• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Волкова Е. «Все в твоих руках» (Программа сотрудничества школьных, детских и юношеских библиотек) / Е. Волкова // Школьная библиотека. – 2007. – № 2. – С. 51-54.

Волкова Е. «Все в твоих руках» (Программа сотрудничества школьных, детских и юношеских библиотек) / Е. Волкова // Школьная библиотека. – 2007. – № 2. – С. 51-54.

Образование ни­когда не было застывшей сфе­рой деятельности, одна­ко в последние годы здесь внедряется осо­бенно много инноваций. Все они требуют мощной библиотечно-информа­ционной поддержки, ко­торую не всегда может самостоятельно оказать в полной мере библиотека того или иного образо­вательного учреждения. Наш проверенный временем опыт показывает, что сотрудниче­ство и взаимопомощь различных образова­тельных и библиотечных учреждений выгод­ны каждой из сторон.

Одно из направлений модернизации образо­вательной системы страны — внедрение Концеп­ции профильного обучения школьников. Важно добиться того, чтобы уже в школьные годы уча­щиеся могли не просто сделать правильный вы­бор будущей профессии, но и заложить основы своего будущего социально-профессионального развития. Проблемы, связанные с предпрофильной подготовкой и профильным обучением, ре­шаются практически в каждом учебном заведе­нии. Однако до сих пор свыше 80% старше­классников считают, что пока школа не дает необходимых им реальных ориентиров для жизненного самоопределения.

Не секрет, что осуществление зрелого выбо­ра зависит во многом от наличия у школьников широкой информированности. Им нужны знания о тенденциях научно-технического прогресса, развитии высокотехнологических производств, появлении новых интегрированных и обновлен­ных профессий, особенностях становления предпринимательства и специфике функциони­рования предприятий различных форм собственности и пр. К сожалению, помочь под­росткам получить такую информацию зачастую не могут учителя и родители.

И тогда на помощь приходят библиотекари. Действительно, самый надежный и самый дос­тупный способ добывания информации — посе­щение библиотеки, где необходимую информа­цию сегодня можно получить любым понравив­шимся способом: из книг, журналов, газет, из электронных баз данных, используя сетевые ре­сурсы Интернета и даже непосредственно из уст интересных людей, встречи с которыми успешно организуют библиотекари.

Объединить усилия педагогов и библио­текарей в деле воспитания активной, интел­лектуально-развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любых соци­ально-экономических условиях, помогает разработанная в ИМЦ программа сотрудни­чества школьных, детских и юношеских биб­лиотек «Все в твоих руках». Ее цель — созда­ние условий для качественной информационной поддержки учащихся по вопросам социальной адаптации к условиям современного общества, личностного и профессионального самоопреде­ления.

Инновационная направленность програм­мы базируется на её комплексности: мы су­мели интегрировать задачи и достижения педагогической науки в сфере предпрофильного и профильного обучения школьни­ков и соответствующие наработки библио­тековедения. Именно на этой основе опре­делены ключевые моменты объединения педагогической и библиотечной деятель­ности в данном направлении в условиях до­полнительного образования. Красной нитью программы стала идея консолидации уси­лий библиотек города и педагогических ор­ганизаций по оказанию реальной помощи учащимся для успешного их вхождения в современное информационное общество.

Программа предусматривает совместное решение следующих задач:

  • стимулирование и активизацию у детей ус­тойчивого интереса к книге, библиотеке, чте­нию;
  • расширение знаний школьников о многооб­разии мира профессий и возможностях их полу­чения;
  • формирование стойкой мотивации у детей и подростков, направленной на осмысленный под­ход к обучению и самообразованию;
  • содействие государству в воспитании, об­разовании, профессиональной ориентации мо­лодых людей;
  • обеспечение досугового и развивающего характера обучения;
  • обеспечение продвижения и обращаемости фондов наиболее ценной литературы.

Можно условно выделить следующие методы, предлагаемые программой к применению:

  • Установочно-коммуникативный. Он пре­дусматривает знакомство детей с библиотекой, ее деятельностью, коллективом библиотекарей; членов клуба, кружка — друг с другом; постанов­ку целей и задач работы на учебный год, приня­тие и утверждение программы работы, опреде­ление ожидаемых результатов.
  • Обучающе-воспитывающий. Этот метод применяется в основном на занятиях кружков и клубов по специально разработанной для них программе и предполагает комплекс бесед, тре­нингов, деловых игр и др.
  • Проблемно-поисковый. Он складывается из постановки проблем и поиска их решений, проведения исследований в рассматриваемой деятельности.
  • Творческий. Это «проба сил» в различных видах деятельности: разработка сценариев, ор­ганизация и проведение творческих вечеров, встреч, экскурсий.
  • Оценивающий. Данный метод применяет­ся для подведения итогов, анализа работы, сравнения ожидаемых и достигнутых результа­тов.

Программой определены результаты, ко­торых предполагается достичь в ходе ее ре­ализации, отдельно для детей и подростков, работников библиотек и педагогов.

Сегодня в осуществлении данной програм­мы участвуют 19 общеобразовательных уч­реждений города (12 общеобразователь­ных школ, одна коррекционная, три гим­назии, лицей, школа-интернат, центр образования), где обучается более 9 ты­сяч учащихся.

Помимо библиотек образовательных учреж­дений нами задействованы центральная детская библиотека, детская библиотека «Зеленый мир» и молодежная библиотека. Их совокупные ин­формационные ресурсы имеют универсальный профиль и насчитывают более 175 тыс. экземп­ляров изданий. В настоящее время охват школьников чтением достиг 87%.

В свою очередь библиотеки поддерживают партнерские отношения не только со школами, но и с детскими дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, домами культуры и пр.

Программа использует уже накопленный бо­гатый практический опыт партнерства библио­тек и образовательных учреждений региона. В ней выделены и предложены в качестве воз­можных направлений совместной деятельнос­ти такие элементы профориентационной рабо­ты, как профпропаганда, профвоспитание, профдиагностика, профконсультирование школьников.

Среди наиболее эффективных форм работы мы выделяем те, что помогают объединить биб­лиотечные традиции с педагогическими: профориентационные игры, организацию круж­ков и клубов, работающих с разновозраст­ными группами ребят, и др.

Профориентационная игра — одно из акти­визирующих профконсультационных средств.

Игры мы проводим на праздниках и вечерах встреч со специалистами, в рамках дней про­фориентации и при ознакомительных экскурси­ях на предприятия города. В онтогенезе чело­века игра проходит определенные стадии развития от ролевых игр и игр с правилами детского возраста к более сложным видам игр подростков и взрослых. Последние нап­равлены на проигрывание в воображении вари­антов и перспектив собственного самоопреде­ления и профессионального развития и созда­ют большие возможности для повышения внутренней активности играющего. Наши биб­лиотекари широко применяют в работе со школьниками следующие профориентационные игры:

  • «Пришельцы»,
  • «Профконсультация»,
  • «Ассоциация»,
  • «Угадай профессию»,
  • «Пойми меня»,
  • «Профессия и личность» и др.

Отметим, что к активизирующим методам (по Н.С. Пряжникову) относятся также игровые профориентационные упражнения, карточные профконсультационные методики, настольные и бланковые карточные игры, ценностно-смысловые опросники, профессиографические встречи-уроки и т.п.

Среди клубов хочется отметить профориентационную работу краеведческого клуба «Италмас», который организует встречи с соби­рателями удмуртского фольклора, мастерицами национального костюма, другими мастерами своего дела. Эффективно и обращение к исто­рии родного края, ведь на удмуртской земле ро­дились и выросли такие талантливые личности, высокие профессионалы, как композитор П.И. Чайковский (его дед с 1796 по 1818 год был городничим Глазова), актриса О.Л. Книппер-Чехова (жена А.П. Чехова), конструктор М.Т. Калаш­ников и другие.

В юношеской библиотеке работает клуб «Предприниматель», где юноши и девушки знакомятся с новыми профессиями, требую­щими развития деловых качеств, практической сметки, правовых и экономических знаний. Члены клуба сами решают, кого пригласить на очередное заседание, о каких профессиях и специальностях стоит поговорить подробнее. В гостях у ребят побывали и руководители ве­дущих предприятий города, и местные предп­риниматели. Само участие в подготовке и про­ведении таких встреч способствует выявлению лидерских и организаторских качеств, помога­ет определиться с будущей профессией.

Есть возможность у библиотекарей приме­нять еще один метод профориентационной работы — профактивизацию.

Он основан на создании условий для практической пробы сил в различных сфе­рах трудовой деятельности. Так, при Цент­ральной детской библиотеке работает кру­жок «Юный библиограф», где дети с младше­го школьного возраста познают азы библиотечного дела.

Вначале они учатся бережному отноше­нию к книге: занимаются мелким ремонтом книг, технической обработкой печатных из­даний, расстановкой библиотечного фонда. Со временем ребята осваивают методику проведения экскурсий по библиотеке, ини­циируют и проводят театрализованные биб­лиотечные праздники и спектакли для малы­шей. Став старшеклассниками, учащиеся испытывают себя, создавая библиографи­ческие пособия, пробуют свои силы в роли библиотекарей абонемента и библиографов читального зала. Узнав библиотечные спе­циальности с разных сторон, они могут де­лать выводы о возможном выборе жизнен­ного пути в данной сфере.

Подготовленная нами программа рассчитана на один учебный год. В ней предусмотрены три периода:

  • ознакомительный (сентябрь, октябрь);
  • основной (деятельностный) (ноябрь—ап­рель);
  • заключительный (май).

Цель ознакомительного периода — соз­дание условий для формирования мотивации на посещение библиотеки. Здесь решаются задачи знакомства учащихся с библиотекой и основными направлениями ее деятельности, активизации интереса к литературе и помощь юным читателям в выборе кружков и клубов.

В основной (деятельностный) период ставится цель сформировать мотивацию собственной деятельности учащихся, направ­ленной на осмысленный подход к обучению и самообразованию. За этот период школьники должны расширить знания о многообразии ми­ра профессий и способах самореализации че­ловека в современном мире, закрепить знания, умения и навыки работы с библиотечной ин­формацией. Задача библиотеки и педагогов — создание условий для профессионального са­моопределения посредством развития различ­ных интересов и стимулирования интереса де­тей к углубленному изучению соответствующей литературы.

В заключительный период осуществляет­ся анализ совместной деятельности педаго­гов, библиотекарей и учащихся за прошедший учебный год. Среди задач — подведение ито­гов работы по программе, выявление положи­тельных и негативных аспектов проделанной работы, поощрение наиболее активных ее участников.

Объединение усилий педагогов и библиоте­карей в условиях перехода системы образова­ния к профильному обучению способствует дос­тижению взаимовыгодных целей. В частности, совместная деятельность помогает школьным, детским и юношеским библиотекам не только внедрять инновационные формы и методы рабо­ты, но и решать свои специфические задачи с педагогических позиций:

  • активно влиять на общую стратегию школы, в соответствии с которой и учителя, и библиоте­кари формируют навыки работы с информацией и помогают учащимся применять их по мере не­обходимости,
  • эффективно сочетать традиционные для школы формы работы с богатым арсеналом биб­лиотечных форм и методов.

В заключение отмечу, что наша программа была направлена на конкурс «Мастер книги — 2006».

Е. Л. ВОЛКОВА, методист МОУ дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр» Управления образования администрации г. Глазова, Республика Удмуртия