика, «Дневник Алисы» (анонимный автор), «Гарри Поттер» Д. Роулинг, «Дневник баскетболиста» Д. Кэррола, «Все мальчишки дураки, а девчонки - умницы» Т. К. Голдман, ужастики Р. Л. Стайна, повести Хоум, серии «Воровской роман» («Я - вор в законе» Сухова, «Бригада»), книги Э. Лимонова, Трахтенберга, И. Денежкиной, Л. Петрушевской (!). Наличие в этом списке совсем не детских «опасных» книг свидетельствует, во-первых, о размытости представлений респондентов о детско-подростковой литературе как виде, а во-вторых, о проникновении подобных текстов в круг детского чтения.
Большинство специалистов книжной торговли содержательный уровень современного книгоиздания оценивают как посредственный (75%). С их точки зрения, ведущим фактором, определяющим издание подростковых книг, является чисто коммерческая целесообразность (59%), которая воспринимается ими самими неоднозначно. В идеале они желали бы совмещать её с общественно-значимой миссией.
* * *
Итак, исследование выявило, что позиции издателей и книгораспространителей касательно детского чтения во многом совпадают. Большинство из специалистов продолжает считать книгу важнейшим инструментом развития личности и одним из способов познания жизни - хотя и наравне с альтернативными источниками (телевидением и Интернетом). И это само по себе обнадёживает.
И те, и другие серьёзно обеспокоены кризисным состоянием детско-подросткового чтения, его репертуаром и качеством. При этом наблюдается неоднозначность оценок состояния детско-подросткового сегмента обеими категориями респондентов. Возможно, в этих оценках присутствует некоторая доля лукавства, возможно, чаще проявляется родительская, а не профессиональная позиция, но мы не можем отказать нашим респондентам в стремлении дать «правильный», желаемый ответ на заданный вопрос. Да, большая часть опрошенных плохо ориентируется в литературных запросах подростков (как это ни странно, чуть большую осведомлённость продемонстрировали в этом вопросе торговцы, чуть меньшую - издатели), но это объясняется узостью детского сегмента в местном книгоиздании и региональным изоляционизмом, который имеет весьма печальные последствия.
Реальная картина книгоиздания в стране, в частности - подростковой книги, куда масштабнее и разнообразнее, нежели её представляют себе специалисты книжной отрасли Челябинска. Действительный круг чтения челябинских школьников, как бы он ни сузился в 2000-е годы, всё же шире и разнообразнее того, который видится местным издателям (это доказывает параллельное исследование Н. К. Сафоновой).[1]
Самих челябинских издателей и книготорговцев наше исследование убедило, насколько необходимо сотрудничество с педагогами, родителями и библиотекарями.
Татьяна Олеговна Бобина, кандидат филологических наук, доцент кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Челябинской государственной академии культуры и искусств
[1] Акарова В. Я., Сафонова Н. К. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwwJibrary.ru/lZsodolog/text/article.php?a uid=270