Яковлева Е. Большое книжное путешествие по родному краю / Е. Яковлева, А. Макурина // Библиополе. – 2009. – № 11. – С. 33-40.

Работая методистами, мы каждый год читаем отчёты библиотекарей области и не устаём удивляться фантазии своих коллег, их умению придумывать интересные мероприятия, их оптимизму.

ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Особенно же приятно бывает, когда в отчётах мы находим информацию о том, что коллеги пишут проекты и выигрывают гранты, в результате чего в биб­лиотеках появляется так необхо­димая современная техника. Однако каждый раз огорчаемся, ког­да читаем такие строчки: «Из-за низкого уровня комплектования (а порой и полного его отсутствия) фонды детской литературы ката­строфически ветшают. В некото­рых сельских библиотеках «изно­шенность» детской литературы составляет 100 процентов. Это значит, что детская книга уже настолько стала ветхой, что её страшно взять в руки, а не только выдать ребёнку на дом».

К сожалению, под этими сло­вами могут подписаться многие библиотекари России, особенно сельские. Исследование «Фонды библиотек и потребности юных пользователей», проведённое Ар­хангельской ОДБ несколько лет назад, показало, что в библиоте­ках области ощущается нехватка произведений русской классики и лучшей детской литературы, бедственное положение с книж­ными новинками. Порой не только дети не знают молодых авторов, но и сами библиотекари плохо представляют себе современное состояние детской литературы. И если взрослый посетитель может заказать в областной библиотеке необходимую ему книгу, восполь­зовавшись МБА, то читатель-ре­бёнок не в состоянии оплатить до­рогостоящие почтовые расходы, а значит, прочитать интересную ему книгу. Развивать МБА в усло­виях ОДБ очень сложно.

Именно с целью познакомить детей, подростков, их родителей и библиотекарей с новыми интерес­ными книгами методический отдел Архангельской областной детской библиотеки разработал и провёл книжно-читательскую акцию «Сокровища Гайдаровки — детям области». Нами был сформирован комплект из 150 книг и 20 журналов и предоставлен во временное пользование (каждой на два-три месяца) четырём детским библиотекам области. В него вошла художественная и познава­тельная литература для детей младшего и среднего школьного возраста, а также книги для руко­водителей детского чтения и ро­дителей.

Мы постарались подобрать только новые интересные издания и учесть пожелания библиотека­рей. Первый блин не оказался ко­мом, и в 2006—2007 гг. обновлён­ный комплект отправился в путе­шествие по Красноборскому и Котласскому районам. С книгами Гайдаровки смогли познакомиться читатели детских библиотек сёл Красноборск и Черевково, посёлка Шипицыно. В прошлом году книги из фондов Областной детс­кой библиотеки стали гостями Межпоселенческой библиотеки Мезенского района и Детской библиотеки г. Сольвычегодска МБС Котласского муниципально­го района.

Специально для акции наши методисты разработали:

договор;

рекомендации по организации работы с описанием действий библиотекарей — участников акции (от получения посылки до её отправки следующему адресату); туда также вошли форма акта, который должны были составить библиотекари в случае несоответствия содержимого посылки и описи, формы отчётности;

методические рекомендации по проведению массовых ме­роприятий;

материалы для проведения ро­дительских собраний, так как в комплект вошли и книги для родителей.

Специально для акции было сделано оформление книжных выставок с фотографиями и ин­формацией об ОДБ. Участником одного из мероприятий стала пер­чаточная кукла Незнайка. Она по­могла провести обзор книг с выс­тавки «Знайкина библиотека», разработанный методистами АОДБ имени А.П. Гайдара. Гото­вые сценарии ни в коей мере не сдерживают творчество сотруд­ников библиотек — участниц ак­ции. Практически каждая библио­тека придумала и провела своё мероприятие на основе книг из комплекта.

Замечательный сборник сти­хов современных поэтов «Класси­ки» вдохновил наших коллег из Шипицынской ДБ провести «ли­тературные классики» «Удивлялки, размышлялки, шпаргалочки и другие...». Для игры было оформ­лено специальное поле, состоя­щее из 10 пронумерованных квад­ратов. С обратной стороны были подписаны названия «классов» (их подсказали разделы книги).

Дети к мероприятию выучили наизусть стихи из сборника и с не­терпением ждали, когда выпадет нужный «класс» и они смогут про­честь эти стихи. «Перепрыгнуть» из одного квадрата в другой мож­но было, прочитав считалочку. По­лучился весёлый праздник детс­кой поэзии.

Книга «Классики: лучшие стихи современных детских поэтов» ста­ла самой популярной у читателей этой библиотеки. А многие другие проводили конкурсы на лучшую ил­люстрацию к книгам — участницам акции, собирали отзывы на прочи­танное. Таким образом, у коллег из Мирного, Красноборска, Шипицыно получились аннотированные библиографические пособия, сос­тавленные читателями.

А сотрудники Каргопольской ДБ придумали предметную библиоигрушку «Волшебный фотоап­парат». Они предложили своим читателям «сфотографировать» понравившуюся книгу-гостью. Для этого надо было на плотной бумаге размером с обычную фо­тографию написать небольшой отзыв на книгу и красочно его оформить. Все «фотографии» со­бирались библиотекарями в спе­циально изготовленную коробку, которая имитировала старый фо­тоаппарат. Теперь все читатели имеют возможность, перебирая в нём «фотографии», знакомиться с любимыми книгами сверстни­ков. Идея всем так понравилась, что, когда выставка книг из фон­дов АОДБ имени А. П. Гайдара бы­ла разобрана, а на её месте была оформлена другая, дети продол­жали эту игру. В «Волшебный фо­тоаппарат» читатели Каргопольской библиотеки написали и офор­мили более 80 отзывов на книги.

Всего за время акции библио­текари области провели 60 ме­роприятий, оформили 28 книжных выставок. Были использованы различные формы массовой ра­боты: литературные часы и игры, обзоры, викторины, праздники, презентации. Активно использо­вались и книги для руководителей детского чтения. Были проведе­ны обзоры книг для педагогов и родителей, беседа для сельских коллег «Современные детские пи­сатели».

Среди задач акции — освоение новой формы межбиблиотечного сотрудничества, анализ её эффек­тивности и действенности, опре­деление возможности дальнейше­го использования. Для этого биб­лиотеки-участницы ведут учёт книговыдачи, читателей, посеще­ний. Эти данные показали, что в пе­риод акции в шести библиотеках из семи по сравнению с этим же пе­риодом предыдущего года увели­чилось количество читателей, в пя­ти — число книговыдач, в трёх — произошло увеличение числа по­сещений. Этому способствовала реклама акции в средствах массо­вой информации. Ход её почти по всей области освещался в район­ной прессе и на телевидении.

Анализируя трёхлетний опыт работы областной книжно-читательской акции, можно выделить несколько моментов, которые де­лают это мероприятие более эф­фективным:

проведение акции в рамках од­ной МБС даёт возможность библиотекарям самим опреде­лять библиотеки-участницы и устанавливать удобные для них сроки;

сопровождение комплекта го­товым оформлением книжных выставок и сценариями прове­дения массовых мероприятий позволяет библиотекарям сра­зу включиться в работу;

организация перед началом акции семинара для библиоте­карей МБС района с приездом сотрудников ОДБ, которые их знакомят с новыми книгами и авторами, проводят показа­тельные мероприятия, оказы­вая таким образом помощь в предстоящей работе.

Нашу областную книжно-читательскую акцию мы считаем удач­ной формой межбиблиотечного сотрудничества. Во-первых, она даёт возможность коллегам в об­ласти познакомиться с новинками литературы и периодики, с совре­менными авторами и детям, и взрослым. Во-вторых, она позво­ляет библиотекам хотя бы на вре­мя пополнить фонды новыми кни­гами и журналами. В-третьих, ак­тивизировать массовую работу.

Уверены, что большое книжное путешествие по Архангельской области будет продолжаться и впредь!

Предлагаем вниманию коллег обзор книг — участниц акции.

ВСТРЕЧА С ЗАВЕТНОЙ КНИГОЙ

Выставка современной художественной литературы для подростков

Как многие из нас понимают это выражение — «заветная кни­га»? С. Ожегов в «Словаре русско­го языка» даёт несколько опреде­лений значения слова «заветный». Какое из них, по вашему мнению, подходит в нашем случае? Сокро­венный, задушевный. Свято хра­нимый, оберегаемый, особенно ценимый по каким-нибудь воспо­минаниям, по значению для кого-нибудь. Скрываемый от других, тайный.

Какая книга может стать завет­ной для человека? Надеемся, что среди книг, представленных в на­шем списке, читатели найдут свою заветную. Ту, что будет им интересна и принесёт радость. Они найдут её, потому что здесь есть книги на любой вкус: фантас­тические и приключенческие, юмористические, книги о жизни их ровесников. О некоторых из них мы вам расскажем. Надеемся, наш рассказ поможет юным книгочеям в их будущих книжных странствиях. Начну с фантастики и приключений.

Когда наши юные читатели бы­ли совсем маленькими, многим из них наверняка читали сказки «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Финист — ясный Со­кол». Книга английской писательницы Эдит Пату чем-то похожа на все сказки. Её сказочный роман «Восток», однако, не для малень­ких детей.

В семье Ольды бытовало по­верье, что характер и судьба че­ловека зависят от направления родов (от того, в какую сторону смотрит мать, производя на свет ребёнка). Ольда вышла замуж за Арни и решила родить семерых детей — по семи направлениям компаса, кроме одного — север­ного. Ольда не желала иметь се­верного ребёнка, потому что га­далка предсказала ей, что север­ный ребёнок Ольды умрёт ужасной смертью — замёрзнет подо льдом и снегом.

Ольда родила семерых детей, но не смогла уйти от судьбы — её последняя дочь Роуз родилась не на восток, как хотела женщина, а на север. Однажды Роуз, чтобы спасти жизнь сестры, уехала из дома верхом на спине белого медведя. Она не знала, когда вер­нётся, да и вернётся ли вообще. Надо ли говорить, что медведь оказался заколдованным прин­цем, которого мечтала заполучить сама королева троллей, живущая под ледяным куполом мира к вос­току от солнца и к западу от луны.

Какие испытания предстоит пережить Роуз на пути спасения любимого от злых чар, сбудется ли страшное пророчество о северном ребёнке, можно узнать, прочитав эту захватывающую сказку.

Но довольно о сказках. Многие ли из подростков знакомы с исто­рией Троянской войны? Долгое время считалось, что это всего лишь красивый миф, рассказан­ный Гомером в «Илиаде». В 1871 г. немецкий учёный-самоучка Г. Шлиман провёл археологические раскопки в том месте, где, по описаниям Гомера, должна была находиться Троя. Он нашёл древ­ний город. После этого историки признали, что поэма Гомера со­держит сведения о действитель­но происходивших событиях и их реальных героях. Однако споры о том, является ли город, открытый Шлиманом, Троей, ведутся до сих пор. Но оставим споры историкам и обратимся к книге английской писательницы Терезы Томлинсон «Лунные всадницы». В ней собы­тия Троянской войны описаны так, словно они происходили на самом деле.

Лунные всадницы — это жрицы богини Великой Матери Маа. Они путешествуют от места к месту, ис­полняя священные танцы и песни для всех, кто чтит Великую Мать. Но не только танцам и врачеванию обучаются девушки, но и воинско­му умению держаться в седле, стрелять из лука и, главное, бес­страшию. Мало кто из воинов-мужчин осмелится поспорить с ними. Главная героиня — девушка по имени Мирина из кочевого племе­ни мазагарди, соседствующего с могущественной Троей. В начале романа она становится лунной всадницей. Через семь лет, соглас­но древнему обычаю, она должна вернуться и выбрать себе мужа. Но, увы, в жизнь Мирины, её изб­ранника Томи, племени мазагарди и ещё множества племён и людей вторгается война.

Вместе с подругами-амазонками Мирина вступает в борьбу с греками-ахейцами за Трою и свою родную землю. Их ждёт множест­во захватывающих приключений. Советуем перед прочтением вспомнить все известные мифы о Троянской войне, потому что Мирина и её друзья оказываются сви­детелями или даже участниками всех основных событий этой многолетней войны. Всё, что в мифах объясняется вмешательством олимпийских богов, здесь получа­ет вполне жизненное объяснение. Так, можно узнать, что Прекрасная Елена — лишь повод для войны, война началась бы и без её похи­щения. Ахилл был неуязвим вовсе не потому, что в детстве мать иску­пала его в волшебном источнике. Троя действительно пала из-за ог­ромного деревянного коня. Но не только из-за него, и это был не совсем конь. Читайте — будет ин­тересно.

Книга Кэтрин Фишер «Оракул» понравится и тем, кто интересу­ется историей Древнего мира, и тем, кто любит захватывающие фантастические книги. В своём романе английская писательница и бывший археолог сумела соз­дать выдуманный мир — Двуземелье. Но этот мир напомнит и за­гадочный Древний Египет.

Уже давно в Двуземелье не бы­ло дождей, люди гибли от жажды и уповали на бога. Бог устами жрицы — Гласительницы изъявля­ет волю: Архон — воплощение бога на земле — должен умереть от укуса скорпиона. Душа Архона встретится с Царицей Дождя, и та даст людям воду. После смерти старого Архона, согласно обычаю, жрицы должны отыскать нового Архона — десятилетнего мальчи­ка, в которого вселился бог.

Жизнь Мирани — самой юной из девяти верховных жриц — была благополучной и беззаботной, по­ка умирающий Архон не поведал ей страшную тайну. Гласительница Гермия обманывала народ, на самом деле она не слышит бога. Всё, что она выдаёт за его волю, продиктовано желанием удержать власть над страной в своих руках. Вскоре после этого Мирани начи­нает слышать голос бога, взываю­щий о помощи. А ведь раньше девушка сомневалась в его суще­ствовании!

Отныне на юную жрицу возло­жена миссия — вернуть людям бо­га, найти истинного Архона и дать воду. Но разве может хрупкая де­вушка в одиночку противостоять коварной Гермии и её сообщнику — жестокому генералу Аргелину? Конечно, ей помогут друзья. Орфета, Сетиса и Мирани ждут не­вероятно опасные и захватываю­щие приключения в жаркой пус­тыне, в подземных лабиринтах древней гробницы и даже в садах Царицы Дождя. Не менее увлека­тельна книга «Архон» — продол­жение «Оракула».

Но нельзя всё время читать серьёзные книги! Хохотать во вре­мя чтения никто не запрещал. Если хотите поднять себе настроение, читайте книгу «Здесь вам не при­чинят никакого вреда» писателей А. Жвалевского и И. Мытько.

«— Альберт, никакого Зубасто­го человека нет. А раз его нет, то и зубов у него нет, и головы, и рук, и ног. Правильно?

Мальчик кивает.

Ну вот, — говорит папа. — А раз ног нет, то как он к тебе при­дёт?

А если всё-таки придёт?

Папа смотрит на часы. Полпер­вого ночи! Причём полпервого но­чи с понедельника на вторник.

Хорошо. Ты прав. Зубастый человек всё-таки есть. Но к хоро­шим детям он не приходит. Он приходит только к плохим, непос­лушным, капризным мальчикам, которые и сами не спят, и родите­лям не дают.

Альберт натягивает одеяло до уровня глаз.

Значит, он ко мне придёт?

А как же, — говорит папа. — И знаешь, что нужно делать, чтобы он не откусил тебе голову?

-Нет...

Спать. Крепко спать. Зубас­тый человек придёт, увидит, что ты спишь, и уйдёт. Всё, спи.

Мужчина поворачивается к двери.

Папа! Свет не выключай!

На свет Зубастый человек как раз и приходит, — говорит папа и щёлкает выключателем.

Теперь комната освещается только лампочкой в коридоре.

Мальчик смотрит на закрываю­щуюся дверь, на расплывающие­ся в темноте очертания предме­тов и, как только полоса жёлтого света превращается в нить и ис­чезает, сразу закрывает глаза. «Надо скорей уснуть, — думает Альберт. — Тогда Зубастый чело­век меня не тронет». Он зажмури­вается так сильно, что в уголках глаз выступают слёзы».

Именно так чаще всего и бы­вает. Родители сами поселяют в душе своих детей страх. «Свежий детский страх — качественный ка­лорийный продукт», им питаются всевозможные кошмары. В том, что эти кошмары действительно существуют, убеждается Мари — курсант Высшей школы полиции. Девушка проходит стажировку в секретном подразделении, гото­вящем специалистов по нестан­дартным ситуациям. Вместе с бы­валым инспектором Георгом она занимается нейтрализацией детс­ких кошмаров.

Каждый день Мари узнаёт о кошмарах что-то новое и интерес­ное. Разнообразие этих наруши­телей детского спокойствия прос­то поражает! У Георга есть огром­ная картотека, в которой на каждого заведена карточка, как на настоящего преступника. Вот вам пример: «Объект № 1281, Вражерла. Вид: глотатель. Средней подвижности, пуглива. Отсутствие зубов умело компенсирует злове­щим помахиванием длинного языка. Ареал преимущественно­го обитания (место лёжки): подкроватное пространство. Способ нейтрализации: матрацы наполь­ного базирования. Количество пои­мок: 52. Две вражерлы в одной комнате способны запугать друг друга до столбняка». Читая книгу, вы будете иметь возможность познакомиться с характеристика­ми других, наиболее ярких пред­ставителей преступно-кошмарного мира.

Не только вражерла, но и все остальные кошмары легко одолимы. Кроме одного — монстра под названием Омордень. До сих пор ещё никому не удавалось его обезвредить, а он продолжал пу­гать детей и глотать полицейских. Мари хочет не только избежать сей печальной участи, но и спасти перепуганных ребятишек. Она полна решимости и смелых идей. Как вы, наверное, уже догадались, эта книга не только страшная, но и смешная. А вот чего в ней боль­ше — страшного или смешного, решать только вам.

Каждый, кто откроет книгу Ма­рии Грипе «Навозный жук летает в сумерках», найдёт на первой странице слова: «У тебя в руках книга. Ты открыл её и перевора­чиваешь первые страницы. Ска­жи, тебе никогда не приходило в голову, что разные люди читают разные книги? Так почему же именно ты выбрал именно эту книгу и именно сейчас? Что это — простое совпадение, случай­ность? Как ты думаешь?»

Прочитав эту повесть, каждый по-своему ответит на этот вопрос. Всё начинается с того, что с тремя шведскими подростками — Юнасом, Аникой и Давидом начинают происходить странные вещи. Таинственный шёпот, неизвестно как записавшийся на магнитофон­ную плёнку, вещий сон, сбывший­ся с точностью до мелочей, пачка старых писем, пролежавшая 200 лет в тайнике под половицей... И всё это как-то связано с Селандерским поместьем, на котором, как уверяют местные жители, лежит родовое проклятие. Некие таин­ственные силы вовлекают детей в интереснейший поиск. Они ищут древнеегипетскую статую, приве­зённую в их родную деревеньку Рингарюд в начале XIX в. молодым учёным. С этой статуей связана трагическая история любви, о ко­торой дети узнают из тех самых старых писем. С ребятами постоян­но случается что-то странное и таинственное, даже звонки с того света. Каждый из юных героев благодаря этой истории понима­ет, что всё в мире неразрывно свя­зано, каждый иначе начинает ви­деть и чувствовать этот мир. А удалось ли им найти то, что они искали, можно узнать, прочитав эту увлекательную мистическую историю.

Многие подростки любят, что­бы в книге были увлекательные приключения и всевозможные чу­деса. Но в нашей повседневной жизни чудеса и приключения ес­ли и случаются, то очень редко. Проблемы, с которыми сталкива­ется человек каждый день, прихо­дится решать без волшебства и секретного оружия. Книги, о кото­рых пойдёт рассказ далее, об обычных мальчишках и девчонках. Среди этих книг есть и грустные, и смешные.

Бывает так, что жизнь и без по­мощи магии вдруг становится со­вершенно чудесной, похожей на сказку. Так случилось с 10-летним мальчиком по имени Джесс — ге­роем повести американской писа­тельницы Кэтрин Патерсон «Мост в Теравифию». Он из семьи небо­гатых фермеров. Жизнь у Джесса не очень-то весёлая. Только пред­ставьте, каково может быть маль­чишке, имеющему сразу четырёх сестёр и ни одного брата! И всю тя­жёлую работу родители на него сваливают, и поговорить не с кем. А самое главное — ему так не хва­тает общения с вечно занятым и озабоченным проблемами безде­нежья отцом. Единственная отду­шина Джесса — рисование. Но и этой радостью поделиться не с кем. Отец считает это занятие не­серьёзным, одноклассники — дев­чачьим. Чувство одиночества и не­понятое™, наверное, ощущает хоть иногда каждый. У Джесса это чувство обострено до предела.

«Может быть, думал он, я под­кидыш, как в книжках. Когда в реч­ке ещё была вода, приплыл в просмолённой корзине. Отец на­шёл его и принёс, потому что хо­тел сына, а у него рождались только глупые дочки. Настоящие сёстры и братья живут далеко, дальше Западной Вирджинии, а то и дальше Огайо. Где-то есть настоящая семья, дом там набит книгами, родители всё ещё тос­куют по украденному ребёнку».

И вот в его жизни появляется Лесли — смелая девчонка, со­вершенно не похожая на Джесса и его одноклассников. Они под­ружились почти сразу. С этого времени их жизнь из унылой обыденности превратилась в настоящую сказку, потому что фантазия и дружба способны творить чудеса. «Впервые в жиз­ни он вставал каждое утро, уве­ренный, что его ждёт что-то сто­ящее. Они не просто дружили с Лесли, она была его лучшей, ве­сёлой стороной — дорогой в Теравифию и дальние края. Теравифия оставалась тайной, и сла­ва богу, Джесс не смог бы объяснить это постороннему». Теравифия — так назвали они волшебную страну, которую при­думали вместе. Чтобы попасть туда, нужно было лишь переле­теть на старом колесе, привязан­ном к верёвке, через овраг. В Теравифии Лесли и Джесс были мудрыми правителями. Они сме­ло сражались с воображаемыми великанами. Но однажды решили восстановить справедливость в реальной жизни — проучить старшеклассницу Дженис Эйвери, постоянно унижающую млад­ших школьников. Месть удалась на славу. Но им предстояло столкнуться с Дженис и в другой ситуации, когда эта злобная ве­ликанша нуждалась в понимании и утешении и нужно было пере­ступить через обиду и неприязнь.

Книги Кэтрин Патерсон очень честные. Она не заигрывает с чи­тателями и не придумывает искус­ственных счастливых концов. Эта книга грустная, хотя в ней и много радости. Будьте готовы к тому, что, прочитав её, подростки нем­ного повзрослеют.

Когда начинаешь читать книгу Джонатана Страуда «Последняя осада», думаешь: вот очередной опус в жанре фэнтези, похожий на сотни других. Трое английских подростков — Эмили, Саймон и Маркус в один из дней рождест­венских каникул проникают в средневековый замок, который летом служит музеем, а зимой пустует. Так и ждёшь, что появят­ся привидения, оживут древние легенды или откроется портал в иные миры. Но этого не происхо­дит. Дети просто играют в таин­ственном и романтическом мес­те. Но игра затягивается и приоб­ретает серьёзный характер. Подросткам приходится защи­щать замок от осаждающих его врагов, только врагами этими бу­дут не рыцари, не гоблины и не оборотни. Что окажется сильнее: верность или предательство, жаж­да приключений или благоразу­мие, удастся ли друзьям выдер­жать осаду? Читайте и узнаете.

Книги английской писательни­цы Жаклин Уилсон любят девчон­ки во всём мире. Две повести «Девчонки в погоне за модой» и «Девчонки гуляют допоздна» объединены общими героинями. Эти три английские школьницы — Магда, Надин, Элли — самые обычные девочки. Хоть и живут они в благополучном районе Лон­дона, но сталкиваются с теми же проблемами, что и наши девчон­ки. Так, в повести «Девчонки в по­гоне за модой» Элли охватывает маниакальное желание похудеть во что бы то ни стало. В повести «Девчонки гуляют допоздна» у Эл­ли разлаживаются отношения с отцом из-за того, что он не отпус­кает её из дома по вечерам, а она как раз познакомилась с парнем своей мечты. Многие, наверное, знают по себе, что умудрённых опытом учителей, родителей и да­же заботливых подруг не всегда хочется слушаться. Так и девчон­ки — героини книг Уилсон — учат­ся порой на собственных ошиб­ках, а мы советуем вам поучиться на их ошибках. Тем более, когда книги такие искренние, весёлые, интересные!

Лучше, чем мы, о книге Лауры Дауэр «Секретные материалы Медисон Финн» расскажет чита­тельница нашей библиотеки, пи­савшая на нее отзыв. Почему луч­ше? Потому что эта книга только для девчонок. «Это книга о девоч­ке-подростке, её проблемах, ра­достях, успехах. Книга составле­на необыкновенно: частично из записей электронного дневника героини, из заметок автора. Ме­дисон — обычная девчонка. Она живёт с матерью, мопсом, учится в школе, любит заниматься за компьютером. У неё, как и у дру­гих, есть друзья — из Интернета и не только, лучшая подруга, враги и любимый мальчик. Она всё вре­мя анализирует свои поступки и мысли и записывает по папкам компьютера. Ничего необычного, но всё понятно, для меня это но­вый взгляд на вещи. Ты можешь побывать в шкуре юной героини, посочувствовать ей, запомнить её поведение на тот случай, если с тобой произойдёт похожая ситуа­ция».

Да что мы всё о девчонках? По­ра поговорить и о парнях. Позна­комьтесь с главным героем повес­ти испанской писательницы Эль­виры Линдо «Манолито Очкарик». «Манолито меня назвали в честь папиного грузовика, а грузовик назвали Манолито в честь папы, потому что моего папу зовут Маноло. А папу назвали Маноло в честь его папы, ну и так далее, до самых что ни на есть доистори­ческих времён. Короче, первого динозавра — велоцираптора зва­ли Маноло. Это я на случай, если Стивен Спилберг не в курсе. И так до последнего Манолито Гарсия, а это и есть я, распоследняя мар­тышка. Это меня мама так назы­вает. В особо торжественных слу­чаях. Только ты не подумай, что она изучает, как человек произо­шёл от обезьяны. Обычно она так говорит, когда вот-вот засветит мне оплеуху или подзатыльник. Меня жутко напрягает, когда она зовёт меня мартышкой, а её напрягает, что меня все во дворе зо­вут Очкариком. Короче, хоть мы и одна семья, напрягают нас сов­сем разные вещи».

Кроме папы и мамы, у Манолито есть ещё младший брат и де­душка, «классный, прямо-таки су­перклассный, самый суперский на свете». Он не раз помогал внуку, имеющему талант «вляпываться» во всевозможные истории. Так, однажды он помог Манолито (от­нюдь не «крутому парню», скорее, наоборот) справиться с Джиадом — громилой и хулиганом. Причём без кулаков, исключительно дип­ломатическими методами. В об­щем, вы уже поняли, что книга смешная и интересная. Ещё она трогательная и честная. Уверена, вы оцените эту честность.

Ещё одна честная книга — сборник рассказов «Изумрудная рыбка» Николая Назаркина. Сна­чала мы представим вам фраг­мент из предисловия: «В этой книжке говорится о ребятах, ко­торые тяжело больны. Можно ска­зать — неизлечимо.

И жить им трудно. Гораздо труднее, чем многим из нас.

Вместо увлекательных приклю­чений у них больничный режим, уколы, капельницы и прочие, сами понимаете, «удовольствия». Вмес­то дракона — болезнь. И никакое волшебство им не поможет, пото­му что не в сказке живём, не в кино.

А в остальном они такие же, как мы. Играют, выдумывают что-нибудь, влюбляются, спорят, чи­тают и фантазируют. Только не до­ма, а в больнице.

Но вы не бойтесь, что сейчас начнёте читать про больницу — и всё будет грустно. Наоборот: иногда будет весело и даже смешно. А иногда... в общем, са­ми увидите.

Читайте, пожалуйста».

Сейчас вы убедитесь, что жизнь у ребят в больнице была ин­тересной и полной приключений. Рассказ под названием «Завтраш­ние сосиски».

«Сегодня у нас вторник. Зна­чит, завтра у нас среда. По сре­дам на завтрак дают не сыр, не яйцо и не эту дурацкую молочную вермишель — по средам дают со­сиски. Две.

Сосиски — это очень неплохо. Хотя я сосиски, в общем, не очень люблю. Я котлеты люблю и копчё­ную колбасу. Но сосиски — это лучше, чем яйцо, или сыр, или тем более дурацкая молочная верми­шель.

Да, сосиски — это хорошо. Но это если лежать в третьей палате, в пятой палате, в девятой палате... Да где угодно, хоть у «пятачков», только не у нас, во второй.

Потому что у нас лежит Додик.

Додик — новенький, я с ним ещё ни разу не лежал. Он с Урала откуда-то. И ещё он обожает со­сиски. Прямо трясётся, когда их видит.

Додик уже выяснил, что по средам дают сосиски. И что двух сосисок ему никак не хватает. Поэ­тому всё начинается во вторник.

Я лежу на кровати, задрав но­ги на спинку, и думаю про Айвен­го. Мне мама книжку в прошлое посещение принесла, в пятницу то есть. Я хотел её до следующей пятницы растянуть, но не выдер­жал — прочитал всё сегодня. Эх, нет у меня никакого характера...

А краем глаза я вижу, как До­дик начинает нервничать. Он си­дит на кровати и как-то мнётся.

Я знаю, чего он мнётся. Он рассчитывает: идти выпрашивать у нас наши завтрашние сосиски сейчас или ещё подождать? Если просить сейчас, то до завтрашне­го утра ещё долго. А вдруг мы за­будем, что обещали отдать ему сосиски? Но, с другой стороны, мы только что поужинали. После еды человек добреет, ему уже не так хочется завтрашних сосисок».

В конце концов Коля, от чьего имени ведётся рассказ, придумы­вает очень хитрый способ раз и на­всегда наказать «низкого сосисоч­ного жадину» Додика. Читайте — и узнаете, удалось ли Коле и его друзьям осуществить свой ковар­ный план. Читайте, пожалуйста, бу­дет весело и интересно и совсем-совсем немножко грустно.

Однако вернёмся к вопросу о заветной книге. Какая книга мо­жет стать заветной для подрост­ка? Наверное, читая эту книгу, он может получить ответ на какой-то очень важный для него вопрос или задуматься о том, о чём раньше не задумывался. А может, просто предастся мечтам или будет нас­лаждаться красотой слога. В лю­бом случае эта книга принесёт ра­дость. От всей души желаем всем встречи с заветной книгой. И не только сейчас, а на протяжении всей жизни.

СОВРЕМЕННЫЕ КНИГИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Чудеса и приключения

Веркин Э. Кошки ходят поперёк / Э. Веркин. — М.: Эксмо, 2007. — 480 с. — (Хроники Страны Мечты).

Веркин Э. Место снов / Э. Веркин. — М.: Эксмо, 2006. — 480 с. — (Хро­ники Страны Мечты).

Вишневецкая М. Кащей и Ягда, или Небесные яблоки». — М. Новое ли­тературное обозрение, 2004. — 303 е.: ил. — (Сказки НЛО).

Вознесенская Ю. Юлиана, или Игра в киднеппинг/ Ю. Вознесенская. — М.: Лепта-Пресс; Яуза; Эксмо, — 288 с. — (Вознесенская. Роман-миссия).

Вознесенская Ю. Юлиана, или Опас­ные игры / Ю. Вознесенская. — М.: Яуза; Эксмо; Лепта Книга, 2006. — 512 с. — (Якорь надежды).

Емец Д. Мефодий Буслаев: Первый эйдос / Д. Емец. — М.: Эксмо, — 416 с. — (Мефодий Бус­лаев).

Емец Д. Мефодий Буслаев: Маг по­луночи / Д. Емец. — М.: Эксмо, — 416 с. — (Мефодий Бус­лаев).

Емец Д. Таня Гроттер и проклятие некромага / Д. Емец. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. — (Таня Гроттер).

Жвалевский А. Здесь вам не при­чинят никакого вреда / А. Жвалев­ский, И. Мытько. — М.: Время, — 512 с. — (Страшно/ Смешно).

Жвалевский А. Пори Гаттер и Ка­менный Философ / А. Жвалевский, И. Мытько. — М.: Время, 2003. — 384 с.

Ибботсон Е. Секрет Платформы № 13 / Е. Ибботсон. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006. — 192 с.

Керр Ф.Б. Дети пампы. Книга пер­вая. Джинн в плену Эхнатона / Ф.Б. Керр. — М.: Иностранка, — 428 с. — (Детям до шест­надцати).

Керр Ф.Б. Дети лампы. Кн. 2. Джинн в вавилонском подземелье / Ф.Б. Керр. — М.: Иностранка,

 — 448 с. — (Детям до шест­надцати).

Колфер Й. Артемис Фаул. Затерян­ный мир / Й. Колфер. — М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007. — 576 с.

Коуэлл К. Как стать пиратом / К. Коуэлл. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2004. — 240 с.

Крапивин В. Ампула Грина / В. Кра­пивин. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. — (Русская фантастика).

Клюев Е. Ужасно скрипучая дверь и другие люди / Е. Клюев. — М.: Новое литературное обозрение, — 224 е.: ил. — (Сказки НЛО).

Лаврова С. Кошка до вторника / С. Лаврова. — Екатеринбург: Сок­рат, 2006. — 198 с.

Майер К. Под «Весёлым Роджером»: Роман-трилогия. Кн. 1/К. Майер. — М.: Оникс, 2007. — 320 с.

Нике Г. Мистер Понедельник / Г. Нике. — М.: Эксмо, СПб.: Домино, —480 с.

Ниммо Д. Чарли Бон. Скелеты в шкафу / Д. Ниммо. — СПб.: Азбука классика, 2006. — 448 с.: ил.

Ниммо Д. Чарли Бон. Призрак из прошлого / Д. Ниммо. — СПб.: Аз­бука классика, 2006. — 464 с.: ил.

Ниммо Д. Чарли Бон. Лазурный питон / Д. Ниммо. — СПб.: Азбука классика, 2007. — 480 с.: ил.

Паолини К. Эрагон / К. Паолини. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2007. — 634 с.

Пату Э. Восток/ Э. Патту, — СПб.: Азбука классика, 2006. — 384 с.

Прйтчетт Т. Джонни Максвелл — спаситель Вселенной: Только ты можешь спасти человечество. Джонни и мертвецы. Джонни и бомба: романы / Т. Пратчетт. — М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2006. — 528 с. — (Волшебная коллекция).

Томлинсон Т. Лунные всадницы / Т. Томлинсон. — М.: Эгмонт Рос­сия Лтд., 2006. — 304 с.

Фармер Н. Море Троллей / Н. Фар­мер. — М.: Эгмонт Россия Лтд.,

— 480 с.

Фишер К. Оракул / К. Фишер. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2004. — 384 с.

Фишер К. Архон/ К. Фишер. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2005. — 432 с.

Фишер К. Тайна подземного коро­левства / К. Фишер. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2007. — 400 с.

Янышев Р. Ловушка для неулови­мых / Р. Янышев. — СПб.: Азбука классика, 2007. — 3320 е.: ил. — (Истории для непослушных).

Девчонки и мальчишки

Алеников В. Жизнь замечательных людей, или Приключения Петрова и Васечкина / В. Алеников. — М.: Эг­монт Россия Лтд., 2007. — 176 с. — (Школа прикола).

Гиваргизов А. Записки выдающе­гося двоечника / А. Гиваргизов. — М.: Эгмонт, 2005. — 144 е.: ил.

Гиваргизов А. Мы так похожи / А. Гиваргизов. — М.: Самокат, — 70 с.

Гиваргизов А. Хитрый Зубов / А. Гиваргизов. — М.: Дрофа, 2006. — 96 с.

Грипе М. Навозный жук летает в сумерках / М. Грипе. — М.: ОГИ, 2004. — 382 с.: ил.

Грипе М. Тень на каменной скамей­ке / М. Грипе. — М.: ОГИ, 2005. — 368 с. — (Дети 0ГИ. Книжки на вы­рост).

Дауэр Л. Секретные материалы Ме дисон Финн. Весь мир — театр / Л. Дауэр. — М.: Омега, 2005. — 160 с.

Дауэр Л. Секретные материалы Ме дисон Финн. День благодарения / Л. Дауэр. — М.: Омега, 2006. — 176 с.

Дауэр Л. Секретные материалы Ме дисон Финн. Первый поцелуй / Л. Дауэр. — М.: Омега, 2007. — 160 с.

Иванов А. Старая немецкая сказка, или Игра в войну / А. Иванов. — М.: Астрель: ACT, 2007. — 189 е.: ил. — (Внеклассное чтение).

Левеллин С. Милые крошки / С. Левеллин. — М.: Эгмонт Россия Лтд., — 272 с.: ил.

Левеллин С. Гадкие крошки / С. Ле­веллин. — М.: Эгмонт Россия Лтд., — 240 с.: ил.

Левеллин С. Отчаянные крошки / С. Левеллин. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2007.— 256 с.: ил.

Линдо Э. Манолито Очкарик / Э. Линдо. — М.: Самокат, 2006. — 160 е.: ил. — (Лучшая новая книжка).

Мурашова Е. Гвардия тревоги / Е. Мурашова. — М.: Самокат, 2008. — 368 с.: ил. — (Серия «Встречное движение»).

Мурашова Е. Барабашка — это я! / Е. Мурашова. — М.: Детская ли­тература, 1998. — 272 с. — (Опас­ный возраст).

Мурашова Е.В. Класс коррекции / Е.В. Мурашова. — М.: Самокат, —192 с. — (Встречное дви­жение).

Минаев Б. Гений дзюдо / Б. Мина­ев. — М.: Время, 2005. — 336 с.

Назаркин Н. Изумрудная рыбка / Н. Назаркин. — М.: Самокат, 2007. —112 с.: ил. — (Лучшая но­вая книжка).

Нусинова Н.И. Приключения Джерика / Н.И. Нусинова. — М.: Само­кат, 2006. — 127 е.: ил.

Патерсон К. Мост в Теравифию / К. Патерсон. — М.: Центр «Нарния», 2007. — 192 с. — (Тропа пи­лигрима).

Страуд Д. Последняя осада / Д. Страуд. — М.: Эксмо; СПб.: До­мино, 2007. — 304 с. — (Люди про­тив магов).

Уилсон Ж. Лола Роза / Ж. Уилсон. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006. — 381 с.: ил. — (Книги Жаклин Уилсон).

Уилсон Ж. Девчонки в погоне за модой / Ж. Уилсон. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. — 247 с.: ил.

Уилсон Ж. Девчонки гуляют допо­здна / Ж. Уилсон. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006. — 256 с.: ил.

Уилсон Ж. Вечеринка с ночёвкой / Ж. Уилсон. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006. — 128 с.: ил.

Елена ЯКОВЛЕВА, заведующая методическим отделом Архангельской областной детской библиотеки имени А. П. Гайдара

Анна МАКУРИНА, ведущий методист