• Главная
  • Статьи
  • Методические материалы
  • Боева Л. «Читает книгу мальчик! И я его люблю!» Мир детской книги: современные проблемы чтения и книгоиздания / Л. Боева // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 31-32.

Боева Л. «Читает книгу мальчик! И я его люблю!» Мир детской книги: современные проблемы чтения и книгоиздания / Л. Боева // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 31-32.

В рамках ПРОФИ-центра библиотечного развития Липецкая областная детская библиотека провела очередное занятие Творческой мастерской сельского библиотекаря на тему «Мир детской книги: современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей».

Специалистами ЛОДБ были освещены вопросы: «Чтение как жизненная стратегия: статус, проблемы, перспективы», «Детская книга XXI века: новые авторы, актуальные жанры»; проведен мастер-класс «Открываем богатства журнального царства: популяризация детских периодических изданий». О современном рынке российской детской литературы информировал представитель книготорговой компании «Амиталь». Слушателей заинтересовал опыт работы ЛОДБ «Лучшие книги — детям: идеи, проекты, программы»:

  • «Театр книги "Синяя птица" как способ привлечения к чтению»;
  • «"равные возможности": социокультурная адаптация детей с проблемами в развитии средствами искусства»;
  • «"Беби-АРТ": взаимодействие детской библиотеки и семьи в поддержке творческого развития читателя».

«Компьютерное иго. Машинный переворот.

Дискеты, файлы, игры...

Счастливые вериги — или наоборот?

Но на скамейке сада (я вроде бы не сплю?)

Читает книгу мальчик! И я его люблю!»

Эти слова Риммы Казаковой как нельзя лучше отражают насто­ящее положение вещей с чтением книг в современной России. По данным ВЦИОМ (апрель 2007 г.), 50 процентов нашего населения за год не прочитало ни одной кни­ги. Да, грустно осознавать, что и читают меньше, и поверхност­ным, деловым стало чтение, и ко­миксам отдается уже не только детское, но и взрослое чита­тельское предпочтение, и новых детских авторов слишком мало, и стоит запыленная классика на полках, ждет своего часа, когда школьная программа заставит подростка взять Некрасова, Кры­лова, Тютчева, Чехова и т. д.

Проводимые библиотеками исследования показывают: доми­нирующими из всего реестра библиотечных услуг являются ин­формационные.

Мир стремительно развивает­ся. В новом социокультурном кон­тексте современное поколение от­носится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации. Процесс трансфор­мации чтения неизбежен.

Каков же он, современный детский читатель? Подросток 6—7-го класса стар душой: его мозг устал от огромного объема зна­ний, кружков, секций, обязаннос­тей, часто меняющихся прог­рамм, учебников, компьютера, телевизора, назиданий педаго­гов и родителей. Последние час­то склонны думать, что тщатель­но распланированное и пол­ностью занятое делами время ребенка способствует его насы­щенной внутренней жизни. Но это далеко не так. Очень часто это иллюзия.

Огромный поток информации да еще с преобладанием нрав­ственной грязи, с беззастенчи­вым снятием покровов со всех сакральных тайн, с растаптыванием пиетета между учеником и учителем, между родителями и детьми, дедом и внуком, прош­лым и настоящим страны не су­лит ничего хорошего развитию ребенка, а значит, и общества.

Что может предложить читате­лю отечественная современная детская литература взамен ог­ромного изобилия мусорной, низ­копробной литературы-фикции, пропагандирующей культ наси­лия, агрессии, жестокости и ци­низма?

На мой взгляд, главной нега­тивной тенденцией современной детской литературы становится ориентированность на дидакти­ческое назидание. То есть педаго­гика явно превалирует над худо­жеством. В редких книгах для младших школьников и подрост­ков можно встретить яркую фан­тазию, гротеск, разнообразие жанров, способных созидать творческое начало в читателе, на­выки творческого мышления.

Литература «а-ля Емец» посте­пенно освобождается от «ненуж­ного» психологизма, то есть от су­ществования в сюжетной линии глубины подтекстов, психологи­ческих мотиваций. Настоящая серьезная проза вытесняется ширпотребом. Эта псевдолитера­тура если и влияет на формирова­ние мировоззрения, то негативно.

Лишенная традиционного сво­его предназначения, представ­ленная примитивными детектива­ми или историями о Тане Гроттер, она становится частью развлека­тельной индустрии.

Что имеем в результате? Упро­щение сюжета, обмельчание героя, жанровая сумятица, зап­рограммированная серийность, сериальность, комиксовость про­дукта и вытеснение книги журна­лом, далеко не всегда хорошим.

К счастью, в противовес шир­потребу есть и подлинная художе­ственная литература. Писатели «новой волны», начинавшие тво­рить в 1990-е гг., определяющим настроением своих книг сделали мягкую иронию и тонкий юмор. Новая тенденция ведет к разви­тию в детской литературе целого направления — «ироничной про­зы». Она представлена именами Олега Кургузова, Артура Гиваргизова, Ксении Драгунской, Михаи­ла Есеновского, Александра До­рофеева, Сергея Георгиева, Арту­ра Кангина, Виктора Зайца и др.

Показателем качества совре­менной детской литературы мож­но считать то, что многие критики сегодня с трудом отграничивают хорошую детскую литературу от литературы взрослой. Еще Кор­ней Чуковский в свое время зая­вил: «Поэзия для детей и взрос­лых должна казаться поэзией».

Еще одним признаком совре­менной детской литературы сле­дует считать тенденцию к объеди­нению детей и взрослых. Нет за­претных тем; и дети вместе со взрослыми размышляют о болез­нях, одиночестве, смерти. В евро­пейской литературе эта тенден­ция представлена произведения­ми таких писателей, как Марк Хэддон, Эрик-Эмманюэль Смитт, Мари-Од Мюрай и др.

Размышления о сложных жиз­ненных вопросах, об остром оди­ночестве в книгах Ирины Полянс­кой («Прохождение тени», «Куда ушел трамвай», «Тихая комната»), Виктора Зайца («Птица-дедуш­ка»), Марины Москвиной («Моя собака любит джаз»), Михаила Есеновского («Папа большой и папа маленький»), Бориса Минае­ва («Детство Левы»).

Дети в произведениях предс­тавителей «новой волны» — не объект дидактического воспита­ния, а полноправный субъект действия, жизни.

Прежняя советская литерату­ра предлагала беззащитному и обиженному ребенку школу, дру­зей, старших товарищей. В совре­менных рассказах и повестях ге­рои часто бесконечно одиноки. Но именно нынешняя литература убеждает: дети и взрослые так по­хожи, найти общий язык так прос­то, нужно только сделать шаг навстречу друг другу.

Невозможно оспаривать глав­ный педагогический принцип, в соответствии с которым надо учить ребенка — играя с ним. Но не слишком ли мы увлеклись «экшеном» в массовой работе? Стре­мясь к успеху, современный чело­век привык все делать на скорую руку: питаться фастфудом, смот­реть несерьезное кино, читать неглубокие книги. Соответствен­но, развивается клиповое мышле­ние, нет и речи о глубине пережи­ваний от увиденного или прочи­танного. На молодежном сленге это звучит так: «Чтобы цепляло, но не грузило». Увы, это становится приметой нашего времени.

К сожалению, редкой библио­течной формой стали читатель­ские конференции, обсуждения книг, беседы о прочитанном, кото­рые требуют неспешности, вдум­чивости, эмоциональной глубины восприятия. Вспоминается мас­тер-класс (межрегиональный се­минар 2005 г. в ЛОДБ) доцента ка­федры детской литературы Санкт-Петербургского государ­ственного университета культуры и искусств И. И. Тихомировой — автора научно-педагогических книг и многочисленных журналь­ных публикаций по проблемам детского чтения. Тогда темой за­нятия стало обсуждение с детьми 8—10 лет рассказа Радия Погоди­на «Жаба». Это был пример насто­ящего, душевного, несуетливого, без внешних эффектов, теплого человеческого общения с ребен­ком без педагогических назида­ний, где ребятишкам не задава­лись фактографические вопросы «Что?», «Где?», «Когда?». Разговор строился на развитии у него навы­ков анализа прочитанного, уме­ния формулировать свои сужде­ния, давать оценку прочитанному. Это и есть воспитание талантли­вого читателя, и процесс социа­лизации личности.

Также запомнился мастер-класс, который провела кандидат психологических наук, заведую­щая отделом социально-психо­логических проблем детского чтения РГДБ О. Л. Кабачек на научно-практической конференции «Современная детская библио­тека — центр детского чтения» в 2006 г. в Орле.

Суть идеи настолько проста, что ею можно воспользоваться в любой библиотеке вне зависи­мости от материальных условий: детям предлагается по 25 карто­чек с изображениями различных предметов, сказочных персона­жей, видов природы и т. д. Ребе­нок по своему усмотрению выби­рает 7—8 карточек и использует их для сочинения своей истории или сказки.

Общение с маленьким читате­лем идет в виде игры и диалога на принципе свободной беседы на равных. Дети свободно высказы­вают свои мнения, суждения, взгляды. Главное здесь — предос­тавить ребенку возможность ска­зать все, что он хочет.

В 2005 г в ЛОДБ прошло ан­кетное исследование «Судьбо­носные встречи» — о роли книги в жизни человека. Была поставлена задача — сравнить, как к книге от­носятся люди разных поколений, то есть повлияли ли глобальные социальные изменения на отно­шение к книге. В каждой группе (в одну входили дети, в другую — взрослые) было одинаковое чис­ло респондентов. Мы полагали, что это исследование докажет следующий факт: в связи с изме­нениями в обществе у человека изменится отношение к книге.

Но результаты опросов опро­вергли наше предположение. Мы не установили значительных раз­личий в воздействии книги на представителей разных поколе­ний ни по силе, ни по характеру этого воздействия. Впечатления от прочитанного, описываемые респондентами пятидесяти и пят­надцати лет, очень похожи. Порой даже повторяют друг друга слово в слово.

Это говорит о том, что хоро­шая книга — достояние всех по­колений, поскольку содержит веч­ные ценности, которые находят отклик в душе человека и в XIX, и в XX, и в XXI в.

Людмила БОЕВА, заместитель директора Липецкой областной детской библиотеки