Волкова Е. «Все в твоих руках» (Программа сотрудничества школьных, детских и юношеских библиотек) / Е. Волкова // Школьная библиотека. – 2007. – № 2. – С. 51-54.
Образование никогда не было застывшей сферой деятельности, однако в последние годы здесь внедряется особенно много инноваций. Все они требуют мощной библиотечно-информационной поддержки, которую не всегда может самостоятельно оказать в полной мере библиотека того или иного образовательного учреждения. Наш проверенный временем опыт показывает, что сотрудничество и взаимопомощь различных образовательных и библиотечных учреждений выгодны каждой из сторон.
Одно из направлений модернизации образовательной системы страны — внедрение Концепции профильного обучения школьников. Важно добиться того, чтобы уже в школьные годы учащиеся могли не просто сделать правильный выбор будущей профессии, но и заложить основы своего будущего социально-профессионального развития. Проблемы, связанные с предпрофильной подготовкой и профильным обучением, решаются практически в каждом учебном заведении. Однако до сих пор свыше 80% старшеклассников считают, что пока школа не дает необходимых им реальных ориентиров для жизненного самоопределения.
Не секрет, что осуществление зрелого выбора зависит во многом от наличия у школьников широкой информированности. Им нужны знания о тенденциях научно-технического прогресса, развитии высокотехнологических производств, появлении новых интегрированных и обновленных профессий, особенностях становления предпринимательства и специфике функционирования предприятий различных форм собственности и пр. К сожалению, помочь подросткам получить такую информацию зачастую не могут учителя и родители.
И тогда на помощь приходят библиотекари. Действительно, самый надежный и самый доступный способ добывания информации — посещение библиотеки, где необходимую информацию сегодня можно получить любым понравившимся способом: из книг, журналов, газет, из электронных баз данных, используя сетевые ресурсы Интернета и даже непосредственно из уст интересных людей, встречи с которыми успешно организуют библиотекари.
Объединить усилия педагогов и библиотекарей в деле воспитания активной, интеллектуально-развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любых социально-экономических условиях, помогает разработанная в ИМЦ программа сотрудничества школьных, детских и юношеских библиотек «Все в твоих руках». Ее цель — создание условий для качественной информационной поддержки учащихся по вопросам социальной адаптации к условиям современного общества, личностного и профессионального самоопределения.
Инновационная направленность программы базируется на её комплексности: мы сумели интегрировать задачи и достижения педагогической науки в сфере предпрофильного и профильного обучения школьников и соответствующие наработки библиотековедения. Именно на этой основе определены ключевые моменты объединения педагогической и библиотечной деятельности в данном направлении в условиях дополнительного образования. Красной нитью программы стала идея консолидации усилий библиотек города и педагогических организаций по оказанию реальной помощи учащимся для успешного их вхождения в современное информационное общество.
Программа предусматривает совместное решение следующих задач:
- стимулирование и активизацию у детей устойчивого интереса к книге, библиотеке, чтению;
- расширение знаний школьников о многообразии мира профессий и возможностях их получения;
- формирование стойкой мотивации у детей и подростков, направленной на осмысленный подход к обучению и самообразованию;
- содействие государству в воспитании, образовании, профессиональной ориентации молодых людей;
- обеспечение досугового и развивающего характера обучения;
- обеспечение продвижения и обращаемости фондов наиболее ценной литературы.
Можно условно выделить следующие методы, предлагаемые программой к применению:
- Установочно-коммуникативный. Он предусматривает знакомство детей с библиотекой, ее деятельностью, коллективом библиотекарей; членов клуба, кружка — друг с другом; постановку целей и задач работы на учебный год, принятие и утверждение программы работы, определение ожидаемых результатов.
- Обучающе-воспитывающий. Этот метод применяется в основном на занятиях кружков и клубов по специально разработанной для них программе и предполагает комплекс бесед, тренингов, деловых игр и др.
- Проблемно-поисковый. Он складывается из постановки проблем и поиска их решений, проведения исследований в рассматриваемой деятельности.
- Творческий. Это «проба сил» в различных видах деятельности: разработка сценариев, организация и проведение творческих вечеров, встреч, экскурсий.
- Оценивающий. Данный метод применяется для подведения итогов, анализа работы, сравнения ожидаемых и достигнутых результатов.
Программой определены результаты, которых предполагается достичь в ходе ее реализации, отдельно для детей и подростков, работников библиотек и педагогов.
Сегодня в осуществлении данной программы участвуют 19 общеобразовательных учреждений города (12 общеобразовательных школ, одна коррекционная, три гимназии, лицей, школа-интернат, центр образования), где обучается более 9 тысяч учащихся.
Помимо библиотек образовательных учреждений нами задействованы центральная детская библиотека, детская библиотека «Зеленый мир» и молодежная библиотека. Их совокупные информационные ресурсы имеют универсальный профиль и насчитывают более 175 тыс. экземпляров изданий. В настоящее время охват школьников чтением достиг 87%.
В свою очередь библиотеки поддерживают партнерские отношения не только со школами, но и с детскими дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, домами культуры и пр.
Программа использует уже накопленный богатый практический опыт партнерства библиотек и образовательных учреждений региона. В ней выделены и предложены в качестве возможных направлений совместной деятельности такие элементы профориентационной работы, как профпропаганда, профвоспитание, профдиагностика, профконсультирование школьников.
Среди наиболее эффективных форм работы мы выделяем те, что помогают объединить библиотечные традиции с педагогическими: профориентационные игры, организацию кружков и клубов, работающих с разновозрастными группами ребят, и др.
Профориентационная игра — одно из активизирующих профконсультационных средств.
Игры мы проводим на праздниках и вечерах встреч со специалистами, в рамках дней профориентации и при ознакомительных экскурсиях на предприятия города. В онтогенезе человека игра проходит определенные стадии развития от ролевых игр и игр с правилами детского возраста к более сложным видам игр подростков и взрослых. Последние направлены на проигрывание в воображении вариантов и перспектив собственного самоопределения и профессионального развития и создают большие возможности для повышения внутренней активности играющего. Наши библиотекари широко применяют в работе со школьниками следующие профориентационные игры:
- «Пришельцы»,
- «Профконсультация»,
- «Ассоциация»,
- «Угадай профессию»,
- «Пойми меня»,
- «Профессия и личность» и др.
Отметим, что к активизирующим методам (по Н.С. Пряжникову) относятся также игровые профориентационные упражнения, карточные профконсультационные методики, настольные и бланковые карточные игры, ценностно-смысловые опросники, профессиографические встречи-уроки и т.п.
Среди клубов хочется отметить профориентационную работу краеведческого клуба «Италмас», который организует встречи с собирателями удмуртского фольклора, мастерицами национального костюма, другими мастерами своего дела. Эффективно и обращение к истории родного края, ведь на удмуртской земле родились и выросли такие талантливые личности, высокие профессионалы, как композитор П.И. Чайковский (его дед с 1796 по 1818 год был городничим Глазова), актриса О.Л. Книппер-Чехова (жена А.П. Чехова), конструктор М.Т. Калашников и другие.
В юношеской библиотеке работает клуб «Предприниматель», где юноши и девушки знакомятся с новыми профессиями, требующими развития деловых качеств, практической сметки, правовых и экономических знаний. Члены клуба сами решают, кого пригласить на очередное заседание, о каких профессиях и специальностях стоит поговорить подробнее. В гостях у ребят побывали и руководители ведущих предприятий города, и местные предприниматели. Само участие в подготовке и проведении таких встреч способствует выявлению лидерских и организаторских качеств, помогает определиться с будущей профессией.
Есть возможность у библиотекарей применять еще один метод профориентационной работы — профактивизацию.
Он основан на создании условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности. Так, при Центральной детской библиотеке работает кружок «Юный библиограф», где дети с младшего школьного возраста познают азы библиотечного дела.
Вначале они учатся бережному отношению к книге: занимаются мелким ремонтом книг, технической обработкой печатных изданий, расстановкой библиотечного фонда. Со временем ребята осваивают методику проведения экскурсий по библиотеке, инициируют и проводят театрализованные библиотечные праздники и спектакли для малышей. Став старшеклассниками, учащиеся испытывают себя, создавая библиографические пособия, пробуют свои силы в роли библиотекарей абонемента и библиографов читального зала. Узнав библиотечные специальности с разных сторон, они могут делать выводы о возможном выборе жизненного пути в данной сфере.
Подготовленная нами программа рассчитана на один учебный год. В ней предусмотрены три периода:
- ознакомительный (сентябрь, октябрь);
- основной (деятельностный) (ноябрь—апрель);
- заключительный (май).
Цель ознакомительного периода — создание условий для формирования мотивации на посещение библиотеки. Здесь решаются задачи знакомства учащихся с библиотекой и основными направлениями ее деятельности, активизации интереса к литературе и помощь юным читателям в выборе кружков и клубов.
В основной (деятельностный) период ставится цель сформировать мотивацию собственной деятельности учащихся, направленной на осмысленный подход к обучению и самообразованию. За этот период школьники должны расширить знания о многообразии мира профессий и способах самореализации человека в современном мире, закрепить знания, умения и навыки работы с библиотечной информацией. Задача библиотеки и педагогов — создание условий для профессионального самоопределения посредством развития различных интересов и стимулирования интереса детей к углубленному изучению соответствующей литературы.
В заключительный период осуществляется анализ совместной деятельности педагогов, библиотекарей и учащихся за прошедший учебный год. Среди задач — подведение итогов работы по программе, выявление положительных и негативных аспектов проделанной работы, поощрение наиболее активных ее участников.
Объединение усилий педагогов и библиотекарей в условиях перехода системы образования к профильному обучению способствует достижению взаимовыгодных целей. В частности, совместная деятельность помогает школьным, детским и юношеским библиотекам не только внедрять инновационные формы и методы работы, но и решать свои специфические задачи с педагогических позиций:
- активно влиять на общую стратегию школы, в соответствии с которой и учителя, и библиотекари формируют навыки работы с информацией и помогают учащимся применять их по мере необходимости,
- эффективно сочетать традиционные для школы формы работы с богатым арсеналом библиотечных форм и методов.
В заключение отмечу, что наша программа была направлена на конкурс «Мастер книги — 2006».
Е. Л. ВОЛКОВА, методист МОУ дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр» Управления образования администрации г. Глазова, Республика Удмуртия