Бражникова С. Моя многофункциональная профессия… : деятельность сельских библиотек на современном этапе / С. Бражникова // Библиополе. – 2008. – № 1. – С. 15-17.
В соответствии с договором о сотрудничестве между Воеводской публичной библиотекой г. Ополе (Республика Польша) и Белгородской государственной универсальной научной библиотекой польские коллеги знакомились с деятельностью государственных и муниципальных библиотек нашей области. В завершении визита, необычайно насыщенного, гости, долго не решаясь, спросили меня: «Зачем сельские библиотеки вашей области выполняют работу, не свойственную им: формируют фонды документов местной власти? Имеют ли они право осуществлять обслуживание населения правового характера, ведь ваши коллеги не получали специального юридического образования? Зачем библиотеки выполняют обязанности учреждений социального профиля? Почему ведут летописи своих населенных пунктов, ведь это задача историков, в крайнем случае краеведов?»
Список функций, перечисленных поляками, которые не должны бы выполнять наши библиотеки, на самом деле гораздо длиннее. Иностранцы убеждены: исторически предопределено, что библиотеки собирают, хранят и выдают во временное пользование книгу, документ, что и закреплено в польском библиотечном законодательстве. И именно исключительно эту задачу они и выполняют в Польше.
После этого разговора я пришла к выводу, что польские библиотекари «более законопослушны», чем российские. Они работают в русле, обозначенном законом, российские же уже давно выполняют функции, которые не предусмотрены правовыми документами.
Ключевой смысл нашей деятельности определен в ФЗ «О библиотечном деле» от 1994 года: «информационное, культурное, образовательное учреждение...», «располагающее организованным фондом... и предоставляющее его во временное пользование». Перед нами — формальный перечень задач учреждений.
Сравнивая круг ответственности публичных библиотек российского и других государств, становится очевидным, что ни в какой стране мира публички не взяли на себя такое огромное число функций, как наши, отечественные, — они уже давно перестали быть только учреждениями культуры и информационными центрами. Что не менее существенно — «родовые» их функции уже не всегда являются основополагающими и на практике. Причин здесь несколько.
Первая является прямым следствием недостаточного финансирования комплектования фондов. Не имея соответствующих информационным ожиданиям населения ресурсов, библиотеки вынуждены искать новые точки «влияния» в обществе. Суть второй заключается во мнении, которое в социуме сложилось о библиотеке, и тех ожиданиях, которые тот же социум на нее возлагает. В обществе бытует парадоксальное мнение: считается, что для работы в маленькой читальне не требуется специального образования, не нужны профессиональные знания. В то же время ни от какого другого общественного института — культурно-образовательно-просветительско-досугового и др. — не спрашивают постоянного подтверждения их полезности обществу, как от библиотек. Как следствие, в России не существует более полифункционального учреждения, чем библиотека.
Не хотелось в этой статье оценивать качество выполняемого коллегами огромного массива работ, значительная часть которого имеет мало общего непосредственно с библиотечной деятельностью. Хотя, думаю, пора провести глубокий анализ: до какой степени можно загружать наших специалистов различной работой, где, когда может наступить, используя терминологию психологии, предел профессиональной компетентности и... вместо полифоничности профессиональной деятельности мы получим абсолютное полифоничное дилетантство?
Вернемся к анализу современной миссии сельской библиотеки. В своем Послании Федеральному собранию 2007 года Президент России В. Путин отметил: «Они (то есть библиотеки. — Ред.) должны быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами». К функциям, перечисленным в законе, президент добавил досуговую.
На заседании Совета при Президенте России по культуре и искусству (30 мая 2007 г., Москва) В. Путин выдвинул новые функции библиотек: «Библиотеки, в том числе сельские и школьные, должны быть оснащены передовыми информационными системами и едиными программными продуктами, программным обеспечением. Но самое главное — здесь должны работать современные специалисты, способные превратить библиотеки из обычного хранилища книг в информационно-аналитические и досуговые центры».
Таким образом, определена еще одна функция — аналитическая. Считаю, ее выполнение сегодня присуще не только научным библиотекам, но и муниципальным общедоступным.
Так, СБ осуществляют информационное обеспечение органов местного самоуправления, специалистов различных отраслей нередко на основе аналитической переработки информации.
Как видим, президент страны, как руководитель государства и выразитель «голоса народного», определяет нашим учреждениям более широкий спектр функций, чем это закреплено законом. На практике же они выполняют еще больше задач. Таким образом, наше законодательство в этом вопросе отстает от практики и, к сожалению, в новом проекте ФЗ «О библиотечном деле», с которым я имела возможность познакомиться, перечень библиотечных функций не претерпел изменений.
Что же позволяет современным общедоступным библиотекам выступать в качестве полифункционального учреждения и каждая ли из них способна на такие достижения? Все зависит от выбранной системы управления. В основе полифоничности нашей профессиональной деятельности лежит модель саморазвивающейся библиотеки, которая характеризуется ее способностью самостоятельно определять и выполнять функции и достигать конкретных результатов. Это прежде всего новые концепции обслуживания населения, характеризующиеся предвидением и широтой охвата потребностей граждан, комфортностью, открытостью, общедоступностью услуг
Современная саморазвивающаяся библиотека, сохраняя достоинства традиционного, веками сложившегося учреждения, постепенно и разумно присоединяет к ним преимущества института нового типа, выполняет задачи, которые имеют социальные приоритеты. Поэтому все ее современные функции социально ориентированны. Именно поэтому сегодня мы рассматриваем «публичку» как социальный институт, способствующий успешной социальной адаптации граждан, их ориентации в современном многополярном мире.
В соответствии с этим на Белгородчине сформулирована такая ее миссия — выявление социально значимых проблем общества и обязательное участие в их разрешении. Кроме того, она должна поднимать эти проблемы и привлекать к ним внимание властных и общественных структур, всего населения. Неслучайно обозначена и ее современная концепция: «библиотека — центр местного сообщества или центр общественной жизни поселения».
Суть этой концепции — в ориентации на жителей конкретной территории с ее уникальными особенностями, местной спецификой, направленность на всех жителей в целом и одновременно на отдельного человека. Иными .словами, в основе лежит не абстрактная общедоступность, а действительная доступность библиотечного обслуживания для всех и каждого. Именно современные миссия и концепция библиотеки предопределяют и полифоничность ее функций.
Какие же проекты реализует сегодня СБ как центр местного сообщества? Здесь следует учитывать один момент. Увеличилось не только количество функций, изменилось содержание традиционных. Так, одна из них — информационная — трансформируется в информационно-консультативную в случае, если библиотека становится центром правовой информации и не только предоставляет гражданам необходимые им законодательные документы, но и привлекает к работе в ЦПИ юристов, которые консультируют население по правовым проблемам.
Итак, функции, которые в настоящее время реализуют «публички», и соответствующие им основные направления работы, следующие:
Информационная:
- муниципальный информационный центр — собирает, хранит исходящие документы местных органов власти, связанные с деятельностью местного сообщества;
- деловая библиотека — информационное обеспечение и поддержка деятельности специалистов различных профилей;
- справочная библиотека — обслуживание фактографических запросов;
- центр правовой информации;
- центр социально-бытовой информации — реализуя это и предыдущее направление, библиотеки часто выполняют консультационную функцию;
- центр экологической информации;
- доступ в Интернет (одновременно выполняет посредническую роль);
- информационный центр защиты прав потребителей.
Образовательная:
- центр поддержки систематического образования;
- центр самообразования;
- центр компьютерной грамотности;
- центр обучения (организация обучения муниципальных служащих в библиотеке, обучение работников торговли по теме «Культура обслуживания»).
Культурная (шире — культурологическая):
- библиотека популярной литературы;
- центр продвижения чтения;
- центр межкультурной коммуникации;
- центр межличностного общения;
- центр досуга;
- центр меценатства и культуротворчества (библиотека выискивает талантливых людей, предоставляет им площадки для выставок и выступлений, издает на собственные средства произведения местных авторов, делая их творчество общественным достоянием).
Мемориальная: сохранение документного наследия (книжных памятников).
Аналитическая:
- аналитико-синтетическая обработка информации по заявленным темам и ее предоставление потребителям информации.
Краеведческая:
- центр летописания территории;
- лингвокраеведческий центр (словарь местного говора, словарь местной топонимики);
- центр возрождения и сохранения народной культуры (музейная функция);
- центр местной генеалогии.
Идеологическая:
- центр, содействующий реализации государственной политики и идеологии (по реализации национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных социальных программ);
- центр формирования гражданского общества (гражданские форумы);
- связующее звено между властью и населением, особенно если библиотека собирает вопросы от населения к власти и ответы на них, организует встречи населения с руководителями; • виртуальная приемная;
- социологический центр — изучающий проблемы и перспективы развития местной власти.
Педагогическая:
- воспитательно-образовательная деятельность с детьми и подростками.
Социализирующая:
- центр поддержки незащищенных слоев населения (социальные центры типа «Милосердие», «Забота» и т. д.);
- центр социальной коррекции (работа с подростками девиантного поведения, в том числе с колониями для несовершеннолетних);
- центр социокультурной реабилитации для незащищенных слоев и особых групп местного населения (пенсионеры, участники войн, дети из малообеспеченных семей, переселенцы, инвалиды);
- библиотерапевтический центр;
- центры поддержки семьи;
- библиотекарь как социальный работник (книгоношество, доставка на дом продуктов, лекарств и т. д.);
- консультационный психологический центр.
Досуговая:
- центр общепоселенческих мероприятий;
- клубы, гостиные, встречи.
Просветительская (традиционные направления работы).
Коммуникативная:
- развитие социального партнерства.
В заключение хотелось бы отметить, что наибольшие изменения претерпели функции именно СБ, даже в большей степени, чем городских. Причина очевидна: именно на селе библиотека остается единственным реально действующим институтом, способным удовлетворить различные запросы граждан. Можно говорить даже о такой тенденции, как объединение вокруг нее муниципальных, социальных, общественных, коммерческих структур, частных лиц. Благодаря такой полифункциональности ее деятельности на селе формируется библиоцентрическая модель культурно-социальной сферы, и именно библиотека выступает сегодня как фактор создания единого социокультурного пространства.
Светлана БРАЖНИКОВА, заведующая научно-методическим отделом Белгородской государственной универсальной научной библиотеки