Аскарова В. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения: челябинский вариант / В. Аскарова // Школьная библиотека. – 2008. – № 6-7. – С. 40-46.

В 2006 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации и Российским книжным союзом была разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения. В ней было описано согласованное видение проблемной ситуации в сфере чтения и причин, её порождающих, заданы общие рамки и направления необходимых действий в масштабах всей страны.

Однако, к сожалению, в этом важном и необходимом документе вопросы, связанные с детско-юношеским чтением, затронуты в минимальной степени. С этим нельзя согласиться: в современной России заметна мировая тенденция падения интереса к чтению, которая особенно остро проявилась в детской и юношеской средах. Требуется осуществление культурной политики, предполагающей систему долговременных усилий, направленных на стимулирование читательской активности младших поколений. Для того чтобы эта политика была целенаправленной, необходима разработка различных концептуальных материалов, отражающих системное видение основных проблем в данной сфере, подчёркивающих приоритетность юных читате­лей, выстраивающих стратегию деятельности властных структур, общественных организаций и различных институтов инфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения.

Приоритетность читателей в возрасте «от нуля до восемнадцати» определя­ется не только естественными для зре­лой цивилизации гуманистическими традициями, но и особой значимостью читательской активности как средства социализации и индивидуального раз­вития в период взросления.

Государственные структуры, институты книжного дела, образовательно-воспитательные заведения, набирающее силу гражданское общество страны ответственны за создание информационного пространства, благоприятного для образования, повышения уровня грамотности, раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения. Задача воспитания читающей нации, способной осваивать социальные, научные, технические, экономические и художественные достижения, создавать значимые для человечества ценности решается путём культивирования в человеке читателя с раннего детства, формирования у него потребности в чтении как средстве полноценной самореализа­ции. Детство и юность, прожитые без книги, мо­гут обеднить всю последующую жизнь, обречь на неполноценное существование, запрограм­мировать отставание практически во всех об­ластях человеческой деятельности. Как прави­ло, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда.

Понимание данной проблемы побудило научно-педагогический коллектив Центра чтения Че­лябинской государственной академии культуры и искусств разработать при активном содей­ствии Межрегиональной ассоциации библио­течного сотрудничества Концепцию поддерж­ки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области[1]. Концепция выполня­ет функцию закрепления имеющихся на Южном Урале достижений программно-проектной дея­тельности в данном направлении, обозначения наиболее острых проблем детского и юношес­кого чтения; выявления возможностей их комплексного решения на основе консолидирован­ных усилий различных институтов (власти, обра­зования, книжного дела, СМИ) и рационального использования региональных ресурсов.

Стратегической целью Концепции является разработка системы поддержки и развития детского и юношеского чтения, объединяющей действующие в Челябинской области организации и учреждения, прямо или косвенно свя­занные с образованием, воспитанием и организацией культурно-досуговой деятельности этой категории читателей. В перспективе в регионе должны быть созданы условия для приобщения к полноценному, содержательному чтению всех детей, подростков и юношества: независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места проживания, особенностей учебной деятельности, наличия или отсутствия семьи, её количественного состава, финансового положения и социальной принадлежности.

Достижению поставленной цели должен предшествовать предварительный анализ проблемной ситуации в сфере детско-юношеского чтения. С нашей точки зрения, суть её заключается в следующем.

Происходит снижение интенсивности и качества чтения у детей, подростков и юношества в регионе и стране в целом. Оно происходит в контексте мировых изменений медиасреды, всеобщего перехода к информационному обществу. Глобальная смена ценностных ориентации разделившая поколения, нарушившая преемственность в передаче социального опыта, бурное развитие новых коммуникационных каналов привели к разрушению привычных представлений о роли чтения в развитии личности и культуры. Очевидно замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации как телевидение, Интернет, аудио- и видеопродукция, но последствия этого явления не изучены в должной мере.

Абсолютизация компьютерных технологий, вытеснение книжно-журнальной продукции мультимедийными носителями деформировали культурное и информационное поведение в молодёжной среде. Взрослые организаторы детско-юношеского чтения (родители, педагоги, библиотекари) проявляют некоторую растерянность в этой ситуации; не всегда умея убедительно объяснить, зачем нужно читать, далеко не всегда зная, что нужно и можно рекомендовать, они в то же время демонстрируют недостаточное знание компьютерных технологий, электронных ресурсов и не могут в полной мере выявить их потенциал для стимулирования познавательной, коммуникативной, читательской активности.

Ослабление детско-юношеского интереса к чтению сопровождается снижением его качест­ва, о чём свидетельствуют данные международ­ных и российских исследований. Книга, чтение используются преимущественно в утилитарно-инструментальной и развлекательной функции; игнорируется или не осознаётся в полной мере их роль в формировании мировоззрения, интеллектуальном и эмоциональном развитии, рас­ширении границ познания мира. Юные россия­не зачастую демонстрируют способность к репродуктивному усвоению, затрудняясь с осмыслением и интерпретацией прочитан­ного, критическим анализом текста.

Кризисные явления происходят на фоне уси­ления коммерческой составляющей в книгоиз­дании и книгораспространении, а также утраты ориентиров национальной политики в сфере поддержки и развития детско-юношеского чте­ния. Доминирование рыночных механизмов в книжном деле, отсутствие результативной социальной рекламы книги и чтения, минимизация государственной поддержки писателей, издателей, критиков детско-юношеской литературы обусловили деформацию репертуара книгоиздания. Ориентация преимущественно на массовый спрос привела к наводнению книжного рынка низкокачественной продукцией. Характерный для книжного бизнеса ком­мерческий подход к изданию и распространению детско-юношеской литературы привел к снижению критериев отбора в этой области книжной культуры.

Библиотеки, обслуживающие детей и юношество, могли бы, выполняя просветительскую и социализирующую роль, противодействовать негативным тенденциям, но их современное состояние, связанное с недостаточной оснащенностью фондами, кадрами, техническими средствами и иными ресурсами, не позволяет адекватно ответить на вызовы времени.

Неудовлетворительное качество детско-юношеского чтения и недостаточность его под­держки, с неизбежной схематичностью обозна­ченные выше, диссонируют с объективным воз­растанием роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе. Сохранение такого положения дел чревато сни­жением информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения и соответственно затрудняет формирование сис­темы базовых знаний, требующихся для актив­ной созидательной деятельности в открытом обществе.

Обозначим наиболее острые проблемы поддержки и организации детско-юношес­кого чтения и пути решения обусловленных ими задач на региональном уровне, обозна­ченные в Концепции.

В сфере управления не выявлены все воз­можности для поддержки институтов инфраст­руктуры детского и юношеского чтения. Необхо­димо осознание приоритетности поддержки названных институтов; это должно найти отра­жение в преимущественном финансировании учреждений, входящих в соответствующую инф­раструктуру: укреплении их материальной базы, наращивании технического оснащения, повы­шении привлекательности и доступности для юного потребителя книжно-журнальной продук­ции и пользователя библиотек.

Совершенно очевидна потребность в консо­лидировании усилий структур различных ве­домств, действующих в направлении организа­ции, поддержки и развития детского и юношес­кого чтения. Поэтому одной из важнейших организационно-управленческих задач являет­ся отладка взаимодействия институтов книжно­го дела, образовательных структур, досуговых центров и творческих объединений, обеспечи­вающих, организующих, поддерживающих и развивающих детско-юношеское чтение.

Стимулирование чтения невозможно без упо­рядочения информационно-книжной среды, составляющей ресурсную базу детского и юно­шеского чтения (имеются в виду инфраструктура поддержки и развития чтения, а также информа­ционные ресурсы и книжно-журнальная продук­ция). Для диагностики состояния этой инфра­структуры целесообразно осуществить:

мониторинг действующих в области инсти­тутов книжного дела, ориентированных на раз­витие детско-юношеского чтения: издательств, книжных магазинов, библиотек;

оценку таких важнейших составляющих ре­сурсной базы детско-юношеского чтения как библиотечные фонды и ассортимент книжного рынка;

определение особенностей продвижения книги в названных институтах.

Это необходимо для выявления проблемных областей, требующих упорядочения инфраст­руктуры поддержки детско-юношеского чтения с целью выравнивания возможностей доступа к книжно-журнальной продукции, электронным информационным сетям на различных террито­риях. Одним из результатов этой работы может стать карта названной инфраструктуры в Челя­бинской области.

Ресурсная база детско-юношеского чтения во многом зависит от состояния регионального книгоиздания. Необходимо найти возможности разработки и реализации регионального мо­дуля книгоиздания с использованием таких механизмов как льготное налогообложение, це­левой заказ правительства области для комп­лектования школьных, детских, юношеских биб­лиотек; выпуска различных серийных изданий развивающего характера для детей и юношест­ва, создания качественно наполненных домаш­них книжных собраний в семьях, где растут де­ти. Выравниванию возможностей доступа млад­ших поколений к информации поможет разработка системы льгот для приобретения книжно-журнальной продукции малообеспечен­ными семьями.

Такой модуль и выполненные в его формате книжные издания могут быть представлены на конкурс региональной и краеведческой про­дукции «Малая Родина», проводящийся Феде­ральным агентством по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации в рам­ках ярмарки «Книги России». Продукцию детско-юношеского регионального книгоиздания следует представлять на Всероссийском кон­курсе «Алые паруса» и иных мероприятиях сос­тязательно-стимулирующего характера.

Организация системы книгораспространения в области также должна обеспечить прео­доление неравенства возможностей в при­обретении книжно-журнальной продукции в личное пользование. В настоящее время книго­торговые заведения сосредоточены преимуще­ственно в областном центре и крупных городах области: Магнитогорске, Южноуральске и т. д. Вследствие разрушения системы книгораспространения произошло оскудение книжной сре­ды в малонаселённых пунктах. В небольших го­родах, районах, сёлах у тысяч граждан Челяби­нской области ограничены возможности приобретать книги и периодику в соответствии с их интересами. Даже в Челябинске из-за ори­ентации книготорговых заведений на массовый спрос трудно приобрести малотиражные изда­ния, специальную литературу; заказ книг через Интернет-магазины требует дополнительных временных, финансовых затрат и не всем досту­пен.

Сохраняет актуальность и упорядочение библиотечных ресурсов на территории облас­ти, их обоснованное распределение по админи­стративно-территориальным поселениям Юж­ного Урала. В связи с социальным расслоением общества, неравенством материальных воз­можностей приобретения книжно-журнальной •продукции и компьютерно-множительной тех­ники в личное пользование различными катего­риями населения необходим регулярный мони­торинг совокупных ресурсов действующих на территории области библиотек, обслуживаю­щих детей и юношество (в том числе школьных, учебных библиотек ссузов и вузов). Их равно­мерное распределение по территории области и соответствующее оснащение является важ­нейшей социальной проблемой, так как библи­отека, обеспечивающая бесплатный доступ к книжным и иным ресурсам, на сегодняш­ний день является своеобразным институ­том выравнивания возможностей культур­ного развития для детей и молодых людей из малообеспеченных семей.

Укрепление ресурсной базы таких библиотек может быть достигнуто за счет преимуществен­ного финансирования, защиты их бюджета на ре­гиональном уровне и в рамках конкретных обра­зовательных учреждений. Следует разработать и осуществлять меры по расширению внебюджет­ных поступлений в библиотеки, установлению не­посредственных контактов с издательствами, ориентирующимися на выпуск качественной детско-юношеской литературы, — «Самокат», «ОГИ», «ОНИКС», «Дрофа», «Абрис», «Взгляд», «Издательство Марины Волковой» и др.

Полноценную работу по организации, разви­тию и поддержке детско-юношеского чтения затрудняет недостаточная проработанность правовой и нормативной базы библиотечно­го обслуживания детей и юношества. Преодо­лению этой проблемы может способствовать разработка пакета нормативно-правовых доку­ментов регионального уровня; в частности, представляется актуальной разработка регио­нального Модельного стандарта библио­течного обслуживания детей и юношества Челябинской области. Подобный документ позволит стабилизировать положение библио­тек, обслуживающих детей и юношество; осу­ществить их защиту от неправомерных действий, ущемляющих права названной кате­гории читателей; определить нормативы дея­тельности и ресурсного оснащения, перечень предоставляемых услуг; оптимизировать опла­ту труда библиотечных работников. Такой стан­дарт должен гарантировать каждому юному жи­телю Южного Урала определённый уровень и количество библиотечных услуг, информацион­ных ресурсов независимо от места проживания на основе приближения к нормативам, приня­тым ЮНЕСКО и ИФЛА. Стандарт должен пре­дусмотреть и упорядочение ежедневного режи­ма работы библиотек; время обслуживания пользователей не должно почти полностью сов­падать с часами их учебного и рабочего дня, а выходные дни — с днями отдыха основной час­ти населения.

Требует пристального внимания и пробле­ма кадров для детских, юношеских и школь­ных библиотек. Повсеместно в России, — в том числе на Южном Урале, — происходит уменьшение количества квалифицированных профессионалов, способных к организации, поддержке и развитию детского и юношеского чтения. Практически во всех вузах культу­ры (кроме Санкт-Петербургского и Моско­вского университетов культуры) ликвиди­рованы кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношест­вом. Низкая оплата библиотечного труда, его недооценка правительственными структурами федерального, регионального, муниципально­го уровней имеют объективным следствием старение и снижение профессионального уровня библиотечных кадров. В результате специалисты, обслуживающие детей и юноше­ство, не в состоянии в должной мере освоить реалии современной культурной жизни, выст­роить адекватные отношения с юными читате­лями, справиться с экспертированием изме­нившегося литературного потока, полноценно выявить возможности новых информационных технологий.

Современная кадровая ситуация актуализи­рует управленческие решения, связанные с воспроизводством и закреплением квалифици­рованных, инициативных профессионалов; сти­мулированием притока квалифицированных специалистов на работу в детские, школьные и юношеские библиотеки; устранением несоотве­тствия между качеством и оплатой труда библи­отекаря; введением конкурсной основы преми­рования и распределения льгот, повышающих уровень и качество жизни соответствующих ка­тегорий работников.

И, конечно же, требует возобновления целе­направленная подготовка квалифицированных специалистов по детско-юношескому чтению. Необходимо на новой основе, в условиях двухуровнего вузовского процесса (бакалавриат-магистратура), восстановить в вузах культуры под­готовку специалистов, способных качественно осуществлять организацию, поддержку и разви­тие детско-юношеского чтения. В частности, представляется своевременным обосновать и оформить соответствующую заявку в колледж и академию культуры и искусств Челябинска на основе мониторинга кадров детских, школьных и юношеских библиотек.

Практическая работа по поддержке и раз­витию детско-юношеского чтения в Челябинс­кой области будет более результативной, если удастся активизировать в этом направлении систему общего среднего образования, организовать сотрудничество муници­пальных библиотек со школами и школь­ными библиотеками на постоянной осно­ве.

В системной деятельности по поддержке и развитию чтения детей и юношества должна быть усилена роль школы, иных образователь­ных и просветительских учреждений. Перед школами и другими учебными заведениями стоят задачи освоения мировых достижений в сфере организации и поддержки чтения детей и юношества; повышения уровня информиро­ванности педагогов о читательском поведении учащихся; разработки и эффективного ис­пользования критериев оценки литературного потока для детей и юношества. Педагогам- редметникам необходимо освоить современ­ные стратегии повышения эффективности чте­ния, в противном случае использование учеб­ных материалов и книжно-журнальной продукции в образовательно-просветительс­ких целях будет затруднено.

Особая роль в продвижении и развитии детско-юношеского чтения принадлежит школьным библиотекам, которые должны способствовать построению и реализации но­вой стратегии образования, ориентированной на освоение знаний и навыков, необходимых во взрослой жизни. Школьная библиотека в современных условиях — ресурсная инно­вационная площадка, на которой осущес­твляется работа преподавателей и школь­ников с информацией — печатной, элект­ронной, мультимедийной, электронными базами данных, Интернетом. С целью повы­шения читательской компетентности учащих­ся, приведения содержания образовательного процесса в соответствие с вызовами совре­менности, школам Челябинской области целе­сообразно присоединиться к международному проекту «Школа, где процветает грамотность», предусматривающему широкое использова­ние книги и чтения в учебном процессе.

На Первом съезде школьных библиотека­рей (июль 2007 г.) была поставлена задача разработки Положения о модельной школьной библиотеке. В Челябинской области, где в систему образования и развитие информаци­онных образовательных технологий вкладыва­ются значительные средства, имеется объек­тивная возможность начать социальный экс­перимент, связанный с нормированием дея­тельности модельной школьной библиоте­ки.

Он предполагает определение содержа­тельных приоритетов, установление критери­ев эффективности деятельности, определение стандартного набора компонентов — комфо­ртное помещение с современным дизайном; квалифицированный персонал с фиксирован­ными нормами обслуживания; достаточное ко­личество технически оснащённых рабочих мест для читателей, книжных и периодических изданий, мультимедийных информационных носителей, компьютерной, множительной и ауди- и видеоаппаратуры; возможности подк­лючения к разнообразным информационным сетям. Первым шагом в построении таких нор­мативов может стать мониторинг школьных библиотек области, выявление их ресурсной базы. В перспективе подобную практику мож­но распространить на учебные библиотеки ссузов и вузов.

Концепция предусматривает и оформле­ние идеологии взаимодействия взрослого и детского миров, соответствующей реалиям современной жизни. Налицо разрыв в преем­ственности культурной традиции: вырастает генерация, которая иначе воспринимает книгу и текст, имеет своё отношение к книжной куль­туре.

В динамичных социокультурных условиях XXI столетия дети и молодые люди, не ограни­чиваясь традиционными нормами информаци­онного поведения, создают собственную суб­культуру, во многом закрытую для старших. Выделяя из массива современных достижений наиболее значимые для себя фрагменты, они нередко опережают взрослых в освоении но­вых информационных технологий, технических новшеств, изучении иностранных языков, пос­тижении азов рыночной экономики. Настаи­вать в этих условиях на безусловном главен­стве старших, их праве руководить чтением по схеме «сверху вниз» — значит искусственно тормозить развитие юных россиян, обращать их в прошлое, принуждая воспроизводить ра­нее накопленный социальный опыт.

Наиболее адекватным в сложившихся условиях представляется культурное пос­редничество взрослых организаторов чте­ния, основанное на субъект-субъектном взаимодействии представителей старше­го и младшего поколений. Оно базируется на признании за юными читателями права беспрепятственного, привилегированного доступа к книжно-журнальной продукции в традиционном и электронном виде, а за взрослыми — обязанности предоставить им эту возможность, активно помогая в освоении необходимых культурных достижений. Такое посредничество предполагает мягкое, нена­сильственное вовлечение юного человека в адаптирующую и развивающую читательскую деятельность при бережном, заинтересован­ном отношении к его индивидуальности и осо­бенностям самореализации.

Важнейшим элементом культурного пос­редничества в системе развития и поддержки детского и юношеского чтения является толе­рантность по отношению ко всем видам ин­формационной и читательской активности и вкусовым предпочтениям молодёжи. В усло­виях современного компьютерного бума важно не противопоставление информа­ционных технологий и традиционного чте­ния, а создание благоприятных условий для комплексного и системного использо­вания разнообразных информационных носителей, печатных, мультимедийных книжно-журнальных изданий, различных коммуникативных каналов и средств их продвижения в соответствии с целями по­вышения читательской и общекультурной компетентности пользователей. Нет осно­ваний для взаимоисключения печатной про­дукции и электронной видеотехники; их взаим­ная дополнительность отражает новый этап в развитии информационного общества, кото­рый требует повышения общеобразователь­ного ценза, важнейшей составной частью ко­торого остаётся литературно-письменная гра­мотность. В поликультурной ситуации XXI века для взрослых важно терпимое отношение к проявлениям молодёжной субкультуры, не со­ответствующим их вкусовым предпочтениям; стремление к пониманию причинности и приз­нание прав молодежи на такие проявления мо­жет стать основой для диалога поколений, создания пространства толерантности для об­мена ценностями. Правила осуществления культурного посредничества могут быть зак­реплены в положениях и правилах пользова­ния библиотеками, правах читателя в библио­течном пространстве.

Система мер по поддержке и развитию чте­ния детей и юношества должна быть научно обоснована. Это предполагает, в первую оче­редь, накопление и использование достовер­ных данных об основных аспектах читательс­кой деятельности различных категорий детей, подростков и юношества, а также формах, ме­тодах и приёмах продвижения печатной и электронной книжно-журнальной продукции в их среду. К сожалению, в современных предс­тавлениях о роли и месте книги в молодёжной среде преобладают бессистемные мнения, наблюдения, впечатления, а не знания, полу­ченные путём репрезентативных исследова­ний. Ситуация осложняется тем, что в России вообще нет мощных исследовательских цент­ров, которые бы изучали детско-юношескую субкультуру и такую важную её составляющую, как чтение. И на территории Челябинской об­ласти нет институциональных научно-исследовательских структур, где бы регулярно осуще­ствлялся мониторинг чтения, изучались раз­личные аспекты читательской деятельности детей и юношества.

Для научно обоснованного решения пос­тавленных задач важно организовать накопле­ние регионального банка данных о чтении де­тей и юношества. С целью своевременного по­лучения эмпирического материала о состоянии детского и юношеского чтения, оп­ределения оптимального взаимодействия институтов образования/просвещения с этой категорией читателей, считаем своевремен­ным присвоить статус научных областным детской и юношеской библиотекам, располо­женным в Челябинске, с выделением в их структуре научно-исследовательских отделов и соответствующим финансированием. Это требует подготовки пакета регламентирующих документов, определяющих основные задачи и порядок организации научно-исследовательской работы в библиотеках, научная функ­ция которых не закреплена в их статусе и не предусмотрена профильной нормативно-пра­вовой базой федерального уровня.

Одним из возможных вариантов организа­ции систематических научных исследований детского и юношеского чтения может быть создание межведомственного научно-иссле­довательского и проектного Центра книги и чтения на базе Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Обозначим и проблему роли СМИ в систе­ме деятельности по продвижению книги и чтения. Несмотря на то, что в последние годы в областных печатных СМИ стали значительно чаще появляться статьи, посвящённые проб­лемам чтения, а радиопередачи такого содер­жания носят систематический характер, преж­девременно утверждать, что на Южном Урале сложилась устойчивая система поддержки чтения детей и юношества.

В области должна сложиться система медиа-проектов, нацеленных на развитие читательской активности подрастающего поколения и социальной рекламы книги и чтения; предпоч­тение следует отдать интерактивным формам.

На данном этапе развития медийной дея­тельности в поддержку чтения необходимо провести ревизию всего сделанного (радио-, телепередачи, выступления в прессе), чтобы осмыслить формат каждого отдельно взятого проекта, придать разнообразным выступлени­ям взаимодополняющий характер, расширить круг участников проектной деятельности в данном направлении.

Очевидна необходимость продолжения передач на областном радио: «Я расту» (формат передачи — родительский, целе­вое назначение — ориентация старших членов семьи в литературном процессе, их ознакомление с книжными новинками) и «Чтение для сердца и разума» (формат пе­редачи — детско-родительский, целевое назначение — поддержка и развитие детс­кого, подросткового и юношеского чтения в регионе посредством объединения уси­лий образовательных, библиотечных, кни­гоиздательских и книготорговых учрежде­ний Челябинской области). К непосред­ственному проведению радиопередач планируется привлечение юных читате­лей.

В Челябинской области накоплен и уникальный опыт поддержки детско-юношеского чтения с помощью телепередач: это, прежде всего, тридцатилетний опыт работы областной детской библиотеки им. В. В. Маяковского. В дальнейшем на региональном телевидении могут быть разработаны проекты, связанные с обсуждением литературных новинок; дискуссиями по поводу спорных художественных произведений, роли чтения в жизни выдающихся людей; репортажами из книжных магазинов, библиотек. Действенным стимулом могло бы быть объявление регионального конкурса соответствующих телепроектов.

Определилась преимущественная тематика выступлений в региональных печатных СМИ. Газета «Вектор образования» размещает публикации, стимулирующие развитие чтения в школе; «Южноуральская панорама» — матери­алы об управленческой работе, опыте реализации программно-проектной деятельности в поддержку чтения на Южном Урале. Газета «Челябинский рабочий» публикует в основном идеи, новации в сфере поддержки чтения, «Вечерний Челябинск» пишет о просветительской работе с родителями и учителями в областном центре.

Требует дальнейшего развития и социальная реклама книги, чтения, библиотеки с использованием СМИ, Интернета, возможностей библиотек и различных нестандартных приёмов рекламного воздействия. Наружная реклама в населённых пунктах Челябинской области может включать плакаты книжной или литературной тематики, фотоплакаты с изображением известных людей России, региона, города (музыкантов, артистов, политиков, учёных, спортсменов, изобретателей) с книгой. Роль книги и чтения в производственных, научных, изобретательских, литературно-художественных и иных достижениях можно показать посредством включения тем, связанных с чтением, в проект «Светлое прошлое», «антигламурный» телепроект «Сделано на Урале», те­лепередачу «Без грима» и т.д. Созданию пози­тивного образа человека читающего может способствовать использование книги, перио­дического издания в качестве аксессуара в процессе телевизионного показа моделей одежды, проведения различных телеигр, реалити-шоу и иных передач. Возможно и прове­дение соответствующего тематического фотоконкурса.

Решению задач, вытекающих из обозначенных проблем, в наибольшей степени соответствует программно-проектная деятельность

в поддержку детско-юношеского чтения на основе социального участия; её преимущество заключается в том, что она является наиболее мобильной и гибкой формой общественного и профессионального реагирования на возникающие в социуме проблемы. Она позволяет сфокусировать внимание властных структур и общественных организаций региона на продвижении книги и чтения; усовершенствовать функционирование институтов книжного дела; выстроить стратегию социального партнёрства; привлечь дополнительные финансовые и иные ресурсы.

Конкретное наполнение программно-проектной деятельности определяется наличием профессиональных, материальных, финансо­вых, административных ресурсов, традиций партнёрского взаимодействия, экономических и социокультурных особенностей региона. Вариант, предложенный специалистами Челябинской области, — один из возможных, который может оказаться для коллег из других регионов подспорьем в разработке концептуальных документов, определяющих систему работы по поддержке и развитию чтения молодых людей, от которой зависит их будущее и будущее нашей страны.

В.Я. АСКАРОВА,

профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, председатель Центра чтения Челябинской государственной академии культуры и искусств

 

Концепция поддержки и развития детского и юношес­кого чтения в Челябинской области. — М.: МЦБС, 2007. — 47 с.