Затонских Г. Журнальная страна. Опыт работы с периодическими изданиями в отделе обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста /Г. Затонских, Л. Ивко // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 59-60.
Бескрайнее, многообещающее, глянцевое море современной периодики всеми средствами старается привлечь к себе внимание читателя. У каждого журнала есть свой неповторимый облик, неповторимый стиль и, следовательно, свой читатель. Разумеется, каждая библиотека старается выбрать лучшее из печатной продукции.
Каким образом организуется работа с периодическими изданиями в отделе обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста нашей библиотеки?
На свете много разных стран,
Но есть средь них одна,
В которой можно побывать,
Открыв журнал, тогда
Увидишь чудеса Земли
И неба, и морей.
Так не откладывай — вперед!
Читай журнал скорей!
ЛОДБ выписывает свыше 250 периодических изданий по различным отраслям знания, включая информатику и программирование. Из них большая часть находится в отделе обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста. Знакомство с «Журнальной страной» начинается уже на абонементе.
Эй, девчонки и мальчишки,
Есть у нас не только книжки!
Заходите в этот зал,
Выбирайте-ка журнал!
Такой призыв можно поместить над рабочим местом библиотекаря абонемента. Призыв выполняет сразу две функции. Ярко и красочно оформленный, он привлекает внимание каждого читателя и напоминает, что, кроме абонемента, есть читальный зал, а в нем богатый выбор периодических изданий.
Реклама — двигатель не только торговли. Понимая это, сотрудники библиотеки разработали серию рекламных буклетов «Журнальная страна от А до Я», которые, во-первых, позволяют представить все многообразие наших периодических изданий, а во-вторых, помогают ориентироваться в нем в соответствии с читательскими интересами. Например, один из этих буклетов состоит из двух разделов (полей). Все пространство их пересекают пешеходные дорожки, на которых расположены яркие круги — «остановки» с тематической подборкой и рекомендацией этих изданий. Круг № 1 объединяет журналы «А почему?», «Геоленок», «Юный путешественник». Это журналы для всех и обо всем на свете, здесь также можно найти игры, загадки, головоломки. В круг N° 5 входят журналы «Маруся», «Ромео и Джульетта», «Стильные прически» — лучшие издания, и они прежде всего для девочек. Круг № 8 — все о спорте в журналах «Весь футбол», «Спортивная жизнь России», «PROспорт».
Читатель, посетивший первое поле, понимает, что его встретят издания, которые помогут отдохнуть, скрасить досуг, поднять настроение. Периодика второго поля предназначена для делового чтения. Ома поможет стать образованными, эрудированными, разносторонне информированными.
Изучению читательских интересов в ЛОДБ уделяется пристальное внимание. Это относится и к работе с периодическими изданиями. Мы регулярно проводим блиц-опросы, мини-анкетирование. Интерес у детей вызывает возможность выразить свое мнение о любом журнале. То есть посетитель читального зала может сделать это тогда, когда у него есть желание, а не тогда, когда это предлагает библиотекарь.
«Ребята! Знаете ли вы, сколько "жителей" в нашей "Журнальной стране"? А вдруг мы про кого-то забыли? Мы уверены, что у вас тоже есть свои любимые журналы, которые еще не успели у нас поселиться. Подскажите, какие еще журналы и газеты вы хотели бы читать в нашей "Журнальной стране"».
Такое обращение к читателю постоянно находится на столе с периодикой, а рядом карандаши и бумага. Предлагай, советуй, пиши.
И пишут, и предлагают, и даже рисуют. Самые оригинальные высказывания мы откладываем отдельно. Они могут быть использованы при проведении «Журнального серпантина» — ежегодного мероприятия, посвященного самым любимым, самым читаемым изданиям.
Ему предшествует организация их рейтинга, где читатели определяют самый популярный журнал сезона:
«Хочешь победить в "журнальном забеге" и получить приз? Тогда читай свой любимый журнал и делай отметку на "беговой дорожке". И, возможно, ты станешь победителем, а твой любимый журнал получит титул "Самый популярный журнал сезона"!»
Несмотря на ограничение средств на подписку, «Журнальная страна» ежегодно обновляется. Специальная полка «Новоселы» не только обращает внимание читателей на новинки, но и предлагает оценить их с помощью специальных значков. Интересный журнал — получай «сердечко» и заслуженное признание читателей; не стали читать — такой журнал ждет «грустная рожица».
Растет и обновляется «Журнальная страна». Растут и наши читатели. Традиционным в нашем отделе стал сентябрьский «Бенефис пятиклассников». Это театрализованные экскурсии по библиотеке и настоящий праздник встречи нового читателя, когда на целый день «исчезают» библиотекари, а удивленных детей (такого они не ожидали) встречают пираты, мудрецы, принцессы и другие персонажи их любимых книг. Приглашают в свою сказку, в свое государство, во дворец или на необыкновенный остров. На одном из таких островов и находится «Журнальная страна». Начинается увлекательная, даже азартная игра. Читатели найдут потом пропавшие сокровища, увидят множество журналов, смогут по ходу игры прочитать их названия, полистать, запомнить. Возможно, тогда и произойдет встреча нового читателя с его журналом. А если нет? Но ведь будет впереди еще целый учебный год, а значит, обзоры периодики для разных возрастов и разной формы: театрализации на журнальные темы, медиаобзоры и другие мероприятия. Есть у нас и реклама в стихах.
«Геоленок» — журнал познавательный,
Интересный и увлекательный,
Вместе с ним путешествуй по свету,
Исследуй нашу планету.
Ты много чего узнаешь
И, конечно, везде побываешь.
* * *
Для девушек — это каждый знает —
Одежды много не бывает.
Чтоб что-то модное связать,
«Верену» надо почитать.
* * *
Журнал «в мире животных»
Для хороших людей и добрых,
В нем все, что только пожелаете,
О животных много узнаете.
Таким образом, наша работа с журналами — это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. Поэтому мы и пришли к мысли о создании и своего периодического издания — библиотечной газеты. Она называется «Бригантина» и служит центром письменного общения читателей друг с другом и с библиотекарями. В ней печатаются сообщения о лучших читателях и библиотечных праздниках, заметки школьников об интересных мероприятиях, первые опыты юных поэтов и прозаиков, фотографии спектаклей, заседаний клубов, а также викторины, кроссворды и смешные истории, случившиеся в стенах библиотеки. Мы обновляем рубрики, поощряем детское творчество и уверены, что, уделяя работе с периодикой пристальное внимание, не только способствуем привлечению к нам новых читателей, но и вносим весомый вклад в их умственное, нравственное, духовное развитие.
Галина ЗАТОНСКИХ, Людмила ИВКО, сотрудники Липецкой областной детской библиотеки