Борисова Н. В защиту права детей на библиотечное обслуживание / Н. Борисова // Школьная библиотека. – № 1. – С. 55-58.

Не может оставить равнодушной статья И.Н. Тимофеевой «В защиту детских библиотек» (ШБ, 2005, №8, с.22). Понятна тревога и боль автора статьи о фактически происходящем в Рос­сии демонтаже сети детских библиотек.

Наш отдел библиотечно-библиографического обеспечения образовательной деятельности ККИДППО осуществляет координацию деятель­ности библиотек общеобразовательных учреж­дений Краснодар ого края, оказание методиче­ской помощи и повышение квалификации библи­отечных работников системы образования.

Но тревожность от ситуации, в которой ока­зались детские библиотеки, есть и у нас. Не­смотря на ведомственную разобщенность, главное, что нас объединяет — это наши читатели — дети.

Несомненно, детские и юношеские библио­теки имеют бесценный опыт организации дет­ского чтения, основанный на лучших традици­ях мировой педагогики и культуры.

Эта система формировалась и оттачива­лась годами, накапливала опыт и мастерство. И в наше время коммерциализации всего и вся мы должны отчетливо понимать, что когда с высоких трибун говорим об обществе равных возможностей, на практике дело обстоит сов­сем иначе. Общественность бьет тревогу по поводу падения общего уровня культуры, справедливо связывая это, в том числе, и с падением уровня читательской культуры и престижа чтения. Но немалую роль играет еще и то, что многие издания стали недоступ­ны читателям, и особенно детская литература, в связи со снижением уровня жизни родите­лей. В какой то мере детские и школьные биб­лиотеки являются выходом из ситуации, как почти единственные бесплатные учреждения организации досуга детей! Давайте отнимем у детей, родители которых оказались за чертой бедности, еще и эту возможность приобщения к духовным ценностям и будем дальше взды­хать и рассуждать о бездуховности, агрессии и непатриотичности подрастающего поколе­ния!

Детские библиотеки, равно как и школь­ные, нуждаются в государственной под­держке. Переложив бремя их финансирова­ния на муниципальные бюджеты, федеральный центр должен понимать, что в ряду прочих за­бот обеспечения социально-экономической инфраструктуры региона детские библиотеки находятся в наиболее беззащитном, уязвимом состоянии. Местные руководители в первую очередь пытаются обеспечить жизненно важ­ные направления экономики, социальной сфе­ры, финансируя образование и культуру по ос­таточному принципу. Хотелось бы надеяться на дальновидность местных властей, понимаю­щих, что делая вложения в образование и куль­туру, они вкладывают их в интеллект будущего поколения, которое придет нам на смену. Пси­хология «временщиков» должна уступить мес­то ответственности перед будущим страны — важно не только, что мы оставим нашим детям, но ведь не менее важно — и каким детям? Об­разованным, интеллектуальным, патриотам своего Отечества, неравнодушным людям!

Несомненно, своевременно принятие но­вой государственной программы «Патриоти­ческое воспитание граждан Российской Феде­рации на 2006 — 2010 годы». Патриотическая идеология стала вновь государственной идео­логией.

Это особенно важно для нашего Крас­нодарского края — многонациональной территории. Важности этой проблемы придается огромное значение Краевой администрацией во главе с губернатором А.Ткачевым, Департаментом образова­ния и науки края, Департаментом культу­ры.

Преподавание в общеобразовательных уч­реждениях курса «Кубановедение», издание большого количества прекрасных краеведчес­ких изданий, литературы патриотического со­держания, в то же время провозглашающих идеи толерантности, воспитывающих уваже­ние к людям всех национальностей, продол­жающих традиции организации школьных и краеведческих музеев, — всё это, несомнен­но, способствует воспитанию любви к своему краю и стране у подрастающего поколения.

Не остались в стороне и сотрудники школьных библиотек. Практически в каж­дой из них ведутся краеведческие катало­ги и картотеки, организованы книжные вы­ставки, проводится целый ряд библиотеч­ных мероприятий для детей, воспитывающих любовь к своей родине.

В ходе проведения регионального этапа международного фестиваля «БиблиОбраз-2005», который проходил весной этого года в г. Краснодаре, в большинстве творческих ра­бот, представленных библиотекарями (побе­дителями муниципального тура) было большое разнообразие форм и методов работы школь­ной библиотеки по патриотическому воспита­нию школьников через книгу, лучшие образцы детской литературы. Мы вновь убедились, что эта тема востребована. Для ребят важно знать, что они живут в стране с очень бога­тыми историческими и культурными тра­дициями. Им хочется гордиться своей страной, своим краем, городом, селом, своими отцами и дедами.

В школьных библиотеках нашего края на­коплен огромный опыт по патриотическому воспитанию школьников. Широко практикует­ся применение активных методов библиотеч­ной работы, предполагающих диалоговые ме­тоды, основанные на педагогике сотрудниче­ства, выстраивании партнерских отношений с читателями (выставка-диалог, литературные конкурсы, викторины, бенефис писателя, бе­нефис читателя, «забор-газета», дискуссион­ные клубы, краеведческие кружки и т.д.) Мы готовы поделиться накопленным опытом в по­следующих публикациях.

Вернемся к детским библиотекам. Казалось бы, школьные библиотеки только выиграют, если (не секрет) более богатые библиотечные фонды детских библиотек пополнят скудные в комплектовании детской художественной и справочной литературой школьные библио­течные фонды. Да и кадровый состав сущест­венно усилится, если сотрудники детских биб­лиотек пополнят ряды школьных библиотека­рей. Но вот вопрос, выиграют ли от этого слияния наши читатели?

Согласно «Положению о библиотеке обще­образовательного учреждения» ее основные функции — образовательная, воспитательная и культурная. Одна из основных задач — со­действие учебно-воспитательному процессу. Другое дело, что на практике библиотека ОУ является по сути своей универсаль­ной, а школьный библиотекарь и обучает, и воспитывает, и информирует, и органи­зует систематическое чтение детей. В боль­шинстве школ существует система совмест­ной организации чтения детей библиотека­рем, родителями, педагогами.

Но давайте посмотрим на должностные обязанности заведующей библиотекой и биб­лиотекаря ОУ (Библиотека и закон. — 2000. — Вып.9. — С.189-195). Объем работы на­столько велик, что трудно представить, как может один сотрудник его выполнять. Приходится учитывать то обстоятельство, что многие школьные библиотекари «скатились» на 0,5 ставки в связи с уменьшением классов-комплектов при той же интенсивности труда. Бесспорно, это здорово, что школьные библи­отеки располагают теперь компьютерным обо­рудованием, но работа с новыми информаци­онными технологиями тоже требует дополни­тельных временных затрат.

А школьников не интересуют наши взрослые проблемы! Для них библиотека — теплый, гостеприимный дом, куда они прихо­дят за разнообразной информацией, за заду­шевной беседой, за умной и доброй книжкой. Наш читатель только выиграет, если в под­готовке и проведении мероприятий по ор­ганизации систематического чтения, со­ставлении библиографических пособий, путешествии в увлекательный мир книг ему поможет плодотворное сотрудничест­во школьной и детской библиотеки. И таких примеров множество — там, где сеть публич­ных и школьных библиотек не перетягивают одеяло каждый на себя, а работают в творчес­ком содружестве, можно говорить о более ка­чественном обслуживании детей. Ведь не сек­рет, что школьным библиотекам всегда не хва­тало полноценного художественного и научно-популярного фонда. Основное ядро школьной библиотеки — литература в помощь учебному процессу, в том числе и программ­ная художественная. Детские библиотеки рас­полагают более разнообразным фондом лите­ратуры, но все же читателей в школьной биб­лиотеке несравнимо больше в силу того, что она находится в структуре общеобразователь­ного учреждения и дети могут забежать сюда в каждую свободную минутку.

Библиотечный фонд библиотеки ОУ имеет свою специфику, так как подразделяется на учебный и основной. Работа с фондом учебной литературы тоже требует пристального внима­ния: комплектование, прием, учет, выдача, ра­бота по сохранности, списание и т.д.

Тем не менее, повторюсь, школьные библи­отекари одним из приоритетных направлений считают организацию систематического чте­ния детей, не забывая об определенной исследовательской работе, аналитике — через анкетирование, тестирование, анализ читательских формуляров. Зачастую организацией системы детского чтения школьные библиоте­кари занимаются совместно с сотрудниками публичных библиотек.

Хорошие партнерские взаимоотношения сложились у краснодарских школьных библиотек с городской детской библиотекой, Краевой детской библиотекой им. Братьев Игнато­вых (гимн. № 54, СОШ № 71, СОШ № 35, СОШ № 5, и т.д.), с районными детскими библиоте­ками — в Калининском районе (СОШ № 9), в Туапсинском р-не (СОШ № 7), п. Новомихайловском (СОШ № 10) и т.д.

Примером плодотворного сотрудничества библиотек двух ведомств стал конкурс среди библиотек на лучшее мероприятие по распро­странению идей толерантности среди детей, организованный Белореченской городской общественной организацией «Мир детства». Прошло 11 мероприятий при участии 13 биб­лиотекарей как публичных, так и школьных библиотек, которые не только отзываются на интересы читателей, но и формируют их граж­данскую позицию. Целями и задачами конкур­са являлось: содействие распространению идей толерантности среди детей — читателей библиотек Белореченского района; создание условий для вовлечения детей в деятельность по профилактике и предотвращению межна­циональных конфликтов, этнической дискри­минации, нетерпимости.

Интересный опыт представили ейчане (г. Ейск). Их конкурсная творческая работа так и называется: «Творческая интеграция школь­ной и городской библиотек по повышению ро­ли книги в формировании личности юного чи­тателя» (Из опыта работы СОШ №3 и библио­теки — филиала №2 г. Ейска). Эти две библиотеки с 80-х годов работают в тесном сотрудничестве, в том числе и по совместной комплексной программе по гражданско-патриотическому воспитанию. В 2003 году они разработали совместную программу «Библиотека. Книга. Чтение» и активно привле­кают к ее реализации педагогов и родите­лей, поощряя «читающие семьи».

Хочется отметить, что в последние годы партнерство муниципальных и школьных биб­лиотек, как в городах, так и в небольших мест­ностях становится основой для выстраивания целостной системы библиотечного обслужи­вания, создаются тандемы этих библиотек. В том же Ейском районе так работают библиотека-филиал № 6 г. Ейска и библиотека специнтерната № 1, библиотека-филиал № 3 п. Широчанка и библиотека СОШ № 15 и т.д.

От этого сотрудничества выигрывают все и, в первую очередь, наши читатели. Сократив вполовину количество детских библиотек, мы вполовину ухудшим качест­во обслуживания детского читателя. Школьная библиотека останется единст­венным организатором детского чтения, что при нынешней загруженности библио­текаря школы очень трудно делать качест­венно. Неслучайно в профессиональной прессе поднимается вопрос о введении в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставки организатора детского чтения. Предполагается, что это будет коор­динатор деятельности всех участников обра­зовательного процесса, так или иначе связан­ных с вопросами чтения школьников.

Бесспорна роль детских библиотек в орга­низации досугового чтения детей, это центры просветительской деятельности. На мой взгляд, именно тандем сети детских библио­тек с более многочисленной сетью школьных библиотек и содействует воспитанию всесто­ронней гармоничной личности будущего граж­данина нашего Отечества — образованного, культурного, высоконравственного человека. Хотелось бы, чтобы вектор развития биб­лиотечной системы предполагал способ­ность быстрой адаптации к меняющемуся информационно-образовательному про­странству и нацеленность на творчество (убирая излишний консерватизм) всех равноправных партнеров — сеть публич­ных, детских библиотек, учебных, в том числе и библиотек общеобразовательных учреждений. Очевидно, что ослабление хотя бы одного из звеньев этой системы ослабляет всю цепочку по воспитанию Чи­тателя — ребенка, подростка, юноши, взрослого.

Н.В. БОРИСОВА, начальник отдела библиотечно-библиографического обеспечения образовательной деятельности Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования