Ладушкина О. Миссия «Книжной Галактики» / О. Ладушкина // Библиополе. – № 2. – С. 39-43.
Ещё совсем недавно о России говорили как о самой читающей стране в мире. Свидетельства этому: высокий престиж чтения в обществе, и особенно — классики, произведений, опубликованных в «толстых журналах», книгособирательство и создание домашних библиотек.
Сегодня ситуация изменилась и приходится говорить о кризисе читательской культуры, о пренебрежении чтением. В детской и молодёжной среде книга уступает лидирующее место более современным, некнижным источникам получения информации. Чтение учащихся почти полностью мотивировано школьной программой и задачами учёбы. Сам статус его также меняется: 36 процентов старшеклассников жалуются на нехватку времени, 46 — предпочитают лёгкую, развлекательную литературу, 11 процентов четвероклассников заявляют о нелюбви к книге.
Поэтому так важно сегодня развивать у детей и подростков интерес к книге, формировать привлекательный образ библиотеки и вкус к самому процессу чтения.
Очень своевременной и актуальной в связи с этим оказалась программа «Книжная галактика».
В прошлом году впервые с 21 февраля по 12 марта в загородном детском санаторном лагере «Берёзки» была организована специальная тематическая библиотечная смена. Она проводилась по инициативе Управления культуры города при поддержке Поволжского управления Министерства образования и науки Самарской области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации Новокуйбышевска, а также кафедры информационного обеспечения Самарской государственной академии культуры и искусств.
Было разработано положение о тематической смене «Книжная галактика», утверждённое заместителем главы города по социальным вопросам Е.М. Пахомовой. А для организации и проведения смены созданы оргкомитет и рабочая группа, в которую вошли представители учреждений и организаций, участвующих в реализации программы. В её рабочую группу вошли две библиотеки Библиотечно-информационной сети (БИС) — ЦБ имени А.С. Пушкина и ЦДБ. Над реализацией программы трудились 11 сотрудников БИС.
Цели «Книжной галактики» — развитие интереса к книге различными средствами мотивации, организация содержательного досуга воспитанников лагеря. Для реализации этих целей были поставлены следующие задачи:
- формирование у детей навыков культуры чтения;
- расширение сферы познавательных интересов через знакомство с современными периодическими изданиями и участие в создании газет, рукописных книг и журналов;
- развитие интереса к книге через проведение культурно-досуговых мероприятий с использованием литературных произведений;
- создание условий для раскрытия творческих способностей детей: освоение технологий словотворчества, организация прикладной деятельности.
Участниками программы — жителями «Книжной галактики» — стали 69 учащихся школ от 7 до 15 лет из 15 населённых пунктов области: Новокуйбышевска, Самары, Чапаевска, Обшаровки, Пест- равки и др.
Учёными доказано, что умение читать — важнейший навык для адаптации в современном информационном обществе. Читающие дети, как правило, превосходят не читающих в интеллектуальном, творческом развитии, имеют богатый словарный запас, большой объём памяти и более развитое творческое воображение. Являясь особым фактором развития ребёнка, свободное чтение тренирует мозг, вырабатывает глубокие логические связи. Поэтому программа «Книжной галактики» основана на работе с книгой, позиционировании её огромной роли в жизни людей.
Особенностью нашей программы, её ценностью является то, что осуществлялась она в условиях загородного санаторного лагеря в течение одной смены (21 дня). Подобных научно обоснованных программ работы с книгой в России пока нет. Существующие проекты по развитию у детей интереса к чтению рассчитаны в основном на библиотеки по месту жительства или школьные и на более длительный период — как правило, не менее года.
Формы работы с детьми и книгой, включённые в «Книжную галактику», соответствовали интересам и запросам современных подростков. Игровые, интерактивные и театрализованные формы сочетали в себе полезную информацию с творчеством. Это экскурсии, ролевые игры, конкурсы, турниры, мастер-классы, презентации художественных произведений, театр книги.
Сотрудниками ЦБ имени А.С. Пушкина и ЦДБ в рамках программы было проведено шесть мероприятий: пресс-фуршет «Лучшая пресса на все интересы», библиографическая игра «Золотое кольцо», урок-игра «Книга — это чудо», день новой книги «Парад планет», день медиаграмотности «Созвездие Медиа» и встреча с победителем областного конкурса работником культуры года — Еленой Пронюш- киной — библиотекарем детского отдела ЦБ имени А.С. Пушкина.
Все наши мероприятия, уверены, оставили след в детских душах. Своими впечатлениями о них они поделились в отзывах. Например, «Сегодня мы посетили библиотеку. Меня поразило то, что здесь очень тёплая обстановка и очень гостеприимный персонал» (Алёна Кочеткова).
Больше всего отзывов оставили ребята о пресс-фуршете «Лучшая пресса на все интересы» и о библиографической игре «Золотое кольцо»:
«...нас просветили, какие журналы чему посвящены. ...Мы успели столько всего: и написать тест, и ответить на вопросы. Также нам дали конкретные советы по использованию журналов. Я узнала много новых фактов и вообще было очень интересно» (Олеся Кашкина).
«Мы — ученики 5и7 классов — посетили мероприятие «Золотое кольцо». Зал был интересно оформлен. Много было наглядного материала, книг. Были разные конкурсы между командами. Особенно понравился последний — «Кроссворд».
«29 февраля в нашем лагере состоялась игра «Золотое кольцо». Нам объяснили, что «Золотое кольцо» — это пять источников получения информации в библиотеке. Мероприятие состояло из нескольких туров. Мне
особенно понравился один: в нём нужно было составить рассказ из слов, начинающихся на одну букву, по выбору...»
Так как большинство ребят, приехавших в ЦБ имени А.С. Пушкина, оказались здесь впервые, многое из увиденного в библиотеке вызвало восхищение: зимний сад с фонтаном, мягкие диваны и зеркала третьего этажа, картины и бильярд в холле четвёртого этажа, огромные хранилища читального зала. Надолго у многих останется в памяти посещение Музея книги. Произвели впечатление музейная мебель, книгопечатный станок, узелковое письмо и, конечно же, старинные книги XIX, начала XX в.
Ребята забросали экскурсоводов вопросами: А как работает печатный станок? Как пользоваться узелковым письмом? Подлинные ли письма в «Уголке Пушкина?».
Им понравились литературные конкурсы и игры, организованные в разных отделах библиотеки, встреча с Котом Учёным в детском отделе.
А как уехать и не попробовать вкусных слоек из библиотечного кафе «Барышня-крестьянка»?
К первой встрече с участниками «Книжной галактики» в лагере «Берёзки» сотрудники ЦДБ подготовили пресс-фуршет «Лучшая пресса на все интересы». Дегустировались здесь не кулинарные деликатесы, а пресса.
У каждого есть любимые блюда. Одни предпочитают мясные закуски, другие — зелёные салаты, кто-то с удовольствием ест фрукты, а кто-то – сладкое пирожное.
Мы предложили ребятам выбрать журналы для чтения в свободное время. Журналы были подобраны на самый изысканный вкус.
Ребята узнали о самых интересных и полезных рубриках в журналах «Ромео и Джульетта», «Мне 15». Любители виртуального мира с удовольствием слушали о журналах «Вы и ваш компьютер», «Игромания». Для продвинутых подростков, которые интересуются новостями науки и техники, были предложены журналы «Юный эрудит» и «Юный техник», «Мир техники для детей».
Много оригинальных новостей они узнали из журналов «Всемирный следопыт» и «Юный путешественник». Например, где живёт самый высокий в мире человек? Как называют биолога, который изучает стрекоз? Где обитает самая маленькая в мире обезьяна?
Кроме этого, ребята проверили своё умение путешествовать с помощью теста «Готов ли ты к экспедиции в джунгли?». Соревновались они и в игре «Пресс-весы»: кто больше назовёт положительных качеств журналов «Муравейник», «Классный журнал».
Для ребят младшего возраста рассказ о лучших детских журналах был подготовлен в театрализованной форме. Об этих изданиях вместе с библиотекарем рассказывали куклы: озорной Буратино, строгая Мальвина и мышонок Пик. Они с любопытством слушали о самом интересном в журналах «Весёлые картинки», «Клёпа», «А почему?», «Мурзилка », «Свирелька», «Филя», «Тошка», «Играем с Барби» и др. После мероприятия они с радостью фотографировались с яркими журналами и куклами.
Журналы были оставлень библиотеке лагеря «Берёзки» до конца смены для чтения.
Запомнился участникам смены и день новой книги «Парад планет».
Каждая новая книга — это новая звёздочка «Книжной галактики». Книги объединились в необычные созвездия. Мы предложили ребятам представить себя на борту звездолёта и отправиться в путешествие к разным планетам.
Под звуки космической музыки путешественники побывали на «Планете НЛО» — в мире невероятных литературных открытий, где узнали: кто написал на самом деле романы Дюма? Чем закончились сказки Шарля Перро о «Красной Шапочке» и «Спящей красавице»? Из чего были сделаны башмачки Золушки?
«Планета коварства» ветретила путешественников препятствиями: таинственными записками и шифровками. Нужно было проявить сообразительность и быстроту мышления, чтобы победить коварство жителей планеты.
На «Планете фэнтези» путешественники погрузились в мир сказочных фантазий.
А «Планета продвинутых девчонок» предложила для них самые лучшие книги, а также массу полезных советов: как ухаживать собой, как выглядеть элегантно, как выжить в современном мире.
На «Планете очумелых ручек» нужно было пройти тест на способность к различным видам рукоделия и что-нибудь сделать из бумаги в технике оригами. А на «Планете удовольствий» путешественники увидели и услышали о самых интересных книжных новинках: о современной музыке, о компьютерных играх, о спорте и о разных других увлечениях, которыми можно с удовольствием заниматься в свободное время.
Те, для кого удовольствие полакомиться чем-то вкусненьким, обратили внимание на огромный нарядный торт. Торт был не обычный, а с сюрпризом: под ним пряталось блюдо с конфетами, которыми ребята с удовольствием угостились, да не одни, а вместе с Карлсоном. Он вдруг неожиданно появился и напросился на угощение.
А для маленьких жителей «Книжной галактики» было организовано путешествие на «Планету детства», где они знакомились со сказками, с книгами о природе с помощью Мудрой Совы под звуки леса и журчание ручья отгадывали загадки коварной Бабы-яги, послушали юмористическую историю.
В «Параде планет» приняли участие и сами жители «Книжной галактики». Они подготовили короткие презентации разных книг и в костюмах Пирата, Гарри Поттера, Принцессы и гриба Мухомора, немного смущаясь, рассказали о них. Сюжет о «Параде планет» был снят городским телевидением.
Не только с книжными, журнальными, но и с медиановинками познакомились участники программы «Книжная галактика». Одна из встреч в ЦБ имени А.С. Пушкина — «Созвездие Медиа» — была посвящена медиаресурсам библиотеки. Самые продвинутые участники смены слушали рассказ о том, что такое медиа? Как с помощью медиа можно учиться? Осваивать разные профессии? Заменит ли медиа книгу? Затем на большом экране ребятам был продемонстрирован диск «Президент России — гражданам школьного возраста», и они с удовольствием по нему путешествовали. А в заключение подростки по 2—3 человека расположились за компьютерами и учились самостоятельно работать с медиаэнциклопедиями: «Энциклопедией здоровья, спорта», детской энциклопедией «Аванта».
«Тот, кто владеет информацией, владеет миром. Игра поможет вам стать обладателями бесценной информации». С этих слов начиналась игра «Золотое кольцо».
«Золотое кольцо» — это путь поиска информации в библиотеке. Изображение кольца ребята видели перед собой на игровой доске. Игроки делились на две команды, придумывали названия своим командам:
- «Книголюбы» и «АБВГДейки»;
- «Азбука» и «Алфавит»;
- «Буквоежки» и «Словарята».
По удару гонга начиналась разминка. Игроки из отдельных слов собирали пословицы о книге. Отвечали на вопросы: как называется стол библиотекаря? Какой документ нужно предъявить при записи в библиотеку? и др. Затем соревновались в шести различных конкурсах. Самым увлекательным и творческим был конкурс «Литературный». За пять минут нужно было составить короткий рассказ, все слова которого начинаются на одну букву. Буквы команды выбирали сами. Лучше всего с этим заданием справились команды 9—10 классов. Вот какие получились рассказы:
«Вчера в восемь вечера Владимир выехал в Вологду. Владимир — ветеринар, вылечил восемнадцать волчат. Владимир восхитительный врач».
«Сегодня солнце светит сильно. Сурок скачет, суслик спит».
А вот рассказ шестиклассников: «Петя попросил папу прочитать предложение про Петра Первого. Потом папа попросил Петю помочь повесить портрет. Потом папа починил принтер. Потом папа принялся приготавливать пироги».
Самым трудным было разгадывание кроссворда «Золотой ключ», составленного из библиотечных терминов. Нелегко пришлось шестиклассникам справиться и с поиском ответов на вопросы по справочным изданиям. Например, где живут масаи и на каком языке они говорят? Что означает древнерусское слово «выя»?
А вот с поиском заданной книги на полке все справились легко. Быстро они закончили выполнение задания — определили содержание книги и назвали те её элементы, которые помогли выполнить это задание (заголовок, оглавление, аннотация и др.).
За правильный ответ команды получали «золотой ключ» — символ библиографии. Дух соревнования так захватил всех участников, что равнодушных в игре не было. Все команды старались заработать больше «золотых ключей». Команда-победитель получила закладки и новый выпуск библиотечной газеты «Слова». Самые активные игроки получили специальные именные закладки «Лучшему игроку».
Для младших ребят была проведён урок-игра «Книга — это чудо!». Ребята с удовольствием слушали рассказ о книге с участием Мудрой Совы, отвечали на вопросы: что же у всех книг общее? Из чего состоит книга? Как узнать, о чём книга? Дети узнали, как называются различные элементы книги и вместе с библиотекарем внимательно её рассматривали. Затем участники урока познакомились с самыми умными книгами — энциклопедиями и словарями, учились пользоваться энциклопедией «Что такое? Кто такой?» и «Большой детской энциклопедией». Самые любознательные активные участники получили книжные закладки.
Для того чтобы пробудить интерес к профессии «библиотекарь», для участников смены была организована встреча с одним из лучших представителей профессии — детским библиотекарем Е.П. Пронюшкиной — победительницей областного конкурса. Встреча состоялась в актовом зале лагеря «Берёзки». На ней присутствовали участники всех экипажей «Книжной галактики» (150 человек). Громкими, дружными аплодисментами ребята встретили сотрудников детского отдела ЦБ имени А.С. Пушкина, которые приехали поддержать свою коллегу и вместе с ней рассказать о своей профессии. Их рассказ украсили видеоролик «Автопортрет в мыльных пузырях» и презентация слайдов о работе коллеги. Это был не просто рассказ, а весёлое представление с клоунами, пиратами и поиском сокровищ, с играми и конкурсами.
Какой он — детский библиотекарь? Многим эта профессия кажется скучной и неинтересной. Подумаешь, сиди и книжки выдавай. На самом деле, библиотекарь — это и педагог, и психолог, человек неугомонный, ищущий, творческий. Он должен обладать хорошей памятью, быть доброжелательным и терпеливым, с чувством юмора. Для читателей он — путеводная звезда в путешествии по необъятной литературной стране.
На вопрос: «А вы хотели бы стать библиотекарем?» подняли руки десять человек. Это значит, что наша встреча не напрасна: нам удалось заронить в ребятах маленькие зёрнышки интереса к библиотеке, к книге, к профессии.
Закончилась тематическая библиотечная смена «Книжная галактика» большим гала-концертом, на котором были подведены итоги смены. Почти 100 ребят получили памятные подарки, дипломы, почётные грамоты и благодарственные письма за активное участие в жизни «Книжной галактики» в разных номинациях:
- «Самый читающий читатель» (прочитавший за смену от 5 до 8 книг);
- «Суперчитатель»(10 и более книг);
- «Лучший борт-библиотекарь»;
- «Лучший борт-журналист»;
- «Лучший борт-издатель»;
- «Самый вдумчивый читатель»;
- «Победитель интеллектуальных игр» и др.
Всего за смену было прочитано около 400 книг. Все участники смены (более 160 чел.) стали читателями выездного читального зала. За смену было прочитано 1114 журналов. Каждый отряд вёл борт-журнал, в котором записывались отзывы о прочитанных книгах с рисунками литературных героев, понравившихся эпизодов. Борт-библиотекари отрядов вели учёт выдачи книг в передвижных библиотеках. Мероприятия программы посетило 538 человек.
Это количественные результаты программы.
К гала-концерту ребята подготовили танцевальные, вокальные и даже цирковые номера и, конечно, презентации книг с использованием музыки, костюмов, театрализации. Закончился гала-концерт напутствием: «Любите книги! Читайте книги! И тогда Россия снова станет самой читающей страной в мире».
А качественные результатыпрограммы следующие:
- полученные знания о роли книги и чтения, об истории и структуре книги, о видах периодических изданий и нетрадиционных носителях информации, о книжных новинках в различных жанрах, о профессии библиотекаря и журналиста. Приобретённые умения:
- работа со справочной литературой;
- самостоятельная работа с книгой;
- определение содержания книги при беглом её просмотре;
- оформление самодельной открытки, книги, журнала;
- рекламы книг.
Участники «Книжной галактики» научились делать полезные вещи из бумаги, создавать и выпускать газеты, писать отзывы о книгах и мероприятиях, вести учёт книг в передвижных отрядных библиотеках. За смену они пополнили свой словарный запас и расширили круг чтения благодаря прочитанным в лагере новым книгам и журналам.
Приобретённые знания, умения и навыки пригодятся им в дальнейшей жизни и учёбе, помогут стать активными. И, возможно, кто-то из них выберет для себя профессию библиотекаря. Ceroдня Россия нуждается в новом поколении творческих людей, способных генерировать новые идеи и новые мысли и силой своего мышления изменять мир к лучшему. Креативность мышления для coвременного человека — ключ к успешной карьере. Воспитать таксое мышление без книги невозможно. Прочитанное и переработанное сознанием человека оставлявляет след в его душе, так или иначе влияет на его мышление, речь, поступки и внешний облик. Мы надеемся, что «Книжная галактика» оставила заметный след в детских душах, помогла ребятам измениться духовно и творчески.
Ольга ЛАДУШКИНА, заместитель директора Библиотечно-информационной сети, г. Новокуйбышевск Самарской области