• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Затонских Г. Журнальная страна. Опыт работы с периодическими изданиями в отделе обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста /Г. Затонских, Л. Ивко // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 59-60.

Затонских Г. Журнальная страна. Опыт работы с периодическими изданиями в отделе обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста /Г. Затонских, Л. Ивко // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 59-60.

Бескрайнее, многообещающее, глянцевое море современной периодики всеми средствами старается привлечь к себе внимание читателя. У каждого журнала есть свой неповторимый облик, неповторимый стиль и, следовательно, свой читатель. Разумеется, каждая библиотека старается выбрать лучшее из печатной продукции.

Каким образом организуется работа с периодическими изданиями в отделе обслужива­ния читателей среднего и стар­шего школьного возраста нашей библиотеки?

На свете много разных стран,

Но есть средь них одна,

В которой можно побывать,

Открыв журнал, тогда

Увидишь чудеса Земли

И неба, и морей.

Так не откладывай — вперед!

Читай журнал скорей!

ЛОДБ выписывает свыше 250 периодических изданий по различным отраслям знания, включая информатику и програм­мирование. Из них большая часть находится в отделе обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста. Знакомство с «Журнальной страной» начина­ется уже на абонементе.

Эй, девчонки и мальчишки,

Есть у нас не только книжки!

Заходите в этот зал,

Выбирайте-ка журнал!

Такой призыв можно помес­тить над рабочим местом биб­лиотекаря абонемента. Призыв выполняет сразу две функции. Ярко и красочно оформленный, он привлекает внимание каждого читателя и напоминает, что, кро­ме абонемента, есть читальный зал, а в нем богатый выбор пе­риодических изданий.

Реклама — двигатель не толь­ко торговли. Понимая это, сот­рудники библиотеки разработа­ли серию рекламных буклетов «Журнальная страна от А до Я», которые, во-первых, позволяют представить все многообразие наших периодических изданий, а во-вторых, помогают ориентиро­ваться в нем в соответствии с чи­тательскими интересами. Нап­ример, один из этих буклетов состоит из двух разделов (по­лей). Все пространство их пере­секают пешеходные дорожки, на которых расположены яркие кру­ги — «остановки» с тематической подборкой и рекомендацией этих изданий. Круг № 1 объеди­няет журналы «А почему?», «Геоленок», «Юный путешествен­ник». Это журналы для всех и обо всем на свете, здесь также мож­но найти игры, загадки, голово­ломки. В круг N° 5 входят журна­лы «Маруся», «Ромео и Джульет­та», «Стильные прически» — лучшие издания, и они прежде всего для девочек. Круг № 8 — все о спорте в журналах «Весь футбол», «Спортивная жизнь России», «PROспорт».

Читатель, посетивший первое поле, понимает, что его встретят издания, которые помогут отдох­нуть, скрасить досуг, поднять наст­роение. Периодика второго поля предназначена для делового чте­ния. Ома поможет стать образо­ванными, эрудированными, раз­носторонне информированными.

Изучению читательских инте­ресов в ЛОДБ уделяется прис­тальное внимание. Это относит­ся и к работе с периодическими изданиями. Мы регулярно про­водим блиц-опросы, мини-анке­тирование. Интерес у детей вы­зывает возможность выразить свое мнение о любом журнале. То есть посетитель читального зала может сделать это тогда, когда у него есть желание, а не тогда, когда это предлагает биб­лиотекарь.

«Ребята! Знаете ли вы, сколь­ко "жителей" в нашей "Журналь­ной стране"? А вдруг мы про кого-то забыли? Мы уверены, что у вас тоже есть свои любимые журналы, которые еще не успе­ли у нас поселиться. Подскажи­те, какие еще журналы и газеты вы хотели бы читать в нашей "Журнальной стране"».

Такое обращение к читателю постоянно находится на столе с периодикой, а рядом карандаши и бумага. Предлагай, советуй, пиши.

И пишут, и предлагают, и даже рисуют. Самые оригинальные высказывания мы откладываем отдельно. Они могут быть ис­пользованы при проведении «Журнального серпантина» — ежегодного мероприятия, пос­вященного самым любимым, са­мым читаемым изданиям.

Ему предшествует организа­ция их рейтинга, где читатели определяют самый популярный журнал сезона:

«Хочешь победить в "журналь­ном забеге" и получить приз? Тог­да читай свой любимый журнал и делай отметку на "беговой до­рожке". И, возможно, ты станешь победителем, а твой любимый журнал получит титул "Самый по­пулярный журнал сезона"!»

Несмотря на ограничение средств на подписку, «Журналь­ная страна» ежегодно обновля­ется. Специальная полка «Ново­селы» не только обращает вни­мание читателей на новинки, но и предлагает оценить их с по­мощью специальных значков. Интересный журнал — получай «сердечко» и заслуженное приз­нание читателей; не стали чи­тать — такой журнал ждет «грустная рожица».

Растет и обновляется «Жур­нальная страна». Растут и наши читатели. Традиционным в нашем отделе стал сентябрьский «Бене­фис пятиклассников». Это театра­лизованные экскурсии по библио­теке и настоящий праздник встре­чи нового читателя, когда на целый день «исчезают» библиоте­кари, а удивленных детей (такого они не ожидали) встречают пира­ты, мудрецы, принцессы и другие персонажи их любимых книг. Приглашают в свою сказку, в свое государство, во дворец или на не­обыкновенный остров. На одном из таких островов и находится «Журнальная страна». Начинается увлекательная, даже азартная иг­ра. Читатели найдут потом про­павшие сокровища, увидят мно­жество журналов, смогут по ходу игры прочитать их названия, по­листать, запомнить. Возможно, тогда и произойдет встреча ново­го читателя с его журналом. А ес­ли нет? Но ведь будет впереди еще целый учебный год, а значит, обзоры периодики для разных возрастов и разной формы: теат­рализации на журнальные темы, медиаобзоры и другие мероприя­тия. Есть у нас и реклама в стихах.

«Геоленок» — журнал познавательный,

Интересный и увлекательный,

Вместе с ним путешествуй по свету,

Исследуй нашу планету.

Ты много чего узнаешь

И, конечно, везде побываешь.

* * *

Для девушек — это каждый знает —

Одежды много не бывает.

Чтоб что-то модное связать,

«Верену» надо почитать.

* * *

Журнал «в мире животных»

Для хороших людей и добрых,

В нем все, что только пожелаете,

О животных много узнаете.

Таким образом, наша работа с журналами — это своеобраз­ная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Бла­годаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и вы­разить, показать себя. Поэтому мы и пришли к мысли о создании и своего периодического изда­ния — библиотечной газеты. Она называется «Бригантина» и слу­жит центром письменного обще­ния читателей друг с другом и с библиотекарями. В ней печата­ются сообщения о лучших чита­телях и библиотечных праздни­ках, заметки школьников об ин­тересных мероприятиях, первые опыты юных поэтов и прозаиков, фотографии спектаклей, заседа­ний клубов, а также викторины, кроссворды и смешные истории, случившиеся в стенах библиоте­ки. Мы обновляем рубрики, по­ощряем детское творчество и уверены, что, уделяя работе с периодикой пристальное внима­ние, не только способствуем привлечению к нам новых чита­телей, но и вносим весомый вклад в их умственное, нрав­ственное, духовное развитие.

Галина ЗАТОНСКИХ, Людмила ИВКО, сотрудники Липецкой областной детской библиотеки