Кичина Т. Детское чтение: взаимодействие детских и школьных библиотек / Т. Кичина // Школьная библиотека. – 2008. –№ 8-9. – С. 86-88.
В многолетней истории взаимодействия детских и школьных библиотек были разные времена: теплые, почти родственные и достаточно прохладные, этому были и есть объективные причины.
Сегодня я хочу рассказать о том, как совместными усилиями двух ведомств решаются задачи, стоящие перед нами в образовании и воспитании подрастающего поколения, в частности проблемы детского чтения в нашей области.
Конструктивное взаимодействие двух ведомств и двух типов библиотек усилилось в Год чтения и русского языка. Библиотека взяла на себя роль организатора семинаров, круглых столов, научно-практических конференций с привлечением доцентов и профессоров вузов, столичных специалистов в области детского чтения. На них обсуждались проблемные вопросы по формированию информационной культуры школьников, подходы в организации совместной социокультурной деятельности. Мы вооружали специалистов школьных библиотек инновационными формами и методами продвижения книги и чтения.
Многолетний опыт сотрудничества с УИПКПРО может быть предметом гордости. Сохраняя традиции повышения квалификации школьных библиотекарей ещё с доперестроечных времён, в области реализуется образовательная программа «Актуальные проблемы библиотечного дела в школе». Более чем по десяти темам лекции читают специалисты нашей библиотеки. Программа ежегодно претерпевает изменения с учётом современных, возрастающих требований к школьному библиотекарю.
Особое внимание уделяется обучению современным информационным технологиям: используем техническую базу областной библиотеки для детей и юношества.
В 2007 году сложилась нетрадиционная система повышения квалификации школьных библиотекарей в МО. «Разрушая» ведомственные барьеры, на зональные семинары мы приглашали школьных библиотекарей из самых отдалённых уголков области. В районах, где ставки специалистов по школьным библиотекам нет (а таковых оказалось большинство) и библиотекари остались наедине с проблемами, — это была единственная возможность профессионального общения, обмена опытом, новыми идеями.
Такое партнерство не приносит нам финансовых дивидендов, как в других регионах России, где два ведомства работают на договорных основах, но неоспоримым фактом является то, что в лице сотрудников Департамента образования и ИПК ПРО мы обрели надёжных помощников в продвижении своих ресурсов, единомышленников. Сотрудничество с Департаментом образования, ИПК ПРО обеспечило успех в реализации проекта «Суперчитатель», областных конкурсов «Творчество, Развитие, Успех», «Аленький цветочек», «Моя Россия». Количество вовлечённых в творчество и социально ориентированную деятельность школьников растёт от конкурса к конкурсу.
Для того чтобы совместная деятельность библиотек двух ведомств стала носить системный характер, правительством области был утверждён План мероприятий межведомственного взаимодействия на 2008— 2009 годы.
План успешно реализуется, обрастая новыми идеями и проектами.
Одна из главных задач, которую мы взялись решать сообща, — формирование информационной культуры школьников. В ОБДЮ разработана учебная программа, и мы с нетерпением ждём заключения учёного совета ИПКПРО и надеемся, что программа будет внедряться на территории всей области библиотеками двух ведомств.
В апреле создан Ульяновский фонд поддержки детского чтения, основная задача которого, в том числе, поддержать школьные библиотеки, качественно улучшить их фонды, материально-техническое состояние, повысить профессиональный уровень кадров работающих в школьной библиотеке.
Есть первые и значительные результаты. В сентябре каждая школьная библиотека получила комплект новых книг благотворительного фонда «Заветная мечта». У каждого подростка даже в сельской глубинке появилась возможность узнать новые имена в детской литературе: Ильи Боровикова, Дины Сабитовой и др.
Фондом организован первый межведомственный конкурс на лучшую библиотеку, обслуживающую детей, участниками которого среди 42 библиотек были 14 школьных из 7 районов области. Победители стали обладателями комплектов художественной и методической литературы, годовых подписок на журналы «Семья и школа», «Иностранная литература».
В августе для методистов по школьным библиотекам органов образования и заведующих школьными библиотеками на базе библиотеки им. Аксакова состоялась конференция по управлению школьными библиотеками и взаимодействию их в условиях реализации проекта поддержки и развития библиотечного дела в Ульяновской области.
На разнообразных форумах профессионального общения мы нацеливаем своих коллег на помощь школьным библиотекам, на кооперацию усилий, а специалистов органов образования — на более активное использование интеллектуальных, фондовых ресурсов общедоступных библиотек.
Мы очень хорошо понимаем, что хоть и решаем разные задачи, но цель у нас одна и дети общие, которых мы все мечтаем видеть образованными, нравственно богатыми и прекрасно ориентирующимися в нашем информационном обществе. Добиться этих результатов сообща куда проще, чем поодиночке.
За последние годы тесного взаимодействия специалисты библиотеки заслужили уважение у коллег образовательных учреждений. Но вместе с тем к нам теперь пришло чувство ответственности за состояние школьных библиотек и судьбу ее сотрудников.
Ожиданий власти, общественности от школьной библиотеки и библиотекаря много. Но проблема в том, что они не подкреплены ресурсами.
Сегодня мы неоднократно слышали, что библиотека в школе должна быть и образовательным, и информационным, и воспитательным центром, центром чтения — но спустимся на нашу реальную землю:
- фонды не соответствуют требованиям нового образовательного стандарта, запросам школьников и учителей,
- доступ к информационным ресурсам Интернета в большинстве библиотек отсутствует,
- материально-техническая база слаба,
- говорить о комфортных и эстетически привлекательных помещениях для детей пока ещё рано,
- кадры, работающие в школьных библиотеках, из-за низкого статуса, низкого уровня заработной платы, отсутствия мер социальной поддержки тоже вызывают беспокойство.
Считаю, что та наша деятельность, о которой я говорила выше, лишь минимизирует, сглаживает эти проблемы. Но не решает их.
Многое зависит от директоров школ, от региональных инициатив в поддержку школьной библиотеки и библиотекаря, но уверена, что решение проблем возможно, если в Законе об образовании будут определены роль школьной библиотеки в образовательном процессе, гарантии информационного и документного обеспечения права на образование через библиотеки учебных заведений и, соответственно, обеспечение их необходимыми ресурсами.
Решить проблемы, связанные с отсутствием в школьных библиотеках молодых, образованных, творческих кадров, думаю, можно только при значительном повышении уровня заработной платы и обеспечении социальными гарантиями, которые есть сегодня у педагогов.
Уверена, что когда поддержка образованию возведена в национальный проект, кабинет № 1 в школе не должен находиться на задворках реформы.
Боюсь навлечь неудовольствие педагогов, но считаю, что библиотекарь в школе должен быть на голову выше учителя, потому что призван не только помочь учиться ученикам, но и помочь учителям учить своих учеников.
Я думаю, со мной согласятся многие, что педагоги — самая требовательная категория пользователей, и удовлетворить её запросы ой как бывает непросто.
Существующую проблему координации и кооперации деятельности школьных библиотек с общедоступными библиотеками возможно решить путём возвращения в штат органов образования методистов по школьным библиотекам либо делегирования их функций методическим отделам центральных районных и областных библиотек на договорных началах. Надеюсь, такой опыт есть в регионах, и он станет предметом обсуждений на секционных заседаниях съезда.
Надеюсь, что съезд, в подготовке которого принимали участие и специалисты ОБДЮ позволит усилить процессы модернизации школьных библиотек.
А объединение усилий учреждений культуры и образования и впредь будет колоссальным ресурсом развития учреждений, их взаимного обогащения и, в конечном результате, будет способствовать более качественному образованию и воспитанию, более высокому уровню образования школьников, обеспечению их гарантированных прав доступа к информации и культурным ценностям.
Т. Е. КИЧИНА, директор Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т. Аксакова