Драгныш Е. Ты то, что ты читаешь / Е. Драгныш // Библиополе. – 2009. – № 9. – С. 26-27.

2008-й в Великобритании был объявлен Национальным годом чтения. Подобный масштабный проект проводился десять лет назад — с сентября 1998 г. по август 1999 г. Основными мероприятиями в прошедшем году стали встречи с писателями в школах и библиотеках, книжные фестивали.

По поручению Департамента по работе с детьми, школами и семьями руководство проектом осуществляли Агентство по чте­нию и Национальный фонд гра­мотности.

Ранее, на конференции Ассо­циации публичных библиотек страны в 2007 г., было объявлено о том, что группа из девяти веду­щих британских издательств «Партнёры по чтению» будет под­держивать проведение Нацио­нального года чтения. Благодаря их участию читатели смогут встре­титься в библиотеках с известны­ми писателями. Основная тема Национального года чтения в 2008-м — «Совместное чтение в семье». Его мероприятия:

  • «Кампания по записи в библио­теки» направлена на то, чтобы привлечь детей, молодёжь и их родителей в местные библио­теки;
  • «Чтение перед сном» побуж­дает родителей и воспитате­лей читать своим детям;
  • акция «Читай вволю, пока не надоест» предлагает подрост­кам обсуждать прочитанное. В целях привлечения школьни­ков Агентство по чтению открыло новый социальный веб-сайт, что­бы помочь подросткам расширить свой читательский кругозор и пре­доставить возможность обмени­ваться мнениями о своих люби­мых книгах (www.readup.piczo.com).

Организаторы Национального года чтения предложили его уча­стникам планировать мероприя­тия в библиотеках по следующим темам:

  • апрель: «Прочитай всё об этом!». Проводилась кампания по записи детей, подростков и их родителей в местные биб­лиотеки.
  • май: «Умственное и физиче­ское здоровье»;
  • июнь: «Погружение в чтение»;
  • июль: «Ритм и рифма»;
  • август: «Чтение и спортивные игры»;
  • сентябрь: «Ты то, что ты чита­ешь»;
  • октябрь: «Устное слово»;
  • ноябрь: «Чтение с экрана»;
  • декабрь: «Напишите о буду­щем».

В рамках проведения Нацио­нального года чтения были про­должены большие национальные программы «Летнее чтение» для детей и «Живая связь» — для взрослых.

Ещё в 2007 г. в программе «Летнее чтение» принимали уча­стие 650 тыс. детей, она охватыва­ла почти все (97 %) британские библиотеки, а её основная зада­ча — привлечь детей читать во время летних каникул. В 2008-м для программы была выбрана спортивная тематика (в 2007 г. — окружающая среда и её защита). По данным опроса участников в 2006 г., 73 процента ребят, при­нимавших участие в программе, прочитали шесть или более книг; 80 считали, что стали лучше чи­тать к концу лета; 86 — выбирали книги самостоятельно; 96 — хо­тели и в следующем году принять участие в программе «Летнее чте­ние»; 87 процентов участников оп­роса открыли для себя новых ав­торов.

Участие в программе оказы­вает влияние на жизнь ребёнка. В качестве примера можно при­вести Табассум Али из Блэкбер­на (граф. Ланкашир). Ей 12 лет, она начала читать четыре года назад и принимала участие в программе «Летнее чтение» в своей библиотеке. Затем она вступила в книжный клуб «Тер­ритория чтения» и за год перечи­тала все 85 книг, которые обыч­но рекомендуются детям. В ка­честве поощрения за успехи в чтении ребята получают брон­зовую, серебряную или золотую медаль. Сейчас Табассум сама пробует писать фантастические рассказы.

Для взрослых, которые хотели бы повысить свою читательскую культуру, Агентство по чтению проводит программу «Живая связь», а в рамках её в 2008 г. — новый национальный проект «Шесть книг». Принять участие в проекте выразили желание мно­гие библиотеки. Они предлагали читателям прочитать шесть книг и старались всячески их поддер­живать и стимулировать.

Проект «Пять минут» предна­значен для отцов, которые мало читают своим детям. Его цель — привлечь в библиотеки родителей вместе с детьми для совместного выбора книг.

Агентство по чтению разрабо­тало специальную программу по обмену книгами для отцов, нахо­дящихся в тюрьмах. Библиотека­ри помогают заключённому вы­брать книгу, сделать аудиозапись его чтения этой книги и затем пе­редают её его детям. Таким обра­зом, родители не перестают об­щаться с детьми и положительно влиять на них.

Продолжится работа с дет­скими читательскими группами в рамках программы «Книжки-болтушки», рассчитанной на де­тей от 4 до 12 лет. Сейчас проект охватывает 6 тыс. детей. Во вре­мя встреч читательских групп ре­бятишки учатся свободно выра­жать своё мнение о прочитан­ном, общаются с создателями книг — авторами, иллюстрато­рами.

Ознакомиться с календарём мероприятий, проходивших в раз­ных библиотеках Великобритании в течение Национального года чтения, можно найти на сайте: http://www.yearofreading.org.uk.

ЛИТЕРАТУРА

Палмер, Т. Программы развития читателя в Великобритании // Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. мате­риалов. — М.: НФ «Пушкинская библиотека»: Белый город, 2006. - С. 60-92.

McKearney, М. Keep on reading// Publ. libr. j. — 2007. — Vol. 22, №1. — P. 10—11.

Read — The Reading Agency [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.readingagen- cy.org.uk.

2008 National Year of Reading [Электронный ресурс]. — Режим доступа.: http//www.yearofrea- ding.org.uk.

Евгения ДРАГНЫШ, главный библиограф Центра международного библиотековедения Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино