Аскарова В. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения: челябинский вариант / В. Аскарова // Школьная библиотека. – 2008. – № 6-7. – С. 40-46.
В 2006 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации и Российским книжным союзом была разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения. В ней было описано согласованное видение проблемной ситуации в сфере чтения и причин, её порождающих, заданы общие рамки и направления необходимых действий в масштабах всей страны.
Однако, к сожалению, в этом важном и необходимом документе вопросы, связанные с детско-юношеским чтением, затронуты в минимальной степени. С этим нельзя согласиться: в современной России заметна мировая тенденция падения интереса к чтению, которая особенно остро проявилась в детской и юношеской средах. Требуется осуществление культурной политики, предполагающей систему долговременных усилий, направленных на стимулирование читательской активности младших поколений. Для того чтобы эта политика была целенаправленной, необходима разработка различных концептуальных материалов, отражающих системное видение основных проблем в данной сфере, подчёркивающих приоритетность юных читателей, выстраивающих стратегию деятельности властных структур, общественных организаций и различных институтов инфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения.
Приоритетность читателей в возрасте «от нуля до восемнадцати» определяется не только естественными для зрелой цивилизации гуманистическими традициями, но и особой значимостью читательской активности как средства социализации и индивидуального развития в период взросления.
Государственные структуры, институты книжного дела, образовательно-воспитательные заведения, набирающее силу гражданское общество страны ответственны за создание информационного пространства, благоприятного для образования, повышения уровня грамотности, раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения. Задача воспитания читающей нации, способной осваивать социальные, научные, технические, экономические и художественные достижения, создавать значимые для человечества ценности решается путём культивирования в человеке читателя с раннего детства, формирования у него потребности в чтении как средстве полноценной самореализации. Детство и юность, прожитые без книги, могут обеднить всю последующую жизнь, обречь на неполноценное существование, запрограммировать отставание практически во всех областях человеческой деятельности. Как правило, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда.
Понимание данной проблемы побудило научно-педагогический коллектив Центра чтения Челябинской государственной академии культуры и искусств разработать при активном содействии Межрегиональной ассоциации библиотечного сотрудничества Концепцию поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области[1]. Концепция выполняет функцию закрепления имеющихся на Южном Урале достижений программно-проектной деятельности в данном направлении, обозначения наиболее острых проблем детского и юношеского чтения; выявления возможностей их комплексного решения на основе консолидированных усилий различных институтов (власти, образования, книжного дела, СМИ) и рационального использования региональных ресурсов.
Стратегической целью Концепции является разработка системы поддержки и развития детского и юношеского чтения, объединяющей действующие в Челябинской области организации и учреждения, прямо или косвенно связанные с образованием, воспитанием и организацией культурно-досуговой деятельности этой категории читателей. В перспективе в регионе должны быть созданы условия для приобщения к полноценному, содержательному чтению всех детей, подростков и юношества: независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места проживания, особенностей учебной деятельности, наличия или отсутствия семьи, её количественного состава, финансового положения и социальной принадлежности.
Достижению поставленной цели должен предшествовать предварительный анализ проблемной ситуации в сфере детско-юношеского чтения. С нашей точки зрения, суть её заключается в следующем.
Происходит снижение интенсивности и качества чтения у детей, подростков и юношества в регионе и стране в целом. Оно происходит в контексте мировых изменений медиасреды, всеобщего перехода к информационному обществу. Глобальная смена ценностных ориентации разделившая поколения, нарушившая преемственность в передаче социального опыта, бурное развитие новых коммуникационных каналов привели к разрушению привычных представлений о роли чтения в развитии личности и культуры. Очевидно замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации как телевидение, Интернет, аудио- и видеопродукция, но последствия этого явления не изучены в должной мере.
Абсолютизация компьютерных технологий, вытеснение книжно-журнальной продукции мультимедийными носителями деформировали культурное и информационное поведение в молодёжной среде. Взрослые организаторы детско-юношеского чтения (родители, педагоги, библиотекари) проявляют некоторую растерянность в этой ситуации; не всегда умея убедительно объяснить, зачем нужно читать, далеко не всегда зная, что нужно и можно рекомендовать, они в то же время демонстрируют недостаточное знание компьютерных технологий, электронных ресурсов и не могут в полной мере выявить их потенциал для стимулирования познавательной, коммуникативной, читательской активности.
Ослабление детско-юношеского интереса к чтению сопровождается снижением его качества, о чём свидетельствуют данные международных и российских исследований. Книга, чтение используются преимущественно в утилитарно-инструментальной и развлекательной функции; игнорируется или не осознаётся в полной мере их роль в формировании мировоззрения, интеллектуальном и эмоциональном развитии, расширении границ познания мира. Юные россияне зачастую демонстрируют способность к репродуктивному усвоению, затрудняясь с осмыслением и интерпретацией прочитанного, критическим анализом текста.
Кризисные явления происходят на фоне усиления коммерческой составляющей в книгоиздании и книгораспространении, а также утраты ориентиров национальной политики в сфере поддержки и развития детско-юношеского чтения. Доминирование рыночных механизмов в книжном деле, отсутствие результативной социальной рекламы книги и чтения, минимизация государственной поддержки писателей, издателей, критиков детско-юношеской литературы обусловили деформацию репертуара книгоиздания. Ориентация преимущественно на массовый спрос привела к наводнению книжного рынка низкокачественной продукцией. Характерный для книжного бизнеса коммерческий подход к изданию и распространению детско-юношеской литературы привел к снижению критериев отбора в этой области книжной культуры.
Библиотеки, обслуживающие детей и юношество, могли бы, выполняя просветительскую и социализирующую роль, противодействовать негативным тенденциям, но их современное состояние, связанное с недостаточной оснащенностью фондами, кадрами, техническими средствами и иными ресурсами, не позволяет адекватно ответить на вызовы времени.
Неудовлетворительное качество детско-юношеского чтения и недостаточность его поддержки, с неизбежной схематичностью обозначенные выше, диссонируют с объективным возрастанием роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе. Сохранение такого положения дел чревато снижением информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения и соответственно затрудняет формирование системы базовых знаний, требующихся для активной созидательной деятельности в открытом обществе.
Обозначим наиболее острые проблемы поддержки и организации детско-юношеского чтения и пути решения обусловленных ими задач на региональном уровне, обозначенные в Концепции.
В сфере управления не выявлены все возможности для поддержки институтов инфраструктуры детского и юношеского чтения. Необходимо осознание приоритетности поддержки названных институтов; это должно найти отражение в преимущественном финансировании учреждений, входящих в соответствующую инфраструктуру: укреплении их материальной базы, наращивании технического оснащения, повышении привлекательности и доступности для юного потребителя книжно-журнальной продукции и пользователя библиотек.
Совершенно очевидна потребность в консолидировании усилий структур различных ведомств, действующих в направлении организации, поддержки и развития детского и юношеского чтения. Поэтому одной из важнейших организационно-управленческих задач является отладка взаимодействия институтов книжного дела, образовательных структур, досуговых центров и творческих объединений, обеспечивающих, организующих, поддерживающих и развивающих детско-юношеское чтение.
Стимулирование чтения невозможно без упорядочения информационно-книжной среды, составляющей ресурсную базу детского и юношеского чтения (имеются в виду инфраструктура поддержки и развития чтения, а также информационные ресурсы и книжно-журнальная продукция). Для диагностики состояния этой инфраструктуры целесообразно осуществить:
мониторинг действующих в области институтов книжного дела, ориентированных на развитие детско-юношеского чтения: издательств, книжных магазинов, библиотек;
оценку таких важнейших составляющих ресурсной базы детско-юношеского чтения как библиотечные фонды и ассортимент книжного рынка;
определение особенностей продвижения книги в названных институтах.
Это необходимо для выявления проблемных областей, требующих упорядочения инфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения с целью выравнивания возможностей доступа к книжно-журнальной продукции, электронным информационным сетям на различных территориях. Одним из результатов этой работы может стать карта названной инфраструктуры в Челябинской области.
Ресурсная база детско-юношеского чтения во многом зависит от состояния регионального книгоиздания. Необходимо найти возможности разработки и реализации регионального модуля книгоиздания с использованием таких механизмов как льготное налогообложение, целевой заказ правительства области для комплектования школьных, детских, юношеских библиотек; выпуска различных серийных изданий развивающего характера для детей и юношества, создания качественно наполненных домашних книжных собраний в семьях, где растут дети. Выравниванию возможностей доступа младших поколений к информации поможет разработка системы льгот для приобретения книжно-журнальной продукции малообеспеченными семьями.
Такой модуль и выполненные в его формате книжные издания могут быть представлены на конкурс региональной и краеведческой продукции «Малая Родина», проводящийся Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации в рамках ярмарки «Книги России». Продукцию детско-юношеского регионального книгоиздания следует представлять на Всероссийском конкурсе «Алые паруса» и иных мероприятиях состязательно-стимулирующего характера.
Организация системы книгораспространения в области также должна обеспечить преодоление неравенства возможностей в приобретении книжно-журнальной продукции в личное пользование. В настоящее время книготорговые заведения сосредоточены преимущественно в областном центре и крупных городах области: Магнитогорске, Южноуральске и т. д. Вследствие разрушения системы книгораспространения произошло оскудение книжной среды в малонаселённых пунктах. В небольших городах, районах, сёлах у тысяч граждан Челябинской области ограничены возможности приобретать книги и периодику в соответствии с их интересами. Даже в Челябинске из-за ориентации книготорговых заведений на массовый спрос трудно приобрести малотиражные издания, специальную литературу; заказ книг через Интернет-магазины требует дополнительных временных, финансовых затрат и не всем доступен.
Сохраняет актуальность и упорядочение библиотечных ресурсов на территории области, их обоснованное распределение по административно-территориальным поселениям Южного Урала. В связи с социальным расслоением общества, неравенством материальных возможностей приобретения книжно-журнальной •продукции и компьютерно-множительной техники в личное пользование различными категориями населения необходим регулярный мониторинг совокупных ресурсов действующих на территории области библиотек, обслуживающих детей и юношество (в том числе школьных, учебных библиотек ссузов и вузов). Их равномерное распределение по территории области и соответствующее оснащение является важнейшей социальной проблемой, так как библиотека, обеспечивающая бесплатный доступ к книжным и иным ресурсам, на сегодняшний день является своеобразным институтом выравнивания возможностей культурного развития для детей и молодых людей из малообеспеченных семей.
Укрепление ресурсной базы таких библиотек может быть достигнуто за счет преимущественного финансирования, защиты их бюджета на региональном уровне и в рамках конкретных образовательных учреждений. Следует разработать и осуществлять меры по расширению внебюджетных поступлений в библиотеки, установлению непосредственных контактов с издательствами, ориентирующимися на выпуск качественной детско-юношеской литературы, — «Самокат», «ОГИ», «ОНИКС», «Дрофа», «Абрис», «Взгляд», «Издательство Марины Волковой» и др.
Полноценную работу по организации, развитию и поддержке детско-юношеского чтения затрудняет недостаточная проработанность правовой и нормативной базы библиотечного обслуживания детей и юношества. Преодолению этой проблемы может способствовать разработка пакета нормативно-правовых документов регионального уровня; в частности, представляется актуальной разработка регионального Модельного стандарта библиотечного обслуживания детей и юношества Челябинской области. Подобный документ позволит стабилизировать положение библиотек, обслуживающих детей и юношество; осуществить их защиту от неправомерных действий, ущемляющих права названной категории читателей; определить нормативы деятельности и ресурсного оснащения, перечень предоставляемых услуг; оптимизировать оплату труда библиотечных работников. Такой стандарт должен гарантировать каждому юному жителю Южного Урала определённый уровень и количество библиотечных услуг, информационных ресурсов независимо от места проживания на основе приближения к нормативам, принятым ЮНЕСКО и ИФЛА. Стандарт должен предусмотреть и упорядочение ежедневного режима работы библиотек; время обслуживания пользователей не должно почти полностью совпадать с часами их учебного и рабочего дня, а выходные дни — с днями отдыха основной части населения.
Требует пристального внимания и проблема кадров для детских, юношеских и школьных библиотек. Повсеместно в России, — в том числе на Южном Урале, — происходит уменьшение количества квалифицированных профессионалов, способных к организации, поддержке и развитию детского и юношеского чтения. Практически во всех вузах культуры (кроме Санкт-Петербургского и Московского университетов культуры) ликвидированы кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством. Низкая оплата библиотечного труда, его недооценка правительственными структурами федерального, регионального, муниципального уровней имеют объективным следствием старение и снижение профессионального уровня библиотечных кадров. В результате специалисты, обслуживающие детей и юношество, не в состоянии в должной мере освоить реалии современной культурной жизни, выстроить адекватные отношения с юными читателями, справиться с экспертированием изменившегося литературного потока, полноценно выявить возможности новых информационных технологий.
Современная кадровая ситуация актуализирует управленческие решения, связанные с воспроизводством и закреплением квалифицированных, инициативных профессионалов; стимулированием притока квалифицированных специалистов на работу в детские, школьные и юношеские библиотеки; устранением несоответствия между качеством и оплатой труда библиотекаря; введением конкурсной основы премирования и распределения льгот, повышающих уровень и качество жизни соответствующих категорий работников.
И, конечно же, требует возобновления целенаправленная подготовка квалифицированных специалистов по детско-юношескому чтению. Необходимо на новой основе, в условиях двухуровнего вузовского процесса (бакалавриат-магистратура), восстановить в вузах культуры подготовку специалистов, способных качественно осуществлять организацию, поддержку и развитие детско-юношеского чтения. В частности, представляется своевременным обосновать и оформить соответствующую заявку в колледж и академию культуры и искусств Челябинска на основе мониторинга кадров детских, школьных и юношеских библиотек.
Практическая работа по поддержке и развитию детско-юношеского чтения в Челябинской области будет более результативной, если удастся активизировать в этом направлении систему общего среднего образования, организовать сотрудничество муниципальных библиотек со школами и школьными библиотеками на постоянной основе.
В системной деятельности по поддержке и развитию чтения детей и юношества должна быть усилена роль школы, иных образовательных и просветительских учреждений. Перед школами и другими учебными заведениями стоят задачи освоения мировых достижений в сфере организации и поддержки чтения детей и юношества; повышения уровня информированности педагогов о читательском поведении учащихся; разработки и эффективного использования критериев оценки литературного потока для детей и юношества. Педагогам- редметникам необходимо освоить современные стратегии повышения эффективности чтения, в противном случае использование учебных материалов и книжно-журнальной продукции в образовательно-просветительских целях будет затруднено.
Особая роль в продвижении и развитии детско-юношеского чтения принадлежит школьным библиотекам, которые должны способствовать построению и реализации новой стратегии образования, ориентированной на освоение знаний и навыков, необходимых во взрослой жизни. Школьная библиотека в современных условиях — ресурсная инновационная площадка, на которой осуществляется работа преподавателей и школьников с информацией — печатной, электронной, мультимедийной, электронными базами данных, Интернетом. С целью повышения читательской компетентности учащихся, приведения содержания образовательного процесса в соответствие с вызовами современности, школам Челябинской области целесообразно присоединиться к международному проекту «Школа, где процветает грамотность», предусматривающему широкое использование книги и чтения в учебном процессе.
На Первом съезде школьных библиотекарей (июль 2007 г.) была поставлена задача разработки Положения о модельной школьной библиотеке. В Челябинской области, где в систему образования и развитие информационных образовательных технологий вкладываются значительные средства, имеется объективная возможность начать социальный эксперимент, связанный с нормированием деятельности модельной школьной библиотеки.
Он предполагает определение содержательных приоритетов, установление критериев эффективности деятельности, определение стандартного набора компонентов — комфортное помещение с современным дизайном; квалифицированный персонал с фиксированными нормами обслуживания; достаточное количество технически оснащённых рабочих мест для читателей, книжных и периодических изданий, мультимедийных информационных носителей, компьютерной, множительной и ауди- и видеоаппаратуры; возможности подключения к разнообразным информационным сетям. Первым шагом в построении таких нормативов может стать мониторинг школьных библиотек области, выявление их ресурсной базы. В перспективе подобную практику можно распространить на учебные библиотеки ссузов и вузов.
Концепция предусматривает и оформление идеологии взаимодействия взрослого и детского миров, соответствующей реалиям современной жизни. Налицо разрыв в преемственности культурной традиции: вырастает генерация, которая иначе воспринимает книгу и текст, имеет своё отношение к книжной культуре.
В динамичных социокультурных условиях XXI столетия дети и молодые люди, не ограничиваясь традиционными нормами информационного поведения, создают собственную субкультуру, во многом закрытую для старших. Выделяя из массива современных достижений наиболее значимые для себя фрагменты, они нередко опережают взрослых в освоении новых информационных технологий, технических новшеств, изучении иностранных языков, постижении азов рыночной экономики. Настаивать в этих условиях на безусловном главенстве старших, их праве руководить чтением по схеме «сверху вниз» — значит искусственно тормозить развитие юных россиян, обращать их в прошлое, принуждая воспроизводить ранее накопленный социальный опыт.
Наиболее адекватным в сложившихся условиях представляется культурное посредничество взрослых организаторов чтения, основанное на субъект-субъектном взаимодействии представителей старшего и младшего поколений. Оно базируется на признании за юными читателями права беспрепятственного, привилегированного доступа к книжно-журнальной продукции в традиционном и электронном виде, а за взрослыми — обязанности предоставить им эту возможность, активно помогая в освоении необходимых культурных достижений. Такое посредничество предполагает мягкое, ненасильственное вовлечение юного человека в адаптирующую и развивающую читательскую деятельность при бережном, заинтересованном отношении к его индивидуальности и особенностям самореализации.
Важнейшим элементом культурного посредничества в системе развития и поддержки детского и юношеского чтения является толерантность по отношению ко всем видам информационной и читательской активности и вкусовым предпочтениям молодёжи. В условиях современного компьютерного бума важно не противопоставление информационных технологий и традиционного чтения, а создание благоприятных условий для комплексного и системного использования разнообразных информационных носителей, печатных, мультимедийных книжно-журнальных изданий, различных коммуникативных каналов и средств их продвижения в соответствии с целями повышения читательской и общекультурной компетентности пользователей. Нет оснований для взаимоисключения печатной продукции и электронной видеотехники; их взаимная дополнительность отражает новый этап в развитии информационного общества, который требует повышения общеобразовательного ценза, важнейшей составной частью которого остаётся литературно-письменная грамотность. В поликультурной ситуации XXI века для взрослых важно терпимое отношение к проявлениям молодёжной субкультуры, не соответствующим их вкусовым предпочтениям; стремление к пониманию причинности и признание прав молодежи на такие проявления может стать основой для диалога поколений, создания пространства толерантности для обмена ценностями. Правила осуществления культурного посредничества могут быть закреплены в положениях и правилах пользования библиотеками, правах читателя в библиотечном пространстве.
Система мер по поддержке и развитию чтения детей и юношества должна быть научно обоснована. Это предполагает, в первую очередь, накопление и использование достоверных данных об основных аспектах читательской деятельности различных категорий детей, подростков и юношества, а также формах, методах и приёмах продвижения печатной и электронной книжно-журнальной продукции в их среду. К сожалению, в современных представлениях о роли и месте книги в молодёжной среде преобладают бессистемные мнения, наблюдения, впечатления, а не знания, полученные путём репрезентативных исследований. Ситуация осложняется тем, что в России вообще нет мощных исследовательских центров, которые бы изучали детско-юношескую субкультуру и такую важную её составляющую, как чтение. И на территории Челябинской области нет институциональных научно-исследовательских структур, где бы регулярно осуществлялся мониторинг чтения, изучались различные аспекты читательской деятельности детей и юношества.
Для научно обоснованного решения поставленных задач важно организовать накопление регионального банка данных о чтении детей и юношества. С целью своевременного получения эмпирического материала о состоянии детского и юношеского чтения, определения оптимального взаимодействия институтов образования/просвещения с этой категорией читателей, считаем своевременным присвоить статус научных областным детской и юношеской библиотекам, расположенным в Челябинске, с выделением в их структуре научно-исследовательских отделов и соответствующим финансированием. Это требует подготовки пакета регламентирующих документов, определяющих основные задачи и порядок организации научно-исследовательской работы в библиотеках, научная функция которых не закреплена в их статусе и не предусмотрена профильной нормативно-правовой базой федерального уровня.
Одним из возможных вариантов организации систематических научных исследований детского и юношеского чтения может быть создание межведомственного научно-исследовательского и проектного Центра книги и чтения на базе Челябинской государственной академии культуры и искусств.
Обозначим и проблему роли СМИ в системе деятельности по продвижению книги и чтения. Несмотря на то, что в последние годы в областных печатных СМИ стали значительно чаще появляться статьи, посвящённые проблемам чтения, а радиопередачи такого содержания носят систематический характер, преждевременно утверждать, что на Южном Урале сложилась устойчивая система поддержки чтения детей и юношества.
В области должна сложиться система медиа-проектов, нацеленных на развитие читательской активности подрастающего поколения и социальной рекламы книги и чтения; предпочтение следует отдать интерактивным формам.
На данном этапе развития медийной деятельности в поддержку чтения необходимо провести ревизию всего сделанного (радио-, телепередачи, выступления в прессе), чтобы осмыслить формат каждого отдельно взятого проекта, придать разнообразным выступлениям взаимодополняющий характер, расширить круг участников проектной деятельности в данном направлении.
Очевидна необходимость продолжения передач на областном радио: «Я расту» (формат передачи — родительский, целевое назначение — ориентация старших членов семьи в литературном процессе, их ознакомление с книжными новинками) и «Чтение для сердца и разума» (формат передачи — детско-родительский, целевое назначение — поддержка и развитие детского, подросткового и юношеского чтения в регионе посредством объединения усилий образовательных, библиотечных, книгоиздательских и книготорговых учреждений Челябинской области). К непосредственному проведению радиопередач планируется привлечение юных читателей.
В Челябинской области накоплен и уникальный опыт поддержки детско-юношеского чтения с помощью телепередач: это, прежде всего, тридцатилетний опыт работы областной детской библиотеки им. В. В. Маяковского. В дальнейшем на региональном телевидении могут быть разработаны проекты, связанные с обсуждением литературных новинок; дискуссиями по поводу спорных художественных произведений, роли чтения в жизни выдающихся людей; репортажами из книжных магазинов, библиотек. Действенным стимулом могло бы быть объявление регионального конкурса соответствующих телепроектов.
Определилась преимущественная тематика выступлений в региональных печатных СМИ. Газета «Вектор образования» размещает публикации, стимулирующие развитие чтения в школе; «Южноуральская панорама» — материалы об управленческой работе, опыте реализации программно-проектной деятельности в поддержку чтения на Южном Урале. Газета «Челябинский рабочий» публикует в основном идеи, новации в сфере поддержки чтения, «Вечерний Челябинск» пишет о просветительской работе с родителями и учителями в областном центре.
Требует дальнейшего развития и социальная реклама книги, чтения, библиотеки с использованием СМИ, Интернета, возможностей библиотек и различных нестандартных приёмов рекламного воздействия. Наружная реклама в населённых пунктах Челябинской области может включать плакаты книжной или литературной тематики, фотоплакаты с изображением известных людей России, региона, города (музыкантов, артистов, политиков, учёных, спортсменов, изобретателей) с книгой. Роль книги и чтения в производственных, научных, изобретательских, литературно-художественных и иных достижениях можно показать посредством включения тем, связанных с чтением, в проект «Светлое прошлое», «антигламурный» телепроект «Сделано на Урале», телепередачу «Без грима» и т.д. Созданию позитивного образа человека читающего может способствовать использование книги, периодического издания в качестве аксессуара в процессе телевизионного показа моделей одежды, проведения различных телеигр, реалити-шоу и иных передач. Возможно и проведение соответствующего тематического фотоконкурса.
Решению задач, вытекающих из обозначенных проблем, в наибольшей степени соответствует программно-проектная деятельность
в поддержку детско-юношеского чтения на основе социального участия; её преимущество заключается в том, что она является наиболее мобильной и гибкой формой общественного и профессионального реагирования на возникающие в социуме проблемы. Она позволяет сфокусировать внимание властных структур и общественных организаций региона на продвижении книги и чтения; усовершенствовать функционирование институтов книжного дела; выстроить стратегию социального партнёрства; привлечь дополнительные финансовые и иные ресурсы.
Конкретное наполнение программно-проектной деятельности определяется наличием профессиональных, материальных, финансовых, административных ресурсов, традиций партнёрского взаимодействия, экономических и социокультурных особенностей региона. Вариант, предложенный специалистами Челябинской области, — один из возможных, который может оказаться для коллег из других регионов подспорьем в разработке концептуальных документов, определяющих систему работы по поддержке и развитию чтения молодых людей, от которой зависит их будущее и будущее нашей страны.
В.Я. АСКАРОВА,
профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, председатель Центра чтения Челябинской государственной академии культуры и искусств
Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области. — М.: МЦБС, 2007. — 47 с.