Филатова В. Трудная работа воспитать человека. Возрождение семейного чтения / В. Филатова // Библиополе. – 2008. – № 8. – С. 31-34.

«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».

Цицерон

В семье прививается уважение к слову, к чтению, воспитываются навыки культурного человека, все, что составляет содержание личности, пробуждается и развивается или, увы, уничтожается. Связан этот процесс с книгой. Не секрет, что в наше время без чтения высокой литературы, классики может обходиться все большее количество семей.

В России с давних пор семья пи­тала возвышенно-уважительное отношение к чтению, искрен­нее доверие к слову, к его силе, веру в его эстетическую, нрав­ственную ценность. В XIX — начале XX в. у нас существовала развитая культура семейного чтения. С по­явлением телевидения чтение вслух родителями детям, сущест­вовавшее еще в 1950-х гг. во мно­гих домах, почти окончательно ис­чезло. А между тем такое совмест­ное общение должно стать своеобразным ритуалом, при ко­тором взрослых и детей объеди­нят духовная радость, устремлен­ность к красоте и гармонии. Чте­ние вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

На современном этапе именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками книги. Что есть в чте­нии вслух того, что не дает телеви­зор? В первую очередь возмож­ность творчества и выбора. Вы са­ми выбираете для этого книгу. Да, программу для просмотра тоже, но сравните: мировая художест­венная литература и программа передач на сегодня — возможнос­ти для выбора несопоставимы.

Почему именно сейчас, почти полвека спустя, возникла и укре­пилась идея о необходимости воз­рождения семейного чтения? По­тому что именно родители ближе всего соприкасаются с пробиваю­щимся вверх росточком души ма­ленького человека. Семья являет­ся источником эмоционального тепла, безопасности для ребенка.

Что читают родители детям и читают ли вообще? Умеют ли ны­нешние ребятишки вдумчиво чи­тать и анализировать прочитан­ное? Умеют ли сопереживать ге­роям книг? Правильно ли и по какому принципу выбирают они героев для подражания? Какова роль библиотеки в организации семейного чтения? К сожалению, трудно ответить на эти вопросы. Рассмотрению этих и других не­маловажных вопросов было пос­вящено одно из занятий Творчес­кой мастерской сельского библио­текаря «Библиотека — центр семейного чтения».

Несмотря на бурное развитие технологий, благодаря которым получить информацию можно буквально не выходя из дома, по­сещаемость библиотек все же растет — тысячи и тысячи чита­телей пользуются их услугами.

Библиотека третьего тысяче­летия — это не просто книгохра­нилище, обширный фонд, чи­тальный зал, она — информаци­онный многофункциональный центр с масштабными возмож­ностями. Сегодня в ее структуре появились специализированные отделы, создание которых подс­казала сама жизнь.

Так, в нашей библиотеке были созданы отдел информационных технологий, рекламно-издательс­кий. Постоянная же востребованность методической, обучающей, развивающей литературы пре­допределила создание отдела обслуживания родителей и педа­гогов. Несколько стеллажей книг, несколько десятков названий пе­риодических изданий, небольшой круг пользователей. С этого он и начинался. Отдел рос, увеличива­лись его возможности, укрепля­лись связи, расширялась его гео­графия, приобретался опыт, вот только территории своей пока не было — квартировались в млад­шем отделе.

Приятные перемены принес 2004 год. Наша библиотека полу­чила новое помещение — в цент­ре города, красивое и уютное. А у отдела появились свое простран­ство, свои стеллажи, свое дыха­ние, пульс и ритм. Отдел зажил полноценной жизнью, ощущая свою полезность людям. Для творческой работы у нас есть все: отличный книжный фонд развивающей, учебно-методи­ческой и досуговой литературы. Сейчас он составляет 5500 экземп­ляров. Более 100 названий пери­одических изданий профессио­нальных и популярных. СБА — традиционный и электронный. Отдел компьютеризирован, есть принтер, выход в Интернет, две правовые поисковые системы — «КонсультантПлюс» и «Гарант» — и, конечно, творческий коллектив единомышленников.

Его читательская аудитория — взрослая. Это преподаватели, воспитатели, школьные и до­школьные психологи, руководите­ли кружков, школьные библиотека­ри, а также студенты и родители.

Работа в отделе развивается в трех направлениях:

  • с родителями;
  • с педагогами и студен­тами;
  • справочно-библиографическое обслуживание чи­тателей.

Зная «болевые» точки читате­лей, я назвала бы наш отдел служ­бой скорой информационной по­мощи. Отсюда и его задачи:

  • оперативно и полно удов­летворять запросы пользова­телей, обеспечивая доступ к информации и документам;
  • содействовать образо­вательно-воспитательному процессу, повышению уровня квалификации компетентнос­ти пользователя;
  • повышать информацион­ную культуру читателей;
  • осуществлять рекламно-информационную и методи­ческую деятельность.

Работа с родителями наиболее объемная, эмоциональная и инте­ресная. Это самая большая группа взрослой аудитории, нуждающая­ся в систематической квалифици­рованной помощи специалистов. Степень ее подготовленности мо­жет быть разной, следовательно, в число задач, которые решает от­дел, входит не только оказание профессиональной помощи роди­телям, но и их просвещение в об­ласти теории и методики воспита­ния, возрастной психологии, пси­хологии общения, педагогики взаимопонимания.

В библиотеку идут неравно­душные родители, желающие развить умственные и творческие способности своих детей, научить их читать, познакомить их с луч­шими образцами художественной и развивающей литературы. Предлагая родителям те или иные пособия, книги и журналы, памят­ки по воспитанию и образованию ребенка, мы невольно становимся участниками этого процесса, нам доверяют, от нас ждут помощи, совета, и пусть выбор остается за родителями — наша задача пред­ложить мамам и папам лучшее из книжного собрания.

Выбор у нас немалый. Фонд отдела постоянно обновляется, пополняется литературой обуча­ющего и развивающего характе­ра. Эти пособия отвечают требо­ваниям различных дошкольных и школьных программ: они яркие, красочные, хорошо иллюстриро­ванные. Подбирая их, мы при­слушиваемся к мнению учителей, психологов, самих родителей.

Анатоль Франс писал: «Чтобы переваривать знания, надо их поглощать с аппетитом». Для улучшения книжного аппетита наших читателей мы регулярно проводим выставки. Полезная, умная книга притягивает их, как магнит. Чтобы вы увидели тема­тический диапазон таких выста­вок, назову некоторые из них:

  • «Ох уж эти первоклаш­ки!» (о подготовке к школе, о психологии первоклассника);
  • «Страна пальчиковых игр» (пальчиковый тренинг, умственное развитие);
  • «Уроки Красной Шапоч­ки» (детская безопасность);
  • «Здоров будешь — все добудешь» (о физическом развитии);
  • «Я б в отличники пошел!» (учебная и развивающая ли­тература).

Кто вводит ребенка в мир ли­тературы? Семья, школа и, ко­нечно, библиотека. Что измени­лось, если любовь детей к чте­нию стала падать? Изменилось многое, прежде всего роль книги в жизни ребенка. Дети живут в мире информационных техноло­гий. «Мы переходим к другой ци­вилизации, с разнообразными источниками информации, книга только один из них, хотя и очень важный», — пишет психолог Вик­тория Юркевич.

Если ребенок «бродит» в Ин­тернете — это не значит, что он не читает. «Жить сегодня инте­ресней, чем читать», — уверяют одаренные дети. С этим трудно не согласиться. Но компьютер — это источник информации, а в книге — жизнь. «Книги — окна, сквозь которые выглядывает ду­ша». Это высказывание принад­лежит Бичер-Стоу. Именно книга дает возможность домыслить, дофантазировать, развивает креативность, умение самостоя­тельно думать, анализировать информацию.

Очень важно вовремя научить ребенка любить чтение, увлечь им. И здесь огромную роль игра­ет семья. Если в ней царят лю­бовь и уважение к книге, то мож­но надеяться, что в ребенке проснется интерес к литературе.

Родительский интерес к проб­леме детского чтения велик, по­иск ответов на их вопросы и зап­росы привел нас к созданию пап­ки «Азбука, я тебя знаю!». Туда вошли советы, рекомендации, пожелания по детскому чтению из периодических изданий, методи­ческие материалы сотрудников нашей библиотеки по пропаганде детского и семейного чтения.

Не забываем мы и о книжных выставках по темам:

  • «Как хорошо уметь чи­тать!»;
  • «У книжки нет каникул»;
  • «За книжную страницу шагну, как за порог».

Стараемся подобрать и реко­мендовать родителям литературу, повышающую их педагогическую культуру, нацеливающую их на гу­манные методы взаимодействия с детьми, ведь вопросы воспитания по важности стоят рядом с обра­зованием и здоровьем.

Как известно, воспитание «...сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, бо­гатых украшает...». Это сказано очень давно, но тысячи поколений убедились в этом, решая задачи воспитания. И сегодня родители идут в библиотеку, надеясь найти ответы на свои многочисленные вопросы:

  • На каком языке разгова­ривать с ребенком? Психоло­ги говорят, их пять!
  • Можно ли утонуть в море родительской любви? Можно, такие случаи нередки.
  • Дети и деньги. Давать или не давать, зачем и сколько?
  • Про капусту, аиста, или Откуда я взялся?

Кризис трех лет, конфликты, бить или любить... Поиски отве­тов на эти родительские вопросы подсказали нам создать еще од­ну папку: «Трудная работа воспи­тать кого-то». Сюда вошли рабо­ты психологов, педагогов, роди­телей, одержавших победу или потерпевших поражение на поле педагогической брани.

Все рекомендации, пожела­ния, советы, каноны, заповеди для родителей мы отслеживаем из новых периодических изданий для родителей, таких, как:

  • «Счастливые родители»;
  • «Мой кроха и я»;
  • «Наш малыш»;
  • «Няня»;
  • «Дошкольная педагогика».

Хорошую помощь нам оказы­вают все те же выставки:

  • «Нестандартный ребе­нок»;
  • «Как воспитать вундер­кинда»;
  • «Кодекс правильной ма­мы»;
  • «К детскому саду готов!».

Рекламируем мы и популяр­ную психологию, книги по семей­ной педагогике и здоровому об­разу жизни. Востребованными оказались наши методические материалы: рекомендательный список литературы для родите­лей «Его Величество Ребенок» Е. В. Яцковой — библиотекаря отдела обслуживания родителей и педагогов; памятка «Страна пальчиковых игр» Е. В. Бураковой — библиотекаря отдела; бук­лет для родителей, педагогов, студентов «Зачем взрослым по­сещать детскую библиотеку» — совместный труд Т. С. Яцковой — главного библиографа информа­ционно-библиографического от­дела и Л. П. Кольцовой — заведу­ющей отделом обслуживания ро­дителей и педагогов.

Наше искреннее, доброжела­тельное отношение к родителям, умение выслушать их позволили мамам обращаться к нам с самы­ми наболевшими вопросами: «Если ребенок берет чужое, врет, убегает из дома, прогуливает школу, курит, не слушается...»

В последнее время все чаще звучит слово «депрессия». По­этому у нас появился консульта­тивно-воспитательный центр ин­дивидуальной поддержки по проблемам детского чтения «До­верие» в младшем отделе, а в от­деле обслуживания родителей и педагогов действует «горячая ли­ния» — мы помогаем этим чита­телям справиться с психологи­ческими проблемами их детей; подбираем специальную литера­туру; если есть необходимость, помогаем встретиться с практи­кующими психологами, психоте­рапевтами.

В помощь родителям работают и наши клубы. К примеру, «Школа занимательных наук» (руководи­тель — Е. В. Буракова) собирает ребят один раз в месяц на веселые занятия, где в игровой форме они готовятся к школе, развивают мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики, овладе­вают техникой оригами — она, в свою очередь, развивает вообра­жение, усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Клуб «Музыкальное королев­ство» (руководитель — Л. П. Коль­цова) собирает и объединяет де­тей-дошкольников и их родите­лей. Занятия проходят каждое воскресенье. Младшая группа за­нимается вместе с мамами: поют, играют, танцуют. Каждая мама ви­дит сильные и слабые стороны своего ребенка, он перед ней, как на ладони, а значит, есть о чем по­думать...

Старшая группа занимается самостоятельно: дети учатся дружить, по-хорошему соперничать, приобретают уверенность в себе, а параллельно развивают свои музыкальные способности, память, чувство ритма.

Пока дети занимаются, их ро­дители могут пообщаться, спо­койно выбрать литературу в лю­бом отделе библиотеки. Раз в квартал в «Музыкальном королев­стве» проводится День семейно­го общения. Эти праздники полу­чаются радостными и яркими.

С нетерпением ждут родите­ли открытия клуба «Чтение по ку­бикам Зайцева». Е. В. Яцкова оз­накомилась с публикациями об этой системе, побеседовала с родителями, подобрала литера­туру, провела анкетирование, и как результат — 30 родителей хотели бы заниматься по систе­ме раннего обучения чтению.

Имея уже опыт общения с ро­дителями, зная их стремления, пожелания, Е. В. Яцкова состави­ла для них индивидуальную прог­рамму «Семья + Я». Цель ее — помочь воспитать успешного и здорового ребенка.

Россия сейчас переживает не лучшие времена. И кризис семьи налицо: растет отчужденность, количество неполных семей пре­обладает, мама в доме — «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Беспри­зорных детей в России больше, чем после Гражданской войны. Растет число сирот. И, конечно, такие ребята нуждаются в помощи и внимании вдвойне. Поэтому на­ша библиотека приняла участие в благотворительной акции «От сердца к сердцу». Отдел также не остался в стороне. Мы участвова­ли в этой акции и в детском празднике.

Отдел обслуживания родите­лей и педагогов сотрудничает с детскими домами, специализи­рованными и коррекционными школами. Ребят приветливо встречают другие отделы, а но­вый отдел оказывает информа­ционную помощь учителям.

Что происходит сегодня с об­щеобразовательной школой? И что ожидает детей в ближайшем будущем? Школьная система да­ла глубокую трещину. Общедос­тупного народного образования больше нет. Впервые за 200 лет образовательная система страны распалась. Прежняя, то есть со­ветская, дала России много выда­ющихся людей. Средний россия­нин был грамотным, имел непло­хой кругозор, много читал, образование было доступно всем. Это было прежде.

Сегодня единого мнения, ка­кой должна быть школа, нет. Од­ни ратуют за обучение без школ, то есть за систему домашнего обучения, другие — за создание новых школ — по форме и по су­ти. А пока идут эти затяжные пе­дагогические сражения, учитель учит из последних сил по своему разумению.

Школа сегодня, кроме обуче­ния, выполняет еще один важный государственный заказ: присмотр за детьми. И не просто присмотр, учитель — это и нянька, и духов­ник, и воспитатель. Нигде в мире учителя-предметники не вклады­вают огромных сил и внимания во внеклассную работу с детьми. И только в России педагоги понима­ют всю важность этого дела.

Отдел обслуживания родите­лей и педагогов и библиотека в це­лом всегда готовы в любую минуту оказать информационную помощь педагогам. Так, ежеквартально выходит список литературы, пос­тупившей в библиотеку, «Всем, кто учит и учится». Адресован он пре­подавателям, студентам, учащим­ся, будет полезен и родителям, ко­торые интересуются учебой своих детей. С этого года список можно увидеть на сайте ЛОДБ.

С помощью специально разра­ботанной анкеты мы пригласили все школы города к сотрудничест­ву с библиотекой. Ежегодно отдел принимает участие в работе Ав­густовской конференции учите­лей. Мы проводим обзор актуаль­ной педагогической литературы, новой периодики.

Работа с педагогами школ го­рода строится в основном на вы­полнении запросов и справок. Те­мы запросов самые разные, порой очень сложные, на их выполнение уходит достаточно много времени, задействуются все поисковые системы, привлекаются другие от­делы библиотеки.

За год отдел выполнил более 1000 справок. Постоянно изучая спрос на учебную литературу, комплектуем фонд — в основном это различные методические по­собия, новые педагогические тех­нологии, инновации в вопросах воспитания и образования. Хоро­шую помощь отдел оказывает классным руководителям, завучам по воспитательной работе, психо­логам. Для педагогов дошкольно­го и школьного образования сос­тавлен рекламный листок-приглашение в библиотеку, в котором перечень профессиональных пе­риодических изданий, их в отделе насчитывается более 80 названий.

Для проведения досуга в шко­ле и в детском саду составляем списки сценариев праздников и развлечений и постоянно их об­новляем. Очень удобная форма, пользуется успехом у учителей.

Раз в квартал приглашаем пе­дагогов на «Воскресный педсо­вет», организуем для них презен­тации новой учебно-методической литературы. Вот некоторые темы:

  • «От знаний к опыту. От опыта к мастерству»;
  • «Путь к компетентности»;
  • «Спасибо, что конца уро­кам нет!».

Увидев такое количество про­фессиональной литературы, пе­дагоги искренне радуются воз­можности пополнить свой мето­дический портфель.

Еще одна категория наших чи­тателей — студенты высших и средних специальных учебных за­ведений. Для них создан богатый фонд учебной литературы, и комплектуется он с учетом их зап­росов. Самостоятельно эта кате­гория пользователей работать не умеет. Каждого студента учим об­ращаться с каталогом и картоте­кой, проводим беседы по культуре чтения. Для студентов подготови­ли листок-обращение с рекламой отдела обслуживания родителей и педагогов, распространяем его в ЛГПУ, ЛГТУ и в других высших и средних специальных учебных за­ведениях нашего города.

Выезжаем мы и в оздорови­тельные лагеря — с рекламой биб­лиотеки и отдела. Оказываем хо­рошую методическую помощь во­жатым города. Для них выпустили рекомендательный список «Вожатские страдания». На страницах журналов и книг, предложенных в этом библиографическом посо­бии, помещены полезные советы и напутствия организаторам детских оздоровительных лагерей, акту­альные министерские инструкции и образцы локальных актов, инте­ресные проекты и программы ор­ганизации летнего отдыха детей.

Подготовили методическое по­собие по организации досуга школьников — «Банк веселых за­тей». Очень важным звеном в ра­боте отдела можно назвать четкую, грамотную, профессиональную работу библиографа Е. В. Бураковой. Елена Валентиновна знает, чем живут сегодня современные школы, какие программы имеют приоритет, какие школьные и до­школьные проблемы волнуют се­годня и учителей, и родителей. Эта компетентность дает возможность оперативно и полно ответить на любые их вопросы.

Занимаясь со взрослой ауди­торией, мы работаем и на детей, на будущее нашей страны. Союз «Взрослый — ребенок» рождается в детской библиотеке благодаря созданию атмосферы творчества на границе двух миров и состоит в нахождении золотой середины между уважением права ребенка на сохранение своей индивиду­альности, на свободу выражать свое мнение, на беспрепятствен­ный доступ к информации, с одной стороны, и обеспечением защиты ребенка от литературных подде­лок, наносящих вред его благополучию и развитию, с другой.

Выполнение этой сложной за­дачи предполагает разработку гуманистических, корректных по отношению к юному читателю и увлекательных для него педаго­гических методик и технологий. Наша библиотека дает родите­лям шанс снова стать детьми, из­менить, направить, улучшить мир, наполнить его своей лю­бовью и созиданием.

Валентина Филатова, директор Липецкой областной детской библиотеки