Филатова В. Трудная работа воспитать человека. Возрождение семейного чтения / В. Филатова // Библиополе. – 2008. – № 8. – С. 31-34.
«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».
Цицерон
В семье прививается уважение к слову, к чтению, воспитываются навыки культурного человека, все, что составляет содержание личности, пробуждается и развивается или, увы, уничтожается. Связан этот процесс с книгой. Не секрет, что в наше время без чтения высокой литературы, классики может обходиться все большее количество семей.
В России с давних пор семья питала возвышенно-уважительное отношение к чтению, искреннее доверие к слову, к его силе, веру в его эстетическую, нравственную ценность. В XIX — начале XX в. у нас существовала развитая культура семейного чтения. С появлением телевидения чтение вслух родителями детям, существовавшее еще в 1950-х гг. во многих домах, почти окончательно исчезло. А между тем такое совместное общение должно стать своеобразным ритуалом, при котором взрослых и детей объединят духовная радость, устремленность к красоте и гармонии. Чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.
На современном этапе именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками книги. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете для этого книгу. Да, программу для просмотра тоже, но сравните: мировая художественная литература и программа передач на сегодня — возможности для выбора несопоставимы.
Почему именно сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения? Потому что именно родители ближе всего соприкасаются с пробивающимся вверх росточком души маленького человека. Семья является источником эмоционального тепла, безопасности для ребенка.
Что читают родители детям и читают ли вообще? Умеют ли нынешние ребятишки вдумчиво читать и анализировать прочитанное? Умеют ли сопереживать героям книг? Правильно ли и по какому принципу выбирают они героев для подражания? Какова роль библиотеки в организации семейного чтения? К сожалению, трудно ответить на эти вопросы. Рассмотрению этих и других немаловажных вопросов было посвящено одно из занятий Творческой мастерской сельского библиотекаря «Библиотека — центр семейного чтения».
Несмотря на бурное развитие технологий, благодаря которым получить информацию можно буквально не выходя из дома, посещаемость библиотек все же растет — тысячи и тысячи читателей пользуются их услугами.
Библиотека третьего тысячелетия — это не просто книгохранилище, обширный фонд, читальный зал, она — информационный многофункциональный центр с масштабными возможностями. Сегодня в ее структуре появились специализированные отделы, создание которых подсказала сама жизнь.
Так, в нашей библиотеке были созданы отдел информационных технологий, рекламно-издательский. Постоянная же востребованность методической, обучающей, развивающей литературы предопределила создание отдела обслуживания родителей и педагогов. Несколько стеллажей книг, несколько десятков названий периодических изданий, небольшой круг пользователей. С этого он и начинался. Отдел рос, увеличивались его возможности, укреплялись связи, расширялась его география, приобретался опыт, вот только территории своей пока не было — квартировались в младшем отделе.
Приятные перемены принес 2004 год. Наша библиотека получила новое помещение — в центре города, красивое и уютное. А у отдела появились свое пространство, свои стеллажи, свое дыхание, пульс и ритм. Отдел зажил полноценной жизнью, ощущая свою полезность людям. Для творческой работы у нас есть все: отличный книжный фонд развивающей, учебно-методической и досуговой литературы. Сейчас он составляет 5500 экземпляров. Более 100 названий периодических изданий профессиональных и популярных. СБА — традиционный и электронный. Отдел компьютеризирован, есть принтер, выход в Интернет, две правовые поисковые системы — «КонсультантПлюс» и «Гарант» — и, конечно, творческий коллектив единомышленников.
Его читательская аудитория — взрослая. Это преподаватели, воспитатели, школьные и дошкольные психологи, руководители кружков, школьные библиотекари, а также студенты и родители.
Работа в отделе развивается в трех направлениях:
- с родителями;
- с педагогами и студентами;
- справочно-библиографическое обслуживание читателей.
Зная «болевые» точки читателей, я назвала бы наш отдел службой скорой информационной помощи. Отсюда и его задачи:
- оперативно и полно удовлетворять запросы пользователей, обеспечивая доступ к информации и документам;
- содействовать образовательно-воспитательному процессу, повышению уровня квалификации компетентности пользователя;
- повышать информационную культуру читателей;
- осуществлять рекламно-информационную и методическую деятельность.
Работа с родителями наиболее объемная, эмоциональная и интересная. Это самая большая группа взрослой аудитории, нуждающаяся в систематической квалифицированной помощи специалистов. Степень ее подготовленности может быть разной, следовательно, в число задач, которые решает отдел, входит не только оказание профессиональной помощи родителям, но и их просвещение в области теории и методики воспитания, возрастной психологии, психологии общения, педагогики взаимопонимания.
В библиотеку идут неравнодушные родители, желающие развить умственные и творческие способности своих детей, научить их читать, познакомить их с лучшими образцами художественной и развивающей литературы. Предлагая родителям те или иные пособия, книги и журналы, памятки по воспитанию и образованию ребенка, мы невольно становимся участниками этого процесса, нам доверяют, от нас ждут помощи, совета, и пусть выбор остается за родителями — наша задача предложить мамам и папам лучшее из книжного собрания.
Выбор у нас немалый. Фонд отдела постоянно обновляется, пополняется литературой обучающего и развивающего характера. Эти пособия отвечают требованиям различных дошкольных и школьных программ: они яркие, красочные, хорошо иллюстрированные. Подбирая их, мы прислушиваемся к мнению учителей, психологов, самих родителей.
Анатоль Франс писал: «Чтобы переваривать знания, надо их поглощать с аппетитом». Для улучшения книжного аппетита наших читателей мы регулярно проводим выставки. Полезная, умная книга притягивает их, как магнит. Чтобы вы увидели тематический диапазон таких выставок, назову некоторые из них:
- «Ох уж эти первоклашки!» (о подготовке к школе, о психологии первоклассника);
- «Страна пальчиковых игр» (пальчиковый тренинг, умственное развитие);
- «Уроки Красной Шапочки» (детская безопасность);
- «Здоров будешь — все добудешь» (о физическом развитии);
- «Я б в отличники пошел!» (учебная и развивающая литература).
Кто вводит ребенка в мир литературы? Семья, школа и, конечно, библиотека. Что изменилось, если любовь детей к чтению стала падать? Изменилось многое, прежде всего роль книги в жизни ребенка. Дети живут в мире информационных технологий. «Мы переходим к другой цивилизации, с разнообразными источниками информации, книга только один из них, хотя и очень важный», — пишет психолог Виктория Юркевич.
Если ребенок «бродит» в Интернете — это не значит, что он не читает. «Жить сегодня интересней, чем читать», — уверяют одаренные дети. С этим трудно не согласиться. Но компьютер — это источник информации, а в книге — жизнь. «Книги — окна, сквозь которые выглядывает душа». Это высказывание принадлежит Бичер-Стоу. Именно книга дает возможность домыслить, дофантазировать, развивает креативность, умение самостоятельно думать, анализировать информацию.
Очень важно вовремя научить ребенка любить чтение, увлечь им. И здесь огромную роль играет семья. Если в ней царят любовь и уважение к книге, то можно надеяться, что в ребенке проснется интерес к литературе.
Родительский интерес к проблеме детского чтения велик, поиск ответов на их вопросы и запросы привел нас к созданию папки «Азбука, я тебя знаю!». Туда вошли советы, рекомендации, пожелания по детскому чтению из периодических изданий, методические материалы сотрудников нашей библиотеки по пропаганде детского и семейного чтения.
Не забываем мы и о книжных выставках по темам:
- «Как хорошо уметь читать!»;
- «У книжки нет каникул»;
- «За книжную страницу шагну, как за порог».
Стараемся подобрать и рекомендовать родителям литературу, повышающую их педагогическую культуру, нацеливающую их на гуманные методы взаимодействия с детьми, ведь вопросы воспитания по важности стоят рядом с образованием и здоровьем.
Как известно, воспитание «...сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает...». Это сказано очень давно, но тысячи поколений убедились в этом, решая задачи воспитания. И сегодня родители идут в библиотеку, надеясь найти ответы на свои многочисленные вопросы:
- На каком языке разговаривать с ребенком? Психологи говорят, их пять!
- Можно ли утонуть в море родительской любви? Можно, такие случаи нередки.
- Дети и деньги. Давать или не давать, зачем и сколько?
- Про капусту, аиста, или Откуда я взялся?
Кризис трех лет, конфликты, бить или любить... Поиски ответов на эти родительские вопросы подсказали нам создать еще одну папку: «Трудная работа воспитать кого-то». Сюда вошли работы психологов, педагогов, родителей, одержавших победу или потерпевших поражение на поле педагогической брани.
Все рекомендации, пожелания, советы, каноны, заповеди для родителей мы отслеживаем из новых периодических изданий для родителей, таких, как:
- «Счастливые родители»;
- «Мой кроха и я»;
- «Наш малыш»;
- «Няня»;
- «Дошкольная педагогика».
Хорошую помощь нам оказывают все те же выставки:
- «Нестандартный ребенок»;
- «Как воспитать вундеркинда»;
- «Кодекс правильной мамы»;
- «К детскому саду готов!».
Рекламируем мы и популярную психологию, книги по семейной педагогике и здоровому образу жизни. Востребованными оказались наши методические материалы: рекомендательный список литературы для родителей «Его Величество Ребенок» Е. В. Яцковой — библиотекаря отдела обслуживания родителей и педагогов; памятка «Страна пальчиковых игр» Е. В. Бураковой — библиотекаря отдела; буклет для родителей, педагогов, студентов «Зачем взрослым посещать детскую библиотеку» — совместный труд Т. С. Яцковой — главного библиографа информационно-библиографического отдела и Л. П. Кольцовой — заведующей отделом обслуживания родителей и педагогов.
Наше искреннее, доброжелательное отношение к родителям, умение выслушать их позволили мамам обращаться к нам с самыми наболевшими вопросами: «Если ребенок берет чужое, врет, убегает из дома, прогуливает школу, курит, не слушается...»
В последнее время все чаще звучит слово «депрессия». Поэтому у нас появился консультативно-воспитательный центр индивидуальной поддержки по проблемам детского чтения «Доверие» в младшем отделе, а в отделе обслуживания родителей и педагогов действует «горячая линия» — мы помогаем этим читателям справиться с психологическими проблемами их детей; подбираем специальную литературу; если есть необходимость, помогаем встретиться с практикующими психологами, психотерапевтами.
В помощь родителям работают и наши клубы. К примеру, «Школа занимательных наук» (руководитель — Е. В. Буракова) собирает ребят один раз в месяц на веселые занятия, где в игровой форме они готовятся к школе, развивают мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики, овладевают техникой оригами — она, в свою очередь, развивает воображение, усидчивость, аккуратность и трудолюбие.
Клуб «Музыкальное королевство» (руководитель — Л. П. Кольцова) собирает и объединяет детей-дошкольников и их родителей. Занятия проходят каждое воскресенье. Младшая группа занимается вместе с мамами: поют, играют, танцуют. Каждая мама видит сильные и слабые стороны своего ребенка, он перед ней, как на ладони, а значит, есть о чем подумать...
Старшая группа занимается самостоятельно: дети учатся дружить, по-хорошему соперничать, приобретают уверенность в себе, а параллельно развивают свои музыкальные способности, память, чувство ритма.
Пока дети занимаются, их родители могут пообщаться, спокойно выбрать литературу в любом отделе библиотеки. Раз в квартал в «Музыкальном королевстве» проводится День семейного общения. Эти праздники получаются радостными и яркими.
С нетерпением ждут родители открытия клуба «Чтение по кубикам Зайцева». Е. В. Яцкова ознакомилась с публикациями об этой системе, побеседовала с родителями, подобрала литературу, провела анкетирование, и как результат — 30 родителей хотели бы заниматься по системе раннего обучения чтению.
Имея уже опыт общения с родителями, зная их стремления, пожелания, Е. В. Яцкова составила для них индивидуальную программу «Семья + Я». Цель ее — помочь воспитать успешного и здорового ребенка.
Россия сейчас переживает не лучшие времена. И кризис семьи налицо: растет отчужденность, количество неполных семей преобладает, мама в доме — «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Беспризорных детей в России больше, чем после Гражданской войны. Растет число сирот. И, конечно, такие ребята нуждаются в помощи и внимании вдвойне. Поэтому наша библиотека приняла участие в благотворительной акции «От сердца к сердцу». Отдел также не остался в стороне. Мы участвовали в этой акции и в детском празднике.
Отдел обслуживания родителей и педагогов сотрудничает с детскими домами, специализированными и коррекционными школами. Ребят приветливо встречают другие отделы, а новый отдел оказывает информационную помощь учителям.
Что происходит сегодня с общеобразовательной школой? И что ожидает детей в ближайшем будущем? Школьная система дала глубокую трещину. Общедоступного народного образования больше нет. Впервые за 200 лет образовательная система страны распалась. Прежняя, то есть советская, дала России много выдающихся людей. Средний россиянин был грамотным, имел неплохой кругозор, много читал, образование было доступно всем. Это было прежде.
Сегодня единого мнения, какой должна быть школа, нет. Одни ратуют за обучение без школ, то есть за систему домашнего обучения, другие — за создание новых школ — по форме и по сути. А пока идут эти затяжные педагогические сражения, учитель учит из последних сил по своему разумению.
Школа сегодня, кроме обучения, выполняет еще один важный государственный заказ: присмотр за детьми. И не просто присмотр, учитель — это и нянька, и духовник, и воспитатель. Нигде в мире учителя-предметники не вкладывают огромных сил и внимания во внеклассную работу с детьми. И только в России педагоги понимают всю важность этого дела.
Отдел обслуживания родителей и педагогов и библиотека в целом всегда готовы в любую минуту оказать информационную помощь педагогам. Так, ежеквартально выходит список литературы, поступившей в библиотеку, «Всем, кто учит и учится». Адресован он преподавателям, студентам, учащимся, будет полезен и родителям, которые интересуются учебой своих детей. С этого года список можно увидеть на сайте ЛОДБ.
С помощью специально разработанной анкеты мы пригласили все школы города к сотрудничеству с библиотекой. Ежегодно отдел принимает участие в работе Августовской конференции учителей. Мы проводим обзор актуальной педагогической литературы, новой периодики.
Работа с педагогами школ города строится в основном на выполнении запросов и справок. Темы запросов самые разные, порой очень сложные, на их выполнение уходит достаточно много времени, задействуются все поисковые системы, привлекаются другие отделы библиотеки.
За год отдел выполнил более 1000 справок. Постоянно изучая спрос на учебную литературу, комплектуем фонд — в основном это различные методические пособия, новые педагогические технологии, инновации в вопросах воспитания и образования. Хорошую помощь отдел оказывает классным руководителям, завучам по воспитательной работе, психологам. Для педагогов дошкольного и школьного образования составлен рекламный листок-приглашение в библиотеку, в котором перечень профессиональных периодических изданий, их в отделе насчитывается более 80 названий.
Для проведения досуга в школе и в детском саду составляем списки сценариев праздников и развлечений и постоянно их обновляем. Очень удобная форма, пользуется успехом у учителей.
Раз в квартал приглашаем педагогов на «Воскресный педсовет», организуем для них презентации новой учебно-методической литературы. Вот некоторые темы:
- «От знаний к опыту. От опыта к мастерству»;
- «Путь к компетентности»;
- «Спасибо, что конца урокам нет!».
Увидев такое количество профессиональной литературы, педагоги искренне радуются возможности пополнить свой методический портфель.
Еще одна категория наших читателей — студенты высших и средних специальных учебных заведений. Для них создан богатый фонд учебной литературы, и комплектуется он с учетом их запросов. Самостоятельно эта категория пользователей работать не умеет. Каждого студента учим обращаться с каталогом и картотекой, проводим беседы по культуре чтения. Для студентов подготовили листок-обращение с рекламой отдела обслуживания родителей и педагогов, распространяем его в ЛГПУ, ЛГТУ и в других высших и средних специальных учебных заведениях нашего города.
Выезжаем мы и в оздоровительные лагеря — с рекламой библиотеки и отдела. Оказываем хорошую методическую помощь вожатым города. Для них выпустили рекомендательный список «Вожатские страдания». На страницах журналов и книг, предложенных в этом библиографическом пособии, помещены полезные советы и напутствия организаторам детских оздоровительных лагерей, актуальные министерские инструкции и образцы локальных актов, интересные проекты и программы организации летнего отдыха детей.
Подготовили методическое пособие по организации досуга школьников — «Банк веселых затей». Очень важным звеном в работе отдела можно назвать четкую, грамотную, профессиональную работу библиографа Е. В. Бураковой. Елена Валентиновна знает, чем живут сегодня современные школы, какие программы имеют приоритет, какие школьные и дошкольные проблемы волнуют сегодня и учителей, и родителей. Эта компетентность дает возможность оперативно и полно ответить на любые их вопросы.
Занимаясь со взрослой аудиторией, мы работаем и на детей, на будущее нашей страны. Союз «Взрослый — ребенок» рождается в детской библиотеке благодаря созданию атмосферы творчества на границе двух миров и состоит в нахождении золотой середины между уважением права ребенка на сохранение своей индивидуальности, на свободу выражать свое мнение, на беспрепятственный доступ к информации, с одной стороны, и обеспечением защиты ребенка от литературных подделок, наносящих вред его благополучию и развитию, с другой.
Выполнение этой сложной задачи предполагает разработку гуманистических, корректных по отношению к юному читателю и увлекательных для него педагогических методик и технологий. Наша библиотека дает родителям шанс снова стать детьми, изменить, направить, улучшить мир, наполнить его своей любовью и созиданием.
Валентина Филатова, директор Липецкой областной детской библиотеки