• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Бражникова С. Моя многофункциональная профессия… : деятельность сельских библиотек на современном этапе / С. Бражникова // Библиополе. – 2008. – № 1. – С. 15-17.

Бражникова С. Моя многофункциональная профессия… : деятельность сельских библиотек на современном этапе / С. Бражникова // Библиополе. – 2008. – № 1. – С. 15-17.

В соответствии с договором о сотрудничестве между Воеводской публичной библиотекой г. Ополе (Республика Польша) и Белгородской государственной универсальной научной библиотекой польские коллеги знакомились с деятельностью государственных и муниципальных библиотек нашей области. В завершении визита, необычайно насыщенного, гости, долго не решаясь, спросили меня: «Зачем сельские библиотеки вашей области выполняют работу, не свойственную им: формируют фонды документов местной власти? Имеют ли они право осуществлять обслуживание населения правового характера, ведь ваши коллеги не получали специального юридического образования? Зачем библиотеки выполняют обязанности учреждений социального профиля? Почему ведут летописи своих населенных пунктов, ведь это задача историков, в крайнем случае краеведов?»

Список функций, перечис­ленных поляками, которые не должны бы выполнять наши библиотеки, на самом деле го­раздо длиннее. Иностранцы убеждены: исторически предоп­ределено, что библиотеки соби­рают, хранят и выдают во вре­менное пользование книгу, до­кумент, что и закреплено в польском библиотечном зако­нодательстве. И именно исклю­чительно эту задачу они и вы­полняют в Польше.

После этого разговора я при­шла к выводу, что польские биб­лиотекари «более законопос­лушны», чем российские. Они работают в русле, обозначенном законом, российские же уже давно выполняют функции, ко­торые не предусмотрены право­выми документами.

Ключевой смысл нашей де­ятельности определен в ФЗ «О библиотечном деле» от 1994 года: «информационное, куль­турное, образовательное уч­реждение...», «располагающее организованным фондом... и предоставляющее его во вре­менное пользование». Перед нами — формальный перечень задач учреждений.

Сравнивая круг ответствен­ности публичных библиотек рос­сийского и других государств, становится очевидным, что ни в какой стране мира публички не взяли на себя такое огромное число функций, как наши, оте­чественные, — они уже давно перестали быть только учрежде­ниями культуры и информацион­ными центрами. Что не менее существенно — «родовые» их функции уже не всегда являются основополагающими и на прак­тике. Причин здесь несколько.

Первая является прямым следствием недостаточного фи­нансирования комплектования фондов. Не имея соответствую­щих информационным ожидани­ям населения ресурсов, библио­теки вынуждены искать новые точки «влияния» в обществе. Суть второй заключается во мнении, которое в социуме сложилось о библиотеке, и тех ожиданиях, ко­торые тот же социум на нее воз­лагает. В обществе бытует пара­доксальное мнение: считается, что для работы в маленькой чи­тальне не требуется специально­го образования, не нужны про­фессиональные знания. В то же время ни от какого другого об­щественного института — культурно-образовательно-просветительско-досугового и др. — не спрашивают постоянного под­тверждения их полезности об­ществу, как от библиотек. Как следствие, в России не сущест­вует более полифункционально­го учреждения, чем библиотека.

Не хотелось в этой статье оценивать качество выполняе­мого коллегами огромного мас­сива работ, значительная часть которого имеет мало общего не­посредственно с библиотечной деятельностью. Хотя, думаю, по­ра провести глубокий анализ: до какой степени можно загружать наших специалистов различной работой, где, когда может насту­пить, используя терминологию психологии, предел профессио­нальной компетентности и... вместо полифоничности про­фессиональной деятельности мы получим абсолютное полифоничное дилетантство?

Вернемся к анализу совре­менной миссии сельской библиотеки. В своем Послании Федеральному собранию 2007 года Президент России В. Путин отметил: «Они (то есть библио­теки. — Ред.) должны быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми цен­трами». К функциям, перечис­ленным в законе, президент до­бавил досуговую.

На заседании Совета при Президенте России по культуре и искусству (30 мая 2007 г., Мос­ква) В. Путин выдвинул новые функции библиотек: «Библиоте­ки, в том числе сельские и школьные, должны быть осна­щены передовыми информаци­онными системами и едиными программными продуктами, программным обеспечением. Но самое главное — здесь долж­ны работать современные спе­циалисты, способные превра­тить библиотеки из обычного хранилища книг в информационно-аналитические и досуговые центры».

Таким образом, определена еще одна функция — аналити­ческая. Считаю, ее выполнение сегодня присуще не только на­учным библиотекам, но и муни­ципальным общедоступным.

Так, СБ осуществляют ин­формационное обеспечение ор­ганов местного самоуправле­ния, специалистов различных отраслей нередко на основе аналитической переработки ин­формации.

Как видим, президент стра­ны, как руководитель государст­ва и выразитель «голоса народ­ного», определяет нашим учреж­дениям более широкий спектр функций, чем это закреплено за­коном. На практике же они вы­полняют еще больше задач. Та­ким образом, наше законода­тельство в этом вопросе отстает от практики и, к сожалению, в но­вом проекте ФЗ «О библиотеч­ном деле», с которым я имела возможность познакомиться, перечень библиотечных функций не претерпел изменений.

Что же позволяет современ­ным общедоступным биб­лиотекам выступать в качестве полифункционального учрежде­ния и каждая ли из них способна на такие достижения? Все зави­сит от выбранной системы управ­ления. В основе полифоничности нашей профессиональной де­ятельности лежит модель само­развивающейся библиотеки, ко­торая характеризуется ее спо­собностью самостоятельно определять и выполнять функции и достигать конкретных результа­тов. Это прежде всего новые кон­цепции обслуживания населения, характеризующиеся предвиде­нием и широтой охвата потреб­ностей граждан, комфортностью, открытостью, общедоступностью услуг

Современная саморазвиваю­щаяся библиотека, сохраняя достоинства традиционного, ве­ками сложившегося учрежде­ния, постепенно и разумно при­соединяет к ним преимущества института нового типа, выполня­ет задачи, которые имеют соци­альные приоритеты. Поэтому все ее современные функции со­циально ориентированны. Имен­но поэтому сегодня мы рассмат­риваем «публичку» как социаль­ный институт, способствующий успешной социальной адапта­ции граждан, их ориентации в современном многополярном мире.

В соответствии с этим на Белгородчине сформулирована такая ее миссия — выявление социально значимых проблем общества и обязательное учас­тие в их разрешении. Кроме то­го, она должна поднимать эти проблемы и привлекать к ним внимание властных и общест­венных структур, всего населе­ния. Неслучайно обозначена и ее современная концепция: «библиотека — центр местного сообщества или центр общест­венной жизни поселения».

Суть этой концепции — в ори­ентации на жителей конкретной территории с ее уникальными особенностями, местной специ­фикой, направленность на всех жителей в целом и одновремен­но на отдельного человека. Ины­ми .словами, в основе лежит не абстрактная общедоступность, а действительная доступность библиотечного обслуживания для всех и каждого. Именно со­временные миссия и концепция библиотеки предопределяют и полифоничность ее функций.

Какие же проекты реализует сегодня СБ как центр мест­ного сообщества? Здесь следу­ет учитывать один момент. Уве­личилось не только количество функций, изменилось содержа­ние традиционных. Так, одна из них — информационная — трансформируется в информа­ционно-консультативную в слу­чае, если библиотека становит­ся центром правовой информа­ции и не только предоставляет гражданам необходимые им за­конодательные документы, но и привлекает к работе в ЦПИ юристов, которые консультиру­ют население по правовым проблемам.

Итак, функции, которые в на­стоящее время реализуют «пуб­лички», и соответствующие им основные направления работы, следующие:

Информационная:

  • муниципальный информа­ционный центр — собирает, хра­нит исходящие документы мест­ных органов власти, связанные с деятельностью местного сооб­щества;
  • деловая библиотека — ин­формационное обеспечение и поддержка деятельности специ­алистов различных профилей;
  • справочная библиотека — обслуживание фактографичес­ких запросов;
  • центр правовой информа­ции;
  • центр социально-бытовой информации — реализуя это и предыдущее направление, биб­лиотеки часто выполняют кон­сультационную функцию;
  • центр экологической ин­формации;
  • доступ в Интернет (одно­временно выполняет посредни­ческую роль);
  • информационный центр защиты прав потребителей.

Образовательная:

  • центр поддержки система­тического образования;
  • центр самообразования;
  • центр компьютерной гра­мотности;
  • центр обучения (организа­ция обучения муниципальных служащих в библиотеке, обуче­ние работников торговли по те­ме «Культура обслуживания»).

Культурная (шире — куль­турологическая):

  • библиотека популярной литературы;
  • центр продвижения чтения;
  • центр межкультурной ком­муникации;
  • центр межличностного об­щения;
  • центр досуга;
  • центр меценатства и культуротворчества (библиотека вы­искивает талантливых людей, предоставляет им площадки для выставок и выступлений, издает на собственные средства про­изведения местных авторов, де­лая их творчество обществен­ным достоянием).

Мемориальная: сохране­ние документного наследия (книжных памятников).

Аналитическая:

  • аналитико-синтетическая обработка информации по заяв­ленным темам и ее предоставле­ние потребителям информации.

Краеведческая:

  • центр летописания терри­тории;
  • лингвокраеведческий центр (словарь местного говора, сло­варь местной топонимики);
  • центр возрождения и со­хранения народной культуры (музейная функция);
  • центр местной генеалогии.

Идеологическая:

  • центр, содействующий ре­ализации государственной по­литики и идеологии (по реализа­ции национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных социальных программ);
  • центр формирования гражданского общества (граж­данские форумы);
  • связующее звено между властью и населением, особен­но если библиотека собирает вопросы от населения к власти и ответы на них, организует встречи населения с руководи­телями; • виртуальная приемная;
  • социологический центр — изучающий проблемы и перспек­тивы развития местной власти.

Педагогическая:

  • воспитательно-образовательная деятельность с детьми и подростками.

Социализирующая:

  • центр поддержки незащи­щенных слоев населения (соци­альные центры типа «Милосер­дие», «Забота» и т. д.);
  • центр социальной коррек­ции (работа с подростками девиантного поведения, в том чис­ле с колониями для несовер­шеннолетних);
  • центр социокультурной реабилитации для незащищен­ных слоев и особых групп мест­ного населения (пенсионеры, участники войн, дети из мало­обеспеченных семей, пересе­ленцы, инвалиды);
  • библиотерапевтический центр;
  • центры поддержки семьи;
  • библиотекарь как социаль­ный работник (книгоношество, доставка на дом продуктов, ле­карств и т. д.);
  • консультационный психо­логический центр.

Досуговая:

  • центр общепоселенческих мероприятий;
  • клубы, гостиные, встречи.

Просветительская (тради­ционные направления работы).

Коммуникативная:

  • развитие социального партнерства.

В заключение хотелось бы отметить, что наибольшие изме­нения претерпели функции именно СБ, даже в большей сте­пени, чем городских. Причина очевидна: именно на селе биб­лиотека остается единственным реально действующим институ­том, способным удовлетворить различные запросы граждан. Можно говорить даже о такой тенденции, как объединение во­круг нее муниципальных, соци­альных, общественных, коммер­ческих структур, частных лиц. Благодаря такой полифункциональности ее деятельности на селе формируется библиоцентрическая модель культурно-социальной сферы, и именно биб­лиотека выступает сегодня как фактор создания единого социокультурного пространства.

Светлана БРАЖНИКОВА, заведующая научно-методическим отделом Белгородской государственной универсальной научной библиотеки