Боева Л. Приглашаем читать, фантазировать, играть / Л. Боева // Библиополе. – 2008. – № 1. – С. 21-23.
В повседневной практике библиотекарь постоянно решает множество задач, связанных с воспитанием юного читателя, развитием у него разных знаний, в том числе умение свободно и комфортно ориентироваться в мире информации. Вся деятельность библиотекаря по оказанию помощи ребенку в его саморазвитии — творчество.
Результаты этой работы не всегда видимы, измеримы. Однако есть в библиотеке и много такого, что можно увидеть, назвать творением не только интеллекта, но и рук человеческих. Это оригинальные книжные выставки, нетрадиционные библиографические пособия в форме предметных игрушек (из бумаги, глины, лоскутков и других материалов) или в форме книг-игрушек различной конструкции. К таким рукотворным творческим работам относятся и настольные библиографические игры. Сегодня каждый настроенный на творческую деятельность библиотекарь может придумать и оформить свою игру или даже комплекты игр. Материалы для их изготовления (картон, цветная бумага, фломастеры, клей и т. п.) доступны и продаются в магазинах.
А новые энциклопедии, каталоги, библиографические картотеки, указатели литературы и другие поисковые средства имеются в самих библиотеках. Остается лишь приступить к созданию первой игры. С чего начать и к чему стремиться? На эти и многие другие вопросы получили ответы участники Творческой мастерской сельского библиотекаря. Тема занятия — «Информационно- библиографическое обслуживание читателей-детей».
Как строится работа ЛОДБ по организации библиотечного обслуживания читателей? К нам приходят студенты, педагоги, родители, бабушки и дедушки. Основная же масса читателей — дети дошкольного и школьного возраста. В структуре библиотеки двенадцать отделов, в том числе пять отделов обслуживания — младший, старший, искусств, отдел обслуживания-родителей и педагогов, а также медиатека.
Какие же проекты мы реализуем сегодня для самых маленьких читателей?
Клуб «АБВГДейка» посещают дети 3—5 лет. Занятия направлены на их безболезненную подготовку к детскому саду и школе. В динамичной и познавательно-занимательной форме ребятишки изучают математические знаки, буквы, получают основы речевого развития с помощью ритмических считалок, артикуляционной гимнастики. Занятия сопровождаются подвижными играми, пальчиковой гимнастикой. Конечная цель клуба — развитие познавательных способностей и творческого потенциала малышей.
«БУДИЛЬНИК» — программа индивидуальных занятий с дошкольниками. Она основана на возрастной дифференциации: для детей от 1 до 3 лет, 4—5 лет и 6—7 лет. Библиотекари используют оригинальные методики (чудо-яблоня в абонементе, вы ставка-театр и др.). Таким образом происходит не только знакомство ребенка с многообразием детской литературы, но и через общение с книгой раскрывается его творческий потенциал.
«РОСТОЧЕК» — клуб гуманитарного развития дошкольников. Здесь занятия сгруппированы в несколько тематических циклов: фольклор, нравственность, знакомство с творчеством лучших детских отечественных и зарубежных писателей. Главный принцип работы — дать право малышу на свой собственный путь к чтению.
«МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРОЛЕВСТВО». В этом клубе при помощи музыкальных занятий дети дошкольного возраста получают гармоничное духовное и интеллектуальное развитие; музыка, танец, игра, книга — вот типичный набор инструментов руководителя клуба, имеющего музыкальное образование.
«ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК» — пресс-студия для младших школьников. На занятиях рассказывается о многообразии детских журналов, о том, как они создаются, о жанрах публикующихся материалов и о многом другом, что составляет специфику этого вида печатных изданий. (Руководитель пресс-студии — профессиональный поэт, пишет стихи и для детей.)
Основа работы клуба «БЫЛИНА» — исторические темы. Чтобы малышам было интересно постигать серьезные исторические знания, занятия строятся по занимательным и игровым методикам. Например, на занятии о богатырской дружине Владимира Красное Солнышко дети выступали в роли богатырей. Видеопутешествие по улицам Липецка знакомит с легендами о том, как Петр I открывал в области «железоделательные заводы» и курорт минеральных вод.
«МУЗЕЙ И ДЕТИ», «УЧИМСЯ У ЛЕОНАРДО» — программы отдела искусств. На занятиях о музеях дети 6—8 лет получают ответы на вопросы «Что такое музей?», «Какой музей был самым первым?», «Что хранится в музеях?» и, конечно, совершают удивительные заочные путешествия по легендарным музеям мира с помощью видеофильмов.
Программа «Учимся у Леонардо» (на примере жизни и творчества великого художника) способствует развитию у младших подростков интуиции, воображения, творческого мышления. Темы занятий завораживают: «Рожденный солнцем», «Вопрос мудрецу», «Расправляя крылья».
Богатый, содержательный опыт работы ЛОДБ с маленькими детьми был изучен и использован преподавателями ЛГПУ при создании новых учебников.
Эстафету воспитания творческого читателя подхватывают клубы и программы для подростков и старшеклассников.
Газета «БРИГАНТИНА» — совместный плод творчества библиотекарей и читателей. Морская тематика (выбранная самими читателями) не вступает в антагонизм с главной задачей — воспитанием талантливого читателя. Об этом свидетельствуют рубрики газеты: «Маяк» — информация о новых поступлениях, «Из судового журнала» — творчество читателей, «Вести со всего света» — анонс библиотечных мероприятий. Неизменный успех имеет морская почта, в ее роли выступает обычная пластиковая бутылка, которая никогда не бывает пустой: в ней письма, вопросы, советы. Сейчас газета выходит в настенном варианте, но в будущем планируется печатный формат.
ТЕАТР КНИГИ «СИНЯЯ ПТИЦА» существует в библиотеке 15 лет. За это время поставлено более 50 спектаклей. Стать артистом может любой читатель вне зависимости от возраста. Здесь действует принцип «Все дети талантливы!». В театре книги не просто готовятся театрализованные представления, но и проводятся занятия по актерскому мастерству, сценической речи, пластике и вокалу.
На занятиях «ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ» (для подростков) происходит знакомство с элементами книжной культуры, литературными жанрами, структурой библиотеки. Некоторые занятия посвящаются конкретным художественным произведениям или авторам, в частности к 200-летию X. К. Андерсена. На примере сюжетов сказок этого писателя обсуждались темы доброты, милосердия, справедливости, косности, чванства, невежества. Этот литературно-нравственный урок с использованием знаменитых художественных подтекстов автора перекликался, сопоставлялся с глубоким содержанием русских народных сказок, мифов и легенд.
КЛАССИКА ВЕЧНАЯ И СОВРЕМЕННАЯ. Эпиграфом к авторской программе стали вдохновенные поэтические строки Т. Щепкиной-Куперник:
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига, вечных истин
немеркнущий свет —
Это книга. Да здравствует книга!
«ДА ВЕДАЮТ ПОТОМКИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЗЕМЛИ РОДНОЙ МИНУВШУЮ СУДЬБУ» — авторская программа по патриотическому воспитанию подростков и старшеклассников. Каждый год она обновляется в соответствии с актуальными событиями. Например, программа 2005 года посвящалась 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в 2007 году — государственной символике.
Тема краеведения как аспект работы по патриотическому воспитанию отражена в нескольких программах.
«МОЙ КРАЙ И Я» — одна из них. В краеведческом секторе накоплен большой массив информации: более 2 тыс. книг, альбомов, 30 тематических папок статей из периодики, 50 наименований методических материалов. Все это и позволяет выполнять запросы любой степени сложности, проводить интересные, познавательные мероприятия, разрабатывать настольные краеведческие игры, кроссворды, плакаты, печатную и электронную продукцию информационного и методического характера.
Особая гордость ЛОДБ — краеведческие методические пособия. Их оригинальность — в форме подачи материала. Например, книжка-игрушка для малышей «Это наш город, здесь мы живем», где в качестве экскурсовода выступает мышонок Смышленок, а в памятке «Занимательные прогулки по Липецку» главный действующий персонаж — ученый кот Федот. С 2006 года ЛОДБ приступила к изданию серии «Памятные места на карте Малой Родины» (иллюстрированные путешествия по Липецкой области). Первый выпуск был посвящен литературным местам, второй (2007 год) — историческим. Сейчас в работе большой материал «И это все о нас: памятные краеведческие карты Липецкой области». Он состоит из 19 разделов, например: «Народные промыслы», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Храмы».
«ТАЛАНТЫ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ» — так называется творческая программа отдела искусств. Периодически литературная гостиная библиотеки и конференц-зал превращаются то в художественный салон, то в концертный зал, где юные таланты блистают своими яркими способностями. Эта программа имеет и второй смысловой аспект. Как показывают наши исследования, одаренным детям непросто находить общий язык с обычными сверстниками, не всегда ровесники принимают индивидуальность талантливых детей. Подобные творческие встречи помогают процессам социализации одаренных детей.
Стремительное продвижение электронной культуры в деятельности ЛОДБ повлекло ряд творческих инициатив. Появилась виртуальная справочная служба на библиотечном сайте. Теперь каждый читатель, имея доступ в Интернет, может, не выходя из дома, получить ответ на свой вопрос. (Сайт ЛОДБ победил во Всероссийском конкурсе сайтов в номинации «Детские и юношеские библиотеки».) При медиатеке существует клуб «СМАЙЛИК», который учит детей 11—12 лет азам компьютерных технологий. За последние три года ЛОДБ собственными силами создала четыре компакт-диска.
«Уроки Мальвины» — flash-анимационный цикл занятий по русскому языку; в интерактивной, увлекательной форме с элементами живого звука известные персонажи детской сказки А. Толстого учат детей грамотной речи. «Уроки Мальвины» публиковались на страницах журнала «Библиополе» (2006, №№ 1—5).
«Эхо войны» — к 60-летию Победы; особая ценность диска в том, что помимо большого объема информации о войне в целом представлен раздел «Наш край в годы войны».
«Памятные места Липецкого края» — содержит полнотекстовую иллюстрированную информацию краеведческого характера.
«Юному гражданину России» — это мультимедийное издание посвящено государственной символике; диск представляет интерес и для руководителей детского чтения, и для детей всех возрастов. Чтобы серьезная информация была доступна для восприятия детей, были выбраны такие формы подачи материала, как игротека и мультфильм.
Помимо названных тематических программ и клубов для читателей проводится большое количество других массовых мероприятий, посвященных актуальным событиям, знаменательным датам, в том числе традиционные всероссийские — Неделя детской книги, Неделя музыки, Неделя театра, Неделя знаний, Неделя правовых знаний, Бунинские чтения и многие другие. Ежемесячно для всех категорий читателей в ЛОДБ проводится от 20 до 30 разных мероприятий.
«Мероприятие» — слово сухое, но за ним стоят весьма большой труд библиотекарей, их фантазия и выдумка, творческая атмосфера и тепло сердец.
На стыке работы с разновозрастными группами читателей (детьми и родителями) возникла новая творческая инициатива — служба «ДОВЕРИЕ»: консультационно-воспитательный центр индивидуальной поддержки по проблемам детского чтения. В центре работают почта «Доверие», скорая помощь по телефону и другие формы поддержки родителей в деле воспитания ребенка. Эта «горячая линия» полезна в болевых точках семейного воспитания: капризы, непослушание, наказание, дети и деньги, детское воровство и т. д. Если информационной помощи недостаточно, то библиотекари дадут телефоны и адреса специализированных центров.
Методическая деятельность — неотъемлемая часть работы всего коллектива в силу областного статуса библиотеки. Формы оказания методической поддержки для всех категорий руководителей детского чтения используются как традиционные, так и инновационные.
Социологические исследования — важная составляющая и в методической деятельности, и в работе с читателями. С помощью штатного специалиста-психолога определяются ориентиры в текущей работе, прогнозируются перспективные задачи.
Опыт ЛОДБ — не только полезная информация, но и мотивация для создания творческих, индивидуальных, оригинальных профессиональных идей.
Лидия БОЕВА, заместитель директора Липецкой областной детской библиотеки