• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Гурьян З. Что прочёл библиотекарь? Итоги исследования чтения специалистов библиотек Омской области в 2010 году / З. Гурьян, В. Щинникова // Библиотечное дело. – 2011. – № 12. – С. 23-25.

Гурьян З. Что прочёл библиотекарь? Итоги исследования чтения специалистов библиотек Омской области в 2010 году / З. Гурьян, В. Щинникова // Библиотечное дело. – 2011. – № 12. – С. 23-25.

«Врачу, исцелися сам!» — это известное изречение из Еванге­лия от Луки можно перефрази­ровать так: «Читай, библиоте­карь!» Ведь чтение — это сущ­ностная черта библиотечной деятельности, и если мы хотим, чтобы в библиотеке были чита­тели, а не только пользовате­ли, мы должны читать сами. 

Что же читают библиоте­кари Омской области, рабо­тающие в детских библиоте­ках? И читают ли они вообще?

Специалистами Областной библио­теки для детей и юношества было про­ведено исследование «Что прочёл биб­лиотекарь?» Применив метод анкетиро­вания, мы получили сведения о досуго- вом и профессиональном чтении кол­лег. Анкетирование проводилось с ис­пользованием электронной почты, бы­ло добровольным и анонимным.

Каков же он — наш читающий биб­лиотекарь?

Это библиотечный специалист со средним профессиональным или выс­шим образованием (среди опрошенных специалисты со средним профессио­нальным образованием составили 49%, с высшим — 36,7%), стажем работы бо­лее 10 лет (66%). Чтение для него — это в первую очередь получение новых зна­ний (такой ответ дали 74% респонден­тов). Он читает ежедневно (так ответи­ли 77% опрошенных), круг его чтения составляют художественная литература (отметили 86% респондентов), профес­сиональные издания (81%), научно-по­пулярная литература (48%). Предпочи­тает отечественную литературу (79%) классического жанра (в ответах про­звучали имена И. Бунина, И. Тургенева, А. Куприна, А. Чехова, Н. Лескова, Ф. Достоевского, Н. Островского, JI. Толстого, М. Булгакова) и советского периода (42,5%), но не чужд, однако, и интереса к творчеству современников (были названы: Сесилия Ахерн, Евгений Гришковец, Павел Санаев, Маша Трауб, Галина Щербакова, Виктория Токаре­ва, Татьяна Толстая, Дина Рубина, Тать­яна Устинова, Дарья Донцова, Алексан­дра Маринина).

Книги для детей и подростков

Наш библиотекарь может пореко­мендовать детям следующие книги: «Денискины рассказы» В. Драгунского (на­звана 12 раз), «Незнайка и его друзья» Н. Носова (8); «Антологию семейного чтения» и книги А. Барто (4). По два раза упоминались следующие авторы: А. Усачёв «Умная собачка Соня», С. Козлов «Ёжик в тумане», Г. Шалаева «Большая книга о животных для самых маленьких» и «Школа этикета для са­мых маленьких», К. Паустовский «Рас­сказы о природе» и «Сказки», В. Осеева «Динка», С. Михалков, JI. Чарская, К. Чуковский, Т. Белозёров, В. Степанов.

Подросткам библиотекари чаще все­го рекомендовали произведение «Чуче­ло» В. Железникова (9 респондентов) и «Чучело-2, или Игра мотыльков». На втором месте оказался В. Козлов с по­вестью «Президент каменного острова» (6 респондентов). Пять специалистов посоветовали подросткам книги Т. Крюковой; четверо — произведения К. Булычёва и В. Крапивина; имена А. Лиханова и В. Каверина («Два капи­тана») упомянуты тремя специалистам. По два упоминания пришлось на книгу Л. Н. Толстого «Война и мир», повести А. Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая пти­ца», повесть Б. Васильева «В списках не значился», повесть Е. Л. Мурашовой «Класс коррекции», книги серии «Заветная мечта», сборник рассказов «Абориген».

Родителям были рекомендованы: «Антология семейного чтения» (12 рес­пондентов); книги И. Тимофеевой, чей авторитет в области детского чтения трудно не признать (6); «Уроки для ро­дителей» В. Левина (3), а также журнал «Семейное чтение» и книги А. Лиханова «Солнечное затмение», «Никто». Дваж­ды упоминались книги Бенджамина Спока, Дж. Викофф и Барбары Анелл «"Да" вместо "Нет": Послушный ребё­нок без криков и шлепков» и Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком: как?»

Рекомендации коллегам

Книги И. Тихомировой «Психология детского чтения от А до Я», «Руковод­ство детским чтением», «Как воспитать талантливого читателя» указаны 7 раз; детские книги (Т. Четверикова «Завет­ный сундук», А Гиваргизов «Мы так по­хожи», Б. Минаев «Детство Лёвы»); про­фессиональная литература: газета «Биб­лиотека в школе», журналы «Школьная библиотека», «Читаем, учимся, играем», приложение к журналу «Читайка»; ли­тература по психологии: О. Кабачек «Сказка в век компьютера»; художе­ственные произведения современных авторов: Б. Акунина, Л. Улицкой, В. То­каревой, Е. Гришковца, Г. Щербаковой, Солженицына, Б. Васильева,

Астафьева.

Источником информации по профес­сии для наших респондентов является чаще всего журнал «Библиотека» (72%). Большинство библиотечных спе­циалистов уделяет профессиональному чтению от полутора-двух часов в неде­лю до 1 часа в день (54%), а 62% ис­пользуют для поиска профессиональной информации Интернет.

Портрет читающего библиотекаря получился вполне позитивным, круг чтения библиотекарей можно охаракте­ризовать как обширный и разнообразный, однако хочется отметить несколь­ко моментов.

Значительное число респондентов (18,4%) на вопрос о том, какие книги были прочитаны за последний месяц, от­ветили, что читали отечественных клас­сиков — Бунина, Тургенева, Куприна, Чехова, Лескова, Достоевского, Ост­ровского, Толстого, Пушкина. Несо­мненно, библиотекари знают и любят немеркнущие произведения классиков, но трудно представить человека, из года в год перечитывающего эти произведе­ния. Возникают три версии: либо библиотекарь ничего не читал за последний месяц, либо не захотел назвать того, что читал, либо, действительно, всю жизнь читает только классику. Все три вариан­та поведения недопустимы, когда речь идёт о профессионалах, ежедневно стал­кивающихся с необходимостью реко­мендовать книги детям и молодёжи.

Многое в ответах на вопросы анкеты порадовало. На вопрос: «Какую книгу вы можете порекомендовать детям и под­росткам?», были получены интересные, очень разнообразные ответы, говорящие о том, что детская литература и литера­тура для подростков хорошо знакома библиотекарям. В рекомендациях для де­тей прозвучали книги 25 авторов, а в ре­комендациях для подростков — 55 авто­ров. Рекомендации для родителей вклю­чают, например, «Антологию семейного чтения» — 10-томное издание, вышедшее в свет при поддержке правительства Ом­ской области. В «Антологии семейного чтения» собрано практически всё самое лучшее, созданное как народным творче­ством, так и писателями всего мира для детей и подростков и это издание есть в каждой из 770 библиотек области. Одна­ко 5,9% респондентов не смогли или не захотели указать книги, которые могли бы посоветовать для чтения детям, под­росткам, родителям, коллегам. С одной стороны, процент невелик, а с другой — можно ли представить себе ситуацию, когда почти 6% врачей не смогли бы вы­писать больному нужное лекарство?

Почти треть респондентов (29,9%) не стали ничего рекомендовать колле­гам. Почему? Посчитали себя недоста­точно компетентными, чтобы давать по­добные рекомендации? Или просто не­чего было порекомендовать? Это зна­чит, что нам, как методическому центру, есть с чем работать.

Анкета включала и вопрос о профес­сиональном чтении: «Какой профессио­нальный журнал Вы читаете чаще все­го и почему?» Судя по ответам, таковы­ми изданиями оказались журнал «Биб­лиотека» (72%), «Библиополе» (37,9%), «Читаем, учимся, играем» (28,7%), «Школьная библиотека» (25%). Далее следуют «Семейное чтение», «Воспита­ние школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» — их читают 19%, 17%, и 12% респонден­тов соответственно. Наименее читаемы­ми оказались журналы «Справочник ру­ководителя учреждений культуры», «Библиотечное дело», «Новая библио­тека» — по 1% респондентов. На во­прос: «Почему вы читаете именно этот журнал?», не ответили 42,5% рес­пондентов. Можно предположить, что самыми читаемыми являются те журна­лы, которые выписывает библиотека.
Хочется отметить высокую актив­ность респондентов-сотрудников дет­ских библиотек: из 32 муниципальных районов Омской области в анкетирова­нии приняли участие 28. Всего в анкети­ровании приняли участие 87 библиотеч­ных специалистов.

Материалы исследования размеще­ны на сайте Областной библиотеки для детей и юношества, разосланы по элек­тронной почте в детские библиотеки му­ниципальных районов Омской области.

Интересно, важно, полезно

Мы считаем, что такие исследования, как «Что прочёл библиотекарь» не только дают материал для размышле­ния, но и полезны сами по себе: они дают возможность всем, и организаторам, и участникам исследования, пристально взглянуть на круг своего чтения, оце­нить его профессиональную значи­мость. Это подтверждается и тем, что многие библиотеки, как в нашей стране, так и за рубежом, уделяют внимание из­учению чтения библиотекарей. Напри­мер, в 1995-98 годах проводилось иссле­дование «Библиотекарь Тверской обла­сти как читатель»; в 1996 году вышел сборник Российской национальной биб­лиотеки «Что мы читаем? Какие мы?», посвящённый итогам изучения чтения библиотекарей (Т. А. Жданова; Е. В. За­харова). В 2004 году на базе нескольких регионов было проведено исследование «Профессиональное чтение современ­ного библиотекаря» (Г. А. Райкова); в 2008 году досуговое чтение библиотека­ря Челябинской области послужило те­мой для диссертации (М. В. Кустова). В Алтайской краевой универсальной на­учной библиотеке им. В. Я. Шишкова из­учали чтение сотрудников библиотеки (И. В. Миллер).

Продолжение исследований по во­просу чтения библиотекарей необходи­мо для повышения качества библиотеч­ного обслуживания. Постоянное внима­ние к проблеме чтения библиотекаря будет способствовать повышению пре­стижа библиотечной профессии в глазах современного общества.

Проведя исследование и проанализи­ровав полученные результаты, мы при­няли ряд решений:

разработать комплекс мероприятий для активизации чтения библиотекарей;

активно рекомендовать интернет-ис­точники как источники получения профессиональной информации;

при подготовке консультаций для спе­циалистов муниципальных библиотек Омской области использовать про­фессиональные журналы, которые не получают эти библиотеки.

Никого и никогда нельзя заставить полюбить читать, но можно побудить к чтению. На Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации, которая проходила 22-26 августа 2011 года в городе Тюмени, специалисты на­шей библиотеки обратились с предло­жением к Молодёжной секции РБА:

организовать интернет-форум, где «чи­тающие библиотекари» могли бы об­суждать прочитанные книги и пер­спективы их рекомендации читателям;

организовать и ежегодно проводить конкурс молодых «читающих библиотекарей», подобный конкурсу для детей и юношества «Лидер чтения», органи­зованному Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.

Значимость чтения библиотекаря не­возможно переоценить, ведь именно от библиотекаря зависит, придёт ли чита­тель в библиотеку и сможет ли полю­бить читать.

Читай, библиотекарь!

Гвоздь И. Самообразование — это и необходи­мость, и удовольствие / И. Гвоздь // Библиотека. — 2009. — №10. — С. 60-61.

Жданова Т. А. «Скажи мне, что ты читаешь...» / Т. А. Жданова // НТБ. — 1997. — №10. — С. 43-16.

Захарова Е. В. Ещё раз о чтении библиотекарей / Е. В. Захарова // Библиотековедение. — 1997. — №3. — С. 103-107.

Кустова М. В. Читательский опыт библиотека­ря и его профессиональная деятельность (по ито­гам исследования) / М. В. Кустова // Библиотеко­ведение. — 2007. — №3. — С. 63-69.

Миллер И. В. Библиотекарь читающий: реа­лии XXI века / И. В. Миллер II Алтай библиотеч­ный: науч.-практ. сб. — Барнаул: РТО АКУНБ, 2009. — С. 114-119.

Райкова Г. А. Профессиональное чтение совре­менного библиотекаря (по итогам исследования) / Г. А. Райкова // Библиотековедение. — 2004. — №5,- С. 63-70.

Уивер С. Как читают профессиональную лите­ратуру американские библиотекари / С. Уивер // Библиотечное дело. — 2007. — №4. — С. 15-17

С автором можно связаться: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Зинаида Петровна Гуръян, заведующая сектором организационно-методического отдела Омской Областной библиотеки для детей и юношества

Вера Ивановна Щинникова, ведущий библиотекарь организационно- методического отдела ООБДЮ