Беляева Т. Чтение и библиотека / Т. Беляева // Школьная библиотека. – 2009. – № 2. – С. 10-12.

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга ос­тавалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясающие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».

А.И. Герцен

Положи своё сердце у чтения... Эти стро­ки были написаны в одном египетском папирусе почти шесть тысяч лет тому назад, ещё при зарождении письменности. Ка­кие удивительно мудрые слова!

Книга и чтение были предметом прославле­ния во все времена и у всех народов. Книга и чтение — это великие учителя и воспитатели че­ловеческих душ.

Школьная библиотека, являясь многофунк­циональной читательской средой, сохраняя книжную мудрость веков, отражает современ­ные общественные процессы, создаёт новые образовательные ресурсы, при этом испытывая множество проблем, с которыми постоянно сталкивается библиотекарь: практически пол­ное отсутствие комплектования; значительная информационная нагрузка в обслуживании различных возрастных групп читателей: учащихся, преподавателей, родителей; слабая техничес­кая оснащенность.

В сельской школе, где зачастую отсут­ствует полная ставка библиотекаря, эти проблемы усугубляются. Естественно, в та­ких условиях очень трудно думать и гово­рить о модернизации, новых подходах и взглядах на библиотеку.

Но самой серьёзной проблемой современной библиотеки является снижение интереса к чте­нию вообще. Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь, безусловно, расширяют возможности познания для подраста­ющего поколения, обеспечивая информацион­ный доступ. Но при этом мы вынуждены все боль­ше говорить о проблемах детского чтения.

Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетичес­ком развитии детей и подростков. Это главные составляющие в формировании грамотности, общей культуры, духовной основы современно­го человека, его творческого потенциала.

Число читающих систематически снижается, чтение становится непрестижным. Изменилась и его структура: дети обращаются к специаль­ной и справочной литературе: преобладает де­ловое чтение.

А ведь через 10-15 лет сегодняшние дети бу­дут определять лицо нашего общества!

Существуют разные способы приобщения де­тей к чтению, но все ли они действенны? Даже используя современные технологии, сделать это бывает очень трудно, потому что изменилось всё: государственное и общественное устрой­ство, люди, приоритеты, сместились акценты.

Возникает вопрос: как сделать так, чтобы ре­бёнок полюбил книгу, предпочёл её другим ув­лечениям. Это самая главная задача школьной библиотеки.

Начать нужно с её интерьера. Библиотека должна быть уютной, красивой, чтобы возника­ло постоянное желание возвращаться сюда сно­ва и снова. Грамотно оформленные книжные выставки обязательно привлекут внимание чи­тателей.

Следует обратить особое внимание на пе­ресмотр художественного фонда библиотеки. Практически 90% книг сельских библиотек под­лежит списанию вследствие их изношенности, санитарно-гигиенического состояния, мораль­ного старения, но из-за отсутствия комплекто­вания библиотекари не спешат расставаться с такой литературой. Ребёнок, видя потрёпанную обложку книги, никогда её не возьмёт, а пред­почтение отдаст книге новой, в яркой обложке.

Где же взять средства на новые книги, если да­же учебники закупить не на что?

Нужно активизировать участие библиотек в региональной конкурсной системе. Два года на­зад ребята нашей школы приняли участие в реги­ональном конкурсе «Зелёная книга лесов и полей расскажет о Родине милой моей», проводимом областной детской библиотекой имени А. П. Гай­дара. В результате четыре из восьми работ заня­ли призовые места и были отмечены грамотами и призами, а библиотека награждена 11-ю книга­ми. Необходимо самостоятельно развивать фандрайзинговую систему привлечения допол­нительных финансовых средств. Благодаря спон­сорской помощи библиотека смогла оформить подписку на периодические издания, приобрес­ти несколько книг для обновления фонда. Глава сельской администрации подарила школьной библиотеке бесценные книги: «История русской культуры», «История мировой культуры», спра­вочники, пособия, подписку на журнал «Юный на­туралист». Выпускники школы постоянно дарят в память о себе художественную литературу.

Необходимо «открыть» библиотечные фонды для свободного доступа читателей: пусть сами выбирают интересующие их книги, приобщать ребят к чтению, организуя работу клуба или кружка книголюбов, где проводятся специаль­ные занятия по реставрации книжных перелё­тов, изготовлению закладок и буклетов, оформ­лению иллюстраций к любимым произведени­ям, подготовке информационных бюллетеней.

Особое место в деятельности школьной биб­лиотеки занимают информационные стенды. Очень важно, чтобы дети сами принимали учас­тие в подборке материала: применяя техноло­гию информационно-библиографического по­иска, читатели формируют свою информацион­ную культуру: обучаются анализу, синтезу и систематизации информационных массивов.

Но наиболее действенным способом привле­чения детей к чтению являются массовые ме­роприятия, проводимые библиотекой.

Массовая работа в школьной библиотеке, как правило, ведется по следующим основным нап­равлениям:

  • поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия),
  • содействие воспитательным программам школы,
  • содействие учебному процессу.

В последнее время наряду с традиционными формами работы: устными журналами, чита­тельскими конференциями, литературными диспутами, используются и более современные интерактивные: брейн-ринги, КВНы, игры, путе­шествия. Продолжают оставаться популярными викторины, литературно-музыкальные компози­ции, обзоры литературы, чтение вслух.

Можно выделить три основные группы ме­роприятий:

  1. наиболее доступные и малотрудоемкие с точки зрения затрат времени и подготовки: чте­ние вслух, обзор литературы, викторина;
  2. мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная иг­ра (брейн-ринг, путешествие по станциям, лите­ратурное лото, литературный аукцион и т.п.), устный журнал, пресс-конференция, конкурс;
  3. мероприятия, которые, помимо предвари­тельной подготовки, требуют значительной ин­дивидуальной работы с читателями: КВН, лите­ратурная композиция, литературный суд, лите­ратурный праздник, встречи в литературной гостиной, читательские конференции.

При подготовке и проведении мероприятий в школьной библиотеке следует помнить о соблю­дении следующих общих требованиях:

  • мероприятие должно создавать настрое­ние, вызывать переживания;
  • следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга учащихся, чтобы каж­дый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования;
  • необходимо учитывать возрастные и психо­логические особенности школьников;
  • мероприятие не должно быть перегружено и затянуто;
  • нельзя ориентироваться на уже достигну­тый уровень результат;
  • необходимо предусматривать и перспекти­ву развития;
  • мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, актив­ности участников, поэтому очень важно исполь­зовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстратив­ный материал, музыку, видеоматериалы, компь­ютерные презентации;
  • активное применение игровых и занима­тельных форм работы в библиотеке должно от­личать их от школьного урока;
  • каждое мероприятие должно подразумевать, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.

Хочу отметить, что в конце учебного года на общешкольной линейке ребятам, прочитавшим большее количество книг, активным в библио­течных мероприятиях, а также лучше всех сох­ранившим выданные учебники, вручаются бла­годарственные письма и книги в подарок, что имеет позитивное стимулирующее значение.

Своё выступление я хочу закончить словами Д. С. Лихачёва: «Каждый человек обязан заботить­ся о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной спо­соб интеллектуального развития — чтение».

 

Т.В. БЕЛЯЕВА, библиотекарь МОУ Медведковской ООШ, Костромская область