Недашковская Т. Инвестиции в интеллект – залог сохранения нации : по материалам последних исследований французских специалистов / Т. Недашковская // Библиополе. – 2012. – № 8. – С. 22-25.
РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ БИБЛИОТЕК В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ
Большой прогресс в строительстве новых зданий библиотек, возведённых во Франции по оригинальным архитектурным проектам, особенно в последние десятилетия, способствовал росту их популярности у населения страны, в том числе у молодёжи[1].
Государственная программа строительства во Франции муниципальных библиотек с функциями региональных (Bibliotheque municipale a vocation regionale — BMVR) значительно активизировала исследовательскую и практическую деятельность по совершенствованию работы с юными читателями [40]. Этому способствуют существенные субсидии, идущие на возведение новых зданий в соответствии с инновационными концепциями развития каждого региона. Государственное стимулирование в этой области позволило больше внимания уделить улучшению обслуживания детей и юношества, особенно из социально уязвимых слоёв общества. Повысилась эффективность дифференцированного обслуживания юных читателей с учётом различий в условиях жизни и воспитания.
Архитектурно-планировочные решения новых библиотек предоставляют сотрудникам больше возможностей для улучшения работы с детьми и подростками, в том числе в отношении организации их обслуживания в условиях открытого доступа. Продуманное размещение стеллажей, тщательно подобранные книги на их полках способствуют проявлению самостоятельности. Это побуждает юных посетителей больше времени уделять выбору интересующих их книг.
Возведение искусственных барьеров между отделениями для взрослых и юных читателей, убеждены специалисты, только затрудняет познание мира последними. Отсутствие же чрезмерных строгостей, благожелательная атмосфера, удобные часы работы, особенно в воскресные дни, увеличивают их интерес к учреждению.
Просторные, хорошо оборудованные выставочные залы, конференц-залы, помещения для групповой работы в сочетании с опытом и проявлением творческой инициативы квалифицированных специалистов позволяют существенно повысить роль библиотек как культурно-информационных центров на обслуживаемых территориях. Практика показывает, что темы культурно-массовых мероприятий, затрагивающих проблемы города и квартала, в котором проживают юные читатели, волнующие их (например, наркотики, секс, насилие, терроризм и многие другие), привлекают их в библиотеки. Многие становятся их частыми посетителями, обретая здесь новых друзей и опытных наставников.
В качестве примера обратимся к некоторым сравнительно недавно построенным BMVR. Участвовавшая в исследовании «Читатели в возрасте 11-18 лет и муниципальные библиотеки» Муниципальная библиотека с функциями региональной имени Жозе Кабани в Тулузе, открывшая свои двери в 2004 г., строилась в соответствии с архитектурным проектом Жана-Пьера Бюффи.
Уже на подготовительном этапе разработки своего проекта Ж.-П. Бюффи предусмотрел специальную зону обслуживания, предназначенную для юных читателей. Под неё была выделена площадь в 1129 кв. м на первом этаже здания общей площадью в 13,5 тыс. кв. м. Для более активного вовлечения юных посетителей в культурно-массовые мероприятия по соседству были расположены выставочный и конференц-залы. «Зал сказок» под названием «Piccolo teatro («Маленький театр»), телеуголок и аудитория для групповой работы также расширяют возможности обслуживания детей и подростков.
Представляют интерес также новаторские архитектурные проекты BMVR в городах Монпелье и Лимож.
В BMVR Лиможа (площадь 15 тыс. кв. м в пять раз превышает площадь старого здания) зона обслуживания для детей и юношества занимает почти весь второй этаж (1232 кв. м). Три стены, полностью выполненные из стекла, создают впечатление слияния библиотечного пространства с окружающим пейзажем города.
Здесь всё продумано для приёма юных посетителей, включая детей младенческого возраста и их родителей. Пространство оформлено таким образом, чтобы в нём, по замыслу архитектора Пьера Рибуле, ребёнок обрёл своё излюбленное место.
В то же время стремление наиболее полно воссоздать мир детства, в том числе через оформление интерьера и оборудование специально выделенного пространства, не означает его изоляции от других отделов. Наоборот, маршрут взрослых в читальные залы пролегает через зону обслуживания юных читателей. Более того, в BMVR наряду с «пространством мультимедийной культуры для взрослых» под названием «Мультимедийная студия» образовано «пространство мультимедийной культуры для детей и юношества» (ниже о них приводится более подробная информация).
Такое решение должно способствовать более тесному общению взрослых и юных читателей, помогать последним овладевать компьютерной техникой и развивать свои творческие способности, создавая новые мультимедийные документы.
Результаты регулярно проводимых в этих BMVR исследований свидетельствуют о парадоксальном, на первый взгляд, явлении: зоны обслуживания для детей и юношества пользуются необычайной популярностью у взрослых читателей, повышая посещаемость библиотек в целом. Так, в Муниципальной библиотеке с функциями региональной имени Жозе Кабани в Тулузе завсегдатаями помещений для юных читателей стали, в частности, родители, студенты, специалисты, работающие с детьми.
Теперь стало хорошей традицией приходить сюда целыми семьями. В составе читателей представлены разные возрастные категории. В возрасте моложе 18 лет сразу после открытия в библиотеку записались 10 тыс. читателей. Из них 6,5 тыс. не достигли 12 лет. Резко выросла выдача детской и юношеской литературы, составив за период менее года после открытия 260 тыс. экземпляров.
Следует напомнить, что речь идёт об абонементном обслуживании, так как для пользования литературой на полках открытого доступа в публичных библиотеках Франции не требуется регистрации и соблюдения прочих формальностей: вход в здание свободный и бесплатный [29, 40].
Сотрудники BMVR постоянно совершенствуют формы и методы работы с юными читателями. Большое значение придаётся сотрудничеству со специалистами из Библиотеки для детей и юношества «Книги, приносящие радость», являющейся научно-методическим и консультационным центром в этой области для библиотек страны.
Примечательно, что её здание, возведённое в 1966 г. по оригинальному проекту архитекторов Жерара Турнауэра и Пьера Рибуле, стало достопримечательностью во Франции. Построенная в парижском пригороде Кламар, населённом преимущественно молодёжью из социально неблагополучных слоёв общества, библиотека превратилась там в излюбленное место встреч юных посетителей, включая тех, которые ранее не испытывали потребности в посещении подобных учреждений [12, 13].
Однако в материалах последних библиотековедческих исследований отмечается, что в крупных медиатеках и муниципальных библиотеках с функциями региональных ощущается дефицит непосредственного общения библиотекаря с каждым из юных посетителей: ребёнком, подростком и т. д. Это объясняется необходимостью обслуживать значительное количество читателей, приходящих сюда ежедневно, увеличением числа массовых мероприятий (например, клубы по интересам, театральные студии, экскурсии по библиотеке для больших групп, в том числе целых классов, приводимых организованно школьными учителями), а также повышением уровня компьютеризации учреждений.
Сложившуюся ситуацию исследователи предлагают улучшить путём более тесной кооперации с библиотеками — участницами сети, центрами которой являются крупные медиатеки нового поколения, в частности BMVR. Росту их популярности среди населения способствовало масштабное строительство в удалённых от центра городских кварталах и в сельских районах Франции, развёрнутое в 2000-е гг. Данная программа была разработана на основе концепции обеспечения близости (шаговой доступности) медиатеки к читателям[2].
В районных филиалах, значительно меньших по размерам, у библиотекарей больше возможностей и времени для ведения диалога со своими читателями, многих из которых они знают в лицо. Как правило, это жители квартала, обслуживаемого медиатекой-филиалом. Они живут по соседству и часто сюда наведываются. Практика показала, что юные посетители охотно приходят в библиотеку, чтобы вместе провести свободное время, пообщаться, подготовить домашние задания, принять участие в культурно-массовых мероприятиях (выставки, дискуссии, фестивали, встречи с интересными людьми).
Сотрудники публичных библиотек способствуют созданию в них атмосферы благожелательности и комфорта и стремятся уделить внимание каждому читателю. Юные пользователи ценят также помещения для коллективной работы, специально оформленные и оборудованные для них. Здесь они могут более свободно общаться, чувствуя себя в своей среде непринуждённо, обсудить интересующие их темы и проблемы, вместе поработать над групповыми проектами.
В целях обеспечения разностороннего обслуживания читателей, предпочитающих посещать какую- либо одну из библиотек (центральную или филиал, расположенный рядом с домом), коллегам рекомендуется координировать планы работы, обеспечивая их взаимодополняемость. Речь идёт о проведении культурно-массовых мероприятий, предоставляемых услугах, распределённом хранении фондов и т. д. Тогда посетители разных по размерам учреждений, объединённых в сеть, в полной мере смогут воспользоваться и оценить информационные ресурсы и услуги, предлагаемые участниками сети.
Обращается внимание на незавершённость решения проблемы, касающейся разработки согласованной политики, проводимой публичными и школьными библиотеками в отношении своих читателей. Так, некоторые сотрудники публичных библиотек считают нецелесообразным проводить экскурсии по учреждению для организованных групп (или классов) учащихся в соответствии с учебными планами.
Подобное ознакомление с библиотекой, полагают они, вызывает у многих из них «отторжение», поскольку воспринимается как неотъемлемая часть школьного обучения. Педагоги и библиотекари (центров документации начальных школ, а также документационно-информационных центров в коллежах и лицеях) настаивают на обратном, призывая к более тесному взаимодействию между школой и публичными библиотеками [8, 14].
«ПРОСТРАНСТВА МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Большую роль в привлечении юных читателей, особенно трудных детей и подростков, в библиотеки играют «пространства мультимедийной культуры» (ЕСМ)[3]. Эти новые структурные подразделения появились в публичных библиотеках и медиатеках Франции в конце 1990-х гг. в рамках одноимённой государственной программы. В настоящее время они созданы и в других учреждениях культуры в целях развития творческих способностей личности через пользование мультимедийными документами.
Первоочередная цель организации «пространств мультимедийной культуры» — не формирование и предоставление в широкое пользование мультимедийных документов и обучение пользованию ими (эти важные задачи осуществляют другие отделения), а обеспечение благоприятных условий для индивидуального или коллективного творчества, расширение возможностей для создания на основе мультимедийных документов веб-сайтов, спектаклей, концертов, анимационных фильмов и др.
Сегодня ЕСМ действуют почти во всех административно-территориальных образованиях разных уровней: от сельских коммун с населением менее 2 тыс. жителей до практически всех крупных городов и их агломераций. Примечательно, что особенно динамично они развиваются в библиотеках. В дальнейшем планируется их размещение в учреждениях образования и социальной сферы.
Одним из наиболее ярких примеров организации эффективного обслуживания в «пространствах мультимедийной культуры» является муниципальная библиотека с функциями региональной в Лиможе — Мультимедийная библиотека Франкофонии (BFM). Здесь созданы, в том числе благодаря и её оригинальному архитектурному проекту, оптимальные условия для приобретения, хранения и предоставления в широкое пользование справочных и научных источников, а также произведений литературы, истории, культуры и искусства на французском языке (вышедших в свет не только во Франции, но и в других странах мира с населением, говорящим на французском языке).
Библиотека известна во Франции своей активной политикой в области культуры, распространения книги и чтения, преодоления барьеров социального неравенства. Работа с молодёжью является одним из приоритетных направлений её деятельности.
В BFM все виды обслуживания, включая регистрацию читателей и выдачу документов по абонементу, предоставляются бесплатно. Вход также свободный — без соблюдения каких-либо формальностей (исключение составляет абонементное обслуживание: в этом случае в BMVR необходимо записаться). ,
«Пространство мультимедийной культуры» этой библиотеки носит название «Мультимедийная студия». Расположенное в центре здания ЕСМ включает 14 автоматизированных рабочих мест с выходом в Интернет. Одно специально оборудовано для посетителей с ограничениями жизнедеятельности. В студии имеется и специальное отделение для слепых и слабовидящих. В их распоряжении — ещё два АРМ, клавиатура компьютеров которых снабжена шрифтом Брайля, а экраны — увеличивающими устройствами.
Как уже отмечалось, в «пространстве мультимедийной культуры» для взрослых организована секция «мультимедийной культуры для детей». Общение юных пользователей не только с квалифицированными специалистами, но и со взрослыми посетителями повышает заинтересованность детей и подростков в посещении ЕСМ. Они быстрее и лучше овладевают навыками работы с мультимедийными документами и получают новые возможности для применения своих творческих способностей.
Приоритетным направлением деятельности «Мультимедийной студии» в BMVR Лиможа является обеспечение доступа к её собраниям и компьютерному оборудованию прежде всего тем посетителям, которые лишены возможности приобрести ПК и работать дома. Вход сюда свободный, предварительной договорённости для посещения не требуется. За организацию работы отвечают три специалиста в области информатики и библиотековедения.
Практика показывает, что это структурное подразделение лиможской библиотеки пользуется необычайной популярностью. Причём молодые люди из социально уязвимых слоёв общества испытывают особую потребность в ЕСМ, так как они наделе помогают успешно преодолевать социальное неравенство, особенно когда речь идёт о неодинаковой обеспеченности граждан компьютерной техникой, различной степени её доступности, наличии возможностей успешного обучения пользования ею.
Специалисты «студий письма» в структуре «пространств мультимедийной культуры» оказывают действенную помощь таким посетителям в овладении необходимыми навыками. Большая работа проводится по обучению информационной и компьютерной грамотности [27, 29]. По данным Комиссии по делам книги при Министерстве культуры и коммуникаций, активно взаимодействующей с центрами социальной информации и документации, часть населения Франции, особенно рабочие, иммигранты и представители других социально уязвимых слоёв общества, остро нуждается в овладении навыками чтения и письма, которые необходимы для решения личных проблем в связи с правовыми, жилищными и другими трудностями при получении гражданства, стипендий, субсидий, оформлении развода и т. д. Они высоко ценят возможность получить, причём бесплатно, консультацию и поддержку опытных специалистов, в том числе работающих в «пространствах мультимедийной культуры». С их помощью в короткие сроки эти категории читателей обучаются чтению и письму, правилам заполнения анкет и других документов, знакомятся с гражданскими правами, учатся отстаивать их.
Работники ЕСМ стремятся к тому, чтобы посещение медиатек под давлением жизненных обстоятельств гражданами из социально уязвимых слоёв, особенно молодыми, постепенно становилось для них привычкой, а затем перерастало в потребность для удовлетворения других запросов: расширения культурного кругозора, самообразования, получения профессии, развития творческих способностей и т. д.
Продолжение следует.
Татьяна НЕДАШКОВСКАЯ, ведущий библиограф Центра международного библиотековедения Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино
* Продолжение. Начало см. Библиополе, 2012, № 7.
[1] Подробнее см.: Недашковская, T.A. Успешные проекты библиотечных зданий — залог эффективной организации библиотечно-информационного обслуживания (на примере региона Шампань-Арденны, Франция) / Т.А. Недашковская // Открытый доступ: Библиотеки за рубежом 2010. М.: Центр книги Рудомино, 2010. С. 117-159. Библиогр.: с. 156-159.
[2] Подробнее см.: Недашковская, ТА. Медиатеки нового поколения в удалённых от центра городских кварталах и сельских районах Франции / T.A. Недашковская // Библиотечное дело 2005: Деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества: материалы 10-й Междунар. науч. конф. (Москва, 20-22 апр. 2005 г.). М., 2005. С. 77-78.
[3] Недашковская, ТА. Развитие мультимедийной культуры во Франции / T.A. Недашковская // Библиотеки за рубежом 2004: Сборник. М.: Рудомино, 2004. С. 73-95. Библиогр.: С. 94-95.