Гурьян З. Что прочёл библиотекарь? Итоги исследования чтения специалистов библиотек Омской области в 2010 году / З. Гурьян, В. Щинникова // Библиотечное дело. – 2011. – № 12. – С. 23-25.
«Врачу, исцелися сам!» — это известное изречение из Евангелия от Луки можно перефразировать так: «Читай, библиотекарь!» Ведь чтение — это сущностная черта библиотечной деятельности, и если мы хотим, чтобы в библиотеке были читатели, а не только пользователи, мы должны читать сами.
Что же читают библиотекари Омской области, работающие в детских библиотеках? И читают ли они вообще?
Специалистами Областной библиотеки для детей и юношества было проведено исследование «Что прочёл библиотекарь?» Применив метод анкетирования, мы получили сведения о досуго- вом и профессиональном чтении коллег. Анкетирование проводилось с использованием электронной почты, было добровольным и анонимным.
Каков же он — наш читающий библиотекарь?
Это библиотечный специалист со средним профессиональным или высшим образованием (среди опрошенных специалисты со средним профессиональным образованием составили 49%, с высшим — 36,7%), стажем работы более 10 лет (66%). Чтение для него — это в первую очередь получение новых знаний (такой ответ дали 74% респондентов). Он читает ежедневно (так ответили 77% опрошенных), круг его чтения составляют художественная литература (отметили 86% респондентов), профессиональные издания (81%), научно-популярная литература (48%). Предпочитает отечественную литературу (79%) классического жанра (в ответах прозвучали имена И. Бунина, И. Тургенева, А. Куприна, А. Чехова, Н. Лескова, Ф. Достоевского, Н. Островского, JI. Толстого, М. Булгакова) и советского периода (42,5%), но не чужд, однако, и интереса к творчеству современников (были названы: Сесилия Ахерн, Евгений Гришковец, Павел Санаев, Маша Трауб, Галина Щербакова, Виктория Токарева, Татьяна Толстая, Дина Рубина, Татьяна Устинова, Дарья Донцова, Александра Маринина).
Книги для детей и подростков
Наш библиотекарь может порекомендовать детям следующие книги: «Денискины рассказы» В. Драгунского (названа 12 раз), «Незнайка и его друзья» Н. Носова (8); «Антологию семейного чтения» и книги А. Барто (4). По два раза упоминались следующие авторы: А. Усачёв «Умная собачка Соня», С. Козлов «Ёжик в тумане», Г. Шалаева «Большая книга о животных для самых маленьких» и «Школа этикета для самых маленьких», К. Паустовский «Рассказы о природе» и «Сказки», В. Осеева «Динка», С. Михалков, JI. Чарская, К. Чуковский, Т. Белозёров, В. Степанов.
Подросткам библиотекари чаще всего рекомендовали произведение «Чучело» В. Железникова (9 респондентов) и «Чучело-2, или Игра мотыльков». На втором месте оказался В. Козлов с повестью «Президент каменного острова» (6 респондентов). Пять специалистов посоветовали подросткам книги Т. Крюковой; четверо — произведения К. Булычёва и В. Крапивина; имена А. Лиханова и В. Каверина («Два капитана») упомянуты тремя специалистам. По два упоминания пришлось на книгу Л. Н. Толстого «Война и мир», повести А. Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица», повесть Б. Васильева «В списках не значился», повесть Е. Л. Мурашовой «Класс коррекции», книги серии «Заветная мечта», сборник рассказов «Абориген».
Родителям были рекомендованы: «Антология семейного чтения» (12 респондентов); книги И. Тимофеевой, чей авторитет в области детского чтения трудно не признать (6); «Уроки для родителей» В. Левина (3), а также журнал «Семейное чтение» и книги А. Лиханова «Солнечное затмение», «Никто». Дважды упоминались книги Бенджамина Спока, Дж. Викофф и Барбары Анелл «"Да" вместо "Нет": Послушный ребёнок без криков и шлепков» и Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком: как?»
Рекомендации коллегам
Книги И. Тихомировой «Психология детского чтения от А до Я», «Руководство детским чтением», «Как воспитать талантливого читателя» указаны 7 раз; детские книги (Т. Четверикова «Заветный сундук», А Гиваргизов «Мы так похожи», Б. Минаев «Детство Лёвы»); профессиональная литература: газета «Библиотека в школе», журналы «Школьная библиотека», «Читаем, учимся, играем», приложение к журналу «Читайка»; литература по психологии: О. Кабачек «Сказка в век компьютера»; художественные произведения современных авторов: Б. Акунина, Л. Улицкой, В. Токаревой, Е. Гришковца, Г. Щербаковой, Солженицына, Б. Васильева,
Астафьева.
Источником информации по профессии для наших респондентов является чаще всего журнал «Библиотека» (72%). Большинство библиотечных специалистов уделяет профессиональному чтению от полутора-двух часов в неделю до 1 часа в день (54%), а 62% используют для поиска профессиональной информации Интернет.
Портрет читающего библиотекаря получился вполне позитивным, круг чтения библиотекарей можно охарактеризовать как обширный и разнообразный, однако хочется отметить несколько моментов.
Значительное число респондентов (18,4%) на вопрос о том, какие книги были прочитаны за последний месяц, ответили, что читали отечественных классиков — Бунина, Тургенева, Куприна, Чехова, Лескова, Достоевского, Островского, Толстого, Пушкина. Несомненно, библиотекари знают и любят немеркнущие произведения классиков, но трудно представить человека, из года в год перечитывающего эти произведения. Возникают три версии: либо библиотекарь ничего не читал за последний месяц, либо не захотел назвать того, что читал, либо, действительно, всю жизнь читает только классику. Все три варианта поведения недопустимы, когда речь идёт о профессионалах, ежедневно сталкивающихся с необходимостью рекомендовать книги детям и молодёжи.
Многое в ответах на вопросы анкеты порадовало. На вопрос: «Какую книгу вы можете порекомендовать детям и подросткам?», были получены интересные, очень разнообразные ответы, говорящие о том, что детская литература и литература для подростков хорошо знакома библиотекарям. В рекомендациях для детей прозвучали книги 25 авторов, а в рекомендациях для подростков — 55 авторов. Рекомендации для родителей включают, например, «Антологию семейного чтения» — 10-томное издание, вышедшее в свет при поддержке правительства Омской области. В «Антологии семейного чтения» собрано практически всё самое лучшее, созданное как народным творчеством, так и писателями всего мира для детей и подростков и это издание есть в каждой из 770 библиотек области. Однако 5,9% респондентов не смогли или не захотели указать книги, которые могли бы посоветовать для чтения детям, подросткам, родителям, коллегам. С одной стороны, процент невелик, а с другой — можно ли представить себе ситуацию, когда почти 6% врачей не смогли бы выписать больному нужное лекарство?
Почти треть респондентов (29,9%) не стали ничего рекомендовать коллегам. Почему? Посчитали себя недостаточно компетентными, чтобы давать подобные рекомендации? Или просто нечего было порекомендовать? Это значит, что нам, как методическому центру, есть с чем работать.
Анкета включала и вопрос о профессиональном чтении: «Какой профессиональный журнал Вы читаете чаще всего и почему?» Судя по ответам, таковыми изданиями оказались журнал «Библиотека» (72%), «Библиополе» (37,9%), «Читаем, учимся, играем» (28,7%), «Школьная библиотека» (25%). Далее следуют «Семейное чтение», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» — их читают 19%, 17%, и 12% респондентов соответственно. Наименее читаемыми оказались журналы «Справочник руководителя учреждений культуры», «Библиотечное дело», «Новая библиотека» — по 1% респондентов. На вопрос: «Почему вы читаете именно этот журнал?», не ответили 42,5% респондентов. Можно предположить, что самыми читаемыми являются те журналы, которые выписывает библиотека.
Хочется отметить высокую активность респондентов-сотрудников детских библиотек: из 32 муниципальных районов Омской области в анкетировании приняли участие 28. Всего в анкетировании приняли участие 87 библиотечных специалистов.
Материалы исследования размещены на сайте Областной библиотеки для детей и юношества, разосланы по электронной почте в детские библиотеки муниципальных районов Омской области.
Интересно, важно, полезно
Мы считаем, что такие исследования, как «Что прочёл библиотекарь» не только дают материал для размышления, но и полезны сами по себе: они дают возможность всем, и организаторам, и участникам исследования, пристально взглянуть на круг своего чтения, оценить его профессиональную значимость. Это подтверждается и тем, что многие библиотеки, как в нашей стране, так и за рубежом, уделяют внимание изучению чтения библиотекарей. Например, в 1995-98 годах проводилось исследование «Библиотекарь Тверской области как читатель»; в 1996 году вышел сборник Российской национальной библиотеки «Что мы читаем? Какие мы?», посвящённый итогам изучения чтения библиотекарей (Т. А. Жданова; Е. В. Захарова). В 2004 году на базе нескольких регионов было проведено исследование «Профессиональное чтение современного библиотекаря» (Г. А. Райкова); в 2008 году досуговое чтение библиотекаря Челябинской области послужило темой для диссертации (М. В. Кустова). В Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова изучали чтение сотрудников библиотеки (И. В. Миллер).
Продолжение исследований по вопросу чтения библиотекарей необходимо для повышения качества библиотечного обслуживания. Постоянное внимание к проблеме чтения библиотекаря будет способствовать повышению престижа библиотечной профессии в глазах современного общества.
Проведя исследование и проанализировав полученные результаты, мы приняли ряд решений:
разработать комплекс мероприятий для активизации чтения библиотекарей;
активно рекомендовать интернет-источники как источники получения профессиональной информации;
при подготовке консультаций для специалистов муниципальных библиотек Омской области использовать профессиональные журналы, которые не получают эти библиотеки.
Никого и никогда нельзя заставить полюбить читать, но можно побудить к чтению. На Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации, которая проходила 22-26 августа 2011 года в городе Тюмени, специалисты нашей библиотеки обратились с предложением к Молодёжной секции РБА:
организовать интернет-форум, где «читающие библиотекари» могли бы обсуждать прочитанные книги и перспективы их рекомендации читателям;
организовать и ежегодно проводить конкурс молодых «читающих библиотекарей», подобный конкурсу для детей и юношества «Лидер чтения», организованному Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
Значимость чтения библиотекаря невозможно переоценить, ведь именно от библиотекаря зависит, придёт ли читатель в библиотеку и сможет ли полюбить читать.
Читай, библиотекарь!
Гвоздь И. Самообразование — это и необходимость, и удовольствие / И. Гвоздь // Библиотека. — 2009. — №10. — С. 60-61.
Жданова Т. А. «Скажи мне, что ты читаешь...» / Т. А. Жданова // НТБ. — 1997. — №10. — С. 43-16.
Захарова Е. В. Ещё раз о чтении библиотекарей / Е. В. Захарова // Библиотековедение. — 1997. — №3. — С. 103-107.
Кустова М. В. Читательский опыт библиотекаря и его профессиональная деятельность (по итогам исследования) / М. В. Кустова // Библиотековедение. — 2007. — №3. — С. 63-69.
Миллер И. В. Библиотекарь читающий: реалии XXI века / И. В. Миллер II Алтай библиотечный: науч.-практ. сб. — Барнаул: РТО АКУНБ, 2009. — С. 114-119.
Райкова Г. А. Профессиональное чтение современного библиотекаря (по итогам исследования) / Г. А. Райкова // Библиотековедение. — 2004. — №5,- С. 63-70.
Уивер С. Как читают профессиональную литературу американские библиотекари / С. Уивер // Библиотечное дело. — 2007. — №4. — С. 15-17
С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Зинаида Петровна Гуръян, заведующая сектором организационно-методического отдела Омской Областной библиотеки для детей и юношества
Вера Ивановна Щинникова, ведущий библиотекарь организационно- методического отдела ООБДЮ