Боева Л. Приглашаем читать, фантазировать, играть / Л. Боева // Библиополе. – 2008. – № 1. – С. 21-23.

В повседневной практике библиотекарь постоянно решает множество задач, связанных с воспитанием юного читателя, развитием у него разных знаний, в том числе умение свободно и комфортно ориентироваться в мире информации. Вся деятельность библиотекаря по оказанию помощи ребенку в его саморазвитии — творчество.

Результаты этой работы не всегда видимы, измеримы. Однако есть в библиотеке и много такого, что можно увидеть, назвать творением не только интеллекта, но и рук человеческих. Это оригинальные книжные выставки, нетрадиционные библиографические пособия в форме предметных игрушек (из бумаги, глины, лоскутков и других материалов) или в форме книг-игрушек различной конструкции. К таким рукотворным творческим работам относятся и настольные библиографические игры. Сегодня каждый настроенный на творческую деятельность библиотекарь может придумать и оформить свою игру или даже комплекты игр. Материалы для их изготовления (картон, цветная бумага, фломастеры, клей и т. п.) доступны и продаются в магазинах.

А новые энциклопедии, каталоги, библиографические картотеки, указатели литературы и другие поисковые средства имеются в самих библиотеках. Остается лишь приступить к созданию первой игры. С чего начать и к чему стремиться? На эти и многие другие вопросы получили ответы участники Творческой мастерской сельского библиотекаря. Тема занятия — «Информационно- библиографическое обслуживание читателей-детей».

Как строится работа ЛОДБ по организации библио­течного обслуживания читате­лей? К нам приходят студенты, педагоги, родители, бабушки и дедушки. Основная же масса читателей — дети дошкольного и школьного возраста. В струк­туре библиотеки двенадцать отделов, в том числе пять отде­лов обслуживания — младший, старший, искусств, отдел об­служивания-родителей и педа­гогов, а также медиатека.

Какие же проекты мы реали­зуем сегодня для самых ма­леньких читателей?

Клуб «АБВГДейка» посеща­ют дети 3—5 лет. Занятия на­правлены на их безболезнен­ную подготовку к детскому са­ду и школе. В динамичной и познавательно-заниматель­ной форме ребятишки изучают математические знаки, буквы, получают основы речевого развития с помощью ритми­ческих считалок, артикуляци­онной гимнастики. Занятия сопровождаются подвижными играми, пальчиковой гимнас­тикой. Конечная цель клуба — развитие познавательных спо­собностей и творческого по­тенциала малышей.

«БУДИЛЬНИК» — програм­ма индивидуальных занятий с дошкольниками. Она основа­на на возрастной дифферен­циации: для детей от 1 до 3 лет, 4—5 лет и 6—7 лет. Библиоте­кари используют оригиналь­ные методики (чудо-яблоня в абонементе, вы ставка-театр и др.). Таким образом проис­ходит не только знакомство ребенка с многообразием дет­ской литературы, но и через общение с книгой раскрывает­ся его творческий потенциал.

«РОСТОЧЕК» — клуб гума­нитарного развития дошколь­ников. Здесь занятия сгруппи­рованы в несколько темати­ческих циклов: фольклор, нравственность, знакомство с творчеством лучших детских отечественных и зарубежных писателей. Главный принцип работы — дать право малышу на свой собственный путь к чтению.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРОЛЕВ­СТВО». В этом клубе при помо­щи музыкальных занятий дети дошкольного возраста получа­ют гармоничное духовное и ин­теллектуальное развитие; му­зыка, танец, игра, книга — вот типичный набор инструментов руководителя клуба, имеюще­го музыкальное образование.

«ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК» — пресс-студия для младших школьников. На занятиях рас­сказывается о многообразии детских журналов, о том, как они создаются, о жанрах публикую­щихся материалов и о многом другом, что составляет специ­фику этого вида печатных изда­ний. (Руководитель пресс-студии — профессиональный поэт, пишет стихи и для детей.)

Основа работы клуба «БЫЛИНА» — исторические те­мы. Чтобы малышам было ин­тересно постигать серьезные исторические знания, занятия строятся по занимательным и игровым методикам. Например, на занятии о богатырской дружине Владимира Красное Солнышко дети выступали в роли богатырей. Видеопутешествие по улицам Липецка знакомит с легендами о том, как Петр I открывал в области «железоделательные заводы» и курорт минеральных вод.

«МУЗЕЙ И ДЕТИ», «УЧИМСЯ У ЛЕОНАРДО» — программы отдела искусств. На занятиях о музеях дети 6—8 лет получа­ют ответы на вопросы «Что та­кое музей?», «Какой музей был самым первым?», «Что хранит­ся в музеях?» и, конечно, со­вершают удивительные заоч­ные путешествия по легендар­ным музеям мира с помощью видеофильмов.

Программа «Учимся у Лео­нардо» (на примере жизни и творчества великого худож­ника) способствует развитию у младших подростков интуи­ции, воображения, творческо­го мышления. Темы занятий завораживают: «Рожденный солнцем», «Вопрос мудрецу», «Расправляя крылья».

Богатый, содержательный опыт работы ЛОДБ с малень­кими детьми был изучен и ис­пользован преподавателями ЛГПУ при создании новых учебников.

Эстафету воспитания твор­ческого читателя подхваты­вают клубы и программы для подростков и старшеклассников.

Газета «БРИГАНТИНА» — со­вместный плод творчества библиотекарей и читателей. Морская тематика (выбранная самими читателями) не вступа­ет в антагонизм с главной зада­чей — воспитанием талантли­вого читателя. Об этом свиде­тельствуют рубрики газеты: «Маяк» — информация о новых поступлениях, «Из судового журнала» — творчество чита­телей, «Вести со всего све­та» — анонс библиотечных ме­роприятий. Неизменный успех имеет морская почта, в ее роли выступает обычная пластико­вая бутылка, которая никогда не бывает пустой: в ней пись­ма, вопросы, советы. Сейчас газета выходит в настенном варианте, но в будущем плани­руется печатный формат.

ТЕАТР КНИГИ «СИНЯЯ ПТИЦА» существует в библио­теке 15 лет. За это время по­ставлено более 50 спектаклей. Стать артистом может любой читатель вне зависимости от возраста. Здесь действует принцип «Все дети талантли­вы!». В театре книги не просто готовятся театрализованные представления, но и проводят­ся занятия по актерскому мас­терству, сценической речи, пластике и вокалу.

На занятиях «ЧИТАТЕЛЬ­СКОЙ АКАДЕМИИ» (для под­ростков) происходит знаком­ство с элементами книжной культуры, литературными жан­рами, структурой библиотеки. Некоторые занятия посвяща­ются конкретным художествен­ным произведениям или авто­рам, в частности к 200-летию X. К. Андерсена. На примере сюжетов сказок этого писателя обсуждались темы доброты, милосердия, справедливости, косности, чванства, невежест­ва. Этот литературно-нравственный урок с использованием знаменитых художественных подтекстов автора перекликал­ся, сопоставлялся с глубоким содержанием русских народных сказок, мифов и легенд.

КЛАССИКА ВЕЧНАЯ И СОВРЕМЕННАЯ. Эпиграфом к ав­торской программе стали вдохновенные поэтические строки Т. Щепкиной-Куперник:

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига, вечных истин

немеркнущий свет —

Это книга. Да здравствует книга!

«ДА ВЕДАЮТ ПОТОМКИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЗЕМЛИ РОД­НОЙ МИНУВШУЮ СУДЬБУ» — авторская программа по пат­риотическому воспитанию подростков и старшеклассни­ков. Каждый год она обновля­ется в соответствии с актуаль­ными событиями. Например, программа 2005 года посвя­щалась 60-летию Победы в Ве­ликой Отечественной войне, в 2007 году — государственной символике.

Тема краеведения как ас­пект работы по патриоти­ческому воспитанию отражена в нескольких программах.

«МОЙ КРАЙ И Я» — одна из них. В краеведческом секторе накоплен большой массив ин­формации: более 2 тыс. книг, альбомов, 30 тематических па­пок статей из периодики, 50 наименований методических материалов. Все это и позво­ляет выполнять запросы любой степени сложности, проводить интересные, познавательные мероприятия, разрабатывать настольные краеведческие иг­ры, кроссворды, плакаты, пе­чатную и электронную продук­цию информационного и мето­дического характера.

Особая гордость ЛОДБ — краеведческие методические пособия. Их оригинальность — в форме подачи материала. Например, книжка-игрушка для малышей «Это наш город, здесь мы живем», где в качест­ве экскурсовода выступает мы­шонок Смышленок, а в памятке «Занимательные прогулки по Липецку» главный действую­щий персонаж — ученый кот Федот. С 2006 года ЛОДБ при­ступила к изданию серии «Па­мятные места на карте Малой Родины» (иллюстрированные путешествия по Липецкой об­ласти). Первый выпуск был по­священ литературным местам, второй (2007 год) — истори­ческим. Сейчас в работе боль­шой материал «И это все о нас: памятные краеведческие кар­ты Липецкой области». Он со­стоит из 19 разделов, напри­мер: «Народные промыслы», «Наш край в годы Великой Оте­чественной войны», «Храмы».

«ТАЛАНТЫ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ» — так называется твор­ческая программа отдела ис­кусств. Периодически литера­турная гостиная библиотеки и конференц-зал превращают­ся то в художественный салон, то в концертный зал, где юные таланты блистают своими ярки­ми способностями. Эта про­грамма имеет и второй смысло­вой аспект. Как показывают на­ши исследования, одаренным детям непросто находить об­щий язык с обычными сверстни­ками, не всегда ровесники при­нимают индивидуальность та­лантливых детей. Подобные творческие встречи помогают процессам социализации ода­ренных детей.

Стремительное продвиже­ние электронной культуры в деятельности ЛОДБ повлек­ло ряд творческих инициатив. Появилась виртуальная спра­вочная служба на библиотеч­ном сайте. Теперь каждый чи­татель, имея доступ в Интер­нет, может, не выходя из дома, получить ответ на свой вопрос. (Сайт ЛОДБ победил во Все­российском конкурсе сайтов в номинации «Детские и юно­шеские библиотеки».) При медиатеке существует клуб «СМАЙЛИК», который учит де­тей 11—12 лет азам компьютерных технологий. За последние три года ЛОДБ собствен­ными силами создала четыре компакт-диска.

«Уроки Мальвины» — flash-анимационный цикл занятий по русскому языку; в интерактивной, увлекательной форме с элементами живого звука из­вестные персонажи детской сказки А. Толстого учат детей грамотной речи. «Уроки Мальвины» публиковались на стра­ницах журнала «Библиополе» (2006, №№ 1—5).

«Эхо войны» — к 60-летию Победы; особая ценность дис­ка в том, что помимо большого объема информации о войне в целом представлен раздел «Наш край в годы войны».

«Памятные места Липецко­го края» — содержит полнотек­стовую иллюстрированную ин­формацию краеведческого ха­рактера.

«Юному гражданину Рос­сии» — это мультимедийное издание посвящено государст­венной символике; диск пред­ставляет интерес и для руково­дителей детского чтения, и для детей всех возрастов. Чтобы серьезная информация была доступна для восприятия де­тей, были выбраны такие фор­мы подачи материала, как иг­ротека и мультфильм.

Помимо названных тематических программ и клубов для читателей проводится большое количество других массовых мероприятий, посвя­щенных актуальным событиям, знаменательным датам, в том числе традиционные всерос­сийские — Неделя детской книги, Неделя музыки, Неделя театра, Неделя знаний, Неделя правовых знаний, Бунинские чтения и многие другие. Еже­месячно для всех категорий чи­тателей в ЛОДБ проводится от 20 до 30 разных мероприятий.

«Мероприятие» — слово су­хое, но за ним стоят весьма большой труд библиотекарей, их фантазия и выдумка, творческая атмосфера и тепло сердец.

На стыке работы с разно­возрастными группами читате­лей (детьми и родителями) возникла новая творческая инициатива — служба «ДОВЕРИЕ»: консультационно-воспитательный центр индиви­дуальной поддержки по проб­лемам детского чтения. В центре работают почта «Доверие», скорая помощь по телефону и другие формы поддержки ро­дителей в деле воспитания ре­бенка. Эта «горячая линия» по­лезна в болевых точках семей­ного воспитания: капризы, непослушание, наказание, де­ти и деньги, детское воровство и т. д. Если информационной помощи недостаточно, то биб­лиотекари дадут телефоны и адреса специализированных центров.

Методическая деятель­ность — неотъемлемая часть ра­боты всего коллектива в силу областного статуса библиотеки. Формы оказания методической поддержки для всех категорий руководителей детского чтения используются как традицион­ные, так и инновационные.

Социологические исследо­вания — важная составляющая и в методической деятельнос­ти, и в работе с читателями. С помощью штатного специалиста-психолога определяют­ся ориентиры в текущей рабо­те, прогнозируются перспек­тивные задачи.

Опыт ЛОДБ — не только по­лезная информация, но и мо­тивация для создания творчес­ких, индивидуальных, ориги­нальных профессиональных идей.

Лидия БОЕВА, заместитель директора Липецкой областной детской библиотеки