Горшкова О. Вологодские школьные. Знакомьтесь / О. Горшкова // Школьная библиотека. – 2009. – № 8. – С. 13-15.

Увлекательная вещь – история. А история библиотечного дела нам, людям, этому делу не чуждым, представляется увлекательной вдвойне. И конечно же, в любой истории есть свои герои, люди, с именами которых связано становление и раз­витие библиотечной профессии. Давайте на минуту заглянем в сборник «Великие люди – библиотекари. От А до Я» – одну из книг, к которым мы отослали бы нашего юного читателя, пришедшего с вопросом: «А кто работал в библиотеках в прошлые века?» В этом сборнике собраны сведения об историче­ских личностях, оказавших существенное влияние на библиотечную деятельность своего времени. В 40 персональных статьях, приведённых в книге, женских имён всего четыре. Ни в коей мере не оспа­ривая авторский взгляд на историю библиотечного дела в мировых масштабах, невольно задумаешься над тем, что в масштабах локальных картина рисуется совсем иная.

Очевидно, что в истории библиотек всех стран и эпох фигурируют библиотекари – новаторы и под­вижники, хранители библиотеки. В повседневной же библиотечной практике на первый план выступают хранительницы библиотечного очага. Те самые «милые, тихоголосые женщины», добрые лекари че­ловеческих душ, чувств и поступков, воспетые Львом Ошаниным. И не будет преувеличением сказать, что именно работницы школьных библиотек – это та часть библиотечного сообщества, которая имеет наибольшее влияние на образ библиотеки и библио­текаря, формирую­щийся в сознании новых поколений. Школьная библио­тека сопровождает учащихся на про­тяжении всего пе­риода взросления, и от того, какова она и какой биб­лиотекарь в ней работает, зависит очень многое – от любви к чтению до нравственного облика человека, вливающегося по­сле школы во взрослую жизнь.

В развивающемся, динамичном обществе библиотека школы претерпевает закономерные изменения. Появляются и успешно функциониру­ют новые модели школьных библиотек, такие как библиотечно-информационный центр, библиотека-медиатека, библиотека как профильный ресурсный центр или как педагогическое подразделение школы. Образовательная, информационная и культурная функции по-прежнему остаются основными функ­циями школьной библиотеки, но они приобретают новое звучание в современных условиях. Сфера деятельности школьной библиотеки расширяется, библиотека становится мощным информационным центром, работающим со всё более усложняющи­мися запросами своих пользователей – читателей библиотеки. Продолжается внедрение информа­ционных технологий в работу школьных библиотек, включение библиотеки в единое информационное пространство в масштабах школы, региона, страны.

Если говорить о деятельности школьных библио­текарей Вологодской области, то суть её можно пере­дать буквально в нескольких словах – многообразие, творчество, личность. Действительно, интересных, перспективных направлений работы у школьных библиотек достаточно много, и каждый библиотекарь реализует их по-своему, ищет и находит собственные формы работы, созвучные собственному пониманию роли и места школьной библиотеки в современном образовании и воспитании. Среди направлений работы школьных библиотекарей можно выделить все наиболее актуальные темы сегодняшнего дня: привлечение детей к чтению, развитие читательской культуры, формирование и развитие информаци­онной культуры и медиакультуры пользователей библиотеки, духовно-нравственное и патриотиче­ское воспитание, формирование экологического мышления, культурно-историческое направление работы, эстетическое и правовое воспитание, лите­ратурное краеведение.

Развитие детского чтения – задача для любой библиотеки первостепенная. Важность поддержки чтения всех категорий читателей в нашей стране осознаётся на национальном уровне. Государст­венная политика в области чтения зафиксирована в Национальной программе поддержки и развития чтения (2007-2020 гг.).

Формирование культуры чтения – приори­тетное направление работы библиотекарей школ Вологды, Череповца, Великого Устюга, важная часть практики библиотечных работников Вологодского, Вытегорского, Кирилловского, Кичм-Городецкого, Тарногского, Тотемского, Устюженского, Харовского, Чагодощенского, Шекснинского и других районов области.

Арсенал форм и методов работы с читателями весьма разнообразен. Это и организация литера­турных клубов, и читательские конференции, и тематические выставки, и деятельность читательских активов, включающая громкие чтения, постановки, беседы старшеклассников с младшими ребятами, диспуты. Взяты на вооружение новые, современные формы работы с читателями, например технология интерактивных книжных выставок, выставок с ор­ганизованной обратной связью. Во многих школах разработаны комплексные программы чтения для детей и подростков, рассчитанные на несколько лет. В последние годы также развивается и укрепляется сотрудничество школьных библиотекарей с работни­ками районных сельских и детских библиотек.

Библиотекари принимают активное участие не только в воспитании ребёнка-читателя, но и в форми­ровании и развитии информационной грамотности, информационной культуры учащихся и педагогов своих образовательных учреждений. Здесь интересен опыт творческой группы библиотекарей Сокольского района, уже на протяжении нескольких лет работаю­щих в этом направлении. Информационная культура личности рассматривается библиотекарями как сочетание трёх составляющих (библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, компью­терной грамотности), связанных информационным мировоззрением в единую систему.

Одно из приоритетных направлений работы многих школьных библиотек региона – экологиче­ское просвещение, формирование у школьников экологического, природосообразного мышления. Здесь можно отметить опыт работы И.Д. Ивановой, заведующей библиотекой МОУ «Средняя общеобра­зовательная школа № 26 с углублённым изучением предметов» г. Череповца. Выбор экологического направления как основного во многом обоснован тем, что Череповец – крупный индустриальный центр Вологодской области. Школа работает в тесном со­трудничестве с Центром повышения квалификации г. Череповца, Управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов, музеем АО «Север­сталь». Разработана программа экологического воспитания школьников, охватывающая все классы, с 1-го по 11-й. В программе пять блоков: «Экология природной среды», «Экология жизненной среды», «Экология поведения человека», «Экология языка» и «Глобальные проблемы человечества». Базовые экологические представления закладываются в начальной школе, а затем углубляются в среднем и старшем звене.

Целый ряд школьных библиотек Вологодской области ведёт работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Здесь основная задача – возрождение духовной культуры российского обще­ства, воспитание в ребёнке бережного отношения к нравственным ценностям своего народа. Библиотека выступает и как хранитель и преемник исторической и культурной памяти народа, и как посредник при передаче культурно-исторического наследия сле­дующим поколениям. Особого упоминания заслужи­вают базовые школьные библиотеки, работающие по программе «Социокультурные истоки» в школе № 13 г. Вологды, Горицкой средней школе Кирилловского района, в Харовской средней школе № 1, и другие.

Школьная библиотека Устье-Угольской средней общеобразовательной школы (Шекснинский район, заведующая библиотекой В.В.Виноградова) уже бо­лее 7 лет осуществляет сопровождение комплекс­ной программы «Современная русская школа». С 2005 года в библиотеке принята собственная про­грамма развития «Русское наследие», разработанная на принципах, заложенных в программе «Социокуль­турные истоки». Библиотека осуществляет целевое формирование фонда на традиционных и цифровых носителях, ведёт информационно-библиографи­ческую, исследовательскую и массовую работу по программе.

Необходимо упомянуть также школьные библио­теки, которые реализуют авторские программы раз­вития, наполненные глубоким духовно-нравственным содержанием. В.А.Стахеева, заведующая библиотекой Первомайской средней общеобразовательной школы Кичменгско-Городецкого района, ведёт работу по культурно-образовательной программе «Приближение к душе», рассчитанной на 2005-2010 гг. Программа делится на пять подпрограмм: «Я познаю мир», «Я и моя семья», «Я и Родина», «Я – подросток», «Я и театр». В процессе прохождения ступеней программы ребёнок приобщается к основным духовным и нравственным ценностям русского народа, осознаёт непреходящую ценность окружающего мира и себя как части этого мира.

В библиотеке средней общеобразовательной школы № 15 г. Вологды (заведующая библиотекой И.Ф.Калининская) работают по программе «Библио­тека – центр духовно-нравственного воспитания и общения». Формирование разносторонне развитой, духовно богатой личности происходит здесь через активное, творческое освоение учащимися класси­ческих произведений русской литературы.

Вологодская область, Вологодчина богата своими народными традициями, которые бережно сохраня­ются и передаются учащимся не только и не столько в рамках школьных предметов, сколько в творческой поисково-исследовательской деятельности. Руко­водителями такой работы школьников очень часто становятся школьные библиотекари. Ярчайший пример – деятельность Н.А.Митрошкиной, заведующей библиотекой средней общеобразовательной школы № 1 г. Вытегры. Богатейший опыт, накоп­ленный за более чем 34 года библиотечного труда, заслуживает особого внимания. Среди направлений деятельности – разработка программ «Живая Русь» и «Русь языческая», основанных на традиционной народной культуре Вытегорского района, много­летнее руководство фольклорно-этнографической группой «Олония», организация при библиотеке этнографического музея «Прялица» и литературного музея «Клюевский родник». Высочайшая оценка работы Нины Алексеевны определяется уже тем, что в её школу стремятся попасть ребята со всего Вытегорского района.

Библиотекари живут своим делом, живут вопреки проблемам с комплектованием, которые стали уже почти привычными, вопреки зачастую плачевному состоянию книжных фондов, слабому техническому ос­нащению библиотек, вопреки дамоклову мечу системы классов-комплектов. Вопреки тому, что невероятное расширение обязанностей школьного библиотекаря воспринимается как нечто само собой разумеющееся и чаще всего никак не поощряется. Вопреки новой на­пасти – проблемам российской экономики, следствием чего стали массовые сокращения ставок библиотечных работников, уменьшение количества штатных единиц в тех библиотеках, которым посчастливилось иметь нескольких работников.

Хочется спросить руководителей всех уровней – на чём же вы пытаетесь сэкономить? На перспекти­вах нации, которая уже почти стала «нечитающей»? Не подрываются ли самые основы образования, когда школа лишается библиотекаря, когда и без того не имеющий золотых гор библиотекарь получает за свой труд материальное поощрение, больше похожее на моральное унижение?

Школьная библиотека – уникальная по своему положению структура в системе образования и воспитания, обязанная чутко реагировать на все пе­ремены в обществе и в то же время призванная сбе­регать и приумножать опыт и наследие поколений. Большая часть сообщества школьных библиотекарей не просто осознаёт миссию школьной библиотеки, но мыслит себя только «в библиотечных координатах». И очень хочется надеяться, что самоотверженная ра­бота наших школьных библиотекарей будет замечена и поощрена не только речами и аплодисментами по случаю профессиональных праздников и конферен­ций, но и путём выработки целостной, долгосрочной, непротиворечивой политики, направленной на поддержку всех аспектов деятельности школьных библиотек.

Ольга Александровна Горшкова, методист Вологодского института развития образования