Головань Е. Школьные библиотеки Костромской области: современное состояние и перспективы развития / Е. Головань // Школьная библиотека. – 2009. – № 2. – С. 4-8.
Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребёнка учиться, быть функционально грамотным и востребованным в современном мире. При этом основной фонд школьной библиотеки не комплектуется уже более 15 лет, и давно забыто, что по международным рекомендациям ЮНЕСКО фонды библиотек должны обновляться в течение каждых 10 лет на 2/3.
На какой интеллектуальной основе воспитывать культуру чтения юного читателя, приобщать к книге в целом? Проблема комплектования фондов и чтения остро стоит перед библиотеками всех систем и ведомств. Поэтому их решение требует объединения усилий государственных федеральных и региональных органов управления, школьных библиотек, крупных издательств и общественных организаций.
За последние полтора года произошли очень важные события в жизни российского библиотечного сообщества:
2007 г. — Первый Всероссийский съезд школьных библиотекарей, Второй Международный фестиваль «БиблиОбраз»;
2008 г. — Форум «Михайловское 2008»;
региональные съезды школьных библиотекарей — г. Анапа (Южный федеральный округ), г. Ульяновск (Приволжский федеральный округ), г. Москва (Центральный федеральный округ), г. Екатеринбург (Уральский федеральный округ).
Все эти широкомасштабные собрания — результат большой общей работы Русской школьной библиотечной ассоциации, Министерства образования и науки Российской Федерации и государственных органов управления субъектов РФ. И именно опыт школьных библиотек даёт импульс дальнейшему развитию всех библиотек страны.
Сделаны важные шаги: Комитетом Государственной Думы по образованию совместно с экспертами РШБА подготовлен проект Федерального Закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части установления федеральных требований к образовательным учреждениям по библиотечному обслуживанию учащихся и нормативам минимального библиотечного фонда образовательного учреждения.
Но наряду с государственной поддержкой, может и должна развиваться региональная система реформирования школьных библиотек. Такая, как в Ульяновской, Липецкой, Нижегородской областях, Краснодарском крае, где органы законодательной и исполнительной власти проводят политику активной помощи в сохранении и развитии школьного библиотечного дела.
В 2004 г. была учреждена некоммерческая организация «Русская школьная библиотечная ассоциация», миссия которой — объединение духовных и интеллектуальных ресурсов России для развития российских школьных библиотек, как катализаторов процессов воспитания, образования и качества жизни детей и юношества.
В стране действуют и другие профессиональные общественные организации: Российская библиотечная ассоциация, Русская ассоциация чтения, Общественный комитет содействия развитию библиотек, которые, так или иначе, затрагивают деятельность библиотек общеобразовательных учреждений. Но представителем всей школьной библиотечной сети России, объединяющей более 60 тысяч библиотек, является именно Русская школьная библиотечная ассоциация, создавшая прецедент общественно-государственного управления российскими библиотеками.
В августе 2008 г. было официально зарегистрировано Костромское региональное представительство РШБА, одним из главных аспектов работы которого является формирование диалоговой системы сотрудничества с органами управления Костромской области и органами местного самоуправления г. Костромы. Такое профессиональное общение, направленное на создание региональной модели нормативно-правового регулирования деятельности школьных библиотек, может проходить в виде консультаций, круглых столов и слушаний по интересующим нас вопросам.
Так как школьная библиотека — многофункциональная система и заслуживает долгого пристального рассмотрения, затронем только ключевые моменты ресурсообеспечения — комплектование, кадры.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ
В 2008 г., как и в последующие два года, на комплектование муниципальных библиотек Министерства культуры Российской Федерации Правительство Российской Федерации выделило около двух миллиардов рублей в виде федеральных субвенций.
Сравнительный анализ комплектования школьных библиотек Костромской области за 2007-2008 гг. показал общий уровень снижения основных фондов: в крупных городах — от 15 до 23 % (Мантурово — Кострома — Галич), в сельских библиотеках — до 15 %: рискуя остаться наедине с пустыми стеллажами, библиотекари сельских школ не спешат списывать ветхие и устаревшие издания. Тенденция прироста книжного фонда (спонсорские средства) наблюдается в г. Нерехте, Буйском, Поназыревском и Сусанинском районах.
Подписка современной периодики — оперативная информационная поддержка читателей школьных библиотек — могла бы улучшить существующее положение в регионе. Однако из-за дефицита бюджетного финансирования, в том числе и на муниципальном уровне, сделать это крайне сложно. По данным Русской школьной библиотечной ассоциации в 2008 г. процент подписчиков периодических изданий, издаваемых ассоциацией, в Костромской области составил всего 1 % от общего числа. Наш профессиональный информационно-методический журнал «Школьная библиотека», отмеченный знаком «Золотой фонд прессы», отражающий аналитический опыт работы всей России, оказывает огромную помощь в повышении квалификации специалистов прямо на рабочем месте! Детские и молодёжные журналы «Читайка», «Крылья», «Юный краевед», «Семейное чтение» неоценимы в формировании и развитии русского языка, литературного вкуса, общей и информационной культуры. Руководители образовательных учреждений могут отдать предпочтение названным изданиям прежде всего потому, что они адресованы детям и родителям.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА. МОДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» «Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащённого всеми видами технических средств обучения (далее ТСО), обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся. Площадь библиотеки — информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося.
В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и приём литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек».
Общая площадь библиотек других образовательных учреждений (основных и средних школ, школ-интернатов) определяется, исходя из расчёта не менее 0,3 кв.м. на одного учащего. (СНиП 2.08.02 — 89. Общественные здания и сооружения).
В нашем случае библиотеки занимают площади от 20 до 40-60 кв.м., часто в самых неподходящих для этого местах — неспециализированных, то есть не предусмотренных типовым планом застройки учебного заведения, разноуровневых — на разных этажах здания. Дефицит площадей затрудняет эффективное использование библиотечных ресурсов: нерационально размещаются рабочие зоны, отсутствуют комфортные условия для работы библиотекарей и читателей, осложняется доступ к документам и материалам, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы хранения документов, что негативно сказывается на сохранности фондов в целом.
Проблемы достойного размещения мог бы решить проект создания школьных модельных библиотек, идентичный уже существующему в культуре с 2000 г. Проект активно разрабатывался и внедрялся в Чувашии. Там за один год было построено 200 таких библиотек. По данным журнала «Школьная библиотека» (№ 4, 2005, с. 4) модернизация одной сельской библиотеки в 2005 г. стоила 30 тысяч долларов. Если начать процесс моделирования школьной библиотеки в одном районном центре Костромской области, понадобится более миллиона рублей.
ОПЛАТА ТРУДА БИБЛИОТЕКАРЯ
В большинстве библиотек общеобразовательных учреждений области установлена одна ставка библиотекаря. Вместе с тем 36 % библиотекарей работают на 0,5 ставки, так как полная ставка библиотекаря открывается при наличии в общеобразовательном учреждении не менее 14 классов-комплектов (Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 12 февраля 1987 года № 13 -М). Это касается в первую очередь библиотек сельских общеобразовательных учреждений.
Парламентские слушания в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (октябрь 2002 г.) предусматривали снятие подобных ограничений, однако вопрос открытия полной ставки и даже двух до сих пор остаётся открытым.
В течение последних полутора лет оплата труда школьного библиотекаря менялась в соответствии с повышением заработной платы в бюджетной сфере, но по-прежнему остаётся очень низкой в стране и области. Средняя заработная плата костромского библиотекаря составляет 4100 рублей, что ниже среднеобластной заработной платы (около 10000).
С 1 января 2009 г. введена новая система оплаты труда для работников государственных образовательных учреждений, которая устанавливается с учётом базовых окладов, перечня выплат компенсационного и стимулирующего характера, мнения представительного органа работников. (Закон Костромской области от 24 апреля 2008 г. № 302-4-3KO «Об установлении основ отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Костромской области»).
Согласно «Положению об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Костромской области» размеры базовых окладов по профессиональным квалификационным группам установлены на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам.
Так, должность заведующего библиотекой должна быть отнесена к Профессиональной квалификационной группе должностей руководителей структурных подразделений, базовый оклад которого составляет 4610 рублей и коэффициент по должности — до 1,08, т.к. библиотека — структурное подразделение образовательного учреждения.
Однако далее в разделе Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» указывается должность заведующего библиотекой с базовым окладом в 3600 рублей и коэффициентом до 1,17, что значительно ниже оклада руководителя структурного подразделения. Должность библиотекаря, наряду с дежурным по залу, комендантом, паспортисткой, относится к Профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих первого уровня» с окладом 1750 рублей и коэффициентом 1,05. Если представить размер базовых окладов в виде иерархической лестницы, библиотечный оклад будет второй ступенькой от начала.
В Перечне выплат компенсационного характера нет упоминания о библиотечном работнике. Однако все указанные стимулирующие выплаты в полной мере применительны к должности школьного библиотекаря: за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж работы, выслугу лет, за работу в сельской местности, с использованием повышающих коэффициентов, доплата за ученую степень, премиальные выплаты по итогам работы. Важно, чтобы при переходе на новую систему оплаты труда были учтены все нюансы, касающиеся специфики работы школьного библиотекаря.
Школьный библиотекарь выполняет большую нагрузку, связанную с обслуживанием разных категорий читателей — детей и подростков, педагогов, родителей. В соответствии с действующими «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках», утверждёнными Министерством труда и Министерством экономического развития (М., 1997 г.), имея сорокачасовую рабочую неделю, школьный библиотекарь является универсальным специалистом, выполняющим функции комплектования, учёта и обработки библиотечного фонда, организации справочно-библиографического аппарата, в том числе и в автоматическом режиме, справочно-библиографического обслуживания читателей, создающим собственные информационные продукты и организующим массовые мероприятия.
Замечу, что в национальных, областных и муниципальных библиотеках каждая из этих функций выполняется специалистами соответствующих профильных отделов.
По Федеральному закону «О библиотечном деле» от 29.12.94 №78-ФЗ (ст. 11) статус библиотеки должен быть определен учредителем, однако статус большинства библиотек не зафиксирован в уставе общеобразовательного учреждения.
К сожалению, во многих образовательных учреждениях до сих пор не приняты основные документы, регламентирующие деятельность библиотеки и библиотекаря.
Это «Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения», «Должностная инструкция заведующего библиотекой (библиотекаря)», определяющая обязанности и права специалиста. При планировании работы не применяются и указанные «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках», и «Инструкция об учёте библиотечного фонда», введённая Приказом Министерства образования Российской Федерации № 2488 (24. 08. 2000).
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
В области действуют 7 городских и 22 районные методические службы, обеспечивающие работу школьных библиотек. В основном это методисты, имеющие большой опыт и профессиональный стаж работы. Из 23 анкет, заполненных методистами, следует, что 18 имеют высшее образование. Стаж работы в должности районных методистов — от 1,5 до 20 лет, городских — от 10 месяцев до 21 года (г. Кострома — г. Мантурово).
Для методистов, курирующих работу с учебными фондами, в 2008 г. с целью повышения методической компетентности была организована курсовая подготовка «Современная школьная библиотека в условиях модернизации образования», рассчитанная на 72 часа. В рамках курсов были рассмотрены вопросы гуманитаризации образования, управления, имиджа и самопрезентации, публичного выступления методиста, проектной деятельности и Интернет- представительств школьных библиотек. В курсах приняли участие специалисты Института, Департамента образования и науки Костромской области, издательства «Дрофа», областных и муниципальных библиотек.
КОНКУРСНАЯ СИСТЕМА
Всероссийские конкурсы «БиблиОбраз», «Школьный библиотекарь года» вызвали эволюционный подъём школьных библиотекарей.
В 2002/2003 учебном году региональным общественным фондом «Центр развития русского языка» при поддержке Министерства образования России был проведен первый всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений «БиблиОбраз». Конкурс способствовал повышению профессионального мастерства его участников, распространению позитивного опыта работы библиотек. Итоги конкурса были подведены на Фестивале школьных библиотек (октябрь 2003 г.), ставшем значительным всероссийским и международным событием. Победителями конкурса стали 105 участников из 56 регионов России, в том числе и Светлана Сергеевна Кононова, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 6 г. Шарьи.
В 2008 г. краеведческая работа Веры Фёдоровны Ювенской и Ирины Борисовны Гуровой вошла в 14 лучших из более чем 1000 работ, присланных на конкурс «Школьный библиотекарь года». Всё это говорит только об одном: библиотекари региона демонстрируют высокий творческий потенциал и достойны всяческого поощрения.
Решению части из существующих в регионе проблем может способствовать деятельность отдела развития школьных библиотек КОИПКРО.
Созданный в сентябре 2008 г. отдел развития школьных библиотек считает своими основными задачами сохранение и развитие деятельности школьных библиотек на территории Костромской области, преобразование их в библиотеки — информационные центры, создание информационно-образовательной среды «учащийся — учитель — библиотекарь», где библиотекарь — основное звено информационного обеспечения образовательного учреждения.
Помимо методического сопровождения и развития школьных библиотек, сотрудники отдела работают с учебными издательствами. В планах отдела — проведение регионального конкурса школьных библиотек (разработано Положение о конкурсе), который планируется быть ежегодным, на грантовой основе.
В этом случае специалисты издательств могут привлекаться в качестве членов жюри, выступая соучредителями гранта (финансовая либо другая помощь, в том числе, в виде справочной и учебной литературы, электронных изданий, компьютерной техники и т. д.).
В 2009 г. на базе школьной библиотеки (г. Волгореченск) и информационно-методического центра (г. Шарья) будут работать две опорные площадки с соответствующими темами «Интернет-представительство школьной библиотеки» и «Единый образовательный информационный ресурс».
Разработана, создана и размещена на портале КОИПКРО экспериментальная База данных школьных библиотек, отражающая статистические данные всех городов и районов области по основным направлениям работы, в том числе по материально-техническому оснащению, комплектованию, кадровому составу. Отдел развития школьных библиотек имеет электронное представительство, структуру и контент которого участники конференции могут видеть на экране.
Предстоит много сделать. И только совместная работа органов государственной власти и общественных структур может способствовать созданию целостной системы формирования библиотечных фондов и качественного предоставления информационных услуг пользователям в библиотеках образовательных учреждений.
Е.В. ГОЛОВАНЬ, заведующая отделом развития школьных библиотек КОИПКРО