Боева Л. «Читает книгу мальчик! И я его люблю!» Мир детской книги: современные проблемы чтения и книгоиздания / Л. Боева // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 31-32.
В рамках ПРОФИ-центра библиотечного развития Липецкая областная детская библиотека провела очередное занятие Творческой мастерской сельского библиотекаря на тему «Мир детской книги: современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей».
Специалистами ЛОДБ были освещены вопросы: «Чтение как жизненная стратегия: статус, проблемы, перспективы», «Детская книга XXI века: новые авторы, актуальные жанры»; проведен мастер-класс «Открываем богатства журнального царства: популяризация детских периодических изданий». О современном рынке российской детской литературы информировал представитель книготорговой компании «Амиталь». Слушателей заинтересовал опыт работы ЛОДБ «Лучшие книги — детям: идеи, проекты, программы»:
- «Театр книги "Синяя птица" как способ привлечения к чтению»;
- «"равные возможности": социокультурная адаптация детей с проблемами в развитии средствами искусства»;
- «"Беби-АРТ": взаимодействие детской библиотеки и семьи в поддержке творческого развития читателя».
«Компьютерное иго. Машинный переворот.
Дискеты, файлы, игры...
Счастливые вериги — или наоборот?
Но на скамейке сада (я вроде бы не сплю?)
Читает книгу мальчик! И я его люблю!»
Эти слова Риммы Казаковой как нельзя лучше отражают настоящее положение вещей с чтением книг в современной России. По данным ВЦИОМ (апрель 2007 г.), 50 процентов нашего населения за год не прочитало ни одной книги. Да, грустно осознавать, что и читают меньше, и поверхностным, деловым стало чтение, и комиксам отдается уже не только детское, но и взрослое читательское предпочтение, и новых детских авторов слишком мало, и стоит запыленная классика на полках, ждет своего часа, когда школьная программа заставит подростка взять Некрасова, Крылова, Тютчева, Чехова и т. д.
Проводимые библиотеками исследования показывают: доминирующими из всего реестра библиотечных услуг являются информационные.
Мир стремительно развивается. В новом социокультурном контексте современное поколение относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации. Процесс трансформации чтения неизбежен.
Каков же он, современный детский читатель? Подросток 6—7-го класса стар душой: его мозг устал от огромного объема знаний, кружков, секций, обязанностей, часто меняющихся программ, учебников, компьютера, телевизора, назиданий педагогов и родителей. Последние часто склонны думать, что тщательно распланированное и полностью занятое делами время ребенка способствует его насыщенной внутренней жизни. Но это далеко не так. Очень часто это иллюзия.
Огромный поток информации да еще с преобладанием нравственной грязи, с беззастенчивым снятием покровов со всех сакральных тайн, с растаптыванием пиетета между учеником и учителем, между родителями и детьми, дедом и внуком, прошлым и настоящим страны не сулит ничего хорошего развитию ребенка, а значит, и общества.
Что может предложить читателю отечественная современная детская литература взамен огромного изобилия мусорной, низкопробной литературы-фикции, пропагандирующей культ насилия, агрессии, жестокости и цинизма?
На мой взгляд, главной негативной тенденцией современной детской литературы становится ориентированность на дидактическое назидание. То есть педагогика явно превалирует над художеством. В редких книгах для младших школьников и подростков можно встретить яркую фантазию, гротеск, разнообразие жанров, способных созидать творческое начало в читателе, навыки творческого мышления.
Литература «а-ля Емец» постепенно освобождается от «ненужного» психологизма, то есть от существования в сюжетной линии глубины подтекстов, психологических мотиваций. Настоящая серьезная проза вытесняется ширпотребом. Эта псевдолитература если и влияет на формирование мировоззрения, то негативно.
Лишенная традиционного своего предназначения, представленная примитивными детективами или историями о Тане Гроттер, она становится частью развлекательной индустрии.
Что имеем в результате? Упрощение сюжета, обмельчание героя, жанровая сумятица, запрограммированная серийность, сериальность, комиксовость продукта и вытеснение книги журналом, далеко не всегда хорошим.
К счастью, в противовес ширпотребу есть и подлинная художественная литература. Писатели «новой волны», начинавшие творить в 1990-е гг., определяющим настроением своих книг сделали мягкую иронию и тонкий юмор. Новая тенденция ведет к развитию в детской литературе целого направления — «ироничной прозы». Она представлена именами Олега Кургузова, Артура Гиваргизова, Ксении Драгунской, Михаила Есеновского, Александра Дорофеева, Сергея Георгиева, Артура Кангина, Виктора Зайца и др.
Показателем качества современной детской литературы можно считать то, что многие критики сегодня с трудом отграничивают хорошую детскую литературу от литературы взрослой. Еще Корней Чуковский в свое время заявил: «Поэзия для детей и взрослых должна казаться поэзией».
Еще одним признаком современной детской литературы следует считать тенденцию к объединению детей и взрослых. Нет запретных тем; и дети вместе со взрослыми размышляют о болезнях, одиночестве, смерти. В европейской литературе эта тенденция представлена произведениями таких писателей, как Марк Хэддон, Эрик-Эмманюэль Смитт, Мари-Од Мюрай и др.
Размышления о сложных жизненных вопросах, об остром одиночестве в книгах Ирины Полянской («Прохождение тени», «Куда ушел трамвай», «Тихая комната»), Виктора Зайца («Птица-дедушка»), Марины Москвиной («Моя собака любит джаз»), Михаила Есеновского («Папа большой и папа маленький»), Бориса Минаева («Детство Левы»).
Дети в произведениях представителей «новой волны» — не объект дидактического воспитания, а полноправный субъект действия, жизни.
Прежняя советская литература предлагала беззащитному и обиженному ребенку школу, друзей, старших товарищей. В современных рассказах и повестях герои часто бесконечно одиноки. Но именно нынешняя литература убеждает: дети и взрослые так похожи, найти общий язык так просто, нужно только сделать шаг навстречу друг другу.
Невозможно оспаривать главный педагогический принцип, в соответствии с которым надо учить ребенка — играя с ним. Но не слишком ли мы увлеклись «экшеном» в массовой работе? Стремясь к успеху, современный человек привык все делать на скорую руку: питаться фастфудом, смотреть несерьезное кино, читать неглубокие книги. Соответственно, развивается клиповое мышление, нет и речи о глубине переживаний от увиденного или прочитанного. На молодежном сленге это звучит так: «Чтобы цепляло, но не грузило». Увы, это становится приметой нашего времени.
К сожалению, редкой библиотечной формой стали читательские конференции, обсуждения книг, беседы о прочитанном, которые требуют неспешности, вдумчивости, эмоциональной глубины восприятия. Вспоминается мастер-класс (межрегиональный семинар 2005 г. в ЛОДБ) доцента кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств И. И. Тихомировой — автора научно-педагогических книг и многочисленных журнальных публикаций по проблемам детского чтения. Тогда темой занятия стало обсуждение с детьми 8—10 лет рассказа Радия Погодина «Жаба». Это был пример настоящего, душевного, несуетливого, без внешних эффектов, теплого человеческого общения с ребенком без педагогических назиданий, где ребятишкам не задавались фактографические вопросы «Что?», «Где?», «Когда?». Разговор строился на развитии у него навыков анализа прочитанного, умения формулировать свои суждения, давать оценку прочитанному. Это и есть воспитание талантливого читателя, и процесс социализации личности.
Также запомнился мастер-класс, который провела кандидат психологических наук, заведующая отделом социально-психологических проблем детского чтения РГДБ О. Л. Кабачек на научно-практической конференции «Современная детская библиотека — центр детского чтения» в 2006 г. в Орле.
Суть идеи настолько проста, что ею можно воспользоваться в любой библиотеке вне зависимости от материальных условий: детям предлагается по 25 карточек с изображениями различных предметов, сказочных персонажей, видов природы и т. д. Ребенок по своему усмотрению выбирает 7—8 карточек и использует их для сочинения своей истории или сказки.
Общение с маленьким читателем идет в виде игры и диалога на принципе свободной беседы на равных. Дети свободно высказывают свои мнения, суждения, взгляды. Главное здесь — предоставить ребенку возможность сказать все, что он хочет.
В 2005 г в ЛОДБ прошло анкетное исследование «Судьбоносные встречи» — о роли книги в жизни человека. Была поставлена задача — сравнить, как к книге относятся люди разных поколений, то есть повлияли ли глобальные социальные изменения на отношение к книге. В каждой группе (в одну входили дети, в другую — взрослые) было одинаковое число респондентов. Мы полагали, что это исследование докажет следующий факт: в связи с изменениями в обществе у человека изменится отношение к книге.
Но результаты опросов опровергли наше предположение. Мы не установили значительных различий в воздействии книги на представителей разных поколений ни по силе, ни по характеру этого воздействия. Впечатления от прочитанного, описываемые респондентами пятидесяти и пятнадцати лет, очень похожи. Порой даже повторяют друг друга слово в слово.
Это говорит о том, что хорошая книга — достояние всех поколений, поскольку содержит вечные ценности, которые находят отклик в душе человека и в XIX, и в XX, и в XXI в.
Людмила БОЕВА, заместитель директора Липецкой областной детской библиотеки