Ладушкина О. Миссия «Книжной Галактики» / О. Ладушкина // Библиополе. – № 2. – С. 39-43.

Ещё совсем недавно о России говорили как о самой читающей стране в мире. Свидетельства этому: высокий престиж чтения в обществе, и особенно — классики, произведений, опубликованных в «толстых журналах», книгособирательство и создание домашних библиотек.

Сегодня ситуация изменилась и приходится говорить о кри­зисе читательской культуры, о пренебрежении чтением. В дет­ской и молодёжной среде книга ус­тупает лидирующее место более современным, некнижным источ­никам получения информации. Чтение учащихся почти полностью мотивировано школьной програм­мой и задачами учёбы. Сам статус его также меняется: 36 процентов старшеклассников жалуются на нехватку времени, 46 — предпо­читают лёгкую, развлекательную литературу, 11 процентов четве­роклассников заявляют о нелюбви к книге.

Поэтому так важно сегодня развивать у детей и подростков интерес к книге, формировать привлекательный образ библио­теки и вкус к самому процессу чтения.

Очень своевременной и акту­альной в связи с этим оказалась программа «Книжная галактика».

В прошлом году впервые с 21 февраля по 12 марта в загород­ном детском санаторном лагере «Берёзки» была организована спе­циальная тематическая библио­течная смена. Она проводилась по инициативе Управления культуры города при поддержке Поволж­ского управления Министерства образования и науки Самарской области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства ад­министрации Новокуйбышевска, а также кафедры информацион­ного обеспечения Самарской го­сударственной академии культу­ры и искусств.

Было разработано положение о тематической смене «Книжная галактика», утверждённое замес­тителем главы города по социаль­ным вопросам Е.М. Пахомовой. А для организации и проведения смены созданы оргкомитет и ра­бочая группа, в которую вошли представители учреждений и ор­ганизаций, участвующих в реали­зации программы. В её рабочую группу вошли две библиотеки Библиотечно-информационной сети (БИС) — ЦБ имени А.С. Пуш­кина и ЦДБ. Над реализацией программы трудились 11 сотруд­ников БИС.

Цели «Книжной галактики» — развитие интереса к книге различ­ными средствами мотивации, ор­ганизация содержательного до­суга воспитанников лагеря. Для реализации этих целей были по­ставлены следующие задачи:

  • формирование у детей навы­ков культуры чтения;
  • расширение сферы познава­тельных интересов через зна­комство с современными пе­риодическими изданиями и участие в создании газет, ру­кописных книг и журналов;
  • развитие интереса к книге че­рез проведение культурно-до­суговых мероприятий с ис­пользованием литературных произведений;
  • создание условий для раскры­тия творческих способностей детей: освоение технологий словотворчества, организация прикладной деятельности.

Участниками программы — жителями «Книжной галактики» — стали 69 учащихся школ от 7 до 15 лет из 15 населённых пунктов об­ласти: Новокуйбышевска, Сама­ры, Чапаевска, Обшаровки, Пест- равки и др.

Учёными доказано, что умение читать — важнейший навык для адаптации в современном инфор­мационном обществе. Читающие дети, как правило, превосходят не читающих в интеллектуальном, творческом развитии, имеют бо­гатый словарный запас, большой объём памяти и более развитое творческое воображение. Явля­ясь особым фактором развития ребёнка, свободное чтение тре­нирует мозг, вырабатывает глубо­кие логические связи. Поэтому программа «Книжной галактики» основана на работе с книгой, по­зиционировании её огромной ро­ли в жизни людей.

Особенностью нашей прог­раммы, её ценностью является то, что осуществлялась она в услови­ях загородного санаторного лаге­ря в течение одной смены (21 дня). Подобных научно обосно­ванных программ работы с книгой в России пока нет. Существующие проекты по развитию у детей ин­тереса к чтению рассчитаны в ос­новном на библиотеки по месту жительства или школьные и на бо­лее длительный период — как правило, не менее года.

Формы работы с детьми и кни­гой, включённые в «Книжную га­лактику», соответствовали инте­ресам и запросам современных подростков. Игровые, интерак­тивные и театрализованные фор­мы сочетали в себе полезную ин­формацию с творчеством. Это экскурсии, ролевые игры, конкур­сы, турниры, мастер-классы, пре­зентации художественных произ­ведений, театр книги.

Сотрудниками ЦБ имени А.С. Пушкина и ЦДБ в рамках программы было проведено шесть мероприятий: пресс-фур­шет «Лучшая пресса на все инте­ресы», библиографическая игра «Золотое кольцо», урок-игра «Книга — это чудо», день новой книги «Парад планет», день ме­диаграмотности «Созвездие Ме­диа» и встреча с победителем об­ластного конкурса работником культуры года — Еленой Пронюш- киной — библиотекарем детского отдела ЦБ имени А.С. Пушкина.

Все наши мероприятия, увере­ны, оставили след в детских ду­шах. Своими впечатлениями о них они поделились в отзывах. На­пример, «Сегодня мы посетили библиотеку. Меня поразило то, что здесь очень тёплая обстанов­ка и очень гостеприимный персо­нал» (Алёна Кочеткова).

Больше всего отзывов остави­ли ребята о пресс-фуршете «Луч­шая пресса на все интересы» и о библиографической игре «Золо­тое кольцо»:

«...нас просветили, какие жур­налы чему посвящены. ...Мы ус­пели столько всего: и написать тест, и ответить на вопросы. Так­же нам дали конкретные советы по использованию журналов. Я уз­нала много новых фактов и вооб­ще было очень интересно» (Олеся Кашкина).

«Мы — ученики 5и7 классов — посетили мероприятие «Золотое кольцо». Зал был интересно оформлен. Много было наглядно­го материала, книг. Были разные конкурсы между командами. Осо­бенно понравился последний — «Кроссворд».

«29 февраля в нашем лагере состоялась игра «Золотое коль­цо». Нам объяснили, что «Золо­тое кольцо» — это пять источни­ков получения информации в библиотеке. Мероприятие состо­яло из нескольких туров. Мне
особенно понравился один: в нём нужно было составить рассказ из слов, начинающихся на одну бук­ву, по выбору...»

Так как большинство ребят, приехавших в ЦБ имени А.С. Пуш­кина, оказались здесь впервые, многое из увиденного в библио­теке вызвало восхищение: зим­ний сад с фонтаном, мягкие дива­ны и зеркала третьего этажа, кар­тины и бильярд в холле четвёртого этажа, огромные хранилища чи­тального зала. Надолго у многих останется в памяти посещение Музея книги. Произвели впечат­ление музейная мебель, книгопе­чатный станок, узелковое письмо и, конечно же, старинные книги XIX, начала XX в.

Ребята забросали экскурсово­дов вопросами: А как работает пе­чатный станок? Как пользоваться узелковым письмом? Подлинные ли письма в «Уголке Пушкина?».

Им понравились литературные конкурсы и игры, организованные в разных отделах библиотеки, встреча с Котом Учёным в дет­ском отделе.

А как уехать и не попробовать вкусных слоек из библиотечного кафе «Барышня-крестьянка»?

К первой встрече с участника­ми «Книжной галактики» в лагере «Берёзки» сотрудники ЦДБ под­готовили пресс-фуршет «Лучшая пресса на все интересы». Дегус­тировались здесь не кулинарные деликатесы, а пресса.

У каждого есть любимые блю­да. Одни предпочитают мясные за­куски, другие — зелёные салаты, кто-то с удовольствием ест фрукты, а кто-то – сладкое пирожное.

Мы предложили ребятам выбрать журналы для чтения в свободное время. Журналы были подобраны на самый изысканный вкус.

Ребята узнали о самых инте­ресных и полезных рубриках в журналах «Ромео и Джульетта», «Мне 15». Любители виртуального мира с удовольствием слушали о журналах «Вы и ваш компьютер», «Игромания». Для продвинутых подростков, которые интересуют­ся новостями науки и техники, бы­ли предложены журналы «Юный эрудит» и «Юный техник», «Мир техники для детей».

Много оригинальных новостей они узнали из журналов «Всемир­ный следопыт» и «Юный путеше­ственник». Например, где живёт самый высокий в мире человек? Как называют биолога, который изучает стрекоз? Где обитает са­мая маленькая в мире обезьяна?

Кроме этого, ребята провери­ли своё умение путешествовать с помощью теста «Готов ли ты к экс­педиции в джунгли?». Соревнова­лись они и в игре «Пресс-весы»: кто больше назовёт положитель­ных качеств журналов «Муравей­ник», «Классный журнал».

Для ребят младшего возраста рассказ о лучших детских журна­лах был подготовлен в театрали­зованной форме. Об этих издани­ях вместе с библиотекарем рас­сказывали куклы: озорной Буратино, строгая Мальвина и мышонок Пик. Они с любопыт­ством слушали о самом интерес­ном в журналах «Весёлые картин­ки», «Клёпа», «А почему?», «Мурзилка  », «Свирелька», «Филя», «Тошка», «Играем с Барби» и др. После мероприятия они с радостью фотографировались с яркими журналами и куклами.

Журналы были оставлень библиотеке лагеря «Берёзки» до конца смены для чтения.

Запомнился участникам смены и день новой книги «Парад планет».

Каждая новая книга — это новая звёздочка «Книжной галактики». Книги объединились в необычные созвездия. Мы предложили ребятам представить себя на борту звездолёта и отправиться в путешествие к разным планетам.

Под звуки космической музыки путешественники побывали на «Планете НЛО» — в мире невероятных литературных открытий, где узнали: кто написал на самом деле романы Дюма? Чем закончились сказки Шарля Перро о «Красной Шапочке» и «Спящей красавице»? Из чего были сделаны башмачки Золушки?

«Планета коварства» ветретила путешественников препятствиями: таинственными записками и шифровками. Нужно было проявить сообразительность и быстроту мышления, чтобы победить коварство жителей планеты.

На «Планете фэнтези» путешественники погрузились в мир сказочных фантазий.

А «Планета продвинутых девчонок» предложила для них самые лучшие книги, а также массу полезных советов: как ухаживать собой, как выглядеть элегантно, как выжить в современном мире.

На «Планете очумелых ручек» нужно было пройти тест на способность к различным видам рукоделия и что-нибудь сделать из  бумаги в технике оригами. А на «Планете удовольствий» путешественники увидели и услышали о самых интересных книжных новинках: о современной музыке, о компьютерных играх, о спорте и о разных других увлечениях, которыми можно с удовольствием заниматься в свободное время.

Те, для кого удовольствие полакомиться чем-то вкусненьким, обратили внимание на огромный нарядный торт. Торт был не обычный, а с сюрпризом: под ним пряталось блюдо с конфетами, которыми ребята с удовольствием угостились, да не одни, а вместе с  Карлсоном. Он вдруг неожидан­но появился и напросился на уго­щение.

А для маленьких жителей «Книжной галактики» было органи­зовано путешествие на «Планету детства», где они знакомились со сказками, с книгами о природе с помощью Мудрой Совы под звуки леса и журчание ручья отгадывали загадки коварной Бабы-яги, по­слушали юмористическую историю.

В «Параде планет» приняли участие и сами жители «Книжной галактики». Они подготовили ко­роткие презентации разных книг и в костюмах Пирата, Гарри Потте­ра, Принцессы и гриба Мухомора, немного смущаясь, рассказали о них. Сюжет о «Параде планет» был снят городским телевидением.

Не только с книжными, жур­нальными, но и с медиановинка­ми познакомились участники программы «Книжная галактика». Одна из встреч в ЦБ имени А.С. Пушкина — «Созвездие Ме­диа» — была посвящена медиа­ресурсам библиотеки. Самые продвинутые участники смены слушали рассказ о том, что такое медиа? Как с помощью медиа можно учиться? Осваивать раз­ные профессии? Заменит ли ме­диа книгу? Затем на большом эк­ране ребятам был продемонстри­рован диск «Президент России — гражданам школьного возраста», и они с удовольствием по нему пу­тешествовали. А в заключение подростки по 2—3 человека рас­положились за компьютерами и учились самостоятельно работать с медиаэнциклопедиями: «Энцик­лопедией здоровья, спорта», детской энциклопедией «Аванта».

«Тот, кто владеет информаци­ей, владеет миром. Игра поможет вам стать обладателями бесцен­ной информации». С этих слов на­чиналась игра «Золотое кольцо».

«Золотое кольцо» — это путь поиска информации в библиоте­ке. Изображение кольца ребята видели перед собой на игровой доске. Игроки делились на две команды, придумывали названия своим командам:

  • «Книголюбы» и «АБВГДейки»;
  • «Азбука» и «Алфавит»;
  • «Буквоежки» и «Словарята».

По удару гонга начиналась разминка. Игроки из отдельных слов собирали пословицы о кни­ге. Отвечали на вопросы: как на­зывается стол библиотекаря? Ка­кой документ нужно предъявить при записи в библиотеку? и др. Затем соревновались в шести различных конкурсах. Самым ув­лекательным и творческим был конкурс «Литературный». За пять минут нужно было составить ко­роткий рассказ, все слова кото­рого начинаются на одну букву. Буквы команды выбирали сами. Лучше всего с этим заданием справились команды 9—10 клас­сов. Вот какие получились рас­сказы:

«Вчера в восемь вечера Вла­димир выехал в Вологду. Влади­мир — ветеринар, вылечил восем­надцать волчат. Владимир восхи­тительный врач».

«Сегодня солнце светит силь­но. Сурок скачет, суслик спит».

А вот рассказ шестиклассников: «Петя попросил папу прочи­тать предложение про Петра Первого. Потом папа попросил Петю помочь повесить портрет. Потом папа починил принтер. По­том папа принялся приготавли­вать пироги».

Самым трудным было разга­дывание кроссворда «Золотой ключ», составленного из библио­течных терминов. Нелегко при­шлось шестиклассникам справить­ся и с поиском ответов на вопро­сы по справочным изданиям. Например, где живут масаи и на каком языке они говорят? Что означает древнерусское слово «выя»?

А вот с поиском заданной кни­ги на полке все справились легко. Быстро они закончили выполне­ние задания — определили со­держание книги и назвали те её элементы, которые помогли вы­полнить это задание (заголовок, оглавление, аннотация и др.).

За правильный ответ команды получали «золотой ключ» — сим­вол библиографии. Дух соревно­вания так захватил всех участни­ков, что равнодушных в игре не было. Все команды старались за­работать больше «золотых клю­чей». Команда-победитель полу­чила закладки и новый выпуск библиотечной газеты «Слова». Са­мые активные игроки получили специальные именные закладки «Лучшему игроку».

Для младших ребят была про­ведён урок-игра «Книга — это чу­до!». Ребята с удовольствием слушали рассказ о книге с учас­тием Мудрой Совы, отвечали на вопросы: что же у всех книг об­щее? Из чего состоит книга? Как узнать, о чём книга? Дети узнали, как называются различные эле­менты книги и вместе с библио­текарем внимательно её рас­сматривали. Затем участники урока познакомились с самыми умными книгами — энциклопе­диями и словарями, учились пользоваться энциклопедией «Что такое? Кто такой?» и «Боль­шой детской энциклопедией». Самые любознательные актив­ные участники получили книжные закладки.

Для того чтобы пробудить ин­терес к профессии «библиоте­карь», для участников смены была организована встреча с одним из лучших представителей профес­сии — детским библиотекарем Е.П. Пронюшкиной — победитель­ницей областного конкурса. Встреча состоялась в актовом за­ле лагеря «Берёзки». На ней при­сутствовали участники всех эки­пажей «Книжной галактики» (150 человек). Громкими, дружными аплодисментами ребята встрети­ли сотрудников детского отдела ЦБ имени А.С. Пушкина, которые приехали поддержать свою кол­легу и вместе с ней рассказать о своей профессии. Их рассказ ук­расили видеоролик «Автопортрет в мыльных пузырях» и презента­ция слайдов о работе коллеги. Это был не просто рассказ, а весёлое представление с клоунами, пира­тами и поиском сокровищ, с игра­ми и конкурсами.

Какой он — детский библио­текарь? Многим эта профессия кажется скучной и неинтересной. Подумаешь, сиди и книжки выда­вай. На самом деле, библиоте­карь — это и педагог, и психолог, человек неугомонный, ищущий, творческий. Он должен обладать хорошей памятью, быть добро­желательным и терпеливым, с чувством юмора. Для читателей он — путеводная звезда в путе­шествии по необъятной литера­турной стране.

На вопрос: «А вы хотели бы стать библиотекарем?» подняли руки десять человек. Это значит, что наша встреча не напрасна: нам удалось заронить в ребятах маленькие зёрнышки интереса к библиотеке, к книге, к профессии.

Закончилась тематическая библиотечная смена «Книжная га­лактика» большим гала-концер­том, на котором были подведены итоги смены. Почти 100 ребят по­лучили памятные подарки, дипло­мы, почётные грамоты и благодар­ственные письма за активное участие в жизни «Книжной галак­тики» в разных номинациях:

  • «Самый читающий читатель» (прочитавший за смену от 5 до 8 книг);
  • «Суперчитатель»(10 и более книг);
  • «Лучший борт-библиотекарь»;
  • «Лучший борт-журналист»;
  • «Лучший борт-издатель»;
  • «Самый вдумчивый читатель»;
  • «Победитель интеллектуаль­ных игр» и др.

Всего за смену было прочита­но около 400 книг. Все участники смены (более 160 чел.) стали чи­тателями выездного читального зала. За смену было прочитано 1114 журналов. Каждый отряд вёл борт-журнал, в котором записы­вались отзывы о прочитанных кни­гах с рисунками литературных ге­роев, понравившихся эпизодов. Борт-библиотекари отрядов вели учёт выдачи книг в передвижных библиотеках. Мероприятия прог­раммы посетило 538 человек.

Это количественные результа­ты программы.

К гала-концерту ребята подго­товили танцевальные, вокальные и даже цирковые номера и, конечно, презентации книг с использованием музыки, костюмов, театрализации. Закончился гала-концерт напутствием: «Любите книги! Читайте книги! И тогда Россия снова станет самой читающей страной в мире».

А качественные результатыпрограммы следующие:

  • полученные знания о роли книги и чтения, об истории и структуре книги, о видах периодических изданий и нетрадиционных носителях информации, о книжных новинках в различных жанрах, о профессии библиотекаря и журналиста. Приобретённые умения:
  • работа со справочной литературой;
  • самостоятельная работа с книгой;
  • определение содержания книги при беглом её просмотре;
  • оформление самодельной открытки, книги, журнала;
  • рекламы книг.

Участники «Книжной галактики» научились делать полезные вещи из бумаги, создавать и выпускать газеты, писать отзывы о книгах и мероприятиях, вести учёт книг в передвижных отрядных библиотеках. За смену они пополнили свой словарный запас и расширили круг чтения благодаря прочитанным в лагере новым книгам и журналам.

Приобретённые знания, умения и навыки пригодятся им в дальнейшей жизни и учёбе, помогут стать активными. И, возможно, кто-то из них выберет для себя профессию библиотекаря. Ceroдня Россия нуждается в новом поколении творческих людей, способных генерировать новые идеи и новые мысли и силой своего мышления изменять мир к лучшему. Креативность мышления для coвременного человека — ключ к успешной карьере. Воспитать таксое мышление без книги невозможно. Прочитанное и переработанное сознанием человека оставлявляет след в его душе, так или иначе влияет на его мышление, речь, поступки и внешний облик. Мы надеемся, что «Книжная галактика» оставила заметный след в детских душах, помогла ребятам измениться духовно и творчески.

Ольга ЛАДУШКИНА, заместитель директора Библиотечно­-информационной сети, г. Новокуйбышевск Самарской области