Сытина А. Главное — быть на слуху! / А. Сытина // Библиотечное дело. – 2009. – № 20. – С. 27-28.

Этот слоган как нельзя лучше определяет одну из основных задач Нижегородской государственной областной детской библиотеки в сфере информационно-рекламной деятельности.

Шесть лет назад, ког­да в библиотеке только создавался информацион­но-рекламный отдел, нам важнее всего было рассказать о себе. Теперь же нам надо удержать завоеван­ные позиции в информационном и со­циокультурном пространстве города.

Деятельность отдела строится по трём основным тесно связанным между собой аспектам.

Социальное партнёрство и связи с общественностью

Об успешной работе в рамках такого направления, как связи с обществен­ностью, наверное, лучше судить по осу­ществляемым библиотекой контактам, а в год их происходит более 200. Наши партнёры — учреждения культуры и об­разования, департаменты, управления, партии, общественные и религиозные структуры, издательства и книготорго­вые организации, международные цент­ры и коммерческие фирмы.

Налаживание партнёрских отноше­ний происходило не один год, использо­вались для этого различные средства, в том числе и такие, как постоянное упо­минание о библиотеке в средствах мас­совой информации, организация специ­альных событий и акций, являющих со­бой привлекательный информационный повод, и т.д. Теперь партнёры находят нас сами: приходят, звонят, предлагают новые формы сотрудничества, пригла­шают поучаствовать в своих проектах. Библиотека стала сопартнёром различ­ных интересных событий.

Мы стараемся никогда не забывать о таких важных моментах, как ведение пе­реписки (у нас более 250 адресатов), приглашение почётных гостей на меро­приятия НГОДБ. Мы составляем и вру­чаем поздравления постоянным партнё­рам и официальным лицам на их про­фессиональные праздники (день ТВ, день печати, день библиотек и др.), в дни общенародных праздников, на день рож­дения или юбилей и организаций, и ру­ководителей. Сами приглашения и по­здравительные письма стараемся сде­лать яркими и нестандартными, а слова подбираем душевные и личностно-ориентированные, чтобы наши открытки привлекли внимание своей искрен­ностью и выделялись на фоне многочис­ленной корреспонденции, поступающей на праздники в любой офис.

Особая статья — выражение благо­дарности. Провели мероприятие — по­благодарили! Кому-то можно позвонить, кому-то — вручить приятное благо­дарственное письмо от библиотеки или Сертификат Почётного читателя. А для кого-то важнее, чтобы о его парт­нёрской, благотворительной деятельно­сти стало известно начальству. В 2006 го­ду мы воспользовались возможностью на высоком уровне поблагодарить тех, кто работает с нами в течение длитель­ного срока: администрация НГОДБ на­правила на имя губернатора благодарственное письмо с просьбой отметить на­ших партнёров — руководителей и ис­полнителей. Копии письма вручили всем тем, о ком в нём упомянуто.

Рекламные и PR-акции

Немаловажной составной информа­ционного воздействия является органи­зация специальных рекламных и PR-акций. За последние три года году библиотекой было организовано не­сколько таких акций.

Одна из форм PR-деятельности — со­вместный краеведческий конкурс с газе­той «Нижегородские новости». Условия конкурса разрабатывались совместно и публиковались в газете. Список рекомен­дованной литературы и вопросы подгото­вили сотрудники библиотеки, информа­ционное сопровождение и призы предо­ставила газета. Конкурс широко освещал­ся в нижегородской прессе, а между газе­той и библиотекой до сих пор сохраняют­ся тесные партнёрские взаимоотношения.

Во время проведения акций «По­кровка — улица читающих людей» и «Юбилейный Нижний» мы знакомили потенциальных пользователей с дея­тельностью НГОДБ, чтобы показать, что она является важной частью едино­го социокультурного и образовательно­го пространства города. Было при­влечено много спонсоров, вручались призы, активизировалось внимание со стороны прессы. Сегодня организовы­вать акции становится легче, так как многое берут на себя партнёры. При­обретён опыт и освоены методики осу­ществления совместных PR-проектов, появились новые идеи по организации позиционирования НГОДБ.

Созданы различные формы осу­ществления мониторинга связей со СМИ и общественностью (схемы фик­сации контактов и форм публикаций, сравнительные диаграммы, графики).

Разработана и выпущена рекламная продукция с логотипом НГОДБ (блокнот-поздравление, первая страница ко­торого являлась поздравительной от­крыткой; пластиковые пакеты, пода­рочные открытки и др.).

Проводилась работа по поиску спон­соров, предоставляющих свои услуги, призы для проведения акций НГОДБ («Волгателеком», «НБД-банк» и др.).

Библиотека сама начала выступать информационным спонсором для многих организаций (СМИ, НБД-банк, «Глагол», и т.д.) на бартерных условиях, выполняя информационную поддержку партнёров, являясь куратором многих рубрик.

Информационно-рекламная деятельность. Сотрудничество со СМИ

Библиотекой проводится большая работа по осуществлению контактов со СМИ.

В 2008 г. деятельность НГОДБ осве­щалась в 45 СМИ. Показателем эффек­тивности может служить и такое соот­ношение: наших обращений в СМИ — 132, самостоятельных упоминаний в СМИ об НГОДБ — 956.

Мы постоянно ищем новые формы взаимодействия. Так, созданы и успешно функционируют рубрики на радио и те­левидении (ННТВ: т/канал «Семь Я», рубрика «Семейная библиотека»; Об­щественное Российское Радио, програм­ма «Библиолоция», рубрика «Форму­ляр»; НТР, областное радио р/программа «Акцент», рубрика «Биб­лиотека у микрофона»; радио «Образ», рубрика «Читай-ка!»; радио «Приволжье», рубрика «Книга недели»).

В практику библиотеки прочно вош­ло информационное спонсорство: НГОДБ предоставляет информацию, СМИ упоминают об НГОДБ в своих статьях и передачах, приглашают со­трудников библиотеки на прямые эфиры, публикуют материалы НГОДБ. По­стоянное информационное обслужива­ние библиотеки осуществляют НТР, «Радио на Покровке», ОРР, радио «Об­раз», Областное радио.

На сегодняшний день мы сотрудни­чаем с 35 местными и общероссийскими СМИ, которые регулярно освещают происходящие в НГОДБ события. Заме­тен интерес со стороны СМИ к собы­тиям в НГОДБ: увеличилось количе­ство обращений за материалами и сю­жетами про библиотеку со стороны СМИ; многие СМИ берут информацию о событиях в НГОДБ из интернет-изданий (перепечатанный материал поме­щается со ссылкой на издания, из кото­рых он заимствован.

Некоторые СМИ выходят с предло­жениями о совместных проектах. На­пример, на страницах журнала «Вы и Ваш ребёнок» совместными усилиями проведён был круглый стол о пробле­мах подростков и роли литературы в выходе из кризиса возраста; совместно с газетой «Нижегородские новости» про­ведены 2 конкурса по краеведению. Можно констатировать, что стало боль­ше серьёзных публикаций, проводятся прямые эфиры, развивается взаимное информационное спонсорство, больше стало совместных проектов, конкурсов.

Завоевать доверие трудно, но удер­жать его бывает ещё трудней. И здесь самой важной является способность творчески мыслить и постоянно искать новые оригинальные ходы, оставаться привлекательными для тех, кого мы хо­тим видеть в библиотеке и от кого мы ждём помощи!

Главное — быть на слуху!

С автором можно связаться: ngodhars@rambler.ru

Анна Рафаэльевна Сытина, заведующая информационно-рекламным отделом Нижегородской государственной областной детской библиотеки