Рахимова Л. Мы начинаем праздник наш : 100-летие Липовской сельской библиотеки-клуба / Л. Рахимова, Н. Труфакина // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 72-76.
Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» на мотив мелодии «Изгиб гитары желтой».
ВЕДУЩИЙ (1):
Мир вам и радость, привет и поклон!
Здравствуйте все, кто к нам в гости пришел!
ВЕДУЩИЙ (2):
Добрый вечер, гости дорогие!
Близкие и дальние.
Но так или иначе
С нашей библиотекой знакомые.
ВЕДУЩИЙ (1):
Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне.
Словно я, в большой и дружной,
И приветливой семье.
ВЕДУЩИЙ (2):
И так, внимание, внимание!
Начинаем торжественное заседание.
Ежели столько гостей.
Значит у нас юбилей!
ВЕДУЩИЙ (1):
Не много, не мало — аж 100 лет...
А дряхлости по-моему нет.
Да и что нам стыдиться?
Возрастом надо гордиться!
ВЕДУЩИЙ (2): 100 лет — возраст достаточно почтенный, возраст достойный истории.
ВЕДУЩИЙ (1):
История наша на факты богата,
100 лет не история даже, а клад.
Решили, что с ней познакомиться надо,
Поэтому долго писали доклад.
ВЕДУЩИЙ (2):
Доклад получился ну очень уж длинный,
Мы с радостью крикнули даже «Ура»,
Но поняли вдруг, что займет он на вечере
Без перерыва часа полтора.
ВЕДУЩИЙ (1):
Вот это проблема! А как без истории...
Нельзя ж в юбилей не сказать ничего!
Его прочитать вам мы были настроены,
Но слушать часа полтора каково?!
ВЕДУЩИЙ (2):
И выход был найден, бесспорно, удачный,
Чтоб вам тут от скуки вдруг не уснуть,
Мы лучше сегодня вам вкратце расскажем,
Написанную историю в альбоме нашем.
ВЕДУЩИЙ (1):
На одной из улиц Шкарского села
В начале XX века появилась
На радость всем
Наша земская библиотека.
ВЕДУЩИЙ (2):
Сельские люди библиотеку ценили
И шли сюда за советом,
А зимней порой, чаще семьей,
Досуг свой здесь проводили.
ВЕДУЩИЙ (1): За прошедшее столетие в жизни-юбилярши было все: периоды подъемов и спадов, радости и неудачи. Менялись работники библиотеки, книги и стеллажи и даже местонахождение. Но неизменными в деятельности этого очага культуры остались функции просветительства, заложенные ее первыми библиотекарями — учителями местной школы.
ВЕДУЩИЙ (2): А сама библиотека на всем протяжении своей истории оставалась нужной жителям своего Шкарского
ВЕДУЩИЙ (1):
Прошли года, библиотека
Сегодня отмечает юбилей.
100 лет библиотека наша
Снабжает книгами людей.
ВЕДУЩИЙ (2): У балкарского поэта Кайсына Кулиева есть замечательные строки, где он сравнивает два святых слова: хлеб и книгу.
Солнце греет землю, красит небо,
Подступает к окнам белый сад.
Книги рядом с караваем хлеба
В доме на столе моем лежат.
Хлеб и книга. Скрыты в них недаром
Кровь и сок земли, где мы живем.
Их сжигало пламя в век пожаров,
Все владыки шли на них с мечом.
Хлеб и книга, вечные от века,
На столе лежат передо мной,
Подтверждая мудрость человека,
Бесконечность щедрости земной.
ВЕДУЩИЙ (1):
Как велико твое предназначенье
С древнейших лет и до скончанья века!
Собранье мыслей ты и знания свеченье
Хранительница книг — библиотека!
ВЕДУЩИЙ (2):
Библиотека! Как нужна ты людям,
Чтоб отыскать ответ на свой вопрос:
«Что надо делать, жить как будем? Кто виноват?
Когда не будет детских слез?»
ВЕДУЩИЙ (1):
Здесь в кладезь знаний Двери всем открыты И никому отказа в этом нет. Вы лишь переступите порог библиотеки, вас ожидают дивные открытья и чудный миг познанья в мире книг.
ВЕДУЩИЙ (2): А посредником между книгой и читателем всегда был и останется библиокарь.
Книги, книги... Для меня вы
И веселье, и работа.
Каждый день они манят
Ощущением полета.
Открываю, не спеша,
Шелестящие страницы,
И уносится душа
В дали дальние, как птица.
И становится добрей
Сердце с каждою строкою,
Я для всех, для всех людей
Тайну радости открою.
Приходите, предложу
И рассказы, и романы.
Ну а если угожу,
То еще счастливей стану.
Л. Охотницкая. Библиотекар
ВЕДУЩИЙ (1): Среди наши гостей мы видим виновников сегодняшнего торжества, без которых был бы немыслим сегодняшний юбилей.
ВЕДУЩИЙ (2): 1954 год. О, как далек от нас этот период Многих из нас еще не было на свете, но жизнь текла своим чередом. Шкарская библиотека принимала своих посетителей дети жили по законам пионеров СССР, взрослые верили в светлое будущее — в строительстве коммунизма. Просветительскую работу в деревне вместе с учителями вел и библиотекарь.
Годы летят быстротечно, меняются читатели, но только верен своей работе сельский библиотекарь. 21 год отработала Шкарском очаге культуры Н. С. Труфакина.
В памяти односельчан Нина Степановна осталась заводной жизнерадостной женщиной. В 1975 г. она уезжает из села, но до сих пор не теряет связи со своими земляками и интересуется нынешней жизнью жителей своей малой родины.
(Просит Нину Степановну под няться на сцену.)
ВЕДУЩИЙ (2): Как эстафетную палочку, Нина Степанова передает молоденькой девчушке свою библиотеку, которая только окончила школу:
«Ты, Лидушка, дело мое продолжай.
Будь старательной, людей уважай.
Среди населения пропаганду книги веди
И традиции библиотеки сохрани...»
(Просит подняться на сцену Лидию Алексеевну Решетникову.)
ВЕДУЩИЙ (1):
Стоит на шкарской улице небольшой домишко.
В нем атмосфера непроста, таинственна.
Да и хозяйка уже друга — опытна, строга, но приветлива всегда,
В библиотеке уют, чистота,
Ждет она, когда прибежит детвора.
(Вызывает на сцену Нину Кирилловну Торкунову.)
ВЕДУЩИЙ (2):
Послушайте внимательно, история повторяется.
А ведь жизнь не стоит на месте — продолжается.
Снова в деревню к нам сюда едет девушка одна.
Молода, несмела, но опытна.
Культпросветучилище закончила она.
И уже в Липовке жизнь библиотечная ее потекла.
(Просит подняться на сцену Любовь Робертовну Шабалину.)
ВЕДУЩИЙ (2):
Детство — счастливая пора, но, к сожалению, кончается всегда.
Отзвенел последний звонок в Нагорской школе,
Она не ученица боле,
В то время сестра ее библиотекарем в Липовке была
И на свое место Нину работать позвала.
15 лет своей жизни Нина Робертовна Труфакина отдала нашей библиотеке.
(Просит Нину Робертовну подняться на сцену и присоединиться к своим коллегам по труду).
ВЕДУЩИЙ (2): Народная мудрость гласит: «Мир не без добрых людей». Но как прекрасно, если с такими людьми приходится вновь знакомиться и беседовать с ними.
ВЕДУЩИЙ (1): Мы сейчас проведем блиц-опрос среди присутствующих библиотекарей. Каждой зададим по два вопроса.
Н. К. Торкуновой: «Жалеете ли вы о том времени, что работали в библиотеке?»
Л. А. Решетниковой: «Какие книги читала молодежь в вашу бытность библиотекарем?»
Л. Р. Безносиковой: «Кто из читателей вам больше всего запомнился? Чем?»
В сентябре текущего года ровно 15 лет исполнилось с того момента, как Нина Робертовна переступила порог Шкарской библиотеки. Поэтому ей будет вопрос такого содержания.
«Почему вы выбрали профессию библиотекаря, чем она вас привлекла?»
ВЕДУЩИЙ (2): Второй вопрос Н. К. Торкуновой: «Какое событие из библиотечной жизни врезалось в вашу память?»
Лидия Алексеевна, ответьте на такой вопрос: «Самый счастливый или грустный для вас день в библиотеке?»
Любовь Робертовна, припомните очень забавный или курьезный случай из вашей практики.
Нине Робертовне: «Кто был вашим первым читателем?»
ВЕДУЩИЙ (1): Общий на всех такой вопрос: «Что бы вы хотели пожелать нашей юбилярше на будущее?»
ВЕДУЩИЙ (2): Наша библиотека сельская. Вот уже 100 лет она встречает своих поклонников книги, среди которых немалую долю составляют юные читатели. Именно они в первую очередь во всех делах и задумках поддерживают своего библиотекаря — Нину Робертовну.
ВЕДУЩИЙ (1): Так пусть же в этом книжном доме всегда звучат голоса детей, шелестят книжные страницы и, конечно, проходят интересные, занимательные мероприятия и происходят чудеса. Пусть из наших юных читателей-желторотиков вырастают совята и становятся мудрыми совами. Ведь сова — это символ знаний. Вам слово, юные гости библиотеки.
(На сцену выходят учащиеся младших классов. Звучит литмонтаж...)
В библиотеке столько книг!
Внимательно всмотрись —
Здесь тысячи друзей моих
На полках улеглись.
Они на полках в ряд стоят
Скромны и молчаливы.
А стоит лишь затронуть их,
Все в миг зашелестят.
И свет, и тьму в них видим мы,
Седую старину, эпохи, страны,
И золото долин, и горы, и хребты,
И реки, и моря, и океаны.
Сколько звезд в небесах,
Сколько шишек в лесах,
Сколько капель в Неве,
Столько книг на Земле!
Собрать бы все книжные строчки
в одну, Куда бы она протянулась в длину!
Пролег бы, наверное, по небу след
До самых далеких планет.
Книги с множеством картинок в переплетах расписных!
Мойдодыр и Буратино
к нам пришли из детских книг.
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета.
Мы без книги, как без рук,
Книга — это первый друг.
все больше прочитанных книжек семья,
Все больше хороших друзей у меня.
В каникулы, летом и в школьные дни
Со мною повсюду они.
Мы сегодня говорим «Спасибо!»
Тем, чьи руки, чей бесценный труд.
Эту силу, эту радость людям
С книжной полки щедро подают.
Здоровья и счастья вам, долгих лет,
Работайте, сил не жалея.
Вам детский наш читательский привет
И поздравленья — с вашим юбилеем!
ВЕДУЩИЙ (2): Большое спасибо, ребята! А в подарок своей библиотеке юные читатели подготовили «Сказку о Книжкином доме».
В древности слагались небылицы
И сейчас рождаются они.
Вот и сказка сходит со страницы
Прямо к нам, в сегодняшние дни.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Здравствуйте, уважаемые зрители!
Сказку послушать не хотите ли?
Про книжки-малышки,
Про наши делишки.
Все как есть, без прикрас,
Начинаем наш рассказ.
АВТОР:
А на улице центральной нашей деревеньки
Стоит домик-теремок.
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
За 100 лет, что библиотека жива,
Многие поколения читателей прошли.
Сами выросли, детей привели
И стоит библиотека горда –
100 лет прошло, а она молода!..
Мимо как-то лягушка шла,
Видит: заперто пока.
ЛЯГУШКА:
Эй, замочек, отопрись, отопрись,
Теремочек, отворись, отворись!
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ква-ква! Тишина...
В теремочке я одна.
Хоть кругом совсем не сыро,
А квартира хороша!
Боре — про море,
Смотрите и вы.
АВТОР:
Поселилась мышь с лягушкой,
С лупоглазою подружкой.
Им тут некогда скучать,
Книжки начали читать.
Вдруг стучится на рассвете
Петушок горластый ? Петя.
ПЕТУХ:
Это что за теремок?
Он не низок, не высок.
Эй, откройте Петушку!
Ко-ко-ко, кукареку.
Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?
ЛЯГУШКА:
Я — лягушка-квакушка.
А ты кто?
МЫШЬ:
А я мышка-норушка.
А ты кто?
ПЕТУХ:
А я — петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
МЫШЬ:
Таки быть, пожалуй в дом,
Веселее жить втроем.
Только знай: здесь книжкин дом,
Книги здесь живут кругом.
Час пробьет — повалят дети,
Не поспать тогда нам, Петя.
ПЕТУХ:
Это, право, не беда,
Не привык я спать средь дня.
АВТОР:
Делать нечего, решили,
Письмо дружно сочинили
И отправили пакет,
Вложив в него такой привет:
«Ох, читатель мой, любезный,
Ты скажи нам, друг сердечный,
Когда в гости к нам придешь,
Сдавать книжки принесешь.
Ждем тебя мы со дня на день,
Повидать ужасно рады.
Будь так добр, порадуй нас
(Это просьба, не приказ).
Коль придешь в короткий срок
Из тебя, знать, будет толк.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Помогли вы мне, друзья,
Приютила вас не зря.
АВТОР:
Так живут они: лягушка,
Петушок и мышь-норушка,
Их водой не разольешь,
Вдруг стучится старый еж.
ЁЖ:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
ЛЯГУШКА:
Я — лягушка- квакушка.
МЫШЬ:
Я, мышка — норушка.
ПЕТУХ:
Я, петушок — золотой гребешок.
А ты кто?
ЁЖ:
Я — старый ежик,
Ни головы, ни ножек.
Горбом спина,
На спине борона.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
ПЕТУХ:
Таки быть, пожалуй в дом,
Будем жить мы вчетвером.
АВТОР:
Вот живут они: лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Сказки ставят для детишек,
Прочитали уйму книжек.
Знают книги о морях,
О звездах, птицах и зверях,
О снеговых вершинах,
Растеньях и машинах.
Стали грамотными звери,
Открывают детям двери.
Лепят, красят и рисуют,
В бое знатоков воюют.
Вместе с библиотекарем проводят
То беседу, то обзор,
А недавно вдруг решили
И создали сводный хор.
Звучит песня на мотив «Учат в школе».
Буквы разные узнать,
По слогам слова читать
Учат книги — 3 раза.
Почему течет река,
Где ночуют облака
Учат книги — 3 раза.
Как слетать с Земли до звезд,
Как поймать лису за хвост
Учат книги — 3 раза.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат этому детей в библиотеке.
Знать, где враг и кто твой друг.
Знать, где север и где юг
Учат книги — 3 раза
Как устроен самолет,
Черепаха где живет,
Учат книги — 3 раза.
И не путать никогда
Острова и города
Учат книги — З раза.
Крепко-накрепко дружить,
С детства книгой дорожить
Учат многому детей в библиотеке.
(Аплодисменты зрителей.)
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Нашей сказочке конец,
а кто слушал — молодец!
ВЕДУЩИЙ (1): Уважаемые гости! Ребята своим выступлением доказали, что библиотека во все времена была и останется очагом культуры, в котором главное богатство составляют книги и, конечно, читатели. Без них даже книги мертвы.
ВЕДУЩИЙ (2):
Дружат с книгой все на свете,
Дружат взрослые и дети.
Но представьте хоть на миг,
Что нигде не будет книг.
Ой, как скучно станет вдруг...
Ведь книга — спутник наш и друг.
ВЕДУЩИЙ (1): Сегодня в день юбилея библиотекарь Нина Робертовна хочет отметить скромными подарками активистов и лучших читателей.
(Идет награждение активистов и лучших читателей библиотеки.)
ВЕДУЩИЙ (2):
Внимание, внимание!!!
Коли народное признание.
ВЕДУЩИЙ (1):
Туту нас сложилось мнение,
Нужны ваши поздравления.
(Поздравления гостей с юбилеем библиотеки.)
ВЕДУЩИЙ (2): Сегодня Липовская библиотека является собирателем и хранителем истории своего округа. Примером этого служит прекрасно оформленная краеведческая комната с предметами старины и крестьянского быта наших предков. А центральное место в библиотеке занимает постоянно оформленная выставка «Если жива библиотека, то деревня тоже будет жить», на которой достойно место отведено истории библиотеки, школы, жителям округа, земляку — генералу армии Г. И. Обатурову, творчеству кировских писателей и поэтов.
ВЕДУЩИЙ (1):
Звенит ручей, шумит листва,
Я иду по родному краю.
Пойду вперед, но оглянусь,
И перед этой тольцей дней
Мы, как один, снимаем шляпу.
Живи, цвети от века к веку,
Пускай проносятся года,
Ведь мы с тобой, библиотека,
Мы друг без друга никуда.
Пускай тебя не устрашит
Ни лихо вместе с суетою,
Ни денег стойкий дефицит,
Твои читатели с тобою.
Когда останется всего лишь
На бедной полочке твоей
Одна единственная книжка,
Мы встанем в очередь за ней.
Надежда есть еще на свете,
И хмарь покинет небеса,
Всегда пусть дует свежий ветер
В твои тугие паруса!
ВЕДУЩИЙ (1): Вот на этой оптимистической ноте мы заканчиваем торжественную часть вечера.
Опять библиотека встречает нас сердечно.
Сюда мы собрались все отметить юбилей.
Гостей, друзей собрали, сценарий подобрали,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Идем в библиотеку мы все с большим желаньем
Здесь никогда не скучно.
А ну, друг, улыбнись!
И нам библиотекарь опять тихонько скажет:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Мы дружим здесь давно уж и дружбой дорожим мы.
И с книгою навеки пути пересеклись.
Здесь каждый все узнает, и каждый все здесь сможет.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Слова песни Н. Р. Труфакиной.
Людмила РАХИМОВА, ведущий методист Нагорской централизованной библиотечной системы, Кировская область
Нина ТРУФАКИНА, заведующая Липовской сельской библиотекой- клубом Кировской области