Кичина Т. Детское чтение: взаимодействие детских и школьных библиотек / Т. Кичина // Школьная библиотека. – 2008. –№ 8-9. – С. 86-88.

В многолетней ис­тории взаимо­действия дет­ских и школьных библи­отек были разные вре­мена: теплые, почти родственные и доста­точно прохладные, это­му были и есть объек­тивные причины.

Сегодня я хочу рас­сказать о том, как совместными усилиями двух ведомств ре­шаются задачи, стоящие перед нами в об­разовании и воспитании подрастающего поколения, в частности проблемы детско­го чтения в нашей области.

Конструктивное взаимодействие двух ве­домств и двух типов библиотек усилилось в Год чтения и русского языка. Библиотека взя­ла на себя роль организатора семинаров, круглых столов, научно-практических конфе­ренций с привлечением доцентов и профессо­ров вузов, столичных специалистов в области детского чтения. На них обсуждались проб­лемные вопросы по формированию информа­ционной культуры школьников, подходы в ор­ганизации совместной социокультурной дея­тельности. Мы вооружали специалистов школьных библиотек инновационными форма­ми и методами продвижения книги и чтения.

Многолетний опыт сотрудничества с УИПКПРО может быть предметом гордости. Сохраняя традиции повышения квалификации школьных библиотекарей ещё с доперестроечных времён, в области реализуется образо­вательная программа «Актуальные пробле­мы библиотечного дела в школе». Более чем по десяти темам лекции читают специа­листы нашей библиотеки. Программа ежегод­но претерпевает изменения с учётом совре­менных, возрастающих требований к школьно­му библиотекарю.

Особое внимание уделяется обучению сов­ременным информационным технологиям: ис­пользуем техническую базу областной библи­отеки для детей и юношества.

В 2007 году сложилась нетрадиционная система повышения квалификации школьных библиотекарей в МО. «Разрушая» ведомствен­ные барьеры, на зональные семинары мы приглашали школьных библиотекарей из са­мых отдалённых уголков области. В районах, где ставки специалистов по школьным библи­отекам нет (а таковых оказалось большинство) и библиотекари остались наедине с проблема­ми, — это была единственная возможность профессионального общения, обмена опытом, новыми идеями.

Такое партнерство не приносит нам финан­совых дивидендов, как в других регионах Рос­сии, где два ведомства работают на договорных основах, но неоспоримым фактом является то, что в лице сотрудников Департамента образо­вания и ИПК ПРО мы обрели надёжных помощ­ников в продвижении своих ресурсов, едино­мышленников. Сотрудничество с Департамен­том образования, ИПК ПРО обеспечило успех в реализации проекта «Суперчитатель», обла­стных конкурсов «Творчество, Развитие, Ус­пех», «Аленький цветочек», «Моя Россия». Количество вовлечённых в творчество и соци­ально ориентированную деятельность школьни­ков растёт от конкурса к конкурсу.

Для того чтобы совместная деятельность библиотек двух ведомств стала носить сис­темный характер, правительством области был утверждён План мероприятий межведо­мственного взаимодействия на 2008— 2009 годы.

План успешно реализуется, обрастая новы­ми идеями и проектами.

Одна из главных задач, которую мы взялись решать сообща, — формирование информа­ционной культуры школьников. В ОБДЮ раз­работана учебная программа, и мы с нетерпе­нием ждём заключения учёного совета ИПКПРО и надеемся, что программа будет внедряться на территории всей области биб­лиотеками двух ведомств.

В апреле создан Ульяновский фонд под­держки детского чтения, основная задача которого, в том числе, поддержать школьные библиотеки, качественно улучшить их фонды, материально-техническое состояние, повы­сить профессиональный уровень кадров рабо­тающих в школьной библиотеке.

Есть первые и значительные результаты. В сентябре каждая школьная библиотека полу­чила комплект новых книг благотворительно­го фонда «Заветная мечта». У каждого подро­стка даже в сельской глубинке появилась воз­можность узнать новые имена в детской литературе: Ильи Боровикова, Дины Сабито­вой и др.

Фондом организован первый межведом­ственный конкурс на лучшую библиотеку, обс­луживающую детей, участниками которого среди 42 библиотек были 14 школьных из 7 районов области. Победители стали облада­телями комплектов художественной и методи­ческой литературы, годовых подписок на жур­налы «Семья и школа», «Иностранная литера­тура».

В августе для методистов по школьным библиотекам органов образования и заведую­щих школьными библиотеками на базе библи­отеки им. Аксакова состоялась конференция по управлению школьными библиотеками и взаимодействию их в условиях реализации проекта поддержки и развития библиотеч­ного дела в Ульяновской области.

На разнообразных форумах профессио­нального общения мы нацеливаем своих кол­лег на помощь школьным библиотекам, на ко­операцию усилий, а специалистов органов образования — на более активное использо­вание интеллектуальных, фондовых ресурсов общедоступных библиотек.

Мы очень хорошо понимаем, что хоть и ре­шаем разные задачи, но цель у нас одна и дети общие, которых мы все мечтаем видеть обра­зованными, нравственно богатыми и прекрас­но ориентирующимися в нашем информацион­ном обществе. Добиться этих результатов со­обща куда проще, чем поодиночке.

За последние годы тесного взаимодей­ствия специалисты библиотеки заслужили уважение у коллег образовательных учрежде­ний. Но вместе с тем к нам теперь пришло чувство ответственности за состояние школь­ных библиотек и судьбу ее сотрудников.

Ожиданий власти, общественности от школьной библиотеки и библиотекаря много. Но проблема в том, что они не подкреплены ресурсами.

Сегодня мы неоднократно слышали, что библиотека в школе должна быть и образова­тельным, и информационным, и воспитатель­ным центром, центром чтения — но спустимся на нашу реальную землю:

  • фонды не соответствуют требованиям нового образовательного стандарта, запросам школьников и учителей,
  • доступ к информационным ресурсам Ин­тернета в большинстве библиотек отсут­ствует,
  • материально-техническая база слаба,
  • говорить о комфортных и эстетически привлекательных помещениях для детей пока ещё рано,
  • кадры, работающие в школьных библио­теках, из-за низкого статуса, низкого уровня заработной платы, отсутствия мер социальной поддержки тоже вызы­вают беспокойство.

Считаю, что та наша деятельность, о кото­рой я говорила выше, лишь минимизирует, сглаживает эти проблемы. Но не решает их.

Многое зависит от директоров школ, от ре­гиональных инициатив в поддержку школьной библиотеки и библиотекаря, но уверена, что решение проблем возможно, если в Законе об образовании будут определены роль школь­ной библиотеки в образовательном процессе, гарантии информационного и документного обеспечения права на образование через биб­лиотеки учебных заведений и, соответственно, обеспечение их необходимыми ресурсами.

Решить проблемы, связанные с отсутстви­ем в школьных библиотеках молодых, образо­ванных, творческих кадров, думаю, можно только при значительном повышении уровня заработной платы и обеспечении социальны­ми гарантиями, которые есть сегодня у педа­гогов.

Уверена, что когда поддержка образованию возведена в национальный проект, кабинет № 1 в школе не должен находиться на задвор­ках реформы.

Боюсь навлечь неудовольствие педагогов, но считаю, что библиотекарь в школе должен быть на голову выше учителя, потому что приз­ван не только помочь учиться ученикам, но и помочь учителям учить своих учеников.

Я думаю, со мной согласятся многие, что педагоги — самая требовательная категория пользователей, и удовлетворить её запросы ой как бывает непросто.

Существующую проблему координации и кооперации деятельности школьных библиотек с общедоступными библиотеками возмож­но решить путём возвращения в штат органов образования методистов по школьным библи­отекам либо делегирования их функций мето­дическим отделам центральных районных и областных библиотек на договорных началах. Надеюсь, такой опыт есть в регионах, и он ста­нет предметом обсуждений на секционных за­седаниях съезда.

Надеюсь, что съезд, в подготовке которого принимали участие и специалисты ОБДЮ позволит усилить процессы модернизации школьных библиотек.

А объединение усилий учреждений культу­ры и образования и впредь будет колоссаль­ным ресурсом развития учреждений, их вза­имного обогащения и, в конечном результате, будет способствовать более качественному образованию и воспитанию, более высокому уровню образования школьников, обеспече­нию их гарантированных прав доступа к информации и культурным ценностям.

Т. Е. КИЧИНА, директор Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. С.Т. Аксакова