Просекова О. А у нас сегодня гость / О. Просекова // Библиополе. – 2009. – № 1. – С. 60-63.

Детская библиотека №13 находится в отдаленном микрорайоне города, где мало других учреждений культуры. Но мы не даем скучать нашим посетителям. Помимо абонемента и читального зала в ДБ есть игровая комната, литературное кафе, выставочный зал, Музей русской старины, детский видеозал. Более 15 лет действует клуб «Сказка», где проходят занятия по русским народным и зарубежным произведениям, по сказкам А. С. Пушкина и П. П. Бажова. А в 2007 г. началось создание краеведческой гостиной. В этом своеобразном музее городской жизни представлены документы, предметы быта, личные коллекции, фотографии. Этот год — юбилейный для нашего театра книги «Жили-были», в репертуаре которого более 50 постановок по литературным произведениям различного жанра.

Доброй традицией стали у нас творческие встречи с челя­бинскими писателями и поэта­ми. Открыть новые имена мест­ных авторов и презентовать их книги детям, воспитать вкус к хо­рошей литературе — вот задачи этих встреч.

Важно, что ребята узнают не только о самом писателе и его книгах, но и тех произведениях, которые сам автор с удоволь­ствием читал в детстве. Библио­тека становится уютным местом, где можно поделиться своим творчеством, воспоминаниями и радостями.

В нашем городе много поэтов и писателей, известных не только в России, но и за рубежом. И эти литературные дарования зачас­тую неизвестны землякам. Мы решили это исправить — челяби­нские дети должны знать своих, уральских сочинителей. В. Г. Бе­линский утверждал: «Детским писателем надобно родиться, а не сделаться». Это высказыва­ние в полной мере относится к таким авторам, как Н. Шилов, Н. Пикулева, Н. Рыжикова, А. Алферова, В. Вафин.

Поэты, пишущие для детей, знают свойство детской натуры: удивляться каждой вещи, каждо­му явлению — и чуть ли не полови­ну своих стихов посвящают поэ­тическому раскрытию природы вещей и явлений. Мир пестрых радуг и ярких мотыльков, солнеч­ных зайчиков и веселой капели — такова поэзия Анны Алферовой. После мрачных и агрессивных об­разов, которыми переполнены современные книги и фильмы, ду­ша радуется от соприкосновения с ее искусством, исполненным искренности и чистоты.

На встречу с поэтессой пришли ученики первого и вто­рого классов. Непросто в тече­ние целого часа удерживать внимание маленьких непосед. Но Анне Алферовой это удава­лось без особых усилий. На про­тяжении всей встречи ребятиш­ки живо реагировали на любую загадку или вопрос. Ничего уди­вительного! Просто эта улыбчи­вая, обаятельная женщина уме­ет смотреть на мир глазами де­тей и разговаривать с ними на одном языке.

Вот как рассказала она свою биографию: «Я родилась на Вол­ге, но 20 лет прожила на Урале. Получается, что Волга мне ма­тушка, а Урал — батюшка».

А как зачарованно дети слу­шали рассказ о том, как Анна Ал­ферова сочиняет стихи!

«Первое стихотворение я на­писала еще до школы. Помню, как вышла в сад, а вокруг такая красота! Благоухают цветы, пти­цы поют-заливаются. И вдруг слышу, что поют они на челове­ческом языке! Я побежала и за­писала их слова. С тех пор так и пишу стихи: не выучиваю рифмы за столом в кабинете, а записы­ваю».

И действительно, поэзия у Анны Алферовой светлая, сол­нечная:

Солнечный зайчик бежал по дорожке...

Зайчик, а где твои лучики-крошки?

Лучик — на травке и лучик — в реке,

А остальные — у мамы в руке.

Такие стихи просто не могут не нравиться. Видно было, что детям они близки и понятны. Когда поэтесса попросила ребят прочесть что-нибудь из ее сти­хов наизусть, выстроилась целая шеренга добровольцев. И читали они не механически, а с чувством и задором. Одним словом, от ду­ши! На встрече ребятишки не только читали стихи, но и слуша­ли диск с песнями на стихи Алферовой, и участвовали в вик­торине.

За прочитанное стихотворе­ние или правильный ответ они получали жетоны. Когда подвели итоги, выяснилось, что самой ак­тивной и внимательной была Настя Борисова из 1 «А» класса. Ей и вручили книгу со стихами Алферовой.

Наградой же поэтессе стал искренний интерес юных книго­чеев к ее творчеству. «Замеча­тельная аудитория, — подели­лась она впечатлениями от встречи. — Я не ожидала, что де­ти расскажут так много моих сти­хов, ведь в библиотеках Челя­бинска мало моих книг. Хорошо, что есть такие встречи, где мож­но общаться с читателями».

Благодаря автору в библио­теке появились новые книги: «Как по быстрой речке», «По­тешный зоопарк», «Волшебный перезвон», «Живая радуга», в которых поэтесса приглашает детей заглянуть в сказочную страну — удивительный мир Поэзии и Музыки, где под звон серебряного бисера весело поет река, а над речкой перекинулся мост из волшебной радуги. Стихи учат дружбе верной, помощи бескорыстной, радости светлой, улыбке солнечной, а песне звонкой.

Отрадно было наблюдать ис­кренний интерес ребят к писа­тельскому живому слову. Инте­рес к книге распространился и на библиотеку, а значит, на чте­ние. После таких встреч дети с удовольствием читают книги, о которых рассказывали авторы.

Да и сама Анна Алферова зарядилась доброй энергией, написав такие слова в книге от­зывов: «Я безмерно счастлива побывать в удивительном, зага­дочном, сказочном Дворце кни­ги. Здесь все говорит о любви к родному языку, к писателям, к народному творчеству. Здесь все светится добротой и искрен­ностью, и не влюбиться просто невозможно. Желаю от всей ду­ши сотрудникам библиотеки, юным читателям и их родителям прекрасных впечатлений от по­сещения Дворца книги!»

Еще одной удивительной встречей богата наша библио­тека. Это знакомство с детской писательницей Ниной Григорь­евной Рыжиковой. По профес­сии она воспитательница, а ее книжки издаются в издатель­стве «Малыш» в Москве.

Ребятишки с удовольствием слушали ее рассказ о творчест­ве. Она видит мир и окружаю­щую ее природу глазами детства. Поэтичность, сказоч­ность — это уже ее дар. И она щедро делится им с читателями. Взрослый, прочитав ее книжки, может увидеть, вспомнить себя маленьким, окунуться в светлый мир детства.

От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, ка­ким человеком он станет. Поэто­му очень важно, чтобы у наших детей находилось время для знакомства с творчеством челя­бинских писателей.

В день воскресный,

День чудесный

С книжкой очень интересной

Остаюсь наедине...

Сколько счастья в тишине!

Это стихотворение известной писательницы Нины Васильевны Пикулевой, которая тоже была у нас в гостях. Она признана од­ним из самых популярных детс­ких писателей России по ре­зультатам продаж книг. А пишет она для детей более 30 лет. За творчество Нина Пикулева по­лучила диплом и Всероссийс­кую литературную премию име­ни Л. Толстого «За вклад в раз­витие литературы для детей». Премию вручал классик детс­кой литературы С. Михалков.

Научить понимать книги, формировать собственное мне­ние — задача программы «Город маленьких мудрецов» Н. Пикулевой. Ее книги «В гос­тях у бабушки», «Играй-городок», «Надувала кошка шар», «Уговорушки», «Слово на ла­дошке» известны челябинским семьям, взрослым и детям.

Нина Васильевна кроме сти­хов дарит детям скороговорки, считалки, загадки, колыбель­ные, потешки, агушечки, приба­утки, топотушки, прыгалки, пестушки. Все ее стихи очень рит­мичны и музыкальны. Ее уроки поэзии — это умные и веселые игры, потому что писательница ставит перед собой сложную задачу: научить детей чувству прекрасного, любви к слову, взаимопониманию, доброте.

А когда родители спросили ее, как привить ребенку любовь к чтению, она ответила: «Ребе­нок должен читать каждый день, но заставлять его не стоит. Луч­шее средство — это личный пример. Садитесь в кресло и начинайте читать с удоволь­ствием, не бубнить. Ведь чем увлечены вы, тем обязательно заинтересуется и ребенок».

На душе светло, как в храме,

Ни проблем, ни бурь, ни вьюг.

Я пришла к вам — со стихами,

Кто их принял, тот мой друг...

Дышит радостью планета,

Жизнь, как перышко, легка!

В сердце детского поэта

Вновь рождается строка...

Обстановка встречи была настолько теплая и душевная, что покидать библиотеку детям не хотелось до самого вечера. Очень важно, что в наше время есть люди, которые чувствуют, творят и делятся своим не­обыкновенным талантом с детьми.

А теперь разрешите представить:

 ...Всем смеяться — Разрешилов,

И — задать — любой — вопрос

Николай Петрович Шилов,

Доктор Муха — горло — нос.

Строен, как Карандашилов,

Бодр и свеж, как эскимос,

Николай Петрович Шилов,

Осушитель детских слез...

...Для него живое слово

И работа, и игра.

Не встречали вы такого?

Так встречайте же, пора!

Н. Пикулева

Приятно встретить занима­тельного, доброго собеседника, послушать увлекательный рас­сказ. И таким собеседником у нас в гостях был поэт Николай Петрович Шилов. Пишет он для маленьких. Увидит, скажем, су­матошную муху на окне, каприз­ного мальчика на маминых коле­нях или грустного Барбоса под сиденьем — и сразу про них сти­хи складывает.

Н. П. Шилов — профессор, заведующий кафедрой режис­суры театрализованных предс­тавлений и праздников Челяби­нской государственной акаде­мии культуры и искусств, заслуженный работник культу­ры, член Союза писателей Рос­сийской Федерации, дипломант Всероссийской литературной премии имени Л. Н. Толстого, автор книг для детей, сцена­рист и режиссер городских праздников.

Его стихи интересны и детям, и их родителям, и даже бабуш­кам и дедушкам. Они учат фанта­зировать, думать нестандартно, радоваться неожиданным пово­ротам, богатству языка, искро­метному юмору.

Первый сборник стихов Н. П. Шилова «Доктор Муха — горло — нос» вышел в 1997 г., в 2000-м — «Страшный зверь», в 2001-м — «Посвящение в лягуш­ки», в 2002-м — «Безусый Самсусам». Это и стихи-загадки, и стихи-игры, считалки, страшилки, мечталки. А есть стихи, которые заставляют думать и детей, и взрослых о серьезных вещах.

Много стихотворений Шилова посвящено природе: вет­ру, цветам, букашкам, деревь­ям. И у всех, будь то таракан или муха, комар или корова, очень яркие характеры. Психо­логия в этих стихотворениях человеческая. И ребята смогли узнать, что его стихи рождают­ся от визуального впечатления: от картинки, от случая. Понра­вилось и то, что поэт любит за­канчивать свои стихи таким по­воротом, которого не ждет чи­татель.

Яркие, веселые стихи Нико­лая Шилова просятся на музыку. Композитор Е. Поплянова сочи­нила целое музыкально-поэти­ческое представление на стихи поэта — «Веселый праздник Пам-Парам».

У нас в Челябинске есть семьи, в которых Шиловские ве­чера — явление почти каждо­дневное. Это лучшая терапия после суматошного дня. Возраст поклонников поэта — от года до бесконечности.

Задолго до встречи мы раз­дали ребятам книги автора, что­бы они смогли подготовиться. И они удивили поэта своими ри­сунками, проиллюстрировав его стихи. У Н. П. Шилова родилась идея — при создании новой кни­ги использовать рисунки наших читателей, а не профессиональ­ных художников.

После встречи мы спросили ребят, для кого и для чего нужны стихи Николая Шилова. И полу­чили такие ответы:

чтобы вслух почитать и наи­зусть выучить;

поиграть в них, чтобы побыть Мухой или Барбосом;

выступить со стихотворением на празднике;

а считалки пригодятся: маль­чишкам — в прятки играть, а девчонкам — в ладоши высту­кивать;

чтобы не заскучать!

Такой писатель — проводник в мир детской литературы, нас­тоящий «детский человек». Этим и интересен. Н. П. Шилов счита­ет: «Стихи ребенку должен чи­тать взрослый. Это их сблизит — раз. Взрослый, получая удоволь­ствие от чтения, заражает этим удовольствием своего ребен­ка — два. Это книги для дружных взрослых и детей».

Стихи Шилова, еще неопуб­ликованные, расходятся в спис­ках. Прочитав его книги, ребята знают, кто придумал «блинопад» и загнал «пугало в уголо». Поэт говорит: «Смысл детской поэзии не в морализаторстве, а в том, чтобы пройти языковую школу. Почувствовать язык — образный и вкусный». И стихи вызывают в душе ребенка эмоциональный отклик, будят в нем фантазию и потребность читать и творить.

Встречи с авторами книг про­ходят в творческом диалоге, в игре, учат не «проглатывать» книги, а смаковать текст, создан­ный мастером, чувствовать улыбку и грусть автора. Любая творческая встреча с писате­лем — это и творчество детей: их рисунки, поделки. Это автогра­фы от автора книг, подарки для библиотеки. Каждый год к Дню библиотекаря у нас оформляет­ся выставка «Подарок библиоте­ке от авторов книг» с автографа­ми и пожеланиями в работе с детьми. Любая встреча — это и фотография на память с созда­телем полюбившихся произве­дений. Все это служит дополни­тельным стимулом к чтению.

Ребята любят поэзию, слуша­ют ее жадно, аплодируют щедро, радуются каждому удачному слову. Мы считаем, что стихи для них не лакомство, а наиболее пи­тательная, здоровая, витамин­ная пища.

Мы организуем встречи с пи­сателями не только для ребят младшего возраста. В нашей библиотеке состоялась встреча с писателем и киноактером Вла­димиром Вафиным для ребят 6—8-х классов.

Для молодежи В. Вафин — личность авторитетная. Мало ко­му он не затронул душу крими­нальными историями из своих знаменитых книг и фильмов. Ни для кого не секрет, что все его произведения о нелегкой судьбе молодого поколения пользуются бешеной популярностью как у детей, так и у взрослых.

Из собственных наблюдений, из общения с детьми родилась первая книга В. Вафина «Чужаки», которая в 1995 г. была отмечена премией МВД Российской Феде­рации как лучшее произведение о работе правоохранительных органов. С детскими проблема­ми он знаком не понаслышке. Проработав долгое время в дет­ском приемнике-распределителе, принял сторону детей. Имен­но книгой «Чужаки» автор хотел прокричать изо всех сил: «Подро­стки! Не крадите радость детства своего, задумайтесь о мимолет­ности юношеской поры».

Встреча с писателем нача­лась со страшной статистики: за последние годы Россия потеря­ла семь миллионов детей. Их унесли наркомания, болезни, преступность, катастрофы, бес­смысленные войны... Предста­витель комиссии при губернато­ре, писатель и киноактер В. Вафин не желает с этим мириться: «Что бы я ни делал, ни писал, ни говорил, цель только одна — встать на защиту детей. Лучше предупредить преступность, чем потом ее искоренять!»

Тема состоявшейся беседы с читателями — ценность челове­ческой жизни. Писатель пытает­ся объяснить детям, что жизнь — это хрупкий дар и что любой не­обдуманный поступок, любая случайность легко его разрушат.

Тема книги «Чужаки» страшна. Это рассказы о судьбах детей, брошенных родителями, искале­ченных обществом. Понимая, что каждому попавшему в беду подростку помочь невозможно, Вафин и написал книгу-предупреждение. У нее есть конкретный адрес — подростки и их учителя. После книги «Чужаки» вышла но­вая книга «Обрести брата» — продолжение первого романа о жизни двух братьев Росиных.

Мальчишки поначалу на встрече скептически кривились и ерзали на месте, девчонки хи­хикали. Но начинает говорить Вафин — и все меньше смешков и больше внимательных глаз. Выступление писателя имеет большое эмоциональное воз­действие. Штрихами он воссоз­дает ситуацию и окунает ребят в перипетии человеческой судь­бы. Финал встречи — заплакан­ные девичьи лица и ошарашенные лица мальчиков.

Эти эмоциональные встречи спасли не одну молодую жизнь. По признанию ребят, и эта встре­ча затронула душу, заставила за­думаться.

А вот отзывы ребят на встре­чу с писателем В. Вафиным: «Мы благодарим В. Вафина зато, что он так добр к людям, умеет со­переживать, помогать и окру­жать вниманием, душевным теп­лом. Каждый из нас не просто растрогался от его рассказов, мы поняли, что все ужасы и жес­токости современного мира мо­гут коснуться и нас. Казалось бы, мы все знаем, но никого из ребят почему-то не волнуют рассказы взрослых, наоборот, тянет на «подвиги», когда слы­шим «нельзя!». В. Вафин помог по-новому взглянуть на жизнь. В нашем классе есть мальчик, ко­торый в тот же день помирился с мамой. Мы прочитали книгу «Обрести брата», а некоторые и «Чужаки», и несколько уроков, перемен и часов общения гово­рили, говорили... Содержание, сюжет, мысли этих книг неис­черпаемы. Мы думаем, что доб­рота, сострадание — это не мяг­котелость, как сейчас многие считают. Нельзя жить по праву сильного и богатого. Если мы позволим себе только насилие, что же мы оставим после себя?»

В завершение беседы Вафин рассказал отрывок из своей но­вой книги. Слушатели внимали каждому слову писателя. Исто­рия об уральском парне, про­шедшем весь ад чеченской вой­ны, побывавшем в чеченском плену и погибшем от руки нарко­мана в родном городе, не оста­вила равнодушным никого.

Все, что делается у нас для детей, делается с большой теп­лотой и огромной любовью. Ре­зультат таких встреч превзошел все ожидания. Повысились книговыдача, посещаемость, заин­тересованность ребят в книге, ведь детская библиотека — это «аптека для души». Внимание и теплота по отношению к ребенку, непринужденность, терпение и такт — вот качества, без которых не обойтись в многотрудном де­ле руководства детским чтени­ем. Именно это помогает детям открывать мир книги.

Ольга ПРОСЕКОВА, заведующая детской библиотекой г. Челябинска