Вопилова Т. Кофе, видео и рандеву. Формы работы с читательской аудиторией / Т. Вопилова // Библиотечное дело. – 2009. – № 18. – С. 19-20.

Современный ребёнок, вкусив­ший прелести электронной сре­ды, уже не хочет оставаться пассивным созерцателем. Ему необходим экшн, действие, поэ­тому приходится в первую оче­редь придумывать интерактив­ные формы общения.

В какую форму облечь биб­лиотечное мероприятие, как сделать его захватывающим, эффективным и нетривиаль­ным? Сотрудники Восточно-Казахстанской областной детско-юношеской биб­лиотеки без устали разрабатывают но­вые сценарии и ищут нестандартные хо­ды и решения.

Например, успех у читателей имеют литературные, библиотечные, музы­кальные бродилки: их участники делят­ся на команды, получают маршрутный лист и в соответствии с ним выполняют задания, отыскивают ответы на постав­ленные вопросы. В форме бродилок проходят, например, библиотечные уро­ки по теме «Знакомство с библиоте­кой».

В той же форме прошёл семинар- практикуме «Информационная культу­ра личности: вызовы информационного общества» с участием библиотекарей школьных, детских и детско-юношеских библиотек-филиалов нашего региона. Разделив коллектив на группы, модера­тор раздал индивидуальные маршрут­ные листы со схемой библиотеки и с условными обозначениями. Двигаясь по указанному маршруту, «следопыты» знакомились с расположением залов, ис­кали указанные на схеме пункты-отделы. Каждая команда познакомилась с деятельностью двух структурных под­разделений, выполнила задания, специ­ально подготовленные сотрудниками отделов для «путешественников». На­пример, нужно было дать определения тех или иных понятий, используя энцик­лопедии (отдел обслуживания); пройти тест-викторину по страноведению (от­дел иностранной литературы); подо­брать названия журналов по темам (ор­ганизационно-методический отдел). В итоге каждая команда ознакомилась с библиотекой и с её структурными под­разделениями, презентовала посещён­ные отделы

Сотрудники отдела культурно-досуговой работы практикуют такую форму работы, как видеосессии. Каждая группа ребят получает задания, определённое время на их подготовку, ведущий следит за их выполнением и консультирует участников. Затем происходит демонстрация выполненных заданий, каждое выступление снимается на видеокамеру. По окончании всех выступлений начи­нается видеосессия, во время которой выбирают победителей.

Отличным инструментом при прове­дении массовых мероприятий является электронная презентация. Наибольшей популярностью у школьников поль­зуются слайд-путешествие, слайд-шоу, видео- и фоторандеву, аудиовидео презентация, шоу-гид, слайд-лекция, слайд- вопрос, слайд-викторина.

Фоторандеву — это эффективный способ для знакомства участников раз­личных конкурсов, диалогов, семина­ров, тренингов, конференций. Фотогра­фии участников мероприятия обраба­тываются с помощью программы Photoshop. В Power Point подготавливаются слайды, подбирается музыкальное оформление. С помощью видеорандеву можно проводить заочные экскурсии, знакомить читателей с библиотекой, деятельностью её структурных подраз­делений. Для этого необходимо заранее провести видеосъёмку, монтаж фраг­ментов, подбор музыкального сопро­вождения.

В период школьных каникул прохо­дят конкурсы летнего чтения «Лето — Радуга и Книга», «Улыбка лета», «Нам все это подарило лето!» и т.д. Остано­вимся подробнее на конкурсе «Клёптур-2009». Летним гидом для ребят стала солнечная девочка Клёпа — персонаж познавательного и развлекательного журнала. Обязательные условия кон­курса: посещение библиотеки летом, чтение книг и журналов, наличие визит­ной карточки участника, выполнение заданий конкурса, заполнение всех бло­ков визитной карточки, изготовление «очумелой» поделки. Победителем ста­новятся: лидер летних посещений, лидер чтения (наибольшее количество прочи­танной за лето литературы), знаток, правильно выполнивший задания кон­курса и заполнивший все блоки визит­ной карточки, лучший мастер «очуме­лой» поделки. Ребята участвуют в вик­торине по произведениям В. Бианки, вспоминают пословицы о лете, рецепты летних блюд мастерят поделки из ши­шек, желудей, ракушек и других природ­ных материалов.

Неотъемлемой частью работы биб­лиотеки стали различные интернет-ак­ции. С целью воспитания патриотизма в рамках Дня Независимости проводится интернет-акция «Давайте учиться в Ин­тернете». На Международный день за­щиты детей проводятся акции «Листая страницы Интернет», «Сокровища Ин­тернета детям», а в День борьбы со СПИДом — «Интернет за чашкой ко­фе». Впервые акция стартовала в 2003 году; 30 минут бесплатного Интернета, чашка горячего кофе, сладости, кон­сультации, веб-серфинг — всё это библиоофициант предлагает каждому участнику акции. Сегодня это самая по­пулярная среди наших читателей акция. Её постоянный куратор — компьютер­ная компания ТОО «VT-сот» — предо­ставляет неограниченный доступ в Ин­тернет уже на протяжении 6 лет. Одно­дневные интернет-акции проходят при поддержке компьютерных фирм: «Рей­тинг», «Фирма Компас», «Сигма».

В рамках Недели детской и юноше­ской книги для детей среднего и старше­го школьного возрастов ежегодно организуются интернет-конкурсы: «Путеше­ствие в стиле WEB», «Всё обо всем в Ин­тернет». В течение трёх часов участники конкурса проходят 4 тура: «Интернет-викторина», «Поиск информации online», «Online тестирование», «Интернет шарада».

С автором можно связаться: childrenlibrary@mail.ru

Татьяна Борисовна Вопилова, начальник отдела культурно-досуговой работы Восточно-Казахстанской областной детско-юношеской библиотеки, г. Усть-Каменогорск