Кадырова Г. Шагаем по ступеням. Клубы по интересам: от простого к сложному / Г. Кадырова // Библиотечное дело. – 2009. – № 18. – С. 17-18.

Собраться вместе – это начало, остаться вместе – это успех.

Генри Форд

В библиотековедческой лите­ратуре употребляется ряд по­нятий: «клубы по интересам», «любительские объединения», «объединения по интересам». Все эти выражения подразуме­вают неформальность, добро­вольность вхождения в них.

Восточно-Казахстанская областная детско-юношеская библиотека взяла на себя функции организации до­суга пользователя и открыла свои поме­щения многочисленным клубам, объ­единениям по интересам. Их популяр­ность и жизнеспособность определяют­ся не какой-то особой темой или сверх­задачей, а царящей в них атмосферой: свободное, непринуждённое общение очень полезно для читателей. Они обме­ниваются впечатлениями и опытом, по­могают советом другим, находят едино­мышленников и друзей.

Создавая подобные объединения в библиотеке, следует уделить внимание разным направлениям человеческой деятельности и помнить, что наиболее привлекательны для читателя те объ­единения, которые удовлетворяют их досуговые и информационные потреб­ности. Жизнь клуба зависит от многих факторов и, прежде всего от инициатив­ности членов клуба.

Работа клубов по интересам в нашей библиотеке построена так, чтобы были охвачены все возрастные категории чи­тателей.

Развитию творческих способностей и информационной культуры учащихся младшего школьного возраста способ­ствует работа клуба «Читайка». Здесь берёт своё начало реализация много­ступенчатой программы всестороннего развития читателей библиотеки, разра­ботанной сотрудниками отдела обслу­живания. В основу программы положен принцип «от простого к сложному». Виртуальные и интерактивные уроки, аудиовидеопрезентации, мастер-классы, конкурсы чтения и детского твор­чества, мультимедийные экскурсии, психологические тренинги, социологи­ческие исследования, творческие лабо­ратории, электронная мастерская, громкие чтения — всё это призвано способствовать развитию творчества, логического мышления. В задачи клуба «Читайка» входит: руководство чтени­ем, содействие развитию техники чте­ния учащихся младшего школьного возраста, развитие навыков работы со справочно-библиографическим аппа­ратом.

Следующим шагом является работа клуба «Ступени», деятельность которо­го направлена на активизацию чтения в рамках реализации программы «Семей­ное чтение — чтение без границ».

Участниками клуба являются дети сред­него школьного возраста и их родители. Деятельность объединения направлена на привлечение родителей к проблемам детского «нечтения», возрождение тра­диций семейного чтения.

Завершает реализацию многосту­пенчатой читательской программы деятельность ассоциации «Пока Я — ни Я» (пока я ещё стремлюсь познать своё Я, пока я учусь быть взрослым), действующей в рамках проекта «Духовное становление подростка». Программа данного объединения на­правлена на оказание психолого-педа­гогической поддержки подросткам. Для членов этого клуба оформлен стенд обратной связи с рубриками: «Права читателя» (заимствованные из книги Д. Пеннака «Как роман»), «Чи­тать — это модно, читать — это стиль­но», «От психолога к читателю» и дру­гие. Среди заседаний клуба можно от­метить: «Декларация моих ценностей», «Лики любви», «Неоконченная исто­рия», «О профессиях с любовью», «Ме­тафора моей жизни», «Мой любимый жанр» и другие.

Клуб «Умелые ручки» — это свое­образная мастерская, в которой дети 7-15 лет создают сувенирные поделки. Бисероплетение, декупаж, макраме, кружевоплетение, пэтчворк, оригами, изонить — любимые виды рукоделия ребят. Изделия членов клуба уча­ствуют в творческих выставках, кон­курсах.

Студия театрального творчества «Золотая маска» работает с читателями старшего школьного возраста и юноше­ством.

В программу обучения театральной студии входят актёрское и сценическое мастерство, хореография. Среди творче­ских работ можно выделить инсцени­ровки по произведениям писателей и поэтов: Магжана Жумабаева «Пророк», Мухтара Ауэзова «Лихая година», А. П. Чехова «Три сестры», «Вишневый сад». Свои постановки ребята из теат­ральной студии демонстрируют в ходе различных крупных мероприятий — в рамках Недели детской и юношеской книги, Праздника Чтения, новогодних представлений.

На развитие духовного мира, интел­лектуальных и творческих способно­стей подрастающего поколения направ­лена работа клуба «Жас толкын» (в пе­реводе с казахского — «Новая волна»), способствующая реализации Государственной Программы функционирования и развития языков в Республике Казах­стан.

Программа любительского объеди­нения «Страновед» ориентирована на учащихся 5-11-х классов с английским языком обучения. Одним из главных инструментариев в работе клуба выступа­ет Интернет; с его помощью ребята со­вершают заочные экскурсы в англого­ворящие страны, знакомятся с их куль­турой, традициями, обычаями, совер­шенствуют свои речевые навыки. Про­верить знания ребят помогают интерак­тивные задания, тесты.

С целью повышения интеллектуаль­ного потенциала, развития эрудиции де­тей младшего и среднего школьного возраста функционирует детское со­общество «Википед» (Wikiped), способ­ствующее развитию логического мыш­ления, воображения, эрудиции, умения правильно оценивать ситуацию и нахо­дить верные решения. Достичь положи­тельных результатов в работе с детьми позволяют разнообразные формы рабо­ты: экспресс-викторины «Рекорды жи­вотного мира», «По следам цивилиза­ций», игровой экскурс «Эрудитомания», гид-марафон «Загадки с сюрпризом», литературное турне «Кто ваш автор?», актуальный диалог «Что, где, когда и почему?» и другие. Верным помощни­ком для ребят становится книга. В кон­це квартала участники сдают тест на звание «Эрудит».

Совершенствовать навыки компью­терного мастерства возможно в студии «Computer Design». Участники — школьники и студенты, закончившие курсы для «начинающих» и «опытных» пользователей, — осваивают програм­мы CorelDraw, Photoshop, Macromedia Flash, Adobe Illustrator, познают ком­пьютерное моделирование, занимаются полиграфической и издательской дея­тельностью, принимают участие в кон­курсах, творческих сессиях. Их работы — дипломы, буклеты, проспекты, визит­ки, листовки, плакаты, календари — по­пулярны среди пользователей библио­теки.

Дизайн-клуб «WebArt» привлекает внимание ребят старшего школьного возраста. Будущие веб-дизайнеры зна­комятся с сайтостроительством, зани­маются разработкой и продвижением сайтов.

Для самых маленьких читателей биб­лиотеки действует клуб творческого чтения «Петрушка». Программа клуба направлена на популяризацию детской литературы и повышение интереса де­тей к творчеству детских писателей. Ча­сы чтения проводятся в игровой форме. Так, на празднике «Всё начинается с детства», дети знакомятся с творчеством С. В. Михалкова; полюбить стихотворе­ния С. Я. Маршака поможет игра-путешествие «Про всё на свете»; во время литературной игры «Мастер улыбки» ребята узнают о произведениях В. Ю. Драгунского.

Деятельность кукольного театра «Пиноккио» (младший школьный воз­раст), музыкальных студий «Домисолька» и «Колокольчик» (средний школь­ный возраст), кружка современного тан­ца «ARTSTILE» (средний и старший школьный возраст) способствуют раз­витию у детей творческих, музыкаль­ных способностей.

Основная задача всех действующих объединений — воспитание интереса к книге, всестороннее развитие личности, формирование информационной куль­туры. Работа объединений по интересам будет успешной, если она зажигает серд­ца детей. Ведь, как говорит Генри Форд, «Собраться вместе — это начало, остаться вместе... — это успех».

С автором можно связаться: gkadyrova@bk.ru

Гулънар Казыгаевна Кадырова, начальник отдела обслуживания Восточно-Казахстанской областной детско-юношеской библиотеки, г. Усть-Каменогорск