Логинова Н. Читаем вместе: опыт детской библиотеки / Н. Логинова // Библиополе. – 2008. – № 1. – С. 43-44.

Книга во все времена была одним из лучших средств воспитания души, познания жизни. Существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали. Стоит ли сегодня ворошить почти угасшие угли старых семейных традиций? Уверены — именно сейчас и стоит.

В настоящее время из жиз­ни современной семьи уходит чтение для души, ро­дители ввиду различных при­чин сами порой не читают. А что говорить о детях таких родителей? Поэтому семей­ные чтения — это привлече­ние в первую очередь пап и мам, а потом уже и их детей к книге. Такое общение, сбли­жающее людей разных воз­растов, воспитывает порой больше, чем прямое назида­тельное слово.

Нельзя не признать, что книга — идеальный посред­ник для диалога ребенка и взрослого. И именно биб­лиотека может стать связую­щим звеном в душевном еди­нении ребенка и его семьи. В создавшихся условиях она берет на себя функцию орга­низатора семейного чтения.

Добринская центральная детская библиотека уделяет немалое внимание этой проб­леме. Наш фонд открывает «Золотая полка классики», на которой представлены луч­шие произведения русской, зарубежной классики, класси­ков детской литературы. Эти книги читали родители наших сегодняшних читателей. Бла­годаря этим произведениям папы и мамы могут передать свой читательский опыт сво­им детям.

Регулярно организуем книжные выставки. Напри­мер, недавно была оформле­на «Семейная книжная полка» с разделами: «Это читали ва­ши родители», где представ­лены произведения Р. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», А. Гайдара «Чук и Гек», В. Ка­верина «Два капитана» и мно­гие другие. В разделе «Что читаете вы» выставлены про­изведения Дж. Толкиена «Властелин колец», К. Булы­чева «Галактическая поли­ция», «Предсказатель про­шлого» и др.

Проводим работу с родите­лями, имеющими детей до­школьного возраста. Важно объяснить им, что этот воз­раст — первая ступень в лите­ратурном развитии будущего читателя. Именно в эти годы на­чинает развиваться любовь к чтению.

Поэтому мы организовали книжную выставку для роди­телей «От игры к знаниям», где широко представлена яр­кая, красочная, иллюстриро­ванная литература обучающе­го и развивающего характера. На этой выставке находятся книги Ю. Соколовой, И. Свет­ловой, Г. Юдина, О. Жуковой и др. Выставка имеет раздел «Обучаем, развиваем, играем сообща!». Здесь есть практи­ческие рекомендации для ро­дителей, воспитателей и пе­дагогов.

В целях привлечения к чте­нию родителей с детьми мы организовали комнату «Сказ­ка — аленький цветочек, жар-птица нашего детства» и иг­ротеку «Обучение через иг­ру». Родители приводят сюда детей поиграть, ребенок ви­дит книжку-игрушку, держит ее в руках, смотрит, читает.

Проводим мы и индивиду­альные беседы с родителями, рекомендуем поступившие книги, интересуемся, какими литературными жанрами увле­чен их ребенок, помогаем по­добрать произведение.

Для родителей выписыва­ем журналы «Няня» и «Игра и дети», выпускаем и свою продукцию — буклеты: «Па­мятка родителям будущих первоклашек». У нас работает несколько клубов по интере­сам, куда родители приводят своих детей.

Представляю вам развива­ющую и обучающую програм­му индивидуальных занятий для детей дошкольного и младшего школьного воз­раста «Белочка».

Цель программы: помочь детям путем нехитрых упраж­нений, которые так просто превратить в затейливую иг­ру, развить у ребенка наблю­дательность и внимание, творческие способности. Ее задачи:

формирование у детей устойчивого интереса к чте­нию;

развитие всех психичес­ких процессов;

расширение представ­лений об окружающем мире и явлениях действительности.

Девиз программы: «Читаем и играем вместе».

Обращение: «Уважаемые родители! Хотите, чтобы все способности, которые от при­роды заложены в вашем ре­бенке, были полностью рас­крыты? Хотите, чтобы ваш ре­бенок не испытывал стресса в первом классе? Тогда при­глашаем вас к нам в Игротеку».

Научиться читать трудно. Стать творческим, активным, деятельным человеком — то­же нелегко. Но маленького ребенка можно и НЕ УЧИТЬ, достаточно просто ИГРАТЬ с ним. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фанта­зии, творчества».

У нас работает творческая мастерская «Детское твор­чество и мастерство». Ее цели и задачи:

воспитывать чувство любви к книге, к чтению;

показывать красоту и бо­гатство литературного языка;

приобщать юных читате­лей к миру лучших сказок;

знакомить с замечатель­ными сказочниками;

показать, что прекрас­ное можно творить собствен­ными руками;

развивать фантазию де­тей;

расширять кругозор.

Девиз: «Самый лучший по­дарок тот, который сделан своими руками. Самые луч­шие игрушки те, которые сде­ланы своими руками».

Детские поделки и рисунки помещаем на выставки «При­глашаем всех читать, фанта­зировать, играть», «Рисуют дети», «Времена года».

Мы помогаем детям и их родителям найти путь в боль­шую литературу, и имена русских писателей для них никогда не будут чужими. Се­мейные чтения навсегда останутся в жизни ребяти­шек как лучшие воспомина­ния детства.

Наталья ЛОГИНОВА, заведующая детским отделом Добринской центральной межпоселенческой библиотеки-музея Липецкой области